Основные процессы жизнедеятельности растений
методическая разработка по биологии на тему

Куликова Ольга Юрьевна

1. Технологическая карта урока

2. Призентация на тему "Основные процессы жизнедеятельности растений"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_rasteniy.pptx298.64 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx57.65 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раздел: Жизнь растений Тема: Основные процессы жизнедеятельности растений

Слайд 2

Процесс жизнедеятельности Органы, обеспечивающие этот процесс Значение процесса для растения Питание (минеральное) Фотосинтез Дыхание Испарение Размножение Процессы жизнедеятельности растений.

Слайд 3

Питание (минеральное) корни Обеспечивает растение водой и минеральными веществами.

Слайд 4

Фотосинтез листья Обеспечивает растение органическими веществами

Слайд 5

Дыхание листья Обеспечивает растение кислородом

Слайд 6

Испарение листья Передвижение веществ по растению

Слайд 7

Размножение цветок , вегетативные органы Увеличение числа растений

Слайд 8

Процесс жизнедеятельности Органы, обеспечивающие этот процесс Значение процесса для растения Питание (минеральное) корни Обеспечивает растение водой и минеральными веществами. Фотосинтез листья Обеспечивает растение органическими веществами Дыхание листья Обеспечивает растение кислородом Испарение листья Передвижение веществ по растению Размножение цветок, вегетативные органы Увеличение числа растений Процессы жизнедеятельности растений.

Слайд 9

Биологический диктант Корневая система растения поглощает из почвы _____ и ________с помощью ________. Благодаря корневым волоскам всасывающая поверхность корня _____________ в десятки и даже сотни раз. Корневые волоски работают как крохотные _________, которые всасывают из почвы воду с растворёнными в ней _______________ веществами. Зона всасывания подвижна, она меняет своё место в почве в зависимости от _________ корня. Корневые волоски живут несколько дней и отмирают. Зона всасывания возникает на вновь вырастающем участке корня. Биологический диктант: воду, корневых волосков, минеральные вещества , увеличивается, минеральными, насосы , роста,

Слайд 10

Биологический диктант Корневая система растения поглощает из почвы воду и минеральные вещества с помощью корневых волосков . Благодаря корневым волоскам всасывающая поверхность корня увеличивается в десятки и даже сотни раз. Корневые волоски работают как крохотные насосы , которые всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами. Зона всасывания подвижна, она меняет своё место в почве в зависимости от роста корня. Корневые волоски живут несколько дней и отмирают. Зона всасывания возникает на вновь вырастающем участке корня. 7-6 --- «5» 5 --- «4» 4 --- «3»

Слайд 11

Какие процессы жизнедеятельности изображены на слайде?

Слайд 12

Найдите ошибку 1.Потянулись птицы на юг, похолодало, приближались первые заморозки. Чтобы не погибнуть от недостатка влаги, все деревья сбрасывают листву. 2. Хорошо хвойным растениям. У них дереву не надо расставаться со своими листочками- иголками. Как появились, так и растут до старости. 3. «Куда подевался зеленый цвет у растений?» - спросила синичка мудрую сову. В землю ушел, чтобы на следующий год все снова окрасить? А куда на самом деле подевался зелёный цвет?

Слайд 13

Выберите верные суждения 1.Размножение заключается в уменьшении числа особей. 2.Размножение может быть половым и бесполым. 3.Спермии-неподвижные половые клетки. 4. При двойном оплодотворении из центральной клетки после слияния со спермием возникает зародыш. 5.При вегетативном размножении новая особь совершенно не похожа на родительскую. 6.При половом размножении новый организм образуется в результате слияния половых клеток (гамет).

Слайд 14

ключ 2 3 6

Слайд 15

Эталон для проверки А1) 2 А5) 4 А2) 3 А6) 3 А3) 4 А7) 4 А4) 4 А8) 4 8 -- «5» 7-6 -- «4» 5 -- «3» 4 -- «2»

Слайд 16

Рефлексия Урок прошел полезно, плодотворно Иногда на уроке мне было не интересно и не понятно Я не удовлетворен



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет    биология   Тема урока: Основные процессы жизнедеятельности растений

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Виды деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная

 Ресурсы:  учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал, компьютер, проектор, презентация разработанная учителем

Планируемые  результаты: 

Метапредметные:

-демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации,

- систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему

-подводить итог работы, формулировать выводы;

владеть коммуникативными умениями, опытом межличностной коммуникации;

- уметь корректно вести диалог и участвовать в дискуссии;

- выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на его функциональность;

Предметные:

- называть особенности строения и функции многоклеточного организма признаки взаимосвязи органов;

- распознать и описать на таблицах органы и системы органов: Растения  – целостный организм.

-взаимосвязь клеток, тканей и органов как основа целостности многоклеточного организма. –

учиться работать по предложенному плану

Личностные

-правильно инфицировать себя с позиции школьника;

- проявлять интеллектуальные способности

- умение не создавать конфликтов и находить выход из трудной ситуации;

- развитие мотивов учебной деятельности.

 

Цели: создание условий для повторения и систематизации знаний по основным процессам жизнедеятельности растений;

Задачи: образовательная - систематизировать знания об органах цветковых растений;

Развивающая – выявлять взаимосвязь между строением и функциями;

Воспитательная – воспитывать  познавательный интерес к предмету в рамках года экологии.

№ п/п

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД

I

Организационный

этап

Готовят учебные принадлежности

Здравствуйте, рада нашей новой встрече!

Вы настроились на урок, все школьные принадлежности  к уроку у вас есть.

Личностные

II

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Смотрят видео

Отвечают на вопрос

У нас сегодня не совсем обычный урок на нем присутствуют гости, и начнем мы его тоже необычно с видеофильма.

Ребята будьте внимательны, нужна ваша помощь (кто прав?)

- так какой вопрос был задан?

Мы постараемся ответить на этот вопрос в конце урока.

О чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?

Мы будем говорить об основных процессах жизнедеятельности растений.

Регулятивные (определяют цель)

Познавательные

Коммуникативные (участвуют в диалоге, высказывают свою точку зрения)

III

Актуализация знаний.

Слабый ученик перечисляет органы цветкового растения

Выполняют карточку №1

2. Каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведённое в правой колонке.

1. корень 2. Стебель 3. Лист 4. Цветок 5.Орган

А – один из органов растения, занимающий боковое положение и выполняющий функции фотосинтеза, газообмена и испарения.

Б – осевая часть побега, которая несёт на себе листья, почки и цветки.

В – осевой вегетативный орган растения, выполняющий функцию почвенного питания и закрепляющий растение в почве.

Г – орган размножения цветкового растения, из которого образуется плод с семенами.

Д – часть организма, выполняющая определённые функции и имеющая определённое строение, форму и расположение в организме.

Так кто принимал участие в споре? (слабый ученик)

Перечислите органы цветкового растения снизу вверх.

Карточка №1

Процесс жизнедеятель

ности

Органы, обеспечив этот процесс

Значение процесса для растения

Питание (почвенное)

Фотосинтез

Дыхание

Испарение

Размножение

Фронтальная проверка

Затем эталон (по очереди слайды)

Общий слайд

Познавательные (логически)

Причинно-следственные связи (дети устанавливают)

IV

Обобщение и систематизация знаний. Подготовка уч-ся к обобщенной деятельности.

Из листа вода поступает к клеткам основной ткани, содержащим … Через устьица к клеткам основной ткани поступает … В хлоропластах при участии света образуются … Происходит процесс … При этом выделяется газ …

устьица, углекислый газ, органические вещества, фотосинтез, кислород.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. У большинства растений устьичные клетки располагаются на нижней стороне листа. А как вы считаете: где находятся устьица у кувшинки и кубышки?

2. Анечка очень любит свои комнатные растения и, чтобы лучше они смотрелись, она смазала листья фикуса с двух сторон вазелином. Но через некоторое время листья пожелтели, а фикус погиб. Почему?

3.Людмила Сергеевна узнала, что листья березы можно использовать как лекарственное средство при воспалительных процессах.
Была уже осень и Л.С. заготовила опавшие листья. «Какая беда. Ведь в них такие же вещества, как и в зеленых» - рассуждала женщина.
(Вместе с опавшей листвой удаляются вредные продукты обмена)

Вставьте пропущенные слова в тексте

(…) – это процесс воспроизведения себе подобных. Существует два способа (…) растений – (……) и (…)

 Основной частью полового размножения является (…), т.е. слияние женской и мужской (…) клеток и образование из них (.).Последняя дает начало (…)–  будущему  организму.

Расположите последовательно  события, происходящие во время листопада        (6 класс):

А) образование отделительного слоя на черешке

Б) изменение окраски листьев

В) накопление в листьях вредных веществ в течение лета

Г) разрушение хлорофилла вследствие похолодания и уменьшения количества света

Д) опадение листьев.

  1. Биологический диктант

Корневая система растения поглощает из почвы … и … с помощью … Благодаря корневым волоскам всасывающая поверхность корня _____________ в десятки и даже сотни раз. Корневые волоски работают как крохотные _________, которые всасывают из почвы воду с растворёнными в ней _______________ веществами. Зона всасывания подвижна, она меняет своё место в почве в зависимости от _________ корня. Корневые волоски живут несколько дней и отмирают. Зона всасывания возникает на вновь вырастающем участке корня.

Биологический диктант: воду, минеральные вещества, корневых волосков,   увеличивается, насосы. минеральными, роста,

2. и 3. Схемы

C:\Users\Босс\Desktop\img2.jpg

Какие процессы жизнедеятельности растений изображены на слайде?

Как вы определили?

Найдите сходства и отличия этих процессов.

4. Игра «Найди ошибку»  ИСПАРЕНИЕ

1.Потянулись птицы на юг, похолодало, приближались первые заморозки. Чтобы не погибнуть от недостатка влаги, все деревья сбрасывают листву.
(Хвойные деревья не сбрасывают листья - иголки. Мелкие листья этих растений слабо испаряют воду) .

2. Хорошо хвойным растениям. У них дереву не надо расставаться со своими листочками- иголками. Как появились, так и растут до старости. (Они живут несколько лет и опадают, но неравномерно)

3. «Куда подевался зеленый цвет у растений?» - спросила синичка мудрую сову. В землю ушел, чтобы на следующий год все снова окрасить? А куда на самом деле подевался зелёный цвет?

5. Размножение

Выберите те предложения которые верны:

1.Размножение заключается в уменьшении числа особей.

2.Размножение может быть половым и бесполым.

3.Спермии-неподвижные половые клетки.

4. При двойном оплодотворении из центральной клетки после  слияния со спермием возникает зародыш.

5.При вегетативном размножении новая особь совершенно не похожа на родительскую.

6.При половом размножении новый организм образуется в результате слияния половых клеток (гамет).

V

Применение знаний и умений в новой ситуации.

VI

Контроль усвоения, обсуждение допущенных

ошибок и их коррекция.

Выполняют тестовую работу в печатных тетрадях

Выполняют тестовую работу в печатных тетрадях

Критерии

8 –«5»

7-6- «4»

5- «3»

4- «2»

VII

Рефлексия (подведение итогов).

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

Ребята наш урок начинался со спора

Какой орган главный??? И…

Сегодня на уроке мы доказали, что растительный  организм состоит из взаимосвязанных частей и является единым целым.

Молодцы вы сегодня очень хорошо потрудились.

Вика как бы ты оценила работу своих одноклассников. И кому какую оценку поставила и почему?

Рефлексия

Яблоко –урок прошел полезно, плодотворно

Цветок –иногда на уроке мне было не интересно и не  понятно

Желтый листик – я не удовлетворен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 6кл. Основные процессы жизнедеятельности растений

Урок обобщения и систематизации знаний по основным процессам жизнедеятельности растений...

Обобщающий урок биологии 6 класс по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений»

Обобщающий урок биологии для обучающихся 6 класса. Данный урок построен на системном подходе изучения биологии, и позволяет повторить и обобщить не только биологические понятия по теме, но и подвести ...

Контрольная работа по ботанике на тему "Основные процессы жизнедеятельности растений"

Данная контрольная работа представлена в виде разноуровневого теста  в 2 вариантах  (с ответами)...

Самостоятельная работа по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений».

Самостоятельная работа и готовые карточки по теме "Основные процессы Жизнедеятельности растений" 6 класс....

«Основные процессы жизнедеятельности растений».

laquo;Основные процессы жизнедеятельности растений»....