Тематическое планирование по биологии
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс) на тему
Тематическое планирование по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_po_biologii_11_klass_2010-2011.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата проведения | Вид урока | Требования к уровню подготовки | ||||
1 | Введение. | ||||||||
1.1 | История эволюционных идей | 5 | |||||||
1 | История эволюционных идей | 1 | КУ | Макроэволюция, микроэволюция, эволюция Объяснять сущность эволюционных преобразований | |||||
2 | Развитие биологии в додарвинский период | 1 | КУ | Креационизм. Научные и религиозные представления об эволюции Давать определение понятию- креационизм. | |||||
3 | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина | 1 | КУ | Значение работ К. Линнея Определять характер мировоззрений К.Линнея Значение учения. Естественное происхождение живых организмов. Изменяемость видов в зависимости от условий среды | |||||
4 | Эволюционная теория Ч. Дарвина | 1 | КУ | Экспедиционный материала Ч.Дарвина Выделять предпосылки эволюционной теории | |||||
5 | Роль эволюционной теории в формировании современной естественно-научной картине мира. | 1 | КУ | Искусственный отбор. Формы искусственного отбора. Давать определение понятию - искусственный отбор. Описывать механизм искусственного отбора | |||||
1.2 | Современное эволюционное учение | 15 | |||||||
6 | Вид, его критерии. Практическая работа №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию» | 1 | Практикум | Вид. Критерии вида: морфологический, генетический, эколого-географический; репродуктивная изоляция. Назвать критерии вида и обосновать важность критериев для определение вида. | |||||
7 | Движущие силы эволюции Практическая работа №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида». | 1 | Практикум | Значение для эволюции мутагенеза. Источники наследственной изменчивости в популяции Характеризовать эволюционную роль мутаций | |||||
8 | Популяция – структурная единица вида, единица эволюции | 1 | КУ | Дрейф генов, микроэволюция, популяция. Популяция элементарная единица эволюции Называть процессы, изменяющие частоты встречаемости генов в популяциях | |||||
9 | Движущий и стабилизирующий отбор | 1 | КУ | Современные представления, о естественном отборе как направляющем факторе эволюции Называть условия действия естественного отбора | |||||
10 - 12 | Адаптация организмов к условиям обитания как результат Действия естественного отбора | 3 | КУ | Адаптация физиологическая Маскировка, мимикрия, покровительственная окраска Давать определения ключевым понятиям | |||||
13 | Видообразование, как результат эволюции | 1 | Практикум | Изоляция биологическая, географическая. Микроэволюция. Видообразование – результат микроэволюции. Давать определения ключевым понятиям. Называть эволюционно значимые результаты видообразование. | |||||
14 | Практическая работа №3 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания» | 1 | Практикум | Выявлять приспособление организмов к различным средам обитания | |||||
15 | Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы | 1 | КУ | Биологические последствия, приобретение приспособлений. | |||||
16 | Главные направления эволюционного процесса | 1 | КУ | Приводить примеры и описывать идиоадаптации у растений. Объяснять значение идиоадаптации | |||||
17 | Биологический прогресс. Биологический регресс. | 1 | КУ | Арогенез Аллогенез Катагенез Основные закономерности эволюционного прогресса. | |||||
18 | Причины вымирания видов, доказательства эволюции органического мира | 1 | КУ | Дивергенция Конвергенция Параллелизм Формы эволюции условия проявления. Филогенез | |||||
19-20 | Урок повторения по темам «История эволюционных идей. Современное эволюционное учение. | 2 | Урок повторения | Знать основные понятия по данным темам Уметь их применять на практике | |||||
1.3 | Происхождение жизни на Земле | 9 | |||||||
21-22 | Развитие представлений о возникновении жизни | 2 | КУ | Факт Главные эволюционные события: возникновение фотосинтеза. Описать живой мир в архейскую и протерозойскую эру. | |||||
23 | Гипотеза происхождения жизни | 1 | КУ | Факт Климатические изменения. Активное горообразование. Главные эволюционные события. Называть период появления наземных растений. Описывать климатические изменения в раннем палеозое. | |||||
24 | Современные взгляды на возникновение жизни. | 1 | КУ | Уметь анализировать гипотезы происхождения жизни. | |||||
25 | Практическая работа №4 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни» | 1 | Практикум | Теория Опарина – Холдейна. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера | |||||
26-28 | Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. | 3 | КУ | Факт Климатические изменения. Главным эволюционным событиям. Называть период появления наземных позвоночных животных. Описывать климатические изменения в позднем палеозое. Факт климатические изменения. Главным эволюционным событиям. Назвать период возникновения цветочных растений. Назвать период возникновения млекопитающих и птиц. Описать климатические изменения в мезозое Факт Климатические изменения. Главные эволюционные события. Описывать климатические изменения в кайнозое. | |||||
29 | Урок повторения по теме «Происхождение жизни на Земле» | 1 | Урок повторения | Геохронологическая таблица. Уметь работать по данной таблице. Знать основные понятия и термины по данной теме. | |||||
1.4 | Происхождение человека | 5 | |||||||
30 | Гипотезы происхождения человека | 1 | КУ | Эволюционные представления о происхождении человека, антропология | |||||
31-32 | Положение человека в системе животного мира. | 2 | КУ | Ключевые понятия Атавизмы Антропология Рудименты. Давать определение ключевым понятиям. | |||||
33- 34 | Эволюция человека, основные этапы. | 2 | Факт Происхождение человекообразных обезьян от человека. Называть группу млекопитающих, от которых произошел отряд Примат. | ||||||
35 | Практическая работа №5 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих, как доказательство их родства | 1 | Практикум | Перечислять биологические особенности человека, связанные с происхождением. | |||||
36 | Видовое единство человечества. | 1 | КУ | Факт Расы человека; негроидная, европеоидная, монголоидная. Называть основные расы внутри вида Человек разумный. | |||||
37 | Практическая работа №6 «Анализ и оценка различных гипотез происхождений человека». | 1 | Практикум | Гипотеза происхождения человека. Уметь анализировать различные гипотезы | |||||
38 | Урок повторения по теме «Происхождение человека» | 1 | Урок повторения | Эволюция человека, основные этапы. | |||||
II | Экосистемы | 30 | |||||||
2.1 | Экологические факторы | 10 | |||||||
39 | Организм и среда | 1 | КУ | История формирования сообществ живых организмов | |||||
40 | Предмет и задачи экологии | 1 | КУ | Ключевые понятия. Биомы. Факт Причины различных животного и растительного мира. Давать определение ключевым понятиям. | |||||
41-42 | Экологические факторы среды (абиотические). | 2 | КУ | Ключевые понятия Абиотические факторы Гомойотермные организмы. Пойкилотермные организмы. Факт Воздействие температуры на живые организмы. Описывать приспособления у растений и животных к изменениям температуры окружающей среды. | |||||
43-44 | Экологические факторы среды (биотические и антропогенные) | 2 | Ключевые понятия Биотические факторы Гомойотермные организмы. Описывать приспособления у растений и животных к изменениям окружающей среды. | ||||||
45 | Взаимоотношения между организмами | 1 | КУ | Позитивные отношения | |||||
46-47 | Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. | 2 | КУ | Знать основные понятия паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз | |||||
48 | Урок повторения по теме «Экологические факторы» | 1 | Урок повторения | Знать основные понятия по теме, уметь работать с тестами | |||||
2.2. | Структура экосистем | 6 | |||||||
49 | Структура экосистем | 1 | КУ | Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы | |||||
50 | Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. | 1 | КУ | Видовое разнообразие биоценозов .Цепи питания. Биотические факторы среды. | |||||
51 | Практическая работа №7: «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) в экосистеме» | 1 | Практикум | Составление цепей питания | |||||
52 | Влияние человека на экосистемы. Практическая работа№8: «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности » | 1 | Практикум | Выявить антропогенные изменения в экосистеме своей местности. Давать сравнительную характеристику экосистем и агроэкосистем. | |||||
53 | Практическая работа №9: «Исследование изменений в экосистемах на биологических модулях. Решение экологических задач ». | 1 | Практикум | Уметь решать экологические задачи, работать с тестами. | |||||
54 | Урок повторения по теме «Структура экосистем» | 1 | Урок повторения | Знать основные понятия по теме. Уметь составлять цепи питания решать задачи. | |||||
2.3 | Биосфера – глобальная экосистема | ||||||||
55 | Биосфера – глобальная экосистема. | 1 | КУ | Ключевые понятия. Биосфера Экология. Давать определение ключевым понятиям. Описывать компоненты биосферы. | |||||
56 | Состав и структура биосферы. | 2 | КУ | Ключевые понятия. Живое вещество Факт Функции живого вещества: газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная, биохимическая. Приводить примеры проявления функций живого вещества. Характеризовать компоненты биосферы. | |||||
57 | Биологический круговорот веществ | 2 | КУ | Распределение воды на планете: мировой океан, грунтовые воды, снеговые шапки и ледники, атмосфера, реки, болота. Почвенная влага, озера. Описывать круговорот воды в природе. Роль соединений углерода (углекислый газ, карбонаты). | |||||
58 | Урок повторения по теме «Биосфера глобальная экосистема». | 1 | Урок повторения | Законы и правила. Закон биогенной миграции атомов. Описывать круговорот углевода. Объяснять роль живых организмов в круговороте углерода. Запасы азота в атмосфере. Атмосферная и биологическая фиксация азота, синтеза нитратов. Роль микроорганизмов в круговороте азота. Описать круговорот азота в природе. Объяснять роль живых организмов в круговороте азота. | |||||
2.4. | Биосфера и человек | 10 | |||||||
59- 60 | Биосфера и человек | 2 | КУ | Знать понятие биосферы. Влияние человека на биосферу. | |||||
61-62 | Глобальные экологические проблемы и пути их решения. | 2 | КУ | Глобальные экологические проблемы. Загрязнение воздуха, пресных и морских вод, почвы… Объяснять последствия загрязнения. | |||||
63 | Последствия деятельности человека для окружающей среды. | 1 | КУ | Деятельность человека. Уметь оценивать возможные вредные последствия влияния хозяйственной деятельности человека на биосферу. | |||||
64 | Практическая работа № «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде». | 1 | Практикум | Уметь анализировать собственную деятельность в окружающей среде. | |||||
65 | Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов. | 1 | КУ | Охрана природы рациональное природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга. | |||||
66 | Практическая работа № «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения» | 1 | Практикум | Уметь оценивать глобальные экологические проблемы, предлагать пути их решения. | |||||
67-68 | Урок повторения по разделам «Вид. Экосистемы». | 2 | Урок повторения | Знать и понимать основные положения биологических теорий строение биологических объектов: вида и экосистем. Сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».
Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы основного общего образования по биологии для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».
Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы основного общего образования по биологии для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа и тематическое планирование по биологии 6 класс к УМК Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Пасечник, В.В.-12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009
В рабочей программе выделены: основное содержание ( тема, количество часов, демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы учащихся), основные требования к знаниям и умениям, навыков учащи...
Календарно-тематическое планирование по биологии к УМК В. М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко."Биология. Животные. 7 класс"
В планировании указаны: название темы, количество часов, тема урока,лабораторная, практическая работы, домашнее задание...
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс на основе УМК «Биология. 5-9 класс» В.В. Пасечник (базовый уровень)
Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс УМК "Биология.5-9 класс В.В.Пасечник (базовый уровень)...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 6-9 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирова...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 5 класса по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)
Рабочая программа и КТП составлены в соответствии с требованиями ФГОС (17.12.2010г.)...