Программа биологического кружка
рабочая программа по биологии (9, 10, 11 класс) на тему
Программа биологического кружка для 9-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа и планирование занятий биологического кружка для 9-11 классов. | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
Дополнительного образования детей
Кружка «Тайны живого»
Педагог дополнительного образования
Архипова Татьяна Сергеевна
Возраст обучающихся 15 - 18 лет
Для учащихся 9-11 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы.
–естественнонаучная (согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” пункт 9).
Актуальность данной программы во первых связана с тем, что интересующиеся биологией учащиеся не могут в рамках школьного курса биологии достаточно глубоко познакомиться с современными достижениями биологии и проблемами, которые в настоящее время стоят перед ней; во вторых – с тем, что для успешной сдачи экзамена по биологии требуется более глубокое изучение ряда разделов курса «Общей биологии», которое в рамках времени, отведенного на изучение этого предмета в школе, невозможно. Предлагаемая программа биологического кружка предполагает более глубокое изучение структурно-уровневой организации живой природы и практико-ориентированную направленность биологических знаний.
Педагогическая целесообразность.
Интерес старшеклассников к углубленному изучению биологии и ограниченное количество часов на изучение этого предмета в школьной программе – вот противоречие, которое можно разрешить на занятиях биологического кружка. Именно в рамках дополнительного образования возможно более глубокое изучение материала, которое позволит разрешить это противоречие. В рамках кружковой работы возможно формирование устойчивых навыков использования теоретических знаний для решения практических задач разного уровня.
Цель образовательной программы.
Данная программа направлена на поддержание и углубление интереса учащихся к биологии как к науке, которая в современном мире является одной из ведущих и значимых для благосостояния человечества; на формирование осознанного выбора направления в котором, в дальнейшем учащиеся планируют работать; на формирование более глубоких и систематических знаний по курсу биологии, необходимых для достойной сдачи экзаменов по данному предмету; на развитие любви и бережного отношения к живой природе.
Задачи.
Обучающие - углубление знаний по ряду разделов курса «Общая биология» (Молекулярная биология, Строение и жизнедеятельность клетки, Размножение организмов, Законы наследственности, Биотехнология, клеточная и генная инженерия.)
Развивающие - Умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
Умение работать с разными источниками биологической информации: тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках; анализировать и оценивать информацию;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетенции).
Воспитательные – сформировать ответственное отношение к выбору профессии, сформировать умение осознанно планировать пути достижения намеченной цели, сформировать представления о необходимости беречь природу.
Отличительные особенности. Отличительные особенности данной программы – углубление знаний учащихся по отдельным разделам курса общей биологии. В курс кружковых занятий включены те темы, которые достаточно трудны для усвоения учащимися. При этом, раскрытие тем подразумевает не только знакомство с уже полученными биологической сведениями, но и с теми задачами, которые стоят перед тем или иным направлением биологической науки. Большое внимание при раскрытии тем также будет уделяться и практической значимости биологических знаний для медицины, сельского хозяйства, охраны природы.
Формы обучения – групповая.
Режим занятий - 2часа 1 раз в неделю.
Ожидаемые результаты.
Личностные результаты
Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
Развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы);
Готовность и способность обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные результаты
Умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
Умение работать с разными источниками биологической информации: тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках; анализировать и оценивать информацию;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетенции).
Предметные результаты
Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественно - научной картине мира;
Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
Понимание роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе.
Способы определения результативности
• педагогическое наблюдение;
• тестирование, зачёты, опросы, выполнения обучающимися диагностических заданий, решение задач поискового характера.
Мониторинг
Для отслеживания результативности можно использовать:
• педагогический мониторинг, включающий контрольные задания и
тесты, ведение журнала учёта или педагогического дневника, ведение оценочной системы;
Виды контроля
• Начальный (или входной контроль) проводится с целью определения уровня развития детей.
• Текущий контроль – с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала.
• Промежуточный контроль – с целью определения результатов обучения.
• Итоговый контроль – с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей.
Формы подведения итогов
1. дневники достижений обучающихся
2. карты оценки результатов освоения программы обучающегося.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№занятия | Тема занятия | Количество часов |
Молекулярная биология | ||
1. | Мономеры и полимеры | 2 |
2. | Комплементарность и матричный синтез | 2 |
3. | Синтез белков | 2 |
4. | Генетический код. Значение расшифровки генетического кода. | 2 |
5. | Задачи на генетический код. | 2 |
6. | Задачи на генетический код. | 2 |
Строение и жизнедеятельность клетки | ||
7. | Неклеточные и клеточные формы жизни. | 2 |
8. | Универсальный кирпичик жизни. Методы изучения клеток. | 2 |
9. | Органоиды клетки. Строение, значение. | 2 |
10. | Что общего у бактерий, грибов, растений и животных. | 2 |
11. | Фотосинтез. | 2 |
12. | Энергетический обмен. | 2 |
13. | Почему растут организмы? | 2 |
14. | Одноклеточные организмы. | 2 |
15. | Как управлять клеткой? | 2 |
Размножение организмов | ||
16. | Стратегия размножения. Половое и бесполое размножение. | 2 |
17. | Мейоз. Зачем такие сложности? | 2 |
18. | Зачем растениям мейоз, если половые клетки образуются митозом? | 2 |
19. | Смена поколений у растений. | 2 |
20. | Образование половых клеток и оплодотворение у животных. | 2 |
21. | Решение задач на количество хромосом и ДНК | 2 |
22. | Решение задач на количество хромосом и ДНК. | 2 |
Законы наследственности | ||
23. | Зачем открывать законы наследственности. Грегор Мендель. Переоткрытие законов наследственности. | 2 |
24. | Как узнать, какие глаза будут у сына? Как узнать возможность появления болезней? Задачи на моногибридное скрещивание. | 2 |
25. | Задачи на дигибридное скрещивание. Знание законов позволяет законы нарушать (Кольцов и кролики) | 2 |
26. | Почему некоторыми болезнями чаще болеют мальчики? | 2 |
27. | Законы Моргана, генетические карты. | 2 |
28. | Задачи на сцепленное наследование. | 2 |
29. | Как узнать тайну черного пуделя? (Анализирующее скрещивание) | 2 |
30. | Взаимодействие генов. Множественный аллелизм. | 2 |
31. | Закрепим знания по решению задач. | 2 |
Биотехнология, клеточная и генная инженерия | ||
32. | Биотехнология. | 2 |
33. | Клеточная инженерия. Клонирование. | 2 |
34. | Генная инженерия. Методы. Успехи. | 2 |
Значение биологии | ||
35. | Биология и медицина | 2 |
36. | Биология и сельское хозяйство | 2 |
37. | Биология и охрана биосферы. | 2 |
38. | Итоговое занятие | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ.
Содержание программы направлено на:
• создание условий для личностного развития обучающегося, его позитивную социализацию;
• социальное, культурное, профессиональное самоопределение и творческую самореализацию;
• формирование у обучающихся умений и навыков, приобретение опыта творческой деятельности.
Содержание разделов и тем излагается в последовательности, строго соответствующей структуре учебно - тематического плана.
- Мономеры и полимеры – органические вещества клетки. Связь строения и функции веществ. Причины разнообразия функций белков. Строение и значение ДНК. Матричный синтез.
- Универсальность клетки, как структурно-функциональной единицы живых организмов. Чем клетка отличается от вируса. Строение клетки, сходства и отличия клеток организмов разных царств. Размножение клеток и его значение в жизни многоклеточных организмов. Жизнедеятельность клетки. Достижения в изучении строения и функционирования клеток их практическое значение.
- Размножение организмов – важнейшее свойство живого. Основа эволюции. Мейоз. Его значение. Место мейоза в жизненном цикле растений. Значение в жизнедеятельности животных.
- Законы Менделя и Моргана. Их применение в практической деятельности человека. Взаимодействие генов, множественный аллелизм.
- Биотехнология, генная и клеточная инженерия. Современные достижения в этих направлениях.
- Значение современной биологии для медицины, сельского хозяйства, охраны биосферы.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В работе кружка предусмотрены занятия по углублению знаний, практические занятия, занятия по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий;
Форма проведения занятий — лекции, семинары, практикумы
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста);
• наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций; наблюдения; показ по образцу)
• практические (решение задач)
Материально-техническое обеспечение
• место проведения занятий - кабинет биологии
• подсобное помещение – лаборантская комната
• перечень оборудования учебного кабинета - классная доска, столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, микроскопы, наглядные пособия);
• перечень оборудования, необходимого для проведения занятий:
Персональный компьютер и мультимедийная установка, микроскопы, микропрепараты, наглядные пособия.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
- http://www.virtulab.net
- https://ege.sdamgia.ru
- http://nsportal.ru/arkhipova-tatyana-sergeevna
- http://mosmetod.ru
- http://school-collection.edu.ru
- http://window.edu.ru
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Беляев Д.К. и др. Общая биология. Учебник для 10-11 классов. М. ОАО «Московские учебники»,2011.
- Кириленко А.А. Молекулярная биология Все типы задач. – Ростов н/Д: Легион, 2015.
- Марков А., Неймарк Е. Эволюция – классические идеи в свете новых открытий , Москва: АСТ:CORPUS, 2014.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г.
№ 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
- Теремов А.В., Петросова Р.А. – Биология 10 -11. Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) - Москва: Мнемозина, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по эколого-биологическому кружку
Прграмма охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы, добавлен раздел изучения особенностей природы Татарстана...
Рабочая программа биологического кружка «БИОНИКА»
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС....
Методическая разработка занятия биологического кружка "Испарение воды растением"
Методическая разработка занятия биологического кружка «Бионика» в 5 классе по теме «Испарение воды растением». Занятие проводится с использованием цифровой лаборатории "Архимед...
Методическая разработка учебного занятия эколого-биологического кружка «Пернатые друзья»
Цель: Привлечь внимание детей к зимующим птицам. Задачи: Обучающие 1. Познакомить детей с зимующими птицами. 2. Закрепить знания о зимующих птицах в ходе игр. Развивающие 3. Развивать познавательный и...
Методическое пособие "Рабочая программа биологического кружка "Мир Био""
Программа разработана для реализации в системе дополнительного образования. Участники - разновозрастные группы школьников. Сроки реализации - три года....
Программа эколого - биологического кружка "Практическая экология"
За основу программы кружка «Практическая экология» взяты типовые программы дополнительного образования детей, программа организации полевых экологических практикумов ассоциации «Экосистема» г. Москва....
Программа эколого - биологического кружка "Практическая экология"
За основу программы кружка «Практическая экология» взяты типовые программы дополнительного образования детей, программа организации полевых экологических практикумов ассоциации «Экосистема» г. Москва....