Методическая разработка урока в 7 классе по теме "Когда грохочут пушки...", тема полугодия "Музыкальный образ".
учебно-методический материал по музыке (7 класс) по теме
В основе урока метапредметные связи музыки с историей и литературой. Блокада Ленинграда, стихи об этом периоде В.Инбер, О.Бергольц , Э.Асадова. Музыка Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича явственно рисует детям драматический образ войны. Дополняют урок презентация и видеофильм о блокадном Ленинграде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Шостакович Д.Д. Симфония №7 "Ленинградская" музыкальный материал этого урока. | 38.06 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Разработка урока в 7 классе
Тема урока: «Когда грохочут пушки…»
Форма урока: вариативная;
Тип урока: урок решения частных задач с применением открытого способа (по целеполаганию – урок общеметодологической направленности)
Цели:
- деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий;
- образовательная: выявление метапредметных связей в области музыки, литературы и истории
Задачи:
- образовательная: изучение нового музыкального и литературного материала, связанного с историческим периодом нашей страны;
- развивающая: развитие навыков самостоятельной творческой деятельности учащихся;
- воспитательная: воспитание патриотизма, уважения к музыкальному и литературному наследию и вечным человеческим ценностям.
Формы деятельности: индивидуальная, индивидуально-групповая, фронтальная (пение);
Виды деятельности: практическая, творческая, оценочная.
Компоненты овладения знаниями: восприятие информации, запоминание, самооценка.
Метапредметные результаты: формируем
- регулятивные УУД: участвуют в постановке задачи, выстраивают самостоятельный творческий маршрут общения с искусством (д/з).
- коммуникативные УУД: участвуют в групповой работе на уроке и вне урока, выражают собственное мнение по поводу прозвучавшей музыки и стихов; умеют слушать и слышать мнение других
- познавательные УУД: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием сети Интернет.
Учебный материал: Симфония № 7 Д.Д.Шостаковича «Ленинградская», стихи В.Инбер, Э.Асадова, А.Мурашова, О.Бергольц, презентации, песня «Мир, который нужен мне» А.Ермолова – С.Золотухина.
Технологии: системно-деятельностный подход (культуротворческая и продуктивно-творческая деятельность), здоровьесбережения.
Дидактические принципы: принцип деятельности (д/з), принцип целостности (формирование обобщенного представления об интегративности искусства), принцип минимакса (возможность максимального освоения заданного материала и усвоение его на уроке на уровне минимума), принцип психологической комфртности (доброжелательная атмосфера на уроке), принцип творчества (приобретение собственного опыта творческой деятельности).
Методы обучения: метод проблемного изложения, эвристический, метод эмоциональной драматургии, наглядно-слуховой;
Планируемый образовательный результат: проверка сформированности УУД.
Оборудование: музыкальный центр, компьютер, эпипроектор «Эпсон», экран, рояль, классная доска.
Структура урока:
- оргмомент;
- тема урока;
- стихи В.Инбер;
- проверка домашнего задания (что узнали о блокаде Ленинграда);
- мотивация: чтение стиха А.Мурашова;
- слушание Симфонии №7 Шостаковича Д.Д.
- стихи Э.Асадова;
- стихи О.Бергольц;
- диспут (какой из представленных на уроке видов искусства лучше отобразил трудный период в жизни Родины?);
- заканчиваем цитату (тема урока), собеседование;
- физкультминутка;
- вокально-хоровая работа.
- рефлексия;
- самооценка;
- домашнее задание.
ХПИ заключается в словах А.Эйнштейна: «Поиск истины важнее, чем обладание истиной».
Ход урока:
Музыкальное приветствие (оргмомент).
У: на наших уроках в 5 и 6 классе уже была взаимосвязь музыки и литературы, музыки и истории. Сегодня на уроке мы вновь проследим взаимосвязь этих трех видов искусства и науки. Забегая вперед, скажу, что речь сегодня пойдет о ВОВ, точнее об одном конкретном эпизоде этого нелегкого времени в истории нашей страны, которая тогда называлась по другому. Как7
Д: СССР.
У: верно. Тему урока я обозначила первой частью известного изречения, вторую часть которого мы, надеюсь, вспомним и выразим свое отношение к этому изречению. Итак, тема урока «Когда грохочут пушки…» А о каком эпизоде ВОВ сегодняшний урок, догадайтесь, прослушав стихотворение поэтессы Веры Инбер «Бессмертие».
Учитель читает стихотворение «Бессмертие».
Д: речь пойдет о блокаде Ленинграда, ныне СПб.
У: верно. Просмотрим презентацию учени……об этом периоде в жизни страны и ленинградцев.
У: но не только в литературных произведениях отражена блокада красивейшего города нашей страны, люди которого стоически вынесли все тяготы блокады. Среди них был и композитор Д.Д.Шостакович (показать портрет), который писал музыку в перерывах между дежурствами на крыше, чтобы вовремя сообщить о налете вражеских самолетов. Сейчас мы вместе прочтем стихотворение А.Мурашова, посвященное самому известному музыкальному произведению об этом историческом периоде, о Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича, получившей название «Ленинградская».
Читаем стихотворение.
Слушание «Эпизода нашествия».
У: Что вы услышали в этой музыке?
Ответы учащихся.
У: дети, прозы и стихов, посвященных Ленинграду и ленинградцам, написано немало. Сейчас мы послушаем стихотворение Э.Асадова «Ленинграду».
Ученик/ца читает стихотворение.
У: каким было первое стихотворение, написанное В.Инбер?
Ответы учащихся (торжественное, строгое).
У: А второе и третье стихотворение?
Ответы учащихся (воспоминания).
У: чтобы понять, что же такое блокада, каково было людям там, тогда, я прочту вам еще одно стихотворение. Его написала О.Бергольц.
Декламация стиха Ольги Бергольц..
У: как вы считаете, какое из представленных на уроке искусств наиболее достоверно отобразило ужасы войны на примере блокады Лениенграда?
Ответы учащихся, диспут.
У: а теперь закончим знаменитое изречение: Когда грохочут пушки, музы молчат». Согласны ди вы с этим? Подумайте и на следующем уроке выскажете свое мнение. Это и есть ваше домашнее задание.
Физкультминутка.
Исполнение песни А.Ермолова – С.Золотухина «Мир, который нужен мне».
Рефлексия: (что слушали на уроке, что запомнилось?
Оценивание (самооценка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока с применением информационно-коммуникационных технологий по теме «Exploring the world» для 7-х классов.
Цель урока: совершенствование коммуникативных навыков и умений, формирование умений по предмету ИТК применительно к получению дополнительной информации по теме урока....
Методическая разработка урока 5 класс по теме "У врача"
Данная разработка может быть использована при прохождении темы " У врача" в 5 классе при любом УМК...
Методическая разработка урока английского языка в игровой форме по теме «Roud the clock» в 5 классе
Методическая разработка урока ориентирована на учащихся 5 класса. В данной разработке учащимся предлагается в игровой форме совершенствовать лексические навыки говорения, развитие навыков в чтении, а...
Методическая разработка урока 3 класс. Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир» (Под редакцией В.В. Воронковой) Тема « Дикие животные». « Медведь»
Методическая разработка урока 3 класс.Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир»(Под редакцией В.В. Воронковой)...
Методическая разработка урока 8 класс. Тема "Обмен веществ. Нормы питания"
Интегрированный урок по биологии и физики. Урок изучения нового материала по теме обмен веществ с использованием знаний физических. Цели урока: Обобщить и расширить знания учащихся по вопросам о...
методическая разработка урока 5 класс по русскому языку по теме " Вид глагола"
Презентация к уроку, подсказка по ходу урока, маршрутный лист. Урок проводился по технологии " Перевернутый класс"...