Технологическая карта урока биологии " Ткани " 5кл
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Фанина Надежда Николаевна

Технологическая карта урока по ФГОС.Использкются ЭОРы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx310.38 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Тема урока 

Ткани растений

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

учащиеся знакомятся с особенностями строения клеток разных органов растений, разнообразием клеток растительного организма и их функциями;  учатся выделять  существенные признаки  тканей,  находить сходство и отличие в строении клеток растений,  различать ткани на рисунках и таблицах; овладевают  умением объяснять роль тканей в жизни растений.

учащиеся осваивают  основы  исследовательской деятельности,  включая умения изучать  строение органов растений,  определяя принадлежность  разных типов клеток и органов растений;  учатся  работать с разными  источниками информации, находить информацию  в  учебнике,   составлять сообщения на основе  обобщения материала

учащиеся развивают  познавательные потребности  на основе  интереса к изучению внутреннего строения растений,   у них формируются  ценностно-смысловые установки  по отношению к растительному миру, развивают  умения  слушать и слышать другое мнение

Основные понятия, изучаемые на уроке

ткань, основная, покровная, механическая, проводящая, образовательная ткани

Вид используемых на уроке средств ИКТ

мультимедийный проектор, интерактивная доска. Презентация учителя

Образовательные интернет-ресурсы

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;

•  развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;

•  формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Проведение АКТУАЛИЗАЦИИ:

Что мы уже знаем по этой проблеме?

- диалог в виде мозгового штурма или выполнение ряда заданий по изученному материалу

Показывает слайд

Scan0001

- расшифруйте схему

расшифровывают схему на раздаточном материале

2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации

С затруднением

* Вот вам задание! (например, по новой теме – невыполнимое без новых знаний, еще отсутствующих у учеников)

* Не получается выполнить?

* В чем затруднение? Каких знаний не хватает? (добиться осознания нехватки знаний и формулирования этого)

* Следовательно, какова цель нашего урока? Что нам сегодня надо узнать, чему научиться? (добиться формулирования ПРОБЛЕМЫ урока в виде темы или цели)

С удивлением

* Вот вам один факт/или мнение/или предположение (обозначение в одном углу доски)

* Вот вам другой факт/ или мнение/или факт, опровергающий предположение (обозначение в другом углу доски)

* Сравните имеющиеся у нас два факта/или мнения/или предположения – совпадают они или противоречат друг другу? Что вас удивляет? (добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать удивление)

* Удивляет? Какой у вас возникает вопрос? (получить от учеников их формулировку ПРОБЛЕМЫ урока в виде вопроса)

Деятельность учителя

Подумайте, все ли клетки в многоклеточном организме одинаковы по строению? Ответ обоснуйте

Деятельность обучающихся

-  Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его

3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

•   овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;

•   формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

Деятельность учителя

  • 1. Образовательная
  • Сформировать представление о клеточных тканях организмов; рассмотреть особенности основных  тканей растений
  • 2.Деятельностная
  • Формирование навыка распознавания тканей по строению и функциям

Деятельность обучающихся

Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.

4. ЭТАП планирования

Основные задачи учителя.

Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

•определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

•воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;

формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;

Составление ПЛАНА:

Что нам надо узнать, чтобы решить проблему?

- диалог по определению последовательности действий, их направленности, возможных источников информации

Деятельность учителя

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного I объекта, предложение учащимся самим составить план.

Деятельность обучающихся

Работа в группах.

Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания.

5 ЭТАП "Открытие" нового знании (Изучение новой темы)

Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;

•     воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;

•     формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

•     формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;

•     овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:

•     формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:

•     воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;

Деятельность учителя

называем таблицу и подбираем наиболее точные названия для каждого столбика (найти соответствие между информацией разных столбиков таблицы и для каждого типа ткани)

Деятельность обучающихся 

выполняют Л/р «Микроскопическое строение растительной ткани», работают  с учебником, заполняют таблицу «Прием пазлов»  

  1. Сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия) к которому при помощи учителя ученики смогут придти сами. (примечания: а) вывод может отличатся от учебника; б) на уроке ученики могут придти к неожиданному для учителя, но тоже верному выводу)
  2. Выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания.

Наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание.

Работа с текстом (в т.ч. с  таблицей, схемой, рисунком с подписями), из которого можно логически вывести – признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т.п.

  1. Построить диалог по поиску решения проблемы на основе наблюдения ситуации или осмысления текста.

Подводящий

Цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики).

Побуждающий

Ряд вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества).

  1. Составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.д.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

6  ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания (Закрепление)

Выбрать задания для ПРИМЕНЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

Задания, требующие от ученика применить новое знание – алгоритм, правило, понятие, закономерность – в процессе творческой деятельности в новой ситуации (решить новую задачу, изобразить правило/понятие в виде рисунка, сочинить рассказ, представить итог урока в виде стихотворного образа и т.п.).  

Проверка усвоения новых знаний по теме «Ткани растенй» 

Самопроверка. Подсчёт баллов

Деятельность учителя

Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока. Демонстрация ЭОР «Типы растительных тканей» на экран с целью проверки знаний по теме «Ткани растений».

Какие задания легче всего было выполнять? Почему?Связаны ли функции тканей с их строением? Докажите на примерах из таблицы.

Вывод: Строение каждой ткани индивидуально, своё, это зависит от работы, какую выполняет растение.

-

Деятельность обучающихся

Ученику  необходимо  выделить  особенности строения ткани и соответствие выполняемой функции., получают карточки, которые заполняют, выбирая ответ из списка ответов, представленных на карточке (

Выберем правильный ответ

Ткани, образующие растение, могут состоять из:

а) только живых клеток;

б)живых и мёртвых клеток.

Какие утверждения верны?

1.Все живые организмы образованы тканями.

2.Хлоропласты находятся в клетках основной ткани.

3.Роль скелета  у растения выполняет основная ткань.

4.Образовательная ткань находится только в зародыше.

5.Клетки в тканях соединены межклеточным веществом.

6.Покровная ткань растений образует древесину растений

Учащиеся высказывают свои мнения. Пытаются самостоятельно сделать вывод по изученной теме

Критерии оценивания задания

  • Максимальное количество баллов 11
  • Оценка «5»                10-11 баллов
  • Оценка «4»                7-9 баллов
  • Оценка «3»                5-6 баллов
  • Оценка «2»                менее 5

Принципиально важно при этом :

1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;

2) Предлагать ученикам рассказывать  о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.

Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос:

1. Осмыслить задание. 2. Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4. Мысленно сформулировать ответ. 5. Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что во-первых…, во вторых…».

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

- Используя свои новые знания … (дается задание на продуктивное применение – рассказ, рисунок, схема и т.п.)

Деятельность обучающихся

  • Выбери предложения, которые соответствуют твоему настроению.

Сегодня на уроке:

-Меня удивили ответы  одноклассников;

-Я не хотел(а) учиться;

-Я узнал(а) новые факты о растениях;

-Мне было скучно;

-Мне понравилось учиться.

.Я набрал баллов __________

  • До урока
  • Не знал
  • Не понимал
  • Не мог выразить
  • Не мог выполнить
  • После урока
  • Выяснил
  • Выучил
  • Познакомился
  • Запомнил

8 ЭТАП Домашнее задание.  Зависит от предметной специфики. Главное, не переносить на дом то, что «не успели» на уроке. Минимум нужно успевать всегда,

а максимум, если не успели, спокойно можно пропускать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Русское слово» 2013 по теме "Живые царства. Бактерии"

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".

Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения....

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока биологии по теме "Строение легких. Газообмен в легких и тканях" 8 класс

Технологическая карта урока биологии "Строение легких. Газообмен в легких и тканях"...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...

Технологическая карта урока биологии по теме "Ткани"

Тенологическая карта урока по биологии в 5 классе по теме "Ткани"...