Рабочая программа по биологии 10-11 класс.
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Михин Александр Алексеевич

Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_10-11_klass.docx59.38 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Рабочая программа составлена в соответствии с:

  • - Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года;
  • - Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (от 05.03.2004 года № 1089);
  • - примерной программой по биологии основного, общего образования;
  • - примерной программой по биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных

учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2012,

  • - основной образовательной программой основного общего образования МКОУ Козловская СОШ;
  • - учебным планом МКОУ Козловская СОШ на 2017-2018 уч. год;
  • - положения о рабочей программе учебного предмета (курса) МКОУ Козловская СОШ;
  • - перечня учебников, утверждённых МКОУ Козловская СОШ на 2017-2018 уч. год;
  • - требованиями постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

На изучение курса биологии выделено 69 часов, в том числе в 10 классе – 35 час (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).

Изучение биологии в 10 – 11 классах направлено на достижение следующих целей:

Программа по биологии для учащихся 10-11 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Цель данной программы – обеспечение общекультурного менталитета и общей биологической компетентности выпускника современной средней школы.

Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.

В курсе биологии для 10-11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня организации живой материи. При этом в программе еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе на базовом уровне.

 Задачи курса «Общая биология» (10 - 11 класс)

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на решение следующих задач:

  • освоение знаний обосновных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими,  экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностейв процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Требования к уровню подготовки обучающихся 10-11 класса

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

причины эволюции, изменяемости видов, наследственных заболеваний, мутаций.

Биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в защите окружающей среды и сохранении собственного здоровья)для:

соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Содержание курса

10 класс (35 часов)

Ведение. (1ч)

Биология – наука о живой природе. Основные признаки живого. Биологические системы. Уровни организации жизни. Методы изучения биологии. Значение биологии

Раздел I. КЛЕТКА – ЕДИНИЦА ЖИВОГО (15ч)

Тема 1. Химический состав клетки. (5ч)

Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.

Тема 2. Структура и функции клетки. (4 ч)

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Строение и функции хромосом. Прокариоты и эукариоты.

Тема 3. Энергетическое обеспечение клетки. (3ч)

Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счёт окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.

Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке. (3 ч.)

Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. Вирусы. Профилактика СПИД.

II. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ.  (5 ч.)

Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое.

III. ОСНОВНЫ ГЕНЕТИКИ (9  ч.)

Тема 1. Основные закономерности явлений наследственности.(6 ч.)

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцеплённое с полом.

Тема 2. Основные закономерности изменчивости.(3 ч.)

Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Закон гомологичных рядов наследственной изменчивости Н.В. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.

IV. ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ. (5 ч.)

Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование.

11 класс (34 часа)

I. ЭВОЛЮЦИЯ (20ч)

Тема 1. Развитие эволюционных идей.(4 ч)

Доказательства эволюции

Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция – структурная единица вида, элементарная единица эволюции.

Тема 2. Механизмы эволюционного процесса.(6 ч)

Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция – эволюционный фактор. Приспособленность – результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Тема 3. Возникновение и развитие жизни на Земле.(5 ч)

Развитие представлений о возникновении жизни. Современные представления о возникновении

 жизни.

Развитие жизни в архее и протерозое.

Развитие жизни в палеозое.

Развитие жизни в мезозойскую эру. Развитие жизни в кайнозойскую эру.

Многообразие органического мира. Принципы систематики. Классификация организмов.

Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Значение

работ Карла Линнея. Принципы систематики. Классификация организмов.

Тема 5. Происхождение и развитие человека. (5 ч)

Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы.

II. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. (12 ч)

Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы.

Состав и функции биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.

Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.

Обобщение по курсу «Общая биология». (1 ч)

Итоговый урок. (1 ч)

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

Учебно-методический комплект

Учебник: Д. К. Беляев и др. «Общая биология 10-11 кл.». «Просвещение», АО «Московские  

                 учебники», Москва, 2014.

Литература для учителя:

  1. Кулев А.В. «Общая биология. 10 класс: Методическое пособие. СПб, «Паритет», 2005
  2. Кузнецова В.Н. и др. Сборник тестовых заданий. Биология. Старшая школа. М.: Интеллект-Центр,  2007
  3. Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику Д.К.Беляева и др. 1ч/ авт. –сост. А.Ю. Гаврилова. – Волгоград: Учитель, 2006.
  4. Лернер Г.И. «Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10-11 класс» М: «Аквариум», 2007

Литература для учащихся:

  1. Грин Н. «Биология» в 3 т. (Н.Грин, У.Стаут, Д.Тэйлор), М., Мир, 1990 г.
  2. Пименова И.Н., Пименов А.В. «Лекции по общей биологии», Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2003 г.
  3. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира», Москва, «Наука», 1996 г.
  4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М., Просвещение, 2006 г.
  5. Общая биология: 10-11 классы/ А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника – М.: Дрофа, 2007


Календарно – тематическое планирование 10 класс (приложение).

Кол-во часов: 35 часов (1 час в неделю)

ур.

Темы уроков

Кол-во часов

Лабораторные работы

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

1.

Введение. Уровни организации живой материи. Критерии живых систем (основные свойства живого).

1 ч

Стр. 3 – 4.

Раздел I. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ. (15 ч.)

Тема 1. Химический состав клетки. (5 ч.)

2.

Химическая организация клетки.

Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

1 ч

§ 1

3.

Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды.

1 ч

§ 2

4.

Органические вещества клетки. Белки, их строение и функции.

1 ч

Л.р. № 1.«Каталитическая активность ферментов»

§ 3,4

5-6.

Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. ДНК. РНК. АТФ и другие органические вещества в клетке.

2 ч

§ 5,6

Тема 2. Структура и функции клетки.  (4 ч.)

7.

Клеточная теория. Плазматическая мембрана.

1 ч

Л.р. №2.«Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука».

§ 7, 8

8.

Цитоплазма. Органоиды клетки.

1 ч

§ 8, 9

9.

Прокариоты и эукариоты. Особенности строения прокариотической клетки.

Неклеточные формы жизни – вирусы. Вирус СПИДа.

1 ч

Л.р. № 3. «Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток».

§ 10, 18

10.

Зачёт  по теме «Химический состав и структура клетки»

1 ч

Повторить тему 1.

Тема 3. Энергетическое обеспечение клетки.   (3ч.)

11.

Метаболизм.

1 ч

Стр.44-45

12.

Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Хемосинтез.

1 ч

§ 11

13.

Энергетический обмен – катаболизм. Этапы энергетического обмена.

1 ч

§ 12, 13

Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке. (3 ч.)

14.

Генетическая информация. Репликация. Транскрипция. Генетический код.

1 ч

§ 14, 15

15.

Биосинтез белка.  Регуляция транскрипции и трансляции

1 ч

§ 16, 17

16.

Генная и клеточная инженерия. Зачёт по теме «Учение о клетке».

1 ч

§ 19

Раздел II. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ. (5 ч.)

17.

Деление клетки. Митоз. Амитоз.

Бесполое и половое размножение.

1 ч

§ 20, 21

18.

Мейоз.

1 ч

§ 22

19.

Образование половых клеток – гаметогенез. Оплодотворение.

1 ч

§ 23

20.

Зародышевое и послезародышевое развитие организма.

Организм как единое целое.

1 ч

§ 24

21.

Зачёт по теме «Размножение и развитие организмов».

1 ч

§ 20-25

Раздел III. ОСНОВЫ  ГЕНЕТИКИ. (9 ч.)

Тема 1. Основные закономерности явлений наследственности. 6 ч.

22.

Основные понятия генетики. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя.

§ 26, 27

23.

Цитологические основы моногибридного скрещивания. Второй закон Менделя.

§ 26, 27

24.

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

§ 28

25.

Сцепленное наследование генов.

§ 29

26.

Генетика пола.

§ 30

27.

Взаимодействие генов. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака.

§ 31, 32

Тема 2. Основные закономерности изменчивости. 3 ч.

28.

Виды изменчивости. Модификационная и наследственная  изменчивость.

§ 33,34

29.

Генетика человека. Методы изучения, лечение, профилактика.

1 ч

§ 35,36

30.

Зачётпо теме «Основы генетики».

Повторить тему 2.

Раздел IV.ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ. 5 ч.

31.

Селекция как наука и как практическая деятельность человека. Одомашнивание как начальный этап селекции.

Методы современной селекции.

1 ч

§ 37

§ 38

32.

Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез

1 ч

§ 38, 39

33.

Успехи селекции

1 ч

§ 40

34.

Зачёт по теме «Основы селекции».

Повторить тему

35.

Обобщающий урок.

Итого

35 ч.

Календарно – тематическое планирование 11 класс(приложение).

Кол-во часов: 34 часа (1ч в неделю).

урока

ТЕМЫ УРОКОВ

Кол-во часов

Лабораторные работы

Домашнее задание

Дата проведения

          уроков

План

Факт

Раздел  I. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. 20 ч.

Тема 1. Развитие эволюционных представлений. Доказательства эволюции.   4ч.

1.

Понятие «эволюция».  Ж. Б. Ламарк. К. Линней

§ 41

2.

Возникновение и развитие  теории Ч.Дарвина.

§ 41,42

3.

 Доказательства эволюции.

§43

4.

Вид и его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции.

Лаб.раб.№1. «Изучение морфологического критерия вида».

§ 44,

Тема 2. Механизмы эволюционного процесса.  6ч.

5.

Роль изменчивости в эволюционном процессе.

§ 45, консп.

6.

Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора.

§ 46, 47

7.

Дрейф генов и изоляция – факторы эволюционного процесса.

1 ч

§ 48, 49

8.

Приспособленность организма к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. Относительный характер приспособленности организмов к среде обитания.

Лаб.раб.№2. «Приспособленность организмов к среде обитания».

§ 50

9.

Видообразование – как результат микроэволюции.

§ 51

10.

Основные направления макроэволюции.

Лаб.раб.№3. «Ароморфозы (у растений) и идиоадаптации (у насекомых)».

§ 52

Тема 3. Возникновение и развитие жизни на Земле.  5 ч.

11.

Развитие представлений о возникновении жизни. Современные представления о возникновении жизни.

1ч.

§ 53,

 § 54

12.

Развитие жизни в архее и протерозое.

§ 55

13.

Развитие жизни в палеозое.

§ 56,  57

14.

Развитие жизни в мезозойскую эру. Развитие жизни в кайнозойскую эру.

1 ч

§ 58, 59

15.

Многообразие органического мира. Принципы систематики. Классификация организмов.

§60, 61

Тема 4. Происхождение и развитие человека.  5ч.

16.

Положение человека в системе животного мира. Доказательства происхождения человека от животных.

§ 62

17.

Эволюция человека. Движущие силы антропогенеза. Первые люди.

§ 63,  64

18.

Первые современные люди. Современный этап эволюции человека.

§ 65

19.

Факторы эволюции человека

§ 66

20.

Зачёт по теме  «Эволюция органического мира»

§ 62-66

Раздел II. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. (14 ч.)

21.

Предмет экологии. Экологические факторы среды .
Взаимодействие популяций разных видов

§ 67,

 § 68

22.

Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания.

§ 69 - 71

23.

Свойства экосистем .Смена экосистем .

§ 72,73

24.

Агроценозы.

1 ч

§ 73

25.

Применение экологических знаний в практической деятельности человека

§ 74

26-27

Основы учения о биосфере. Биосфера как глобальная экосистема.

§ 75

28.

Биогеохимический круговорот веществ в биосфере.

§ 76-77

29-30.

Глобальные проблемы в биосфере и возможные пути их решения

§ 78

31.

Общество и окружающая среда

1 ч

§ 79

32.

Зачёт по теме «Экологические системы»

Повторить тему.

33.

Обобщениепо курсу «Общая биология»

Повт.

§ 79

34.

Итоговый урок.

1 ч

Итого

34 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...