Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к программе по предмету «Биология. Бактерии, грибы, растения» 5 класс.
В.В. Пасечник 35 ч. 1 ч/неделю.
Рабочая программа по биологии построена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями, внесёнными приказами Министерства образования России от 9 марта 2004 года № 1312, от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 3 июня 2011 г. № 1994, от 31 января 2012. № 69, от 1 февраля 2012 г. № 74 (вступает в силу с 1 сентября 2012 г.);
- примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В.Пасечника (Г.М.Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2012г).
- учебного плана МБОУ Ийменской СОШ
Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе общеобразовательного учреждения МБОУ Ийменской СОШ Дзун-Хемчикского кожууна.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В.Пасечника): «Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс». учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012. - 141, (3) с.
Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания предмета биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану общеобразовательного учреждения МБОУ Ийменской СОШ Дзун-Хемчикского кожууна.
Общая характеристика
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной и практической деятельности. Предмет биологии в 5 классе опирается на знания обучающихся, полученные ими при освоении предмета «Окружающий мир» на начальной ступени образования. Срок реализации программы учебного предмета «Биология» 5 класс – один учебный год (35 часов, 1 час в неделю).
Цель изучения биологии в 5 классе:
- формирование у учащихся представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности;
Задачи:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- систематизация знаний, обучающихся об объектах живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности живых организмов;
- использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
- проводить наблюдения за биологическими объектами и процессами, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за комнатными растениями, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе.
Материал предмета биологии в 5 классе разделен на четыре главы, которым предшествует введение.
Во введении обучающиеся знакомятся с биологией как наукой о живой природе, с биологическими науками и объектами их изучения.
Школьник получают представление о методах научного познания и приобретают навыки их использования. Материал введения позволяет углубить и расширить представления о свойствах живых организмови их приспособленности к жизни в различных средах обитания. Знакомство с экологическими факторами акцентирует внимание на взаимосвязи и взаимозависимости всех компонентов природы.
Глава 1 знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности растительной клетки как единицы живого. Школьники узнают также о тканях растительного организма и научатся их различать на микропрепаратах. Особое внимание в каждом параграфе этой главы уделяется формированию у обучающихся навыков работы с увеличительными приборами и самостоятельного выполнения лабораторных работ.
Глава 2 посвящена изучению особенностей строения и жизнедеятельности бактерий как представителей самостоятельного царства живой природы. Обучающиеся знакомятся с многообразием и распространением бактерий, а также узнают об их положительном и отрицательном значении в природе и жизни человека, учатся избегать заражения болезнетворными бактериями.
При изучении главы 3 обучающиеся узнают об особенностях строения и жизнедеятельности представителей царства Грибы, получают представления об их многообразии. Особое внимание уделяется значению грибов в природе и жизни человека. Школьники учатся отличать ядовитые и съедобные грибы, а также оказывать первую доврачебную помощь при отравлении с грибами.
Глава 4 посвящена царству Растения. Обучающиеся знакомятся с многообразием растений и расширяют свои знания об их значении в природе и жизни человека. Школьники учатся распознавать растения разных отделов и устанавливать связь между особенностями строения растений и средой их обитания. Основные отделы царства Растения изучаются последовательно от водорослей к покрытосеменным, что дает возможность проследить усложнение растительных организмов в процессе эволюции. Последний параграф данной главы «Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира» позволяет обобщить и систематизировать знания, обучающихся по пройденной теме.
В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Содержание предмета направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом предмет «Биология» в 5 классе изучается 1 час в неделю (35 часов в год). Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом естественно-научного содержания. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых определен в каждом разделе программы.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Требования к результатам обучения
Деятельность образовательного учреждения при обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
- сформированнность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
- осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатамиизучения предмета является формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные УУД:
- умения работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- умения составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
- умения проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
- умения сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
- умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- умения создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
- умения определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Личностные УУД:
- уважительное отношение к окружающим, умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- осознание потребности в справедливом оценивании своей работы и работы окружающих;
- умение применять полученные знания в практической деятельности;
- умение эстетически воспринимать объекты природы;
- определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности;
- умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей.
Регулятивные УУД:
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
- умения самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
- умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
- владение основами самоконтроля и самооценки принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- умения интегрировать и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами изучения предмета является умение обучающихся осуществлять учебные действия:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;
- осуществлять элементарные биологические исследования;
- перечислять свойства живого;
- выделять существенные признаки клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
- описывать процессы: обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение;
- различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);
- сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
- определять роль в природе различных групп организмов;
- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;
- составлять элементарные пищевые цепи;
- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
- различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;
- формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
- В ценностно-ориентационной сфере:
- демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
- В сфере трудовой деятельности:
- демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
- соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
- В сфере физической деятельности:
- демонстрировать навыки оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями;
- В эстетической сфере:
- уметь оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
В результате обучения биологии в 5 классе ученик научится:
- составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;
- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
- выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;
- под руководством учителя проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
- получать биологическую информацию из разных источников;
- определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;
- анализировать состояние объектов под микроскопом, сравнивать объекты (под микроскопом) с их изображением на рисунках и определять их;
- сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;
- оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.
- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «Экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
- характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;
- определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды»;
- работать с лупой и микроскопом, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, распознавать основные виды тканей;
- давать общую характеристику царствам Бактерии и Грибы;
- отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
- находить отличия съедобных грибов и ядовитых;
- объяснять роль бактерий и грибов и растений в природе и жизни человека.
- давать общую характеристику растительного царства;
- давать характеристику основных группам растений;
- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Ученик получит возможность учиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
- выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
- выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Содержание программы
Введение (6 часов)
Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. Среды обитания организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
Практические работы:
- «Проведение фенологических наблюдений за изменениями, происходящими в жизни растений осенью».
Глава1. Клеточное строение организмов (8 часов)
Устройство увеличительных приборов. Строение клетки. Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Ткани. Типы тканей растительного организма и их функции.
Демонстрации:школьный микроскоп, лупа, биологические приборы, модель растительной клетки, микропрепаратов растительных тканей.
Лабораторные и практические работы:
- Знакомство с увеличительными приборами;
- Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом;
- Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника;
- Рассматривание под микроскопом различных типов тканей растений.
Глава2. Царство Бактерии (3 часа)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Формы бактериальных клеток. Особенности питания и размножения бактерий. Размножение бактерий. Спорообразование. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Глава3. Царство Грибы (5 часов)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Питание и размножение грибов. Шляпочные грибы. Отличительные признаки трубчатых и пластинчатых шляпочных грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Значение дрожжей и плесневых грибов в природе и жизни человека. Грибы-паразиты. Методы борьбы с грибами-паразитами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация. Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (плодовые тела трутовиков, ржавчины, головни, спорыньи, фитофторы).
Лабораторные и практические работы:
- Строение плодовых тел шляпочных грибов;
- Строение плесневого гриба мукора и дрожжей.
Глава4. Царство Растения (12 часов)
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений: водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые растения. Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания мхов. Строение мхов и их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация. Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы:
- Изучение особенностей строения зеленых водорослей;
- Изучение особенностей строения мха (на примере местных видов);
- Изучение особенностей спороносящего хвоща и спороносящего папоротника;
- Изучение особенностей строение хвои и шишек хвойных растений (на примере местных видов).
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету
Биология. Бактерии, грибы, растения.
5 класс
35 ч. (1 ч. в неделю)
№ | Тема урока | Количество часов | Планируемые результаты | Дата проведения | ||||||||||||
Предметные | Метапредметные: познавательные УУД (П); коммуникативные УУД (К); регулятивные УУД (Р) | Личностные | планируемая | фактическая | ||||||||||||
Глава1. «Введение» (6 ч.) | ||||||||||||||||
1 | Биология – наука о живой природе. | 1 | Иметь представление о биологии как науке о жизни, биосфере как области распространения жизни, экологии как разделе биологии; выделять биологические науки и называть объекты и процессы, изучением которых они занимаются; приводить доказательства необходимости биологических знаний для сохранения природы | Давать определение ключевым понятиям. Р:постановка новых целей, преобразование практической задачи в познавательную П: умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты, давать определения понятиям К: отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимания значимости биологии для развития различных отраслей народного хозяйства и сохранения природы | |||||||||||
2 | Методы исследования в биологии. | 1 | Знать правила ТБ в биологическом кабинете; научиться демонстрировать знание методов научного исследования, применяемых в биологии; различать наблюдение, измерение, эксперимент и приводить примеры использования этих методов; называть приборы биологической лаборатории и объяснять их назначение; проводить фенологические наблюдения | Понимать, что факт становится научным тогда, когда он проверен наблюдениями и экспериментами Р:обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем П: практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов. К: читают статьи учебника и при этом выявляют все виды текстовой информации | Формировать ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности; понимания необходимости использования научных методов при проведении исследований; представления о возможности проведения самостоятельного научного исследования при условии соблюдения определенных правил | |||||||||||
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. | 1 | Называть основные царства живых организмов как доказательство разнообразия живой природы. Уметь сравнивать и выявлять признаки сходства и отличия живой и неживой материи. Называть признаки живых организмов, давать им элементарную характеристику. Уметь по рисунку называть и объяснять сущность биологического явления. | Составлять план параграфа по предложенному алгоритму. Р: постановка новых целей; правильно организовать выполнение заданий; представлять результаты работы; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы. П: навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника, давать определения понятиям; структурировать учебный материал; К: работать в составе творческих групп; эффективно взаимодействовать со сверстниками | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о многообразии живых организмов планеты и понимания необходимости их классификации для удобства изучения; понимания единства живого на основе знаний об общих признаках живых организмов | |||||||||||
4 | Среды обитания организмов. | 1 | Понимать среду обитания как комплекс факторов живой и неживой природы; давать характеристику среды обитания по самостоятельно составленному плану ответа; различать на рисунках, в таблицах и среди натуральных объектов обитателей различных сред; называть свойства, характерные для каждой среды обитания; объяснять причины появления приспособлений для жизни в той или иной среде обитания. | Р: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты;умение аргументировано отвечать на вопросы; осуществлять рефлексию своей деятельности П: формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания. К: уметь отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознания соответствия особенностей строения и жизнедеятельности организмов условиям среды, в которой они обитают; эстетического восприятия объектов природы | |||||||||||
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. | 1 | Давать определение экологических факторов и составлять их характеристику, подтверждая примерами; приводить доказательства взаимосвязи и взаимозависимости компонентов природы; приводить примеры положительного и отрицательного влияния деятельности человека на природу | Уметь работать с текстом учебника по готовому алгоритму. Р: определять цель работы, планировать и осуществлять ее выполнение; представлять результаты работы, делать выводы о ее качестве П: работать с различными источниками информации; осуществлять подбор материала по заданной теме К: выступать перед аудиторией; грамотно строить речевые высказывания и формулировать вопросы | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимания зависимости живых организмов от действия различных экологических факторов; осознания взаимосвязи и взаимозависимости всех компонентов природы, важности охраны природы и возможности личного участия в этом процессе | |||||||||||
6 | Обобщение гл. «Введение» Тест. | 1 | Научиться давать определения понятий темы; объяснять значение биологии для развития различных отраслей народного хозяйства; классифицировать живые организмы, свойства живых организмов; сравнивать объекты и процессы по определенным критериям; описывать организмы, обитающие в разных средах; работать с тестовыми заданиями | Р: организовать выполнение заданий по предложенному плану; осуществлять рефлексию своей деятельности П: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности К: работать в группах; вести диалог | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознания истинных причин успехов и неудач в деятельности; понимания необходимости повторения для закрепления знаний | |||||||||||
7 | Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа. №1 «Знакомство с увеличительными приборами» | 1 | Научиться давать определение понятия клетка; объяснять значение увеличительных приборов для изучения клетки; описывать устройство увеличительных приборов (лупа и школьный микроскоп); определять увеличение микроскопа; формулировать правила работы с микроскопом; называть последовательность действий при работе с микроскопом | Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности. Уметь выстраивать порядок действий согласно предложенному алгоритму. Работать с источником дополнительной информации по заданной теме. Р: организовать выполнение заданий учителя по готовому плану; умение контролировать время; оценивать результаты своей деятельности П: развивается умение проводить простейшие исследования с увеличительными приборами и оформлять их результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками К: доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи | Формировать познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований; понимания необходимости соблюдать правила при работе с увеличительными приборами; умения применять полученные знания в практической деятельности | |||||||||||
8 | Строение клетки. Лабораторная работа.№2 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы лука под микроскопом» | 1 | Понимать клеточное строение всех организмов как доказательство единства живой материи. Знать основные части растительной клетки, уметь находить их под микроскопом. Правильно выполнять практические действия по готовой инструкции при приготовлении микропрепарата. | Уметь работать в парах, согласуя совместные действия. Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, исправляют ошибки с помощью учителя П: развиваются умения выполнения лабораторной работы по инструкции и оформления ее результатов. К:умение подбиратьаргументы, формулировать выводы | Формировать познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. Представления о клетке как элементарной биологической системе – единице живого; понимания необходимости соблюдать правила при выполнении лабораторных работ; умения применять полученные знания в практической деятельности | |||||||||||
9 |
». | 1 | Понимать клеточное строение всех организмов как доказательство единства живой материи. Знать основные части растительной клетки, уметь находить их под микроскопом. Правильно выполнять практические действия по готовой инструкции при приготовлении микропрепарата. Иметь понятие о пластидах как основном признаке растительной клетки. | Уметь работать в парах, согласуя совместные действия. Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя П: иметь понятия о пластидах и хлоропластах. К: доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи | Формировать познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов | |||||||||||
10 | Химический состав клетки. | 1 | Понимать причину сходства элементарного химического состава тел живой и неживой природы как доказательство единства природы в целом. Называть наличие органических веществ в живых организмах как один из главных признаков их отличия от неживой природы. | Согласовывать коллективные действия при составлении простейшего структурированного конспекта изучаемого материала. Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развивается умение обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава. К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы. | Формировать научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы; понимания важности органических и неорганических веществ для нормальной жизнедеятельности клетки. | |||||||||||
11 | Процессы жизнедеятельности клетки | 1 | Знать сущность процессов жизнедеятельности клетки: дыхания, питания, роста, развития. Иметь первоначальное понятие обмена веществ. | Организовывать собственные действия по предложенной инструкции при выполнении и оформлении результатов лабораторной работы. Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: развиваются навыки проведения простейших биологических экспериментов, умения объяснять их результаты К: умение формулировать выводы. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о клетке как наименьшей единице, обладающей всеми признаками живого; умения применять полученные знания в практической деятельности | |||||||||||
12 | Процессы жизнедеятельности клетки. Деление и рост клетки. | 1 | Знать последовательность этапов деления клетки, понимать роль хромосом при передаче наследственных признаков; различать молодые и старые растительные клетки | Уметь составлять последовательный ответ по рисунку учебника. Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: давать описание процессов и явлений; осуществлять наблюдения и делать на их основе выводы К: умение подбиратьаргументы, формулировать выводы. | Формировать научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития всех живых организмов | |||||||||||
13 | Ткани. Лабораторная работа №4 «Рассматривание под микроскопом различных типов тканей растений» | 1 | Знать виды растительных тканей, особенности их строения, объяснять их роль в жизнедеятельности организма. | Иметь навыки заполнения таблицы. Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника К: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи. | Формировать научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток | |||||||||||
14 | Обобщение главы «Клетка». | 1 | Правильно использовать биологическую терминологию и символику Анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. | Р: умение контролировать время П: развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания. К: умение подбиратьаргументы, формулировать выводы | Формировать научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого; осознания истинных причин успехов и неудач в деятельности; понимания необходимости повторения для закрепления знаний | |||||||||||
15 | Строение и жизнедеятельность бактерий. | 1 | Знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Уметь находить биологическую информацию в различных источниках; различать формы бактериальных клеток и называть их; объяснять причины широкого распространения бактерий; объяснять значение спорообразования в жизни бактерий; выращивать культуру сенной палочки | Различать на рисунках и таблицах отдельные части объекта. Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями. К: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи | Формировать научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий; представления о бактериях как о микроскопических одноклеточных организмах, клетки которых не имеют оформленного ядра | |||||||||||
16 | Роль бактерий в природе и жизни человека.Обобщение главы «Бактерия». | 1 | Понимать значимость знаний роли бактерий в жизни биосферы и конкретных отдельных организмов; объяснять суть понятия симбиоз; описывать процесс участия бактерий в круговороте веществ; приводить примеры положительной и отрицательной роли бактерий в жизни человека; объяснять понятия эпидемия; формулировать правила, позволяющие избежать заражения болезнетворными бактериями | Уметь находить биологическую информацию в различных источниках. Уметь в процессе ответа грамотно пользоваться биологической терминологией. Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развивается умение самостоятельно выполнять биологические исследования, работать с текстом и иллюстрациями учебника. К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | Формировать интерес к предмету, и положительная познавательная мотивация на основе проведения самостоятельного биологического исследования | |||||||||||
18 | Общая характеристика грибов. Лабораторная работа№5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов». | 1 | Научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности грибов как представителей самостоятельного царства живой природы; описывать процессы питания и размножения грибов; различать одноклеточные и многоклеточные грибы; приводить примеры положительной и отрицательной роли грибов в природе и жизни человека; демонстрировать знание правил оказания первой доврачебной помощи при отравлении грибами | Выполнять и оформлять в тетради лабораторную работу по совместно составленному плану работы. Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью П: работать с различными источниками информации; характеризовать и сравнивать объекты; К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь | Формировать научное мировоззрение на основе изучения строения и значения грибов; осознание необходимости экстренного оказания первой доврачебной помощи пострадавшему при отравлении грибами; умения эстетически воспринимать объекты природы | |||||||||||
19 | Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. | 1 | Давать описание строения шляпочного гриба, понимать сущность симбиоза на примере грибов и в целом во взаимоотношениях других живых организмов. Знать признаки отличия съедобных и ядовитых грибов, уметь называть грибы по рисункам. Объяснять практическую значимость искусственного выращивания грибов. Знать правила сбора грибов. | Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | Формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; усваиваются правила безопасного поведения при отравлении ядовитыми грибами; | |||||||||||
20 | Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа №6 «Изучение особенностей строения плесневого гриба мукора и дрожжей»». | 1 | Знать особенности строения и жизнедеятельности плесневых грибов, находить части гриба на микропрепарате, уметь выращивать плесень самостоятельно. Понимать значение плесневых грибов в процессе круговорота веществ в биосфере и в жизни человека | Выполнять лабораторную работу, пользуясь предложенным планом работы. речь Р: умение контролировать время П: развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы | Формируется познавательную самостоятельность и мотивацию на изучение объектов природы; понимания роли дрожжей и плесневых грибов в природе и хозяйственной деятельности человека; | |||||||||||
21 | Грибы-паразиты. | 1 | Знать биологическую сущность понятия – паразитизм; сравнивать симбиоз и паразитизм; приводить примеры паразитических грибов; определять по внешним признакам растения вид заразившего его гриба; объяснять практическое значение влияния грибов-паразитов на жизнь других живых организмов. | Уметь самостоятельно и творчески выполнять задания раздела «Для любознательных». Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника. К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую | Формировать научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы. | |||||||||||
22 | Обобщающий урок по теме «Грибы». Тест. | 1 | Работать с терминами и понятиями «Бактерии», «Грибы», грамотно объясняя их сущность; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности грибов; различать бактериальную и грибную споры, объяснять их значение; приводить примеры положительной и отрицательной роли грибов в природе и жизни человека; различать съедобные и ядовитые грибы; формулировать правила сбора грибов и правила оказания первой доврачебной помощи при отравлении ими; работать с тестовыми заданиями | Излагать свои мысли ясно, логично и точно в процессе фронтальной беседы. Выполнять задания по контрольным тестам. Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развиваются умения выделять существенные признаки растений, различать и сравнивать низшие и высшие растения, делать выводы на основе сравнения. К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | Формировать экологическая культура на основе понимания важности охраны растений; осознания истинных причин успехов и неудач в деятельности; понимания необходимости повторения для закрепления знаний | |||||||||||
Глава5. «Царство Растения» (12 ч.) | ||||||||||||||||
23 | Разнообразие, распространение, значение растений | 1 | Понимать и объяснять причину разнообразия растений. Характеризовать значение растений в природе и жизни человека. | Р: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; осуществлять рефлексию своей деятельности П: классифицировать объекты по заданным критериям; К: воспринимать информацию на слух; грамотно формулировать вопросы; высказывать и аргументировать свою точку зрения | Формировать познавательная самостоятельность, и мотивация на изучение объектов природы; представления о растениях как представителях самостоятельного царства живой природы; осознания уникальной роли растений в создании условий для жизни на Земле | |||||||||||
24 | Одноклеточные многоклеточные водоросли. Значение водорослей. Лабораторная работа №7 «Изучение особенностей строения зеленых водорослей» | 1 | Объяснять, почему водоросли относят к низшим растениям. Знать основных представителей и особенности одноклеточных водорослей. Называть и характеризовать представителей многоклеточных водорослей по рисункам; характеризовать значение различных водорослей в природе и жизни человека | Уметь работать в парах при выполнении лабораторной работы. Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью. П: развивается умение выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | Представления о водорослях как наиболее древних и просто организованных растительных организмах; осознания их роли как важного источника питания для живых организмов и источника кислорода | |||||||||||
25 | Лишайники. | 1 | Называть представителей лишайников по рисункам учебника, знать особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Объяснять, почему лишайники называют симбиотическими организмами. | Находить информацию по теме в различных дополнительных источниках. Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П: развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь | Формировать научное мировоззрение; представления о лишайниках как организмах, сочетающих в себе признаки растений и грибов; умения эстетически воспринимать объекты природы, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе | |||||||||||
26 | Мхи. Лабораторная работа №8 «Изучение особенностей строения мха» (на примере местных видов). | 1 | Давать характеристику мхов как высших споровых растений. Уметь работать по гербарным материалам при выполнении лабораторной работы. Знать практическое использование мхов. | Составлять ответ на поставленный вопрос, работая в парах. Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям К: умение участвовать в диалоге | Формировать научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении в процессе эволюции; понимания значения мхов для создания микроклимата в природных сообществах и образования залежей торфа; умения эстетически воспринимать объекты природы, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе | |||||||||||
27 | Плауны. Хвощи. Папоротники. Лабораторная работа №9 «Изучение особенностей строения спороносящего хвоща и спороносящего папоротника» | 1 | Давать характеристику папоротниковидных как высших споровых растений. Различать на рисунках и гербариях хвощи, плауны и папоротники | Выполнять лабораторную работу в парах, пользуясь готовой инструкцией. Р: планировать свою индивидуальную образовательную траекторию П: развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | Формировать научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении; умения эстетически воспринимать объекты природы, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе | |||||||||||
28 | Многообразие споровых растений, их значение в природе и жизни человека | 1 | Научиться характеризовать многообразие споровых растений; иметь представление о группе папоротниковидных как этапе эволюционного развития растений, их роли в образовании каменного угля. | Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | Понимания возможности принятия личного участия в мероприятиях по охране споровых растений; умения эстетически воспринимать объекты природы | |||||||||||
29 | Голосеменные. | 1 | Иметь представление о голосеменных как высших семенных растениях. Знать основных представителей голосеменных, называть их основные особенности, различать на рисунках. Объяснять механизм образования семени у голосеменных растений; приводить доказательства преимущества семенного размножения перед споровым | Уметь самостоятельно и творчески выполнять задания раздела «Для любознательных». Р: формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развитие умения выделять признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями К: умение подбирать аргументы, делать выводы | Формировать научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении | |||||||||||
30 | Многообразие голосеменныхЛабораторная работа №10 «Изучение особенностей строения хвои и шишек хвойных растений (на примере местных видов)» | 1 | Выполнять лабораторную работу по природному раздаточному материалу, отражая результаты в сравнительной таблице; сравнивать голосеменные растения, произрастающие в разных условиях; характеризовать значение голосеменных растений в природе и жизни человека; приводить доказательства необходимости охраны голосеменных растений | Р: умение аргументировано отвечать на вопросы; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности П: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного К: выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы и формулировать их | Понимания необходимости охраны голосеменных растений и возможности личного участия в этих мероприятиях; умения эстетически воспринимать объекты природы | |||||||||||
31 | Покрытосеменные или Цветковые. | 1 | Иметь представление о покрытосеменных как самой молодой и высокоорганизованной группе высших семенных растений. Объяснять причину многообразия покрытосеменных, понимать их значение в жизни человека. | Строить последовательный и логичный ответ по рисункам учебника. Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: развивается умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам. К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | Формировать научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции | |||||||||||
32 | Многообразие покрытосеменных. | 1 | Научиться различать однолетние, двулетние и многолетние растения, приводить примеры; основные признаки различных жизненные форм растений, приводить примеры; характеризовать значение цветковых растений в природе и жизни человека | Р: умение аргументировано отвечать на вопросы; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности П: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного К: выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы и формулировать их | Формировать научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции; | |||||||||||
33 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | 1 | Самостоятельно готовить краткие сообщения, характеризуя сущность науки палеонтологии. Иметь представление о процессах возникновения растений на планете, появлении низших растений, причинах выхода растений на сушу. Знать и называть в правильной последовательности этапы развития высших растений, давать краткую характеристику каждому этапу | Уметь использовать схемы учебника в устном ответе. Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции). К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы | Формировать научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции | |||||||||||
34 | Обобщение главы «Царство растений». Тест. | 1 | Подводить итоги изучения биологии в 5 классе; Планировать содержание и методы выполнения летних заданий. | Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности при обобщении знаний по изученной главе. Совершенствовать навыки тестирования. Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции). К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы | Формировать навыки логического мышления; осознания истинных причин успехов и неудач в деятельности; понимания необходимости повторения для закрепления знаний | |||||||||||
35 | Годовая контрольная работа | 1 | Подводить итоги изучения биологии в 5 классе; Планировать содержание и методы выполнения летних заданий. | Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности при обобщении знаний по изученной главе. Совершенствовать навыки тестирования. Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции). К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы | Формировать навыки логического мышления; осознания истинных причин успехов и неудач в деятельности; понимания необходимости повторения для закрепления знаний |
Ресурсное обеспечение образовательного процесса:
Методическая литература для учителя:
- Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, любое издание после 2014 г.
- Рабочая программа по биологии 5 класс/ Сост. С. Н. Шестакова — М.: ВАКО, 2015. – 32 с. – Р13 (Рабочие программы)
- Поливанова К. А. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2008
- Биология. Проверочные тесты. Разноуровневые задания 6-11 класс О.П. Дудкина. В помощь преподавателю. – Волгоград. Учитель. 2010.
- Медиакурс «Биология. Растения» 6кл., (CD-диск).
- Уроки биологии Кирилла и Мефодия. 6 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий», Москва.
Литература для учащихся:
- Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник. — М.: Дрофа, любое издание после 2013г.;
- Красная книга РФ и РТ
- Определитель растений Республики Тыва
- Цветы зимой Строганова Е. А. №3 Издательский дом «ПЕВОЕ СЕНТЯБРЯ» 2007 г
Печатные пособия, демонстрационные таблицы:
- таблицы
- макеты
- дидактические материалы
Технические средства обучения:
- компьютер
- цифровой проектор
- большой экран
- сетевой фильтр
- колонки
Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
- Мультимедийные презентации
- Видеоуроки
Учебно-практические и учебно-лабораторное оборудование:
- Микроскоп «Левенгук 2 L»
- Готовые микропрепараты «Ботаника», «Общая биология»
- Биологические приборы: пинцет, препаровальные игла, лупа, покровные и предметные стекла, пробирки, чашка Петри и т. д.
Натуральные объекты:
- Полый комплект гербариев
- Комнатные растения
- Гриб мукор
- Гриб трутовик
- Дрожжи
- Лишайники
- Фиксированные водоросли
- Шишки хвойных растений
- Лук репчатый
Internet–ресурсы:
1. Банк передового преподавательского опыта–биология. http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/pedbank/sorJich/bio
2. Бесплатные обучающие программы по биологии.http://www.history.ru/freebi.htm
3. Биология ©2000 «Обучающие энциклопедии»http://www.informika.ru/text/database/biology/
4. Биология. Красочный сайт для детей, содержащий веселые развивающие игры и уроки с анимацией и звуком.http://vkids.km.ru/subjects.asp
5. ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия.http://ru.wikipedia.org/wiki
6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.http://school-collection.edu.ru
7. Информация по экспериментам в областях: биохимия, биофизика, физиология, генная
инженерия.http://rpg.da.ru/
8. Министерство образования РФ.http://www.mmistry.ru/
9. Научные новости биологии.www.bio.nature.ru
10. Новости науки и биотехнологии.http://molbiol.edu.ru/
11. Проект «Вся Биология».http://sbio.info/
12. Ресурсы Смитсоновского института по ботанике. Национальный гербарий США (англ.).http://nmnhwww.si.edu/departments/botany.html
13. Сайт еженедельника «Биология» издательского дома «Первое сентября»http://www.1september.ru/ru/bio.htm
14. Сайт Центра экологического обучения и информации.http://www.ceti.ur.ru
15. Способ создания виртуальной модели биологического объекта.http://biology.id.ru/
16. Справочник по съедобным и ядовитым грибам.http://www.delfin.ru/nature/gnbi/sprav/mdex.htm
17. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».www. km.ru/education
18. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).http://fcior.edu.ru/
19. Школьный мир: Биологияhttp://school.holm.ru/predmet/bio/
20. «Эйдос», центр дистанционного образования.www.eidos.ru/
21. http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".
22. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
23. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
24. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
25. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию.
26. http://www.floranimal.ru/ - Сайт – энциклопедия. На сайте в алфавитном порядке расположены названия растений и животных всего мира. При выборе необходимого вида, попадаешь на страницу с изображением и описанием растения или животного. Данным материалом можно воспользоваться при подготовке к урокам.
27. www.biodan.narod.ru - Биологический словарь с алфавитным указателем
28. www.nsu.ru - Биология в вопросах и ответах
29. www.college.ru - Учебник по биологии он-лайн, иллюстрированный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...