Технологическая карта
план-конспект урока по биологии на тему

Герус Екатерина Александровна

Хорошая технологическая карта урока по биологии в 7 классе, тема: « Пчелы и муравьи – общественные насекомые»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_keys.docx29.98 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе

Тема: « Пчелы и муравьи – общественные насекомые»

Тема

«Пчелы и муравьи – общественные насекомые»

По учебнику: В.М. Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко «Биология. 7 класс» М. «Вентана-Граф» 2013г

Цели темы

-Раскрыть особенности строения медоносной пчелы и муравья в связи с общественным образом жизни; раскрыть их роль в природе и жизни человека; прививать любовь к насекомым, вызвать положительные эмоции, привить понимание, что общественные насекомые – помощники человека.

-Формировать  у обучающихся научное мировоззрение

Тип урока

освоение и закрепление новых знаний

Форма урока

Урок –  кейс

Задачи

-рассмотреть особенности  жизни общественных насекомых, их значение в природе и для человека; расширять кругозор уч-ся,

Планируемый результат

Предметные умения

Метапредметные УУД

Личностные УУД (результаты)

регулятивные

познавательные

коммуникативные

В познавательной сфере:

  1. Конкретизировать понятие «общественные насекомые» и их роли в природе и жизни человека.
  2. Определять понятия: «рабочая особь», «соты», «воск», «царица», «матка», «инстинкт».
  3. Научиться выбирать, записывать,  систематизировать учебный материал в форме таблицы, используя элемент исследовательской деятельности, работу в группах.

4.Обеспечить усвоение знаний

Муравьи и пчелы – это насекомые, обладающие сложным инстинктивным поведением, которое нельзя принять за появление разумной деятельности;

Инстинкты – это наследственные приспособления к обычным условиям существования, они являются безусловными рефлексами, передающимися из поколения в поколение;

 Создание рамочных разборных ульев открыло возможность изучить деятельность пчел и управлять ею, позволило перейти к рациональному пчеловодству

 Пчелы и продукты их жизнедеятельности имеют огромное практическое значение. Но самое большое значение деятельности пчел проявляется в опыление растений.

 Особенности строения рабочей пчелы связаны с ее «профессиональными» обязанностями

Уникальность и самобытность муравьев их польза лесу требуют от человека их обязательной охраны!

В ценностно-ориентационной сфере:

  1.  Понять единую природу  общественных насекомых
  2. Понять, изучить качественно новую ступень  в эволюции животного мира.

1. Постановка  цели и анализ условий достижения цели.

 2. Прогнозирование результата и оценивание уровня достижения результата.

1. Определение понятий.

2. Умение  структурировать знания.

3. Умение выделять существенные характеристики объектов.

4. Умение устанавливать  причинно-следственные связи.

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

2. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

1. Умение управлять своей познавательной деятельностью.

2. Самоконтроль и самооценка

Основные понятия

общественные насекомые, рабочие особи, царица, матка, инстинкт, воск, соты

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

История,обществознание, музыка, биология, экология.

  1. Работа с научными статьями, текстами, раздаточным материалом
  2. Работа с программой деятельности (алгоритмом).Кейс.
  3. Работа в группах.
  4. Тестовые задания.

Учебник биология 7  класса, кейс, раздаточный материал, компьютерная техника, презентация.

ЭТАПЫ УРОКА

Деятельность учителя

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1 этап.Организационная деятельность.

(Слово учителя.Знакомство с ходом урока)

-Приветствует уч-ся.

-Организует  распределение (первичное по желанию учащихся) учеников по группам для  дальнейшей работы

-Актуализирует  имеющийся информационный ресурс у обуч-ся: презентация со словами  В.Солоухиа

-Выбирают эффективные способы организации рабочего пространства.

-Анализируют задание для  работы.

-Работа с ресурсами: карточки, задания в форме кейса.

-Выделение существенных характеристик (повторение понятий: отряды насекомых и типы развития насекомых)

-Взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе формирования групп и дальнейшей работе.

-Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения.

- Аргументация своей позиции.

-Управляют  своим поведением и деятельностью.

-Планируют пути достижения целей.

Адекватное оценивание своих возможностей самостоятельной деятельности и основы саморегуляции эмоционального состояния.

2-й этап  ВЫЗОВ.

 «Организационно-мотивационный»

 (актуализация имеющихся у учащихся знаний)

Деятельность учителя

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Познавательная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

-Определяет тему занятия в сотрудничестве с обучающимися.

-Выделение проблемы: пошаговое определение причин, целей, задач и комплекс мероприятий по их решению.

-Выбирают эффективные способы организации рабочего пространства.

-Анализируют задание для  работы.

Проблемный вопрос о  предметах, принесенных на урок ( мед, коллекция пчел, гербарий цветковых растений) и их связи с темой нашего урока

-Работа с ресурсами: карточки с программой деятельности.

Кейс

-Выделение существенных характеристик (повторение понятий:

-Взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе формирования групп и дальнейшей работе.

Формулируют проблему:

Разве могут  быть животные «а в частности насекомые» общественными?»

-Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения.

- Аргументация своей позиции.

-Управляют  своим поведением и деятельностью.

-Планируют пути достижения целей.

Адекватное оценивание своих возможностей самостоятельной деятельности и основы саморегуляции эмоционального состояния.

3-й этап   Работа с кейсом. Анализ.

Осмысление содержания. Первичное применение знаний.  

-Учитель организует работу

в группах  по кейсу.

-работают по программе деятельности

 - фиксируют результаты в таблице, решают кроссворд, устанавливают причинно- следственные связи: изучение  строения, особенности образа жизни, использование насекомых на пользу человека, экологические связи)

Осуществление поиска информации.

-Делают выводы и умозаключения из изученных материалов

-Высказывают свою точку зрения  и аргументируют  её: что обнаружили, какие выводы сделали, на основе каких умозаключений, установление причинно-следственных связей.

-Умение точно формулировать свою мысль.

-Взаимодействие  в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений.

-Сравнивают свою работу с партнёром по группе.

-Объясняют форму деятельности партнёру, далее учителю.

-Контроль, коррекция знаний

-Умение точно выражать свою мысль.

Работа учащихся в группе.  Группе определяется  кейс: статьи, дополнительная информация, таблицы.

 Каждый учащийся   определяет документ для работы, форму работы и оформляет записи в таблице и тетради.

-Сравнивают результаты своей работы и корректируют при необходимости.

-Работают по  заданиям кейса делают записи

3-Й этап  Рефлексия

Итоги занятия

-Организует обсуждение результатов.

- Создает условия для проведения тестового самоконтроля (первичное усвоение знаний).

-Обобщают результаты своей деятельности по достижению цели.

-Выполняют тестовое задание с выбором ответа

-Выстраивание  причинно- следственных связей.

-Осуществление  сравнения обобщения и классификации.

-Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

- Слушают, задают вопросы на понимание и уточнение.

-Участвуют в обсуждении

-Выражают собственное мнение о работе  и полученном результате.

-Монологическая, диалогическая речь.

- Контроль, коррекция, оценка действий партнера.

- Умение участвовать в обсуждении проблемы.

-Умение выражать свои мысли.

-Планируют работу с тестовым заданием.

-Анализируют правильность выполненных действий и уровень усвоения.

-Контроль с целью сличения результата с заданным эталоном.

- Развитие способности  к волевому усилию.

Осознание качества и уровня усвоения.

4-Й ЭТАП. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

-Записывает на доске  и комментирует дифференцированное домашнее задание. (базовый уровень: $ 27

Записать в тетрадь – значение насекомых в природе, вопросы с.129

Знать терминологию.

Повышенный уровень: тутовый шелкопряд подготовить рассказ с использованием дополнительной литературы, или по охране насекомых. Или вопрос №4 с.130.

Творческое задание: нарисовать эмблему «Охраняем насекомых!»

-Воспринимают информацию, выбирают вид задания, фиксируют информацию в дневник.

-Извлечение необходимой информации

-Слушают учителя, задают вопросы на уточнение.

-Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

-Делают выбор уровня и вида Д/З.

-Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...