тематическое планирование биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Планируемые результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о целостности природы,
- формирование толерантности и миролюбия;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
- учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
- формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии в 6класе являются:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- выделение существенных признаков биологических объектов;
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений;; опасных для человека растений;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание учебного предмета.
Биология. Многообразие покрытосеменных растений.
6 класс (35 часов, 1 час в неделю)
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.
Раздел 2. Жизнь растений (12 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
Раздел 3. Классификация растений (6 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсии
Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.
Раздел 4. Природные сообщества (2 часа)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тематическое планирование составлено из расчета 1 час в неделю на 35 учебных недель | 47.32 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Вид контроля | Дата планируемая | Дата фактическая | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||
Глава 1. Строение и многообразие семенных растений (15 часов) | ||||||||
1 | Строение семян. Л.Р.№1 «Строение семян двудольных растений»Л.Р.№2 «Строение зерновки пшеницы» | УОНЗ | Научиться объяснять значение понятий: однодольные и двудольные растения, семядоля, эндосперм, семенная кожура, семяножка, микропиле, различать на рисунках, таблицах и среди натуральных объектов основные части семени, выделять существенные признаки семян однодольных и двудольных растений | Давать определение понятий, проводить наблюдения, эксперименты объяснять полученные результаты, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану, оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: работа в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками, аргументировать свою точку зрения | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности. | Устный опрос | 5.09 | |
2 | Виды корней и типы корневых систем. Л.Р.№3 «Стержневая и мочковатая корневые системы» | Урок открытия нового знания | Научиться объяснять значение понятий: корни (главные, боковые, придаточные), стержневая и мочковатая корневые системы, характеризовать функции корня, различать виды корней; описывать и сравнивать особенности строения стержневой и мочковатой корневых систем; приводить примеры растений, имеющих стержневую и мочковатую корневые системы; объяснять значение окучивания растений; оценивать роль корней в жизни растений; демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием, соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием. | Познавательные: работать с различными источниками информации; преобразовывать информацию из одной формы в другую; классифицировать объекты по заданным критериям; осуществлять элементарные научные исследования. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, высказывать свою точку зрения. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил; умение применять полученные знания в практической деятельности. | Фронтальный опрос | 12.09 | |
3 | Зоны (участки корня). Л.Р.№4 «Корневой чехлик и корневые волоски» | Урок открытия нового знания | Научиться объяснять значение понятий: корневой чехлик, корневой волосок, зоны корня (деления, растяжения, всасывания, проведения); описывать зоны корня и характеризовать признаки, на основании которых они выделены; объяснять функции корневого чехлика и каждой зоны корня; описывать строение корневого волоска; различать ткани в в корнях растений; готовить микропрепараты корневого волоска; называть растительные ткани, входящие в состав корня, и характеризовать их функции и особенности строения; оценивать сложное строение растительного организма | Познавательные: работать с тестом, выделять в нем главное; преобразовывать информацию в форму таблицы; работать с лабораторным оборудованием, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Регулятивные: организовывать выполнение заданий; представлять результаты работы; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: работая в группе эффективно взаимодействовать со сверстниками. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил; умение применять полученные знания в практической деятельности. | тестирование | 19.09 | |
4 | Условия произрастания и видоизменения корней | Урок рефлексии | Научиться объяснять значение понятий: корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни, дыхательные корни, характеризовать влияние факторов окружающей среды на корни растений; объяснять причины видоизменения корней и их значение для растений; приводить примеры растений с видоизмененными корнями; различать на рисунках, таблицах, среди натуральных объектов видоизмененные корни; устанавливать причинно – следственные связи между особенностями строения корней и условиями среды, в которых они произрастают, проводить фенологические наблюдения. | Познавательные: давать определение понятий, воспроизводить информацию по памяти; преобразовывать информацию в форму таблицы; работать с тестами разного уровня сложности. Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: строить речевые высказывания в установленной форме; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; осознание необходимости повторения для закрепления знаний. | тестирование | 26.09 | |
5 | Побег и почки. Л.Р.№5 «Строение почек. Расположение почек на стебле» | Урок ОМН | Научиться объяснять значение понятий: побег, почка, конус нарастания, узел, междоузлие, пазуха листа, листорасположение; выделять на побеге узел, междоузлие, верхушечную, придаточные и пазушные почки; различать очередное, супротивное и мутовчатое листорасположение; сравнивать особенности строения вегетативной и генеративной почек; описывать процесс роста и развития побега; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием, соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием. | Познавательные: давать определение понятий, работать с текстом, иллюстрациями, натуральными объектами; делать выводы и обобщения; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; работать с лабораторным оборудованием. Регулятивные: определять цель работы, планировать и осуществлять ее выполнение; представлять результаты работы, делать выводы о ее качестве. Коммуникативные: работая в группе вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседнику. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, умение применять полученные знания в практической деятельности; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности. | Фронтальный опрос | 3.10 | |
6 | Внешнее строение листа. Л.р.№6 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» | Урок ОНЗ | Научиться объяснять значение понятий: листовая пластинка, черешок, листья ( черешковые и сидячие, простые и сложные), жилкование листьев (сетчатое, параллельное, дуговое);характеризовать функции листьев растения; различать виды листьев, приводить примеры растений с различными видами листьев; перечислять типы жилкования листьев и характеризовать значение жилок; описывать строение листьев у различных растений, составлять гербарии, применять полученные знания при выполнении лабораторной работы, демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием, соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием. | Познавательные: работать с различными источниками информации и натуральными объектами; осуществлять элементарные научные исследования; работать с лабораторным оборудованием. Регулятивные 6 организовывать выполнение заданий по предложенному плану; оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, строить речевые высказывания в устной форме; работая в группе высказывать свою точку зрения. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил, умение применять полученные знания в практической деятельности. | тестирование | 10.10 | |
7 | Клеточное строение листа. Л.Р.№7 «Строение кожицы листа». Л.Р. №8 «Клеточное строение листа» | Урок ОМН | Научиться объяснять значение понятий: кожица листа, устьица, хлоропласты, столбчатая и губчатая ткань, мякоть листа, проводящий пучок, сосуды, ситовидная трубка, волокна, описывать особенности внутреннего строения листа; различать и характеризовать растительные ткани, клетки которых образуют лист; определять увеличение микроскопа; формулировать правила работы с микроскопом; называть последовательность действий при работе с микроскопом; готовить микропрепарат кожицы листа; применять полученные знания при выполнении лабораторных работ. | Познавательные: работать с различными источниками информации и натуральными объектами; делать выводы и обобщения, проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; работать с лабораторным оборудованием. Регулятивные: определять цель работы, планировать и осуществлять ее выполнение; представлять результаты работы, делать выводы о ее качестве. Коммуникативные: работая в группе вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседнику. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, умение применять полученные знания в практической деятельности; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности. | Исследовательская работа | 17.10 | |
8 | Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев. | Урок рефлексии | Научиться объяснять значение понятий: световые и теневые листья, видоизменения листа; характеризовать влияние факторов окружающей среды на листья растений; объяснять причины видоизменения листьев и их значение для растений; приводить примеры растений с видоизменениями листьев( колючки, усики, ловчие); различать видоизменение листьев на рисунках, таблицах, среди натуральных объектов; описывать многообразие листьев и соответствие особенностей строения листьев растения условиям среды, в которой они произрастают. | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти4 сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; работать с текстами различного уровня сложности. Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: строить речевые высказывания в установленной форме; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; осознание необходимости повторения для закрепления знаний. | Защита проектов | 24.10 | |
9 | Строение стебля. Л.Р. «Внутреннее строение ветки дерева» | Урок ОНЗ | Научиться объяснять значение понятий: стебель, чечевички, пробка, кора, луб, ситовидные трубки, лубяные волокна камбий, древесина, сердцевина; характеризовать особенности строения стебля древесного растения; различать древесные слои на поперечном срезе; объяснять причину появления годичных колец и уметь извлекать информацию об условиях произрастания растений по поперечному срезу; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием. | Познавательные: работать с различными источниками информации; преобразовывать информацию из одной формы в другую; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты, устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют. Регулятивные: определять цель работы, последовательность действий; ставить задачи и прогнозировать результаты работы. Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; эстетическое восприятие объектов природы, осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил, умение применять полученные знания в практической деятельности. | Фронтальный опрос | 31.10 | |
10 | Видоизменение побегов.Л.Р.№10 «Строение клубня». Л.Р.№11 «Строение луковицы». | Урок рефлексии | Научиться объяснять значение понятий: видоизмененный побег, корневище, клубень, луковица; выделять существенные признаки побега, объяснять причины видоизменения побегов; различать клубни, корневища, луковицы, усы на рисунке и среди натуральных объектов, объяснять отличия между видоизмененными корнями, листьями и видоизмененными побегами; устанавливать причинно – следственные связи между особенностями строения побегов растений и условиями среды, в которой они произрастают; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы, демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием. | Познавательные: выделять главное в тексте, проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решения и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; осознание необходимости повторения для закрепления знаний. | тестирование | 14.11 | |
11 | Цветок. Л.Р.№12 «Строение цветка» | Урок ОМН | Научиться объяснять значение понятий: пестик, тычинка, лепестки, венчик, чашелистики, чашечка, цветоножка, цветоложе, простой и двойной околоцветник, тычиночная нить, пыльник, рыльце, столбик, завязь, семязачаток, однодомное и двудомное растение, называть и показывать главные части цветка и околоцветник на рисунках и муляжах; характеризовать функции цветка и его отдельных частей; различать на рисунках и среди натуральных объектов раздельнополые и обоеполые цветки, однодомные и двудомные растения; сравнивать правильные и неправильные цветки; читать формулы цветков и объяснять их значение, применять полученные знания при выполнении лабораторной работы. | Познавательные: работать с различными источниками информации и натуральными объектами; делать выводы и обобщения, проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; работать с лабораторным оборудованием. Регулятивные: определять цель работы, планировать и осуществлять ее выполнение; представлять результаты работы, делать выводы о ее качестве. Коммуникативные: работая в группе вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседнику. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, умение применять полученные знания в практической деятельности; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности. | Устный опрос | 21.11 | |
12 | Соцветия Л.Р.№13 «Соцветия» | Урок ОНЗ | Научиться объяснять значение понятий: соцветие, простые и сложные соцветия, кисть, сложная кисть, колос, початок, зонтик, корзинка, головка, щиток, различать простые и сложные соцветия, приводить примеры растений, образующих соцветие6 кисть, сложная кисть, простой колос, сложный колос, простой зонтик, сложный зонтик, початок, корзинка, головка, завиток, покрытосеменных растений; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием. | Познавательные: работать с различными источниками информации; преобразовывать информацию из одной формы в другую; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты, устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют. Регулятивные: определять цель работы, последовательность действий; ставить задачи и прогнозировать результаты работы. Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, элементов экологической культуры; эстетическое восприятие объектов природы; осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки. | тестирование | 28.11 | |
13 | Плоды. Л.Р.№14 «Классификация плодов» | Урок ОНЗ | Научиться объяснять значение понятий: околоплодник, плоды (простые и сборные, сухие и сочные, односемянные и многосемянные), ягода, костянка, орех, зерновка, семянка, боб, сьручок, коробочка, соплодие; описывать строение плодов растений; классифицировать плоды по количеству семян (односемянные и многосемянные), по количеству соды в околоплоднике (сухие и сочные); различать виды плодов на рисунке и среди натуральных объектов; приводить примеры растений, образующих различные плоды; объяснять значение плодов в жизни цветковых растений; описывать многообразие цветковых растений; применять полученные знания при выполнении лабораторных работ. | Познавательны : Давать определение понятий; работать с различными источниками информации; проводить сравнение объектов по заданным критериям. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели. Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников, грамотно формулировать вопросы, аргументировать свою точку зрения. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, элементов экологической культуры; эстетическое восприятие объектов природы; осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки. | Практическая работа | 5.12 | |
14 | Распространение плодов и семян | Урок ОНЗ | Научиться характеризовать способы распространения плодов и семян; описывать какие приспособления имеют плоды и семена, распространяемые при помощи ветра, воды, животных, приводить примеры растений, саморазбрасывающих свои семена; объяснять значение распространения плодов и семян в природе; осознать важность распространения семян для сохранения и умножения растений | Познавательные: давать определение понятий, сравнивать и делать выводы на основе сравнения, устанавливать соответствие между объектом и его характеристикой; готовить сообщения и презентации. Регулятивные: анализировать результаты своей работы на уроке. Коммунакативные: выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, элементов экологической культуры; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе; эстетическое восприятие объектов природы. | Защита проектов | 12.12 | |
15 | Итоговая контрольная работа за 1 полугодие. | Урок развивающего контроля | Научиться самостоятельно применять знания , полученные при изучении темы, обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы; характеризовать особенности строения растительной клетки; описывать особенности внешнего и внутреннего строения органов цветковых растений; распознавать органы цветковых растений на рисунках и среди натуральных объектов; объяснять зависимость растений от условий среды обитания; устанавливать причинно – следственные связи между особенностями строения органа и средой обитания растения; классифицировать органы растений по особенностям их строения и выполняемым функциям. | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с текстами различного уровня сложности; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; давать определение понятий. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану, оценивать результаты свей деятельности. Коммуникативные: работая в группе вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседнику. | Умение самостоятельно отбирать для решения учебных задач необходимые знания; формирование потребности и готовности к самообразованию, в том числе в рамках самостоятельной деятельности вне школы; развитие познавательных интересов и мотивов , направленных на изучение живой природы; умение применять полученные знания в практической деятельности. | тестирование | 19.12 | |
Глава 2. Жизнь растений (12 часов) | ||||||||
16 | Минеральное питание растений | Урок ОМН | Научиться объяснять значение понятий: минеральное питание, корневое давление, почва, плодородие, органические и минеральные удобрения; описывать процесс минерального питания растений; устанавливать взаимосвязи между особенностями строения корня и функцией минерального питания, которую он выполняет; объяснять значение минеральных и органических удобрений для роста и развития растений; определять, недостаток каких удобрений испытывает растение, по его внешнему виду; осознавать важность знаний о влиянии различных удобрений на рост и развитие растений для получения хорошего урожая. | Познавательные: давать определение понятий; работать с различными источниками информации; устанавливать причинно – следственные связи; составлять конспект урока. Регулятивные: самостоятельно определять цель и задачи урока; анализировать и оценивать результаты своей работы. Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; аргументировано высказывать свою точку зрения. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; умение применять полученные знания в повседневной жизни; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности. | Исследовательская работа | 26.12 | |
17 | Фотосинтез | Урок ОНЗ | Научиться объяснять значение понятия фотосинтез; описывать процесс фотосинтеза; называть вещества, необходимые для протекания фотосинтеза; характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений; приводить доказательства протекания процесса фотосинтеза на свету; объяснять значение фотосинтеза в природе, описывать возможность увеличения интенсивности фотосинтеза путем повышения уровня освещенности и обеспечения растения необходимым количеством воды. | Познавательные: работать с различными источниками информации, отделять главное от второстепенного, структурировать и систематизировать информацию. Регулятивные: самостоятельно определять цель и задачи урока; анализировать и оценивать результаты своей работы. Коммуникативные: Работая в группе, осуществлять эффективное взаимодействие со сверстниками. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; элементов экологической культуры; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе. | Устный опрос | 16.01 | |
18 | Дыхание растений | Урок ОНЗ | Научиться объяснять значение понятий дыхание растения; описывать процесс дыхания у растений; объяснять значение процесса дыхания для организма растений; характеризовать особенности строения устьиц и чечевичек; приводить доказательства дыхания различных органов растения; устанавливать взаимосвязь между процессом дыхания и фотосинтезом; осознать взаимосвязанность процессов, протекающих в организме растений. | Познавательные: структурировать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую осуществлять сравнение процессов по заданным критериям. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; представлять результаты работы, оценивать качество выполнения работы и вносить коррективы в случае необходимости. Коммуникативные: Работая в группе, осуществлять эффективное взаимодействие со сверстниками.
| Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; элементов экологической культуры; умение применять полученные знания в практической деятельности. | Фронтальный опрос | 23.01 | |
19 | Испарение воды растениями. Листопад. | Урок ОНЗ | Научиться объяснять значение понятий: испарение, листопад; характеризовать процесс испарения воды растениями, описывать строение устьиц; объяснять значение испарения в жизни растений в природе; приводить доказательства испарения воды листьями растений; объяснять причины осенней смены окраски листьев у растений; оценивать значение листопада в жизни растений. | Познавательные: работать с различными источниками информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; готовить сообщения и презентации. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; прогнозировать результаты своей деятельности и анализировать их. Коммуникативные: выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы и формулировать их; сравнивать различные точки зрения, отстаивать свою позицию. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; элементов экологической культуры; умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание значимости растений в жизни человека; эстетическое восприятие объектов природы. | тестирование | 30.01 | |
20 | Передвижение воды и питательных веществ в растении.Л.Р.№15 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» | Урок ОНЗ | Научиться объяснять значение понятий : сосудистые пучки; различать типы тканей растительного организма; описывать особенности строения тканей, участвующих в передвижении воды и питательных веществ в растении; различать сосуды древесины и ситовидные трубки луба на рисунках и среди натуральных объектов; приводить доказательства передвижения воды по сосудам древесины, питательных веществ по ситовидным трубкам луба; объяснять значение передвижения растворов веществ в растительном организме; описывать процесс запасания питательных веществ растениями; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием. | Познавательные: давать определение понятий, работать с текстом, иллюстрациями и натуральными объектами; делать выводы и обобщения, проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; работать с лабораторным оборудованием. Регулятивные: определять цель работы, планировать и осуществлять ее выполнение; представлять результаты работы, делать выводы о ее качестве. Коммуникативные: работая в группе вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседнику. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; умение применять полученные знания в повседневной жизни; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности. | Исследовательская работа | 6.02 | |
21 | Прорастание семян | Урок ОНЗ | Научиться объяснять значение понятия проросток; различать семена однодольных и двудольных растений; выделять существенные признаки подземного и надземного типов прорастания семян; характеризовать условия, необходимые для прорастания семян; описывать правила посева семян; различать теплолюбивые и холодостойкие растения на рисунках и среди натуральных объектов; объяснять причины различий глубины заделки семян у разных видов растений; проводить фенологические наблюдения. | Познавательные: составлять конспект урока; устанавливать причинно – следственные связи. Регулятивные : определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; грамотно формулировать вопросы, высказывать и аргументировать свою точку зрения. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе; осознание возможности использования полученных знаний в практической деятельности только при условии соблюдения определенных знаний. | Постановка опыта и объяснение результата | 13.02 | |
22 | Способы размножения растений | Урок ОМН | Научиться объяснять значение понятий: размножение (половое и бесполое, вегетативное) , гамета, сперматозоид, спермий, яйцеклетка, зигота; выделять существенные признаки полового и бесполого типов размножения; классифицировать растения в зависимости от способов размножения; объяснять биологическое значение полового и бесполого размножения; характеризовать размножение как важнейшее свойство живых организмов, обеспечивающее продолжение рода. | Познавательные: давать определение понятий, работать с различными источниками информации и натуральными объектами; делать выводы и обобщения, проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; работать с лабораторным оборудованием. Регулятивные: определять цель работы, планировать и осуществлять ее выполнение; представлять результаты работы, делать выводы о ее качестве. Коммуникативные: работая в группе вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседнику. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, умение применять полученные знания в практической деятельности; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности. | Фронтальный опрос | 20.02 | |
23 | Размножение растений | Урок ОНЗ | Научиться объяснять значение понятий: зооспора, предросток, спорангии, заросток; выделять существенные признаки низших и высших растений, характеризовать особенности размножения низших и высших споровых растений; описывать процесс смены поколений у мхов и папоротников; объяснять значение смены поколений у споровых растений; устанавливать зависимость полового размножения споровых растений от наличия капельно – жидкой среды | Познавательные: работать с различными источниками информации, отличать главное от второстепенного; готовить сообщения и презентации. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности и анализировать их. Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; эстетическое восприятие объектов природы; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе; осознание возможности применять полученные знания в практической деятельности, при условии соблюдения определенных правил. | тестирование | 27.02 | |
24 | Размножение голосеменных | Урок ОНЗ | Научиться объяснять значение понятий: пыльцевой мешок, пыльцевая трубка, характеризовать особенности строения голосеменных как высших семенных растений; описывать механизмы образования семени у голосеменных растений; объяснять причину образования большого количества пыльцы у голосеменных растений; приводить доказательства преимущества семенного размножения перед споровым; проводить фенологические наблюдения. | Познавательные: структурировать учебный материал; отличать главное от второстепенного; преобразовывать информацию из одной формы в другую, сравнивать процессы и делать выводы. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану, планировать и прогнозировать результаты своей деятельности. Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников, грамотно формулировать вопросы. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; эстетическое восприятие объектов природы; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе. | Фронтальный опрос | 6.03 | |
25 | Половое размножение покрытосеменных растений | Урок ОНЗ | Научиться объяснять значение понятий: опыление( самоопыление, перекрестное опыление и искусственное), пыльцевое зерно, пыльцевая трубка, пыльцевход, зародышевый мешок, центральная клетка, двойное оплодотворение; различать главные части цветка и части околоплодника на рисунках и среди натуральных объектов; сравнивать процессы и результаты самоопыления; осуществлять искусственное опыление растений; различать ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения. | Познавательные: умение работать с текстом, структурировать учебный материал, сравнивать изучаемые объекты и делать выводы. Регулятивные: определять цели урока и ставить задачи. Необходимые для ее достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; эстетическое восприятие объектов природы; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе; осознание возможности применять полученные знания в практической деятельности, при условии соблюдения определенных правил. | тестирование | 13.03 | |
26 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений | Урок ОНЗ | Научиться объяснять значение понятий: черенок, отпрыск, отводок, прививка, подвой, привой, культура тканей, различать органы вегетативного размножения растений на рисунках и среди натуральных объектов; описывать способы вегетативного размножения растений; объяснять значение прививки как способа вегетативного размножения; различать привой и подвой; характеризовать значение вегетативного размножения в природе и в хозяйственной деятельности человека; осуществлять вегетативное размножение растений стеблевыми и листовыми черенками. | Познавательные: выделять главное в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: работая в группе строить эффективное взаимодействие со сверстниками; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; эстетическое восприятие объектов природы; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе; осознание возможности применять полученные знания в практической деятельности, при условии соблюдения определенных правил. | тестирование | 20.03 | |
27 | Повторение, обобщение и систематизация материала по теме «Жизнь растений» | Урок развивающего контроля | Научиться самостоятельно применять знания, полученные при изучении темы, обобщать и систематизировать знания по теме; делать выводы, характеризовать особенности жизнедеятельности растений; описывать особенности полового и бесполого размножения растений, различать споровые, голосеменные и цветковые растения на рисунках и среди натуральных объектов, объяснять преимущества полового размножения покрытосеменных растений, приводить доказательства необходимости получения знаний о жизнедеятельности растений для выращивания культурных растений и сохранения разнообразия дикорастущих. | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с текстами различного уровня сложности; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; давать определение понятий. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану, оценивать результаты свей деятельности. Коммуникативные: работая в группе вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседнику. | Умение самостоятельно отбирать для решения учебных задач необходимые знания; формирование экологического мышления; развитие познавательных интересов и мотивов , направленных на изучение живой природы; умение применять полученные знания в практической деятельности; формирование потребности и готовности к самообразованию в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. | тестирование | 3.04 | |
Глава 3. Классификация растений ( 6 часов) | ||||||||
28 | Основы систематики растений | Урок ОНЗ | Научиться объяснять значение понятий: систематика, вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство, сорт, классы однодольные и двудольные; объяснить принципы и значение современной классификации растений; называть основные систематические единицы царства Растения; классифицировать растения, осознавать необходимость учитывать несколько признаков при определении принадлежности растения к той или иной систематической группе; различать понятия вид и сорт, характеризовать признаки двудольных и однодольных растений, различать однодольные и двудольные растения на рисунках и среди натуральных объектов. | Познавательные: давать определение понятий, выделять главное в тексте; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; классифицировать объекты по определенным критериям. Регулятивные6 организовывать выполнение заданий по предложенному плану; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; работая в группе, эффективно взаимодействовать с одноклассниками. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности. | Работа с определителем растений | 10.04 | |
29 | Класс двудольные. Семейства крестоцветные и розоцветные. | Урок ОНЗ | Научиться объяснять значение понятий: Крестоцветные, Розоцветные, характеризовать особенности растений класса Двудольные, семейств Крестоцветные и Розоцветные; различать представителей семейств Крестоцветные и Розоцветные на рисунках, гербарных материалах и среди натуральных объектов; составлять и читать формулы растений разных семейств, характеризовать хозяйственное значение растений разных семейств, работать с гербарными материалами. | Познавательные: структурировать учебный материал, сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнений; передавать содержание в сжатом виде. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные6 отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности; эстетическое восприятие объектов природы; осознание необходимости охраны растений. | тестирование | 17.04 | |
30 | Класс двудольные. Семейство Пасленовые, Мотыльковые (Бобовые) и сложноцветные (Астровые) | Урок рефлексии | Научиться объяснять значение понятий: семейства Пасленовые, Мотыльковые, Сложноцветные, цветки язычковые, трубчатые, воронковидные, характеризовать особенности растений класса Двудольные, семейств Пасленовые, Мотыльковые и сложноцветные, различать представителей разных семейств на рисунках, гербарных материалах и среди натуральных объектов, составлять и читать формулы растений разных семейств; сравнивать особенности строения органов растений разных семейств, характеризовать хозяйственное значение растений разных семейств ; работать с гербарными материалами. | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; сравнивать и классифицировать самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций, работать с текстами различного уровня сложности. Регулятивные: формулировать цели урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения, отстаивая свою позицию. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, умение применять полученные знания в практической деятельности понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; осознание необходимости повторения для закрепления знаний | тестирование | 24.04 | |
31 | Класс однодольные . Семейства Лилейные и злаки. Л.Р.№16 «Строение пшеницы» | Урок ОМН | Научиться объяснять значение понятий: семейства лилейные и злаки, соломина, колосковые и цветковые чешуи, характеризовать особенности растений класса однодольные, семейства лилейные и злаки, различать представителей семейств лилейные и злаки на рисунках, гербарных материалах и среди натуральных объектов, составлять и читать формулы растений разных семейств, сравнивать особенности строения органов растений разных семейств, работать с гербарными материалами, приме, применять полученные знания при выполнении лабораторной работы. | Познавательные: работать с текстом, иллюстрациями и натуральными объектами, и их характеристиками; готовить сообщения и презентации. Регулятивные: определять цель работы, планировать и осуществлять ее выполнение; представлять результаты работы, делать выводы о ее качестве. Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседнику. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, умение применять полученные знания в повседневной жизни; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности. | Устный опрос | 8.05 | |
32 | Культурные растения. Повторение, обобщение и систематизация материала по теме «Классификация растений» | Урок ОМН | Научиться объяснять происхождение культурных растений; различать однолетние, двулетние и многолетние растения на рисунках, гербарных материалах и среди натуральных объектов; приводить примеры культурных растений, выделять их основные признаки; называть сорта культурных растений и перечислять сорта растений своей местности; характеризовать значение культурных растений в жизни человека; оценивать вклад ученых в развитие растениеводства; работать с определителем растений. | Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; готовить сообщения и презентации. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану, планировать и прогнозировать результаты своей деятельности. Коммуникативные: выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы и формулировать их; участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, умение применять полученные знания в повседневной жизни; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; понимание необходимости ухаживать за культурными растениями и осознание возможности личного участия в этих мероприятиях. | тестирование | 15.05 | |
33 | Итоговая контрольная работа за учебный год | тестирование | 22.05 | |||||
Глава 4.Природные сообщества (2 часа) | ||||||||
34 | Природные сообщества | Урок ОНЗ | Научиться объяснять значение понятий: растительное сообщество, типы растительных сообществ, растительность, типы растительности, ярусность, смена сообществ, выделять типы растительности и типы растительных сообществ; характеризовать взаимосвязи в растительных сообществах; объяснять значение ярусности в растительных сообществах; различать надземную и подземную ярусность: описывать сезонные изменения в растительных сообществах; объяснять причины смены растительных сообществ; приводить примеры взаимоотношений в растительных сообществах; проводить фенологические наблюдения. | Познавательные: классифицировать работать с различными источниками информации; преобразовывать информацию из одной формы в другую; классифицировать объекты по заданным критериям; осуществлять элементарные научные исследования. Регулятивные: определять цели урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, высказывать свою точку зрения. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; осознание опасности деятельности человека для растительных сообществ; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе. | Фронтальный опрос | 29.05 | |
35 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.. | Урок ОНЗ | Научиться объяснять значение понятий: заповедник, заказник, ботанический сад, рациональное природопользование; описывать взаимоотношение человека с природой, которые складываются на протяжении десятков тысяч лет; приводить примеры положительного и отрицательного влияния деятельности человека на природу; описывать влияние вредных факторов на растение; объяснять, как растение можно использовать для защиты окружающей среды; обосновывать большое значение природоохранной деятельности в глобальном масштабе; оценивать роль растений в природе и жизни человека. | Познавательные: работать с различными источникам информации; отличать главное от второстепенного; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; готовить сообщения и презентации. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности. Коммуникативные: слушать и вступать а диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, умение применять полученные знания в повседневной жизни; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; осознание необходимости охраны растений и понимание возможности личного участия в этих мероприятиях; эстетическое восприятие объектов природы. | тест | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование биология 9 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс. К учебнику И.Н. Пономарева «Основы общей биологии», М., Издательский центр «Вентана-Граф»....
тематическое планирование. Биология.6 класс.2 часа в неделю
Тематическое планирование. Биология.6 класс.2 часа в неделю. Автор учебника И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко. Издательский центр "Вентана-Граф"2009 год. Программа для учащихся VII вида обуч...
Календарно-тематическое планирование биологии 6 класс УМК Пономаревой И.Н.
Программа составлена по курсу "Растения. Бактерии. Лишайники" 6 класс авторов И.Н.Пономарева, В.С. Кучменко Предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю ( 70 часов за год). В рабоче...
Тематическое планирование БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ 8 класс
Тематическое планирование "БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ" (68 часов, 2 часа в неделю)Программа: А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: Программы....
Тематическое планирование 7 класс (биология)
Планирование для 7-о класса по программе Сонина...
календарно-тематическое планирование биологии в 5 классе ФГОС
КТП по биологии в соответствии ФГОСам было составлено на основе программы "Школа 2100", по учебнику А.Вахрушева "Обо всём живом", 5 класс, издательство "Баласс" 2012 год....
Календарно тематическое планирование Биология 6 класс
Календарно тематическое планирование Биология 6 класс...