Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология"
рабочая программа по географии на тему

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" составлена на два года обучения. Возраст обучающихся 8-10 лет. Содержит календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdeni2.docx89.51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МАТРЕНОГЕЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

АЛЕКСЕЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Печать

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

МОУ Матреногезовская СОШ

_______________Заика А. И.

№____ от «___» _________201  г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Моя первая экология

1-2 год обучения

Возраст обучающихся 8-10 лет

Учитель географии

Кравченко Надежда Александровна

2015 г.

Программа внеурочной деятельности: « Моя первая экология»,

направление внеурочной деятельности - социальное

Автор программы: Кравченко Надежда Александровна

Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета от «__» _______ 201  г., протокол № ____

Председатель _________        _________

                                  подпись              Ф.И.О

Программа  внеурочной деятельности «Моя первая экология»

Пояснительная записка

 «Моя первая экология» — интегрированный курс для младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры. Рабочая программа курса «Моя первая экология» составлена на основе

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
  • Авторской программы «Моя первая экология» В.А.Самковой 2011 г;
  • Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
  • инструктивно – методического  письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2012-2013 учебный год».

Рабочая программа составлена на основе программы курса Самковой В. А.  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Изменения в рабочую программу не внесены.

Цели и задачи курса

—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

—формирование представлений о природе как универсальной ценности;

—изучение народных традиций, отражающих отношение местного

населения к природе; развитие умений, связанных с изучением

окружающей среды;

—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему

миру природы;

—развитие представлений о различных методах познания природы

(искусство как метод познания, научные методы);

—формирование элементарных умений, связанных с выполнением

учебного исследования;

—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению

ближайшего природного окружения.

Место курса в учебном плане.

 Изучение предусмотрено начинать в начальной школе со 2 класса: первый год обучения  — «Экология в красках и формах», второй  год обучения — «Дом, в котором я живу».

Объём занятий 34 ч. в год, 1 час в неделю. Программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетического циклов.

Ценностными ориентирами содержания факультатива в начальной школе являются:

—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего

мира;

—формирование представлений о природе как универсальной ценности;

—изучение народных традиций, отражающих отношение местного

населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему

миру природы;

—развитие представлений о различных методах познания природы

(искусство как метод познания, научные методы);

—формирование элементарных умений, связанных с выполнением

учебного исследования;

—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению

ближайшего природного окружения.

Личностными результатами освоения программы факультатива

являются:

—развитие любознательности и формирование интереса к изучению

природы методами искусства и естественных наук;

—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,

дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись,

различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);

—воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

—формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметными результатами являются:

—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность

группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

—освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности,

доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование

с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения),

составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам

исследования;

—формирование приёмов работы с информацией, что включает

в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии

с учебной задачей, а также понимание информации, представленной

в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;

—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами являются:

—в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения

взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

—в познавательной сфере — наличие углублённых представлений

о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний

и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для

осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в при-

родной и социоприродной среде;

—в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за

домашними питомцами;

—в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие

научные данные образами из литературы и искусства;

—в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического

состояния от факторов окружающей среды.

Особенности содержания обучения.

      Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

        В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

        Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

       Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».

        Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.

Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе курса «Моя первая экология» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей.

Формами подведения итогов и результатов реализации программы  является участие в Неделе экологии,  и традиционных экологических праздниках:  «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

   -наиболее типичных представителей животного мира России, Белгородской области;

   -какую пользу приносят представители животного мира;

   -некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

-  разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

  • что такое наблюдение и опыт;
  • экология - наука об общем доме;
  • экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
  • заботиться о здоровом образе жизни;
  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • наблюдать предметы и явления природы по плану или схеме;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы

Тематический план

пп

Разделы программы

и темы учебных занятий

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1-й год обучения

1

Тема 1. Дом, в котором я живу

открытий

10

6

4

2.

Тема 2. О городах и горожанах

5

2

3

3.

Тема 3. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком  равновесии

9

5

4

4.

Тема 4. В сетях жизни

6

4

2

5.

Тема 5. Общий дом общие проблемы

4

1

3

Итого

34

18

16

2-й год обучения

1

Тема 1. Первые шаги по тропинке открытий

5

4

1

2.

Тема 2. Природа в наших ощущениях

8

2

6

3.

Тема 3. Геометрия живой природы

7

3

4

4.

Тема 4. Природа и её обитатели

7

2

5

5.

Тема 5. Лесные ремёсла

5

1

4

Итого

34

12

22

Календарно-тематический план

1-й год обучения

пп

Разделы программы

и темы учебных занятий

Всего часов

В том числе

Дата проведения

Теория

Практика

 План

Факт

чески

1

Тема 1. Дом, в котором я живу

 

открытий

10

6

4

1.1.

Поговорим о доме

1

1

1.2.

«Была у лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная…»

1

1

1.3.

Мой дом — моя крепость

1

1

1.4.

 «Что нам стоит дом построить...»

1

1

1.5.

«А у нас в квартире газ, а у вас?»

1

1

1.6.

Дом — это не только стены

1

1

1.7.

«О кувшинах, выросших на грядке, и не только...»

1

1.8.

«Своя рубашка ближе к телу»

1

1

1.9.

Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги

1

1.10

«Чудо в перьях»

1

1

2.

Тема 2. О городах и горожанах

5

2

3

2.1.

Дом тянется к дому — получается город

1

1

2.2.

Как «растёт» город

1

1

2.3

Как «живёт» город

1

1

2.4.

 Сначала человек строит город, а потом...»

1

1

2.5.

Будущее города — город будущего

1

1

3.

Тема 3. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком  равновесии

О том, что общего между тобой, механическими часами

и Солнечной системой

равновесии

О том, что общего между тобой, механическими часами

и Солнечной системой

9

5

4

3.1.

О том, что общего между тобой, механическими часами

и Солнечной системой

1

1

3.2.

От кочки до оболочки

1

1

3.3

Под пологом леса

1

1

3.4.

«Всяк кулик своё болото хвалит»

1

1

3.5.

Для кого пуста пустыня?

1

1

3.6.

О белых куропатках, полярных совах и маленьких леммингах

1

1

3.7.

Кто живёт рядом с нами?

1

1

3.8.

«И кормилица, и вдохновительница»

1

1

3.9.

Там, где ступала нога человека

1

1

4.

Тема 4. В сетях жизни

6

4

2

4.1

Соседи по планете

1

1

4.2

О нитях, сплетающихся в сети

1

1

4.3

Вместе безопаснее

1

1

4.4

«И вместе не тесно, и врозь — скучно»

1

1

4.5

«Информатика» для волка

1

1

4.6.

Школа под открытым небом

1

1

5.

Тема 5. Общий дом общие проблемы

4

1

3

5.1

Наши общие проблемы

1

1

5.2

Что происходит с отходами, которые производят люди?

1

1

5.3.

Будь достойным жителем Земли

1

1

5.4

Экскурсия «Край родной, навек любимый»

1

1

Всего часов:

34

12

24

Календарно-тематический план

2-й год обучения

пп

Разделы программы

и темы учебных занятий

Всего часов

В том числе

Дата проведения

Теория

Практика

 План

Факт

1

Тема 1. Первые шаги по тропинке

открытий

5

4

1

1.1.

Готовимся наблюдать и изучать

1

1

1.2.

Какие качества необходимы юному исследователю

1

1

1.3.

Учимся наблюдать

1

1

1.4.

Тренируем наблюдательность

1

1

1.5.

Десять заповедей друзей леса

1

1

2.

Тема 2. Природа в наших ощущениях

8

2

6

2.1.

Как мы воспринимаем окружающий мир

1

1

2.2.

Тренируем органы чувств

1

1

2.3

Какого цвета лес?

1

1

2.4.

Что такое гармония?

1

1

2.5.

Рисуем впечатления

1

1

2.6.

Учимся пользоваться приборами

1

1

2.7.

«Микроскоп» из пластикового стаканчика

1

1

2.8.

Игра «Давайте познакомимся»

1

1

3.

Тема 3. Геометрия живой природы

7

3

4

3.1.

Что такое симметрия?

1

1

3.2.

Лучевая симметрия

1

1

3.3.

Живая спираль

1

1

3.4.

Такие разные листья

1

1

3.5.

Различаем деревья по кроне

1

1

3.6.

О кронах, густых и ажурных

1

1

3.7

Организм и среда обитания

1

1

4.

Тема 4. Природа и её обитатели

7

2

5

4.1

Учимся планировать наблюдение

1

1

4.2

Наблюдаем за животными

1

1

4.3

Изучаем условия обитания растений

1

1

4.4

Всё связано со всем

1

1

4.5

Изучаем поведение животных и

растений

1

1

4.6.

Чья «столовая»?

1

1

4.7

Что и кто влияет на живой организм?

1

1

5.

Тема 5. Лесные ремёсла

5

1

4

5.1

Лес в работе народных умельцев

1

1

5.2

Лесные мотивы

1

1

5.3.

Животные и растения в народном творчестве

1

1

5.4

Лесная палитра

1

1

5.5.

Лес — кормилец и врачеватель

1

1

Всего часов:

34

12

24

Тематическое планирование

1-й год обучения

Тема 1. Первые шаги по тропинке открытий

Готовимся наблюдать и изучать

Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе:

полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных,

справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника:

запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений.

Какие качества необходимы юному исследователю

Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество.

Учимся наблюдать

Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать?

Тренируем наблюдательность

Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом

наперёд», «Прогулка вслепую» и др.

Десять заповедей друзей леса

Знакомство с правилами поведения на природе на основе анализа заповедей, составленных учёным-экологом Ф. Тасси.

Тема 2. Природа в наших ощущениях

Как мы воспринимаем окружающий мир

Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром.

Тренируем органы чувств

Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса.

Какого цвета лес?

Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета — основного цвета леса, коричневого —цвета коры и почвы, голубого — цвета неба.

Что такое гармония?

Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность».Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм.

Рисуем впечатления

Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр.

Учимся пользоваться приборами

Использование различных оптических приборов — биноклей, ручных

и бинокулярных луп, микроскопов — для изучения различных микро-

и макрообъектов.

«Микроскоп» из пластикового стаканчика

Изготовление модели, позволяющей понять принцип действия увеличивающих линз микроскопа. Изготовление простейшего «микроскопа»из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.

Игра «Давайте познакомимся»

Игра проводится с использованием «чёрного ящика» — «волшебного мешочка», в котором находятся пластиковые игрушки небольшого размера из различных наборов (дикие и домашние животные, морские обитатели, насекомые и т. п.). Дети садятся в круг и по очереди «вслепую»достают одну игрушку и на ощупь определяют название животного. Если возникают затруднения, учитель задаёт наводящие вопросы. Затем каждый участник игры готовит небольшое (три-четыре предложения) выступление от имени этого животного, представляя его наиболее интересным образом.

Тема 3. Геометрия живой природы

Что такое симметрия?

Элементарные представления о симметрии. Ось симметрии. Основные типы симметрии: двусторонняя и лучевая. Симметрия в природе. Двусторонняя симметрия в различных органах животных и строении растений. Использование прямоугольного карманного зеркальца для определения типа симметрии у различных природных объектов (листья, цветки, насекомые и др.).

Лучевая симметрия

Лучевая симметрия в строении растений и органов животных. Цветки растений, имеющие различное количество лучей симметрии (остролист — три луча, пастушья сумка — четыре, яблоня, шиповник — пять и т. д.). Животные, имеющие лучевую симметрию: гидры, актинии, медузы. Связь образа жизни и типа симметрии живых организмов.

Живая спираль

Примеры спирали в живой и неживой природе (рога винторого козла, барана, раковины моллюсков; сворачивающиеся спиралью змеи, хвост хамелеона и т. п.). Примеры спирального расположения отдельных органов растений и животных: расположение листьев на побеге, почек на

клубне картофеля. Спираль в движении, росте и развитии растений (усики растений, бутоны цветков, листья в растительной почке, вайи папоротника и др.). Спираль как способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве (ножки грибов, побеги растений).

Такие разные листья

Строение листьев растений: листовая пластинка и черешок. Разнообразие форм листьев деревьев и кустарников. Сопоставление формы листьев с геометрическими фигурами (овальные, треугольные, круглые и т. д.) и другими объектами окружающего мира.

Различаем деревья по кроне

Описание разнообразия форм кроны деревьев и кустарников. Используются наиболее широко распространённые виды: берёза, липа, тополь, клён, яблоня, сосна, ель, можжевельник. Обращается внимание на то, что в условиях города или на дачном участке человек часто изменяет форму кроны в декоративных или иных целях, используя для этого обрезку.

О кронах, густых и ажурных

Определение различной степени густоты кроны деревьев и кустарников с использованием простейшей трёхбалльной шкалы (густая, средняя, сквозистая).

Организм и среда обитания

Выявление на доступных примерах зависимости особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.

Тема 4. Природа и её обитатели

Учимся планировать наблюдение

Поэтапное обсуждение с учителем плана наблюдений. Планирование

конкретных наблюдений за растениями в соответствии с целью, постав-

ленной учителем или предложенной учениками.

Наблюдаем за животными

Наблюдения за животными (насекомыми, птицами, домашними питомцами) по согласованному с учителем плану.

Изучаем условия обитания растений

Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений — одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д.).

Всё связано со всем

Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.).

Изучаем поведение животных и растений

Выявление в ходе наблюдений особенностей поведения живых организмов. Обращается особое внимание на то, что и у растений также можно изучать поведение: это разнообразные формы движения побегов и листьев, открывание и закрывание цветков и т. п.

Чья «столовая»?

Изучение типов повреждений растений насекомыми, грибами и микроорганизмами.

Что и кто влияет на живой организм?

Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания, от видов растений и животных, существующих в ближайшем окружении.

Выявление примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.

Тема 5. Лесные ремёсла

Лес в работе народных умельцев

Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по де-

реву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение.

Лесные мотивы

Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павлово-посадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиево-посадские матрёшки.

Животные и растения в народном творчестве

Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным(отношения неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.).

Лесная палитра

Растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.

Лес — кормилец и врачеватель

Лесное «меню». Лекарственные растения леса

Тематическое планирование

2-й год обучения

Тема 1. Дом, в котором я живу

Поговорим о доме

Цель занятия: раскрыть прямое значение понятия «дом», показать

родственность понятий «дом» и «душа», «духовность». Основные понятия: дом, кров, уют.

«Была у лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная…»

Цель занятия: расширить понятие «дом», показать, что животные (на-

секомые, рыбы, пресмыкающиеся, птицы, звери) также нуждаются в убежище. Основные понятия: дом, убежище, экология (наука о «доме»).

Мой дом — моя крепость

Цель занятия: познакомить школьников с историей жилища чело-

века, показать зависимость типа жилища от природных условий и образа

жизни людей; провести аналогию между понятиями «дом человека»

и «убежище (дом) животных». Основные понятия: жилище (дом) чело-

века, постоянное жилище, переносное жилище.

«Что нам стоит дом построить...»

Цель занятия: познакомить детей с тем, как решается проблема обеспечения людей жилищем. Основные понятия: строительные материалы,

многоэтажный дом, коттедж, право на жильё.

«А у нас в квартире газ, а у вас?»

Цель занятия: познакомить школьников с работой основных систем

жизнеобеспечения жилого дома. Основные понятия: вода, электроэнергия, экономное использование ресурсов.

Дом — это не только стены

Цель занятия: раскрыть взаимное влияние в системе «человек — жилище». Основные понятия: домашняя обстановка, уют, семейные традиции, семейные праздники.

«О кувшинах, выросших на грядке, и не только...»

Цель занятия: познакомить школьников с историей различных предметов домашнего обихода, показать преимущества использования природных материалов. Основные понятия: домашняя утварь, посуда, природные материалы, синтетические материалы.

«Своя рубашка ближе к телу»

Цель занятия: познакомить учащихся с историей одежды, раскрыть

преимущества использования природных материалов при её изготовлении. Основные понятия: одежда, обувь, природные материалы, синтетические материалы, экологический стиль одежды.

Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги

Цель занятия: познакомить школьников с тем, какой ущерб природе

наносят люди, стремящиеся удовлетворить своё желание оригинальности или наживы. Основные понятия: украшения, истребление животных,

браконьерство, исчезающие виды.

«Чудо в перьях»

Цель занятия: показать школьникам на конкретных примерах, как

неразумные потребности человека приводят к исчезновению некоторых видов птиц. Основные понятия: украшения, браконьерство, исчезающие виды.

Тема 2. О городах и горожанах

Дом тянется к дому — получается город

В ходе беседы уточняется понятие «город». Учащиеся вспоминают,

какова роль городов в истории нашей страны, называют первые города.

Основные понятия: поселения человека, город.

Как «растёт» город

Цель занятия состоит в том, чтобы выявить основную тенденцию настоя-

щего времени — стремительный рост городов и городского населения. В ходе беседы выявляются последствия роста городов для природы. Основные понятия: город, «расползание» города, последствия «расползания» городов.

Как «живёт» город

В ходе занятия школьники создают простейшую модель взаимодействия города и прилегающих к нему территорий. Эта модель позволяет

проанализировать, что поступает в город (продукты, сырьё, топливо

и т. п.) и что город «возвращает» в окружающую среду (в первую очередь

различные промышленные и бытовые отходы).

«Сначала человек строит город, а потом...»

В ходе занятия школьники устанавливают, в чём заключается влияние

городской среды на современного человека. Особенно важна эта тема для тех, кто живёт в крупных городах. Основные понятия: город, городские жители.

Будущее города — город будущего

Основная цель занятия — показать учащимся, что будущее нельзя

предсказать, но его можно спрогнозировать. Прогноз составляется на основе анализа самых разнообразных показателей, характеризующих состояние города. Основные понятия: будущее, футурология, сценарии

развития будущего.

Тема 3. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии

О том, что общего между тобой, механическими часами

и Солнечной системой

Цель занятия: дать детям элементарные представления о системе. Основные понятия: элемент, система, биологические системы, факторы

окружающей среды.

От кочки до оболочки

Цель занятия: систематизировать представления учащихся о разнообразии экосистем. Основные понятия: экосистема, природные экосистемы, искусственные экосистемы, модель экосистемы.

Под пологом леса

Расширяются представления школьников о лесных экосистемах.

Устанавливаются закономерности распределения лесных систем на планете. Выявляются общие для всех лесов признаки. Основные понятия:

лесные экосистемы, ярусы леса, тропические леса, леса умеренной зоны,

тайга.

«Всяк кулик своё болото хвалит»

Цель занятия — раскрыть значение болот для поддержания равновесия в природе. Основные понятия: верховые болота, низинные болота,

переходные болота.

Для кого пуста пустыня?

Пустыни и полупустыни — небольшая по территории природная зона

России. Вместе с тем экосистемы пустынь включают все основные компоненты экосистемы, здесь действуют общие для всех экосистем законы.

Основные понятия: песчаная пустыня, каменистая пустыня, оазис, ночной образ жизни.

О белых куропатках, полярных совах и маленьких леммингах, удививших учёных

Занятие строится по принципу сравнения экстремальных природных

условий в пустыне и в тундре. Основные понятия: тундра, вечная мерзлота.

Кто живёт рядом с нами?

В ходе занятия учащиеся устанавливают, почему город является эко-

системой. Устанавливаются основные компоненты городских экосистем.

Расширяются представления школьников о животном мире городов. Основные понятия: животный мир городов.

«И кормилица, и вдохновительница»

На занятии расширяются представления учащихся о роли природы

в жизни человека. Основные понятия: потребности человека, духовные

потребности, материальные потребности.

Там, где ступала нога человека

Систематизируются представления школьников о положительном

и отрицательном влиянии человека на природу. Основные понятия: раз-

рушение природных экосистем, исчезнувшие виды, исчезающие виды.

Тема 4. В сетях жизни

Соседи по планете

Школьники знакомятся с основными видами биологического разнообразия (видовым и экосистемным). Основные понятия: биоэкология, биосфера, приспособленность.

О нитях, сплетающихся в сети

На занятии учащиеся моделируют взаимоотношения видов в экосистеме. Основные понятия: травоядные, хищники, всеядные животные,

цепи питания, сети питания.

Вместе безопаснее

Одно из правил взаимодействия в природе — взаимовыгодные отношения внутри одного вида. Основные понятия: группа, взаимопомощь.

«И вместе не тесно, и врозь — скучно»

На занятии анализируются примеры взаимовыгодного сотрудничества между различными видами. Основные понятия: взаимная польза, сотрудничество.

«Информатика» для волка

На занятии расширяются представления учащихся о способах обмена

информацией между живыми организмами. Основные понятия: общение, обмен информацией, способы передачи информации.

Школа под открытым небом

Учащиеся знакомятся с примерами обучения молодняка у некоторых

животных. Выясняется, какое это имеет значение для выживания потомства и вида в целом. Основные понятия: обучение, игра, урок.

Тема 5. Общий дом общие проблемы

Наши общие проблемы

На этом занятии понятие «дом» рассматривается в глобальном значении — наша планета как дом всех жителей Земли. Раскрывается основной

тезис: общий дом — общие проблемы. Основные понятия: глобальная

экология, глобальные экологические проблемы.

Что происходит с отходами, которые производят люди?

Знакомство с основными способами утилизации и переработки отходов. Основные понятия: бытовые отходы, промышленные отходы, повторное использование, вторичная переработка.

Будь достойным жителем Земли

В ходе занятия создаются условия для того, чтобы школьники могли

сделать вывод о необходимости личного участия каждого жителя нашей

планеты для сохранения нашего общего дома — планеты Земля. Составляются правила, которым необходимо следовать в повседневной жизни,

чтобы не наносить ущерба природе.

Содержание программы

1-й год обучения  «Экология в красках и формах»

Первые шаги по тропинке открытий

Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе:

полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных,

справочники, карта местности и др.

Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка

наблюдаемых явлений. Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество. Наблюдение — основной метод работы

на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать?

Десять заповедей друзей леса, составленные учёным-экологом

Ф. Тасси.

Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом

наперёд», «Прогулка вслепую» и др.

Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, повязки на глаза из плотной материи (из расчёта одна повязка на

двух детей), аудиокассеты с записью звуков природы.

Универсальные учебные действия:

—работать с различными приборами и оборудованием, необходимыми для проведения в природе наблюдений и измерений;

—использовать полевой дневник для записи и/или зарисовки наблюдаемых объектов или явлений;

—вырабатывать в себе личностные качества, необходимые для работы на природе (внимательность, терпение, точность, сотрудничество);

—применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни;

—выполнять измерения различных величин (на примере массы или

температуры);

—составлять план проведения простейшего исследования (под руководством учителя).

Природа в наших ощущениях

Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов

чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром. Восприятие цвета и формы различных при-

родных объектов.

Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета — основного цвета леса, коричневого — цвета коры и почвы или голубого — цвета неба.

Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность».

Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных

частей, пропорциональность форм.

Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими вы-

разить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр.

Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение

объектов по заданным признакам. Использование оптических приборов — биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов — для из-

учения различных микро- и макрообъектов. Изготовление простейшего

«микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.

Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса. Игра «Давайте познакомимся» (выступление от имени какого-нибудь животного или растения, направленное на преодоление негативного отношения к нему).

Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш,

ластик, бумага для акварели, акварельные и гуашевые краски, тушь, кисточки и перья, аудиозаписи звуков природы, повязки на глаза, кар-

точки-задания, пластмассовые или картонные стаканчики из-под пищевых продуктов, тонкая полиэтиленовая плёнка, цветные резиновые колечки.

Универсальные учебные действия:

—изучать и развивать возможности органов чувств как источника ин-

формации об окружающей среде;

—проводить наблюдения за природными объектами;

—работать с различными приборами и инструментами, необходимыми для проведения наблюдений и измерений;

—изготавливать простейшие модели приборов;

—составлять описания объекта изучения;

—выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения

с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм и т. п.;

—оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.

Геометрия живой природы

Живые организмы и симметрия. Двусторонняя и лучевая симметрия

в строении различных органов животных и растений.

Спираль в движении, росте и развитии растений и животных — способ

достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве.

Описывая спираль, растут побеги; двигаясь по спирали, раскрываются лепестки цветков, развёртываются побеги папоротника; спиральное расположение почек и листьев на побеге.

Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Различная степень густоты кроны: густая, средняя, сквозистая.

Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных

от условий среды обитания и образа жизни.

Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, карманное зеркальце прямоугольной формы, разноцветные нити

длиной 25–30 см, карточки-задания, листы плотной бумаги, широкий

прозрачный скотч, цветные карандаши, фломастеры, аудиокассеты с записью звуков природы.

Универсальные учебные действия:

—выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных

объектов;

—соотносить форму и свойства различных природных объектов;

—выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;

—применять простейшие оценочные шкалы для характеристики со-

стояния природных объектов;

—устанавливать зависимость особенностей внешнего строения

живых организмов от внешних факторов среды.

Природа и её обитатели

Наблюдения за растениями и животными (по выбору). Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений) — одиночные

или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д. Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). Особенности поведения.

Изучение типов повреждений растений насекомыми и микроорганизмами. Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания.

Подвижные игры: «Белки, сойки и орехи», «Найди свой дом».

Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, повязки на глаза, карточки-задания, листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч.

Универсальные учебные действия:

—планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными

объектами;

—составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;

—находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.

Лесные ремёсла

Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по де-

реву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение.

Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павлово-посадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская

игрушка, сергиевопо-садские матрёшки.

Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными

и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным

(отношение неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.).

Лесная палитра: растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.

Лес — кормилец и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения леса.

Экскурсии: посещение местных памятников архитектуры, садово-паркового искусства или иных интересных с точки зрения изучаемой

темы объектов; посещение мастерских народного промысла, студий художников.

Универсальные учебные действия:

—приводить примеры использования различных природных мате-

риалов при изготовлении изделий народного промысла;

—различать предметы наиболее известных народных промыслов;

—приводить примеры антропоморфизма в устном народном творчестве.

Примерные объекты экскурсий

1. Ближайший лес, лесопарк или иные зелёные насаждения, в значительной степени соответствующие естественным лесным сообществам,

характерным для данной местности.

2. Памятники садово-паркового искусства.

3. Памятники природы.

4. Мастерские народного промысла, студии художников.

5. Краеведческий, этнографический, минералогический, зоологический и иные музеи, соответствующие изучаемой тематике.

6. Выставки пейзажной и анималистической живописи; фотовыставки, посвящённые природе.

7. Зоопарк, зоовыставка, террариум, зоологический уголок и т. п.

8. Ботанический сад, дендрарий, зимний сад и т. п.

9. Лаборатория экологического мониторинга, станция защиты растений.

10. Ближайший заказник, национальный парк, заповедник.

Содержание программы

2-й год обучения  «Дом, в котором я живу»

Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда

Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества.

От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать. Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего

«дома» — планеты Земля.

Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды.

Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление

одежды и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких мате-

риалов строят дома различные народы. Постоянные жилища: вигвам,

иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища: юрта, чум, палатка.

Общие требования, которые предъявляет человек к жилищу: надёжная

защита от неблагоприятных погодных факторов (низких или высоких

температур, осадков, сильного ветра); доступность природных строи-

тельных материалов.

Элементарные представления об экологии жилища. Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов. Новые

строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесно-стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье

человека.

Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов —одно из условий сохранения окружающей среды.

Преимущества и недостатки малоэтажной застройки.

«Экологический дом» — дом, не наносящий ущерба окружающей

среде. Использование при его строительстве экологически безопасных для

здоровья людей материалов, хорошо удерживающих тепло, а также специальных конструкций, позволяющих улавливать энергию солнца и ветра.

Домашняя обстановка. Предметы домашнего обихода. Чистота, по-

рядок и уют в доме. Семейные традиции и семейные праздники.

Одежда и обувь, их назначение: защита от неблагоприятных воздействий окружающей среды, утверждение положения человека в обществе —

принадлежность к определённому классу (касте, клану), профессии и т. п.

Зависимость покроя одежды и используемых для её изготовления мате-

риалов от природных условий. Природные материалы, используемые для

пошива, окраски и декорирования одежды и обуви: натуральный мех, кожа, замша; ткани из растительных, шерстяных, шёлковых и смешанных волокон. Синтетические ткани. «Экологический стиль» в манере одеваться.

Стремление украшать себя и своё жилище — одна из древнейших потребностей человека. Первобытные «коллекционеры». Находки в пещерах первобытных людей — окаменевшие раковины, кристаллы кварца,

различные минералы, букеты цветов. Первые украшения: фигурки из

обожжённой глины, изделия из бивней мамонта, костяные изображения

зверей и птиц. Животные, исчезнувшие с лица Земли или ставшие редкими из-за стремления человека украшать себя или своё жилище красивым мехом, перьями, чучелами животных.

Браконьерство. Международные соглашения по запрещению торговли редкими (экзотическими) видами.

Наблюдения: изучение убежищ различных видов животных, встречающихся в городе, — насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек, стрижей,воробьёв, ворон), млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.).

Практические работы: «Домашняя инвентаризация», «Дом, в котором я бы хотел жить» (разработка проекта), «Мой гардероб».

Игры: «Мы строим дом», «Дом экологической моды».

О городах и горожанах: человек в городе

Кочевой образ жизни древних племён. Переход некоторых племён

к осёдлой жизни, возникновение первых поселений. Появление городов.

Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость

к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных мате-

риалов (камень, глина, древесина и т. п.), возможность торговать с соседями и др. Города-государства.

Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за

счёт прилегающих к ним природных территорий.

«Расползание» городов — одна из причин разрушения мест обитания

растений, животных и других организмов.

Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо.

Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, под-

земных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых

и промышленных отходов. Проблема шума в городе.

Разные города — разные люди: влияние города на образ жизни, характер, настроение, культурный уровень его жителей.

Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека.

Футурология — наука о будущем. Научные прогнозы дальнейшего

развития городов. Проблемы, которые необходимо решить архитекторам

и градостроителям в связи с постоянным ростом численности городского

населения планеты. Различные проекты городов будущего.

Наблюдения: изучение уровня шума в различных районах города.

Практические работы: определение загрязнения воздуха в городе

по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластинках, смазанных вазелином.

Игры: проектирование микрорайона школы с учётом потребностей

его жителей.

О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии:

как устроены экологические системы

Система — одно из ключевых понятий экологии. Система как множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений и т. п.). Элемент — составная часть системы. Разнообразие систем.

Биологические системы: системы органов растений, животных, человека.

Организм как система.

Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные

экосистемы. Различие между естественными и созданными человеком

экосистемами. Моделирование экосистем. Аквариум — модель природ-

ной экосистемы.

Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес —один из наиболее распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная система. Болото — переходный тип между водными и наземными экосистемами. Тундра и пустыня — экосистемы, сложившиеся в сложных климатических условиях; их сходство и различие. Природа как источник различных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Материальные и духовные потребности.

Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.

Наблюдения: выявление связей организма и окружающей его среды

(на примере наблюдений за растениями и животными города); выявление элементов, входящих в экосистему (по выбору учащегося).

Практические работы:

—«Я и моя окружающая среда»: выявление объектов, с которыми прямо

или косвенно связан ребёнок; ранжирование их по степени значимости;

—изготовление модели, демонстрирующей распускание цветков водных растений;

—изготовление модели, имитирующей какой-либо объект или явление (по выбору учащегося);

—составление композиции из комнатных растений.

Игры: дидактические игры из серии «Найди свой дом» («Лесные эко-

системы»); «Экологический театр», «Узнай меня».

В сетях жизни: многообразие экологических связей

Биологическая экология — наука, изучающая взаимозависимость и взаимодействие организмов (или их совокупностей — популяций, сообществ и т. п.) и окружающей их среды. Простейшая классификация экологических связей: связи между живыми существами и неживой природой; связи между организмами (внутри одного вида и между различными видами).

Пищевые связи в экосистеме. Растения — производители органического вещества. Травоядные и хищники. Всеядные животные. Животные-падальщики. Цепи питания. Сети питания. Элементарные представления

о пищевой пирамиде. Роль грибов и почвенных микроорганизмов в эко-

системе.

Внутривидовые отношения. Временные и постоянные группы животных: семьи, стаи, стада, колонии и т. п. Взаимопомощь в группе: совместные поиски корма, защита от врагов, забота о потомстве, о больных и раненых.

Взаимовыгодные отношения и сотрудничество между различными видами: муравьи и тля; рак-отшельник, актиния и многощетинковый червь; мёдоед и мёдоуказчик и др.

Общение животных. Способы передачи информации: окраска, звуковые сигналы, запахи, язык поз и движений.

Передача информации от взрослых животных потомству. Подражание и обучение. Игра — один из способов усвоения навыков поведения,

необходимых в дальнейшей жизни.

Наблюдения: внутривидовые и межвидовые отношения на примере

поведения птиц (голубей, ворон, воробьёв, уток и других птиц, обитающих в городе), кошек и собак; обучение потомства у млекопитающих и птиц, встречающихся в городе.

Практические работы: оригами «Птица». Моделирование отношений в птичьей стае.

Игры: «Популяция оленей», «Белки, сойки и орехи», «Найди свою семью», «Опасные цепочки», «Экологический театр».

Общий дом — общие проблемы:

почему возникают и как решаются экологические проблемы

Увеличение численности населения планеты. Необходимость производства всё большего количества продовольственных и промышленных товаров. Рост потребностей человека. Экологические проблемы становятся глобальными — «всеобщими», охватывающими весь земной шар. Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.

Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами). Переработка и повторное использование бытовых отходов.

Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды:

изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к при-

обретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п.

Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.

Наблюдения: выявление наиболее замусоренных территорий в го-

роде (микрорайоне); установление причин замусоренности (основные

виды мусора, кто больше мусорит и т. п.).

Практические работы: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии.

Игры: аукцион идей «Вторая жизнь отходов».

Учебно-методические средства обучения

  1. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для     детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
  2.   Брем  А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.
  3.   Букин  А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.
  4.  Грехова  Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
  5.   Дыбина  О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина  Н. П. Рахманова  В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
  6.  Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.
  7.  Зверев  И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996.
  8. Ишутинов  Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2000. -- № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности по экологии в 5 классе

Курс, рассчитанный на 56 академических часов (порядок прохождения тематических занятий руководитель определяет самостоятельно), включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Основы экологии» для 5 классов на 2013-2014 учебный год

Цель программы -  формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у школьников.Задачи:·        Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях ...

рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог для 1 класса

Даннаяй программа  для первого года обучения в школе.Она знакомит ребят с окружащим миром и дает первые понятия по кологии...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Юный Эколог"

Внеурочная деятельность "Юный эколог" 5-9 классы( рабочая программа)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" 5 класс.

Материал можно использовать для организации внеурочной деятельности по экологии....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс»...

Рабочая программа КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» с организацией полевых практических занятий экологической направленности для детей 14-16 лет

Рабочая программа разработана в опорой на Программу курса биологии «Введение в общую биологию. 9 класс» В.В. Пасечника (разделы «Экосистемный уровень» и «Биосферный урове...