Тематическое планирование по биологии (групповые)
календарно-тематическое планирование по биологии на тему

КТП для групповых занятий по биологии в 11

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Дата проведения

Вид урока

Требования к уровню подготовки

1

Вид.

1.1

История эволюционных идей

1

Биология-наука о живом

1

КУ

Макроэволюция, микроэволюция, эволюция

Объяснять сущность эволюционных преобразований

2

Эволюционная теория .

1

КУ

Экспедиционный материала Ч.Дарвина

Выделять предпосылки эволюционной теории

1.2

Современное эволюционное учение

15

3

Вид,  его критерии.

1

Вид. Критерии вида: морфологический, генетический, эколого-географический; репродуктивная изоляция.

Назвать критерии вида и обосновать важность  критериев для определение вида.

4

Движущие силы эволюции

1

Практикум

Значение для эволюции мутагенеза. Источники наследственной изменчивости в популяции

Характеризовать эволюционную роль мутаций

5

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции

1

КУ

Дрейф генов, микроэволюция, популяция.

Популяция элементарная единица эволюции

Называть процессы, изменяющие частоты встречаемости генов в популяциях

6

Движущий и стабилизирующий отбор

1

КУ

Современные представления, о естественном отборе как направляющем факторе эволюции

Называть условия действия естественного отбора

7-8

Адаптация организмов к условиям обитания как результат Действия естественного отбора

2

КУ

Адаптация физиологическая Маскировка, мимикрия, покровительственная окраска

Давать определения ключевым понятиям

9

Видообразование, как результат эволюции

1

Практикум

Изоляция биологическая, географическая. Микроэволюция.

Видообразование – результат микроэволюции.

Давать определения ключевым понятиям. Называть эволюционно значимые результаты видообразование.

10

Сохранение многообразия  видов как основа устойчивого развития биосферы

1

КУ

Биологические последствия, приобретение приспособлений.

11

Главные направления эволюционного процесса

1

КУ

Приводить примеры и описывать идиоадаптации  у растений. Объяснять значение идиоадаптации

12

Биологический прогресс. Биологический регресс.

1

КУ

Арогенез Аллогенез Катагенез

Основные закономерности эволюционного прогресса.

1.3

Происхождение жизни на Земле

13

Развитие представлений о возникновении жизни

1

КУ

Факт

Главные эволюционные события: возникновение фотосинтеза.

Описать живой мир в архейскую и протерозойскую эру.

14

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

1

КУ

Факт

Климатические изменения.

Главным эволюционным событиям.

Называть период появления наземных позвоночных животных.

Описывать климатические изменения в позднем палеозое.

Факт климатические изменения. Главным эволюционным событиям.

Назвать период возникновения цветочных растений.

Назвать период возникновения млекопитающих и птиц. Описать климатические изменения в мезозое

Факт

Климатические изменения.

Главные эволюционные события.

Описывать климатические изменения в кайнозое.

15

Эволюция человека, основные этапы.

1

Факт

Происхождение человекообразных обезьян от человека.

Называть группу млекопитающих, от которых произошел отряд Примат.

16

Предмет и задачи экологии

1

КУ

Ключевые понятия.

Биомы.

Факт

Причины различных животного и растительного мира.

Давать определение ключевым понятиям.

17

Экологические факторы среды (абиотические).

1

КУ

Ключевые понятия

Абиотические факторы Гомойотермные организмы.

Пойкилотермные организмы.

Факт

Воздействие температуры на живые организмы.

Описывать приспособления у растений и животных к изменениям температуры окружающей среды.

18

Экологические факторы среды (биотические и антропогенные)

2

Ключевые понятия

Биотические факторы Гомойотермные организмы.

Описывать приспособления у растений и животных к изменениям окружающей среды.

19

Взаимоотношения между организмами

1

КУ

Позитивные отношения

20

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

2

КУ

Знать основные понятия

паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

21

Структура экосистем

1

КУ

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы

22

        Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

1

КУ

Видовое разнообразие биоценозов .Цепи питания. Биотические факторы среды.

23

Биосфера – глобальная экосистема.

1

КУ

Ключевые понятия. Биосфера  Экология.

Давать определение ключевым понятиям.

Описывать компоненты биосферы.

24

Состав и структура биосферы.

1

КУ

Ключевые понятия.

Живое вещество

Факт

Функции живого вещества: газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная, биохимическая.

Приводить примеры проявления функций живого вещества. Характеризовать компоненты биосферы.

25

Биологический круговорот веществ

1

КУ

Распределение воды на планете: мировой океан, грунтовые воды, снеговые шапки и ледники, атмосфера, реки, болота. Почвенная влага, озера.

Описывать круговорот воды в природе.

Роль соединений углерода (углекислый газ, карбонаты).

26

Биосфера и человек

1

КУ

Знать понятие биосферы. Влияние человека на биосферу.

27-28

Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

2

КУ

Глобальные экологические проблемы. Загрязнение воздуха, пресных и морских вод, почвы… Объяснять последствия загрязнения.

29

Последствия деятельности человека для окружающей среды.

1

КУ

Деятельность человека.  Уметь оценивать возможные вредные последствия влияния хозяйственной деятельности человека на биосферу.

30-35

Урок повторения по разделам «Вид. Экосистемы».

6

Урок повторения

Знать и понимать основные положения биологических теорий строение биологических объектов: вида и экосистем. Сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере

Работа  по тестам.



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование курса: География

Класс: 5

Уровень общего образования:  средняя школа

Учитель географии: Пугачёва Лариса Георгиевна

Срок реализации программы: 2016-2017учебный год

Количество часов по учебному плану: 34; в неделю 1 час

Планирование составлено: на основе примерной программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012 г.

Линия учебников издательства «Дрофа» под редакцией В.П. Дронова, авторы учебника И.И.Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин.

География. Начальный курс. 2012 г.

                                                                                                         Рабочая программа составила _________Пугачева Л.Г..

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи курса.

Основная цель курса «География.  Начальный курс» систематизация знаний о природе и  человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.

Общая характеристика предмета

«География. Начальный курс»  - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на  географические процессы, исследование своей местности,  используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

Количество практических работ -4.

Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.

«География. Начальный курс»  рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 35 (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Что изучает география (4 часа).

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Как люди открывали Землю (4 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.

Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы  № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы; 2. Как люди открывали Землю.

Земля во Вселенной (6 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.

Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.

Виды изображений поверхности Земли (6 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам, по компасу. Практическая работа № 2.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. Практическая работа № 3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты; Практическая работа № 4. Самостоятельное построение простейшего плана

Природа Земли (13 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,

И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Итоговый (1 ч)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической  науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

РЕЗУЛЬТАТЫ  ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные  результаты  курса  «География. Начальный курс»  основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

ПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли;

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и гео-экологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; создавать тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления в презентации.

Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную

      литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих

     ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;    

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне;   допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.


Оценка «3» ставится, если ученик

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
  2. допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  2. ли не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. е более двух грубых ошибок;
  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. не приступал к выполнению работы;
  2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается

работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  1. Время выполнения работы: 30-40 мин.
  2. Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение

умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже

выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные

результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .

  1. Не забудьте подписать работу внизу карты!
  2. Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Данный учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 5 классе содержит, кроме учебников,

методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.

1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова).

2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова).

3.География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина).

4. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  5 класс

Наименование раздела, тема  урока

Количество часов

Дата проведения

Вид учебного  занятия

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

1

Мир, в котором мы живем.

1

КУ

Называть характерные черты живой природы, приводить примеры тел живой и неживой природы.

2.Объяснять значение понятий: «природа», «явления природы».

2

Науки о природе

1

КУ

1.Называть основные естественные науки и знать, что они изучают. Знать значение понятий: естественные науки, вещества, явления природы.

 

3

География – наука о Земле

1

КУ

.Объяснять значение понятий: география, разделы географии.  

2.Приводить примеры географических наук.

4

Методы географических исследован

1

Изучение нового материала

1.Приводить примеры методов географических исследований (географическое описание, картографический, сравнительно-географический, статистический).

5

Географические открытия древности и Средневековь

1

6

Важнейшие географические открытия.

Изучение нового материала.

1

7

Открытия русских путешественников.

Изучение нового материала.

1

8

Урок обобщения по теме «Как люди открывали Землю»

Обобщение и систематизация знаний.

1

9

Изучение Вселенной

комбинированный

10

Соседи Солнца. Планеты-гиганты

комбинированный

11

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

комбинированный

12

Мир звезд

 комбинированный

13

Уникальная планета Земля. Современные исследования

космоса

Изучение нового материала.

14

Обобщающий урок по теме «Вселенная»

15

Стороны горизонта

Изучение нового материала.

16

Ориентирование

Изучение нового материала.

17

План местности

Изучение нового материала.

18.

Практическая работа № 3 «Составление плана местности по описанию»

19

Географическая карта

Изучение нового материала.

20

Обобщающий урок по теме «Виды изображения

поверхности Земли»

Изучение нового материала.

21

Как возникла Земля

Изучение нового материала.

Объяснять значение понятий:

гипотеза .

Знать разные гипотезы возникновения

Земли и их особенности.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

1. Объяснять значение понятий:

ядро,

мантия,

земная кора, горные породы, минералы, рельеф,

литосфера

полезные

Способность к самостоятельному приобретению новых

22

Внутренне строение Земли

Изучение нового материала.

23

Землетрясения и вулканы Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов

знаний и высказывать суждения, подтверждая их фактами. Формирование умения составлять описание по плану.

Формирование ответственного отношения к учёбе и эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде..

1. Объяснять значение понятий:

землетрясение, очаг землетрясения,

24

Материки

комбинированный

25

Материки

Обобщение знаний по теме.

эпицентр, вулкан, кратер, жерло

2.Уметь называть и показывать на карте зоны землетрясений  и вулканы.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт

Осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде.

1. Объяснять значение

понятий: материк,

остров, архипелаг,

часть света.

2.Уметь показывать на карте полушарий все материки.

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий, умение работать с текстовым компонентом, умения составлять описание объектов.

Формирование осознания единства географического пространства.

1. Объяснять значение понятий: материк,

остров,

часть света.

2.Уметь называть особенности каждого материка.

Способность к самостоятельном

у приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт

Осознание себя как члена

общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель)

Объяснять значение понятий:

гидросфера, мировой океан, айсберг, ледник.

2.Уметь показывать на карте полушарий все океаны

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника.

Формирование основ экологической культуры;

умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках.

Объяснять значение понятия: атмосфера ветер, бриз, муссон.. Называть свойства воздуха.

Объяснять причины возникновения ветра.

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника.

Формирование

экологического сознания: о необходимости  не загрязнять воздух; осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы.

Разнообразия климата на Земле.

Использовать приобретённые знания и умения для чтения карт погоды. Иметь представление о характерных чертах типов климата.

Объяснять значение понятия

биосфера

Формирование и развитие по средствам   географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

Объяснять значение понятий:

почва, гумус, плодородие

Приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли.

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Объяснять значение понятий:

заповедники, заказники, национальные парки

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

26

Вода на Земле

комбинированный

27

Воздушная одежда Земли Практическая работа №7. Составление карты стихийных природных явлений.

28

Погода

комбинированный

Объяснять значение понятий: погода, элементы погоды. Описывать погоду текущего дня.

Формирование умения организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели, применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

 Составлять описание результатов наблюдений

Фактической погоды и будущего состояния атмосферы.

Объяснять значение понятий: климат, элементы климата.

29

Климат

Изучение нового материала.

Типы климата: холодный, умеренный, жаркий..

Отбирать источники географической информации для объяснения причин

30

Живая оболочка

Земли

31

Почва – особое природное тело

Изучение нового материала.

32

Человек и природа

Комбинированный.

33

Обобщающий урок по теме «Природа земли»

34

Итоговый урок

по всему курсу

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся

Что изучает география   4 часа

1. Называть характерные черты живой природы, приводить примеры тел живой и неживой природы.

2.Объяснять значение понятий: «природа», «явления природы»

Формирование приёмов работы с учебником; умение выделять ключевое слово и существенные признаки понятий.

 

Формирование ответственного отношения к учёбе.

Организация собственной деятельности

1.Называть основные естественные науки и знать, что они изучают. Знать значение понятий: естественные науки, вещества, явления природы.

1.Объяснять значение понятий: география, разделы географии.  

2.Приводить примеры географических наук.

1.Приводить примеры методов географических исследований (географическое описание, картографический, сравнительно-географический, статистический).

Формирование и развитие по средствам географических знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном

и локальном уровнях (житель планеты Земля)

Значение знаний о природе.

Формирование умения ставить учебную цель.

 Формирование приёмов работы с учебником: искать и отбирать информацию.

Знать характерные черты  методов исследований. Называть отличия в изучении Земли географией

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.

Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками, их применения в различных жизненных ситуациях

Составление конкретного вопроса и краткий ответ на него.

Как люди открывали Землю  4 часа

1.Знать географические открытия, которые люди совершали в древности: Геродот, Пифей, Эратосфен; Средневековья..

Формирование и развитие по средствам географических

знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих

результатов

Осознание ценности географических знаний, как

важнейшего компонента научной картины мира

Учить работать по картам: показывать маршруты путешественников

1.Знать великих путешественников и называть географические объекты, названные в их честь. Показывать их маршруты по карте.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических

карт

Осознание ценности географических открытий, как важнейшего компонента научной картины мира

Отрабатывать умения работы с картами.

Знать русских путешественников, называть географические объекты, названные в их честь, показывать их маршруты.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических

карт

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

Показывать по карте маршруты: А.Никитина, Ермака

С.Дежнёва, В.В.Беринга, А.Чирикова

Ответы на вопросы. Тест.

Земля во Вселенной  6 часов

1.Объяснять значение понятий: «галактика», «Вселенная»

2.Уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

Умения управлять своей познавательной деятельностью  

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

 Развитие речи. С помощью вопросов выяснить представления учащихся о Вселенной.

1.Знать особенности всех планет Солнечной системы

2.Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстни-ками  в процессе образовательной деятельности.      

 Составление плана рассказа. Организация и корректировка своей деятельности

1. Объяснять значение понятий:

небесные тела, метеоры и метеориты

2. Уметь называть малые небесные

тела и их характерные черты.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и сравнению: выделять сходства и различия

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты

Земля)

Работа с учебником :выписать определения небесных тел и характерные черты.

1. Объяснять значение понятия звезда, созвездия.

2.Знать на какие группы звёзды делятся

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний. Формирование умения ставить учебную цель

Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.

Работа с дополнительной литературой. Подготовить минидоклад.

1.Знать особенности планеты Земля, отличие Земли от других планет

1.Объяснять значение

понятий: астрономия, её задачи.

Формирование способностей к самостоятельном

у приобретению новых знаний. Выделять главные отличительные черты.

Выяснить значение изучения космоса в настоящее время.

Знать отличительные особенности Земли от других планет. Объяснять следствие вращения Земли вокруг своей оси и Солнца.

Формирование ответственного отношения к учёбе, учить работе в группах, взаимопомощи при подготовке к ответам.

Оценивание работы одноклассников.

Знать, какой вклад внесли отечественные учёные:К.Э.Циалковский, С.П.Королёв,

Ю.А.Гагарин

Ответы на вопросы. Тест

Виды изображений поверхности Земли   6 часов

1. Объяснять значение понятий:

горизонт,

линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта.

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Использование приобретённых знаний и умений для чтения карт любого содержания, для ориентированияна местности и проведения съёмок.

Знание сторон горизонта и умение ориентироваться – это необходимо каждому человеку.

1. Объяснять значение понятий: ориентирование,

компас.

2.Знать способы ориентирования на местности и с помощью компаса.

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Проводить самостоятельный поиск информации о своей местности

Из различных источников.

Знать способы ориентирования на местности, правила пользования компасом, как ориентироваться по Солнцу, звездам.

 Виды изображения земной поверхности. Объяснять значение понятий:

план,

масштаб,

условные знаки

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью

плана местности

Формирование ответственного отношения к учёбе. Знакомство с условными знаками плана, их оформление в тетради.

Находить и называть сходства и различия в изображении элементов на карте и плане. Учиться сравнивать и анализировать

Глазомерная съёмка.

Уметь ориентироваться на местности по плану и при помощи компаса, карты, местных признаков.

Формирование умения выбирать средства реализации цели и  применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Формирование ответственного отношения к учёбе и социально-ответственного поведения в географической среде.

1. Объяснять значение понятий:

географическая карта,

 градусная сеть,

меридианы,

параллели,

экватор.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических

карт

Выделять, описывать существенные признаки геог-

фических карт, их различия.

Знать разнообразие карт: физическую, политическую, экономическую. Уметь находить на них экватор, параллели и меридианы и нанести их на к/к.

Овладение основами картографической грамотности.

Оценивать работу одноклассников при парной работе. Развитие умения взаимодействовать.

Формирование ответственного отношения к учёбе и коммуникативной компетенции через сотрудни-

чество с однок-

лассниками

Составление вопросов для обобщения и ответы на них. Соревнование команд.

Тест.

                                                                                                                      Природа Земли

Объяснять значение понятий:

гипотеза .

Знать разные гипотезы возникновения

Земли и их особенности.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Развивать письменную и устную речь при формулировке вопросов и ответов

1. Объяснять значение понятий:

ядро,

мантия,

земная кора, горные породы, минералы, рельеф,

литосфера

полезные

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и высказывать суждения, подтверждая их фактами. Формирование умения составлять описание по плану.

Формирование ответственного отношения к учёбе и эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде..

Выяснить, что значит рациональное использование природных ресурсов.  

1. Объяснять значение понятий:

землетрясение, очаг землетрясения,

эпицентр, вулкан, кратер, жерло

2.Уметь называть и показывать на карте зоны землетрясений  и вулканы.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт

Осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде.

Выявлять причины возникновения природных явлений.

Стихийные бедствия, районы их распространения. Меры предосторожности.

1. Объяснять значение

понятий: материк,

остров, архипелаг,

часть света.

2.Уметь показывать на карте полушарий все материки.

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий, умение работать с текстовым компонентом, умения составлять описание объектов.

Формирование осознания единства географического пространства.

Умение находить и показывать на карте изучаемые объекты.

1. Объяснять значение понятий: материк,

остров,

часть света.

2.Уметь называть особенности каждого материка.

Способность к самостоятельном

у приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт

Осознание себя как члена

общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель)

Описание материка с его достопримечательностями.

Тест.

Объяснять значение понятий:

гидросфера, мировой океан, айсберг, ледник.

2.Уметь показывать на карте полушарий все океаны

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника.

Формирование основ экологической культуры;

умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках.

Изучить состав гидросферы. состояние воды в ней, свойства воды.

Заложить основы бережного отношения к воде: Вода – это жизнь.

Объяснять значение понятия: атмосфера ветер, бриз, муссон.. Называть свойства воздуха.

Объяснять причины возникновения ветра.

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника.

Формирование

экологического сознания: о необходимости  не загрязнять воздух; осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы.

Приводить примеры ветров различного направления, виды облаков, осадков, стихийных природных осадков..

Объяснять значение понятий: погода, элементы погоды. Описывать погоду текущего дня.

Формирование умения организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели, применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

 Составлять описание результатов наблюдений

Фактической погоды и будущего состояния атмосферы.

Использовать приобретённые знания и умения для характеристики погоды своей местности

Объяснять значение понятий: климат, элементы климата. Типы климата: холодный, умеренный, жаркий..

Отбирать источники географической информации для объяснения причин

Разнообразия климата на Земле.

Использовать приобретённые знания и умения для чтения карт погоды. Иметь представление о характерных чертах типов климата.

Устанавливать причинно – следственные связи для указанных типов климата. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Объяснять значение понятия

биосфера

Формирование и развитие по средствам   географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

Объяснять значение понятий:

почва, гумус, плодородие

Приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли.

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Устанавливать причинно –следственные связи для образования и сохранения плодородия почвы.

 

 

Объяснять значение понятий:

заповедники, заказники, национальные парки

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира.

Влияние человека на природу.

 



Предварительный просмотр:

п/п

Название раздела,

темы урока

Кол-во часов

Дата

Вид учебного занятия

Содержание и форма контроля знаний,ОУУН,СД,УУД

Введение

3

1

Что изучает география  России.

1

Изучение

нового материала

Источники географической

информации

2

Россия на карте часовых поясов

1

КУ. Практикум

Уметь решать задачи по теме. Часовые пояса, местное время, поясное время, декретное время.

Ι. Особенности природы и

природные ресурсы 

Рельеф ,геологическое строение и полезные ископаемые

3

Геологическое строение территории.

1

Изучение нового материала

6

Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.

1

КУ

Показывать месторождения полезных ископаемых.

7

Развитие форм рельефа.  Практическая работа №3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа, и месторождения  полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных»

1

Практикум

Объяснять влияние рельефа на природу  и жизнь людей.

показать месторождение полезных ископаемых, приводить примеры использования полезных ископаемых, влияние разработки месторождений на  природную среду; оценивать зависимость полезных ископаемых для развития хозяйства. Оценивать условия добычи.

Климат и климатические

ресурсы

6

8

Климатообразующие факторы

1

Изучение нового материала

Знать закономерности распределения суммарной солнечной радиации .Климатообразующие факторы.

Приводить примеры влияния климата на  жизнь людей

9

Закономерности распределения тепла и влаги на территории  страны.

1

КУ

Приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов.

10

Практическая работа №4«Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля ,годового количества осадков по территории страны».

1

Практикум

Уметь определять солнечную радиацию ,распределение температур. Работа по картам.

11

Типы климатов России.

1

КУ

Объяснить влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории;

12

Зависимость человека от климатических условий

1

КУ

Давать оценку климатических условий для обеспечения жизни.

13

  Практическая работа  №5 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения».

1

Практикум.

Называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды.

Внутренние воды и водные

ресурсы 

9

14

Разнообразие внутренних вод России

1

Изучение нового материала

Уметь показывать на карте реки России, озера, артезианские бассейны, области распространения мерзлоты.

15-16

 Важнейшие озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

2

КУ

Давать характеристику рек и крупных озер страны и области.

17-18

Водные ресурсы.  Практическая работа №6«Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм ,определение возможностей её хозяйственного использования ».

2

Практикум

Приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод  и негативное влияние на них  человеком использования реки в хозяйственных целях.

19

 Практическая работа №7 «Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны ,их зависимости от рельефа и климата».

1

Практикум

Объяснить значение каналов и водохранилищ. Закономерности размещения разных видов вод суши.

        

20

Практическая работа №8: «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России ,Составление

Прогноза их использования.»

1

Практикум

Уметь оценивать закономерность размещения вод.

        

21-22

Повторение по теме : «Внутренние воды. »

2

Повторение

Объяснить значение каналов и водохранилищ. Закономерности размещения разных видов вод суши. Приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод  и негативное влияние на них  человеком использования реки в хозяйственных целях.

Почва и почвенные ресурсы .

6

23

Образование почв и их основные типы.

1

Изучение нового материала

Уметь объяснять понятия «земельные ресурсы», «сельскохозяйственные угодья»;

24-25

Закономерности распространения почв

1

КУ

Назвать факторы почвообразования; свойства основных типов почв;

 давать оценку типов почв с точки зрения хозяйственного значения;

26

Почвенные ресурсы России.

1

Урок повторения

27

Практическая работа №8 : «Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги ,рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами своей местности.»

1

Практикум

Выявить основные условия почвообразования.

28-29

Повторение по теме : «Почва и почвенные ресурсы. »

2

Растительный и животный

мир .

30-31

Растительный и

животный мир России.

2

КУ

Знать ресурсы леса.

32-33

Биологические ресурсы. Меры по охране растительного и животного мира

2

КУ

Уметь приводить примеры использования человеком безлесных пространств; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; значение животного мира в жизни человека; прогнозировать последствия уничтожения болот

34

Природно-ресурсный потенциал России.

1

КУ

Уметь охарактеризовывать  природно-ресурсный потенциал России.

35

Практическая работа №9 : «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. »

 

1

Практикум

Составлять прогноз изменений растительного и животного мира при заданных условиях.

36-37

Повторение по теме: «Растительный и животный мир .»

2

Повторение

Уметь приводить примеры использования человеком безлесных пространств; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; значение животного мира в жизни человека; прогнозировать последствия уничтожения болот

38

Повторение по разделу : «Особенности природы и природные ресурсы России.»

1

Повторение

Знать основные понятия. Уметь работать по картам ,тестам.

Природные комплексы

России

27

Природное районирование

39

Разнообразие ПТК

Изучение нового материала

Уметь описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах.

40

Моря как крупные

природные комплексы.

КУ

41

Природные зоны России. Характеристика арктических пустынь, тундр, лесотундр.

КУ

Уметь описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон

42

Характеристика лесов .

КУ

43

Характеристика степей, полупустынь и пустынь

КУ

Характеризовать природу степей, полупустынь и пустынь

34

Высотная поясность. Обобщающее повторение. Практическая работа №9 «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекс».

Урок-повторение. Практикум.

Широтная зональность, высотная поясность

Природа регионов России(23ч)

35

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы

Изучение нового материала

Уметь определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов и природных объектов

36

Природные комплексы Русской равнины

КУ

Объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры

37

Географическое положение своей области

КУ

ГП Брянской области, закономерности развития растительного и животного мира территории

38

Тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые области. Практическая работа №10 «Составление  прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов».

Практикум

Характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов для жизни и деятельности человека

39

Особенности климата своей области.

Практикум.

Климат области, уметь выявлять особенности

40

Природные зоны области. Практическая работа №11 «Анализ физической карты и карт компонентов природы в разных природных зонах»

Семинар

Охарактеризовать природу своей области

41

Проблемы взаимодействия природы и человека на территории области. Охраняемые объекты. Практическая работа №12 «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования».

Практикум

42

Северный Кавказ- самые молодые высокие горы России

Комбинированный урок

Северный Кавказ, природные комплексы

43

Природные комплексы Северного Кавказа

КУ

Работать с картами по определению природных комплексов Северного Кавказа

44

Урал-«каменный пояс» земли Русской

Комбинированный урок

45

Своеобразие природы Урала

КУ

Работа с картами по определению особенностей Урала

46

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы

КУ

Охарактеризовать природные уникумы страны, выявлять экологические проблемы  

47

Западно-Сибирская низменность

КУ

Охарактеризовать природные ресурсы Западно-Сибирской низменности

48

Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения

КУ

Работать с картами по определению и характеристике природных ресурсов

49

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории, история освоения

КУ

Восточная Сибирь природные компоненты

50

Природные районы Восточной Сибири

КУ

Характеристика природы Восточной Сибири

51

Жемчужина Сибири- Байкал

КУ

Уникумы Байкала, экологические проблемы

52

Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения

КУ

Уметь работать с картами, таблицами по выявлению природных ресурсов Восточной Сибири

53

Дальний Восток-край контрастов. ГП, состав территории. История освоения

КУ

ГП Дальнего Востока

54

Природные комплексы Дальнего Востока

КУ

Природные комплексы Дальнего Востока

55

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

КУ

Влияние человека на природные ресурсы Дальнего Востока и экологические проблемы, пути решения

56-57

Урок - повторение  по теме: «Природно-хозяйственное районирование».

Урок - повторение

Человек и природа(9ч)

58

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

КУ

Знать законы об охране природы. Уметь объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользовании, составлять географические прогнозы, анализировать экологические карты России

59

Географический фактор в развитии общества

Комбинированный урок

60

Антропогенное воздействие на природу

КУ

Выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы

61

Рациональное природопользование

Комбинированный урок

62

Особо охраняемые

территории

КУ

Заповедники, заказники, национальные парки

63-64

Памятник всемирного и культурного наследия нашей страны

КУ

Охрана природы, охраняемые территории

65

Экологическая ситуация в России

КУ

Экологические проблемы и пути их решения

66

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Природа России».

Урок - повторения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии 6 класс к УМК Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Пасечник, В.В.-12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009

В рабочей программе выделены: основное содержание ( тема, количество часов, демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы учащихся), основные требования к знаниям и умениям, навыков учащи...

Календарно-тематическое планирование по биологии к УМК В. М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко."Биология. Животные. 7 класс"

В планировании указаны: название темы, количество часов, тема урока,лабораторная, практическая работы, домашнее задание...

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс на основе УМК «Биология. 5-9 класс» В.В. Пасечник (базовый уровень)

Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс УМК "Биология.5-9 класс В.В.Пасечник (базовый уровень)...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 6-9 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирова...

Календарно-тематическое планирование индивидуальных и групповых занятий

Календарно-тематическое планирование индивидуальных и групповых занятий для детей 6-7 лет с  ОНР...