Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология"
рабочая программа по географии на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" составлена на два года обучения. Возраст обучающихся 8-10 лет. Содержит календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdeni2.docx | 89.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МАТРЕНОГЕЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
АЛЕКСЕЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Печать УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ Матреногезовская СОШ _______________Заика А. И. №____ от «___» _________201 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Моя первая экология
1-2 год обучения
Возраст обучающихся 8-10 лет
Учитель географии
Кравченко Надежда Александровна
2015 г.
Программа внеурочной деятельности: « Моя первая экология»,
направление внеурочной деятельности - социальное
Автор программы: Кравченко Надежда Александровна
Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета от «__» _______ 201 г., протокол № ____
Председатель _________ _________
подпись Ф.И.О
Программа внеурочной деятельности «Моя первая экология»
Пояснительная записка
«Моя первая экология» — интегрированный курс для младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры. Рабочая программа курса «Моя первая экология» составлена на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
- Авторской программы «Моя первая экология» В.А.Самковой 2011 г;
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
- инструктивно – методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2012-2013 учебный год».
Рабочая программа составлена на основе программы курса Самковой В. А. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Изменения в рабочую программу не внесены.
Цели и задачи курса
—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
—формирование представлений о природе как универсальной ценности;
—изучение народных традиций, отражающих отношение местного
населения к природе; развитие умений, связанных с изучением
окружающей среды;
—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему
миру природы;
—развитие представлений о различных методах познания природы
(искусство как метод познания, научные методы);
—формирование элементарных умений, связанных с выполнением
учебного исследования;
—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению
ближайшего природного окружения.
Место курса в учебном плане.
Изучение предусмотрено начинать в начальной школе со 2 класса: первый год обучения — «Экология в красках и формах», второй год обучения — «Дом, в котором я живу».
Объём занятий 34 ч. в год, 1 час в неделю. Программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетического циклов.
Ценностными ориентирами содержания факультатива в начальной школе являются:
—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего
мира;
—формирование представлений о природе как универсальной ценности;
—изучение народных традиций, отражающих отношение местного
населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему
миру природы;
—развитие представлений о различных методах познания природы
(искусство как метод познания, научные методы);
—формирование элементарных умений, связанных с выполнением
учебного исследования;
—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению
ближайшего природного окружения.
Личностными результатами освоения программы факультатива
являются:
—развитие любознательности и формирование интереса к изучению
природы методами искусства и естественных наук;
—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,
дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись,
различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
—воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
—формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность
группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
—освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности,
доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование
с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения),
составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам
исследования;
—формирование приёмов работы с информацией, что включает
в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии
с учебной задачей, а также понимание информации, представленной
в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
—в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения
взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
—в познавательной сфере — наличие углублённых представлений
о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний
и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для
осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в при-
родной и социоприродной среде;
—в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за
домашними питомцами;
—в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие
научные данные образами из литературы и искусства;
—в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического
состояния от факторов окружающей среды.
Особенности содержания обучения.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе курса «Моя первая экология» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей.
Формами подведения итогов и результатов реализации программы является участие в Неделе экологии, и традиционных экологических праздниках: «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России, Белгородской области;
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- наблюдать предметы и явления природы по плану или схеме;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы
Тематический план
№ пп | Разделы программы и темы учебных занятий | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1-й год обучения | ||||
1 | Тема 1. Дом, в котором я живу открытий | 10 | 6 | 4 |
2. | Тема 2. О городах и горожанах | 5 | 2 | 3 |
3. | Тема 3. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии | 9 | 5 | 4 |
4. | Тема 4. В сетях жизни | 6 | 4 | 2 |
5. | Тема 5. Общий дом — общие проблемы | 4 | 1 | 3 |
Итого | 34 | 18 | 16 | |
2-й год обучения | ||||
1 | Тема 1. Первые шаги по тропинке открытий | 5 | 4 | 1 |
2. | Тема 2. Природа в наших ощущениях | 8 | 2 | 6 |
3. | Тема 3. Геометрия живой природы | 7 | 3 | 4 |
4. | Тема 4. Природа и её обитатели | 7 | 2 | 5 |
5. | Тема 5. Лесные ремёсла | 5 | 1 | 4 |
Итого | 34 | 12 | 22 |
Календарно-тематический план
1-й год обучения
№ пп | Разделы программы и темы учебных занятий | Всего часов | В том числе | Дата проведения | ||
Теория | Практика | План | Факт чески | |||
1 | Тема 1. Дом, в котором я живу
открытий | 10 | 6 | 4 | ||
1.1. | Поговорим о доме | 1 | 1 | |||
1.2. | «Была у лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная…» | 1 | 1 | |||
1.3. | Мой дом — моя крепость | 1 | 1 | |||
1.4. | «Что нам стоит дом построить...» | 1 | 1 | |||
1.5. | «А у нас в квартире газ, а у вас?» | 1 | 1 | |||
1.6. | Дом — это не только стены | 1 | 1 | |||
1.7. | «О кувшинах, выросших на грядке, и не только...» | 1 | ||||
1.8. | «Своя рубашка ближе к телу» | 1 | 1 | |||
1.9. | Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги | 1 | ||||
1.10 | «Чудо в перьях» | 1 | 1 | |||
2. | Тема 2. О городах и горожанах | 5 | 2 | 3 | ||
2.1. | Дом тянется к дому — получается город | 1 | 1 | |||
2.2. | Как «растёт» город | 1 | 1 | |||
2.3 | Как «живёт» город | 1 | 1 | |||
2.4. | Сначала человек строит город, а потом...» | 1 | 1 | |||
2.5. | Будущее города — город будущего | 1 | 1 | |||
3. | Тема 3. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии О том, что общего между тобой, механическими часами и Солнечной системой равновесии О том, что общего между тобой, механическими часами и Солнечной системой | 9 | 5 | 4 | ||
3.1. | О том, что общего между тобой, механическими часами и Солнечной системой | 1 | 1 | |||
3.2. | От кочки до оболочки | 1 | 1 | |||
3.3 | Под пологом леса | 1 | 1 | |||
3.4. | «Всяк кулик своё болото хвалит» | 1 | 1 | |||
3.5. | Для кого пуста пустыня? | 1 | 1 | |||
3.6. | О белых куропатках, полярных совах и маленьких леммингах | 1 | 1 | |||
3.7. | Кто живёт рядом с нами? | 1 | 1 | |||
3.8. | «И кормилица, и вдохновительница» | 1 | 1 | |||
3.9. | Там, где ступала нога человека | 1 | 1 | |||
4. | Тема 4. В сетях жизни | 6 | 4 | 2 | ||
4.1 | Соседи по планете | 1 | 1 | |||
4.2 | О нитях, сплетающихся в сети | 1 | 1 | |||
4.3 | Вместе безопаснее | 1 | 1 | |||
4.4 | «И вместе не тесно, и врозь — скучно» | 1 | 1 | |||
4.5 | «Информатика» для волка | 1 | 1 | |||
4.6. | Школа под открытым небом | 1 | 1 | |||
5. | Тема 5. Общий дом — общие проблемы | 4 | 1 | 3 | ||
5.1 | Наши общие проблемы | 1 | 1 | |||
5.2 | Что происходит с отходами, которые производят люди? | 1 | 1 | |||
5.3. | Будь достойным жителем Земли | 1 | 1 | |||
5.4 | Экскурсия «Край родной, навек любимый» | 1 | 1 | |||
Всего часов: | 34 | 12 | 24 |
Календарно-тематический план
2-й год обучения
№ пп | Разделы программы и темы учебных занятий | Всего часов | В том числе | Дата проведения | ||
Теория | Практика | План | Факт | |||
1 | Тема 1. Первые шаги по тропинке открытий | 5 | 4 | 1 | ||
1.1. | Готовимся наблюдать и изучать | 1 | 1 | |||
1.2. | Какие качества необходимы юному исследователю | 1 | 1 | |||
1.3. | Учимся наблюдать | 1 | 1 | |||
1.4. | Тренируем наблюдательность | 1 | 1 | |||
1.5. | Десять заповедей друзей леса | 1 | 1 | |||
2. | Тема 2. Природа в наших ощущениях | 8 | 2 | 6 | ||
2.1. | Как мы воспринимаем окружающий мир | 1 | 1 | |||
2.2. | Тренируем органы чувств | 1 | 1 | |||
2.3 | Какого цвета лес? | 1 | 1 | |||
2.4. | Что такое гармония? | 1 | 1 | |||
2.5. | Рисуем впечатления | 1 | 1 | |||
2.6. | Учимся пользоваться приборами | 1 | 1 | |||
2.7. | «Микроскоп» из пластикового стаканчика | 1 | 1 | |||
2.8. | Игра «Давайте познакомимся» | 1 | 1 | |||
3. | Тема 3. Геометрия живой природы | 7 | 3 | 4 | ||
3.1. | Что такое симметрия? | 1 | 1 | |||
3.2. | Лучевая симметрия | 1 | 1 | |||
3.3. | Живая спираль | 1 | 1 | |||
3.4. | Такие разные листья | 1 | 1 | |||
3.5. | Различаем деревья по кроне | 1 | 1 | |||
3.6. | О кронах, густых и ажурных | 1 | 1 | |||
3.7 | Организм и среда обитания | 1 | 1 | |||
4. | Тема 4. Природа и её обитатели | 7 | 2 | 5 | ||
4.1 | Учимся планировать наблюдение | 1 | 1 | |||
4.2 | Наблюдаем за животными | 1 | 1 | |||
4.3 | Изучаем условия обитания растений | 1 | 1 | |||
4.4 | Всё связано со всем | 1 | 1 | |||
4.5 | Изучаем поведение животных и растений | 1 | 1 | |||
4.6. | Чья «столовая»? | 1 | 1 | |||
4.7 | Что и кто влияет на живой организм? | 1 | 1 | |||
5. | Тема 5. Лесные ремёсла | 5 | 1 | 4 | ||
5.1 | Лес в работе народных умельцев | 1 | 1 | |||
5.2 | Лесные мотивы | 1 | 1 | |||
5.3. | Животные и растения в народном творчестве | 1 | 1 | |||
5.4 | Лесная палитра | 1 | 1 | |||
5.5. | Лес — кормилец и врачеватель | 1 | 1 | |||
Всего часов: | 34 | 12 | 24 |
Тематическое планирование
1-й год обучения
Тема 1. Первые шаги по тропинке открытий
Готовимся наблюдать и изучать
Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе:
полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных,
справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника:
запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений.
Какие качества необходимы юному исследователю
Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество.
Учимся наблюдать
Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать?
Тренируем наблюдательность
Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом
наперёд», «Прогулка вслепую» и др.
Десять заповедей друзей леса
Знакомство с правилами поведения на природе на основе анализа заповедей, составленных учёным-экологом Ф. Тасси.
Тема 2. Природа в наших ощущениях
Как мы воспринимаем окружающий мир
Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром.
Тренируем органы чувств
Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса.
Какого цвета лес?
Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета — основного цвета леса, коричневого —цвета коры и почвы, голубого — цвета неба.
Что такое гармония?
Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность».Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм.
Рисуем впечатления
Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр.
Учимся пользоваться приборами
Использование различных оптических приборов — биноклей, ручных
и бинокулярных луп, микроскопов — для изучения различных микро-
и макрообъектов.
«Микроскоп» из пластикового стаканчика
Изготовление модели, позволяющей понять принцип действия увеличивающих линз микроскопа. Изготовление простейшего «микроскопа»из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.
Игра «Давайте познакомимся»
Игра проводится с использованием «чёрного ящика» — «волшебного мешочка», в котором находятся пластиковые игрушки небольшого размера из различных наборов (дикие и домашние животные, морские обитатели, насекомые и т. п.). Дети садятся в круг и по очереди «вслепую»достают одну игрушку и на ощупь определяют название животного. Если возникают затруднения, учитель задаёт наводящие вопросы. Затем каждый участник игры готовит небольшое (три-четыре предложения) выступление от имени этого животного, представляя его наиболее интересным образом.
Тема 3. Геометрия живой природы
Что такое симметрия?
Элементарные представления о симметрии. Ось симметрии. Основные типы симметрии: двусторонняя и лучевая. Симметрия в природе. Двусторонняя симметрия в различных органах животных и строении растений. Использование прямоугольного карманного зеркальца для определения типа симметрии у различных природных объектов (листья, цветки, насекомые и др.).
Лучевая симметрия
Лучевая симметрия в строении растений и органов животных. Цветки растений, имеющие различное количество лучей симметрии (остролист — три луча, пастушья сумка — четыре, яблоня, шиповник — пять и т. д.). Животные, имеющие лучевую симметрию: гидры, актинии, медузы. Связь образа жизни и типа симметрии живых организмов.
Живая спираль
Примеры спирали в живой и неживой природе (рога винторого козла, барана, раковины моллюсков; сворачивающиеся спиралью змеи, хвост хамелеона и т. п.). Примеры спирального расположения отдельных органов растений и животных: расположение листьев на побеге, почек на
клубне картофеля. Спираль в движении, росте и развитии растений (усики растений, бутоны цветков, листья в растительной почке, вайи папоротника и др.). Спираль как способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве (ножки грибов, побеги растений).
Такие разные листья
Строение листьев растений: листовая пластинка и черешок. Разнообразие форм листьев деревьев и кустарников. Сопоставление формы листьев с геометрическими фигурами (овальные, треугольные, круглые и т. д.) и другими объектами окружающего мира.
Различаем деревья по кроне
Описание разнообразия форм кроны деревьев и кустарников. Используются наиболее широко распространённые виды: берёза, липа, тополь, клён, яблоня, сосна, ель, можжевельник. Обращается внимание на то, что в условиях города или на дачном участке человек часто изменяет форму кроны в декоративных или иных целях, используя для этого обрезку.
О кронах, густых и ажурных
Определение различной степени густоты кроны деревьев и кустарников с использованием простейшей трёхбалльной шкалы (густая, средняя, сквозистая).
Организм и среда обитания
Выявление на доступных примерах зависимости особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.
Тема 4. Природа и её обитатели
Учимся планировать наблюдение
Поэтапное обсуждение с учителем плана наблюдений. Планирование
конкретных наблюдений за растениями в соответствии с целью, постав-
ленной учителем или предложенной учениками.
Наблюдаем за животными
Наблюдения за животными (насекомыми, птицами, домашними питомцами) по согласованному с учителем плану.
Изучаем условия обитания растений
Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений — одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д.).
Всё связано со всем
Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.).
Изучаем поведение животных и растений
Выявление в ходе наблюдений особенностей поведения живых организмов. Обращается особое внимание на то, что и у растений также можно изучать поведение: это разнообразные формы движения побегов и листьев, открывание и закрывание цветков и т. п.
Чья «столовая»?
Изучение типов повреждений растений насекомыми, грибами и микроорганизмами.
Что и кто влияет на живой организм?
Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания, от видов растений и животных, существующих в ближайшем окружении.
Выявление примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.
Тема 5. Лесные ремёсла
Лес в работе народных умельцев
Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по де-
реву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение.
Лесные мотивы
Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павлово-посадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиево-посадские матрёшки.
Животные и растения в народном творчестве
Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным(отношения неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.).
Лесная палитра
Растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.
Лес — кормилец и врачеватель
Лесное «меню». Лекарственные растения леса
Тематическое планирование
2-й год обучения
Тема 1. Дом, в котором я живу
Поговорим о доме
Цель занятия: раскрыть прямое значение понятия «дом», показать
родственность понятий «дом» и «душа», «духовность». Основные понятия: дом, кров, уют.
«Была у лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная…»
Цель занятия: расширить понятие «дом», показать, что животные (на-
секомые, рыбы, пресмыкающиеся, птицы, звери) также нуждаются в убежище. Основные понятия: дом, убежище, экология (наука о «доме»).
Мой дом — моя крепость
Цель занятия: познакомить школьников с историей жилища чело-
века, показать зависимость типа жилища от природных условий и образа
жизни людей; провести аналогию между понятиями «дом человека»
и «убежище (дом) животных». Основные понятия: жилище (дом) чело-
века, постоянное жилище, переносное жилище.
«Что нам стоит дом построить...»
Цель занятия: познакомить детей с тем, как решается проблема обеспечения людей жилищем. Основные понятия: строительные материалы,
многоэтажный дом, коттедж, право на жильё.
«А у нас в квартире газ, а у вас?»
Цель занятия: познакомить школьников с работой основных систем
жизнеобеспечения жилого дома. Основные понятия: вода, электроэнергия, экономное использование ресурсов.
Дом — это не только стены
Цель занятия: раскрыть взаимное влияние в системе «человек — жилище». Основные понятия: домашняя обстановка, уют, семейные традиции, семейные праздники.
«О кувшинах, выросших на грядке, и не только...»
Цель занятия: познакомить школьников с историей различных предметов домашнего обихода, показать преимущества использования природных материалов. Основные понятия: домашняя утварь, посуда, природные материалы, синтетические материалы.
«Своя рубашка ближе к телу»
Цель занятия: познакомить учащихся с историей одежды, раскрыть
преимущества использования природных материалов при её изготовлении. Основные понятия: одежда, обувь, природные материалы, синтетические материалы, экологический стиль одежды.
Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги
Цель занятия: познакомить школьников с тем, какой ущерб природе
наносят люди, стремящиеся удовлетворить своё желание оригинальности или наживы. Основные понятия: украшения, истребление животных,
браконьерство, исчезающие виды.
«Чудо в перьях»
Цель занятия: показать школьникам на конкретных примерах, как
неразумные потребности человека приводят к исчезновению некоторых видов птиц. Основные понятия: украшения, браконьерство, исчезающие виды.
Тема 2. О городах и горожанах
Дом тянется к дому — получается город
В ходе беседы уточняется понятие «город». Учащиеся вспоминают,
какова роль городов в истории нашей страны, называют первые города.
Основные понятия: поселения человека, город.
Как «растёт» город
Цель занятия состоит в том, чтобы выявить основную тенденцию настоя-
щего времени — стремительный рост городов и городского населения. В ходе беседы выявляются последствия роста городов для природы. Основные понятия: город, «расползание» города, последствия «расползания» городов.
Как «живёт» город
В ходе занятия школьники создают простейшую модель взаимодействия города и прилегающих к нему территорий. Эта модель позволяет
проанализировать, что поступает в город (продукты, сырьё, топливо
и т. п.) и что город «возвращает» в окружающую среду (в первую очередь
различные промышленные и бытовые отходы).
«Сначала человек строит город, а потом...»
В ходе занятия школьники устанавливают, в чём заключается влияние
городской среды на современного человека. Особенно важна эта тема для тех, кто живёт в крупных городах. Основные понятия: город, городские жители.
Будущее города — город будущего
Основная цель занятия — показать учащимся, что будущее нельзя
предсказать, но его можно спрогнозировать. Прогноз составляется на основе анализа самых разнообразных показателей, характеризующих состояние города. Основные понятия: будущее, футурология, сценарии
развития будущего.
Тема 3. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии
О том, что общего между тобой, механическими часами
и Солнечной системой
Цель занятия: дать детям элементарные представления о системе. Основные понятия: элемент, система, биологические системы, факторы
окружающей среды.
От кочки до оболочки
Цель занятия: систематизировать представления учащихся о разнообразии экосистем. Основные понятия: экосистема, природные экосистемы, искусственные экосистемы, модель экосистемы.
Под пологом леса
Расширяются представления школьников о лесных экосистемах.
Устанавливаются закономерности распределения лесных систем на планете. Выявляются общие для всех лесов признаки. Основные понятия:
лесные экосистемы, ярусы леса, тропические леса, леса умеренной зоны,
тайга.
«Всяк кулик своё болото хвалит»
Цель занятия — раскрыть значение болот для поддержания равновесия в природе. Основные понятия: верховые болота, низинные болота,
переходные болота.
Для кого пуста пустыня?
Пустыни и полупустыни — небольшая по территории природная зона
России. Вместе с тем экосистемы пустынь включают все основные компоненты экосистемы, здесь действуют общие для всех экосистем законы.
Основные понятия: песчаная пустыня, каменистая пустыня, оазис, ночной образ жизни.
О белых куропатках, полярных совах и маленьких леммингах, удививших учёных
Занятие строится по принципу сравнения экстремальных природных
условий в пустыне и в тундре. Основные понятия: тундра, вечная мерзлота.
Кто живёт рядом с нами?
В ходе занятия учащиеся устанавливают, почему город является эко-
системой. Устанавливаются основные компоненты городских экосистем.
Расширяются представления школьников о животном мире городов. Основные понятия: животный мир городов.
«И кормилица, и вдохновительница»
На занятии расширяются представления учащихся о роли природы
в жизни человека. Основные понятия: потребности человека, духовные
потребности, материальные потребности.
Там, где ступала нога человека
Систематизируются представления школьников о положительном
и отрицательном влиянии человека на природу. Основные понятия: раз-
рушение природных экосистем, исчезнувшие виды, исчезающие виды.
Тема 4. В сетях жизни
Соседи по планете
Школьники знакомятся с основными видами биологического разнообразия (видовым и экосистемным). Основные понятия: биоэкология, биосфера, приспособленность.
О нитях, сплетающихся в сети
На занятии учащиеся моделируют взаимоотношения видов в экосистеме. Основные понятия: травоядные, хищники, всеядные животные,
цепи питания, сети питания.
Вместе безопаснее
Одно из правил взаимодействия в природе — взаимовыгодные отношения внутри одного вида. Основные понятия: группа, взаимопомощь.
«И вместе не тесно, и врозь — скучно»
На занятии анализируются примеры взаимовыгодного сотрудничества между различными видами. Основные понятия: взаимная польза, сотрудничество.
«Информатика» для волка
На занятии расширяются представления учащихся о способах обмена
информацией между живыми организмами. Основные понятия: общение, обмен информацией, способы передачи информации.
Школа под открытым небом
Учащиеся знакомятся с примерами обучения молодняка у некоторых
животных. Выясняется, какое это имеет значение для выживания потомства и вида в целом. Основные понятия: обучение, игра, урок.
Тема 5. Общий дом — общие проблемы
Наши общие проблемы
На этом занятии понятие «дом» рассматривается в глобальном значении — наша планета как дом всех жителей Земли. Раскрывается основной
тезис: общий дом — общие проблемы. Основные понятия: глобальная
экология, глобальные экологические проблемы.
Что происходит с отходами, которые производят люди?
Знакомство с основными способами утилизации и переработки отходов. Основные понятия: бытовые отходы, промышленные отходы, повторное использование, вторичная переработка.
Будь достойным жителем Земли
В ходе занятия создаются условия для того, чтобы школьники могли
сделать вывод о необходимости личного участия каждого жителя нашей
планеты для сохранения нашего общего дома — планеты Земля. Составляются правила, которым необходимо следовать в повседневной жизни,
чтобы не наносить ущерба природе.
Содержание программы
1-й год обучения «Экология в красках и формах»
Первые шаги по тропинке открытий
Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе:
полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных,
справочники, карта местности и др.
Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка
наблюдаемых явлений. Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество. Наблюдение — основной метод работы
на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать?
Десять заповедей друзей леса, составленные учёным-экологом
Ф. Тасси.
Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом
наперёд», «Прогулка вслепую» и др.
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, повязки на глаза из плотной материи (из расчёта одна повязка на
двух детей), аудиокассеты с записью звуков природы.
Универсальные учебные действия:
—работать с различными приборами и оборудованием, необходимыми для проведения в природе наблюдений и измерений;
—использовать полевой дневник для записи и/или зарисовки наблюдаемых объектов или явлений;
—вырабатывать в себе личностные качества, необходимые для работы на природе (внимательность, терпение, точность, сотрудничество);
—применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни;
—выполнять измерения различных величин (на примере массы или
температуры);
—составлять план проведения простейшего исследования (под руководством учителя).
Природа в наших ощущениях
Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов
чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром. Восприятие цвета и формы различных при-
родных объектов.
Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета — основного цвета леса, коричневого — цвета коры и почвы или голубого — цвета неба.
Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность».
Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных
частей, пропорциональность форм.
Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими вы-
разить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр.
Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение
объектов по заданным признакам. Использование оптических приборов — биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов — для из-
учения различных микро- и макрообъектов. Изготовление простейшего
«микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.
Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса. Игра «Давайте познакомимся» (выступление от имени какого-нибудь животного или растения, направленное на преодоление негативного отношения к нему).
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш,
ластик, бумага для акварели, акварельные и гуашевые краски, тушь, кисточки и перья, аудиозаписи звуков природы, повязки на глаза, кар-
точки-задания, пластмассовые или картонные стаканчики из-под пищевых продуктов, тонкая полиэтиленовая плёнка, цветные резиновые колечки.
Универсальные учебные действия:
—изучать и развивать возможности органов чувств как источника ин-
формации об окружающей среде;
—проводить наблюдения за природными объектами;
—работать с различными приборами и инструментами, необходимыми для проведения наблюдений и измерений;
—изготавливать простейшие модели приборов;
—составлять описания объекта изучения;
—выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения
с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм и т. п.;
—оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
Геометрия живой природы
Живые организмы и симметрия. Двусторонняя и лучевая симметрия
в строении различных органов животных и растений.
Спираль в движении, росте и развитии растений и животных — способ
достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве.
Описывая спираль, растут побеги; двигаясь по спирали, раскрываются лепестки цветков, развёртываются побеги папоротника; спиральное расположение почек и листьев на побеге.
Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Различная степень густоты кроны: густая, средняя, сквозистая.
Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных
от условий среды обитания и образа жизни.
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, карманное зеркальце прямоугольной формы, разноцветные нити
длиной 25–30 см, карточки-задания, листы плотной бумаги, широкий
прозрачный скотч, цветные карандаши, фломастеры, аудиокассеты с записью звуков природы.
Универсальные учебные действия:
—выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных
объектов;
—соотносить форму и свойства различных природных объектов;
—выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;
—применять простейшие оценочные шкалы для характеристики со-
стояния природных объектов;
—устанавливать зависимость особенностей внешнего строения
живых организмов от внешних факторов среды.
Природа и её обитатели
Наблюдения за растениями и животными (по выбору). Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений) — одиночные
или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д. Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). Особенности поведения.
Изучение типов повреждений растений насекомыми и микроорганизмами. Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания.
Подвижные игры: «Белки, сойки и орехи», «Найди свой дом».
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, повязки на глаза, карточки-задания, листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч.
Универсальные учебные действия:
—планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными
объектами;
—составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;
—находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.
Лесные ремёсла
Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по де-
реву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение.
Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павлово-посадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская
игрушка, сергиевопо-садские матрёшки.
Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными
и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным
(отношение неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.).
Лесная палитра: растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.
Лес — кормилец и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения леса.
Экскурсии: посещение местных памятников архитектуры, садово-паркового искусства или иных интересных с точки зрения изучаемой
темы объектов; посещение мастерских народного промысла, студий художников.
Универсальные учебные действия:
—приводить примеры использования различных природных мате-
риалов при изготовлении изделий народного промысла;
—различать предметы наиболее известных народных промыслов;
—приводить примеры антропоморфизма в устном народном творчестве.
Примерные объекты экскурсий
1. Ближайший лес, лесопарк или иные зелёные насаждения, в значительной степени соответствующие естественным лесным сообществам,
характерным для данной местности.
2. Памятники садово-паркового искусства.
3. Памятники природы.
4. Мастерские народного промысла, студии художников.
5. Краеведческий, этнографический, минералогический, зоологический и иные музеи, соответствующие изучаемой тематике.
6. Выставки пейзажной и анималистической живописи; фотовыставки, посвящённые природе.
7. Зоопарк, зоовыставка, террариум, зоологический уголок и т. п.
8. Ботанический сад, дендрарий, зимний сад и т. п.
9. Лаборатория экологического мониторинга, станция защиты растений.
10. Ближайший заказник, национальный парк, заповедник.
Содержание программы
2-й год обучения «Дом, в котором я живу»
Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда
Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества.
От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать. Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего
«дома» — планеты Земля.
Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды.
Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление
одежды и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких мате-
риалов строят дома различные народы. Постоянные жилища: вигвам,
иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища: юрта, чум, палатка.
Общие требования, которые предъявляет человек к жилищу: надёжная
защита от неблагоприятных погодных факторов (низких или высоких
температур, осадков, сильного ветра); доступность природных строи-
тельных материалов.
Элементарные представления об экологии жилища. Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов. Новые
строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесно-стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье
человека.
Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов —одно из условий сохранения окружающей среды.
Преимущества и недостатки малоэтажной застройки.
«Экологический дом» — дом, не наносящий ущерба окружающей
среде. Использование при его строительстве экологически безопасных для
здоровья людей материалов, хорошо удерживающих тепло, а также специальных конструкций, позволяющих улавливать энергию солнца и ветра.
Домашняя обстановка. Предметы домашнего обихода. Чистота, по-
рядок и уют в доме. Семейные традиции и семейные праздники.
Одежда и обувь, их назначение: защита от неблагоприятных воздействий окружающей среды, утверждение положения человека в обществе —
принадлежность к определённому классу (касте, клану), профессии и т. п.
Зависимость покроя одежды и используемых для её изготовления мате-
риалов от природных условий. Природные материалы, используемые для
пошива, окраски и декорирования одежды и обуви: натуральный мех, кожа, замша; ткани из растительных, шерстяных, шёлковых и смешанных волокон. Синтетические ткани. «Экологический стиль» в манере одеваться.
Стремление украшать себя и своё жилище — одна из древнейших потребностей человека. Первобытные «коллекционеры». Находки в пещерах первобытных людей — окаменевшие раковины, кристаллы кварца,
различные минералы, букеты цветов. Первые украшения: фигурки из
обожжённой глины, изделия из бивней мамонта, костяные изображения
зверей и птиц. Животные, исчезнувшие с лица Земли или ставшие редкими из-за стремления человека украшать себя или своё жилище красивым мехом, перьями, чучелами животных.
Браконьерство. Международные соглашения по запрещению торговли редкими (экзотическими) видами.
Наблюдения: изучение убежищ различных видов животных, встречающихся в городе, — насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек, стрижей,воробьёв, ворон), млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.).
Практические работы: «Домашняя инвентаризация», «Дом, в котором я бы хотел жить» (разработка проекта), «Мой гардероб».
Игры: «Мы строим дом», «Дом экологической моды».
О городах и горожанах: человек в городе
Кочевой образ жизни древних племён. Переход некоторых племён
к осёдлой жизни, возникновение первых поселений. Появление городов.
Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость
к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных мате-
риалов (камень, глина, древесина и т. п.), возможность торговать с соседями и др. Города-государства.
Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за
счёт прилегающих к ним природных территорий.
«Расползание» городов — одна из причин разрушения мест обитания
растений, животных и других организмов.
Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо.
Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, под-
земных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых
и промышленных отходов. Проблема шума в городе.
Разные города — разные люди: влияние города на образ жизни, характер, настроение, культурный уровень его жителей.
Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека.
Футурология — наука о будущем. Научные прогнозы дальнейшего
развития городов. Проблемы, которые необходимо решить архитекторам
и градостроителям в связи с постоянным ростом численности городского
населения планеты. Различные проекты городов будущего.
Наблюдения: изучение уровня шума в различных районах города.
Практические работы: определение загрязнения воздуха в городе
по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластинках, смазанных вазелином.
Игры: проектирование микрорайона школы с учётом потребностей
его жителей.
О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии:
как устроены экологические системы
Система — одно из ключевых понятий экологии. Система как множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений и т. п.). Элемент — составная часть системы. Разнообразие систем.
Биологические системы: системы органов растений, животных, человека.
Организм как система.
Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные
экосистемы. Различие между естественными и созданными человеком
экосистемами. Моделирование экосистем. Аквариум — модель природ-
ной экосистемы.
Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес —один из наиболее распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная система. Болото — переходный тип между водными и наземными экосистемами. Тундра и пустыня — экосистемы, сложившиеся в сложных климатических условиях; их сходство и различие. Природа как источник различных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Материальные и духовные потребности.
Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.
Наблюдения: выявление связей организма и окружающей его среды
(на примере наблюдений за растениями и животными города); выявление элементов, входящих в экосистему (по выбору учащегося).
Практические работы:
—«Я и моя окружающая среда»: выявление объектов, с которыми прямо
или косвенно связан ребёнок; ранжирование их по степени значимости;
—изготовление модели, демонстрирующей распускание цветков водных растений;
—изготовление модели, имитирующей какой-либо объект или явление (по выбору учащегося);
—составление композиции из комнатных растений.
Игры: дидактические игры из серии «Найди свой дом» («Лесные эко-
системы»); «Экологический театр», «Узнай меня».
В сетях жизни: многообразие экологических связей
Биологическая экология — наука, изучающая взаимозависимость и взаимодействие организмов (или их совокупностей — популяций, сообществ и т. п.) и окружающей их среды. Простейшая классификация экологических связей: связи между живыми существами и неживой природой; связи между организмами (внутри одного вида и между различными видами).
Пищевые связи в экосистеме. Растения — производители органического вещества. Травоядные и хищники. Всеядные животные. Животные-падальщики. Цепи питания. Сети питания. Элементарные представления
о пищевой пирамиде. Роль грибов и почвенных микроорганизмов в эко-
системе.
Внутривидовые отношения. Временные и постоянные группы животных: семьи, стаи, стада, колонии и т. п. Взаимопомощь в группе: совместные поиски корма, защита от врагов, забота о потомстве, о больных и раненых.
Взаимовыгодные отношения и сотрудничество между различными видами: муравьи и тля; рак-отшельник, актиния и многощетинковый червь; мёдоед и мёдоуказчик и др.
Общение животных. Способы передачи информации: окраска, звуковые сигналы, запахи, язык поз и движений.
Передача информации от взрослых животных потомству. Подражание и обучение. Игра — один из способов усвоения навыков поведения,
необходимых в дальнейшей жизни.
Наблюдения: внутривидовые и межвидовые отношения на примере
поведения птиц (голубей, ворон, воробьёв, уток и других птиц, обитающих в городе), кошек и собак; обучение потомства у млекопитающих и птиц, встречающихся в городе.
Практические работы: оригами «Птица». Моделирование отношений в птичьей стае.
Игры: «Популяция оленей», «Белки, сойки и орехи», «Найди свою семью», «Опасные цепочки», «Экологический театр».
Общий дом — общие проблемы:
почему возникают и как решаются экологические проблемы
Увеличение численности населения планеты. Необходимость производства всё большего количества продовольственных и промышленных товаров. Рост потребностей человека. Экологические проблемы становятся глобальными — «всеобщими», охватывающими весь земной шар. Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.
Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами). Переработка и повторное использование бытовых отходов.
Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.
Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды:
изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к при-
обретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п.
Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.
Наблюдения: выявление наиболее замусоренных территорий в го-
роде (микрорайоне); установление причин замусоренности (основные
виды мусора, кто больше мусорит и т. п.).
Практические работы: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии.
Игры: аукцион идей «Вторая жизнь отходов».
Учебно-методические средства обучения
- Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
- Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.
- Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.
- Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
- Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.
- Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996.
- Ишутинов Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2000. -- № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности по экологии в 5 классе
Курс, рассчитанный на 56 академических часов (порядок прохождения тематических занятий руководитель определяет самостоятельно), включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Основы экологии» для 5 классов на 2013-2014 учебный год
Цель программы - формирование и развитие экологически сообразного поведения у школьников.Задачи:· Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях ...
рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог для 1 класса
Даннаяй программа для первого года обучения в школе.Она знакомит ребят с окружащим миром и дает первые понятия по кологии...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Юный Эколог"
Внеурочная деятельность "Юный эколог" 5-9 классы( рабочая программа)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" 5 класс.
Материал можно использовать для организации внеурочной деятельности по экологии....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс»...
Рабочая программа КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» с организацией полевых практических занятий экологической направленности для детей 14-16 лет
Рабочая программа разработана в опорой на Программу курса биологии «Введение в общую биологию. 9 класс» В.В. Пасечника (разделы «Экосистемный уровень» и «Биосферный урове...