Программа кружка Юный натуралист
рабочая программа по биологии на тему
Программа кружка предназначена для учащихся 5-9 классов. Занятия проводятся 3 часа в неделю, всего 102 часа в год. Содержание кружковых занятий предусматривает знакоство воспитанников с природой Южного Урала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_yunyy_naturalist.docx | 25.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 112 г. Челябинска»
454071 г. Челябинск, ул. Героев Танкограда, 104 т. 772-84-37, 772-87-11
E-mail: shcool112@mail.ru
УТВЕРЖДЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
Пед. советом МОУ СОШ № 112 Директор МОУ СОШ № 112
Протокол № ____ ___________Лифинцева О.В.
От «___»______________ 20__г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ЮНЫЕ НАТУРАЛИСТЫ»
(ПРИРОДА И МЫ)
Возраст обучающихся: 9-15 лет
Составила:
Абубакирова Тансылу Самситовна,
учитель биологии высшей категории,
руководитель кружка
Информационная карта
Образовательная направленность: эколого-биологическая
По типу программа: адаптированная
По уровню освоения: общеразвивающая
По цели обучения: познавательная
По форме организации содержания
и процесса педагогической деятельности: комплексная
Возраст обучающихся: учащиеся 6-9-х классов
Программа кружка «Юные натуралисты»
Пояснительная записка
В условиях современной экологической ситуации особенно остро стоит вопрос воспитания экологической культуры детей в образовательных учреждениях. Мир природы удивляет и восхищает многообразием и красотой форм, красок, запахов, доставляет людям радость и является источником творческого вдохновения.
Кружок "Юные натуралисты" предназначен для учащихся 5-9 классов. Число участников каждой группы 5 – 10 человек. Каждая группа занимается по 1,5 часа 2 раза в неделю. Занятия могут проводиться со всем составом, с подгруппой и индивидуально. Всего на год отводится 102 часа (для каждой группы). Сюда включается и время, затрачиваемое на экскурсии, на проведение практических работ.
Данная программа является адаптированной. Она составлена на основе следующих источников: Типовая государственная программа кружка юных натуралистов «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ исследователей природы». В отличие от существующих, представленная программа рассчитана на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые живо интересуясь зоологией, ботаникой и стремятся в непосредственному общению с природой.
Содержание кружковых занятий предусматривает знакомство воспитанников с природой Южного Урала. Учащиеся знакомятся с наиболее характерными видами животных, растений, грибов нашего региона, об особенностях природных зон и экосистем. Предусмотрены экскурсии в оранжерею, зоопарк, краеведческий музей и др.
Цель образовательной программы состоит в следующем:
- удовлетворение познавательных запросов детей, развитие у них исследовательского подхода к изучению окружающего мира.
Реализация главной цели предусматривает решение следующих задач:
Познавательные:
- расширить представление о животном и растительном мир
Развивающие:
- развить понимание неразрывности биологических связей в живой природе и необходимости в сохранении окружающего мира;
- формирование интереса к науке, исследовательской деятельности;
- выработка навыков планирования, проведения и оформления результатов исследовательских работ
Воспитательные:
- бережное отношение ко всему живому на планете Земля;
- рациональное использование природных ресурсов;
- определение своего места в деле сохранения окружающей среды;
Обучающие: - научить детей работе с объектами живой и не живой природы в условиях их
обитания и в лаборатории;
- научить основам самостоятельной работы;
- научить оценивать состояние окружающей среды, определять меру воздействия
человека на нее.
Социально-педагогические:
- формирование общественно-активной личности, способной реализовать себя в социуме.
На занятиях используются следующие формы работы:
- теоретическая часть занятия в форме лекции или беседы с использованием наглядного материала;
- социализирующие игры, служащие для развития и умения детей общаться и работать в коллективе;
- практическая работа детей с обязательным инструктажем по технике безопасности.
Своеобразной формой контроля является
- участие учащихся в различных конкурсах (высшая оценка для учащегося – получение призового места).
Кружок объединяет заинтересованных ребят, дает простор их увлеченности, творчеству, самостоятельности. Особенно важно, что выполняя различные опыты, проводя наблюдения и ухаживая за растениями, дети входят в тесный контакт с живой природой, сохраняя её чистоту и преломляя полученные знания на современный этап развития данного направления деятельности в быту, накапливая практический опыт по дизайнерским новым технологиям.
Программа нацелена на овладение навыками исследования сезонных изменений в природе, знаниями об особенностях живой природы родного края, законов об охране природы, Красной книги. В процессе деятельности школьники учатся находить взаимосвязи в природе. Дети знакомятся с полезными ископаемыми, почвами, водоемами, лесами, лугами, зелеными насаждениями, особо охраняемыми территориями, растениями и животными Южного Урала. Почти в каждой теме уделяется внимание вопросам охраны природы. Расширяются представления об экологическом равновесии объектов природы и гибельных последствиях нарушения природных связей.
Программа носит образовательно-развивающую направленность, охватывает теоретические и практические блоки содержания, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Данная программа дает ребенку больше возможностей для осуществления своего естественного желания в познании мира природы. Помимо всего перечисленного желательно участие школьников в планировании и проведении своих исследовательских работ, а впоследствии - оформление их результатов и выступление в различных конкурсах, детских научных конференциях, олимпиадах и т.д. Это дает возможность детям научиться систематизировать полученные в результате исследований знания, делать обобщения, выводы и прогнозировать ситуацию, а также отстаивать свою точку зрения.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание занятия | Количество часов |
1. НАШ КРАЙ НА КАРТЕ (6 часов) | ||
Челябинские меридианы и параллели | 1,5 ч | |
Природные зоны Челябинской области | 1,5 ч | |
Географические названия Южного Урала. Откуда они? | 1,5 ч | |
Самое, самое (географическое положение, границы, рельеф) | 1,5 ч | |
2. РЕСУРСЫ ЮЖНОГО УРАЛА (6 часов) | ||
Полезные ископаемые Южного Урала | 1,5 ч | |
Почвенные ресурсы нашего края | 1,5 ч | |
Охрана почв края | 1,5 ч | |
Самое, самое (недра, полезные ископаемые | 1,5 ч | |
3. ПОГОДА НА ЮЖНОМ УРАЛЕ (4,5 часа) | ||
Наблюдения за погодой | 1,5 ч | |
Суровый, но здоровый | 1,5 ч | |
Самое, самое (климат) | 1,5 ч | |
4. ВОДОЕМЫ НАШЕГО КРАЯ (6часов) | ||
Реки Челябинской области | 1,5 ч | |
Озера Челябинской области | 1,5 ч | |
Охрана водоемов | 1,5 ч | |
Самое, самое (гидрография) | 1,5 ч | |
5. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА. (10,5часов) | ||
Искусственные природные сообщества. | 1,5 ч | |
Естественные природные сообщества. | 1,5 ч | |
Лес - хвойный, смешанный, лиственный. | 1,5 ч | |
Растения лесов Челябинской области | 1,5 ч | |
Животные лесов Челябинской области | 1,5 ч | |
Экскурсия в Краеведческий музей | 3 ч | |
6. ЛУГ – ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО (3 часа) | ||
Многообразие растений луга | 1,5 ч | |
Многообразие животных луга | 1,5 ч | |
7. ВОДОЕМ – ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО (10,5 часов) | ||
Жизнь водоема | 1,5 ч | |
Растения водоема | 1,5 ч | |
Животные водоема | 1,5 ч | |
Роль растений в охране водоема | 1,5 ч | |
Растения и животные как индикаторы чистоты и загрязнения водоемов | 1,5 ч | |
Экскурсия на водоем Первое озеро | 3 ч | |
8. СТЕПЬ – ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО (3 часа) | ||
Растительность степей | 1,5 ч | |
Животный мир степей | 1,5 ч | |
9. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ НАШЕГО КРАЯ (13,5 часов) | ||
Жизненные формы растений. Деревья. Кустарники и полукустарники. Травянистые растения | 1,5 ч | |
Растения как барометры погоды | 1,5 ч | |
Цветочные часы | 1,5 ч | |
Лекарственные растения | 1,5 ч | |
Ядовитые растения | 1,5 ч | |
Редкие и исчезающие растения | 1,5 ч | |
Растения Красной книги Челябинской области | 1,5 ч | |
Экскурсия в Парк Победы | 1,5 ч | |
Самое, самое (флора) | 1,5 ч | |
10. ГРИБЫ ЮЖНОГО УРАЛА И ИХ РОЛЬ В ПРИРОДЕ (4,5 часов) | ||
Шляпочные грибы: съедобные и ядовитые. Грибы – паразиты | 1,5 ч | |
Роль грибов в природном сообществе | 1,5 ч | |
Самое, самое (грибы) | 1,5 ч | |
11. РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ НАШЕГО КРАЯ (22,5 часов) | ||
Птицы Южного Урала | 1,5 ч | |
Млекопитающие Южного Урала | 1,5 ч | |
Рыбы нашей области | 1,5 ч | |
Земноводные нашей области | 1,5 ч | |
Пресмыкающиеся нашей области | 1,5 ч | |
Ракообразные нашей области | 1,5 ч | |
Паукообразные нашей области | 1,5 ч | |
Насекомые нашей области | 1,5 ч | |
Животные – как барометры погоды | 1,5 ч | |
Редкие и исчезающие животные | 1,5 ч | |
Животные Красной книги Челябинской области | 1,5 ч | |
Животные Красной книги Челябинской области | 1,5 ч | |
Экскурсия в Челябинский зоопарк | 3 ч | |
Самое, самое (фауна) | 1,5 ч | |
12. ЗАПОВЕДНЫЕ МЕСТА (12 часов) | ||
Заповедники Челябинской области | 1,5 ч | |
Заказники нашей области | 1,5 ч | |
Национальные парки Челябинской области | 1,5 ч | |
Памятники природы Челябинской области | 1,5 ч | |
Экскурсия в один из Памятников природы г. Челябинск (Каштакский бор/Челябинский городской бор) | 3 ч | |
Самое, самое (заповедные места) | 1,5 ч | |
Итоговое занятие | 1,5 ч | |
ИТОГО: | 102 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Юный натуралист"
Программа кружка "Юный натуралист" составлена для дополнительных занятий по практической биологии с детьми 6-7 классов....
Программа кружка "Юный натуралист"
Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Как помочь ребенку правильно сориентироваться в бурном круговороте жи...
Рабочая программа кружка юных натуралистов
Рабочая программа кружка "Юный натуралист" нацелина на изучения растений Курской области...
программа кружка "Юный натуралист"
В системе биологического обучения трудовая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, эстетического. Именно в начальных и средних классах зак...
Программа кружка "Юные натуралисты"
Пояснительная записка. Программа составлена на один год с учетом курса природоведения 5 классКурс рассчитан на 34 занятия в год (1 час в неделю). Цель: Создать условия для формирования и раз...
Программа кружка Юный натуралист
Кружок «Юный натуралист» рассчитан на учащихся 5- 6 классов.Основная его цель – формирование у школьников чувства любви к природе, развитие познавательных интересов, эстетического вк...
Рабочая программа кружка "Юный натуралист".
Материал представляет собой рабочую программу кружка "Юный натуралист". Занятия кружка помогут ребятам повысить интерес к наукам эколого – биологического направления, расширить з...