Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы
статья по русскому языку на тему

Методические объединения

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filippova_bormotova_petrova.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы

И.М. Филиппова, учитель русского языка и литературы,

первой квалификационной категории;

Н.А. Бормотова, учитель русского языка и литературы,

отличник народного просвещения;

М.А, Петрова, к.п.н., доцент, учитель математики,

первой квалификационной категории

МБОУ СОШ № 50 город Новосибирск

Русский язык занимает одно из важнейших мест в системе школьных предметов, поскольку он является не только объектом изучения, но и средством обучения. На уроках русского языка учащиеся приобретают умения и навыки, необходимые для овладения знаниями по другим предметам. Следовательно, возникает необходимость совершенствования форм и методов работы, при которых развитие речи при изучении морфологии будет максимально эффективным и обеспечит готовность учеников к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует на результаты образования, одними из которых являются коммуникативные умения. Это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие контакт между людьми для общения и поддержания оптимальных отношений:

  • формулировать высказывание, используя термины;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Коммуникативная компетенция включает овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Обучение школьников было сориентировано не только и не столько на изучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой культуры школьников, умения мыслить, грамотно и хорошо говорить в разных ситуациях общения.

Как связать преподавание языка с основными этапами, закономерностями овладения языком? Как организовать речевую деятельность в учебном процессе, чтобы каждый ученик стал активным деятелем? Чтобы не просто складывал буквы в слоги, слоги в слова, слова в предложения, а понимал прочитанное. И не только на уровне языковых значений. Чтобы не просто писал сочинение на заданную тему, используя шаблонные фразы и готовые конструкции, а пытался бы найти средства для выражения собственных мыслей, осуществляя собственный замысел.

Речевой опыт ученика на первых этапах обучения практически не выходит за рамки бытовой сферы общения, поэтому задачей обучения русскому языку становится вовлечение ученика в непрерывную цепь речевого общения.

1) Деятельность ученика при изучении родной речи мы выстраиваем как деятельность по преобразованию собственного языка, деятельность, направленную на собственное языковое развитие.

2) Материал учебного курса, средств и способов обучения соотносим с основными этапами, закономерностями психического и речевого развития ребёнка; учитывая возрастные особенности, ориентируюсь на ведущую деятельность (в подростковом возрасте это, по мнению специалистов, проектирование, экспериментирование).

3) Опираемся на такие лингвистические концепции, которые рассматривают язык с точки зрения носителя языка. Из этого следует, что, например, при введении новой лексики необходимо рассматривать слово во всём многообразии его связей, пытаясь найти опору в индивидуальном речевом опыте ребёнка.

4) Осознаем, что овладение языком возможно только в ситуации речевого общения, коммуникативной ситуации. Для этого основной акцент делаем на диалоговой форме обучения. В учебной деятельности главную роль приобретает общение ученика и учителя, речевая активность самих обучающихся на каждом уроке. В контакте с учениками учитель сообщает новую информацию, ученики, общаясь с учителем, и друг с другом, усваивают её, овладевая речевой деятельностью.

5) Имеем в виду, что текст основная дидактическая единица. Поэтому один из ведущих принципов насыщенность урока текстами, художественными, научно-популярными, учебными.

6) Обучение русскому языку не ограничиваем рамками урока. Обязательно дополняем урок специально организованной (вместе с детьми) «языковой средой». При реализации коммуникативного подхода специально организованная среда является необходимым условием и средством речевого развития.

Одной из образовательных целей практически каждого урока русского языка является формирование у школьников умения передавать собственные мысли, чувства, переживания в устной и письменной форме.

В связи с тем, что информация в своём законченном виде передаётся через оформленный текст, то центральное место на уроке, естественно, занимает текст, малый, большой в зависимости от формы урока, особенно на той стадии изучения лингвистического материала, когда нужно показать роль грамотного письма в коммуникации.

Главное в работе с текстом в нашем понимании это сосредоточение внимания учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно-познавательной единицы, поэтому преобладающим видом деятельности в данной технологии является анализ текста.

Этот вид работы должен быть систематическим, обязательным условием нашей технологии.

Опыт показывает, что следует предлагать для работы тексты с разной стилистической и типологической принадлежностью, смешанного типа (на выбор учащихся). Целенаправленный отбор текстов способствует созданию на уроках развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции (а без этого невозможен процесс совершенствования речи). Кроме того, на уроках мало знакомить ученика с яркими текстами, учить понимать их, видеть и слышать изображенное в них. Учащиеся должны запоминать непроизвольно образцовые тексты, уметь легко воспроизводить их, а затем использовать элементы, фразы из них в своей речи как образцы. Организованная работа с текстом должна вести к непроизвольному запоминанию образцовых текстов.

Использование текста как речеведческого понятия в качестве опорного, ключевого не только на уроках развития связной речи, но и при изучении лексики, морфологии, синтаксиса, позволяет создавать условия для интеграции курса русского языка и литературы, для усиления работы по воспитанию, духовно-нравственному развитию учащихся, для повышения их творческой активности. При этом грамматический материал на каждом этапе изучается, обобщается и используется в речевом аспекте. Учащиеся в процессе работы над текстом анализируют лексические средства языка, проводят наблюдения над значением словообразовательных элементов, грамматических форм, словосочетаний и синтаксических конструкций. Анализируют смысловую и стилистическую роль порядка слов, текстообразующую и стилистическую функцию разных типов простых предложений, синонимию синтаксических конструкций. Работают над лексическими и синтаксическими средствами выражения в речи различных смысловых отношений, литературной нормой языка и разного рода отклонениями от неё.

Другим эффективным средством создания возможностей общения на уроке является система ситуативных упражнений, которые моделируются в зависимости от образовательных целей учебного занятия.

Обязательным условием работы с текстом является моделирование ситуации порождения и восприятия высказывания. Учебная задача на каждом этапе урока ставится таким образом, что при её решении ребёнок активно «проживает» процесс понимания текста и переживает «муки творчества» (трудности с выбором языкового средства, попытки точно выразить смысл и т.п.).

Примером такой ситуации может служить задание по восстановлению дискретного текста, достраивание недостающих элементов общения, написание собственного высказывания.

В связи с этим одним из важных факторов социальной, а не просто учебной активности школьника является сочинение. При написании сочинения следует учитывать всё: жанр, стиль, тип речи, грамматическое оформление, объём.

Урок, посвященный подготовке к написанию творческой работы, сопровождается рекомендациями:

  • не пересказывай это не анализ;
  • «поймай» мысль темы;
  • не уходи далеко;
  • не списывай;
  • помни: краткость сестра таланта.

Лингвистический эксперимент ещё один из приёмов работы над текстом. Чаще он проводится при работе над анализом языка художественного произведения, но сопровождает и другие виды работ по речеведению. Цель языкового эксперимента обоснование отбора изобразительно-выразительных средств в данном тексте и установление внутренней взаимосвязи между языковыми средствами. Алгоритм работы при эксперименте: устранение данного языкового явления из текста; подстановка или замена языкового элемента синонимичным; распространение текста другими языковыми элементами; свёртывание текста; перестановка слов и других языковых единиц; анализ полученных результатов, обобщение, выводы.

При введении новой лексики необходимо представлять слово во всём многообразии его связей, пытаясь найти опору в речевом опыте ребёнка. Это не значит, что нужно устанавливать связи со словами школьного сленга. Задание организуется таким образом, чтобы, выполняя его, ребёнок использовал собственный языковой опыт или расширял его шаг за шагом.

Формирование коммуникативной компетенции естественным образом повышает значимость такой формы организации учебного процесса, как групповая работа. Здесь следует обратить внимание на особенности организации работы в группе или паре:

1 этап подготовка к выполнению задания (постановка речевой задачи, инструктаж учителя о последовательности действий, раздача дидактического материала);

2 этап групповая работа (коллективное обсуждение путей решения данной задачи, реализация путей решения задачи на практике, обсуждение результатов работы, обобщение результатов, подведение итогов);

3 этап заключительный (представление результатов работы, анализ познавательной задачи, общий вывод, оценка работы).

Приёмами стимулирования учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться или получить неправильный ответ являются следующие:

  • проектирование характера учебного взаимодействия на основе учёта личностных особенностей учащихся;
  • проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;
  • стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора типа, вида задания, формы его выполнения;
  • создание ситуации успеха.

На результат указывает и качество устной речи учащихся, которое характеризуется следующими параметрами: уникальностью, осознанностью, ответственностью, диалогичностью, действенностью и эстетичностью.

Исходя из этого, можно выявить основные показатели уровня развития личности. Учащиеся обладают яркими индивидуальными особенностями личности: образованностью, воспитанностью, остроумием, раскованностью, самостоятельностью суждений. Их речь развита, убедительна, конкретна, грамотна. Учащиеся практически не допускают нарушений норм произношения, используют речевые средства, выражающие уважение к собеседнику, ведут себя адекватно произносимому слову: «живет, как говорит».

В своей работе мы также используем информативные и игровые технологии, личностно-ориентированное и дифференцированное обучение. Все это помогает понять ученикам, что овладев тем или иным речевым умением они расширяют свои возможности общаться и воздействовать на других людей (вызывать у них какие-то эмоциональные переживания и пр.), что владение речью необходимо для самовыражения, для утверждения своего бытия в мире, и тогда они почувствуют радость творческого роста и самосовершенствования.

В свою работу включаем следующие основные виды работ.

  • Работа со зрительной опорой.

Как правило, в качестве зрительной опоры используются комиксы, какие-то картинки, фотографии.

Виды работ со зрительной опорой: а) устный диалог; б) устный рассказ; в) письменный рассказ.

  • Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений: читательские,  жизненные, фантазийные.
  • Устные дискуссии.

Основная цель этой работы – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их.

  • Устная или письменная газета.
  • Языковые игры: «Корректор», «Вставь слово», буриме, продолжи рассказ по его началу, собери текст, распространи предложение, найди третье лишнее и др.
  • Минутки поэзии.
  • Мини-изложения, мини-сочинения.
  • Творческие диктанты на основе картин.
  • Пересказ художественного текста от лица героя.
  • Сообщения.
  • Театрализованные сценки, спектакли.

Формы работы – групповая, в парах, индивидуальная.

Для развития речи учащихся очень важно, чтобы они постоянно слышали образцы правильной красивой речи, как письменной – это могут быть художественные тексты, которые читаются на уроках, – важно постоянно обращать внимание на красоту, совершенство языка, так и устной – это могут быть записи выступлений артистов и, конечно же, речь самого учителя. Необходимо обращать внимание на удачные образцы речи самих детей.

Систематическое использование этих методических приемов позволяет развивать речь учащихся. Ребята не боятся высказывать свое мнение, стараются его отстаивать, пытаются доказать свою точку зрения. Они составляют разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств. У них начинает развиваться чувство языка, чувство слова. Совершенствование речевых навыков способствуют их успешной учебе, выступлениях на различных конкурсах и олимпиадах. Дети чувствуют себя при ответах в классе уверенно. Они положительно воспринимают предмет «Русский язык» и с удовольствием идут на эти уроки.

Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей культуры, всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. При определении содержания работы по развитию речи на уроках русского языка нельзя не учитывать, что, приходя в школу, ученики уже владеют практически родным языком. Однако их речь требует совершенствования с самых различных точек зрения, если мы хотим решить воспитательно-образовательные задачи школы.

Проблемой остается мониторинг отслеживания сформированности компетенций обучающихся. Мы много работаем в этом направлении, однако необходимо совершенствовать и систематизировать базу мониторинговых исследований компетенций.

Использование совокупности современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности даёт возможность сказать, что задачи формирования коммуникативной компетентности учащихся решаются.

Наши ученики – творческие, активные, они коммуникабельны, общительны, умеют вести диалог, учатся отстаивать свою точку зрения. Они готовы к непрерывному познанию и творчеству, ведь, по словам А. Эйнштейна: «Образование – это то, что остаётся у человека, когда он забудет всё, чему его учили».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка и литературы

В статье представлены виды коммуникативной компетентности и примеры практической реализации ее формирования на уроках литературы....

Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы

Основная цель современного школьного образования - целостное и многоаспектное развитие личности школьника, его социальная адаптация, эффективная реализация в сфере будущей профессиональной деятельност...

Технология «Дебаты» как исследовательский тип обучения и средство формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы

Проведение уроков в рамках педтехнологии "Дебаты" позволяет сформировать  коммуникатьивную культуру, развивает поисковые навыки учащихся....

«Электронные поисковые системы как средства формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка»

ФГОС обозначил приоритетные направления развития личности ученика. Большую роль в этом играют электронные поисковые системы . Они позволяют у учащихся развить личностные результаты: -понимание ...

Формирование коммуникативных навыков обучающихся на уроках английского языка при помощи JazzChants.

Данная статья повествует о спицифике использования фразовых рифмовок JazzChants на уроках английского языка на всех этапах урока....

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы

Формирование коммуникатиной компетенции является важным фактором современного школьного образования, поэтому данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы, т.к. раскрывает формы и...

Формирование коммуникативных навыков обучающихся на уроках английского языка при помощи JazzChants

Формирование коммуникативных навыков обучающихся на уроках английского языка при помощи JazzChant...