Активное обучение биологии в форме дидактических небылиц (работы учащихся)
учебно-методический материал по биологии (6, 7, 8 класс) на тему

В методике преподавания биологии часто используется такая активная форма обучения, как сочинение дидактических сказок (как учителем, так и учащимися). В этом плане разнообразить работу помогает еще и такой прием, как сочинение дидактических небылиц.

Что собой представляет небылица? Это рассказ, в котором случается то, чего в реальной жизни быть не может. Издревле на небылицах учили детей логически мыслить, отличая правду от выдумки. Вот и дидактические небылицы помогут ученику разобраться, что бывает, а чего быть не может с точки зрения биологии, а также ненавязчиво проверить знания ученика по предмету.

Прием дидактической небылицы актуально использовать в рамках проблемного обучения и индивидуального подхода к ученику.

Указания для работы ученика с дидактической небылицей просты:

  1. Прочти  текст  небылицы  до конца;
  2. Второй раз читай  внимательно;
  3. Пошагово находи неточности;
  4. Дай правильный ответ .            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemnovodnye.docx13.51 КБ
Файл pishchevarenie_0.docx15.47 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс . Тема: «Земноводные»

                                     На песчаном береге.

        Прудовая лягушка мирно лежала на песчаном берегу и грелась на солнце, линиво поглаживая перепончатой конечностью свои ребра. Ее длинный язык, втрое сложенный во  рту, пытался протолкнуть комара, за которым она гонялась по лужайке несколько минут назад. Но огромные глаза, которыми ее наградила природа, только мешали процессу пищеварения. Чешуйчатая кожа подрумянилась на солнце и лягушка уже готова  была подняться, чтобы отправиться в гости на болото к дальней родственнице камышовой жабе. Лягушке нужно было торопиться, чтобы успеть до начала праздника пожать лапы червягам, амбистомам и тритонам.          



Предварительный просмотр:

                                 8 класс.

      Пищеварение.

Доктор Пилюлькин склонился над кардиограммой больного, поступившего в инфекционное отделение городской больницы. На рентгеновском снимке он четко увидел  все отделы пищеварительной системы, начиная от  желудка.  Пилюлькин порадовался за пациента, у которого во рту он насчитал 36 зубов, нетронутые кариесом. «Ест витамин А»,-  подумал он - « Нужно и мне пить рыбий жир, а то и до цинги недалеко». Поджелу дочная железа на снимке была без изменений  справа в подреберье над желудком и ее проток плавно заканчивался в конце пищевода. Червеобразный отросток прямой кишки приветливо помахал ему, вызвав раздражение. « Нужно вырезать этот атавизм,   все равно лишний»,- пробурчал эскулап.  Железа внутренней секреции – печень с левой стороны от  тонкого кишечника  была увеличена в размерах и напоминала остров Мадагаскар на карте мира. Вывод  последовал незамедлительно: « Больной слишком много пьет пепси, если так будет продолжаться дальше , то печень не сможет вырабатывать поджелудочный сок, который необходим для расщепления углеводов в тонком кишечнике».  Желудок, напоминающий пятилитровую резиновую грушу, спрятался за раздувшимися легочными мешками.

Пилюлькин  оторвался от снимка и устало сел на стул. Мысли  о необычном больном не давали  покоя. Такой пищеварительной системы он не встречал никогда. Срочно нужна операция. Как ее делать? Нужно иметь талант  древних врачевателей Архимеда  и Цицерона, чтобы решиться на трепанацию брюшной полости. Впервые Пилюлькин  пожалел, о том, что  в студенчестве пропустил лекцию профессора Тироксина Пепсиновича по пищеварению. Срочно нужна консультация коллег. Кто же поможет?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активное обучение биологии в форме дидактических сказок (работы учащихся)

Дидактические сказки учат детей понимать и беречь природу. В них вымышлены  события и разговоры между живыми существами. Основные биологические факты в сказках даются  с научной достоверност...

Система работы с аутентичным текстом. Поисковое чтение как форма управления самостоятельной работой учащихся.

Известно, что необходимо стимулировать и создавать условия для поисковой деятельности обучающихся. Чтобы пробудить мыслительную активность, мы представляем учащимся текст...

"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС" (тезисы Коваленко Елены Германовны, опубликованные в сборнике "ИТО-Ростов-2014")

В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ Коваленко Е.Г. в условиях перехода к ФГОС в основной школе в направлении организации практической деятельности учащихся. Цель рабо...

Дифференциация в обучении. Типы, виды и форма активизации самостоятельной работы учащихся

В настоящее время задача, образования не может сводиться только к вооружению учащихся определенной суммой знаний. Необходимо сформировать у них умение оперировать приобретенными знаниями, применять их...

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы...

Формы организации самостоятельной работы учащихся при обучении информатике

Информатика как школьный предмет имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей с другими предметами, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария....