Урок биологии "Отряды птиц: Куриные и Совы"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Борзунова Ольга

Урок биологии в 7 классе в технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" по теме "Отряды птиц Куриные и Совы". Представлена технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_sayt.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Борзунова Ольга Анатольевна

Учитель биологии

МБОУ «Самусьский лицей»

Класс: 7

Тема урока: Многообразие птиц. Отряды Куриные и Дневные хищные птицы.

Тип урока: изучение нового материала

Формы  обучения: урок

Виды обучения: объяснительно-иллюстративное, проблемное

Ведущий метод обучения: проблемный

Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо

Методы преподавания:

  1. Словесные (работа с текстом, выступления учащихся)
  2. Наглядные (мультимедийная презентация)
  3. Практические (выполнение заданий)
  4. Использование технических средств обучения

Виды деятельности:

  1. Сравнение объектов
  2. Классификация объектов
  3. Перекодирование (слово-образ)
  4. Самостоятельная работа с текстом  учебника (методика «Инсерт»)
  5. Методика «Верю - не верю»
  6. Методика «Знаю-узнал»
  7. Структурирование материала в виде таблицы
  8. Представление творческой работы (сообщение с мультимедийной презентацией)

Цели урока: 

  • изучение многообразия птиц на примере отрядов Куриные и Дневные хищные птицы;
  • создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления.

Образовательные задачи: 

  • организовать изучение и обеспечить понимание учащимися особенностей птиц отрядов Куриные и Дневные хищные птицы,

Воспитательные задачи: 

  • создать условия для увлечённого учения.

Развивающие задачи:  

  • продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать и обобщать полученную информацию.
  • Формирование понятийного аппарата
  • Развитие образного мышления, навыков перекодирования (слово → образ)
  • Расширения кругозора в области орнитологии

Оборудование:  

  • учебник «Биология. Животные. 7 класс», В.В. Латюшин, В.А. Шапкин, 2010.
  • Компьютер
  • Мультипроектор
  • Карточки с заданиями (Приложение1)


Этап урока

Содержание учебного материала

 Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

Цель

 1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

- Здравствуйте, ребята. Проверьте, пожалуйста, вашу готовность к уроку. А теперь давайте посмотрим в окно и попробуем найти ответ на следующую загадку:

Вёрст не считала,
По дорогам не ездила,
А за морем бывала.

Присаживайтесь на свои места. Мы продолжим разговор о птицах.

 Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Смотрят в окно, отгадывают загадку

Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу.

 2. Сообщение цели урока

(1 минута)

Слайд №1

Предыдущий  урок был дистанционным и вы самостоятельно начали изучение многообразия птиц. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Представители каких отрядов птиц здесь изображены?  

Цель урока: продолжить изучение многообразия птиц.

Сообщает цель урока

Называют цель урока

Определяют отряды по представит елям: Пингвины, Гусеобразные, Воробьинообразные

Целеполагание

3. Повторение пройденного материала

(10 минут)

Слайд №3

Но для начала – устная разминка для мозга.

1 задание.

  1. вставьте пропущенные буквы в терминах и дайте им определения
  2.  запишите в тетрадь новые термины
  3. Какие из терминов относятся к размножению птиц?

орн_тология

гн_здовые птицы

пер_летные птицы

м_грация

выв_дковые птицы

к_чующие птицы

_седлые птицы

арх_оптерикс

половой д_м_рфизм

Дает задание, проверяет правильность его выполнения. Объясняет, зачем это делают.

Работают с терминами: читают термин, проговаривают пропущенные буквы, дают определение термину.

Группируют термины.

Пробуют самостоятельно сформулировать определение. Записывают в тетрадь.

Миграции- перемещение животных из одной среды обитания в другую.

Половой диморфизм- внешнее различия между самцом и самкой

Развитие навыков грамотного написания терминов, работа с понятийным аппаратом, развитие долговременной памяти

Слайд №4

2 задание. Из представленных на экране иллюстраций птиц назовите:

А) номер и вид любых пяти гнездовых птиц

Б)  назовите всех представителей выводковых птиц

В) назовите птиц, у которых развит половой диморфизм

Дает задание, проверяет правильность его выполнения. Объясняет, зачем это делают.

Работают с образом. Отвечают на вопросы учителя.

Развитие навыков группирования и перекодирования по принципу образ→слово

Слайд №5

3 задание. О ком идет речь?

1.        Бесшумный полет, способны видеть в темноте, острый слух (совы)

2.        Вес 14 кг, прекрасно плавает и ныряет, имеет кожистый мешок под клювом (пеликан)

3.        Боги послали эту птицу за водой, но она не выполнила поручение, увлеклась по дороге спелым инжиром. За это Боги наказали его неприятным голосом. (ворон)

4.        Обитают по всему миру, везде, где море смыкается с сушей, шумные, задиристые, порой агрессивные (чайки)

5.        Как люди могут радоваться и огорчаться, тосковать, играть, развлекаться и хитрить (попугаи)

6.        Самая маленькая птичка в России (королек)

7.        Эта птица отлично ныряет и может ходить по дну (оляпка)

Зачитывает описание птиц

Узнают вид птицы на изображениях.

Отдых для глаз. Развитие образного мышления.

Развитие навыков перекодирования по принципу слово→ образ.

4. СТАДИЯ «ВЫЗОВ» (создание ситуации потребности узнать что-то новое)

(1 минута)

Слайд №6

4 задание. Что в черном ящике?

Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как с этой. Одни народы возвеличивали ее, другие проклинали. В средние века церковь объявила эту птицу "нечистым животным", слугой дьявола. Что это за птица? (сова). Определите систематическое положение этой птицы. Ястребиная сова.

Здесь заканчивается шестой слайд

Читает описание птицы. Задает вопрос: «Что это за птица?»

обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

 Достает фигурку совы из коробки.

Узнают птицу по описанию учителя, определяют ее систематическое положение

Развитие навыков перекодирования и классификации

5. СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЯ»

( 6 минут)

Слайд №7

Следующая группа птиц, с корой нам предстоит познакомиться – отряд Совы.

Откройте тетради, запишите число на полях рядом с таблицей. Запишите название в таблицу «Отряд Совы». Изучать этот отряд мы будем с помощью приема «ИНСЕРТ». Читаем с пометками на полях учебника стр. 147 карандашом. Не забудьте стереть записи после работы!

?  -не понятно, или хочу узнать  подробнее

-  я думал иначе

+ новое для меня

V мне это известно

Что запишем в характеристику отряда?

Слайд №8

Из предложенных птиц выберите тех, которые принадлежат к отряду Совы. Запишите представителей в тетрадь.

Слайд №9 рассказ учащегося

Дает задание и инструкцию по приему «Инсерт». После проведенной учащимися работы дает им возможность высказаться с помощью вопросов:

-Что вас удивило, вы думали об этом иначе?

- какая информация была для вас абсолютно новой?

- что было не понятно?

- о чем бы хотели узнать больше?

Записывают число, название отряда Читают текст учебника делая пометки по инструкции.

Характеристика отряда:

Мощный загнутый клюв, острые загнутые когти, рыхлое оперение по всему телу, бесшумный полет, хорошо видят в темноте, очень подвижная голова

Развитие навыков классификации и группировки. Развитие навыков работы с текстом

Слайд №10

На какие две группы можно разделить оставшихся птиц?

Слайд №11

Что вы знаете о Куриных?

Дает задание по методу «Знаю-Хочу узнать -Узнал».

Тезисно записывает на доске все высказывания учащихся «ЗНАЮ»

Для экономии времени учащиеся работают устно. Называют признаки, которые определяют визуально, а также используя имеющиеся знания

Развитие навыков выделения существенных признаков.

(

Слайд №12

Одна из групп называется отряд Куриные. Запишите «Отряд Куриные».  Работа с видеофрагментом

7.07 видео до 11.00 минут

При необходимости делает акценты в выступлении учащейся, помогая учащимся выбрать необходимый материал для написания характеристики

Записывают общую характеристику

Развитие навыков самостоятельной работы с дополнительными источниками информации, монологической речи (для докладчика) Развития внимания, умения выделять существенные признаки при  аудиальном восприятии материала

Слайд №13 Что вы узнали о куриных птицах?

Корректирует ответы учащихся

Выявляют новые знания

обобщение

7. СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ».

(10 минут)

Слайд №14

Подошло время подвести итоги. Выполняем 2 задания.

Задание 1. «Верно - не верно». Выберите верные утверждения (вместе):

  1. Рябчики, глухари, тетерева – куриные птицы.
  2. У Куриных крепкие ноги для ловли добычи
  3. У  Сов  птенцы выводятся голые, слепые и беспомощные.
  4. У Сов хорошо развит половой диморфизм
  5. Куриные – в основном перелетные птицы
  6. У павлина птенцы выводкового типа
  7. Неясыть – это представитель отр. Куриные
  8. Гнезда куропатки устраивают на земле

Задание 2.  

1. Самый крупный представитель куриных?

  1. Курица
  2. Индейка
  3. Перепелка

2. Размер клюва куриных

  1. Очень длинный
  2. Короткий
  3. Длинный

3. Густое, но рыхлое оперение сплошь покрывает их тело, голову, ноги до когтей

  1. совы
  2. Воробьинообразные
  3. куриные

4. Голова очень подвижная, может поворачиваться на 300 градусов

  1. совы
  2. куриные
  3. дневные хищники

5. Эти лесные птицы средних и северных поясов в зимний период зарываются в снег для того, чтобы переждать мороз. Назовите этих птиц.

  1. синица, дятел
  2. глухарь, тетерев
  3. дрофа, страус
  4. воробей, куропатка

6. Какие из перечисленных птиц относятся к отряду Куриных? 1) голубь, 2) скворец, 3) утка, 4) пингвин, 5) лебедь, 6) фазан, 7) жаворонок, 8) перепелка

  1. 1,6,8
  2. 3,6,8
  3. 3,4,7
  4. 6,8

7. Определите представителей отряда сов. 1) дятел, 2) сыч, 3) филин, 4) рябчик, 5) гриф, 6) сипуха, 7) пустельга, 8) сокол, 9) глухарь, 10) тетерев

  1. 1, 9, 10

б. 2, 3, 6

в. 5, 7, 8

г. 4, 8, 10

Раздает карточки с тестом. Определяет критерии оценки, записывает их на доске. После выполнения учащимися работы

называет правильные ответы: верные суждения под № 1,3,6, 8

Задание 2.

А-2,5,9,13,14        

Б- 3,8,15

Выставляет оценки в журнал.

Выполняют тестовое задания.

Взаимопроверка по критериям, написанным на доске.

Проверка уровня усвоенных знаний. Выставление оценок за урок.

8. Домашнее задание

Учить конспект в тетради

 

Записывает домашнее задание на доске

Записывают домашнее задание в дневник


Список использованных печатных источников:

  1. В. В. Латюшин, В.А. Шапкин, Биология. Животные., Москва, Дрофа, 2000.
  2. А. Теремов, В Рохлов, Занимательная зоология, Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1999.
  3. Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в учебном процессе. Методическое пособие., составитель Т.В. Седнева.- Томск, 2008.

Изображения сети Интернет:

http://zooclub.ru/birds/vidy/564.shtml

http://baza-polyanka.ru/dostoinstva-goroda-fokino.html

http://www.photostart.info/showphoto.php?category=20&code=480

http://m.interfax.by/article/43245

http://www.fullhdoboi.ru/photo/animals/zamechatelnyj_vorobej/3-0-29613

http://zooclub.ru/birds/4.shtml

http://www.symbolsbook.ru/Article.aspx?id=352

http://lola1405.uol.ua/text/4276943/golubonogaya-olusha-ptitsa-s-krasivymi-lapkami/

http://faunazoo.ru/sova-belaya-polyarnaya

http://usiter.com/post.php?mir=20741

http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post130110028/

http://photographers.com.ua/pictures/show/moxnonogij_sych_538176/

http://www.zoopicture.ru/vencenosnaya-kuropatka/

http://photo.simatika.ru/photo/Phasianus_colchicus/4212

http://puzzleit.ru/puzzles/view/18786

http://www.cartoonclipartfree.com/Cliparts_Free/Schule_Free/Cartoon_Clipart_Free_Page_4.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: «Куриное яйцо»

Цель:Дать представление о строении куриного яйца, о составе питательных веществ, входящих в него, о виде, качестве и вкусе вареного яйца «вкрутую».Научить отваривать яйцо «вкрутую» и оформ...

Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."

Тема:  "Общая характеристика и особенности  строения класса птиц"  является актуальной для формирования восприятия  материалистического мировоззрения  , помогает сформировать ...

Проект урока «Роль птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц».

Фестиваль открытых уроков.Педагогическая цель – формирование экологической культуры у учащихся в процессе изучения птиц. Организация их охраны и привлечение.Практическая  цель – изготовление корм...

Урок биологии в 7 классе. Тема урока: Значение птиц в природе и жизни человека. Птицеводство. Охрана птиц.

Цель урока :формировать знания обучающихся о значении птиц, их охрану и миграционные процессы; раскрыть  роль птиц в экосистемах и хозяйстве человека; продолжать формировать умение обобщать, сопо...

Презентация к уроку математики "Путешествие с мудрой совой"

Презентация к уроку математики в 7 классе коррекционной школы с использованием интерактивных заданий....

Развитие монологический речи учащихся с использованием приёмов ТРКМ на уроках русского языка (приём «Мудрые совы»)

      Развитие монологической речи учащихся – актуальная проблема в современном обществе, т.к. связная речь является необходимым условием успешного обучения ребенка в школе...