Программа кружка Юный натуралист
рабочая программа по биологии на тему

Программа кружка предназначена для учащихся 5-9 классов. Занятия проводятся 3 часа в неделю, всего 102 часа в год. Содержание кружковых занятий предусматривает знакоство воспитанников с природой Южного Урала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_yunyy_naturalist.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 112 г. Челябинска»

454071 г. Челябинск, ул. Героев Танкограда, 104 т. 772-84-37, 772-87-11

E-mail: shcool112@mail.ru

 

УТВЕРЖДЕНО:                                                                   УТВЕРЖДАЮ:

Пед. советом МОУ СОШ № 112                          Директор МОУ СОШ № 112

Протокол № ____                                        ___________Лифинцева О.В.

От «___»______________ 20__г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ЮНЫЕ НАТУРАЛИСТЫ»

(ПРИРОДА И МЫ)

Возраст обучающихся: 9-15 лет

Составила:

Абубакирова Тансылу Самситовна,

учитель биологии высшей категории,

руководитель кружка

Информационная карта

Образовательная направленность: эколого-биологическая

По типу программа: адаптированная

По уровню освоения: общеразвивающая

По цели обучения: познавательная

По форме организации содержания

 и процесса педагогической деятельности: комплексная

Возраст обучающихся: учащиеся 6-9-х классов

Программа кружка  «Юные натуралисты»

Пояснительная записка

В условиях современной экологической ситуации особенно остро стоит вопрос воспитания экологической культуры детей в образовательных учреждениях. Мир природы удивляет и восхищает многообразием и красотой форм, красок, запахов, доставляет людям радость и является источником творческого вдохновения.

Кружок "Юные натуралисты" предназначен для учащихся 5-9 классов. Число участников каждой группы 5 – 10 человек. Каждая группа занимается по 1,5 часа 2 раза в неделю. Занятия могут проводиться со всем составом, с подгруппой и индивидуально. Всего на год отводится 102 часа (для каждой группы). Сюда включается и время, затрачиваемое на экскурсии, на проведение практических работ.

Данная программа является адаптированной. Она составлена на основе следующих  источников:  Типовая  государственная программа кружка юных натуралистов «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ исследователей природы». В отличие от существующих, представленная программа рассчитана на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые живо интересуясь зоологией, ботаникой и стремятся в непосредственному общению с природой.

Содержание кружковых занятий предусматривает  знакомство  воспитанников с  природой Южного Урала.   Учащиеся знакомятся с наиболее характерными видами животных, растений, грибов   нашего региона, об особенностях природных зон и экосистем.  Предусмотрены   экскурсии в оранжерею, зоопарк, краеведческий музей и др.    

Цель  образовательной программы  состоит  в  следующем:    

  • удовлетворение познавательных   запросов   детей,   развитие  у них  исследовательского подхода к изучению окружающего мира.


       
Реализация главной цели предусматривает решение следующих задач:

Познавательные:

  •  расширить представление о животном и растительном мир

Развивающие:

  • развить понимание неразрывности биологических связей в живой природе и необходимости в сохранении окружающего мира;
  • формирование интереса к науке, исследовательской деятельности;
  •  выработка навыков планирования, проведения и оформления результатов исследовательских работ

 Воспитательные:

  • бережное отношение ко всему живому на планете Земля;
  •  рациональное использование природных ресурсов;
  • определение своего места в деле сохранения окружающей среды;
    Обучающие:
  •  научить детей работе с объектами живой и не живой природы в условиях их  

      обитания и в лаборатории;

  • научить основам самостоятельной работы;
  • научить оценивать состояние окружающей среды, определять меру воздействия

      человека на нее.
Социально-педагогические:

  • формирование общественно-активной личности, способной реализовать себя в социуме.


На занятиях используются следующие формы работы:

  • теоретическая часть занятия в форме лекции или беседы с использованием наглядного материала;
  • социализирующие игры, служащие для развития и умения детей общаться и работать в коллективе;
  • практическая работа детей с обязательным инструктажем по технике безопасности.
            

Своеобразной формой контроля является

  • участие  учащихся в различных конкурсах (высшая оценка для учащегося – получение призового места).

        Кружок объединяет заинтересованных ребят,  дает простор их увлеченности, творчеству, самостоятельности. Особенно важно, что выполняя различные опыты, проводя наблюдения и ухаживая за растениями, дети входят в тесный контакт с живой   природой,       сохраняя      её  чистоту    и     преломляя полученные знания на современный этап развития данного направления деятельности в быту, накапливая практический опыт по дизайнерским новым технологиям.

      Программа нацелена на овладение навыками исследования  сезонных изменений в природе, знаниями об особенностях живой природы родного края, законов об охране природы, Красной книги. В процессе деятельности  школьники  учатся   находить взаимосвязи в природе. Дети знакомятся с полезными ископаемыми, почвами, водоемами, лесами, лугами, зелеными насаждениями, особо охраняемыми территориями, растениями и животными Южного Урала.  Почти в каждой теме уделяется внимание вопросам охраны природы. Расширяются представления об экологическом равновесии объектов природы и гибельных последствиях нарушения природных связей.

          Программа носит образовательно-развивающую направленность, охватывает теоретические и практические блоки содержания, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.

        Данная программа дает ребенку больше возможностей для осуществления своего естественного желания в познании мира природы. Помимо всего перечисленного желательно участие школьников в планировании и проведении своих исследовательских работ, а впоследствии - оформление их результатов и выступление в различных конкурсах,  детских научных конференциях, олимпиадах и т.д. Это дает возможность детям научиться систематизировать полученные в результате исследований знания, делать обобщения, выводы и прогнозировать ситуацию, а также отстаивать свою точку зрения.

Учебно-тематический план

п/п

Содержание занятия

Количество часов

1. НАШ КРАЙ НА КАРТЕ (6 часов)

Челябинские меридианы и параллели

1,5 ч

Природные зоны Челябинской области

1,5 ч

Географические названия Южного Урала. Откуда они?

1,5 ч

Самое, самое (географическое положение, границы, рельеф)

1,5 ч

2. РЕСУРСЫ ЮЖНОГО УРАЛА (6 часов)

Полезные  ископаемые Южного Урала

1,5 ч

Почвенные ресурсы нашего края

1,5 ч

Охрана почв края

1,5 ч

Самое, самое (недра, полезные  ископаемые

1,5 ч

3. ПОГОДА НА ЮЖНОМ УРАЛЕ (4,5 часа)

Наблюдения за погодой

1,5 ч

Суровый, но здоровый

1,5 ч

Самое, самое (климат)

1,5 ч

4. ВОДОЕМЫ НАШЕГО КРАЯ (6часов)

Реки Челябинской области

1,5 ч

Озера Челябинской области

1,5 ч

Охрана водоемов

1,5 ч

Самое, самое (гидрография)

1,5 ч

5. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА. (10,5часов)

Искусственные природные сообщества.

1,5 ч

Естественные природные сообщества.

1,5 ч

Лес - хвойный, смешанный, лиственный.  

1,5 ч

Растения лесов Челябинской области

1,5 ч

Животные лесов Челябинской области

1,5 ч

Экскурсия в Краеведческий музей

3 ч

6. ЛУГ – ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО (3 часа)

Многообразие растений луга

1,5 ч

Многообразие животных луга

1,5 ч

7. ВОДОЕМ – ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО (10,5 часов)

Жизнь водоема

1,5 ч

Растения водоема

1,5 ч

Животные водоема

1,5 ч

Роль растений в охране водоема

1,5 ч

Растения и животные как индикаторы чистоты и загрязнения водоемов

1,5 ч

Экскурсия на водоем Первое озеро

3 ч

8. СТЕПЬ – ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО (3 часа)

Растительность степей

1,5 ч

Животный мир степей

1,5 ч

9. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ НАШЕГО КРАЯ (13,5 часов)

Жизненные формы растений. Деревья. Кустарники и полукустарники. Травянистые растения

1,5 ч

Растения как барометры погоды

1,5 ч

Цветочные часы

1,5 ч

Лекарственные растения

1,5 ч

Ядовитые растения

1,5 ч

Редкие и исчезающие растения

1,5 ч

Растения Красной книги Челябинской области        

1,5 ч

Экскурсия в Парк Победы        

1,5 ч

Самое, самое (флора)

1,5 ч

10. ГРИБЫ ЮЖНОГО УРАЛА И ИХ РОЛЬ В ПРИРОДЕ (4,5 часов)

Шляпочные грибы: съедобные и ядовитые. Грибы – паразиты

1,5 ч

Роль грибов в природном сообществе

1,5 ч

Самое, самое (грибы)

1,5 ч

11.  РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ НАШЕГО КРАЯ (22,5 часов)

Птицы Южного Урала

1,5 ч

Млекопитающие Южного Урала

1,5 ч

Рыбы нашей области

1,5 ч

Земноводные нашей области

1,5 ч

Пресмыкающиеся нашей области

1,5 ч

Ракообразные нашей области

1,5 ч

Паукообразные нашей области

1,5 ч

Насекомые нашей области

1,5 ч

Животные – как барометры погоды

1,5 ч

Редкие и исчезающие животные  

1,5 ч

Животные  Красной книги Челябинской области

1,5 ч

Животные  Красной книги Челябинской области

1,5 ч

Экскурсия в Челябинский зоопарк

3 ч

Самое, самое (фауна)

1,5 ч

12. ЗАПОВЕДНЫЕ МЕСТА (12 часов)

Заповедники Челябинской области

1,5 ч

Заказники нашей области

1,5 ч

Национальные парки Челябинской области

1,5 ч

Памятники природы Челябинской области

1,5 ч

Экскурсия в один из Памятников природы г. Челябинск (Каштакский бор/Челябинский городской бор)

3 ч

Самое, самое (заповедные места)

1,5 ч

Итоговое занятие

1,5 ч

ИТОГО:

102 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Юный натуралист"

Программа кружка "Юный натуралист" составлена для дополнительных занятий по практической биологии с детьми 6-7 классов....

Программа кружка "Юный натуралист"

Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Как помочь ребенку правильно сориентироваться в бурном круговороте жи...

Рабочая программа кружка юных натуралистов

Рабочая программа кружка "Юный натуралист" нацелина на изучения растений Курской области...

программа кружка "Юный натуралист"

В системе биологического обучения трудовая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, эстетического. Именно в начальных и средних классах зак...

Программа кружка "Юные натуралисты"

Пояснительная записка. Программа составлена на один год с учетом курса природоведения 5 классКурс рассчитан на 34 занятия в год (1 час в неделю). Цель: Создать условия для формирования и раз...

Программа кружка Юный натуралист

Кружок «Юный натуралист» рассчитан на учащихся 5- 6 классов.Основная его цель – формирование у школьников чувства любви к природе, развитие познавательных интересов, эстетического вк...

Рабочая программа кружка "Юный натуралист".

Материал представляет собой рабочую программу кружка "Юный натуралист". Занятия кружка помогут ребятам  повысить интерес к наукам эколого – биологического направления, расширить з...