тематическое занятие "Скатерть-самобранка"
план-конспект занятия по биологии (6, 7, 8, 9 класс) на тему
занятие предназначено для учащихся старших классов и содержит сведения о правильном, здоровом питании и не только о нем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skatert-samobranka.docx | 37.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Скатерть-самобранка
Форма проведения: круглый стол
Цель: Создание условий для осознания детьми необходимости единения человека с природой.
Задачи:
Расширять и систематизировать эмпирические знания о природной еде, создать условия для формирования умения рассуждать;
Корригировать АСД через упражнения на логические умозаключения и выбор;
Воспитывать осознанное отношение к своему питанию.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки.
Ход занятия:
| ||
| ||
Деятельность воспитанников | Деятельность воспитателя | Примечание |
Предлагают варианты ответов Размышляют над словарным рядом Отвечают на вопрос Игра «Обмен веществ»: по очереди дети выполняют роль «клетки», выбирая для себя питание и др. вещества Анализируют словарный состав | Если бы мы знали, что такое приключение, мы бы поняли, что вся наша жизнь полна приключений. Может быть, вы знаете исконный смысл слова «приключение»? Это старинное русское слово. Кто сможет найти в нем корень? Корень – «ключ», а значит, приключение – это поиск ключа, выхода из ситуации. Не так давно мы с вами говорили о необходимости осознанного образа жизни, когда мы отдаем себе отчет о цели каждого своего поступка. Нам постоянно приходится делать выбор, искать правильный выход. Осознанный образ жизни требует разумного, бережного отношения не только к своему времени, но и… к чему еще? Правильно, к своему здоровью, к своему питанию. И, раз уж мы начали разговор о старинных русских словах, давайте задумаемся над значением слова «еда». В старину в русском языке слово «один» произносилось и писалось как «един», у нас еще сохранились такие слова, как «единство», «единение». Как вы думаете, эти слова родственны слову «еда»? Давайте представим себе семью за столом, за едой. Во главе стола – отец, по правую руку – сыновья, с другой стороны – мать и дочки. Что чувствуют все члены семьи во время еды? Они чувствуют, что они – одна семья, они едины в своем отношении к миру и другим людям. А давайте присмотримся к приготовленной пище: репа, лук, хлеб, каша, щи, - это все приготовила для них Природа, и во время еды они, конечно же, чувствуют единение с матерью-Природой. Получается, что слово «еда» означает «единение с Природой», «единство с семьей». Как и все живые организмы, человек – это часть природы, поэтому для полного счастья ему необходимо чувство единения с природой. Помните, когда мы говорили о ключевых областях развития человека, в духовной области есть чувство единения с природой. Как и все живые организмы, тело человека состоит из клеток, и каждая клеточка нуждается в кислороде, воде, питании, витаминах, минералах и микроэлементах. Питание – это лишь малая часть того, в чем нуждается живая клетка. Она также не может обойтись без дыхания, воды, витаминов и минералов. Всё это клетка использует для своей жизни и работы – и выделяет отходы наружу. Если клетка будет получать достаточно, и именно то, что ей надо, а продукты выделения будут вовремя убираться прочь, клетка будет работать нормально. А вот если чего-то клетка недополучит, либо получит не совсем то, в чем нуждается, или продукты выделения будут окружать ее плотным слоем – что будет тогда? Да, в таком случае обмен веществ нарушается, клетки не выполняют своих функций, организм слабеет и заболевает. Давайте поиграем, чтобы лучше это понять. (игра) Поэтому очень важно, чтобы наши живые клетки получали именно то, что им надо. Вот, скажите, витаминки в таблетках могут заменить те витамины, которые создала природа? Живая природа – так тонко настроенный организм, что еще ни один ученый не может точно сказать, в чем именно нуждается каждая клетка. В старину существовал такой обычай: когда сжато последнее поле, все жители селения собирались на нем, просили у Матери Сырой Земли прощения за то, что ее тело ранили сохой, взращивая на ней пшеницу. Благодарили за богатый урожай, потом расстилали на земле белую скатерть, выставляли на нее еду, дары земли, и начинали совместную трапезу. От этого ритуала и пошла легенда о скатерти-самобранке, ведь ели прямо на Земле-кормилице, которая и на будущий год принесет новые дары. Давайте задумаемся о том, что значит слово «самобранка», почему она не называется «самоварка», «саможарка» или «самопечка»? Самобранка – это вовсе не кусок ткани, на котором появляется горшок с кашей, а то, что ты сам набрал в огороде, в поле и в лесу. На сказочной Самобранке - то, что подарила Природа, приготовлено в любящих лучах Солнца, на лоне Матери-Земли: грибы, ягоды, растения. Это они дают чувство единения с Природой, которое так необходимо человеку для здоровья и счастья. | Слайд 1 Слайд 2 Слайд3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 |
Задача: стимулирование активности воспитанников в обсуждении предложенной темы | ||
Выбирают для себя цели | Наша русская сказочная традиция так и говорит: «Скатерть-Самобраночка, появись!» Здорово, Скатерть-Самобраночка расстелилась. И у нас от тех языческих времен осталось 7 праздников, которые называются Спасы: Яблочный Спас, Медовый Спас, Ореховый Спас, Маковый Спас, Грибной, Зеленый и Водный Спас. Эти праздники как раз и описывают самое полезное питание для человека. И сегодня мы с вами собрались за этим круглым столом, чтобы вместе подумать о том, что делает нашу жизнь полноценной и счастливой – о нашем питании, о нашем здоровье. Здоровое питание – это так, как питается сама Природа, со Скатерти-Самобранки. Сегодня вы узнаете: Как правильно есть яблоки; Как пить чай с медом; Можно ли есть орехи вместо мяса; Почему шашлык надо есть с петрушкой; Можно ли зеленью заменить полноценный обед; Почему после грибов не хочется сладкого; Почему нельзя ругаться возле воды; Какая вода полезнее всего для организма; Семена какого растения считаются семенами красоты. Пусть каждый выберет, что он хочет узнать, отметит на листочке, - и помните, что в конце разговора вам придется на выбранный вопрос ответить. | Слайд 6 Слайд 7 |
II. Основная часть. Задача: организация разных видов деятельности воспитанников для достижения цели занятия | ||
Сравнивают молекулы Называют виды зелени Слушают интересные факты Собирают пословицу | Как только весной появляется первая травка , начинается Зеленый Спас – питание зеленью. Мы привыкли, что зелень – как бы не еда, а приправа, вроде бы, без нее можно обойтись. Но нет, микроэлементов и витаминов в свежей зелени значительно больше, чем в мясе, рыбе или овощах, и места для нее на столе должно быть больше. Посмотрите, как похожи молекулы хлорофилла и крови, только в центре молекулы хлорофилла Mg, а в центре молекулы крови – Fe. Это значит, что молекулы хлорофилла в организме усваиваются очень легко. В течение 15 минут после того, как ты поешь зелень, у тебя образуется свежая кровь и освежается сознание. Если съедать 450граммов зелени в день – можно совсем не есть мяса, и белок в зелени усваивается лучше, чем в мясе. А вы любите зелень? Давайте посмотрим, как вы ее знаете Корень сельдерея сравнивают с женьшенем – придает силы, очищает организм от токсинов. Укроп древние египтяне использовали от головной боли, также и наш огуречный рассол, где всегда есть укроп, облегчает страдания некоторым нашим согражданам. Железа, которое помогает разносить кислород по организму, в укропе столько, что пучок укропа равен инъекции бодрости и сил. Базилик. Существует несколько сортов базилика, зелень которых имеет разный аромат – от свежего перечного до ярко выраженного гвоздичного Редис – это не только витамины и микроэлементы, но и питание – растительный белок, очень легко усваиваемый Зеленый лук – еще одна кладовая витаминов. Если соком зеленого лука смазать укус осы – зуд прекратится Чеснок, все знают, боятся даже вампиры Кинза, или кориандр, отлично сочетается с мясными блюдами, помогает переваривать тяжелую пищу. Нежные листики салата – первая весенняя зелень, когда так не хватает витаминов и микроэлементов В древнем Риме петрушку давали гладиаторам перед боем, чтобы умножить им силы и придать бесстрашие. Кстати, петрушка нейтрализует вредные вещества, образующиеся при жарке мяса на открытом огне, поэтому на Кавказе шашлык обязательно заедают петрушкой. А кто сможет собрать пословицу? (Зелень на столе – здоровье на сто лет) Кушайте зелень и будьте здоровы! | Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 |
Отвечают на вопрос Объясняют пословицу Читают цитату | Следующий Спас – Медовый Спас, питание мёдом. Мёд сладкий, и от этой сладости приходит в жизнь лад. Природный антибиотик, к тому же чрезвычайно вкусное поливитаминное средство. На всякий цветок пчелка садится, да не со всякого мед берет. Растения, с которых берёт пчелка мед, называют медоносными. Липовый мед - продукт высокого качества. Он приятно пахнет липой, имеет бледно-желтый цвет. Именно липовый мед славится своими целебными свойствами. Мятный мед пахнет мятой Клеверный мед практически бесцветный. Он отличается от других видов меда тонким запахом луговых трав. Малиновый мед приятен и на запах, и на вкус. Такой сорт меда полезен в качестве лечебного средства. Гречишный мед. Название продукта говорит само за себя. Ясно, что нектар собран с гречихи. Продукт имеет выраженный темно-коричневый цвет (немного с красным оттенком). В нем содержится много железа. Мед в сотах полезен вдвойне. Ведь соты сами по себе являются целебными. Как правильно пить чай с медом? Сначала чай надо остудить до температуры тела, и только потом добавлять туда мед, либо вообще не добавлять его в чай, а пить вприкуску. Давайте объясним, как мы понимаем пословицу: Нет сада без пасеки и нет плодов без пчел. Пчелка садится на цветок и на ее мохнатые лапки оседает пыльца. Потом она садится на другой цветок, и пыльца с первого цветка попадает на пестик, опыляя его. Чем больше цветов пчелка посетит, тем больше урожай. Если хочешь хороший урожай в своем саду получить – заведи хоть один улей, пчелки опылят цветы и получишь много плодов. «Мед… в ряде других вечных ценностей вместе с золотом, серебром, алмазами, янтарем, розовым маслом, мед также есть эталон вечной и незыблемой ценности. Более того, он так же исключителен и уникален на Земле, как исключительна и уникальна сама пчела» В. Солоухин | Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 |
Воспринимают информацию | Маковый Спас – питание маком и другими семенами. Слышали такую поговорку: даже макового зернышка во рту не держал! Так очень приятно держать во рту маковое зернышко! Почему? Потому что маковое зернышко – это очень вкусная и полезная еда. Половина массы семени – питание, жиры, белки, углеводы, а вторая половина – витамины и микроэлементы.. Семена кунжута считаются «семенами красоты» - кунжутное масло придаст эластичность коже и волосам, улучшит состояние ногтей и зубов, разгладит морщинки.. это то самое растение, которым Али-Баба открывал пещеру, помните, «Сезам, откройся!»? Фенхель иногда называют «Сладким укропом», но он родственник не укропа, а сельдерея. Семеня фенхеля усмиряют приступы головокружения и тошноты у людей, которых укачивает в транспорте. Анис имеет очень приятный аромат. Если выпить чай из аниса, то тело будет выделять его запах. Запах аниса любят рыбы и животные. Семена петрушки – чемпион по содержанию витаминов. А еще их жевали для устранения неприятного запаха изо рта – лукового или чесночного. Семена укропа – традиционная приправа в наших маринадах, а укропная водичка помогает страдающим животиками младенцам. | Слайд 16 Слайд17 Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21 Слайд 22 |
Упражнение «Логическая цепочка» - работа по группам | Яблочный Спас – питание яблоками и плодами. Это самая полезная пища для человека. Когда наступает Яблочный Спас? Вот яблоко созрело – и Спас пришел: кушай его, черника созрела – Черничный Спас настал, смородина созрела – Смородиновый Спас. В природе все просто, недаром молодых цветущих девушек сравнивают с наливными яблочками, а женщин, которые родили детей – с яблонями плодородными. У яблок очень много целебных свойств, и первое из них – яблоки содержат много железа. Вот, посмотрите, красные кровяные тельца – гемоглобин, которые переносят по организму кислород. Каждая молекула гемоглобина построена на атоме железа, и без него просто не образуется. Давайте поиграем и посмотрим, что происходит с разными органами, если им достаточно кислорода. Как надо правильно есть яблоки: очистить, или с кожурой, или с кожурой и семечками? Правильно, все части яблок не просто полезны, а целебны, кожура яблок сохраняет молодость организма, а 5 яблочных зернышек содержат дневную норму йода. Вот и вспомнишь сказку про молодильные яблоки. И то, что яблоки обладают уникальным целебным составом, подтверждает поговорка: «По яблоку на ужин — и врач не нужен». Кушайте плоды, яблочки наливные, и будет вам здоровье. | Слайд 23 Слайд 24 Слайд 25 Слайд 26 |
Называют орехи по порядку | Ореховый Спас – питание орехами. Белок, который содержат орехи, усваивается лучше, чем мясо. Орехи полезны для работы мозга, повышают иммунитет. Грецкие орехи усиливают высшую нервную деятельность, ум и интуицию, в древнем Вавилоне греческие орехи даже запрещали есть простолюдинам; арахис повышает свертываемость крови; фундук очень питателен; миндаль слегка горчит; в Европе семена подсолнечника называют русским фаст-фудом – и любят за низкокалорийность и очевидную пользу; фисташки называют «улыбающимися орешками» полезны людям после тяжелых болезней – они помогают восстановить силы; кедровые орехи очень полезны растущим детям для помощи в умственном и физическом развитии – как только сменятся молочные зубы; тыквенные семечки в Китае используются еще для повышения настроения. Орехи очень питательны. Некоторых орехов организм не усваивает больше 10-15штук за один прием . Поэтому не переедайте, ешьте орешки и будьте здоровы! | Слайд 27 Слайд 28 Слайд 29 |
Упражнение «логическая цепочка» - работа по группам Рассматривают схему Рассматривают различные структуры воды Выбирают воду по полезности | Следующий Спас у нас – Водный Спас. Питьё родниковой воды. Родниковая вода, которая сама поднялась на поверхность, и протекла в ручейке, на нее упали лучики солнца – самая полезная для питья человека. Это живая вода. Вода — это всё для человека: самочувствие, настроение, здоровье, сила, выносливость, внешний вид и еще много чего. Каждая клетка организма в той или иной степени нуждается в чистой питьевой воде. Но, действительно чистой: сладкая газировка, кофе, кефир и так далее, даже чай, — не в счет. Давайте представим на минуту, что вода вдруг вся исчезла. Что станет с живыми организмами, которые на 80% состоят из воды? Что станет с клетками, с кровью, с дыхательными путями, с кожей, суставами, температурой тела? Молекула воды состоит из одного атома кислорода и двух атомов водорода, расположенных под углом. Замерзая, молекулы соединяются в правильные структуры, которые и после таяния надолго сохраняются. В живых организмах точно такая же структура воды, поэтому именно природная, родниковая или колодезная вода легче всего усваивается организмом. Кипячение структуру воды разрушает, организму надо тратить силы на ее структурирование. Есть еще одно интересное свойство воды – вода имеет память. Структура воды меняется от воздействия даже обыкновенного разговора, и важно понимать, что негативные высказывания, ругань, проклятия меняют структуру воды так, что она может принести вред тому, кто ее выпьет. Вот почему нельзя ругаться там, где стоит вода для питья. А вот скажите, если кого-то из нас взять и обругать, так, что уши завернутся, - изменится структура воды внутри этого человека? Ведь он на 80% состоит из воды! А у того, кто обругал? А у тех, кто слышал? Вспомните об этом, когда захочется кого-то обругать. А теперь попробуем расставить приоритеты: какая вода самая полезная для организма, та сверху списка, наименее полезная – внизу. Пейте воду и будьте здоровы! | Слайд 30 Слайд 31 Слайд 32 Слайд 33 Слайд 34 |
Называют грибы по порядку | Следующий Спас – это Грибной Спас, питание грибами Грибы - очень вкусный питательный продукт и блюда грибные всегда радуют нас. Грибы – очень питательный продукт, хотя и содержат мало калорий. Они богаты витаминами и минералами, среди которых много цинка, поэтому после грибов не хочется сладкого. Грибы нужно уметь собирать и отличать съедобные от ядовитых. Давайте проверим, как мы знаем грибы, которые растут в наших местах (викторина) Кто сможет объяснить пословицу? Кто любит земле кланяться, тот без грибов не останется | Слайд 35 Слайд 36 Слайд 37 Слайд 38 |
III. Заключительная часть. Задача: организация рефлексии воспитанниками результатов занятия | ||
Отвечают на вопросы Дают свои варианты ответа | Вот и закончилось наше путешествие в гости к Природе, где она нас угощала со своей Скатерти-Самобранки. Узнали вы ответы на свои вопросы? Давайте посмотрим и ответим вместе: Почему человеку необходимо единение с Природой? Как правильно есть яблоки? Бывают ли молодильные яблоки на самом деле? Как пить чай с медом? Можно ли есть орехи вместо мяса? Почему шашлык надо есть с петрушкой? Можно ли зеленью заменить полноценный обед? Почему после грибов не хочется сладкого? Почему нельзя ругаться возле воды? Какая вода полезнее всего для организма? Семена какого растения считаются семенами красоты? На наших столах появилось много продуктов, не имеющих никакой связи с Природой: сникерсы, кока-кола, гамбургеры и другая пища, изготовленная на фабриках и заводах с химическими консервантами, красителями, ароматизаторами и наполнителями. Сейчас уже из нефти делают красную икру, мясо, яйца, рис – до чего дошел прогресс. Хорошо это или плохо? Может ли человек в будущем совсем обойтись без Природной пищи? Конечно же, нет. В здоровом питании обязательно должны присутствовать натуральные компоненты. Поэтому – питайтесь со Скатерти-Самобранки и будьте здоровы и счастливы! | Слайд 39 Слайд 40 Слайд 41 Слайд 42 Слайд 43 Слайд 44 Слайд 45 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
Файл содержит разработку контрольную работу в формате ЕГЭ по органической химии на тему "УГЛЕВОДЫ" 10 класс УМК Габриелян О.С. Рассчитана на 40 минут, включает контроль одной темы, но соответствует ст...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
Итоговое повторение курса алгебры 7-9 классов: тематическое планирование и тематические тестовые работы
Разработка системы итогового повторения курса алгебры 7 - 9 классов: примерное тематическое планирование итогового повторения и тематические ...
Тематический тренажер для подготовки к ГИА в 2014 г. по математике 9 класс. Тематические тренировочные задания. Отработка заданий: модуль «Алгебра» Тема№2 «Решение линейных уравнений»
Представляю вашему вниманию очередной тематический тренажер для подготовки к ГИА в 2014г по алгебре по теме "Решение линейных уравнений". Подобраны упражнения, которые соответствуют типовым заданиям К...
Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.
Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...