Разработка урока по теме "Разнообразие растений"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Учебное занятие по биологии в 5 классе
Тема: «Разнообразие, распространение, и значение растений»
Тип учебного занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)
Формы проведения: фронтальная беседа со всем классом, работа в группах.
Методы: эвристическая беседа с опорой на презентацию, работа с информационным источником и учебником, мини – проект.
Цели урока:
- Обучающие: создать условия для знакомства с разнообразием, распространением растений и их значением в природе и жизни человека;
- Развивающие: развивать умение добывать информацию из различных источников, умение работать в группе, регулировать свои действия. Формировать коммуникативные умения и навыки.
- Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к растительному миру Земли, формируя экологическую грамотность.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация; учебник «Биология» 5 класс, автор В.В. Пасечник; карточки для «мозгового штурма»; карта природных зон; карточки с изображением различных растений.
Технологическая карта учебного занятия
№ п/п | Этап урока | Содержание учебного материала, деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. | Мотивация. Постановка проблемного вопроса | Мы получили письмо с другой планеты. Вопрос: чего не хватает жителям планеты Гринетта? Тема урока «Разнообразие, распространение и значение растений» Проблемный вопрос: можно ли жить без растений? | Приветствуют учителя, настраиваются на урок Слушают текст письма Согласовывают тему урока | Регулятивные: волевая саморегуляция Личностные: действие смыслообразования |
2. | Актуализация и пробное учебное действие. | Ребята, а что вы знаете о растениях? А сможете ли вы ответить на вопросы, которые видите на доске? Нет. | Эвристическая беседа с учителем. Ответы на вопросы | |
3. | Выявление места и причины затруднения | Почему не получается ответить на вопросы? Хотели бы узнать ответы на эти вопросы? Я готова помочь вам получить эти знания. | Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывание способа её получения. | Познавательные: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением) |
4. | Целеполагание и пути выхода из затруднения | Определить цель урока и наметить пути её реализации. | Намечают пути реализации цели | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные:умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические:построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем:самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. |
5. | Работа по реализации намеченного пути. | 1)Разнообразие растений Ребята, я предлагаю вам внимательно посмотреть презентацию и сделать вывод о разнообразии растений, ответив на вопросы. 2) Распространение растений Ребята, перед вами карта природных зон мира. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах и над небольшим исследованием. (5 групп- растения пустынь, хвойных и широколиственных лесов, океанов, тундры и тропических лесов) Задача групп: определить растения природной зоны и прикрепить на карту. 3) Значение растений Ребята, обратите внимание на выставку. Попробуйте догадаться, что объединяет все эти предметы. «Мозговой штурм» 4) Наука ботаника Работа в парах с текстом учебника. Самопроверка по образцу. Разноуровневые задания | Работают с информацией, представленной в виде презентации Работа в группах с источником информации. Определить растения различных природных зон и прикрепить их на карту. Рассматривают выставку, делают выводы Работают в парах | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. |
6. | Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | Устные ответы на вопросы (на доске) с проговариванием. | ||
7. | Включение в систему знаний. | Игра «Верю-не верю» Решение проблемного вопроса. - без растений жизнь не возможна! - Поможем гостю раскрыть тайну, почему планета гибнет? Что нужно делать? ( погибли все растения, их нужно посадить) | Отвечают на вопросы | Регулятивные: прогнозирование |
8. | Информация о домашнем задании | П. 17 Ответить на вопросы Предлагаю написать писимо жителям планеты Гриннета | ||
9. | Рефлексия | Достигнута ли цель урока? Ребята, как вы думаете что может сказать наш гость? Продолжите любое высказвание: - Я узнал (а)... - Меня удивило... - Мне трудно представить, что... | Познавательные: общенаучные:умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
Самоанализ учебного занятия
Учебное занятие по теме «Разнообразие, распространение и значение растений» первое в разделе «Царство Растения». Тип учебного занятия – урок открытия новых знаний.
В соответствии с типом учебного занятия определены этапы урока. Урок начинается с мотивации обучающихся и постановки проблемного вопроса (письмо инопланетянина). В процессе актуализации изученного пробного учебного действия (ответы на вопросы) выявляется место затруднения. Совместно с учителем обучающиеся намечают пути выхода из затруднения (формулируют цели урока).
Работа по реализации цели организуется следующим образом:
Работая с информацией презентации, обучающиеся делают вывод о великом разнообразии растений.
Работая в группах с источником информации и оформляя мини – проект, пятиклассники совершают небольшое исследование и формулируют вывод о распространении растений по всему Земному шару.
Рассматривая выставку, обучающиеся делают вывод о большом значении растений в природе и жизни человека.
Анализируя теоретический материал учебника, ребята составляют опорный конспект и делают заключение о науке «ботаника», группах растений и открывают новое для себя понятие «таллом». На данном этапе реализуется разноуровневый подход и формирование исследовательских умений.
Включение новых знаний в систему и первичный контроль организуется в игре «Верю – не верю»
Рефлексия осуществляется в процессе ответов на вопросы в течение всего урока и высказываний от лица гостя – инопланетянина.
Итог – ответ на проблемный вопрос и рекомендации гостю – инопланетянину о восстановлении растительности на планете Гриннетта.
Считаю, что урок достиг своей цели, по структуре и содержанию соответствует требованиям ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Красная книга растений" 5 класс
Воспитывать у учащихся любовь, бережное отношение к живой природе, научить их гармонично сочетать интересы человека с законами природы; Показать необходимость создания Красной книги растений. Во...
Методическая разработка урока "Вегетативное размножение растений"
Разработка урока...
Разработка урока на тему :"Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства Розоцветных. Характерные особенности растений семейств Крестоцветных, Пасленовых."
Данная разработка является конспектом урока для 7 класса "Семейства класса Двудольные", составленная в соответствии с учебником В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» -...
Методическая разработка урока по теме "Растения семейства Пасленовые""
Методическая разработка урока биологии для 6 класса "Растения семейства Пасленовые"и презентация, могут быть использованы в ходе изучения многообразия семейств растений....
разработка урока-экскурсии "Многообразие растений. Сезонность в жизни растений."
Урок- экскурсия для шестого класса, на основе местных биологическмх объектах, позволяет иллюстрировать многообразие флоры Урала, сезонность в жизни растений, использование растений человеком....
Разработка урока биологии "Хвойные растения", 5 класс
В данной разработке имеется план урока, презентация, Приложения к уроку. Данную разработку можно использовать при изучении темы "Голосеменные"....
Методическая разработка урока "Органы цветкового растения"
Знакомство с органами цветкового растения и их многообразием....