Рабочая программа по внеурочной деятельности по экологии в 5 классе
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме
Курс, рассчитанный на 56 академических часов (порядок прохождения тематических занятий руководитель определяет самостоятельно), включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека. В рамках работы кружка будет организовано посещение зоопарка, экскурсии и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_5_klass_vneurochka.docx | 36.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей села Байгильдино
Рассмотрено на заседании кафедры естественно-математического цикла Протокол № от «___» _____2013г.
| «Утверждаю» директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицей села Байгильдино Исмагилов С.Р. _______________ приказ №___ от «___» _______2013г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
в 5 классе
Кружок «Юный эколог»
Направление научно-познавательное
программа составлена учителем биологии
Ахтамьяновой Людмилой Михайловной
2013-2014 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.
Курс, рассчитанный на 56 академических часов (порядок прохождения тематических занятий руководитель определяет самостоятельно), включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека. В рамках работы кружка будет организовано посещение зоопарка, экскурсии и др.
Для популяризации науки о всех живых организмах несколько занятий кружка будет посвящено организации агитбригад в начальные классы и детский сад.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Цель программы:
Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Основные задачи программы:
Образовательные
- Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
- Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
- Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
- Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
- Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
- Развитие навыков общение и коммуникации.
- Развитие творческих способностей ребенка.
- Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
- Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
- Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к миру живых существ.
- Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
- Условия реализации программы
- Возраст детей, участвующих в реализации данной программы,11-12 лет. Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
- Количество часов – 2 учебных часа в неделю. За год (28недель) -56 занятий.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
- Групповая
- Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы (при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемый результат:
- положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
- повышение коммуникативности;
- появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
- умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
- сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
- ведение здорового образа жизни.
Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:
1. Тестирование.
2. Занятие контроля знаний.
3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).
4. Дискуссия.
5. Проектно-исследовательская работа.
6. Конференция.
7. Творческий отчет о экскурсии , о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.
8. Отчетная выставка.
Оценка качества дополнительного образования осуществляется как по бальной системе (5 и 10), так и с помощью оценочных суждений (рецензия).
Для фиксирования оценок качества обучения педагог может использовать такие формы, как:
- диагностические карты;
- табель развития;
- папка достижений ("Портфолио").
Учебно-тематический план
№/ месяц | Темы | Количество занятий | ||
Общее | В том числе теоретических | В том числе практических | ||
1/IX | Природа под микроскопом. | 7 | 4 | 3 |
2/X | Осенние явления в природе. | 8 | 3 | 5 |
3/XI | Зеленый мир. | 8 | 3 | 5 |
4/XII | Мир животных. | 8 | 4 | 4 |
5/I | Организм человека | 6 | 3 | 3 |
6/II | Эволюция природы. | 8 | 4 | 4 |
7/III | Весна в природе | 8 | 4 | 4 |
8/IV | Природа под охраной. | 8 | 3 | 5 |
| Всего | 56 | 32 | 37 |
В соответствии с данной программой разработан тематический план (Приложение 1). В тематическом плане каждому месяцу учебного года соответствует своя тема. Необычные темы занятий призваны привлечь внимание школьников. Планирование составлено таким образом, что его можно вывешивать на стенд для обозрения школьникам. На занятиях дети приобретают навыки поисково-исследовательской работы с различными источниками информации, учатся проводить опыты, наблюдения, разрабатывать проекты и создавать презентации Развивают свои творческие способности при оформлении выставок и выступлениях на праздниках и в агитбригадах.
Список необходимой литературы.
1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.
2. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.
3. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 1989.
45. Нагорный Б.А. Твой край родной: Занимательное краеведение в вопросах и ответах. - Ростов н/Д: Кн. Изд-во,1988.
6. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991.
7. Удивительная планета Земля . Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест",2003.
9. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.
Октябрь
Тема 1. Природа под микроскопом.
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятий |
1 | Введение. Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности. |
2 | Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Практическая раб. |
3 | Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий. | 1 | Рассказ, организация работы по мини-проектам |
4 | Бактерии в жизни человека. | 1 | Беседа, Проектная деятельность |
5 | «Суд над бактерией» | 1 | Деловая Игра |
6 | Простейшие организмы. | 1 | Рассказ, исследовательская работа с микроскопом |
7-8 | Клетки растений и животных. | 1 | Рассказ, исследовательская работа с микроскопом |
Ноябрь
Тема 2. Осенние явления в природе.
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятий |
1 | Введение. Сезонность в природе. Фотопериодизм. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности. |
2. | Осень в жизни растений и животных. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Практическая раб. |
3. | Осенние пейзажи. | 1 | Экскурсия, фотосессия |
4. | Грибное царство. | Беседа, Проектная деятельность | |
5. | Что мы знаем о грибах. | 1 | Проектная деятельность |
6. | «Тихая охота». Правила сбора и переработки грибов. Первая помощь при отравлении. | 1 | Беседа, экскурсия с фотоаппаратом |
7 | Подготовка выставки и презентации мини-проектов. | 1 | Практическая работа |
8 | О чем нам осень рассказала. | 1 | Выставка, презентация |
Декабрь
Тема 3. Зеленый мир.
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятий |
1 | Мир растений. Особенности и многообразие растений. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы , экскурсия. |
2. | Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Практическая раб. |
3. | Кто такие? Где живут? Определение растений. | 1 | Практическая работа с гербарием |
4. | Определение растений. Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?». | 1 | Практическая работа. |
5. | Роль растений в природе и жизни человека. | 1 | Беседа. Проектная деятельность |
6. | Съедобные и ядовитые растения. | 1 | Рассказ. Проектная деятельность. |
7 | Лекарственные растения. | 1 | Рассказ. Проектная деятельность. |
8 | Растения Красной книги Башкортостана и меры по их охране. | 1 | Рассказ, проектная деятельность. |
Дополнительно: организация и проведение внеклассного мероприятия для учеников начальной школы «Что ты знаешь о растениях?».
Январь
Тема 4. Мир животных.
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятий |
1 | Мир животных. Особенности и многообразие животных. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы . |
2. | Тайны жизни одноклеточных животных. Выращивание культуры инфузории-туфельки. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Практическая раб. |
3. | Мир беспозвоночных животных. | 1 | Исследовательская работа с рисунками и справочниками |
4. | Определение членистоногих по рисункам и коллекции. | 1 | Практическая работа. |
5. | В мире позвоночных животных. Холоднокровные животные. | 1 | Беседа. Проектная деятельность |
6. | В мире позвоночных животных. Теплокровные животные. | 1 | Рассказ. Проектная деятельность. |
7 | Животные в жизни человека. КТД создание настольной игры «Зоолэнд» | 1 | Рассказ. Проектная деятельность. |
8 | Животные Красной книги РБ и меры по их охране. | 1 | Рассказ, проектная деятельность. |
Февраль
Тема 5. Организм человека.
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятий |
1 | Человек - особенный. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы . |
2. | Как появился человек. Выявление доказательств эволюции человека. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Практическая раб. |
3. | Особенности устройства и работы систем органов человека. | 1 | Исследовательская работа с рисунками и справочниками |
4. | Функциональные пробы и исследования работы организма человека. | 1 | Практическая работа. |
5. | Особенности ВНД человека. | 1 | Беседа. Проектная деятельность |
6 | Влияние вредных привычек на здоровье. | 1 | Рассказ. Проектная деятельность. |
Март
Тема 6. Эволюция природы.
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятий |
1 | Теория эволюции. От Дарвина до Опарина. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы . |
2. | Доказательства эволюции. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Поисково-исследов. работа |
3. | Начало эволюции. Рождение Земли. | 1 | Исследовательская работа с рисунками и справочниками |
4. | Первые «живые» в океане. Эволюционное дерево (аппликация). | 1 | Коллективная творческая деятельность |
5. | Завоевание суши. | 1 | Беседа. Проектная деятельность |
6. | История динозавров. | 1 | Рассказ. Проектная деятельность. |
7 | Необыкновенные предки современных теплокровных. | 1 | Рассказ. Проектная деятельность. |
8 | Эволюция сегодня и завтра | 1 | Рассказ. Викторина. |
Апрель
Тема 7. Весна в природе.
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятий |
1 | Признаки весны. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы . Стихи. Загадки. |
2. | Весна в жизни растений. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Проращивание семян (опыты) |
3. | Первоцветы под охраной. По страницам красной книги Ростовской области. | 1 | Рассказ учителя, проектная деятельность |
4. | Вырастить растение своими руками. Основы растениеводства. Выращивание рассады овощных и комнатных растений. | 1 | Рассказ. Практическая работа |
5. | Способы вегетативного размножения растений. | 1 | Беседа. Практическая работа |
6. | Весна в жизни животных. | 1 | Рассказ. Проектная деятельность. |
7 | Весенние пейзажи. Секреты перелетных птиц. | 1 | Экскурсия в лес, фотосессия |
8 | Международный День птиц. | 1 | Подготовка праздника. |
Организация и проведение экологического месячника в школе. Выступление эко-бригады для младших школьников и воспитанников детского сада
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 2-3 классе «Английский с удовольствием»
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 2-3 классе «Английский с удовольствием»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Основы экологии» для 5 классов на 2013-2014 учебный год
Цель программы - формирование и развитие экологически сообразного поведения у школьников.Задачи:· Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях ...
рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог для 1 класса
Даннаяй программа для первого года обучения в школе.Она знакомит ребят с окружащим миром и дает первые понятия по кологии...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Юный Эколог"
Внеурочная деятельность "Юный эколог" 5-9 классы( рабочая программа)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" 5 класс.
Материал можно использовать для организации внеурочной деятельности по экологии....
Рабочая программа КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» с организацией полевых практических занятий экологической направленности для детей 14-16 лет
Рабочая программа разработана в опорой на Программу курса биологии «Введение в общую биологию. 9 класс» В.В. Пасечника (разделы «Экосистемный уровень» и «Биосферный урове...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 10 классов «Основы проектной деятельности»
Содержание программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» направлено на достижение цели: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоен...