РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По биологии 10 - 11 класс
календарно-тематическое планирование по биологии на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По биологии
10 - 11 класс
Десятовой Елены Сергеевны
УМК «Просвещение» учебник «Биология»
Авторы: И.Н. Беляев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10-11_bio.docx | 47.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Окуневская средняя общеобразовательная школа
филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Вагайская средняя общеобразовательная школа
Согласовано: Зам. директора по УВР ___________ Коротаева И.А.. «01» сентября 2017 г. | Утверждено: Директор школы ___________ Володин Е.В. «01» сентября 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По биологии
10 - 11 класс
Десятовой Елены Сергеевны
УМК «Просвещение» учебник «Биология»
Авторы: И.Н. Беляев
2017 – 2018 учебный год
Вагай
2017 год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
2 Примерной программой по биологии среднего (полного) общего образования и Программой курса «Биология. 10-11 классы» авторов Г.М.Дымшиц, О.В. Саблина // Биология. 10-11 классы: программы общеобразовательных учреждений/Дымшиц Г.М., Саблина О.В.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 32с., с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
3.Учебного плана Окуневская СОШ филиал МАОУ Вагайская СОШ на 2017-2018 учебный год;
Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно научной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убеждённости в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Планируемые результаты
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
• оценки этических аспектов некоторых исследований в областибиотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Содержание курса 10 класс
(базовый уровень; 34 ч (1 ч/нед)
№ п/п | Название раздела и темы | Кол-во часов | Из них | |
Лабораторных работ | Практических работ | |||
Введение | 1 | |||
I | Клетка – единица живого. | 17 | 4 | 3 |
1 | Химический состав клетки. | 5 | 1 | |
2 | Структура и функции клетки. | 4 | 1 | 1 |
3 | Обеспечение клеток энергией. | 4 | ||
4 | Наследственная информация и её реализация в клетке. | 4 | ||
II | Размножение и развитие организмов. | 6 | ||
5 | Размножение организмов. | 4 | ||
6 | Индивидуальное развитие организмов. | 2 | ||
III | Основы генетики и селекции | 12 (9) | ||
7 | Основные закономерности явлений наследственности. | 5 | 2 | |
8 | Закономерности изменчивости. | 4 | 2 | |
Повторение . Резерв. | 1 | |||
Всего | 34 | 4 | 3 |
Содержание курса 11 класс
(базовый уровень; 34 ч (1 ч/нед)
№ п/п | Название раздела и темы | Кол-во часов | Из них | |
Лабораторных работ | Практических работ | |||
III | Основы генетики и селекции (продолжение). | 12 (3) | ||
9 | Генетика и селекция. | 3 | ||
IV | Эволюция. | 20 | 3 | |
10 | Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции. | 3 | 1 | |
11 | Механизмы эволюционного процесса. | 7 | 2 | |
12 | Возникновение жизни на Земле. | 1 | ||
13 | Развитие жизни на Земле. | 4 | ||
14 | Происхождение человека. | 5 | ||
V | Основы экологии. | 11 | 2 | 2 |
15 | Экосистемы. | 7 | 2 | 2 |
16 | Биосфера. Охрана биосферы. | 2 | ||
17 | Влияние деятельности человека на биосферу. | 1 | ||
Повторение . Резерв. | 1 | |||
Всего | 34 | 5 | 2 |
Содержание учебной дисциплины
(68 ч, 1 ч в неделю; )
Введение (1 ч.)
Биология – наука о живой природе. Основные признаки живого. Биологические системы. Уровни организации жизни. Методы изучения биологии. Значение биологии.
Демонстрации. Схемы и таблицы, иллюстрирующие различные биологические системы и уровни организации живой природы.
Раздел I. Клетка – единица живого (17ч).
Тема 1. Химический состав клетки (5ч).
Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.
Тема 2. Структура и функции клетки (4ч).
Развитие знаний о клетке. Клеточная теория.
Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. строение и функции хромосом.
Прокариоты и эукариоты.
Тема 3. Обеспечение клеток энергией (4ч).
Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счёт окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.
Тема 4. Наследственная информация и реализация её в клетке (4ч).
Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков.
Вирусы. Профилактика СПИДа.
Демонстрации. Схемы, таблицы, транспаранты и пространственные модели, иллюстрирующие: строение молекул белков, молекулы ДНК, молекул РНК, прокариотической клетки, клеток животных и растений, вирусов. Хромосом; удвоение молекул ДНК; транскрипцию; генетический код; биосинтез белков; обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез. Динамические пособия «Биосинтез белка», «Строение клетки».
Лабораторные и практические работы:
- Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.
- Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений (эпидермис традесканции, кожицы лука).
- Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
- Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.
- Изучение каталитической активности ферментов в живых тканях ( на примере каталазы).
Раздел II. Размножение и развитие организмов (6ч).
Тема 5. Размножение организмов (4ч).
Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (2ч).
Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое.
Демонстрации. Схемы. Таблицы. Транспаранты и учебные фильмы, иллюстрирующие: деление клетки (митоз, мейоз); способы бесполого размножения; формирование мужских и женских половых клеток; оплодотворение у растений животных; индивидуальное развитие организма; взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Динамическое пособие «Деление клетки. Митоз и мейоз». Сорусы комнатного папоротника (нефролеписа или адиантума).
Раздел III. Основы генетики и селекции (12ч).
Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности (5ч).
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом.
Тема 8. Закономерности изменчивости (4ч).
Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.
Тема 9. Генетика и селекция (3ч).
Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование.
Демонстрации. Схемы, таблицы, фотографии и гербарные материалы, иллюстрирующие: моногибридное скрещивание; дигибридное скрещивание; перекрест хромосом; неполное доминирование; наследование, сцепленное с полом; мутации (различные породы собак, частичный альбинизм и необычная форма листьев у комнатных растений, если есть возможность – культуры мутантных линий дрозофилы); модификационную изменчивость; центры многообразия и происхождения культурных растений; искусственный отбор; гибридизацию; исследования в области биотехнологии. Динамическое пособие «Перекрест хромосом». Семена гороха с разным фенотипом (гладкие, морщинистые, желтые, зеленые).
Лабораторные и практические работы:
- Составление простейших схем скрещивания.
- Решение элементарных генетических задач.
- Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой ( на примере гербарных образцов или живых листьев деревьев, крупных семян растений, клубней, луковиц и т.п. или на примере сравнения антропометрических показателей школьников).
- Модификационная изменчивость (изучение фенотипов местных сортов растений на гербарных образцах).
Раздел IV. Эволюция (20ч).
Тема 10. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции (3ч).
Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция – структурная единица вида, элементарная единица эволюции.
Тема 11. Механизмы эволюционного процесса (7ч).
Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция - эволюционный фактор. Приспособленность – результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.
Тема 12. Возникновение жизни на Земле (1ч).
Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.
Тема 13. Развитие жизни на Земле (4ч).
Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики.
Тема 14. Происхождение человека (5ч).
Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы.
Демонстрации. Схемы, таблицы, рисунки и фотографии, иллюстрирующие: критерии вида (на примере разных пород одного вида животных); движущие силы эволюции; возникновение и многообразие приспособлений у растений (на примере кактусов, орхидей, лиан и т.п.) и животных (на примере дарвиновских вьюрков); образование новых видов в природе; эволюцию растительного мира; эволюцию животного мира; редкие и исчезающие виды; движущие силы антропогенеза; происхождение человека. Коллекции окаменелостей (ископаемых растений и животных).
Лабораторные и практические работы:
- Описание особей вида по морфологическому критерию (на примере гербарных образцов).
- Выявление изменчивости у особей одного вида (на примере гербарных образцов, наборов семян, коллекции насекомых и т.п.).
- Выявление приспособлений организмов к среде обитания.
Раздел V. Основы экологии (11ч).
Тема 15. Экосистемы (7ч).
Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы.
Тема 16. Биосфера. Охрана биосферы (2ч).
Состав и функции биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.
Тема 17. Влияние деятельности человека на биосферу (1ч).
Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.
Демонстрации. Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: экологические факторы и их влияние на организмы; межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренцию, симбиоз; ярусность растительного сообщества; пищевые цепи и сети; экологическую пирамиду; круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; строение экосистемы; агроэкосистемы; строение биосферы; круговорот углерода в биосфере; глобальные экологические проблемы; последствия деятельности человека в окружающей среде. Карта «Заповедники и заказники России». Динамическое пособие «Типичные биоценозы».
Лабораторные и практические работы:
- Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
- Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
- Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
- Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).
- Решение экологических задач.
- Воздействие человека на водную среду и загрязнение берегов водоёмов (полевая работа).
- Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс
(34ч; 1ч/нед; базовый уровень)
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание |
Введение. | ||||
1 | Биология – наука о живой природе. Основные признаки живого. Биологические системы. Уровни организации жизни. Методы изучения биологии. Значение биологии. | 1 | Введение, с.4-6. | |
1.Клетка – единица живого. (17) | ||||
Химический состав клетки (5) | ||||
2 | Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения. | 1 | §1, с.7-10. | |
3 | Биополимеры. Углеводы, липиды. | 1 | §2, с.11-14. | |
4 | Биополимеры. Белки, их строение. | 1 | §3, с14-19. | |
5 | Функции белков. | §4, с. 20-22. | ||
6 | Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки. | 1 | §5, §6, с. 22-27. | |
Структура и функции клетки. (4) | ||||
7 | Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. | 1 | §7, с. 28-31. | |
8 | Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Мембранные органоиды. | 1 | §8, с. 31-37 | |
9 | Мембранные и немембранные органоиды. | 1 | §9, с. 37-39 | |
10 | Ядро. Строение и функции хромосом. Прокариоты и эукариоты. | 1 | §10, с.39-44 | |
Обеспечение клеток энергией. (4) | ||||
11 | Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. | 1 | с.44-45. | |
12 | Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. | 1 | §11, с. 45-49. | |
13 | Обеспечение клеток энергией за счёт окисления органических веществ без участия кислорода. | 1 | §12, с. 50-52. | |
14 | Биологическое окисление при участии кислорода. | 1 | §13, с. 52-54. | |
Наследственная информация и реализация её в клетке. (4) | ||||
15 | Генетическая информация. Удвоение ДНК. | 1 | §14, с. 55-58 | |
16 | Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. | 1 | §15, с. 58-61. | |
17 | Биосинтез белков. | 1 | §16, с. 62-64. | |
18 | Вирусы. Профилактика СПИДа. | 1 | §18, с. 67-71 | |
Размножение и развитие организмов. (6) | ||||
Размножение организмов. | ||||
19 | Деление клетки. Митоз. | 1 | §20, с. 75-78 | |
20 | Бесполое и половое размножение. | 1 | §21, с. 78-80 | |
21 | Мейоз. | 1 | §22, с.80-83. | |
22 | Образование половых клеток и оплодотворение. | 1 | §23, с. 84-87 | |
Индивидуальное развитие организмов. (2) | ||||
23 | Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. | 1 | §24.С.87-91, сообщения. | |
24 | Организм как единое целое. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. | 1 | §25, с. 91-95; повторить §14 | |
Основы генетики и селекции. (10) | ||||
Основные закономерности явлений наследственности. (5) | ||||
25 | Генетика. Моногибридное скрещивание. Законы Менделя. | 1 | §26, с. 96-100. повторить §22 | |
26 | Генотип и фенотип. Аллельные гены. | 1 | §27, с. 100-102. | |
27 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | 1 | §28, с. 103-106 | |
28 | Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом. | 1 | §30, с.109-111. | |
29 | Практическая работа №3 «Решение элементарных генетических задач». | 1 | повторить §30. | |
Закономерности изменчивости. (4) | ||||
30 | Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. | 1 | §33, с. 116-119. | |
31 | Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова. | 1 | §34, с. 119-122. | |
32 | Наследственная изменчивость человека. | 1 | §35, с. 122-123; сообщения | |
33 | Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. | 1 | §36, с. 126-128. | |
34 | Резерв. | 1 |
Календарно-тематическое планирование по биологии 11 класс
(34ч; 1ч/нед; базовый уровень)
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание |
Основы генетики и селекции (продолжение). | ||||
Генетика и селекция. (3) | ||||
1 | Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы современной селекции. | 1 | §37,§38; сообщения. | |
2 | Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование. | 1 | §40 | |
3 | Обобщающий урок по теме: «Генетика и селекция». | 1 | повторить §37, 38, 40. | |
Эволюция. (20) | ||||
Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции. (3) |
| |||
4 | Возникновениеи развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. | 1 | §41, с.142-144. | |
5 | Ч. Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции. | 1 | §42, с.144-148. | |
6 | Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция. | 1 | §43, §44 с.149-160. | |
Механизмы эволюционного процесса (7) | ||||
7 | Роль изменчивости в эволюционном процессе. | 1 | §45, с.161-163. | |
8 | Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. | 1 | §46, с.164-166. | |
9 | Формы естественного отбора в популяциях. | 1 | §47, с.166-169. | |
10 | Изоляция – эволюционный фактор. | 1 | §49, с.171-172; повт. §47 | |
11 | Приспособленность – результат действия факторов эволюции. | 1 | §50, с.172-175 | |
12 | Видообразование. | 1 | §51, с.175-176; в. 5 | |
13 | Основные направления эволюционного процесса. | 1 | §52, с.176-180; в. 1 | |
Возникновение жизни на Земле. (1) | ||||
14 | Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. | 1 | §53, §54, с.180-184. | |
Развитие жизни на Земле. (4) | ||||
15 | Многообразие органического мира. Принципы систематики. | 1 | §60, с.205-210; в. 1-3 | |
16 | Значение работ К.Линнея. | 1 | повт. §60 | |
17 | Классификация организмов. | 1 | §61 | |
18 | Усложнение живых организмов в процессе эволюции. | 1 | сообщения. | |
Происхождение человека. (5) | ||||
19 | Ближайшие «родственники» человека среди животных. | 1 | §62, с.216-222 | |
20 | Основные этапы эволюции приматов. | 1 | §63, с.223-224; в.1 | |
21 | Первые представители рода Homo. | 1 | §64, с.227-231 | |
22 | Появление человека разумного. | 1 | §65, с.231-237; табл. в тетр. | |
23 | Факторы эволюции человека. Человеческие расы. | 1 | §66, с.238-242; в. 5, 6 | |
Основы экологии. (11) | ||||
Экосистемы. (7) | ||||
24 | Предмет экологии. Экологические факторы среды. | 1 | §67, с.243-245. | |
25 | Взаимодействие популяций разных видов. | 1 | §68, с.245-247; в.5. | |
26 | Сообщества. Экосистемы. | 1 | §69, с.247-250; в.3. | |
27 | Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. | 1 | §70, с.251-256; повт. §25 | |
28 | Свойства экосистем. | 1 | §71, с.256-258; в.3 | |
29 | Смена экосистем. | 1 | §72, с.259-261; повт. §48 | |
30 | Агроценозы. | 1 | §73, с.261-263; в.2 | |
Биосфера. Охрана биосферы. (2) | ||||
31 | Состав и функции биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. | 1 | §75, с.266-268; в.1 | |
32 | Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере. | 1 | §76, §77, с.268-273; сообщения.
| |
Влияние деятельности человека на биосферу. (2) | ||||
33 | Глобальные экологические проблемы. | 1 | §78, с.274-281; в.4. 5. | |
34 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...