Рабочая программа биология 7класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования; в соответствии с программой основного общего образования по биологии (авторы В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Пакулова) Москва: Дрофа 2011г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_biologiya_7kl.doc | 228 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования; в соответствии с программой основного общего образования по биологии (авторы В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Пакулова) Москва: Дрофа 2011г.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение курса биологии 7 класса направлено на достижение следующих целей:
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Специфика учебного предмета
Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.
Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.
Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем.
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.
В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7кл., Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2011год.
По БУП общеобразовательная программа по биологии для 7 класса рассчитана на 2 часа в неделю; из расчета 35 рабочих недель – 70 часов. В рабочей программе предусмотрено проведение 3-х экскурсий, 7 лабораторных работ, 4 контрольных работы.
Учебно-методическое обеспечение
1. Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7кл., Учебн. для общеобразоват. учебн. заведений. М.: Дрофа, 2005, 2.Латюшин В. В., Ламехова Е. А. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7кл. – М.: Дрофа.
3. Весы учебные с гирями до 200г.
4. Комплект приборов, посуды и принадлежностей для микроскопирования.
5. Комплект скелетов позвоночных животных.
6. Набор моделей по строению позвоночных животных.
7. Набор моделей по строению беспозвоночных животных.
8. Комплект карточек «Циклы развития паразитических червей».
9. Комплект карточек «Среда обитания живых организмов и насекомых».
10. Комплект муляжей «Позвоночные животные».
11. Библиотека электронных наглядных пособий – БИОЛОГИЯ (6 – 9 класс), Изд. «Кирилл и Мефодий» 2003 г.;
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:
Называть: - общие признаки живых организмов;
- признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; царств, типов и классов животных;
- причины и результаты эволюции;
Приводить примеры: - усложнения растений и животных в процессе эволюции;
- природных и искусственных сообществ;
- изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
- наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;
Характеризовать: - строение и функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
- деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
- строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного и животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;
- обмен веществ и превращение энергии;
- роль ферментов и витаминов в организме;
- особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
- дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
- иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
- размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
- вирусы как неклеточные формы жизни;
- среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
- природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
- искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;
Обосновывать: - взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
- родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
- особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
- роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
- влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомков;
- меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушение осанки, плоскостопия;
- влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
- роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
Распознавать: - организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
- клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных и человека;
- наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;
Сравнивать: - строение и функции клеток растений и животных;
- организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
- семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;
Применять знания: - о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
- о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
- о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
- о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
- о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов; приспособленности организмов и многообразия видов;
Делать выводы: - о клеточном строении организмов всех царств; о родстве и единстве органического мира; об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции. О происхождении человека от животных;
Наблюдать: сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;
- результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;
Соблюдать правила: приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
- наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
- проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;
- бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
- здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
Содержание учебного предмета, курса
Тема 1. Общие сведения о животном мире (2 часа)
Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Методы изучения животных.
Среды жизни и места обитания животных. Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным. Охрана животного мира. Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга.
Систематика животных. Основные систематические категории животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.
Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.
Роль зоологии в практической деятельности людей.
Тема 2. Многообразие животных (37 часов)
Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.
2.1. Подцарство Простейшие (2 часа)
Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.
Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.
Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.
Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.
Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Вакцинация людей, выезжающих далеко за пределы.
Значение простейших в природе и жизни человека.
2.2. Тип Губки (1 час)
Классы губок. Роль губок в природе и жизни человека.
2.3. Тип кишечнополостные (1час)
Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто- и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.
Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
2.4. Типы червей:
Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (4 часа)
Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.
Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.
Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.
Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.
Понятие паразитизм и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.
Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.
Значение червей и их место в истории развития животного мира.
Лабораторные работа «Знакомство с многообразием кольчатых червей»2.5. Тип Моллюски (2часа
Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.
Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.
Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.
Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.
2.6. Тип Иглокожие(1 час)
Классы иглокожих. Роль иглокожих в природе и жизни человека.
2.7. Тип Членистоногие (8 часов)
Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.
Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Оказание первой помощи при укусе клеща. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.
Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.
Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.
Лабораторные работы:
Знакомство с разнообразием ракообразных.
Изучение представителей отрядов насекомых.
Контрольная работа по теме «Многоклеточные беспозвоночные животные»
2.8. Тип Хордовые (19 часов)
Краткая характеристика типа хордовых.
Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.
Надкласс Рыбы (3 часа)
Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств.
Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявление у рыб. Понятие о популяции.
Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Запасы осетровых рыб и меры по восстановлению.
Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.
Промысловое значение рыб.. Основные группы промысловых рыб. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.
Рыборазводные заводы и их значение для экономики. Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.
Лабораторная работа « Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб».
Класс Земноводные (1час)
Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.
Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (2 часа)
Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.
Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.
Змеи: ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.
Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека.
Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.
Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.
Класс Птицы (5 часов)
Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.
Происхождение птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Распространение.
Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.
Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Многообразие птиц. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.
Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.
Лабораторные работы:
Изучение внешнего строения птицы.
Экскурсия. Знакомство с птицами окрестностей своей местности.
Класс Млекопитающие, или Звери (6 часов)
Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.
Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.
Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.
Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.
Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.
Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.
Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Разнообразие пород животных. Исторические особенности развития животноводства.
Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.
Контрольная работа по теме «Многоклеточные хордовые животные»
Тема 3. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (12 часов).
Функции покровов тела. Основные виды покровов тела.
Лабораторная работа: Изучение особенностей покровов тела.
Функции опорно – двигательной системы. Факторы эволюционных изменений ОДС. Особенности строения скелета позвоночных животных. Соединения костей. Строение сустава.
Способы передвижения. Виды движения. Приспособления к различным способам движения у животных. Полости тела.
Органы пищеварения. Обмен веществ. Значение питания. Функции пищеварительной системы. Процессы обмена веществ и превращения энергии.
Органы дыхания, функции органов дыхания. Газообмен. Пути и механизм поступления кислорода. Газообмен у животных разных систематических групп. Строение легких, увеличение дыхательной поверхности.
Кровеносная система. Кровь. Строение крови, форменные элементы крови. Гемоглобин. Типы кровеносных сосудов. Замкнутая и незамкнутая системы кровообращения. Жвижение крови по малому и большому кругам кровообращения. Строение сердца у различных животных. Функции крови.
Органы выделения, их строение. Почки. Пути удаления веществ из организма. Значение органов выделения. Изменение органов выделения в процессе эволюции.
Нервная система. Раздражимость. Функции нервной системы. Строение нервной клетки. Строение НС у различных животных. Строение головного мозга у позвоночных животных. Изменение нервной системы в процессе эволюции.
Поведение. Рефлекс, виды рефлексов. Инстинкт. Регуляция. Нервный импульс.
Органы чувств. Значение органов чувств. Основные виды чувствительности: равновесие, зрение, осязание, обоняние, слух, химическая чувствительность. Зависимость строения органов чувств от развития головного мозга.
Контрольная работа по теме «Взаимосвязь строения и функций организма»
Тема 4. Индивидуальное развитие животных ( 4 часа).
Размножение - свойство живых организмов. Способы размножения у животных: бесполое и половое. Органы размножения. Значение размножения. Строение половой системы животных: половые железы, половые пути. Гермафродиты. Влияние среды обитания на строение органов размножения. Внутреннее и внешнее оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Усложнение строения органов размножения в процессе эволюции. Периодизация и продолжительность жизни животных.
Лабораторная работа «Изучение стадий развития животных и определение их возраста»
Тема 5. Развитие животного мира на Земле (3 часа)
Историческое развитие животного мира. Доказательства эволюции животных: палеонтологические, эмбриологические. Сходство в строении зародышей животных. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Рудименты и атавизмы. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости развития природы и общества.
Дарвин о причинах эволюции животных. Результаты эволюции. Дивергенция. Разнообразие видов как результат эволюции.
Тема 6. Биоценозы (4 часа)
Естественные и искусственные биоценозы. Агробиоценозы. Структура биоценоза. Устойчивость биоценозов.
Факторы среды и их влияние на биоценозы. Среда обитания, экологические факторы.
Цепи питания. Поток энергии. Пищевая пирамида. Продуктивность биоценоза.
Взаимосвязь компонентов биоценоза. Трофические связи. Экологические группы животных по объектам питания.
Экскурсия «Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.»
Контрольная работа по теме «Развитие животного мира. Биоценозы»
Тема 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека ( 3 часа)
Воздействие человека на животных. Рациональное использование животных. Промысел. Одомашнивание животных. Селекция.
Законы РФ об охране животного мира. Система мониторинга.
Заповедники, заказники, памятники природы. Красная книга России и Ростовской области. Система мониторинга.
Раздел «Тематическое планирование»
Название темы | Кол-во часов | Лабораторные работы | Экскурсии | Контрольные работы | Экскурсии |
Введение. Общие сведения о животном мире. | 2 | ||||
Многообразие животных. | 38 | 5 | 1 | 2 | 1 |
Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных. | 14 | 1 | 1 | ||
Индивидуальное развитие животных. | 3 | 1 | |||
Развитие животного мира на Земле. | 4 | ||||
Биоценозы. | 4 | 2 | 2 | ||
Животный мир и хозяйственная деятельность человека. | 5 | 1 | |||
Итого | 70 | 7 | 3 | 4 | 3 |
Календарное планирование учебного предмета
№ п/п | Раздел. Тема урока. | Кол-во час | Дата | Практическая часть | |
план | факт | ||||
Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч.) | |||||
1 | История развития зоологии. | 1 | 01. 09 | ||
2 | Современная зоология и ее структура. | 1 | 06. 09 | ||
Многообразие животных (38 ч.) | |||||
3 | Простейшие. Корненожки. | 1 | 08. 09 | ||
4 | Простейшие. Инфузории. | 1 | 13. 09 | Демонстрация микропрепаратов простейших | |
5 | Многоклеточные организмы. Класс Губки. | 1 | 15. 09 | ||
6 | Тип Кишечнополостные. | 1 | 20. 09 | Демонстрация препаратов гидры | |
7 | Тип Плоские черви. | 1 | 22. 09 | ||
8 | Тип круглые черви. | 1 | 27. 09 | ||
9 | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые. | 1 | 29.09 | Л/р №1 Знакомство с многообразием кольчатых червей. | |
10 | Тип Кольчатые черви. Малощетинковые. | 1 | 04. 10 | ||
11 | Тип Моллюски. | 1 | 06. 10 | Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин. | |
12 | Классы моллюсков. | 1 | 11. 10 | ||
13 | Тип Иглокожие. | 1 | 13. 10 | Демонстрация представителей иглокожих | |
14 | Тип Членистоногие. Классы Ракообразные и Паукообразные. | 1 | 18. 10 | Л/р №2 Знакомство с разнообразием ракообразных. | |
15 | Класс Насекомые. | 1 | 20. 10 | Л/р №3 Изучение представителей отрядов насекомых. | |
16 | Отряды Насекомых: Таракановые, Прямокрылые, поденки. | 1 | 25. 10 | ||
17 | Отряды Насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. | 1 | 27. 10 | ||
18 | Отряды Насекомых: Равнокрылые, Двукрылые, Блохи. | 1 | 01.11 | ||
19 | Отряды Насекомых: Перепончатокрылые. | 1 | 10. 11 | ||
20 | Контрольная работа по теме: «Многоклеточные беспозвоночные животные». | 1 | 15. 11 | ||
21 | Тип Хордовые. Класс Ланцетники. | 1 | 17. 11 | ||
22 | Надкласс Рыбы, их многообразие. | 1 | 22. 11 | Л/р №4 Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб. | |
23 | Класс Хрящевые рыбы. | 1 | 24. 11 | ||
24 | Костные рыбы. | 1 | 29.11 | ||
25 | Класс Земноводные. Отряды: Безногие, Хвостатые. | 1 | 01.12 | ||
26 | Класс Пресмыкающиеся. Отряд Чешуйчатые. | 1 | 06. 12 | ||
27 | Класс Пресмыкающиеся. Отряды: Черепахи и Крокодилы. | 1 | 08. 12 | ||
28 | Класс Птицы. Отряд Пингвины. | 1 | 13. 12 | Л/р №5 Изучение внешнего строения птиц. | |
29 | Отряды птиц: Страусообразные, Гусеобразные. | 1 | 15. 12 | ||
30 | Отряды птиц: Дневные хищники, Совы, Куриные. | 1 | 20. 12 | ||
31 | Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые. | 1 | 22. 12 | ||
32 | Изучение многообразия птиц. | 1 | 27. 12 | Экскурсия №1 | |
33 | Класс Млекопитающие. | 1 | 29.12 | Демонстрация видеофильма | |
34 | Отряды Млекопитающих: Грызуны. | 1 | 12.01 | ||
35 | Отряды Млекопитающих: Китообразные, Хищные | 1 | 17. 01 | ||
36 | Отряды Млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные. | 1 | 19. 01 | ||
37 | Отряды Млекопитающих: Приматы. | 1 | 24. 01 | ||
38 | Контрольная работа по теме: «Многоклеточные хордовые животные». | 1 | 26. 01 | ||
Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 ч.) | |||||
39 | Покровы тела. | 1 | 31.01 | Л/р №6 Изучение особенностей различных покровов тела. | |
40 | Опорно-двигательная система. | 1 | 02.02 | Демонстрация моделей и муляжей | |
41 | Способы передвижения животных. Полости тела. | 1 | 07. 02 | ||
42 | Полости тела. | 1 | 09. 02 | ||
43 | Органы дыхания и газообмена. | 1 | 14. 02 | ||
44 | Органы пищеварения. | 1 | 16. 02 | ||
45 | Обмен веществ и превращение энергии. | 1 | 21. 02 | ||
46 | Кровеносная система. | 1 | 28.02 | ||
47 | Органы выделения. | 1 | 02. 03 | ||
48 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. | 1 | 07.03 | ||
49 | Органы чувств. | 1 | 09. 03 | ||
50 | Регуляция деятельности организма. | 1 | 14.03 | ||
52 | Продление рода. Органы размножения. | 1 | 16. 03 | ||
51 | Контрольная работа по теме: «Взаимосвязь строения и функций органов у животных» | 1 | 21. 03 | ||
Индивидуальное развитие животных (3 ч.) | |||||
53 | Способы размножения животных. Оплодотворение. | 1 | 23. 03 | ||
54 | Развитие животных с превращением и без превращения. | 1 | 04.04 | ||
55 | Периодизация и продолжительность жизни животных. | 1 | 06.04 | Л/р №7 Изучение стадий развития животных и определение их возраста. | |
Развитие животного мира на Земле (4 ч.) | |||||
56 | Доказательства эволюции животных. | 1 | 11. 04 | Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции. | |
57 | Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира. | 1 | 13. 04 | ||
58 | Многообразие видов как результат эволюции. | 1 | 18. 04 | ||
59 | Ареалы обитания. Миграции. | 1 | 20. 04 | ||
Биоценозы (4 ч.) | |||||
60 | Естественные и искусственные биоценозы. | 1 | 25. 04 | ||
61 | Факторы среды и их влияние на биоценозы. | 1 | 27. 04 | Экскурсия №2 «Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных» | |
62 | Цепи питания. Поток энергии. | 1 | 02.05 | ||
63 | Взаимосвязь компонентов биоценоза. | 1 | 04.05 | Экскурсия № 3 «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза» | |
Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 ч.) | |||||
64 | Воздействие человека и его деятельности на животный мир. | 1 | 09. 05 | ||
65 | Одомашнивание животных. Разведение и основы содержания. | 1 | 11. 05 | ||
66 | Законы России об охране окружающего мира. | 1 | 16. 05 | ||
67 | Контрольная работа по теме «Развитие животного мира» | 1 | 18. 05 | ||
68 | Летние задания. | 1 | 23. 05 | ||
69 | Повторение темы «Многообразие животных» | 1 | 25.05 | ||
70 | Обобщающее повторение всех изученных тем | 1 | 30.05 | . |
Лист коррекции и внесения изменений
Класс/ предмет | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа 7класс русский язык
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 7 А класса составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений «Русский язык», авторской программы для 5- 9 кл : Ладыж...
рабочая программа 7класс, 8класс
пояснительная записка,календарно-тематическое планирорвание,лист коррекции...
Рабочая программа 7класс геометрия
Рабочая программа по геометрии в 7 классе...
рабочая программа 7класс фгос
рабочая программа 7класс по учебнику кауфман фгос...
Рабочая программа 7класс Мерзляк
Рабочая программа составлена к учебнику Алгебра 7 класс (авторы Мерзляк, Полонский)...
рабочая программа 7класс
рабочая программа 7 класс...
Рабочая программа 7класс
Рабочая программа Starlight 7...