Интегрированный урок биология и математика "Лес - наше богатство"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Звонарева Татьяна Ивановна

Интегрированный урок биология и математика "Лес - наше богатство" может быть проведён в 6 классе после изучения темы "Отделы растений" или при изучении темы "Многообразие голосеменных растений". Урок проводится как заседание клуба "Хочу всё знать". Класс делится на команды по 5-6 человек. Ребята проводят подготовку мини-проектов по роли леса в жизни природы и человека. Находят или составляют математические задачи, что даёт возможность математически доказать роль леса в поддержании климата, очищении воздуха и т.д..  На уроке соблюдаются здоровьесберегающие технологии. Постоянно поддерживается познавательный интерес, благодаря смене различных видов деятельности. Соблюдаются принципы "Учения с увлечением".  Данная  разработка  может использоваться при проведении внеклассного мероприятия по биологии и математики. Материалы этого занятия будут полезны классным руководителям при проведении внеклассного мероприятия, как заседания "Клуба знатоков".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей

Методическая разработка

интегрированного урока биологии и математики

 в 6 классе

«Лес – наше богатство»

        Учитель Звонарёва

        Татьяна Ивановна
                           

Интегрированный урок « Лес - наше богатство»  можно провести в    6 классе после изучения темы «Отделы растений» или при изучении темы «Многообразие голосеменных растений». Данной разработкой можно воспользоваться для проведения внеклассного мероприятия по биологии или математике. Можно провести занятие  в дополнительных образовательных учреждениях. Урок проводится как заседание клуба «Хочу всё знать». Класс делится на команды по 5-6 человек. Команды готовят сообщения, стихи, фотогазету, рисунки, поделки…. Находят задачи о роли леса в природе и жизни человека. «Корреспонденты» готовят материалы для выпуска журнала «Знаете ли вы?»

Цели:

  1. Образовательная: расширить знания учащихся о роли хвойных растений в природе и жизни человека.
  2. Развивающая: научить применять знания, полученные при изучении разных  предметов. Развивать умение работать с дополнительной литературой, составлять задачи. Развивать логическое, творческое мышление, познавательный интерес.
  3. Воспитательная: прививать любовь к окружающей природе, чувство патриотизма, эстетические чувства.

Оформление: 1. На доске эпиграф урока: «Люблю и знаю.

                                                                           Знаю и люблю.

                                                                           И тем полней люблю,

                                                                           Чем глубже знаю».

                                                                             Ю.К. Ефремов

2. Репродукции картин с изображением леса.

3. .Выставка рисунков, поделок из макулатуры.

4.Фотогазета «Очарование русского леса».

5. «Леса не только приносят пользу человеку, украшают и оздоравливают Землю, но поддерживают самую жизнь на Земле»

К.Паустовский

6.Записи песен о лесе.

    Класс разбит на 5 групп. Ребята искали информацию о роли леса, готовили задачи, выпускали газеты, делали поделки из старых газет, тетрадей, журналов. В ходе урока «корреспонденты» выпустят журнал  «Знаете ли вы?»

Вступительное слово учителя биологии.                                    

                                                                  «Люблю и знаю.

                                                                   Знаю и люблю.

                                                                   И тем полней люблю,

                                                                   Чем глубже знаю».

                                                                   Ю.К. Ефремов

Ребята, мы изучили с вами отделы растений: мхи, папоротникообразные, голосеменные, многие из них растут вместе, в лесу. Мы с Мариной Вячеславовной (учитель математики)  предлагаем вам, на  заседании клуба «Хочу всё знать», решить задачи, которые помогут полнее и глубже узнать о роли леса.

1ученик. Хвойные породы деревьев почитаются многими народами. В Японии различные виды сосен, можжевельники, ели, считают символом вечности и долголетия, в Финляндии – символом жизни, в Китае и Корее они олицетворяют верность и принципиальность, в Малой Азии – бессмертие и плодородие.


2 ученик. В Древней Греции без сосны не обходились праздничные пляски, посвященные Богу вина и виноделия Дионису, у славянских народов ее употребляли для погребальных костров, на свадьбах, по сосне пытались предсказывать будущее, из сосновой древесины вырезали скульптуры богов. Алтайцы почитали кедр. В украинском Полесье был обычай: если у молодых родителей рождалась дочь – они сажали во дворе сосну. У немцев ель считается священным деревом.

3ученик.           Перед нами лес, недвижны сосны
                        В своей нахмуренной красе.
                        Отягчены их ветви все
                        Клоками снега…  
                                            Пушкин А.С.

Красота и величественность сосновых лесов (боров) вдохновляла поэтов, писателей, художников, влияла на их настроение.
На холстах Ивана Ивановича Шишкина (на доске репродукции картин) открылась устремленная в небо мощь красного бора, темень глушняка, сплетаются упругие ветви, топорщатся колкие пучки игл. С полотен Шишкина подлинный русский лес впервые зашумел, задышал.
«Лесовик», «Лесной богатырь», «Лесной царь» – называли его при жизни. Даже наружность живописца – крупные черты лица, густые, спутанные волосы, взлохмаченная борода, кряжистая, крепко сбитая фигура – удивительно сочеталась с такими характеристиками. «Как зеленый могучий лес, он заражал всех своим здоровым весельем и правдивой русской речью» – писал о нём Репин.

4 ученик. (На фоне музыки)

ПОЮТ СОСНЫ

За домом начинаются леса.
Качается над озером сосна.
Она поет –
Но сдержанно, вполтона.
Не слышно слов,
А музыка слышна.
Так шелестят на празднике
Знамена.
Так провода
Над рельсами гудят.
Так сдержанно рокочут
Волны моря.
Так музыка
Каких-то давних дат
Вдруг прозвучит
В пустячном разговоре.
Скорей!
Поют, шумят, томят леса.
Мы принесем
Озон и сердце в венах.
И много дней,
Счастливых и мгновенных
В нас не умолкнут сосен голоса.

                      В.Приходько

 

Учитель биологии.  Почему же почитаются хвойные растения, почему поэты и писатели, художники восславляют лес?

 1команда. Лес не только украшает Землю и нашу жизнь, лес – легкодоступное универсальное сырьё, заключённое в стволах деревьев. Из него можно приготовить продукцию почти 20 тысяч наименований. Без древесины не может обойтись ни одна отрасль народного хозяйства.

Древесина широко используется для получения пищевых продуктов, спирта, фенолов. Искусственный шёлк, лаки, краски, спирт – всё это изготавливают из деревьев низкого качества и отходов деревообработки.

На каждый сто квартирный кирпичный дом уходит эшелон древесины. Найдены способы переработки, позволяющие превращать дерево в материал огнеупорный, гибкий, сверхтвёрдый.

По подсчётам учёных, каждый человек расходует за свою жизнь  100 м³ древесины.

Предлагаем задачу.

1кг целлюлозы заменяет 1620 коконов шелкопряда. На изготовление 5 шелковых женских костюмов идёт 2700 коконов. Сколько женских костюмов можно сделать из 1 кубометра древесины, если из него  получается 200кг целлюлозы.

Решают с учителем математики.

1.2700: 5 = 540(коконов на 1 костюм)

2.1620*200=324000(коконов заменяет 1м древесины)

3.324000:540=600(костюмов)

Ответ: 600 костюмов.

Учитель биологии. Лес – дитя Земли. Нельзя забывать, что лес это не только универсальное сырьё, но и важнейший компонент природы.

2 команда.  Наш век – век техники. За последние 100 лет углекислоты в атмосфере добавилось 360 млрд. тонн и концентрация её выросла на 13%. Процесс этот продолжается.  Автомашина за тысячи километров пробега съедает кислорода равную годовой норме человека. Воздушный лайнер, перелетев океан, выбрасывает в атмосферу 100 тонн углекислоты.

Леса регенерируют, очищают воздух планеты. Дерево средней величины за 25 часов восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3 человек. За один тёплый солнечный день гектар леса поглощает из воздуха 220 – 280 кг углекислого газа и выделяет 180 – 200кг кислорода.

Задача. Мы предлагаем посчитать, сколько деревьев сможет выделить кислород необходимый для дыхания 30 человек. Один человек потребляет в сутки 350г кислорода, а одно дерево за 1час вырабатывает 43 ¾ г кислорода.

1.350*30=10500г (потребляет 30 человек)

2.43 ¾*24=1050г (выделяет 1 дерево в сутки)

3.10500:1050=10(деревьев)

Ответ:10 деревьев

3команда.  Трудно переоценить роль леса в очистке воздуха от пыли и вредных газов, а воду – от загрязнения. Летом деревья улавливают на свои кроны 50% пыли, содержащейся в воздухе. Способность их в этом просто удивительная: на деревьях оседает пыли больше, чем на оконном стекле в 30 – 60 раз и в 10 раз больше, чем на лужайках. Один гектар деревьев хвойных пород задерживает за год до 40 т пыли (сосна - до 36 т, ель – 30 т, бук – 65 т), а лиственные до 100 тонн.

Мы предлагаем вам задачу, подтверждающую эту уникальную способность зелёных насаждений. На 50км² леса в воздухе находится около 40 т пыли, а над такой же площадью безлесного пространства в 12 раз больше. Сколько тонн пыли находится над 1га безлесного пространства.

1.40000:5000=8(кг пыли над 1га  леса)

2.8*12=96(кг над безлесным пространством)

Ответ: 96кг

Учитель биологии. Наше здоровье и настроение во многом зависят от того, ясно на дворе или пасмурно, льёт дождь или сияет солнце. Порой для нас важен микроклимат родного города. А оказывает ли влияние пригородный лес на климат?

4команда.  Да, конечно. Кроны деревьев существенно влияют на температуру воздуха. Разница температуры в лесу и на открытом воздухе достигает 11-17 градусов. Зона температурного  комфорта находится в пределах 17,2 – 21,7 градуса.

Одним из основных климатических факторов является ветер, его скорость. Ветер способствует повышению артериального давления, вызывает головокружения, припадки ревматизма. Вместе с тем, даже при сильном ветре в лесу бывает тихо; доказано, что уже в 30-50 метрах от опушки скорость ветра снижается на 40%, а в 120-200 метрах царит полный штиль.

Наше теплоощущение во многом зависит от влажности воздуха. В лесу она несколько выше: в сосновом лесу на 3%, а в еловом – на 9%.

Леса умеряют как сильные морозы, ветер, так и летнюю жару.  Примером этого послужит следующая задача: в жаркую погоду в сквере температура воздуха на 2,2ºС ниже, чем на городской площади и на 1,5ºС выше чем в лесу. Какая температура воздуха в лесу, если на городской площади она 29ºС?

1.29º-2.2º=26.8º(в сквере)

2.26.8-1.5=25.3º(в лесу)

Ответ: 25.3º

Учитель биологии.  Человек всегда стремится в лес, в горы, на берег моря. Санатории, дома отдыха строят в самых красивых уголках. Случайность ли это?

5команда.   Нет, не случайность. Созерцание красот природы стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему. Хвойные выделяют в окружающий воздух большое количество фитонцидов, активных даже против туберкулезной палочки, поэтому воздух в  лесу не только стерилен, но и оказывает противомикробное действие. Не случайно противотуберкулезные санатории размещают в сосновых лесах. Вдыхать аромат сосны полезно при насморке и кашле. Сосна оздоравливает воздух и летом и зимой (лиственные деревья только летом).
Сосновый лес, занимающий площадь 1 га, продуцирует в сутки 5 кг фитонцидов (лиственный лес – 2 кг, а можжевеловый – 30 кг),

Несколько граммов фитонцидов обеззараживают сотни кубометров атмосферы.  Предлагаем решить задачу.

В 1 м³ воздуха лесного массива содержится около 420 микробов. Сколько микробов содержится в классе размером 7*6.5*3, если в городском воздухе их в 11 раз больше, чем в лесу?

1.420*11=4620(микробов в городском воздухе)

2.7*6.5*3=136.5м³(объём класса)

3.4620*136.5=630630(микробов)

Ответ: 630630 микробов в классе

Учитель биологии.  Ребята мы приготовили вам несколько сюрпризов в этой малахитовой шкатулке. Вы должны отгадать, что там, или из чего это готовят.

  1. «Ее включали в состав компрессов и припарок еще 5 тыс. лет назад. В Греции и Риме  использовали при лечении простудных заболеваний. На Руси было принято жевать смолу  для укрепления зубов, десен, для дезинфекции полости рта. Чистую живицу (смолу) прикладывали к ране вместо бинта или пластыря, к больному зубу, чтобы унять боль. В старину разведенную спиртом живицу применяли для растирания мышц, суставов. До сих пор как средство для растираний применяют изготовленный из смолы скипидар.
    Противоцинготные свойства этого растения были давно известны народам Сибири, промысловикам и мореходам».

(Хвоя сосны, из неё готовили напиток. Для приготовления хвойного напитка 30 г свежей молодой хвои (в зимней хвое витаминов больше, чем в летней, ) промывают в холодной воде, заливают стаканом кипятка и кипятят на слабом огне в закрытой эмалированной посуде 20 мин, добавив по вкусу сахар. Выпивают стакан настоя в течение дня. Стакан хвойного напитка содержит даже больше витамина С, чем лимонный сок).

2.Этот  орех редчайший деликатес в наши дни. Он вкусен и питателен, питательнее грецкого ореха. Масло из ореха прозрачное, с приятным запахом. Используют его даже в оптике.  Орешки, наряду с пушниной, еще во времена Ивана Грозного стали первыми предметами российского экспорта

Ореховый жмых идет на приготовление лучших сортов халвы, да и других кондитерских изделий. (Кедровые орешки)

3.Из хвои сосны получают хлорофилл-каротиновую пасту, обладающую прекрасными ранозаживляющими свойствами. Эфирное масло хвои входит в состав препаратов, эффективных при почечных заболеваниях. Экстракт из хвои включают в состав мыла, зубных паст в качестве бактерицидного и дезодорирующего средства, в состав питательных кремов для кожи лица и шеи. То, что лежит в шкатулке, используется вами ежедневно. (Мыло)

4. В шкатулке лежит растение леса, которое о себе говорит так:

Я болотная царица

И, хотя кругом водица,

Топи, мошка и трясина,

Нужно всё, необходимо.

Без болота не смогли бы,

Даже с помощью огнива,

Дома, в тихий зимний час,

Развести огонь подчас.

Во все щели, задувая,

              Ветер нас пронзил насквозь.

              Рана рваная случайно

              Загноилась. И, небось,

              Не на луг, а на болото

              Вы пошли бы в тот же час.

             А зачем? Так, я надеюсь,

             Всё узнаю я от вас.

Отгадавшие получают призы.

Учитель биологии. Ребята, трудно представить, что произойдёт с нашей планетой, если этот уникальный природный дар будет утрачен. А ведь произойти это может, и поводов для опасений более чем достаточно. В Англии уничтожено 95% лесов, тропические леса Африки уменьшились на 70%, Южной Америки – 60%, в Китае лишь 8% территории покрыто лесом.

Учитель математики. Я тоже хочу предложить вам решить задачу.

Общая площадь лесов Московской области 2000 тыс. га. Ежегодно на планете леса уменьшаются на 2%. На сколько уменьшится площадь лесов Подмосковья за 2 гада?

1.2000000*0.02=40000га

2.2000000-40000=1960000га

3.1960000*0.02=39200га

4.40000+39200=79200га

Ответ: 79200га

Учитель биологии. Послушайте несколько строк из книги Уильяма Дугласа «Трёхсотлетняя война»: «Мы вырубали лес до самого русла рек, уничтожали красивейшие ручьи… Подобные драгоценным камням, озёра превращались в безобразные ямы, обращённые к небосводу. Я видел одинокое дерево с гнездом орла, которое миновал топор. Но птицы покинули его, а дерево погибло, так как без леса оно не могло выжить.

 Я участвовал в тысячах сплошных вырубок леса, видел животных, бегущих под перекрёстным огнём охотников врассыпную, охваченным ужасом, не знающих, куда им скрыться. Меня глубоко беспокоит судьба наших лесов. Они исчезают, возраст древостоя снизился с 60 до 35 лет (!!). Люди сажают новые деревья, разводят лес, но площадь лесов всё сокращается и сокращается. Сойдите с облаков на землю, оглянитесь вокруг, и вы убедитесь в моей правоте».

Вот такие печальные строки из книги «Трёхсотлетняя война». Так можно ли сохранить и восстановить леса? Это и будет тема вашего домашнего задания.

1.Предложить способы охраны леса.

2.Составить и решить задачи.

3.Плакаты, рисунки на тему «Охрана леса».

4.Написать рассказы, стихи или сказки.

Учитель математики. Один из способов охраны леса я могу вам предложить прямо сейчас.

1тонна макулатуры сохраняет 5м³ леса. В школе 800 учеников. Сколько можно сохранить кубометров леса, если каждый ученик нашей школы соберёт10кг макулатуры? Сколько учебников можно сделать из этой макулатуры, если выход бумаги 60%? Вес учебника ½ кг.

1.10*800=8000(кг макулатуры или т)

2.5*8=40(м³ леса)

3.60% от 8000кг

0.6*8000=4800(кг бумаги)

4.4800 : ½=9600(учебников

Ответ: сохраним 40м³, 9600 учебников

Подведение итогов. «Корреспонденты» представляют свой журнал «Знаете ли вы?» Учитель математики выставляет оценки за решение представленных задач. По биологии получают оценки ребята, выступающие в ходе заседания клуба «Хочу всё знать»

  Рефлексия: «Я, Мы, Учитель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Обобщить  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследственности.  Законом...

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Обобщить  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследственности.  Законом...

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Цель урока обобщить,  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследс...

Открытый интегрированный урок биологии и литературы "Курочка Ряба в биологии и литературе( 7класс)

Урок был создан для закрепления и углубления знаний по теме Птицы".в форме познавательной игры с применением групповой и индивидуальной работы учащихся.Использовались интерактивные комьютерные задания...

Методическая разработка по биологии 9,11 класс по теме: Интегрированный урок биологии, химии и географии для 9,11классов. "Происхождение жизни на Земле"

Происходящие в современном обществе перемены требуют  совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные по...

Урок по кулинарии: "Хлеб- наше богатство. Исследование хлебобулочных изделий"

Урок кулинарии в 5 классе означннии хлеба в нашем питании. Приводится пример атрибутного метода исследования хлебобулочных изделий.Игровая форма работы на уроке....

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на Земле, составленный в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни"  в контексте  философско  – антропологического понимания зарождения жизни на ...


 

Комментарии

Звонарева Татьяна Ивановна

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию разработку интегрированного урока биологии и математики "Лес -наше богатство". Материалы будут полезны и, надеюсь, интересны не только учителям биологии и математики, но и классным руководителям.