Программа биологического кружка
рабочая программа по биологии (9, 10, 11 класс) на тему

Архипова Татьяна Сергеевна

Программа биологического кружка для 9-11 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная программа

Дополнительного образования детей

Кружка  «Тайны живого»

Педагог дополнительного образования

Архипова Татьяна Сергеевна

Возраст обучающихся  15 - 18 лет

Для учащихся 9-11 классов

        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Направленность программы.

 –естественнонаучная   (согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” пункт 9).

 Актуальность данной программы во первых  связана с тем, что интересующиеся биологией учащиеся не могут в рамках школьного курса биологии достаточно глубоко познакомиться с современными достижениями биологии и проблемами, которые в настоящее время стоят перед ней; во вторых – с тем, что для успешной сдачи экзамена по биологии требуется более глубокое изучение ряда разделов курса «Общей биологии», которое в рамках времени, отведенного на изучение этого предмета в школе, невозможно.      Предлагаемая программа биологического кружка предполагает более глубокое  изучение структурно-уровневой организации живой природы и практико-ориентированную направленность биологических знаний.  

Педагогическая целесообразность. 

Интерес старшеклассников к углубленному изучению биологии и ограниченное  количество часов на изучение этого предмета в школьной программе – вот противоречие, которое можно разрешить на занятиях биологического кружка. Именно в рамках дополнительного образования возможно более глубокое  изучение материала, которое позволит разрешить это противоречие. В рамках кружковой работы возможно формирование устойчивых навыков  использования теоретических знаний для решения практических задач разного уровня.

Цель образовательной программы. 

  Данная программа направлена на поддержание и углубление интереса учащихся к биологии как к науке,   которая в современном мире является одной из ведущих и значимых для благосостояния человечества;   на  формирование осознанного выбора  направления  в котором, в дальнейшем учащиеся планируют работать;   на формирование  более глубоких и систематических знаний по курсу биологии, необходимых для достойной сдачи экзаменов по  данному предмету;  на развитие любви и бережного отношения к живой природе.

Задачи.

Обучающие -  углубление знаний по ряду разделов курса «Общая биология» (Молекулярная биология, Строение и жизнедеятельность клетки, Размножение организмов, Законы наследственности, Биотехнология, клеточная и генная инженерия.)

 Развивающие -        Умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

         Умение работать с разными источниками биологической информации: тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и  справочниках; анализировать и оценивать информацию;

          Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

          Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

          Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетенции).

Воспитательные – сформировать  ответственное отношение к выбору профессии, сформировать умение осознанно планировать  пути  достижения намеченной цели, сформировать представления о необходимости беречь природу.

Отличительные особенности. Отличительные особенности данной программы – углубление знаний учащихся по отдельным разделам курса общей биологии. В курс  кружковых занятий включены те темы, которые достаточно трудны для усвоения учащимися.  При этом,   раскрытие тем подразумевает не только знакомство с уже полученными биологической сведениями,  но и с теми задачами, которые стоят перед тем или иным  направлением   биологической  науки.  Большое внимание при раскрытии тем также будет уделяться и практической значимости  биологических знаний для медицины, сельского хозяйства, охраны природы.

Формы обучения – групповая.

Режим занятий  -  2часа 1 раз в неделю.

Ожидаемые результаты.

Личностные результаты

      Сформированность  познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

Развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы);

Готовность и способность  обучающихся  к  осознанному выбору и построению  дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.

 Метапредметные  результаты

        Умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

         Умение работать с разными источниками биологической информации: тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и  справочниках; анализировать и оценивать информацию;

          Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

          Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

          Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетенции).

  Предметные результаты

           Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественно - научной картине мира;

           Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

Понимание роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе.

Способы определения результативности

• педагогическое наблюдение;

• тестирование, зачёты, опросы, выполнения обучающимися диагностических заданий, решение задач поискового характера.

Мониторинг

Для отслеживания результативности можно использовать:

• педагогический мониторинг, включающий контрольные задания и

тесты, ведение журнала учёта или педагогического дневника, ведение оценочной системы;

Виды контроля

• Начальный (или входной контроль) проводится с целью определения уровня развития детей.

• Текущий контроль – с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала.

• Промежуточный контроль – с целью определения результатов обучения.

• Итоговый контроль – с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей.

Формы подведения итогов

1. дневники достижений обучающихся

2. карты оценки результатов освоения программы обучающегося.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№занятия

Тема занятия

Количество часов

Молекулярная биология

1.

Мономеры и полимеры

2

2.

Комплементарность  и матричный синтез

2

3.

Синтез белков

2

4.

Генетический код. Значение расшифровки генетического кода.

2

5.

Задачи на генетический код.

2

6.

Задачи на генетический код.

2

Строение и жизнедеятельность клетки

7.

Неклеточные и клеточные формы жизни.

2

8.

Универсальный кирпичик жизни.  Методы изучения клеток.

2

9.

Органоиды клетки. Строение, значение.

2

10.

Что общего у бактерий, грибов, растений и животных.

2

11.

Фотосинтез.

2

12.

Энергетический обмен.

2

13.

Почему растут организмы?

2

14.

Одноклеточные организмы.

2

15.

Как управлять клеткой?

2

Размножение организмов

16.

Стратегия размножения. Половое и бесполое размножение.

2

17.

Мейоз. Зачем такие сложности?

2

18.

Зачем растениям мейоз, если половые клетки образуются митозом?

2

19.

Смена поколений у растений.

2

20.

Образование половых клеток и оплодотворение у животных.

2

21.

Решение задач на количество хромосом и ДНК

2

22.

Решение задач на количество хромосом и ДНК.

2

Законы наследственности

23.

Зачем открывать законы наследственности.  Грегор  Мендель. Переоткрытие законов наследственности.

2

24.

Как узнать, какие глаза будут у сына? Как узнать возможность появления болезней? Задачи на моногибридное скрещивание.

2

25.

Задачи на  дигибридное  скрещивание. Знание законов позволяет законы нарушать (Кольцов и кролики)

2

26.

Почему некоторыми болезнями чаще болеют мальчики?

2

27.

Законы Моргана, генетические карты.

2

28.

Задачи на сцепленное наследование.

2

29.

Как узнать тайну черного пуделя? (Анализирующее скрещивание)

2

30.

Взаимодействие генов. Множественный аллелизм.

2

31.

Закрепим знания по решению задач.

2

Биотехнология, клеточная и генная инженерия

32.

Биотехнология.

2

33.

Клеточная инженерия. Клонирование.

2

34.

Генная инженерия. Методы. Успехи.

2

Значение биологии

35.

Биология и медицина

2

36.

Биология и сельское хозяйство

2

37.

Биология и охрана биосферы.

2

38.

Итоговое занятие

2

СОДЕРЖАНИЕ.

Содержание программы направлено на:

• создание условий для личностного развития обучающегося, его позитивную социализацию;

• социальное, культурное, профессиональное самоопределение и творческую самореализацию;

• формирование у обучающихся умений и навыков, приобретение опыта творческой деятельности.

Содержание разделов и тем излагается в последовательности, строго соответствующей  структуре  учебно - тематического плана.

  1. Мономеры и полимеры – органические вещества клетки. Связь строения и функции веществ. Причины разнообразия функций белков. Строение и значение ДНК. Матричный синтез.
  2. Универсальность клетки, как структурно-функциональной единицы живых организмов. Чем клетка отличается от вируса. Строение клетки, сходства и отличия клеток организмов разных царств. Размножение клеток и его значение в жизни многоклеточных организмов. Жизнедеятельность клетки. Достижения в изучении строения и функционирования клеток их практическое значение.
  3. Размножение организмов – важнейшее свойство живого. Основа эволюции. Мейоз. Его значение. Место мейоза в жизненном цикле растений. Значение в жизнедеятельности животных.
  4. Законы Менделя и Моргана. Их применение в практической деятельности человека. Взаимодействие генов, множественный аллелизм.
  5. Биотехнология, генная и клеточная  инженерия. Современные достижения в этих направлениях.
  6. Значение современной биологии для медицины, сельского хозяйства, охраны биосферы.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  В работе кружка предусмотрены занятия по углублению знаний, практические занятия, занятия по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий;

Форма проведения занятий — лекции, семинары, практикумы

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста);

• наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций; наблюдения; показ по образцу)

• практические  (решение задач)

Материально-техническое обеспечение

• место проведения занятий - кабинет биологии

• подсобное помещение – лаборантская комната

• перечень оборудования учебного  кабинета  - классная доска, столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, микроскопы, наглядные пособия);

• перечень оборудования, необходимого для проведения занятий:

Персональный компьютер и мультимедийная установка, микроскопы, микропрепараты, наглядные пособия.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

  1. http://www.virtulab.net
  2. https://ege.sdamgia.ru
  3. http://nsportal.ru/arkhipova-tatyana-sergeevna
  4. http://mosmetod.ru
  5. http://school-collection.edu.ru
  6. http://window.edu.ru

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беляев Д.К. и др. Общая биология. Учебник для 10-11 классов. М. ОАО «Московские учебники»,2011.
  2. Кириленко А.А. Молекулярная биология Все типы задач. – Ростов н/Д: Легион, 2015.
  3. Марков А., Неймарк Е. Эволюция – классические идеи в свете новых открытий , Москва: АСТ:CORPUS, 2014.
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г.

 № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”

  1. Теремов А.В., Петросова Р.А. – Биология 10 -11. Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) -  Москва: Мнемозина, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по эколого-биологическому кружку

Прграмма охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы, добавлен раздел изучения особенностей природы Татарстана...

Рабочая программа биологического кружка «БИОНИКА»

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС....

Методическая разработка занятия биологического кружка "Испарение воды растением"

Методическая разработка  занятия биологического кружка «Бионика»  в 5 классе   по теме «Испарение воды растением». Занятие проводится с использованием цифровой лаборатории "Архимед...

Методическая разработка учебного занятия эколого-биологического кружка «Пернатые друзья»

Цель: Привлечь внимание детей к зимующим птицам. Задачи: Обучающие 1. Познакомить детей с зимующими птицами. 2. Закрепить знания о зимующих птицах в ходе игр. Развивающие 3. Развивать познавательный и...

Методическое пособие "Рабочая программа биологического кружка "Мир Био""

Программа разработана для реализации в системе дополнительного образования. Участники - разновозрастные группы школьников. Сроки реализации - три года....

Программа эколого - биологического кружка "Практическая экология"

За основу программы кружка «Практическая экология» взяты типовые программы дополнительного образования детей, программа организации полевых экологических практикумов ассоциации «Экосистема» г. Москва....

Программа эколого - биологического кружка "Практическая экология"

За основу программы кружка «Практическая экология» взяты типовые программы дополнительного образования детей, программа организации полевых экологических практикумов ассоциации «Экосистема» г. Москва....