Инновационный урок "Движение животных"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Пояснительная записка
Данный урок является естественным продолжением темы «Движение. Жизнедеятельность организмов», расширяющий кругозор учащихся. Урок универсальный и может быть проведен учителем, работающим по любой программе, работа строится в игровой форме урока – практикума с элементами исследования и межпредметными связями (ботаника, музыка, зоология, изобразительное искусство и связь с жизнью).
Для проведения урока необходимо иметь: раздаточный материал (карточки с вопросами), таблички с цифрами от 1 до 10, для рефлексии макет дерева с плодами, цветками и листочками.
Техническое оснащение урока: компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран, компьютерная презентация, аккордеон (музыкальный инструмент).
Подготовка к уроку сопровождалась овладением новыми знаниями в области новых технологий, а также поиском нужной информации в Интернете.
Учитель выступает в роли ведущего урок, организует фронтальную работу и групповую, поисковую работу с классом и является техническим исполнителем, управляющим навигацией по страницам презентации. Каждый слайд способствует усвоению материала и реализует методы и формы, намеченные учителем к уроку. Подбор материала и оформление презентации и занимательных игр – благоприятный фон для активизации познавательной деятельности, развития творческих способностей, повышение информационной грамотности и активности учащихся на уроке.
В конце урока, ребята высказали свое мнение, и сделали соответствующие выводы. Работа проходила в сотрудничестве учителя и учащихся. Осуществлялся логический переход от одного этапа к другому.
Чередование и смена видов деятельности обеспечивает поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt._dvizhenie_v_zhivoy_prirode.docx | 38.83 КБ |
prezentatsiya._dvizhenie_v_zhivoy_prirode.ppt | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа п. Орошаемый Дергачевского района Саратовской области”
Конспект урока биологии в 6 классе
«Движение в живой природе»
Направление: общее образование
Номинация: инновационный урок
Подготовил: учитель биологии
СОШ п. Орошаемый
М. М. Гапаров
2017 год
Пояснительная записка
Данный урок является естественным продолжением темы «Движение. Жизнедеятельность организмов», расширяющий кругозор учащихся. Урок универсальный и может быть проведен учителем, работающим по любой программе, работа строится в игровой форме урока – практикума с элементами исследования и межпредметными связями (ботаника, музыка, зоология, изобразительное искусство и связь с жизнью).
Для проведения урока необходимо иметь: раздаточный материал (карточки с вопросами), таблички с цифрами от 1 до 10, для рефлексии макет дерева с плодами, цветками и листочками.
Техническое оснащение урока: компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран, компьютерная презентация, аккордеон (музыкальный инструмент).
Подготовка к уроку сопровождалась овладением новыми знаниями в области новых технологий, а также поиском нужной информации в Интернете.
Учитель выступает в роли ведущего урок, организует фронтальную работу и групповую, поисковую работу с классом и является техническим исполнителем, управляющим навигацией по страницам презентации. Каждый слайд способствует усвоению материала и реализует методы и формы, намеченные учителем к уроку. Подбор материала и оформление презентации и занимательных игр – благоприятный фон для активизации познавательной деятельности, развития творческих способностей, повышение информационной грамотности и активности учащихся на уроке.
В конце урока, ребята высказали свое мнение, и сделали соответствующие выводы. Работа проходила в сотрудничестве учителя и учащихся. Осуществлялся логический переход от одного этапа к другому.
Чередование и смена видов деятельности обеспечивает поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке.
Тема урока: « Движение в живой природе»
Цели урока: познакомить с многообразием способов передвижения живых организмов в природе.
Задачи урока:
Обучающие:
Формировать знания учащихся о разнообразии способов передвижения как особенностях адаптаций к условиям окружающей среды и образу жизни; о взаимосвязи организма с окружающей средой.
Развивающие:
Развивать умения оперировать информацией, сопоставлять, выявлять взаимодействия между фактами, совершенствовать навыки устного общения.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к изучению биологии, ответственность, инициативность, бережное отношение к животным.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «движения в живой природе», таблицы по зоологии, кинофрагмент «Различные способы движений у беспозвоночных животных», кинофрагмент о способах передвижения в воде.
Метод обучения: репродуктивный, проблемно - поисковый.
Методы осуществления учебно – познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
Форма обучения: рассказ, беседа, практикум.
Средства обучения: компьютер, дидактический материал,
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Прогнозируемый результат:
Учащиеся расширяют знания
1) о типах, способах и видах движения животных.
2) зависимости способа передвижения от условий окружающей среды;
3)знакомятся с причинами, вызывающими необходимость движения;
4)развивают умение наблюдать, сравнивать, анализировать полученные результаты наблюдения, делать выводы.
Хронометраж урока:
I.Организационный момент (1 мин.)
II. Постановка цели и задач урока (1мин.)
III. Актуализация знаний (1 мин.)
IV. Изучение нового материала.
1.Постановка познавательной задачи.(1 мин.)
2. Решение познавательной задачи
1) Беседа с элементами рассказа. (3мин.)
2) Создание проблемной ситуации. Выдвижение гипотез.(2 мин.)
3) Демонстрация видеофрагмента о простейших.(5 мин.)
4)Виды локомоций простейших.(1 мин.)
5) Локомоция дождевого червя. (5 мин.)
6) Движение в водной среде. Демонстрация видеофрагмента. (7 мин.)
7) Физкультминутка (1 мин)
8)Движение в наземно – воздушной среде.(7 мин.)
V. Обобщение. ( 2мин.)
VI. Закрепление. (6мин.)
VII. Рефлексия (1 мин)
VIII. Задания на дом. (1 мин.)
Тема урока «Движение в живой природе».
I.Организационный момент.
Взаимное приветствие учащихся, фиксация отсутствующих, рефлексия (настроение учащихся перед уроком – смайлики).
II. Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока.
Слайды: №1, №2
III. Актуализация знаний.
- Какие признаки живого вы знаете?
- Что такое движение?
- Какое значение имеет движение для живых организмов?
IV. Изучение нового материала.
- Постановка познавательной задачи.
Почему движение является одним из свойств жизни? Каково его значение для жизнедеятельности организма? В чем особенности движений животных? Слайд №3
- Решение познавательной задачи.
- Беседа с элементами рассказа.
Движение может происходить на уровне клетки (движение цитоплазмы), на уровне органа (сокращение сердечной мышцы, движение конечности) или на уровне целого организма.
Перемещение всего организма с одного места на другое называется локомоцией.
(От лат. locus – место, motio – движение). Слайд № 4.
Растениям свойственны движения на клеточном уровне и частично на органном.
Локомоторная активность, т. е. перемещение всего организма характерна только для животных. Слайд № 5.
У огромного большинства животных за миллионы лет эволюции выработались сложные локомоторные системы, позволяющие искать и добывать пищу. Немногие представители этого царства приспособились к сидячему образу жизни, в связи, с чем их внешний вид напоминает растения (кишечнополостные, иглокожие и др.), однако даже у них отдельные части тела отличаются большой подвижностью. Какие еще функции, кроме добывания пищи, обеспечивает активное перемещение животных? Слайд № 6.
- Создание проблемной ситуации. Выдвижение гипотез.
Как осуществляется локомоция у одноклеточных организмов при отсутствии у них нервов и мышц? Выдвижение гипотез.
- Демонстрация видеофильма о простейших. Сравнение способов передвижения у одноклеточных организмов:
- Движение с помощью ложноножек ( амеба обыкновенная)
- Движение с помощью жгутика (эвглена зеленая)
- Ресничное движение на примере инфузории - туфельки
Вывод: Простейшие организмы имеют специальные органы движения.
4) Виды локомоций Простейших. Слайд №7.
5) Локомоция дождевого червя.
Актуализация личного опыта учащихся.
(Рассмотреть рис. и прочитать текст учебника на стр.104). Вспомните, как передвигается дождевой червь? Какую роль выполняют щетинки?
Вывод: движение всех многоклеточных животных связано с мышечной деятельностью. Слайд № 8.
6) Движение в водной среде. Демонстрация видеофрагмента.
Физкультминутка: изобразить под музыку движения животных («Танец маленьких утят», «В траве сидел кузнечик», «Почему медведь зимой спит» и т.д)
Постановка познавательной задачи.
Определить различные способы передвижения в воде у позвоночных и беспозвоночных животных, механизмы возникновения и относительный характер приспособлений к жизни в этой среде.
Решение познавательной задачи.
Рассказ с элементами беседы.
Демонстрация видеофрагмента о способах движения в воде, таблиц с изображением водных млекопитающих, моллюсков, медуз.
Работа в малых группах. Используя рис. на стр. 106 – 107 учебника, учащиеся приводят примеры приспособлений к плаванию у водных животных.
- Какие животные занимают водную среду обитания?
- По каким признакам легко узнать этих животных?
- Какие органы передвижения есть у рыб? Дельфинов? Китов?
- Как передвигаются медузы и осьминоги?
Слайды №9 – 12.
Сообщение о «рекордах» движения у водных животных, слайд №13.
Вывод: Благодаря своей высокой плотности вода обеспечивает опору для тела животных.
- Плавание осуществляется с помощью разнообразных гребных устройств:
- Плавников
- Видоизмененных конечностей (плавательных перепонок, ласт).
- Реактивного способа движения (выталкивания воды из тела).
- Волнообразного изгибания тела.
Слайд № 11-12.
7) Движение в наземно – воздушной среде. Слайды №14 – 17
Чучело птицы, таблицы с изображением птиц, насекомых, летучей мыши.
Вопрос:
Какими способами могут передвигаться данные животные?
- Полет свойственен большинству насекомых, птиц, некоторым млекопитающим.
- Крыло птицы – это видоизмененная передняя конечность.
Работа с рисунками на стр. 108 – 109.
Ученики называют приспособления к полету. Слайд № 16.
Работа в группах (командах): игра «Угадай животное» в музыкальном сопровождении.
Таблицы с изображением наземных животных.
Вопрос:
Как осуществляется локомоция животных по твердой поверхности?
Работа с рис. на стр. 110 – 111. Слайды № 18 - 22
- Большинство позвоночных и членистоногих животных – это «ходильные животные», при ходьбе они опираются на конечности – ноги.
- Разнообразное строение конечностей у насекомых, пресмыкающихся и млекопитающих. Слайды № 20 -22
Обобщение. Ученики называют способы движения по твердой поверхности.
Слайд № 18.
V. Обобщение.
Движение – это проявление жизни. Животные способны к активным перемещениям. По способу движения животные отличаются большим разнообразием:
Слайды №21-23.
VI. Закрепление.
Слайд № 24. Давайте обсудим…
Тест.
Какие утверждения верны?
1 вариант 1.Инфузории передвигаются с помощью ложноножек. 2.У всех обитателей водоемов обтекаемая форма тела. 3. Движение животных связано с сокращением мышечных волокон. 4.Человек – пальцеходящее животное. 5. Копытные бегают быстрее всех, потому что у них четыре ноги. | 2 вариант 1.Все простейшие передвигаются с помощью мерцательного движения ресничек. 2.Морские змеи при движении совершают волнообразные движения. 3. Китообразные передвигаются с помощью ласт. 4.Крыло птицы – это видоизмененная конечность. 5.Медведь – стопоходящее животное. |
Взаимопроверка.
VII.Рефлексия: дерево желаний (разместить на ветках дерева сочные плоды, яркие цветки и листочки) – настроение в конце урока.
VIII. Домашнее задание. Изучить главу 16, стр. 103 – 111, подготовить сообщения о животных – рекордсменах на скорость движения. С какой целью ученые изучают кожу дельфинов? (найти ответ).
Литература.
1. Н. И. Сонин. Биология 6 класс. Москва «Дрофа» 2008 г.
2. Г. П. Игошин. Уроки биологии в 6 классе. Ярославль.2002 г.
3. Л. Д. Парфилова, И. А. Шмарина. Тематическое планирование по биологии.
- класс. Москва 2006 г.
- А. Г. Резанов. Зоология в таблицах, рисунках, схемах. 7 – 8.Москва. 2000г.
- Интернет – ресурсы.
Заявка на участие в фестивале инновационных педагогических идей
“Стратегия будущего”
Полное название образовательного учреждения | Муниципальное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа п.Орошаемый Дергачевского района Саратовской области” |
Ф.И.О. автора (ов) конкурсной работы, должность (для коллектива авторов - указать всех участников) | Гапаров Марат Максутович, учитель биологии |
Направление | Развитие общего образования |
Номинация | Инновационный урок |
Тема конкурсной работы | «Движение в живой природе» |
«17» апреля 2017 г.
Руководитель Абдрашитова С.Р.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Движение животных Движение простейших и беспозвоночных Движение в водной среде Движение в наземно-воздушной среде
Для чего нужно движенье Бег, прыжок, ходьба, скольженье Плаванье, полет………. Как знать- Может лучше полежать?
Перемещение всего организма с одного места на другое называется локомоцией ( от лат. locus – место, motio – движение )
Животные способны к активным перемещениям
Значение локомоции у животных Поиск пищи Спасение от хищников и неблагоприятных условий среды Расселение и освоение новых местообитаний Поиск половых партнеров
Простейшие имеют специальные органоиды движения Ложноножки Жгутик Реснички
Движения всех многоклеточных животных связаны с мышечной деятельностью
Движение в водной среде
Реактивное движение Характерно для водной среды Это толчок, за счет выбрасывания мощной струи воды
В водной среде наиболее распространенным способом передвижения является плавание Обтекаемая форма тела Плавники (ласты, перепонки между пальцами) Волнообразное движение тела
Какие приспособления к движению в водной среде вы можете назвать у данных животных?
Знаете ли вы, что… Рыба-парусник плавает быстрее, чем бежит гепард. Её скорость может достигать 109 км/ч. К числу спринтеров относятся также рыбы Ваху (77,6 км/ч) и мерлин (92 км/ч)
Движение в наземно - воздушной среде
В воздушной среде оптимальным способом движения является полет. Крылья Аналогичные крыльям органы
Специальные приспособления к полету есть у птиц Это: Полые кости Воздушные мешки Обтекаемая форма тела
Знаете ли Вы, что.. … Сокол-сапсан, падая с высоты, развивает скорость до 250 км/ч. В горизонтальном полете его скорость равна 100 км/ч. Но его легко обгонит стриж, чья скорость достигает 171 км/ч
Для наземной среды обитания характерны такие способы передвижения как… Бег Прыжки Ползанье
Для успешного бега животному необходимы: 4 ноги одинаковой длины Горизонтальное расположение тела
В зависимости от положения конечности во время бега, животных подразделяют на: Стопоходящие Пальцеходящие Копытные
Животные, передвигающиеся прыжками, имеют: Задние ноги длиннее и мощнее передних
У ползающих животных Веретено- образное тело Нет конечностей
Знаете ли Вы, что… Самый быстрый спринтер – гепард. Его скорость достигает 96-101 км/ч
Давайте обсудим…. Какое животное здесь лишнее? Почему?
Без движения – беда! Станешь пищей без труда И на солнышке сгоришь, От врагов не убежишь Вывод прост- Движение – жизни проявление
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» спортивно-познавательное мероприятие "В мире животных"
тетрализованное музыкальное спортивно - познавательное меропирятие для детей 6-9 лет в процессе мероприятия задействованы дети-артисты, ведущий, музыкальное мопорвождение, жюри. Цели и задачи мероприя...
Животные. Строение животных Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека
Мультимедийная презентавция к уроку биологии 5 класса по теме "Животные. Строение животных, их роль в природе и жизни человека"....
План внеклассного занятия по английскому языку по теме: «Животные. Природа. Большая ответственность перед животными. Как защитить животных?»
Цели и задачи внеклассного занятия: 1. Развитие речевых навыков, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; 2. Создание на уроке атмосферы взаимодействия, коммуникативной обстановки, вз...
Разработка образовательного путешествия «Животные севера и юга» в Ленинградский Зоопарк для дошкольников. Использование инновационной технологии: образовательного путешествия для освоения дошкольником окружающего мира.
Образовательное путешествие - этот метод направлен на мотивацию и раскрытие творческого потенциала дошкольника в процессе освоения окружающего мира....
Инновационный урок "Движение животных"
Пояснительная запискаДанный урок является естественным продолжением темы «Движение. Жизнедеятельность организмов», расширяющий кругозор учащихся. Урок универсальный и может быть проведен у...
Инновационный проект инклюзивного образования в средней группе в рамках лексической темы «Домашние животные»
Инновационный проект инклюзивного образования в средней группе в рамках лексической темы«Домашние животные»...
Брошюра по грантовому проекту (инновационный продукт) "Фотосъемка животных"
Учебно-методическое пособие...