Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 8 классов построена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с изменениями и дополнениями, на основе авторской программы В.В. Пасечника и коллектива авторов «Биология. Рабочие программы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_2017.doc | 236 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 8 классов построена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с изменениями и дополнениями, на основе авторской программы В.В. Пасечника и коллектива авторов «Биология. Рабочие программы»», требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципальной бюджетной общеобразовательной организации «Средняя школа №25», учебному плану МБОУ «СШ№25». На основании приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Согласно федеральному перечню учебников курс изучается по учебнику: А. Криксунов, А.А. Каменский, В.В. Пасечник: «Биология. 8 кл.», учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа, 2017.
Общие цели учебного предмета.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
- Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной), элементарных представлений о наследственности и изменчивости, об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии.
- Приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдение за живыми объектами, собственным организмом, описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов, и инструментов;
- Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдых, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма.
- Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью, здоровью окружающих; осознания необходимости сохранения биологического разнообразия и природных местообитаний.
- Овладение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, таблиц, схем, фотографий)
- Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний.
Задачи на учебный год
- освоение знаний о человеке, как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений над своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности о отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции;
- обеспечить процент качества на 2% выше годового показателя предыдущего учебного года, обеспечить участие 2-х обучающихся в НПК, обеспечить занятость обучающихся в проектной деятельности не ниже 20%, повысить использование ИКТ на 10 процентов.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 70 часов, распределена по 2 часа на 35 учебных недель.
Данная программа направлена на формирование у учащихся представлений о человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания позволит учащимся освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение лабораторных работ. Они ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним. Изучению состояния своего организма и его здоровья служит ряд самонаблюдений. Программа построена с учетом принципов: системности, научности, последовательности.
УМК.
Учебник. Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник: «Биология. 8 класс», учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа, 2011.
Т.А.Козлова. Методическое пособие к учебнику: Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник: «Биология. Человек. 8 кл.» - М., Дрофа. 2005
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ – 1 год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА (ФГОС)
Личностными результатами являются следующие умения:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
- Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами являются следующие умения:
1. Осознание исключительной роли жизни на Земле и значение биологии в жизни человека и общества:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. Формирование представления о природе как развивающейся системе:
- рассматривать биологические процессы в развитии;
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии:
– использовать биологические знания в быту;
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4.Овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей условия ограничения активности человечества в целом и каждого отдельного человека:
- объяснять мир с точки зрения биологии;
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (безъядерные: бактерии, ядерные: грибы, растения, животные) и основные отделы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5. Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса биологии и их использованием в практической жизни:
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. Овладение биологическими основами здорового образа жизни:
– оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни;
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые организмы своей местности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Науки, изучающие организм человека (2 часа)
Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина — науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие сходство человека и животных.
Происхождение человека (3 часа)
Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.
Демонстрации: модель «Происхождение человека»; остатки материальной первобытной культуры человека; иллюстрации представителей различных рас человека.
Строение организма человека (4 часа)
Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная; их строение и функции. Органы и системы органов человека. Процессы жизнедеятельности организма человека. Понятие о нейрогуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Демонстрации: таблицы с изображением строения и разнообразия клеток, тканей, органов и систем органов организма человека.
Самонаблюдения: мигательного рефлекса и условий его проявления и торможения; коленного рефлекса и др.
Опорно-двигательный аппарат (7 часов)
Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей. Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного развития опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека. Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.
Лабораторные работы: ЛР №1. «Микроскопическое строение кости». ЛР №2 «Мышуы человеческого тела». ЛР№3 «Утомление при статистической работе мышц». ЛР №4 «Осанка и плоскостопие».
Демонстрации: скелет и муляжи торса человека, череп, кости конечностей, позвонки, распилы костей; приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.
Самонаблюдения: работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.
Внутренняя среда организма (3 часа)
Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И. И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация.
Демонстрации: таблицы «Состав крови», «Группы крови».
Кровеносная и лимфатическая системы (6 часов)
Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами. Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.
Лабораторные работы: ЛР №5 «Изучение особенностей кровообращения». ЛР№6 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».
Демонстрации: модель сердца и торса человека; таблицы «Кровеносная система», «Лимфатическая система»; опыты, объясняющие природу пульса; приемы измерения артериального давления по методу Короткова; приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание (4 часа)
Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения. Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.
Демонстрации: торс человека; таблица «Система органов дыхания»; механизм вдоха и выдоха; приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Пищеварение (6 часов)
Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме. Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Всасывание. Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.
Лабораторные работы: ЛР №7. «Действие слюны на крахмал».
Демонстрации: торс человека; таблица «Пищеварительная система»; «Строение зуба».
Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.
Обмен веществ и энергии (3 часа)
Обмен веществ и превращение энергии — необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Нарушения обмена веществ.
Лабораторная работа: ЛР №8 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки».
Демонстрации: таблицы «Витамины», «Нормы питания», «Энергетические потребности организма в зависимости от вида трудовой деятельности».
Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 часа)
Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи. Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика.
Демонстрации: рельефная таблица «Строение кожи»; приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах и обморожениях, модель почки, рельефная таблица «Органы выделения».
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхностей кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.
Нервная система (5 часов)
Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции. Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Лабораторные работы: ЛР №9. «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».
Демонстрации: таблица «Железы внешней и внутренней секреции»; гортань со щитовидной железой, почки с надпочечниками; таблицы «Строение спинного мозга», «Строение головного мозга», «Вегетативная нервная система»; модель головного мозга человека, черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза.
Анализаторы. Органы чувств (5 часов)
Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Взаимодействие анализаторов. Нарушения работы анализаторов и их профилактика.
Лабораторные работы: ЛР №10. «Иллюзии, связанные с бинокулярным зрением»
Демонстрации: таблица «Анализаторы»; модели глаза, уха; опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные иллюзии.
Высшая нервная деятельность. Психика. Поведение (5 часов)
Высшая нервная деятельность. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Лабораторные работы: ЛР №11. «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа». ЛР№12 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях».
Демонстрации: безусловные и условные рефлексы по методу речевого подкрепления; двойственные изображения, иллюзии установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления.
Эндокринная система (2 часа)
Железы внутренней секреции: эпифиз, гипофиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешенной секреции: поджелудочная железа, половые железы. Железы внешней секреции. Нейрогормоны.
Демонстрации: таблицы: «Железы внутренней секреции», «Железы смешенной секреции», «Железы внешней секреции».
Индивидуальное развитие организма (5 часов)
Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.
Демонстрации: таблицы «Строение половой системы человека», «Эмбриональное развитие человека», «Развитие человека после рождения».
Повторение
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Продолжительность и последовательность изучения тем и разделов
Разделы | кол-во уроков |
Науки, изучающие организм человека | 2 |
Происхождение человека | 3 |
Строение организма | 4 |
Опорно-двигательный аппарат | 7 |
Внутренняя среда организма | 3 |
Кровеносная и лимфатическая системы | 6 |
Дыхание | 4 |
Пищеварение | 6 |
Обмен веществ и энергии | 3 |
Покровные органы. Терморегуляция. Выделение | 4 |
Нервная система | 5 |
Анализаторы. Органы чувств | 5 |
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика | 5 |
Эндокринная система человека | 2 |
Индивидуальное развитие организма | 5 |
Повторение. | 2 |
Контрольные работы | 4 |
итого | 70 часов |
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
Тематический план предусматривает 70 часов, в объеме 2 часа в неделю.
Количество часов для проведения экскурсий –0 часов.
Количество часов для проведения контрольных работ–4 часа
Продолжительность контрольной работы – 1 урок
Количество часов для проведения лабораторных работ – 12 часов
Тема лабораторной работы |
ЛР №1. «Микроскопическое строение кости» |
ЛР №2 «Мышцы человеческого тела» |
ЛР №3 «Утомление при статической работе мышц» |
ЛР №4 «Осанка и плоскостопие» |
ЛР №5 «Изучение особенностей кровообращения» |
ЛР №6 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» |
ЛР №7. «Действие слюны на крахмал» |
ЛР №8 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» |
ЛР №9. «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка» |
ЛР №10. «Иллюзия, связанные с бинокулярным зрением» |
ЛР №11. «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа» |
ЛР №12 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях» |
Количество часов для проведения практических работ –0 часов
Количество часов для проведения исследований –0 часов
Количество часов для составления проектов –0 часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(70 часов, 2 раза в неделю)
№п/п | Номер раздела и темы урока | Тема урока | Кол-во часов | Формы текущего контроля | Дата (план) 8А/8Б | Дата (факт) | Примечание Причина корректировки |
Раздел I. Науки, изучающие организм человека | |||||||
1 | 1.1 | Науки о человеке. Здоровье и его охрана. | 1 | ФО | 4.09 | ||
2 | 1.2 | Становление наук о человеке | 1 | Составление и заполнение таблицы | 6.09/ 7.09 | ||
Раздел II. Происхождение человека | |||||||
3 | 2.1 | Систематическое положение человека | 1 | ФО | 11.09 | ||
4 | 2.2 | Историческое прошлое людей | 1 | Индивидуальные задания | 13.09/14.09 | ||
5 | 2.3 | Расы человека. Среда обитания | 1 | Составление и заполнение таблицы | 18.09 | ||
Раздел III. Строение организма | |||||||
6 | 3.1 | Общий обзор организма человека | 1 | ФО | 20.09/21.09 | ||
7 | 3.2 | Клеточное строение организма | 1 | Тест | 25.09 | ||
8 | 3.3 | Ткани | 1 | Составление и заполнение таблицы | 27.09/28.09 | ||
9 | 3.4 | Рефлекторная регуляция | 1 | Тест | 2.10 | ||
Раздел IV. Опорно-двигательный аппарат | |||||||
10 | 4.1 | Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей. | 1 | ЛР №1. Микроскопическое строение костной ткани. | 4.10/ 5.10 | ||
11 | 4.2 | Скелет человека. Осевой скелет. | 1 | ФО | 9.10 | ||
12 | 4.3 | Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей. | 1 | Тест | 11.10/12.10 | ||
13 | 4.4 | Строение мышц. | 1 | ЛР №2. Мышцы человеческого тела | 16.10 | ||
14 | 4.5 | Работа скелетных мышц и их регуляция. | 1 | ЛР№3 Утомление при статистической работе мышц | 18.10/19.10 | ||
15 | 4.6 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. | 1 | ЛР№4 Осанка и плоскостопие | 23.10 | ||
16 | 4.7 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихов суставов. | 1 | Индивидуальные задания | 25.10/26.10 | ||
17 | Контрольная работа за 1 четверть | 1 | Тестирование | 30.10 | |||
Раздел V. Внутренняя среда организма. | |||||||
18 | 5.1 | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма | 1 | Тест | 1.11/ 2.11 | ||
19 | 5.2 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | 1 | Индивидуальные задания | 13.11 | ||
20 | 5.3 | Иммунология на службе здоровью | 1 | ФО | 15.11/16.11 | ||
Раздел VI. Кровеносная и лимфатическая системы | |||||||
21 | 6.1 | Транспортные системы организма | 1 | ФО | 20.11 | ||
22 | 6.2 | Круги кровообращения | 1 | ЛР№5. Изучение особенностей кровообращения | 22.11/23.11 | ||
23 | 6.3 | Строение и работа сердца | 1 | Тест | 27.11 | ||
24 | 6.4 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения | 1 | ЛР№6. Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа | 29.11/30.11 | ||
25 | 6.5 | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов. | 1 | Индивидуальные задания | 4.12 | ||
26 | 6.6 | Первая помощь при кровотечениях | 1 | Индивидуальные задания | 6.12/ 7.12 | ||
Раздел VII. Дыхание | |||||||
27 | 7.1 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей. | 1 | Тест | 11.12 | ||
28 | 7.2 | Легкие. Газообмен в легких и других тканях. | 1 | ФО | 13.12/14.12 | ||
29 | 7.3 | Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. | 1 | ФО | 18.12 | ||
30 | 7.4 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации. | 1 | Индивидуальные задания | 20.12/21.12 | ||
31 | Контрольная работа за 2-ю четверть | 1 | Тестирование | 25.12 | |||
Раздел VIII. Пищеварение | |||||||
32 | 8.1 | Питание и пищеварение | 1 | Составление схемы «Строение пищеварительной системы» | 27.12/28.12 | ||
33 | 8.2 | Пищеварение в ротовой полости | 1 | ФО | |||
34 | 8.3 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. | 1 | ЛР №7. Изучение действия ферментов слюны на крахмал | |||
35 | 8.4 | Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника. | 1 | Сравнительный анализ строения тонкого и толстого кишечника и процессов, происходящих в них | |||
36 | 8.5 | Регуляция пищеварения | 1 | Индивидуальные задания | |||
37 | 8.6 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | 1 | Индивидуальные задания | |||
Раздел IX. Обмен веществ и энергии | |||||||
38 | 9.1 | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. | 1 | ФО | |||
39 | 9.2 | Витамины | 1 | Индивидуальные задания | |||
40 | 9.3 | Энерготраты человека и пищевой рацион | 1 | ЛР №8. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки | |||
Раздел Х. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение | |||||||
41 | 10.1 | Покровы тела. Строение и функции кожи | 1 | Составление и заполнение схемы «Функции кожи» | |||
42 | 10.2 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | 1 | Индивидуальные задания | |||
43 | 10.3 | Терморегуляция организма. Закаливание. | 1 | Заполнение таблицы, ФО | |||
44 | 10.4 | Выделение | 1 | Тест | |||
Раздел ХI. Нервная система | |||||||
45 | 11.1 | Значение нервной системы | 1 | ФО, составление и заполнение схемы «Значение нервной системы» | |||
46 | 11.2 | Строение нервной системы. Спинной мозг. | 1 | ФО | |||
47 | 11.3 | Строение головного мозга. Продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг. | 1 | ЛР №9. Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка | |||
48 | 11.4 | Передний мозг: промежуточный мозг и большие полушария. | 1 | ФО | |||
49 | 11.5 | Соматический и вегетативный отделы нервной системы. | 1 | Таблица «Влияние симпатической и парасимпатической нервной системы на деятельность некоторых органив» | |||
Раздел ХII. Анализаторы. Органы чувств | |||||||
50 | 12.1 | Анализаторы | 1 | ФО | |||
51 | Контрольная работа за 3-ю четверть | 1 | Тестирование | ||||
52 | 12.2 | Зрительный анализатор | 1 | ЛР №10. Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением | |||
53 | 12.3 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. | 1 | Индивидуальные задания | |||
54 | 12.4 | Слуховой анализатор | 1 | ФО | |||
55 | 12.5 | Орган равновесия, мышечное и кожное чувство, обонятельный и вкусовой анализаторы | 1 | Тест | |||
Раздел ХIII. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика | |||||||
56 | 13.1 | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности | 1 | Индивидуальные задания | |||
57 | 13.2 | Врожденные и приобретенные программы поведения | 1 | ЛР №11. Выработка навыков зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа | |||
58 | 13.3 | Сон и сновидения | 1 | ФО, индивидуальные задания | |||
59 | 13.4 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. | 1 | ФО | |||
60 | 13.5 | Воля, эмоции, внимание. | 1 | ЛР №12 Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях | |||
Раздел ХIV. Эндокринная система | |||||||
61 | 14.1 | Роль эндокринной регуляции | 1 | ФО, тест | |||
62 | 14.2 | Функции желез внутренней секреции | 1 | Таблица «Железы внутренней секреции» | |||
Раздел ХV. Индивидуальное развитие организма | |||||||
63 | 15.1 | Размножение. Половая система. | 1 | ФО, сравнительный анализ бесполого и полового размножения в виде таблицы | |||
64 | 15.2 | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | 1 | ФО | |||
65 | 15.3 | Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем | 1 | Индивидуальные задания | |||
66 | 15.4 | Развитие ребенка после рождения. Становление личности. | 1 | ФО | |||
67 | 15.5 | Интересы, склонности, способности | 1 | Тест | |||
Раздел ХVI. Повторение | |||||||
68 | 16.1 | Повторение | 1 | ФО | |||
69 | Итоговая контрольная работа за год | 1 | Тестирование | ||||
70 | 16.2 | Повторение | 1 | Индивидуальные задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...