Конспект урока биологии "Распространение плодов и семян"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Ларичева Елена Александровна

Данный урок предназначен для учащихся 6 класса.В ходе урока у учащихся продолжают формироваться универсальные учебные действия. Деятельность учащихся разнообразна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasprostranenie_plodov.docx28.87 КБ
Файл rasprostranenie_plodov.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. учителя  Ларичева Елена Александровна,

                              учитель биологии МБОУ Жуковской СОШ №2
Предмет: биология
Класс: 6
Тема урока: Распространение плодов и семян

Цель урока: Формирование знаний о способах распространения семян и их приспособленности к распространению тем или иным способом

Задачи урока: 

Образовательные:

1. Обеспечить в ходе урока усвоение знаний о способах распространения плодов и семян растений и их приспособлениях к распространению с помощью ветра, воды, животными и человеком, саморазбрасыванию;

2. обеспечить повторение понятия о плодах и их классификации;
Развивающие:

1. Развивать умение выделять главное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты;

2. развивать эмоции, создавая ситуации удивления, занимательности;

3. развивать познавательный интерес, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающем мире;
Воспитательные: 

1. содействовать формированию основных мировоззренческих идей: причинно-следственных связей меду явлениями, идеи развития в природе;

2. обеспечить воспитание бережного отношения к природе, наблюдательности, патриотизма;

3. содействовать развитию умения к сотрудничеству;

4. содействовать физическому воспитанию в профилактике утомляемости на уроке.

Основные понятия: способы распространения плодов и семян, приспособления плодов и семян к распространению ( крыловидные выросты, «парашютики», пушистые волоски, воздушные полости, яркая окраска и сочная мякоть околоплодника, крючки, шипы, липучки)

Оборудование:  муляжи плодов, , плоды берёзы, клёна, одуванчика, ольхи, стакан с водой,  лупа, карточки для проверки домашнего задания, карточки для закрепления изученного материала, презентация, компьютер с проектором..

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I.  Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит выполнить очень интересную работу. Активное участие поможет  достичь хороших результатов. Мы будем работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра.

II. Проверка домашнего задания.

Слайд 1. На прошлом уроке мы изучили значение и типы плодов. Давайте вспомним, что такое плод? Из какой части цветка он образуется? Из каких частей состоит плод? Как классифицируют плоды? (Учащиеся дают ответы на вопросы)

А сейчас (имя учащегося) разложит плоды по четырём коробкам, разделяя их по выделенным признакам. (Учитель даёт ему корзину с муляжами плодов и коробки)

6 учащихся получат карточки-задания для работы на местах, в них необходимо вставить пропущенные слова (задание на 6 минут)

(Карточка  Ф.И._________________________

После опыления и оплодотворения из завязи цветка образуется …………. . Плоды бывают ………… и ………..… . Односемянный сочный плод называется ………  , он встречается у ………….…  . Сочный многосемянной плод называется …………. , он образуется у ………….. . Односемянный сухой плод называется ……….… , он встречается у ………….  . Сухой многосемянной плод называется …….. , он образуется у …………..… . Важнейшие функции плода -- … ………………… и …………………………… .)

С классом - игра «Третий лишний»

Какой плод в списке лишний и почему?

1) Слайд 2. Костянка, зерновка, семянка (сочный). 

2) Слайд 3. Тыквина, яблоко, стручок (сухой). 

3) Слайд 4. Орех, семянка, коробочка (многосемянной). 

4) Слайд  5. Ягода, тыквина, костянка (односемянный). 

Проверка правильности классификации плодов учащимся у доски.

Сдача учащимися карточек учителю.

III. Актуализация знаний

Молодцы! Классификацию плодов вспомнили. А теперь вспомните и назовите функции плода (образование, защита и распространение семян). Слайд 6

О каком значении плодов вам хотелось бы узнать больше?

Давайте сформулируем тему и цель урока.  (Учащиеся формулируют тему и цель урока)

В тетрадях запишем число и тему урока «Распространение плодов и семян». Слайд 6

IV. Изучение нового материала.

Прослушайте сказку « О жадном дубе» и ответьте на вопрос: зачем растениям необходимо распространять семена?

Пересказ учащимся сказки. Слайд  8

На опушке рос дуб - хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два жёлудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек».

     А дуб на неё как набросится: « Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверей  не отважился приближаться к дубу. Так и жил он в одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю, под могучей кроной прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы всё его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло. Всем росткам, появившимся из желудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте.

     Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел и однажды в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик своей смены.

Ответ: семена должны прорасти и дать жизнь новому растению.

Мудрая природа нашла разные способы, помогающие растениям распространять плоды и семена растений. Какие способы вы знаете? Слайд 9

(Учащиеся называют способы распространения плодов и семян: ветром, водой, животными    и  человеком, саморазбрасыванием.)

Запишите схему в тетрадь.

Начнём рассмотрение этих способов по схеме.

Распространение ветром.   Слайд  10

На столах у вас лежат плоды растений: одуванчика, берёзы, клёна, липы. Рассмотрите их и определите, какие приспособления к распространению ветром у них имеются?

(Ответ: у берёзы, клёна и липы- крыловидные выросты, у одуванчика- парашютики.)

Крылатки берёзы разносятся на расстояние до 1500м, клёна- 900 м.

Посмотрите, какие приспособления у ивы?  (пушистые волоски).

Внимательно рассмотрите фотографии американского клёна и ясеня. Слайд  11

Как вы думаете, какие приспособления к распространению плодов есть у этих деревьев, кроме крыловидных выростов? (Учащиеся: плоды висят на деревьях после опадения листьев, чтобы зимой почти беспрепятственно разнестись ветром по твёрдому насту.)

Слайд  12.  Как называется растение, представленное на слайде?

Перекати-поле – название многих степных растений, которые после созревания высыхают, образуют шары,  отламывающиеся от сухого корня,  и разносятся ветром, рассыпая семена.

Какими должны бить сами семена, разносимые ветром? (лёгкими)

В 1г семян осины 12тысяч семян.

Таким образом, плоды и семена, переносимые ветром должны быть лёгкими и иметь приспособления: парашютики, волоски, крыловидные выросты.

Распространение водой.

Вдоль берегов наших рек, озёр и болот растёт ольха клейкая (чёрная). Слайд  13 Это дерево-труженица, помощник, так как своими корнями удерживает воду, сохраняя полноводность рек и озёр. Её надо беречь.

На столах у вас лежать соплодия ольхи, напоминающие шишки. Плоды-орешки уже покинули их и упали в воду. А иногда падают вместе с  «шишками». Проведём эксперимент: бросим в воду соплодия. Что наблюдаете? (не тонут) Какой вывод можно сделать? (они легче воды)

Лёгкость достигается за счёт наличия воздушных полостей. Слайд 14.  Так, семена рдеста, частухи держатся на воде до 10 дней и за это время они успевают далеко уплыть с потоками воды.

А вод рекордсменом по дальности плавания являются плоды кокосовой пальмы. Слайд 15

Сообщение учащегося.( Рекордсменами по дальности водных путешествий можно считать плоды кокосовой пальмы – кокосовые орехи. Кокосовая пальма растет на островах  и  на побережьях тропических морей. Ее высокие гладкие стволы обычно наклонены в сторону моря. Плоды пальмы - волокнистые костянки массой 1.5- 2 кг. Снаружи они покрыты волокнистой, содержащей воздух тканью, прикрытой еще одной гладкой оболочкой. Созревшие и упавшие орехи месяцами держатся на воде и переносятся волнами на сотни километров.. Проросшие кокосовые орехи находили на островах, удаленных на 4800 км от места их созревания! Даже после 100 дней плавания по морским волнам эти удивительные плоды не теряют всхожести.)

Физ. минутка

Встаньте  из-за парт так, чтобы не мешать друг другу. Когда я буду называть плоды, распространяемые ветром, вы тяните руки вверх, водой - приседаете.

Одуванчик, клён, кокос, берёза, тополь, ольха, рдест, рябина.

Рассмотрим другой способ распространения плодов и семян - саморазбрасывание.

Сообщение учащегося.

(Есть такие семена, которые разлетаются в разные стороны от сильного взрыва плода, в котором созревают. В тропическом лесу, например, такое явление, как стрельба деревьев и кустов семенами является делом обычным. Иногда в джунглях слышится громкая канонада. Оказывается, что стрельбу ведет обыкновенное дерево – обезьяний гонг, или гура. Слайд  16. С оглушительным треском лопаются похожие на тыковку плоды - и, как пули из пистолета, семена летят метров за пятьдесят в разные стороны. Они стреляют с одной лишь целью — разбросать семена подальше от материнского растения, с тем чтобы проклюнувшиеся молодые ростки заняли подходящие жизненные пространства, хорошо укоренились и возмужали. Выстреливаемые семена могут перемещаться на несколько метров, а могут улететь и очень далеко, расширяя границы проживания своего вида. Удаляясь от родительского дерева, семена дают возможность своим росткам удачно и надежно продолжить род на новом месте.

 И в лесах средней полосы России есть растения-стрелки. Звуки их выстрелов не такие громкие, как в тропиках, но все же хорошо слышны. Однако большинство стрелков наблюдается среди травянистых растений. Это — фиалки, недотроги, гвоздики, колокольчики, сердечники, кислицы и другие. Слайд 17 . Бальзамин, или недотрога, — неплохой артиллерист. Его плод похож на тонкий стручок. Если к нему прикоснуться, когда он созреет и подсохнет, то упругие створки стручка мгновенно закручиваются спиралью и, действуя как пружина, с большой силой выталкивают семена, которые летят в разные стороны. Стручок-недотрога может выстрелить и сам, когда созреет; это происходит и в том случае, если к нему даже никто не прикасается.)

А знаете ли вы, что у недотроги народные названия звучат так: разрыв- трава, ключ- трава, скакун- трава, прыгун- трава. Теперь, я думаю, вам понятно почему.

Отгадайте загадку:

Что за диво: плод плюётся,

Целым в руки не даётся. (бешеный огурец) Слайд 18.

  В Крыму и на Кавказе на сухих склонах и морских побережьях можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов и прилипает к животному или к человеку, прикоснувшемуся к созревшему плоду. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами.

Распространение плодов и семян животными и человеком.

Животные могут распространять плоды и семена на наружных покровах, в системе пищеварения, при заготовке запасов.

Рассмотрите рисунок и назовите приспособления плодов и семян для распространения на покровах животных. Слайд 19.

(острые зубчики и крючки, липкие плоды, острые шипы) Слайд 20,21

Какие приспособления имеются у плодов, расселяющихся в органах пищеварения? Слайд 22. (сочная мякоть, яркая окраска, трудноперевариваемые семена)

Кроме  того, семена, прошедшие пищеварительный тракт, лучше прорастают у некоторых растений и снабжены питательным веществом проростки.

При заготовке запасов животные уносят их от материнских растений. Слайд 23.

Например,  сойка расселяет дуб. Она может за один рейс перенести 7 желудей, которые умещаются в её пищеводе. Она создаёт себе запасы и про часть своих запасов забывает. Этого достаточно, чтобы дуб расселился.

Слайд 24. У плодов чистотела нет ни сочной мякоти, ни яркой окраски, ни органов прикрепления. Однако он распространяется животными. Какими? (муравьями)

Придаток, имеющийся на поверхности семени чистотела, содержит масла – лакомство для муравьёв.

V. Закрепление

1)  Игра «Волшебный плод» 

У меня в этом волшебном плоде находится предмет. По подсказкам, угадайте, какой.

1. У растений эти приспособления появились давно, а людям лишь в1948 удалось его изготовить.

2. Конструкция разрабатывалась почти 8 лет.

3. Его используют на космических станциях, чтобы не терять вещи.

4. Практически каждый из нас использует его на одежде вместо «молнии».

Слайд 25. Это застёжка-липучка, разработанная Жоржем де Мистралем.

2) Заполним таблицу. Работаем в парах (одна голова хорошо, а две лучше). Слайд 26.

Название растения

Способ распространения

Приспособление

  Клён

?

?

?

животными

Сочная мякоть околоплодника

?

Наличие воздушной полости

Горох

?

?

Проверка правильности заполнения таблицы.

3) Назовите изображённое на фотографии растение, укажите способ распространения его плодов или семян и приспособление к распространению.

Слайд 27.

1. Цветок трубочкой

С белой юбочкой.

А плод – лукавый,

С шипами, отравой.

(Дурман, саморазбрасывание, сухая коробочка)

Слайд 28.

2.  (Крыжовник, животными, сонная мякоть, яркая окраска)

Слайд 29

3. Хороша трава-

Красна голова:

И медку подарит,

И чайку заварит.(Кипрей, иван-чай, ветром, пушистые волоски)

Слайд 30.

4. Это растение встречается в озере Коляном нашего района. Занесено в Красную книгу Брянской области.

(Чилим,  рогульник, водяной, чёртов, рогатый орех, водяной каштан, водой, тяжелее воды, оседает на дно.)

4) Каково практическое значение знаний, полученных нами на уроке?

1. вовремя удалять сорняки, семена которых разносятся ветром или саморазбрасываются

2. вовремя убирать урожай растений, плоды и семена которых саморазбрасываются

 и разносятся животными.

Давайте подведём итоги. (Учащиеся делают выводы)

Оценка работы  учащихся.

Домашнее задание. Слайд 31

1. Изучить §31 и выписать в тетрадь черты приспособленности плодов                            ( обязательное).

2. Подготовить сообщение о растениях-путешественниках. (дополнительное)

3. Создать коллекцию семян. (дополнительное)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Третий лишний» 1 . костянка 2. зерновка 3. семянка

Слайд 3

Третий лишний тыквина яблоко стручок

Слайд 4

Третий лишний 1. орех 2. коробочка 3. семянка

Слайд 5

Третий лишний ягода тыквина костянка

Слайд 6

6

Слайд 7

Тема урока: Распространение плодов и семян

Слайд 8

16.10.2014 8

Слайд 9

Способы распространения Ветром Животными и человеком Водой Саморазбра-сыванием

Слайд 10

10 Семена покрыты пушистыми волосками Плоды снабжены « парашютиками » Плоды имеют крыловидные выросты

Слайд 11

Клён американский Ясень Висят на ветвях до поздней осени, зимы

Слайд 13

16.10.2014 13 Ольха клейкая (чёрная)

Слайд 14

Частуха Рдест

Слайд 16

Гура (обезьяний гонг)

Слайд 17

Недотрога обыкновенная (бальзамин лесной)

Слайд 18

16.10.2014 Бешеный огурец

Слайд 19

16.10.2014 19

Слайд 21

16.10.2014 21

Слайд 22

22

Слайд 23

Сойка Белка Полёвка

Слайд 24

Распространение муравьями Чистотел

Слайд 25

16.10.2014 Жорж де Мистраль Застёжка-липучка Крючки репейника

Слайд 26

Заполните таблицу Название растения Способ распространения Приспособление Клён ? ? ? животными Сочная мякоть околоплодника ? Наличие воздушной полости Горох ? ?

Слайд 27

16.10.2014 27

Слайд 28

16.10.2014 28

Слайд 29

16.10.2014 29

Слайд 30

16.10.2014 30

Слайд 31

1. Изучить §31 и выписать в тетрадь черты приспособленности плодов. 2. Подготовить сообщение о растениях-путешественниках. 3. Создать коллекцию семян. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок Распространение плодов и семян

Урок расчитан для сельской школы.После повторения домашнего задания доступно излагаются  способы распространения плодов и семян.Предлагаются биологические задачи с учетом регионального компонента...

Конспект урока "Распространение плодов и семян"

Конспект урока в 6 классе "Распространение плодов и семян" к учебнику В.В. Пасечника. Урок содержит биологическую игру, задание по заполнению таблицы....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА на тему: Прорастание семян.

Цель: сформировать знания учащихся об условиях  прорастания семян, росте  и питании  проростка. Задачи: обучающие: познакомить учащихся с условиями прорастания семян различн...

Технологическая карта урока "Распространение плодов и семян"

Материал содержит целеполагание урока,структуру урока по ФГОС...

Разработка открытого урока "Распространение плодов и семян"

Цель урока:- Познакомить  обучающихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению.- Формирование умения работать с наглядным...