Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Голвачева Екатерина Александровна

Рабочая программа по биологии для 5 классов построена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с изменениями и дополнениями, на основе авторской программы В.В. Пасечника и коллектива авторов «Биология. Рабочие программы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_5_klass_2017_g_golvacheva.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 5 классов построена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с изменениями и дополнениями, на основе авторской программы В.В. Пасечника и коллектива авторов «Биология. Рабочие программы»», требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципальной бюджетной общеобразовательной организации «Средняя школа №25», учебному плану МБОУ «СШ№25». На основании приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Согласно федеральному перечню учебников курс изучается по учебнику: В.В. Пасечник: Биология. Бактерии, грибы растения.5 кл. - М., Дрофа, 2016.

 Общие цели учебного предмета.

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

  • Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной), элементарных представлений о наследственности и изменчивости, об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии.
  • Приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдение за живыми объектами, собственным организмом, описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов, и инструментов;
  • Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдых, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма.
  • Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью, здоровью окружающих; осознания необходимости сохранения биологического разнообразия и природных местообитаний.
  • Овладение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, таблиц, схем, фотографий)
  • Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний.

Задачи на учебный год

  • освоение знаний о биологии, как науки о живой природе; о бактериях, грабах и растениях; ометодах познания живых организмов;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности организмов; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • обеспечить процент качества на 2% выше годового показателя предыдущего учебного года, обеспечить участие 2-х обучающихся в НПК, обеспечить занятость обучающихся в проектной деятельности не ниже 20%, повысить использование ИКТ на 10 процентов.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Согласно действующего базисного учебного плана, рабочая программа по биологии 5 класс предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю (35 часов).

В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Содержание курса биологии в 5 классе направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.

Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

УМК.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК:

1.        Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2016 г.

2.        Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2016 г.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ – 1 год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА (ФГОС) 

  1. Личностными результатами являются следующие умения:
  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
  1. Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

3. Предметными результатами являются следующие умения:

1. - осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3. – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4. –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5. – понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Введение (6 часов)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (7часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации 

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные работы

Устройство микроскопа. Рассматривание  препарата кожицы чешуи лука.

Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (9 часов)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов.  Строение  плесневого  гриба мукора.

Раздел 3. Царство Растения (12 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

 Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные работы

Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Раздел 4. Повторение

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Продолжительность и последовательность изучения тем и разделов

Разделы

кол-во уроков

Биология – наука о живой природе

5

Клеточное строение организмов

6

Царство Бактерии

2

Царство Грибы

5

Царство Растения

11

Повторение.

2

Контрольные работы

4

итого

35 часов

Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

Тематический план предусматривает 35 часов, в объеме1 час в неделю.

Количество часов для проведения экскурсий –0 часов.

Количество часов для проведения контрольных работ–4 часа

Продолжительность контрольной работы – 1 урок

Количество часов для проведения лабораторных работ – 9 часов

Тема лабораторной работы

ЛР №1. «Фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в жизни растений осенью»

ЛР №2 «Устройство микроскопа»

ЛР №3 «Рассматривание  препарата кожицы чешуи лука»

ЛР №4 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

ЛР №5 «Строение  плесневого  гриба мукора»

ЛР №6 «Строение зеленых водорослей»

ЛР №7 «Строение мха»

ЛР №8 «Строение спороносящего хвоща»

ЛР №9 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»

Количество часов для проведения практических работ –0 часов

Количество часов для проведения исследований –0 часов

Количество часов для составления проектов –0 часов


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

(35 часов, 1 раз в неделю)

№ п/п

Номер раздела и темы урока

Тема урока

Кол-во часов

Формы текущего контроля

Дата (план)

Дата

(факт)

Примечание

Причина корректировки

Раздел I. Введение

1

1.1

Биология как наука. Значение биологии

1

ФО, тест

5.09

2

1.2

Методы исследования в биологии

1

ЛР №1. «Фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в жизни растений осенью»

12.09

3

1.3

 Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.

1

ФО

19.09

4

1.4

Среды обитания организмов.

1

Составление и заполнение таблицы

26.09

5

1.5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

1

Составление схемы, тест

3.10

Раздел II. Клеточное строение организмов

6

2.1

Устройство увеличительных приборов

1

ЛР №2 «Устройство микроскопа»

10.10

7

2.2

Строение клетки

1

ЛР №3 «Рассматривание  препарата кожицы чешуи лука»

17.10

8

Контрольная работа за 1 четверть

1

Тестирование

24.10

9

2.3

Химический состав клетки

1

ФО

31.10

10

2.4

Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост

1

Тест

14.11

11

2.5

Ткани

1

Составление и заполнение таблицы

21.11

12

2.6

Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов»

1

Индивидуальные задания

28.11

Раздел III. Царство Бактерии

13

3.1

Строение  и жизнедеятельность бактерий

1

ФО

5.12

14

3.2

Роль бактерий в природе и жизни человека

1

Индивидуальные задания

12.12

15

Контрольная работа за 2-ю четверть

1

Тестирование

19.12

Раздел IV. Царство Грибы

16

4.1

Общая характеристика грибов

1

ФО

26.12

17

4.2

Шляпочные грибы

1

ЛР №4 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

18

4.3

Плесневые грибы и дрожжи

1

ЛР №5 «Строение  плесневого  гриба мукора»

19

4.4

Грибы-паразиты

1

Индивидуальные задания

20

4.5

Обобщающий урок по теме «Царство Бактерии. Царство Грибы»

1

Тест

Раздел V. Царство Растения

21

5.1

Разнообразие, распространение, значение растений

1

ФО

22

5.2

Водоросли

1

ЛР №6 «Строение зеленых водорослей»

23

5.3

Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

1

Тест

24

5.4

Лишайники

1

ФО

25

5.5

Мхи

1

ЛР №7 «Строение мха»

26

Контрольная работа за 3-ю четверть

1

Тестирование

27

5.6

Плауны, хвощи, папоротники

1

ЛР №8 «Строение спороносящего хвоща»

28

5.7

Голосеменные растения

1

ФО, тест

29

5.8

Голосеменные растения

1

ЛР №9 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»

30

5.9

Покрытосеменные, или Цветковые

1

Тест

31

5.10

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

1

Индивидуальные задания

32

5.11

Обобщающий урок по теме «Царство Растения»

1

Тест

33

5.12

Повторение пройденного материала за год

1

ФО

34

5.13

Контрольная работа за год

1

Тестирование

35

5.14

Повторение

1

Индивидуальные задания

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...