Календарно-тематическое планирование по биологии для 5 класса по программе И.Н.Пономаревой
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему
Используется как дополнение к рабочей программе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_5_kl_ponomareva_108word_9.doc | 268 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Дата | Раздел программы, количество часов. Тема урока | Основные виды деятельности обучающихся. | Планируемые результаты | |||
план | факт | Личностные | Предметные | Метапредметные ( УУД) | |||
Глава 1. Биология – наука о живой природе(8 часов) | |||||||
1 | Наука о живой природе. | Выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов, оценивать её значение. Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных. Характеризовать особенности и значение науки биологии. Анализировать задачи, стоящие перед учёными-биологами Познакомиться с правилами работы в кабинете биологии. Методы: Индивидуальная, фронтальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой. Словесный, наглядный, частично-поисковый. | формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении домашних растений и животных, делать выводы о роли этих организмов в жизни человека. | формирование умения видеть проблему (происхождение культурных растений и животных), строить рассуждения, использовать речевые средства для отстаивания своей точки зрения. | Познавательные: знание определений наук, изучающих живое, задач, стоящих перед учёными-биологами задач; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. Регулятивные: Следовать установленным строить монологическое формулировать собственное задавать вопросы. | ||
2 | Свойства живого. | Характеризовать свойства живых организмов. Сравнивать проявление свойств живого и неживого. Анализировать стадии развития растительных и животных организмов, используя рисунок учебника. Характеризовать органы живого организма и их функции, используя рисунок учебника. Методы: Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль. Наглядный, словесный. Демонстрация. | Формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого. | умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм) | Познавательные: использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа. Обосновывать необходимость подвижного образа жизни. Регулятивные: выполнять учебные действия в Коммуникативные: допускать возможность . | ||
3 | Методы изучения природы. | Различать и характеризовать методы изучения живой природы. Осваивать способы оформления результатов исследования. Методы: Индивидуальная, работа в парах, группах. Самостоятельная работа, изучение нового материала, контроль знаний. | Приобретение знаний основных правил отношения к живой природе при знакомстве с методами её изучения. | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем; умение сравнивать, анализировать, выявлять целесообразность использования тех или иных методов исследования. | Познавательные: знание методов изучения природы; использование знаково-символические Регулятивные: осуществлять итоговый и адекватно воспринимать Коммуникативные: строить монологическое | ||
4 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов» | Объяснять назначение увеличительных приборов. Различать ручную и штативную лупы, знать величину получаемого с их помощью увеличения. Изучать устройство микроскопа и соблюдать правила работы с микроскопом. Сравнивать увеличение лупы и микроскопа. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием Методы: Фронтальный, индивидуальный, работа в парах. Приобретение знаний. Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов» | Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов. | умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений об изобретении микроскопа и открытии клеточного строения организмов. | Познавательные: проводить сравнение, сериацию и Регулятивные: следовать установленным осуществлять итоговый и Коммуникативные: учитывать другое мнение и | ||
5 | Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений». | Выявлять части клетки на рисунках учебника, характеризовать их значение. Сравнивать животную и растительную клетки, находить черты их сходства и различия. Наблюдать части и органоиды клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа и описывать их. Обобщать и фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием. Методы: Наглядный, словесный. Приобретение знаний. Работа в парах. Взаимоконтроль. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений». | Формирование умения сравнивать клетки растений и животных, растительные и животные ткани, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия. | формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР, микропрепараты) при изучении клетки и тканей живых организмов. овладение основами исследовательской деятельности при выполнении лабораторной работы по изучению клеток различных растений. | Познавательные; 1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2) анализ объектов с целью выделения признаков Регулятивные: планировать свои действия в Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия | ||
6 | Химический состав клетки | Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма. Наблюдать демонстрацию опытов учителем, анализировать их результаты, делать выводы. Методы: Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний. Демонстрация /опыты по обнаружению воды и органических веществ в растениях./ | Умение анализировать увиденные опыты по обнаружению веществ, входящих в состав клеток растений, делать выводы о наличии органических и минеральных веществ. | умение извлекать информацию из различных источников(учебник, ЭОР, справочник, опыт), анализировать её, делать выводы. | Познавательные: выявление существенных признаков (химический состав) живых организмов; приведение доказательств родства всех живых организмов исходя из особенностей химического состава клетки. Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Коммуникативные; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | ||
7 | Процессы жизнедеятельности клетки. | Оценивать значение питания, дыхания, размножения для жизнедеятельности клетки. Характеризовать биологическое значение понятия «обмен веществ». Объяснять сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события. Устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника. Аргументировать вывод о том, что Методы: Фронтальный, индивидуальный, словесный, наглядный. Приобретение и контроль знаний, самоконтроль. Демонстрация /микропрепарат «митоз в корешках лука» /. | Умение строить рассуждения о клетке как живой системе, анализируя информацию о процессах жизнедеятельности клетки.
| умение адекватно использовать речевые средства при аргументировании вывода о клетке как живой системе. | Познавательные: выделение существенных признаков живого: обмена веществ в клетке, деления, роста, развития; соблюдение правил работы с микроскопом во время демонстрации микропрепарата. Регулятивные: планировать свои действия в Коммуникативные: строить монологическое | ||
8 | Обобщающий урок по теме. Великие естествоиспытатели. | Анализировать информацию учителя о выдающихся учёных-естествоиспытателях. Называть имена отечественных учёных, внёсших важный вклад в развитие биологии. Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества. Рисовать (моделировать) схему строения клетки. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения. Методы: Индивидуальная. Работа в группах. Сообщения учащихся, работа с учебником. Контроль знаний. | Знание основных правил отношения к живой природе; умение анализировать информацию, содержащуюся в заданиях, делать выводы, применять знания в новых ситуациях. | умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений и презентаций об учёных-естествоис-пытателях; умение адекватно использовать речевые средства при изложении материала; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем. | Познавательные: выделение существенных признаков живых систем, клеток и тканей животных и растений, процессов, протекающих в клетке; различение на рисунках органоидов клетки, тканей растений и животных; знание правил работы с микроскопом, умение готовить микропрепарат. Регулятивные: выполнять учебные действия в Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | ||
Глава 2. Многообразие живых организмов( 12 часов) | |||||||
9 | Царства живой природы. | Объяснять сущность термина «классификация». Определять предмет науки систематики. Различать основные таксоны классификации — «царство» и «вид». Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации. Устанавливать связь между царствами живой природы на схеме, приведённой в учебнике. Выделять отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов. Методы: Фронтальная, индивидуальная, групповая Словесный, наглядный, проблемное изложение, беседа. Приобретение и первичный контроль знаний. | Реализация установок здо-рового образа жизни в про-цессе изучения материала о вирусных инфекциях и их профилак-тике; развитие интеллектуальных умений анализировать особенности живых орга-низмов и определять их принадлежность к царствам природы. | умение работать с дополнительной литературой, оформлять результаты в виде сообщений или к/презентаций, грамотно излагать дополнительный материал. | Познавательные: приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний, ВИЧ-инфекции; умение определять принадлежность организмов к определённой систематической группе. Регулятивные: уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям Коммуникативные: Умение грамотно и доходчиво объяснять свою мысль. | ||
10 | Бактерии: строение и жизнедеятельность. | Характеризовать особенности строения бактерий. Описывать разнообразные формы бактериальных клеток на рисунке учебника. Различать понятия: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты». Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерии как прокариот. Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе. Методы: Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, беседа. Словесный, наглядный. Приобретение знаний. | Реализация установок здорового образа жизни в процессе изучения материала о бактериальных инфекциях и их профилактике | умение работать с различными источниками информации (печатными и электронными) | Позавательные: выявление сущест-венных признаков прокариот и эукари-от; определение при-надлежности бакте-рий к прокариотам; различение на рисун-ках частей бактери-альной клетки; выявление сущест-венных признаков автотрофов и гетеро-трофов, их роли в природе. Регулятивные: уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. | ||
11 | Значение бактерий в природе и жизни человека. | Характеризовать важную роль бактерий в природе. Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Выявлять наличие фотосинтеза у цианобактерии, оценивать его значение для природы. Различать бактерии по их роли в природе и жизни человека. Характеризовать полезную деятельность бактерий, их использование в народном хозяйстве. Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий. Методы: Индивидуальная, фронтальная. Сообщения учащихся, беседа, работа с учебником. Приобретение знаний. Первичный контроль знаний, само и взаимоконтроль. | Реализовать установки здорового образа жизни на примере положительного воздействия закаливающих процедур в профилактике воздушно-капельных инфекций. | умение работать с различными источниками информации (печатными и электронными); развивать способность выбирать целевые установки на сохранение и укрепление своего здоровья, соблюдая меры профилактики инфекционных заболеваний. | Познавательные: приведение доказа-тельств необходимос-ти профилактических мер для сохранения здоровья; формирова-ние представлений о роли бактерий в кру-говороте веществ и превращении энергии в экосистемах; объяс-нение роли бактерий в практической деятельности человека; освоение приёмов первой доврачебной помощи в случае пищевого отравления. Коммуникативные: строить монологическое Регулятивные: планировать свои действия в | ||
12 | Царство Растений. | Характеризовать главные признаки растений. Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Выявлять на рисунке учебника различия между растениями разных систематических групп. Методы: Групповая, фронтальная. Проектный метод. Приобретение знаний, само и взаимоконтроль. | Развитие умения сравнивать живые объекты, анализировать особенности их строения и делать выводы об усложнении в строении растений от водорослей к покрытосемянным. | умение работать с разными источниками информации; умение преобразовывать информацию в ходе работы над мини-проектами; умение работать в команде при создании проектов и их защите; умение грамотно излагать свою точку зрения. | Познавательные: выделение сущест-венных признаков растений; определе-ние различных рас-тений к определён-ным систематичес-ким группам; выявле-ние существенных признаков споровых и семенных расте-ний; умение сравни-вать клетки растений и бактерий и делать умозаключения об усложнении строения клетки растений; овладение умением оценивать с эстети-ческой тз растения различных групп. Регулятивные: планировать свои действия в Коммуникативные: строить монологическое | ||
13 | Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растения» | Различать и называть части побега цветкового растения. Определять расположение почек на побеге цветкового растения. Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге. Устанавливать местоположение шишки. Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны). Фиксировать результаты наблюдений в тетради. Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений. Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием Методы: Работа в парах, индивидуальная. Приобретение и закреп-е знаний. Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением растения» | Развитие умений сравнения биологических объектов, умения делать выводы о многообразии и значении различных видов побегов.
| развитие коммуникативных свойств в ходе выполнения работы в парах; умение осуществлять простейшие исследования; умение преобразовывать информацию из одного вида в другой в ходе вы-полнения лабораторной работы. | Познавательные: определение существенных признаков семенных растений; различение на таблицах, рисунках, гербариях, живых экземплярах органов цветкового и голосемянного растений; формирование умения работать с биологическими приборами и инструментами. Регулятивные: планировать свои действия в Коммуникативные; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия | ||
14 | Царство Животных. | Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных на рисунках учебника. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Объяснять роль животных в жизни человека и в природе. Характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных. Методы: Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный. Приобретение и первичный контроль знаний. | Формирование эстетического отношения к живой природе при знакомстве с различными животными.
| умение работать с разными источниками информации, анализировать информацию, классифицировать живые объекты. | Познавательные: выделение сущест-венных признаков одноклеточных и многоклеточных организмов их роли в круговороте веществ и превращении энер-гии в экосистемах; объяснение роли различных животных в жизни человека; различение на рисун-ках и таблицах растений различных типов и классов; оценивание с эстетической точки зрения различных животных. Регулятивные: следовать установленным осуществлять итоговый и Коммуникативные; учитывать другое мнение и | ||
15 | Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных» | Готовить микропрепарат культуры инфузорий. Изучать живые организмы под микроскопом при малом увеличении. Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей. Фиксировать результаты наблюдений в тетради. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Методы: Индивидуальная, работа в парах. Закрепление ЗУН. Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных» | Формирование познавательных интересов в ходе наблюдении за животными, сравнения их способов передвижения, вывода о зависимости способа передвижения от среды обитания; развитие эстетического отношения к живой природе. | умение работать с различными источниками информации; умение работать в парах; умение наблюдать, делать выводы и заключения из увиденного. | Познавательные: развитие умения сравнивать биологи-ческие объекты, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; овладение методами биологической науки (наблюдение, сравне-ние); соблюдение правил работы в кабинете биологии. Регулятивные: Планировать свои действия и пути достижения целей. Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | ||
16 | Грибы. | Устанавливать сходство грибов с растениями и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов. Различать понятия: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», «грибокорень», пояснять их примерами Методы: Индивидуальная, работа в группах. Словесный, наглядный. Приобретение знаний. | Знание основных правил отношения к живой природе на примере сбора грибов; развитие умения анализировать информацию об особенностях грибов и делать выводы. | умение работать с различными источниками информации; связано и грамотно излагать информацию. | Познавательные: выделение сущест-венных признаков царства грибы; разли-чение на рисунках, таблицах частей тела гриба; овладение методами биологи-ческих исследований в процессе постанов-ки опыта по выращи-ванию плесневых грибов (дома) и объяснению их результатов. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно Коммуникативные: задавать вопросы; контролировать действия партнера | ||
17 | Многообразие и значение грибов. | Характеризовать строение шляпочных грибов. Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые. Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника. Объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин». Распознавать съедобные и ядовитые грибы на таблицах и рисунках учебника. Участвовать в совместном обсуждении правил сбора и использования грибов. Объяснять значение грибов для человека и для природы Методы: Характеризовать строение шляпочных грибов. Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые. Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника. Объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин». Распознавать съедобные и ядовитые грибы на таблицах и рисунках учебника. Участвовать в совместном обсуждении правил сбора и использования грибов. Объяснять значение грибов для человека и для природы Методы; Индивидуальная, фронтальная, групповая. Беседа, сообщения учащихся. Демонстрация /строение мукора под микроскопом/. | Реализация установок ЗОЖ при изучении материала о значении грибов в жизни человека.
| умение осуществлять исследования (выращивание плесени, изучение, сравнение), анализировать полученные результаты, аргументировано излагать их | Познавательные: выделение существенных признаков грибов, значение грибов в круговороте веществ, в жизни человека; различение на рисунках и муляжах съедобных и ядовитых грибов; освоение приёмов оказания первой помощи при отравлении грибами; выявление мер профилактики грибковых заболеваний. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Коммуникативные: формулировать собственное | ||
18 | Лишайники. | Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников — симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника. Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека Методы: Фронтальная, индивидуальная. Работа с книгой, беседа, рассказ. Словесный, наглядный. Приобретение знаний. | Формирование познавательного интереса в ходе изучения симбиотического организма; умение анализировать информацию, делать выводы.
| выбор информации о строении, особенностях жизнедеятельности лишайников их различных источников, структурирование её. | Познавательные: выделение сущест-венных признаков лишайников как симбиотических организмов их роли в круговороте веществ и образовании гуму-са; приведение дока-зательств влияния факторов окружаю-щей среды на разви-тие лишайников (чистота воздуха); различение на рисун-ках и среди гербар-ных экземпляров различных типов лишайников. Регулятивные: планировать свои действия в Коммуникативные: строить монологическое | ||
19 | Значение живых организмов в природе и жизни человека. | Определять значение животных и растений в природе и жизни человека по рисункам учебника. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом Методы: Индивидуальная, групповая, фронтальная. Сообщения учащихся. Приобретение и углубление знаний. | Мотивация на изучение живой природы, частью которой является человек; эстетическое отношение к объектам живой природы.
| структурирование материала, полученного их различных источников информации; умение грамотно излагать материал; развитие способностей выбирать целевые установки по отношению к живой природе. | Познавательные: приведение доказа-тельств взаимосвязи человека и окружаю-щей среды; необхо-димости защиты окружающей среды; различение на таблицах и рисунках животных и расте-ний, нуждающихся в охране, знание основных правил поведения в природ. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | ||
20 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов» | Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. Методы: Индивидуальная, фронтальная. Контроль знаний, самоконтроль. Проектная деятельность: «От вируса…… до человека…». | формирование интеллектуальных умений строить рассуждения, анализировать, делать выводы при выполнении заданий.
| умение аргументировать свою точку зрения, связанно излагать материал. | Познавательные: продемонстрировать ЗУН по темам. Регулятивные: выполнять учебные действия в Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | ||
Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля( 8 часов) | |||||||
21 | Среды жизни планеты Земля. | Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Характеризовать организмов-паразитов, изображённых на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина. Методы: Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний, взаимоконтроль. Проектный метод. | Формирование познавательных интересов и интеллектуальных умений сравнения, анализа, явлений и живых объектов и умения делать выводы в ходе работы над мини-проектами («Кто такие гидробионты?», «Да будет свет?», «Солнце, воздух и вода, получается…среда», «Паразиты и их дом»). | развитие навыков проектной деятельности, умения структурировать материал, грамотно и аргументировано его излагать: умение работать с различными источниками информации; развитие коммуникативных качеств. | Познавательные: выделение существенных признаков различных сред обитания; выявление взаимосвязи между условиями среды и особенностями организмов; сравнение биологических объектов, обитателей различных сред; умение оценить живые объекты с эстетической точки зрения. Регулятивные: планировать свои действия в Коммуникативные: Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | ||
22 | Экологические факторы среды. | Различать понятия: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Характеризовать действие различных факторов среды на организмы, приводить примеры собственных наблюдений. Аргументировать деятельность человека в природе как антропогенный фактор Методы: Индивидуальный, фронтальный. Приобретение знаний, контроль и самоконтроль. Словесные, наглядные. | Развитие умения анализа данных, сравнения действия различных факторов на живые организмы.
| развитие способности выбирать смысловые установки в поступках по отношению к живой природе. | Познавательные: объяснение места и роль человека в природе, последствий его хозяйственной деятельности для природных биогеоценозов; знание основных правил поведения в природе. Регулятивные: следовать установленным Коммуникативные: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем | ||
23 | Приспособления организмов к жизни в природе. | Выявлять взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Объяснять причины сезонных изменений у организмов, приводить примеры собственных наблюдений. Характеризовать приспособленность животных и растений к среде обитания по рисункам учебника. Методы: Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний. Взаимоконтроль. Сообщения учащихся. | Развитие интеллектуальных умений сравнивать и оценивать действие факторов среды на организмы; формирование эстетического отношения к организмам.
| умение работать с различными источниками информации, оценивать, преобразовывать из одной формы в другую (сообщения, презентации); умение аргументировано излагать свою точку зрения; умение работать в парах при осуществлении взаимоконтроля. | Познавательные: выявление изменчивости организмов как приспособленности к среде обитания; умение оценивать биологические объекты с эстетической точки зрения. Регулятивные: различать способ и результат действия. Коммуникативные: Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | ||
24 | Природные сообщества. | Определять понятие «пищевая цепь». Анализировать элементы круговорота веществ на рисунке учебника. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ. Различать понятия: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество». Характеризовать разные природные сообщества. Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе. Методы: Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний. | Развитие умения анализировать роль организмов в экосистемах и пищевых цепях, делать выводы о последствиях нарушения равновесия в биогеоценозах.
| умение выбирать целевые установки в действиях человека по отношению к живой природе; умение преобразовывать информацию из одной формы(текст учебника, ЭОР) в другую (рисунок, сообщение). | Познавательные: выделение существенных признаков экосистем, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; выявление типов взаимодействия различных видов организмов в природе. Регулятивные: выполнять учебные действия в Коммуникативные: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем. | ||
25 | Природные зоны России. | Определять понятие «природная зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Объяснять роль Красной книги в охране природы, приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством. Методы: Индивидуальная, фронтальная. Словесные. Беседа, работа с учебником. Приобретение знаний. | Формирование эстетического отношения к живой природе» развитие умения анализировать условия в различных климатических зонах, делать выводы о приспособленности организмов.
| формирование способности выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях по отношению к живой природе; работать с различными источниками информации. | Познавательные: приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей различных климатических зон. Регулятивные: выполнять учебные действия в Коммуникативные: договариваться и приходить | ||
26 | Жизнь организмов на разных материках. | Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять понятие «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания. Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника. Анализировать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарке, ботаническом саду, музее. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле. Методы: Работа в группах, фронтальная. Словесные, наглядные. Сообщения учащихся, беседа, рассказ. Приобретение знаний. | Формирование эстетического отношения к живой природе; умения анализировать особенности живых объектов на различных материках.
| умение использовать различные источники информации, преобразовывать её, грамотно и связано излагать её. | Познавательные: приведение доказа-тельств необходи-мости защиты окружающей среды, значения биологи-ческого разнообразия для сохранения биосферы; различе-ние на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей различных матери-ков; анализ и оценка последствий деятель-ности человека в природе. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
27 | Жизнь организмов в морях и океанах. | Описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника. Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб. Оценивать значение планктона для других живых организмов по рисунку учебника. Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания. Методы: Индивидуальная, фронтальная. Словесные, наглядные. Работа с учебником, сообщения учащихся, беседа. Приобретение знаний. | Формирование эстетического отношения к живой природе; умения анализировать особенности живых объектов в водной среде.
| умение использовать различные источники информации, преобразовывать её, грамотно и связано излагать её. | Познавательные: приведение доказа-тельств необходи-мости защиты окру-жающей среды, значения биологичес-кого разнообразия для сохранения биосферы; различе-ние на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей водоёмов; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. Регулятивные: выполнять учебные действия в Коммуникативные: договариваться и приходить | ||
28 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля» | Принимать участие в обсуждении проблемных вопросов. Строить схему круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала темы Методы: Фронтальная, индивидуальная, работа в группах. Проектный метод. Контроль знаний. | Диагностика степени сформированности интеллектуальных умений анализа, синтеза информации.
| умение аргументировано излагать свои знания, анализировать и оценивать информацию, содержащуюся в контрольных заданиях. | Познавательные: диагностика ЗУН по теме. Регулятивные: выполнять учебные действия в Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | ||
Глава 4. Человек на планете Земля ( 4 часа) | |||||||
29 | Как появился человек на Земле. | Характеризовать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Выделять особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев. Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника. Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Характеризовать существенные признаки современного человека. Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека. Доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития Методы: Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, рассказ, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний. | Формирование уважительного отношения к истории человечества, освоение социальных норм и правил поведения.
| умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий: работать с текстом учебника или ЭОР. | Познавательные: аргументация родства человека с млекопи-тающими животны-ми; различение на таблицах различных стадий развития человека; умение определять принад-лежность человека к определённой систе-матической группе. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. | ||
30 | Как человек изменял природу. | Анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить доказательства воздействия человека на природу. Выявлять причины сокращения лесов, объяснять ценность лесопосадок. Аргументировать необходимость охраны природы. Обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле Методы; Фронтальная, индивидуальная. Работа в группах. Словесные, наглядные. Рассказ, беседа, к/презентация. Приобретение знаний. | Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; формирование личностных представлений о ценности природы; осознание общности и значимости глобальных экологических проблем. | развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в ходе достижения результата; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем. | Познавательные: аргументация взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы. Регулятивные: вносить необходимые Коммуникативные владение монологической и диалогической формами речи. | ||
31 | Важность охраны живого мира планеты. | Называть животных, истреблённых человеком. Характеризовать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Объяснять причины сокращения и истребления некоторых видов животных, приводить примеры. Объяснять значение Красной книги, заповедников. Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных. Методы: Работа с текстом (техника смыслового чтения) | Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; формирование личностных представлений о ценности природы; осознание общности и значимости глобальных экологических проблем. | умение получать информацию из различных источников и преобразовывать из одного вида в другой. | Познавательные: аргументация взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы. Регулятивные: адекватно воспринимать Коммуникативные: допускать возможность | ||
32 | Сохраним богатство живого мира. | Аргументировать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе. Приводить примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами. Методы: Работа в группах. Проектный метод. | Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем в сфере охраны природы на основе личного выбора; формирование нравственного поведения и ответственного отношения к собственным поступкам в природе. | умение организовывать учебное сотрудничество с учениками и учителем, работать индивидуально и в группе, находить общее решение; работа с различными источниками информации; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. | Познавательные: формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем. Регулятивные: Планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной ситуации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||
Повторение | |||||||
33 | Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса. | Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса. Использовать учебные действия для формулировки ответов. Методы: Индивидуальная. | Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ ЗОД и здоровьесберегающих технологий. | умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. | Познавательные: проверка ЗУН за курс 5 класса. Регулятивные: выполнять учебные действия в Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | ||
34 | Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение эксперимент. Экскурсия | Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе. Анализировать содержание выбранных на лето заданий Экскурсия «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира». | Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ ЗОД и здоровьесберегающих технологий. Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем в сфере охраны природы на основе личного выбора; формирование нравственного поведения и ответственного отношения к собственным поступкам в природе. | умение организовывать учебное сотрудничество с учениками и учителем, работать индивидуально и в группе, находить общее решение; работа с различными источниками информации; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. | Познавательные: выделение сущест-венных признаков экосистем, кругово-рота веществ и прев-ращения энергии в экосистемах; выяв-ление типов взаимо-действия различных видов организмов в природе; формирова-ние основ экологи-ческой грамотности: способности оцени-вать последствия деятельности челове-ка в природе; форми-рование представле-ний о значении био-логических наук в решении локальных и глобальных экологи-ческих проблем; аргументация взаи-мосвязи человека и окружающей среды, необходимости защи-ты окружающей среды, значения био-логического разнооб-разия для сохранения биосферы. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной Коммуникативные допускать возможность | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс по программе В.В.Пасечника
Календарно-тематическое планирование по биологии для 7 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основе П...
Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс (по программе В.В.Пасечника)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника и предназначена для 8 классов....
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое планирование курса «Биология» 9 класс (авторы учебника: И.Н.Пономарева,О.А.Корнилова,Н.М.Чернова)
Календарно-тематическое планирование курса «Биология» 9 класс...
Рабочая программа по биологии 6 класс по программе И.Н.Пономаревой
Рабочая прогамма 6класс по учебнику :Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники; учебник 6 класса общеобразовательных учреждений И.Н. Пономарева, О,А. Корнилаева, В.С. Кучменко М. Вента –Гра...
Рабочая программа по биологии 7 класс по программе И.Н.Пономаревой
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В...
Рабочая программа по биологии 8 класс по программе И.Н.Пономаревой
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В...