Урок биологии в 8 классе по теме « Роль гормонов в обменных процессах. Гуморальная регуляция, её нарушения».
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Урок биологии в 8 классе на тему: Роль гормонов в обменных процессах. Этот урок входит в раздел "Координация и регуляция". Данный раздел предполагает изучение наиболее сложных вопросов курса "Человек и его здоровье", затрагивающих физиологические механизмы функционирования организма человека. Урок с использованием технологии критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_rol_gormonov.docx | 111.38 КБ |
urok_po_teme_rol_gormonov.docx | 111.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муратова Надежда Алексеевна
УРОК ПО БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ.
Тема: « Роль гормонов в обменных процессах. Гуморальная регуляция, её нарушения».
Цель: Создать условия для формирования представления о гормонах, механизмах действия на клетки; их роли в регуляции жизнедеятельности организма человека, как целостной системы.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: ученик научится характеризовать роль гормонов в обменных процессах организма человека; познакомится с нарушениями эндокринного аппарата и мерами предупреждения заболеваний , поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения; работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Метапредметные: ученик получит возможность научиться выделять существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма;
определять заболевание по имеющимся симптомам, способствовать развитию умений ставить перед собой цели и добиваться их решения;
Личностные: способствовать развитию у учащихся заботливого
отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
ИКТ: Использовать всевозможные приёмы поиска информации в различных базах данных интернета.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Формы организации учебной деятельности: тестовый контроль, работа в группах, самостоятельная работа с раздаточным материалом.
Приёмы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, подведение итогов работы.
Основные понятия и термины урока: железа внутренней секреции, гормоны, гуморальная регуляция.
Источники информации: учебник с. 47 – 49, информационная образовательная среда, таблицы, раздаточный материал, содержащий КОЗ.
Оценка за урок: оценка учителя, самооценка учащихся.
План урока:
I.Организационный момент (3 минуты)
II.Проверка домашнего задания (5 минут)
III.Постановка учебной цели (3 минуты)
IV.Поиск решения проблемы (12 минут)
V.Презентация результатов работ групп (12 минут)
VI.Закрепление (5минут)
VII.Рефлексия (3 минуты)
VIII. Домашнее задание (2 минуты)
Ход урока:
- Организационный момент (3 минуты)
Приветствие.
Учитель.
- Ребята, рада видеть всех вас на своём уроке.
Наш организм мы продолжаем познавать.
Живет он по своим биологическим законам.
Есть механизмы, что должны им управлять.
Важней всего в нем - нервная система,
Она руководит процессом всем.
Но без помощниц маленьких – желёзок.
Немало бы возникло нарушений и проблем.
О чем идет речь в этих четверостишьях?
Учитель предлагает учащимся вспомнить содержание темы прошлого урока. Беседа по теме «Нервно-гуморальная регуляция».
Раздаёт учащимся листы с тестовыми заданиями для проверки домашнего задания.
Обучающиеся выполняют тесты.
- Проверка домашнего задания (5 минут).
Гуморальная регуляция
Часть 1.
Выберите один правильный ответ.
- Железы внутренней секреции выделяют секрет, в котором содержатся
- витамины 2) гормоны 3) ферменты
- По своей химической природе гормоны – это
- белки 2) углеводы 3) нуклеиновые кислоты
- Регуляция уровня гормонов в крови осуществляется
- только с помощью нервной системы
- только с помощью гуморальных механизмов
- с помощью, как нервной системы, так и гуморальных механизмов
- Секрет желез внутренней секреции непосредственно выделяется в
- полость тела
- кровеносные сосуды
- органы мишени
- Секрет желез внешней секреции непосредственно выделяется в
- полость тела
- кровеносные сосуды
- органы мишени
Часть 2. Подберите соответствия. Напишите номера утверждений, соответствующие приведенным понятиям.
Разновидности желез
А) Экзокринные
Б) Эндокринные
В) Смешанные
- Постановка учебной цели (3 минуты).
Для постановки цели учитель мотивирует учащихся.
Учитель:
Есть в организме органы особого значения.
Они малы, но роль их очень велика!
Все вы растете, развиваетесь благодаря их назначенью.
От страха вы дрожите, от радости «парите в облаках»…
«Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека» (И.Д. Зверев).
Наше здоровье зависит от самых маленьких желез большого значения. Человек может жить без желудка и желчного пузыря, с одним легким, с одной почкой, с половиной печени, но он умрет, если удалить маленькую железу - гипофиз, который весит всего 0,5 г.
Любое нарушение работы желез внутренней секреции приводит к болезни, а нередко и к смерти. Справедливы ли эти слова? (Постановка учебной проблемы).
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель: Из каких источников вы получили такую информацию? Восьмиклассники вспоминают, что изучали железы внутренней секреции в 6 классе.
Учитель:
Почему железы внутренней секреции называют маленькими органами большого значения?
Как выдумаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
Учащиеся высказывают своё мнение.
Учитель предлагает, сформулировать тему урока.
Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока. На доске открывается тема «Роль гормонов в обменных процессах. Гуморальная регуляция, её нарушения».
Учитель предлагает сформулировать цель урока.
Учащиеся с помощью учителя формулируют цель урока.
(узнать, какое действие на организм оказывают гормоны; какие нарушения возникают в связи с нарушениями деятельности желез внутренней секреции)
- Поиск решения проблемы.
Учитель предлагает обучающимся раздаточный материал с компетентностно-ориентированным заданиями в ходе выполнения которого обучающиеся, пользуясь разными источниками информации, должны подготовить кластер и небольшое сообщение о железах внутренней секреции, на сайте интернета найти фотографии или рисунки по своей теме, представить учителю. (Задания напечатаны в приложении).
Учащиеся распределяются по группам, в группах распределяют обязанности, приступают к работе. Время для подготовки – 10 минут.
- Выступления учащихся c использованием презентации (12 мин, каждая группа выступает по 3 минуты).
Учитель предлагает приступить к выступлению, задаёт алгоритм выступления.
Учащиеся выступают, демонстрируя приготовленный кластер и слайд презентации.
- Закрепление (5 мин).
Учитель предлагает учащимся выполнить тест из ЭОРа.
Учащиеся выполняют тест из ЭОРа.
Использование ЭОРа.
- Рефлексия (3 мин).
Учитель задает вопросы: что запомнилось, что поняли, что понравилось, что было непонятно?
Учащиеся, отвечая на вопросы учителя, высказывают свои мнения.
- Домашнее задание (2 мин). Изучить параграф по теме, ответить на вопросы к параграфу.
Приложения к уроку
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ)
Работа в группах.
КОЗ для группы №1
- Прочитайте внимательно отрывок из рассказа И.С. Тургенева "Живые мощи".
Автор так описал эту болезнь: "Я приблизился - и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая - ни дать, ни взять икона старинного письма, нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать - только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос»… - Используя учебник и дополнительные источники, найдите ответы на вопросы:
- Какое заболевание описал И.С. Тургенев в рассказе?
- Каковы причины столь странной болезни?
- О какой железе и гормоне идёт речь?
3. Ответ запишите в форме кластера, который содержит следующую информацию:
- Название железы.
- Название гормонов.
- Значение и функции.
- Нарушения, вызванные их недостатком или избытком (заболевания)
4. Подготовьте слайд для презентации по теме «Заболевания, связанные с нарушениями деятельности желез внутренней секреции» (Слайд должен содержать информацию о симптомах заболевания, о котором идёт речь в вашем задании; фото или картинку).
5. Подготовьте выступление - отчет о выполнении вашего задания (2-3 минуты). Ответы на вопросы задания, демонстрация кластера и слайда с вашим комментарием.
6. Оцените работу всех членов вашей группы.
Модельный ответ
(КОЗ группы №1)
Ответы на вопросы:
Задание 2.
- Бронзовая болезнь (или Аддисонова болезнь) – 1 балл
- Обусловлена двусторонним поражением коры надпочечников, ведущим к уменьшению или прекращению продукции их гормонов. Гормоны надпочечников играют важную роль в регуляции сердечно-сосудистой системы, солевого, водного обмена и др. Причиной болезни являются туберкулез надпочечников, кровоизлияния в надпочечники, гнойное их воспаление, опухоли - 2 балла
- Железы – надпочечники – 1 балл
Гормон – кортизол - 1 балл
Задание 3.
Усиливает работу сердца
Регулирует работу сердца
Ослабляет работу сердца
Водно-солевой обмен
- 5 баллов
Задание 4
Правильно выполненый слайд – 2 балла
Задание 5
Защита -3 балла
Итого - 15 баллов
КОЗ для группы №2
- Прочитайте внимательно текст.
Много лет назад врачи обратили внимание, что в некоторых географических районах планеты встречается заболевание, главным внешним признаком которого является резкое увеличение толщины шеи. Помните, в сказке разгневанная мачеха превращается на глазах у нелюбимой падчерицы в ведьму - нос ее заострился, глаза вылезли из орбит, лицо и шея вздулись, мачеха стала трястись. Похожие симптомы есть и в жизни. Больные сильно худеют, раздражительны, вспыльчивы. Их мучает бессонница, усталость. Может утолщаться соединительная ткань орбиты глазного яблока, вследствие чего развивается пучеглазие. Сегодня это заболевание встречается очень часто, от него страдает, одна женщина из 10...
- Используя учебник и дополнительные источники, найдите ответы на вопросы:
- О каком заболевании идёт речь в тексте?
- Каковы причины болезни?
- О какой железе и гормоне идёт речь?
- Профилактика данного заболевания.
3. Ответ запишите в форме кластера, который содержит следующую информацию:
- Название железы.
- Название гормонов.
- Их функции в организме.
- Нарушения, вызванные их недостатком или избытком (заболевания)
4. Подготовьте слайд для презентации по теме «Заболевания, связанные с нарушениями деятельности желез внутренней секреции» (Слайд должен содержать заголовок, фото или картинку по теме выступления).
5. Подготовьте выступление - отчет о выполнении вашего задания (2-3 минуты). Ответы на вопросы задания, демонстрация кластера и слайда с вашим комментарием.
6. Оцените работу всех членов вашей группы.
Модельный ответ
(КОЗ группы №2)
Ответы на вопросы
Задание №2.
- Диффузный токсический зоб (базедова болезнь), эндемический зоб, тяжелую форму которого называют микседемой - 2 балла
2. Оно связано с длительным поступлением избытка йодированных гормонов; психическими травмами, воспалительными процессами (грипп, ангина, тонзиллит, ревматизм, туберкулез и т.д.) - 1 балл
3. Щитовидная железа - 1 балл
4. Гормон – тироксин - 1 балл
5. Сбалансированное питание. Потребление йод- содержащих продуктов (морепродуктов) - 1 балл
Задание №3
Регулирует обмен веществ
Регулирует рост организма
Нед. Микседема Задержка роста, развития кост.
Изб. Базедова болезнь
- 4 балла
Задание 4
Правильно выполненный слайд – 2 балла
Задание 5
Защита - 3 балла
Итого - 15 баллов
15 -14баллов - оценка «5»;
13-11баллов-оценка «4»;
10-8 баллов- оценка «3».
КОЗ для группы №3
- Прочитайте внимательно текст.
В медицинской практике известен случай, когда у девочки в шесть лет прекратился рост. Прошло 3 года, её рост составил 90 см. Решили обратиться к врачу-специалисту…Ребенку был назначен курс лечения. Больной вводили особое вещество. За 6 месяцев она подросла на 7 см, а в последующие два года ещё на 14 см...
- Используя учебник и дополнительные источники, найдите ответы на вопросы:
-О каком заболевании идёт речь?
- Каковы причины болезни?
- Какое вещество могло повлиять на увеличение роста
ребёнка?
3. Ответ запишите в форме кластера, который содержит следующую информацию:
- Название железы.
- Название гормонов.
- Их значение и функции.
- Нарушения, вызванные их недостатком или избытком в организме (заболевания)
4. Подготовьте слайд для презентации по теме «Заболевания, связанные с нарушениями деятельности желез внутренней секреции» (Слайд должен содержать заголовок, фото или картинку по теме выступления).
5. Подготовьте выступление - отчет о выполнении вашего задания (2-3 минуты). Ответы на вопросы задания, демонстрация кластера и слайда с вашим комментарием.
6. Оцените работу всех членов вашей группы.
Модельный ответ
(КОЗ для группы №3)
Ответы на вопросы:
Задание №2
- Карликовость. Больные при этом имеют рост от нескольких десятков сантиметров до 1 м -1 балл
- Гипофункция гипофиза приводит к задержке роста. - 1балл
- Гормон роста -1 балл
Задание№3
Регулируют рост
Нед. Карликовость
Изб. Гигантизм
- 4 балла
Задание 4
Правильно выполненный слайд – 2 балла
Задание 5
Защита - 3 балла
Итого - 13 баллов
13-12 баллов – оценка «5» отлично
11- 9 - оценка «4» хорошо
8-7-оценка «3»удовлетворительно.
КОЗ для группы №4
- Прочитайте внимательно текст.
Историки медицины находят первые упоминания об этой болезни еще в трудах врачей I в.; дальнейшее его изучение показало, что один из главнейших симптомов, именно, выделение больших количеств сахара с мочой, и обезвоживание организма.
Ткани утрачивают способность усваивать сахар, начинают вместо этого расходовать жиры и белки, наступает потеря веса. При этом окисление жиров сопровождается образованием токсического вещества – ацетона. Организм стремится вывести избыточный сахар вместе с мочой. Больной выделяет в сутки от 2 до 3 л мочи. Это приводит к появлению у больного неудержимой жажды…
- Используя учебник и дополнительные источники, найдите ответы на вопросы:
- О каком заболевании идёт речь в тексте?
- Каковы причины болезни?
- О какой железе и гормоне пойдёт речь?
- Профилактика данного заболевания.
3. Ответ запишите в форме кластера, который содержит следующую информацию:
- Название железы.
- Название гормонов.
- Их функции в организме.
- Нарушения, вызванные их недостатком или избытком (заболевания)
4. Подготовьте слайд для презентации по теме «Заболевания, связанные с нарушениями деятельности желез внутренней секреции» (Слайд должен содержать заголовок, фото или картинку по теме выступления).
5. Подготовьте выступление - отчет о выполнении вашего задания (2-3 минуты). Ответы на вопросы задания, демонстрация кластера и слайда с вашим комментарием.
6. Оцените работу всех членов вашей группы.
Модельный ответ
(КОЗ для группы №4)
Ответы на вопросы:
Задание №2
1. Сахарный диабет -1 балл
2. Поджелудочная железа не вырабатывает достаточного ко-
личества инсулина, который в норме регулирует уровень сахара в крови -
-1 балл
3. Гормон инсулин - 1 балл
4. Правильное питание -1 балл
Нед. Сахарный диабет
Изб. Гипоглекимия
- 4 балла
Задание 4
Правильно выполненный слайд – 2 балла
Задание 5
Защита - 3 балла
Итого - 13 баллов
(13-12 баллов – оценка «5» отлично, 11- 9 - оценка «4» хорошо, 8-7-оценка «3»удовлетворительно)
Список литературы:
- Андреев, А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования / А.А. Андреев // Школьные технологии. – 2007. - №3. – С. 151-170.
- Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек: 8кл: Методическое пособие 2-е изд., - М.: Вегнтана-Граф, 2005 - 288 с.: ил.
- Сонин Н.И. Биология. 8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003;
- Энциклопедия для детей. Человек;
- Педагогический университет: Первое сентября. Наиболее сложные вопросы преподавания раздела «Человек и его здоровье»: лекция 6.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Предмет, класс | Биология, 8 класс | |||
Тема урока, № урока по теме | Роль гормонов в обменных процессах. Гуморальная регуляция, её нарушения. Урок №2 в теме «Координация и регуляция» | |||
Актуальность использования средств ИКТ | Обеспечение наглядности, освоение материала урока, осуществление контроля. | |||
Цель урока | Создать условия для формирования представления о гормонах, механизмах действия на клетки; их роли в регуляции жизнедеятельности организма человека, как целостной системы. | |||
Планируемые образовательные результаты. | Предметные | Метапредметные | Личностные | |
ученик научится характеризовать роль гормонов в обменных процессах организма человека; познакомится с нарушениями эндокринного аппарата и мерами предупреждения заболеваний, поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения; работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Ученик получит возможность научиться выделять существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма; определять заболевание по имеющимся симптомам способствовать развитию умений ставить перед собой цели и добиваться их решения; | способствовать развитию у учащихся заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. | ||
Решаемые учебные проблемы | Почему железы внутренней секреции называют маленькими органами большого значения? Любое нарушение работы желез внутренней секреции приводит к болезни, а нередко и к смерти. Справедливы ли эти слова? Какие меры профилактики необходимы, чтобы избежать возникновения заболеваний желез внутренней секреции? | |||
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) | Компьютер, презентация в Power Point, ресурсы сети Интернет | |||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) | Компьютерный класс, компьютер с проектором, программа Microsoft Power Point | |||
Образовательные ресурсы Интернет | ||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||||
ЭТАП 1 | Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | |||
Цель | Мобилизация внимания учащихся, приветствие, определение целей и задач урока, отметка отсутствующих. | |||
Длительность этапа | 3 мин. | |||
Основные виды деятельности учителя | Вступительное слово учителя Настраивает учащихся на работу | |||
ЭТАП 2 | Проверка домашнего задания | |||
Цель | Проверить как ребята усвоили материал, изученный на прошлом уроке | |||
Длительность этапа | 5 мин. | |||
Форма организации деятельности учащихся | Индивидуальная Выполнение тестовых заданий Участие в беседе | |||
Функции учителя на данном этапе | Организует, обобщает, контролирует. | |||
Основные виды деятельности учителя | Программированный опрос Организация тестового контроля | |||
Промежуточный контроль | Проверка готовности учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний | |||
Этап 3 | Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. | |||
Длительность этапа | 3 мин. | |||
ЭТАП 4 | Практикум | |||
Цель | Обеспечение условий восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний. Создание условий для формирования представления о роли гормонов; нарушениях деятельности желез внутренней секреции и их предупреждении. | |||
Длительность этапа | 12 мин. | |||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Поиск информации в электронных справочных изданиях. Подготовка слайдов по теме «Нарушения деятельности желез внутренней секреции» | |||
Основные виды деятельности учащихся | Решение компетентностно-ориентированных задач. Отбор и сравнение материала из нескольких источников. | |||
Форма организации деятельности учащихся | Работа в группах. Репродуктивный: поиск, отбор и фиксация материала. | |||
Функции учителя на данном этапе | Организатор деятельности учащихся по поиску и обработке информации; педагогической поддержки учащихся в ходе решения учебной проблемы. | |||
Основные виды деятельности учителя. | Распределение заданий по группам, организация деятельности учащихся. Помощь группам по мере необходимости. | |||
Промежуточный контроль | Наблюдение за работой групп. | |||
ЭТАП 5 | Проверка полученных результатов. Коррекция. | |||
Цель | Закрепить полученные знания, начать вырабатывать умения по их применению. Предоставить возможность учащимся анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью. | |||
Длительность этапа | 12 мин. | |||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Работа со слайдами презентации, (ЦОР). | |||
Форма организации деятельности учащихся | Выступление с отчетом результата работы, демонстрация приготовленного кластера и слайда . | |||
Функции учителя на данном этапе | Эксперт учебной деятельности учащихся. | |||
Основные виды деятельности преподавателя | Предлагает приступить к выступлению, задаёт алгоритм выступления. Оценивает выступления групп. | |||
Промежуточный контроль | Контроль усвоения новых знаний, правильности выполнения компетентностно-ориентированного задания, составления и оформления кластера каждой группой. | |||
ЭТАП 6 | Подведение итогов. Рефлексия | |||
Цель | Проверить уровень усвоения знаний по данной теме. Интерактивное задание.( Дать анализ и оценку успешности достижения цели. Рефлексия занятия. | |||
Длительность этапа | 8 мин. | |||
Форма организации деятельности учащихся | Индивидуальная работа. Выполнение задания. Анализ выполненного интерактивного задания (ЭОР). Рефлексия. | |||
Функции учителя на данном этапе | Контролирующие, оценочные | |||
Основные виды деятельности учителя. | Анализ результатов | |||
Завершающий контроль | Выставление оценок в журнал и дневник | |||
Домашнее задание. | ||||
Длительность этапа | 2 мин. |
Предварительный просмотр:
Муратова Надежда Алексеевна
УРОК ПО БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ.
Тема: « Роль гормонов в обменных процессах. Гуморальная регуляция, её нарушения».
Цель: Создать условия для формирования представления о гормонах, механизмах действия на клетки; их роли в регуляции жизнедеятельности организма человека, как целостной системы.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: ученик научится характеризовать роль гормонов в обменных процессах организма человека; познакомится с нарушениями эндокринного аппарата и мерами предупреждения заболеваний , поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения; работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Метапредметные: ученик получит возможность научиться выделять существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма;
определять заболевание по имеющимся симптомам, способствовать развитию умений ставить перед собой цели и добиваться их решения;
Личностные: способствовать развитию у учащихся заботливого
отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
ИКТ: Использовать всевозможные приёмы поиска информации в различных базах данных интернета.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Формы организации учебной деятельности: тестовый контроль, работа в группах, самостоятельная работа с раздаточным материалом.
Приёмы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, подведение итогов работы.
Основные понятия и термины урока: железа внутренней секреции, гормоны, гуморальная регуляция.
Источники информации: учебник с. 47 – 49, информационная образовательная среда, таблицы, раздаточный материал, содержащий КОЗ.
Оценка за урок: оценка учителя, самооценка учащихся.
План урока:
I.Организационный момент (3 минуты)
II.Проверка домашнего задания (5 минут)
III.Постановка учебной цели (3 минуты)
IV.Поиск решения проблемы (12 минут)
V.Презентация результатов работ групп (12 минут)
VI.Закрепление (5минут)
VII.Рефлексия (3 минуты)
VIII. Домашнее задание (2 минуты)
Ход урока:
- Организационный момент (3 минуты)
Приветствие.
Учитель.
- Ребята, рада видеть всех вас на своём уроке.
Наш организм мы продолжаем познавать.
Живет он по своим биологическим законам.
Есть механизмы, что должны им управлять.
Важней всего в нем - нервная система,
Она руководит процессом всем.
Но без помощниц маленьких – желёзок.
Немало бы возникло нарушений и проблем.
О чем идет речь в этих четверостишьях?
Учитель предлагает учащимся вспомнить содержание темы прошлого урока. Беседа по теме «Нервно-гуморальная регуляция».
Раздаёт учащимся листы с тестовыми заданиями для проверки домашнего задания.
Обучающиеся выполняют тесты.
- Проверка домашнего задания (5 минут).
Гуморальная регуляция
Часть 1.
Выберите один правильный ответ.
- Железы внутренней секреции выделяют секрет, в котором содержатся
- витамины 2) гормоны 3) ферменты
- По своей химической природе гормоны – это
- белки 2) углеводы 3) нуклеиновые кислоты
- Регуляция уровня гормонов в крови осуществляется
- только с помощью нервной системы
- только с помощью гуморальных механизмов
- с помощью, как нервной системы, так и гуморальных механизмов
- Секрет желез внутренней секреции непосредственно выделяется в
- полость тела
- кровеносные сосуды
- органы мишени
- Секрет желез внешней секреции непосредственно выделяется в
- полость тела
- кровеносные сосуды
- органы мишени
Часть 2. Подберите соответствия. Напишите номера утверждений, соответствующие приведенным понятиям.
Разновидности желез
А) Экзокринные
Б) Эндокринные
В) Смешанные
- Постановка учебной цели (3 минуты).
Для постановки цели учитель мотивирует учащихся.
Учитель:
Есть в организме органы особого значения.
Они малы, но роль их очень велика!
Все вы растете, развиваетесь благодаря их назначенью.
От страха вы дрожите, от радости «парите в облаках»…
«Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека» (И.Д. Зверев).
Наше здоровье зависит от самых маленьких желез большого значения. Человек может жить без желудка и желчного пузыря, с одним легким, с одной почкой, с половиной печени, но он умрет, если удалить маленькую железу - гипофиз, который весит всего 0,5 г.
Любое нарушение работы желез внутренней секреции приводит к болезни, а нередко и к смерти. Справедливы ли эти слова? (Постановка учебной проблемы).
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель: Из каких источников вы получили такую информацию? Восьмиклассники вспоминают, что изучали железы внутренней секреции в 6 классе.
Учитель:
Почему железы внутренней секреции называют маленькими органами большого значения?
Как выдумаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
Учащиеся высказывают своё мнение.
Учитель предлагает, сформулировать тему урока.
Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока. На доске открывается тема «Роль гормонов в обменных процессах. Гуморальная регуляция, её нарушения».
Учитель предлагает сформулировать цель урока.
Учащиеся с помощью учителя формулируют цель урока.
(узнать, какое действие на организм оказывают гормоны; какие нарушения возникают в связи с нарушениями деятельности желез внутренней секреции)
- Поиск решения проблемы.
Учитель предлагает обучающимся раздаточный материал с компетентностно-ориентированным заданиями в ходе выполнения которого обучающиеся, пользуясь разными источниками информации, должны подготовить кластер и небольшое сообщение о железах внутренней секреции, на сайте интернета найти фотографии или рисунки по своей теме, представить учителю. (Задания напечатаны в приложении).
Учащиеся распределяются по группам, в группах распределяют обязанности, приступают к работе. Время для подготовки – 10 минут.
- Выступления учащихся c использованием презентации (12 мин, каждая группа выступает по 3 минуты).
Учитель предлагает приступить к выступлению, задаёт алгоритм выступления.
Учащиеся выступают, демонстрируя приготовленный кластер и слайд презентации.
- Закрепление (5 мин).
Учитель предлагает учащимся выполнить тест из ЭОРа.
Учащиеся выполняют тест из ЭОРа.
Использование ЭОРа.
- Рефлексия (3 мин).
Учитель задает вопросы: что запомнилось, что поняли, что понравилось, что было непонятно?
Учащиеся, отвечая на вопросы учителя, высказывают свои мнения.
- Домашнее задание (2 мин). Изучить параграф по теме, ответить на вопросы к параграфу.
Приложения к уроку
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ)
Работа в группах.
КОЗ для группы №1
- Прочитайте внимательно отрывок из рассказа И.С. Тургенева "Живые мощи".
Автор так описал эту болезнь: "Я приблизился - и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая - ни дать, ни взять икона старинного письма, нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать - только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос»… - Используя учебник и дополнительные источники, найдите ответы на вопросы:
- Какое заболевание описал И.С. Тургенев в рассказе?
- Каковы причины столь странной болезни?
- О какой железе и гормоне идёт речь?
3. Ответ запишите в форме кластера, который содержит следующую информацию:
- Название железы.
- Название гормонов.
- Значение и функции.
- Нарушения, вызванные их недостатком или избытком (заболевания)
4. Подготовьте слайд для презентации по теме «Заболевания, связанные с нарушениями деятельности желез внутренней секреции» (Слайд должен содержать информацию о симптомах заболевания, о котором идёт речь в вашем задании; фото или картинку).
5. Подготовьте выступление - отчет о выполнении вашего задания (2-3 минуты). Ответы на вопросы задания, демонстрация кластера и слайда с вашим комментарием.
6. Оцените работу всех членов вашей группы.
Модельный ответ
(КОЗ группы №1)
Ответы на вопросы:
Задание 2.
- Бронзовая болезнь (или Аддисонова болезнь) – 1 балл
- Обусловлена двусторонним поражением коры надпочечников, ведущим к уменьшению или прекращению продукции их гормонов. Гормоны надпочечников играют важную роль в регуляции сердечно-сосудистой системы, солевого, водного обмена и др. Причиной болезни являются туберкулез надпочечников, кровоизлияния в надпочечники, гнойное их воспаление, опухоли - 2 балла
- Железы – надпочечники – 1 балл
Гормон – кортизол - 1 балл
Задание 3.
Усиливает работу сердца
Регулирует работу сердца
Ослабляет работу сердца
Водно-солевой обмен
- 5 баллов
Задание 4
Правильно выполненый слайд – 2 балла
Задание 5
Защита -3 балла
Итого - 15 баллов
КОЗ для группы №2
- Прочитайте внимательно текст.
Много лет назад врачи обратили внимание, что в некоторых географических районах планеты встречается заболевание, главным внешним признаком которого является резкое увеличение толщины шеи. Помните, в сказке разгневанная мачеха превращается на глазах у нелюбимой падчерицы в ведьму - нос ее заострился, глаза вылезли из орбит, лицо и шея вздулись, мачеха стала трястись. Похожие симптомы есть и в жизни. Больные сильно худеют, раздражительны, вспыльчивы. Их мучает бессонница, усталость. Может утолщаться соединительная ткань орбиты глазного яблока, вследствие чего развивается пучеглазие. Сегодня это заболевание встречается очень часто, от него страдает, одна женщина из 10...
- Используя учебник и дополнительные источники, найдите ответы на вопросы:
- О каком заболевании идёт речь в тексте?
- Каковы причины болезни?
- О какой железе и гормоне идёт речь?
- Профилактика данного заболевания.
3. Ответ запишите в форме кластера, который содержит следующую информацию:
- Название железы.
- Название гормонов.
- Их функции в организме.
- Нарушения, вызванные их недостатком или избытком (заболевания)
4. Подготовьте слайд для презентации по теме «Заболевания, связанные с нарушениями деятельности желез внутренней секреции» (Слайд должен содержать заголовок, фото или картинку по теме выступления).
5. Подготовьте выступление - отчет о выполнении вашего задания (2-3 минуты). Ответы на вопросы задания, демонстрация кластера и слайда с вашим комментарием.
6. Оцените работу всех членов вашей группы.
Модельный ответ
(КОЗ группы №2)
Ответы на вопросы
Задание №2.
- Диффузный токсический зоб (базедова болезнь), эндемический зоб, тяжелую форму которого называют микседемой - 2 балла
2. Оно связано с длительным поступлением избытка йодированных гормонов; психическими травмами, воспалительными процессами (грипп, ангина, тонзиллит, ревматизм, туберкулез и т.д.) - 1 балл
3. Щитовидная железа - 1 балл
4. Гормон – тироксин - 1 балл
5. Сбалансированное питание. Потребление йод- содержащих продуктов (морепродуктов) - 1 балл
Задание №3
Регулирует обмен веществ
Регулирует рост организма
Нед. Микседема Задержка роста, развития кост.
Изб. Базедова болезнь
- 4 балла
Задание 4
Правильно выполненный слайд – 2 балла
Задание 5
Защита - 3 балла
Итого - 15 баллов
15 -14баллов - оценка «5»;
13-11баллов-оценка «4»;
10-8 баллов- оценка «3».
КОЗ для группы №3
- Прочитайте внимательно текст.
В медицинской практике известен случай, когда у девочки в шесть лет прекратился рост. Прошло 3 года, её рост составил 90 см. Решили обратиться к врачу-специалисту…Ребенку был назначен курс лечения. Больной вводили особое вещество. За 6 месяцев она подросла на 7 см, а в последующие два года ещё на 14 см...
- Используя учебник и дополнительные источники, найдите ответы на вопросы:
-О каком заболевании идёт речь?
- Каковы причины болезни?
- Какое вещество могло повлиять на увеличение роста
ребёнка?
3. Ответ запишите в форме кластера, который содержит следующую информацию:
- Название железы.
- Название гормонов.
- Их значение и функции.
- Нарушения, вызванные их недостатком или избытком в организме (заболевания)
4. Подготовьте слайд для презентации по теме «Заболевания, связанные с нарушениями деятельности желез внутренней секреции» (Слайд должен содержать заголовок, фото или картинку по теме выступления).
5. Подготовьте выступление - отчет о выполнении вашего задания (2-3 минуты). Ответы на вопросы задания, демонстрация кластера и слайда с вашим комментарием.
6. Оцените работу всех членов вашей группы.
Модельный ответ
(КОЗ для группы №3)
Ответы на вопросы:
Задание №2
- Карликовость. Больные при этом имеют рост от нескольких десятков сантиметров до 1 м -1 балл
- Гипофункция гипофиза приводит к задержке роста. - 1балл
- Гормон роста -1 балл
Задание№3
Регулируют рост
Нед. Карликовость
Изб. Гигантизм
- 4 балла
Задание 4
Правильно выполненный слайд – 2 балла
Задание 5
Защита - 3 балла
Итого - 13 баллов
13-12 баллов – оценка «5» отлично
11- 9 - оценка «4» хорошо
8-7-оценка «3»удовлетворительно.
КОЗ для группы №4
- Прочитайте внимательно текст.
Историки медицины находят первые упоминания об этой болезни еще в трудах врачей I в.; дальнейшее его изучение показало, что один из главнейших симптомов, именно, выделение больших количеств сахара с мочой, и обезвоживание организма.
Ткани утрачивают способность усваивать сахар, начинают вместо этого расходовать жиры и белки, наступает потеря веса. При этом окисление жиров сопровождается образованием токсического вещества – ацетона. Организм стремится вывести избыточный сахар вместе с мочой. Больной выделяет в сутки от 2 до 3 л мочи. Это приводит к появлению у больного неудержимой жажды…
- Используя учебник и дополнительные источники, найдите ответы на вопросы:
- О каком заболевании идёт речь в тексте?
- Каковы причины болезни?
- О какой железе и гормоне пойдёт речь?
- Профилактика данного заболевания.
3. Ответ запишите в форме кластера, который содержит следующую информацию:
- Название железы.
- Название гормонов.
- Их функции в организме.
- Нарушения, вызванные их недостатком или избытком (заболевания)
4. Подготовьте слайд для презентации по теме «Заболевания, связанные с нарушениями деятельности желез внутренней секреции» (Слайд должен содержать заголовок, фото или картинку по теме выступления).
5. Подготовьте выступление - отчет о выполнении вашего задания (2-3 минуты). Ответы на вопросы задания, демонстрация кластера и слайда с вашим комментарием.
6. Оцените работу всех членов вашей группы.
Модельный ответ
(КОЗ для группы №4)
Ответы на вопросы:
Задание №2
1. Сахарный диабет -1 балл
2. Поджелудочная железа не вырабатывает достаточного ко-
личества инсулина, который в норме регулирует уровень сахара в крови -
-1 балл
3. Гормон инсулин - 1 балл
4. Правильное питание -1 балл
Нед. Сахарный диабет
Изб. Гипоглекимия
- 4 балла
Задание 4
Правильно выполненный слайд – 2 балла
Задание 5
Защита - 3 балла
Итого - 13 баллов
(13-12 баллов – оценка «5» отлично, 11- 9 - оценка «4» хорошо, 8-7-оценка «3»удовлетворительно)
Список литературы:
- Андреев, А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования / А.А. Андреев // Школьные технологии. – 2007. - №3. – С. 151-170.
- Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек: 8кл: Методическое пособие 2-е изд., - М.: Вегнтана-Граф, 2005 - 288 с.: ил.
- Сонин Н.И. Биология. 8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003;
- Энциклопедия для детей. Человек;
- Педагогический университет: Первое сентября. Наиболее сложные вопросы преподавания раздела «Человек и его здоровье»: лекция 6.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Предмет, класс | Биология, 8 класс | |||
Тема урока, № урока по теме | Роль гормонов в обменных процессах. Гуморальная регуляция, её нарушения. Урок №2 в теме «Координация и регуляция» | |||
Актуальность использования средств ИКТ | Обеспечение наглядности, освоение материала урока, осуществление контроля. | |||
Цель урока | Создать условия для формирования представления о гормонах, механизмах действия на клетки; их роли в регуляции жизнедеятельности организма человека, как целостной системы. | |||
Планируемые образовательные результаты. | Предметные | Метапредметные | Личностные | |
ученик научится характеризовать роль гормонов в обменных процессах организма человека; познакомится с нарушениями эндокринного аппарата и мерами предупреждения заболеваний, поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения; работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Ученик получит возможность научиться выделять существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма; определять заболевание по имеющимся симптомам способствовать развитию умений ставить перед собой цели и добиваться их решения; | способствовать развитию у учащихся заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. | ||
Решаемые учебные проблемы | Почему железы внутренней секреции называют маленькими органами большого значения? Любое нарушение работы желез внутренней секреции приводит к болезни, а нередко и к смерти. Справедливы ли эти слова? Какие меры профилактики необходимы, чтобы избежать возникновения заболеваний желез внутренней секреции? | |||
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) | Компьютер, презентация в Power Point, ресурсы сети Интернет | |||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) | Компьютерный класс, компьютер с проектором, программа Microsoft Power Point | |||
Образовательные ресурсы Интернет | ||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||||
ЭТАП 1 | Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | |||
Цель | Мобилизация внимания учащихся, приветствие, определение целей и задач урока, отметка отсутствующих. | |||
Длительность этапа | 3 мин. | |||
Основные виды деятельности учителя | Вступительное слово учителя Настраивает учащихся на работу | |||
ЭТАП 2 | Проверка домашнего задания | |||
Цель | Проверить как ребята усвоили материал, изученный на прошлом уроке | |||
Длительность этапа | 5 мин. | |||
Форма организации деятельности учащихся | Индивидуальная Выполнение тестовых заданий Участие в беседе | |||
Функции учителя на данном этапе | Организует, обобщает, контролирует. | |||
Основные виды деятельности учителя | Программированный опрос Организация тестового контроля | |||
Промежуточный контроль | Проверка готовности учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний | |||
Этап 3 | Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. | |||
Длительность этапа | 3 мин. | |||
ЭТАП 4 | Практикум | |||
Цель | Обеспечение условий восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний. Создание условий для формирования представления о роли гормонов; нарушениях деятельности желез внутренней секреции и их предупреждении. | |||
Длительность этапа | 12 мин. | |||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Поиск информации в электронных справочных изданиях. Подготовка слайдов по теме «Нарушения деятельности желез внутренней секреции» | |||
Основные виды деятельности учащихся | Решение компетентностно-ориентированных задач. Отбор и сравнение материала из нескольких источников. | |||
Форма организации деятельности учащихся | Работа в группах. Репродуктивный: поиск, отбор и фиксация материала. | |||
Функции учителя на данном этапе | Организатор деятельности учащихся по поиску и обработке информации; педагогической поддержки учащихся в ходе решения учебной проблемы. | |||
Основные виды деятельности учителя. | Распределение заданий по группам, организация деятельности учащихся. Помощь группам по мере необходимости. | |||
Промежуточный контроль | Наблюдение за работой групп. | |||
ЭТАП 5 | Проверка полученных результатов. Коррекция. | |||
Цель | Закрепить полученные знания, начать вырабатывать умения по их применению. Предоставить возможность учащимся анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью. | |||
Длительность этапа | 12 мин. | |||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Работа со слайдами презентации, (ЦОР). | |||
Форма организации деятельности учащихся | Выступление с отчетом результата работы, демонстрация приготовленного кластера и слайда . | |||
Функции учителя на данном этапе | Эксперт учебной деятельности учащихся. | |||
Основные виды деятельности преподавателя | Предлагает приступить к выступлению, задаёт алгоритм выступления. Оценивает выступления групп. | |||
Промежуточный контроль | Контроль усвоения новых знаний, правильности выполнения компетентностно-ориентированного задания, составления и оформления кластера каждой группой. | |||
ЭТАП 6 | Подведение итогов. Рефлексия | |||
Цель | Проверить уровень усвоения знаний по данной теме. Интерактивное задание.( Дать анализ и оценку успешности достижения цели. Рефлексия занятия. | |||
Длительность этапа | 8 мин. | |||
Форма организации деятельности учащихся | Индивидуальная работа. Выполнение задания. Анализ выполненного интерактивного задания (ЭОР). Рефлексия. | |||
Функции учителя на данном этапе | Контролирующие, оценочные | |||
Основные виды деятельности учителя. | Анализ результатов | |||
Завершающий контроль | Выставление оценок в журнал и дневник | |||
Домашнее задание. | ||||
Длительность этапа | 2 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в 8 классе по теме "Роль книг в нашей жизни"
Презентация к уроку в 8 классе по теме "Роль книг в нашей жизни" к УМК Happy English.ru под ред. К.Кауфман, М.Кауфман....
урок в 11 классе по теме "Гражданский и арбитражный процесс"
Урок-практикум. На уроке повторение теоретического материала и решение заданий ЕГЭ по обществознанию....
Обобщающий урок биологии 6 класс по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений»
Обобщающий урок биологии для обучающихся 6 класса. Данный урок построен на системном подходе изучения биологии, и позволяет повторить и обобщить не только биологические понятия по теме, но и подвести ...
Конспект урока в 6 классе по теме "Необходимые условия для процесса фотосинтеза"
На этом уроке учащиеся познакомятся с историей открытия фотосинтеза и его роли в жизни растений...
Урок в 10 классе по теме «Избирательное право», «Избирательный процесс».
Урок в 10 классе по теме «Избирательное право», «Избирательный процесс». Цели урока:Познакомить учащихся с различными видами избирательных систем, сущностью и принципами избират...
Методическая разработка интегрированного урока в 8 классе по теме "Роль кожи в терморегуляции организма"
Интегрированный урок биологии и физики. (биология - изучение нового материала, физика - повторение материала )Цели: сформировать понятие «кожа как орган терморегуляции»; развивать ум...
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...