Рабочая программа по внеурочной деятельности " Юный Эколог"
рабочая программа по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Куфельд Оксана Николаевна

Внеурочная деятельность "Юный эколог" 5-9 классы( рабочая программа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_yunyy_ekolog.doc226 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 48» имени М.Ю.Коломина

                       

Рабочая программа

 внеурочной деятельности

«Юный эколог»  5-9 классы

                                                                                       

                                                                                         

                                                                            Составитель:

                                                                             Куфельд Оксана  Николаевна,

                                                                                         учитель биологии

Утверждено                                                                       Обсуждено

на заседании                                                                      на заседании

педагогического совета                                                    методического совета

Протокол № 1_________                                                    Протокол № _1______

«__30_» _августа__ 2017г.                                       «__29__»___августа_2017г.

Директор школы _________                                          Председатель МС_____

Шатохина Т.В.                                                                   Шитина О.А.

Кемерово, 2017


Содержание

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности........................................3

2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.....................................................................................................6

3.Тематическое планирование.....................................................................................11

2

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

              – осознание себя жителем планеты Земля, формирование чувства ответственности за сохранение ее природы;

– осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); формирование чувства любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, причастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

– уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

– расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание экологического образования как личностной ценности;

– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме.

Метапредметные результаты:

– способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы;

– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

3

– способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметные результаты:

– усвоение первоначальных знаний о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного материала);

–сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур религий;

– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

– умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

– овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

– понимание роли и значения родного края в историко-культурном контексте.

Курс «Юный эколог» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать свое место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Программа «Юный эколог» способствует формированию у младших школьников следующих личностных качеств:

  • любовь к Родине;

–патриотизм;

– уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей;

– трудолюбие;

– настойчивость;

– дисциплинированность;

– любовь к малой Родине;

  • неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.

5

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

   Форма организации курса внеурочной деятельности - кружок

Тема

Теория

Практика

Форма организации занятий

Вид деятельности

1

Что такое экология?

Знакомство с целями и задачами, правилами поведения при проведении практических работ. Выяснение что такое экология.

беседа, дискуссии

познавательная

2

Мой дом за окном.

Практические занятия «Уборка школьного двора», «Изготовление кормушек для птиц». Экскурсии по территории школы «Краски и звуки зимы».

наблюдение, беседа

практическая деятельность

3

 Я и мое окружение

Моя квартира. Моя семья. Комнатные растения в квартире, в классе. Животные в доме.

Практические занятия «Создание уюта в классной комнате», «Уход за комнатными растениями», «Маленький огород на подоконнике».

тестирование, игра, эксперимент

познавательная, исследовательская

4

Гигиена моего дома.

Бытовые приборы в квартире. Природа в квартире и в классе. Наша одежда и обувь. Русская народная одежда

Уход за квартирой. Гигиена класса.  Моделирование и демонстрация одежды. Практические занятия «Русская национальная одежда», «Уход за одеждой».

Беседа, наблюдение, моделирование,игра

развивающая

5

Неживое в природе.

Неживая природа. Солнце – источник тепла и света. Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы. Погода. Климат. Прогноз погоды.

Предсказание погоды по народным приметам. Времена года в неживой природе.

наблюдение, опрос

познавательная

6

Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой. 

Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни. Экологические связи неживой и живой природы. Вода и жизнь. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Разнообразие царства растений.  Теплолюбивые и холодостойкие растения. Светолюбивые и теневыносливые растения. Хвойные и лиственные растения.  Царство грибов.  Микроскопические организмы.

Комнатные растения. Размножение комнатных растений.

Дикорастущие растения и культурные растения. Культурные растения поля, сада и огорода. Лекарственные растения.Съедобные и несъедобные грибы.

Наблюдение, беседа, эксперимент

познавательная

7

История Земли.

Окаменелости. Жизнь на Земле. Где растения и животные живут сегодня?

Наблюдения в природе.

наблюдения,беседа

познавательная

8

Среда обитания

 Ночная жизнь. Сезонные изменения. Времена года на Земле. Год растения. Год животного. Сообщества.  природе. Пищевые цепочки и связи.  Циклы в природе. Круговорот углерода в прирСреда обитания. Природные зоны. Изменения окружающей среды. Зависимость от приливов и отливов.  Парниковый эффект.

 Наблюдения в природе. Изменения сообществ. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живойНаблюдение за сообществом.Создание проекта «Влияние человека на круговорот углерода и его последствия для жизни на Земле». Круговорот азота в природе.

опрос, игра

развивающая

9

 Жизнь животных

Жизнь животных. Группы животных по способу воспроизводства.  Вымирающие организмы. Динозавры – вымерший вид животных.  

Наблюдения в неживой природе. Создание проектов по группам «Почему вымерли динозавры?». Почему нужно защищать природу? Экологический проект. Красная книга – способ защиты редких видовживотных и растений. Красная книга области. Наблюдения в живой природе.

Наблюдения, беседа

познавтельная

10

Моря и океаны

 .

Различные части океанов. Важные растения. Морские птицы. Жизнь поверхностного слоя. Рыбы. Форма тела.Животный мир рифов. Нефтяные загрязнения. Острова. Как создаются острова.

Наблюдения «Наши меньшие братья – аквариумные рыбки».

Изучение материяла, опрос, наблюдения

развивающая

11

Равнины

 

Равнины. Равнины тропиков и умеренных зон.

Знакомство с равнинными хищниками

беседа

познавательная

12

Горы

Жизнь в горном климате. Изолированная жизнь в горах.

Знакомство с редкими животными

Беседа, викторина

познавательная

13

Леса

 

Леса умеренной полосы. Виды деревьев и животных. Времена года. Жизнь лиственного леса. Вечнозеленые леса Севера. Зима в северных лесах. Сухие и жаркие леса Австралии

Проект « Роль человека в изменении животного мира Австралии»

Наблюдения, беседа

познавательная

14

Пустыни

Пустыни. День и ночь. Вода в пустыне. Жизнь в пустыне. Выживание при засухе, колебании температур.

беседа

познавательная

15

Реки и озера

Реки и озера. Путь реки. Пресноводные растения и животные.

Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов.

дисскусия

познавательная

16

Человек и животные

Ролевая игра «Это все – кошки». Домашние животные. Викторина «Собаки – наши друзья».

игра

Развивающая, коммуникативная

17

Экскурсия в природу

Проводить наблюдения в природе

Эксскурсия,диагностические упражнения

исследовательская

18

Акция «Начни с себя!»

Планирование своих действий с поставленной целью

Тестирование, игра

исследовательская

19

Круглый стол

Обсуждение экологических проблем

дисскусия

познавательная

20

Организм и среда

Общие законы зависимости организмов от факторов среды.Основные пути приспособления организмов к среде

Приспособительные формы организмов

викторина

познавательная

21

Сообщества и популяции

Биотические связи в природеЗаконы пищевых и конкурентных отношенийДемографическая структура, численность и плотность популяции

Практическая работа «Биоценоз и его устойчивость»

Индивидуальные карточки

исследовательская

22

Экосистемы

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции, биоценозов, экосистем

Биосфера – глобальная экосистема

Виртуальная экскурсия

«Законы организации экосистем»

Защита платата, беседа

проектная

23

Человечество в биосфере

Глобальные проблемы взаимодействия человечества с природой.Основные физиологические потребности человечества и их влияния на биосферу

Современный масштаб деятельности человечества

Круглый стол, дисскусия

исследовательская

24

Человечество в

социосфере

Внутреннее разнообразие и устойчивость человеческого общества. Зарождение новых взаимоотношений в человечестве. Биоэтика.Социальные факторы: их влияние на биосферу

беседа

познавательная

25

Человечество в ноосфере

Разум и развитие взаимоотношений человека с окружающим миром.Развитие представлений человека о мире. Картины мира

Семинар «Экологическое сознание»

Семинар, круглый стол

обобщающая

10

 Тематическое планирование

5 класс

п/п

Раздел,тема

Всего

В том числе

теореия

практика

1

Введение

1

1

1.1

Что такое экология?

1

1

2

Мой дом за окном

8

4

4

2.1

Дом, где мы живем

1

1

2.2

Уборка школьного двора

1

1

2.3

Откуда берется и куда

исчезает мусор

1

1

2.4

Краски и звуки зимы

1

1

2.5

Деревья твоего двора

1

1

2.6

Экскурсия по

территории школы

1

-

1

2.7

Птицы нашего двора

1

1

2.8

Изготовление кормушек для птиц

1

1

3

Я и мое окружение

10

5

5

3.1

Моя квартира

1

1

3.2

Моя семья

1

1

3.3

Создание уюта в классной комнате

1

1

3.4

Рассказы, стихи о семье

1

1

3.5

Комнатные растения в квартире, в классе

1

1

3.6

Уход за комнатными растениями

1

1

3.7

Маленький огород на подоконнике

1

1

3.8

Экскурсия в парк

1

1

3.9

Животные в доме

1

1

3.10

Рассказы, стихи, поговорки, пословицы о домашних животных

1

1

4

Гигиена моего дома

12

6

6

4.1

Уход за квартирой

1

1

4.2

Гигиена класса

2

1

1

4.3

Бытовые приборы в квартире

1

1

4.4

Экскурсия в школьную

кухню

1

1

4.5

Природа в квартире и в классе

1

1

4.6

Наша одежда и обувь

1

1

4.7

Русская народная одежда

1

1

4.8

Русская национальная одежда

1

1

4.9

Уход за одеждой

1

1

4.10

Экскурсия в музей

1

1

4.11

Моделирование и демонстрация одежды

1

1

5

Весенние работы

3

-

3

5.1

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву

1

1

5.2

Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними

3

3

Итого

35

16

19

12

6 класс

Раздел,тема

всего

В том числе

теория

практика

1

Введение

6

4

2

1.1

Вводное занятие

1

1

-

1.2

Мы – жители планеты Земля

1

1

-

1.3

Планета Земля в Солнечной системе

1

1

-

1.4

Что такое окружающая среда и окружающая природа

1

1

-

1.5

Принятие в юные экологи

1

-

1

1.6

Первые уроки экологической этики

1

-

1

2

Неживое в природе

8

4

4

2.1

Неживая природа

1

1

-

2.2

Солнце – источник тепла и света

1

1

-

2.3

Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы

1

-

1

2.4

Погода. Климат. Прогноз погоды

1

1

2.5

Предсказание погоды по народным приметам

1

-

1

2.6

Времена года в неживой природе

1

1

-

2.7

Диалоги с неживой природой

1

-

1

2.8

Обращение юных экологов к ровесникам

1

-

1

3

Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой

20

12

8

3.1

Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни

1

1

-

3.2

Экологические связи неживой и живой природы

1

1

-

3.3

Вода и жизнь

1

1

-

3.4

Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных

1

1

-

3.5

Растения рядом

1

-

1

3.6

Будем понимать и любить растения

1

-

1

3.7

Экологические памятки для детей и взрослых

1

-

1

3.8

Разнообразие царства растений

1

1

-

3.9

Комнатные растения. Размножение комнатных растений

1

1

-

3.10

Теплолюбивые и холодостойкие растения. Светолюбивые и теневыносливые растения

1

1

3.11

Хвойные и лиственные растения

1

-

1

3.12

Дикорастущие растения и культурные растения

1

1

-

3.13

Культурные растения поля, сада и огорода

1

1

-

3.14

Праздник «В страну овощей»

1

1

3.15

Лекарственные растения

1

-

1

3.16

Царство грибов

1

1

-

3.17

Съедобные и несъедобные грибы

1

1

-

3.18

Микроскопические организмы

1

1

-

3.19

Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке

1

-

1

3.20

Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке

2

-

2

Итого

35

20

15

14

7 класс

Раздел,тема

всего

В том числе

теория

практика

1

Введение

5

5

-

1.1

Вводное занятие

1

1

-

1.2

История Земли. Окаменелости

1

1

-

1.3

Жизнь на Земле

1

1

-

1.4

Где растения и животные живут сегодня?

1

1

-

1.5

Наблюдения в природе

1

1

-

2

Среда обитания

17

8

9

2.1

Среда обитания. Природные зоны

1

1

-

2.2

Изменения окружающей среды

1

1

-

2.3

Зависимость от приливов и отливов

1

-

1

2.4

Жизнь днем

1

1

2.5

Наблюдения в природе

1

-

1

2.6

Ночная жизнь

1

--

1

2.7

Сезонные изменения

1

1

-

2.8

Времена года на Земле

1

-

1

2.9

Год растения. Год животного

1

1

-

2.10

Сообщества. Изменения сообществ

1

-

1

2.11

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе

1

1

-

2.12

Пищевые цепочки и связи

1

-

1

2.13

Наблюдение за сообществом

1

-

1

2.14

Циклы в природе

1

-

1

2.15

Круговорот углерода в природе

1

1

-

2.16

Парниковый эффект

1

-

1

2.17

Круговорот азота в природе

1

1

-

3

Жизнь животных

12

9

3

3.1

Жизнь животных

1

-

1

3.2

Группы животных по способу воспроизводства

1

-

1

3.3

В мире животных

1

1

-

3.4

Наблюдения в неживой природе

1

1

-

3.5

Вымирающие организмы

1

1

-

3.6

Динозавры – вымерший вид животных

1

1

-

3.7

О жизни динозавров

1

1

-

3.8

Почему нужно защищать природу

1

1

-

3.9

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

1

-

1

3.10

Красная книга области

1

1

-

3.11

Наблюдения в живой природ

1

-

2

3.12

Брейн-ринг «В мире животных»

1

1

-

Итого

35

20

15

 

16

8 класс

Раздел,тема

всего

В том числе

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

2

 Моря и океаны

9

6

3

2.1

Различные части океанов. Важные растения. Морские птицы

1

1

2.2

Жизнь поверхностного слоя

1

1

2.3

Рыбы. Форма тела

1

1

2.4

Наши меньшие братья – аквариумные рыбки

1

1

2.5

Знатоки мира рыб

1

1

2.6

Животный мир рифов

1

1

2.7

Нефтяные загрязнения

1

1

2.8

Чистый берег

1

1

2.9

Острова. Как создаются острова

1

1

3

Равнины

2

2

3.1

Равнины. Равнины тропиков и умеренных зон

1

1

3.2

Равнинные хищники

1

1

4

 Горы

3

2

1

4.1

Жизнь в горном климате. Изолированная жизнь в горах

1

1

4.2

Редкие животные

1

1

4.3

Жизнь в горном климате

1

1

5

Леса

6

3

3

5.1

Леса умеренной полосы. Виды деревьев и животных

1

1

5.2

Времена года. Жизни лиственного леса

1

1

5.3

Жизнь леса

1

1

5.4

Вечнозеленые леса севера. Зима в северных лесах

1

1

5.5

Сухие и жаркие леса Австралии

1

1

5.6

Роль человека в изменении животного мира Австралии

1

1

6

 Пустыни

4

2

2

6.1

Пустыни. День и ночь. Вода в пустыне

1

1

6.2

Жизнь в пустыне. Выживание при засухе, колебании температур

1

1

6.3

Растущие пустыни. Роль человека.

1

1

6.4

Нет продвижению пустынь

1

1

7

Реки и озера

4

1

3

7.1

Реки и озера

1

1

7.2

Путь реки

1

1

7.3

Пресноводные растения и животные

1

1

7.4

Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов

1

1

8

 Человек и животные

2

2

8.1

Это все – кошки

1

1

8.2

Домашние животные. Собаки – наши друзья

1

1

9

Заключение

3

3

9.1

Экскурсия в природу

1

1

9.2

Акция «Начни с себя!»

1

1

9.3

Круглый стол

2

2

Итого

35

23

12

18

9 класс

Раздел,тема

всего

В том числе

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Организм и среда

5

3

2

2.1

Общие законы зависимости организмов от факторов среды

1

1

-

2.2

Основные пути приспособления организмов к среде

-

1

2.3

Среды жизни. Пути воздействия организмов на среду

1

1

-

2.4

Приспособительные формы организмов

1

-

1

2.5

Приспособительные ритмы жизни

1

1

-

3

Сообщества и популяции

5

3

2

3.1

Биотические связи в природе

1

-

1

3.2

Законы пищевых и конкурентных отношений

1

-

1

3.3

Популяции

1

1

-

3.4.

Демографическая структура, численность и плотность популяции

1

1

-

3.5

Биоценоз и его устойчивость

1

1

-

4

4Экосистемы

6

3

3

4.1

Виртуальная экскурсия

«Законы организации экосистем»

1

-

1

4.2

Законы биологической продуктивности

1

-

1

4.3

Продуктивность агроценоза

1

1

4.4

Саморазвитие экосистем

1

-

1

4.5

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции, биоценозов, экосистем

1

1

-

4.6

Биосфера – глобальная экосистема

1

1

-

5

Человечество в биосфере

7

2

5

5.1

Глобальные проблемы взаимодействия человечества с природой

1

-

1

5.2

Основные физиологические потребности человечества и их влияния на биосферу

1

-

1

5.3

Потребность человечества в размножении. Демографическая проблема

1

-

1

5.4

Значение информации для развития человечества

1

1

-

5.5

Экологическое и технологическое воздействие на биосферу

1

-

1

5.6

Влияние человечества на эволюцию биосферы. История экологических кризисов

1

1

-

5.7

Современный масштаб деятельности человечества

1

-

1

6

Человечество в

социосфере

4

3

1

6.1

Внутреннее разнообразие и устойчивость человеческого общества. Зарождение новых взаимоотношений в человечестве. Биоэтика

1

1

-

6.2

Социальные факторы: их влияние на биосферу

1

1

-

6.3

Договор как фактор развития человечества

1

-

1

6.4

Концепция устойчивого развития

1

1

-

7

Человечество в ноосфере

6

3

3

7.1

Разум и развитие взаимоотношений человека с окружающим миром

1

-

1

7.2

Развитие представлений человека о мире. Картины мира

1

-

1

7.3

Научно- технический прогресс. Культура отношения человечества к природе

1

-

1

7.4

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Ноосфера

1

1

-

7.5

Экологическое сознание

1

1

-

7.6

Подведение итогов

1

1

-

Итого

34

17

17

        

20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности по экологии в 5 классе

Курс, рассчитанный на 56 академических часов (порядок прохождения тематических занятий руководитель определяет самостоятельно), включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Основы экологии» для 5 классов на 2013-2014 учебный год

Цель программы -  формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у школьников.Задачи:·        Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях ...

Программа курса внеурочной деятельности: "Юный эколог".

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».В. СухомлинскийКружок «Ю...

рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог для 1 класса

Даннаяй программа  для первого года обучения в школе.Она знакомит ребят с окружащим миром и дает первые понятия по кологии...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" 5 класс.

Материал можно использовать для организации внеурочной деятельности по экологии....

Рабочая программа КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» с организацией полевых практических занятий экологической направленности для детей 14-16 лет

Рабочая программа разработана в опорой на Программу курса биологии «Введение в общую биологию. 9 класс» В.В. Пасечника (разделы «Экосистемный уровень» и «Биосферный урове...