Рабочая программа биологического кружка «БИОНИКА»
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа биологического кружка «БИОНИКА»
Руководитель кружка: Старцева С.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Биологический кружок организуется для учащихся 5- 9-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии с миром живых организмов.
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:
- Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
- Добавлен раздел изучения особенностей природы Воронежской области (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);
- Предлагается проведение исследовательских работ с использованием современной техники
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных особенностей.
Занятие в кружке позволит школьникам расширить свои знания о мире живой природы, продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.
Курс, рассчитанный на 34 академических часа в год (4 года обучения). Он включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии человека .
В рамках работы кружка предполагается посещение зоопарка, экскурсии в музей, заповедник, на природу.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Цель программы:
Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Основные задачи программы:
Образовательные
- Расширять кругозор,
- Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.
- Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
Развивающие
- Развитие навыков работы с микроскопом, систематизации, гербаризации;
- Развитие навыков общение и коммуникации;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование экологической культуры;
- Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
- Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к миру живых существ.
- Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
- Воспитывать любовь к природе
Условия реализации программы
- Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 10-15 лет.
- Продолжительность образовательного процесса - 4 года.
- Количество часов - 1 учебный час в неделю (34 часа в год)
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
- Групповая
- Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы (при работе с микроскопом, натуральными объектами). Метод проектов.
Наглядность и оборудование:
видео-, слайдфильмы, компьютерные презентации, биологические коллекции, плакаты, модели и макеты, комплекты лабораторного оборудования по биологии, цифровой микроскоп «Digital Blue», световые микроскопы, фотоаппарат, видеокамера, цифровая лаборатория «Nova» и датчики к ней, интерактивная доска.
Ожидаемый результат:
- положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
- повышение коммуникативности;
- появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
- умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
- сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, приобретенные навыки организации исследовательской работы.
- установки здорового образа жизни.
Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:
1. Тестирование.
2. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, конкурс, выставка).
3. Дискуссия.
4. Проектно-исследовательская работа.
5. Конференция.
6. Творческий отчет о экскурсии , о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.
Оценка качества дополнительного образования осуществляется как по бальной системе (5 и 10), так и с помощью оценочных суждений (рецензия).
Для фиксирования оценок качества обучения педагог может использовать такие формы, как
диагностические карты, табель развития, папка достижений ("Портфолио").
Учебно-тематический план
№/ | Темы | Количество занятий | ||
Общее | В том числе теоретических | В том числе практических | ||
5 класс (35 часов) | 1. Сезонные явления в природе. | 4 | 1 | 3 |
2. Биологическая лаборатория. | 3 | 1 | 2 | |
3. Природа под микроскопом. | 7 | 2 | 5 | |
4. Бактерии и грибы | 5 | 2 | 3 | |
5. Мир растений. | 11 | 4 | 7 | |
6. Природа под охраной. | 5 | 3 | 2 | |
6 класс (35 часов) | Систематика растений. | 2 | 1 | 1 |
Споровые растения. | 4 | 2 | 2 | |
Голосеменные растения | 5 | 2 | 3 | |
Цветковые растения | 7 | 2 | 5 | |
Эволюция растений | 2 | 2 | - | |
Цветочно-декоративные растения. Фитодизайн. | 6 | 2 | 4 | |
Комнатные растения | 6 | 2 | 4 | |
Растительные сообщества. | 3 | 1 | 3 | |
7 класс (35 ч) | Зоология – наука о животных | 2 | 1 | 1 |
Животные под микроскопом | 3 | 1 | 2 | |
Беспозвоночные животные | 14 | 4 | 10 | |
Позвоночные животные | 14 | 6 | 8 | |
Экологические сообщества. | 2 | 1 | 1 | |
8 класс (35 часов) | Анатомия и физиология. | 2 | 1 | 1 |
Опорно-двигательная система | 5 | 2 | 3 | |
Дыхание | 3 | 1 | 2 | |
Пищеварение. Обмен веществ. | 5 | 2 | 3 | |
Выделение. Кожа. | 3 | 1 | 2 | |
Эндокринная система | 2 | 1 | 1 | |
Нервная система. | 7 | 4 | 3 | |
Органы чувств. | 4 | 2 | 2 | |
Поведение и ВНД. | 4 | 1 | 3 |
В соответствии с данной программой разработан тематический план для каждого года обучения. На занятиях дети приобретают навыки поисково-исследовательской работы с различными источниками информации, учатся проводить опыты, наблюдения, разрабатывать проекты и создавать презентации. Развивают свои творческие, коммуникативные способности при оформлении выставок, проведении экологических акций.
Тематический план работы биологического кружка в 5 классе
№ | Дата | Темы занятий | Кол. часов | Форма занятий |
Тема «Сезонные явления в природе» (4 часа) | ||||
1. | Введение. Правила безопасной работы в биологической лаборатории. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы | |
2 | Сезонные явления в природе. | 1 | Рассказ учителя | |
3-4 | Фенологические наблюдения. Дневник наблюдений. | 2 | Практическая работа | |
Тема «Биологическая лаборатория» (3 часа) | ||||
5 | Методы исследования природы. Правила работы в лаборатории. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы | |
6-7 | Лабораторное оборудование и приемы работы с ним. | 2 | Практическая работа | |
«Природа под микроскопом» (7 часов) | ||||
8 | Исследования природы с помощью микроскопа. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. | |
9-10 | Правила работы с микроскопом. Рассматривание готовых микропрепаратов. | 2 | Практическая работа | |
11 | Приготовление микропрепаратов. | 1 | Практическая работа | |
12 | Клетки растений и животных. | 1 | Беседа, пр. работа | |
13 | Простейшие организмы. | 1 | Практическая работа | |
14 | Что показал нам микроскоп. | 1 | Викторина | |
Тема «Бактерии. Грибы» (5 часов) | ||||
15 | Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий. | 1 | Рассказ, организация работы по мини-проектам | |
16 | Бактерии в жизни человека. | 1 | Беседа, мини-проект | |
17 | Грибы: особенности строения. | 1 | Рассказ, беседа. | |
18-19 | Плесневые грибы и дрожжи. | 2 | Практическая работа | |
Тема: «Мир растений» (11 часов) | ||||
20 | Особенности строения растений | 1 | Рассказ, беседа | |
21 | Размножение растений. | 1 | Рассказ, беседа | |
22 | Проращивание семян различных растений. | 1 | Практическая работа | |
23 | Влияние загрязненной воды на прорастание . | 1 | Пр.р, эксперимент | |
24 | Геотропизм у растений | 1 | Пр.р, эксперимент | |
25 | Наблюдение фототропизма у растений | 1 | Пр.р, эксперимент | |
26 | Наблюдение за вьющимися растениями | 1 | Пр.р, эксперимент | |
27 | Изучение испарения воды растением | 1 | Пр.р, эксперимент | |
28 | Условия, влияющие на рост и развитие растений | 1 | Пр.р, эксперимент | |
29-30 | Эти удивительные растения. | 2 | Обобщение, защита проектов | |
Тема «Природа под охраной» (5 часов) | ||||
31 | Растения в Красной книге. | 1 | Рассказ, беседа | |
32 | Редкие растения Воронежской области. | 1 | Рассказ, беседа | |
33 | Правила поведения в природе. | 1 | Экскурсия, фотосессия | |
34 | Создание гербария. | 1 | Практическая работа | |
35 | Итоговое занятие кружка. | 1 | Отчет, презентация |
Список литературы.
1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.
2. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.
3. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 1989.
4. Миноранский В.А. Казадаев А.А. Редкие и исчезающие виды животных Воронежской области: Методическое пособие для учителя. Ростов н/Д. : Изд-во облИУУ, 1995.
5. Нагорный Б.А. Твой край родной: Занимательное краеведение в вопросах и ответах. - Ростов н/Д: Кн. Изд-во,1988.
6. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991.
7. Удивительная планета Земля . Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест",2003.
8. Федяева В.В., Абрамова Т.И. Редкие и исчезающие виды растений Ростовской области: Методическое пособие для учителя. - Ростов н/Д.: Изд-во облИУУ, 1995.
9. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.
10. «Практическая экология для школьников» Л.А. Коробейникова, Иваново, 1995.
11. «Охрана природы», п/р профессора К. В. Пашканга, Москва, «Просвещение», 1990.
12. «Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России», М.В. Чертопруд.
13. «Растения от А до Я», Ю. П. Лаптев, Москва, «Колос», 1992.
14. «Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России», М.В. Чертопруд. 15. «Биология для абитуриента» Р.Г. Заяц и др, Минск, ЧУП «Издательство Юн
ипресс», 2004
16. «Охрана природы», А.В. Михеев, «Просвещение», Москва, 1990
17. «Атлас – определитель высших растений», В.С.Новикова, И.А.Губанов, Москва, Просвещение, 1991.
18. «Определитель водорослей», Н.Б. Балашов, Лениздат, 1989.
19. «Большой определитель грибов», А.В.Юдин, Москва, ООО «Издательство АСТ», 2001.
Интернет-ресурсы
zanimatika.narod.ru/Book6.htm
zavuch.info/methodlib/145/
ru.wikipedia.org/wiki/
sbio.info/list.php?c=orgvegetat
biologiya.net/obshhaya-biologiya
edu.of.ru/mignaschool/default.asp?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа математического кружка для учащихся 5-6 классов.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и т...
Рабочая программа математического кружка по подготовке к ЕГЭ
Данный кружок посвящен подготовке к сдаче единого государственного экзамена и дальнейшему поступлению школьника в ВУЗ.В кружке рассматриваются все темы, которые утверждены Минис...
Методическое пособие "Рабочая программа биологического кружка "Мир Био""
Программа разработана для реализации в системе дополнительного образования. Участники - разновозрастные группы школьников. Сроки реализации - три года....
Рабочая программа "Биологическое краеведение"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности с календарно-тематическим планированием...
Программа биологического кружка
Программа биологического кружка для 9-11 классов....
Рабочая программа Биологический эксперимен10 класс
элективный курс для учащихся 10 класса профильного обучения...
рабочая программа факультативного курса "Бионика"
Факультативный курс...