Рабочая программа по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему
Планирование составлено на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
На изучение биологии на базовом уровне отводится 68 часов, в том числе: в 10 классе - 34 часа, в 11 классе - 34 часа. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-11-го классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_11_klass.docx | 61.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Бриентская средняя общеобразовательная школа»
Кваркенского района Оренбургской области
ПРИНЯТО На заседании методического объединения______________________________________________________ Протокол №_______ от ___________ Руководитель МО_________________ | СОГЛАСОВАНО зам.директора по УВР __________________________________________________ «_______» ________________________20____г | УТВЕРЖДАЮ Директор ___________________________________________________________________________________ «_______» __________________________20____г |
Рабочая программа учебного предмета
Биология 11 класс
на 2017/2018 учебный год
(базовый уровень)
Разработана
учителем географии и биологии
Шакировой Закией Барыевной,
1 квалификационная категория
2017-2018 уч.год
Примерная программа основного общего образования по биологии;
Программа основного общего образования по биологии для11 класса «Общая биология» авторов В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова, 2011г //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6- 11 классы. - М.: Дрофа, 2011//.
Учебник: Сивоглазов В.И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10- 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2011. -381с;
Количество часов в неделю: 1 час
ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планирование составлено на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
На изучение биологии на базовом уровне отводится 68 часов, в том числе: в 10 классе - 34 часа, в 11 классе - 34 часа. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-11-го классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.
Настоящий календарно-тематический план рассчитан на использование учебника:
Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10- 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2011. -381с;
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего
(полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):
- освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития
современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;
- овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической стельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в прочее изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при суждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в ироде.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно-научной картины мира, ценностных ориентации и реализующему гуманизацию биологического образования. Для формирования временной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе рабочей программы («Элементы содержания» выделена следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы. В программу внесены изменения: добавлен 1 час на изучение темы «Современное эволюционное учение» и 1 час – на тему «Происхождение человека», т.к на этих уроках проходят экскурсии.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию
деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для реализации указанных подходов включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.
Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Программа курса рассчитана на учащихся 11 класса общеобразовательных школ.
Всего 34 часа, 1 час в неделю.
Условные обозначения:
УОНМ – урок ознакомления с новым материалом
УПЗУ - урок применения знаний и умений
КУ – комбинированный урок
К – урок контроля
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать /понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические
проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Название темы | Количество часов | Лабораторные работы | Практические работы | Экскурсии | |
1. | Вид | 21 | Л/р-4 | П/р-3 | Э-3 |
2. | Экосистема | 11 | Л/р-3 | П/р-4 | Э-1 |
3. | Заключение | 1 | - | - | |
4. | Резерв | 1 | - | - | - |
Итого в 11 классе | 34 | Л/р-7 | П/р-7 | Э-4 |
ВИД (21 час)
Тема 1. История эволюционных идей(4 часа)
История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, теории Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Тема 2. Современное эволюционное учение (9 часов)
Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. . Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.
Доказательства эволюции органического мира.
Лабораторные и практические работы
Л/р №1. Описание особей вида по морфологическому критерию.
Л/р №2. Выявление изменчивости у особей одного вида
Пр/р№1. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
Экскурсия №1. Многообразие видов (окрестности школы)
Тема 3. Происхождение жизни на Земле(3 часа).
Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф.Реди, Л. Пастера. Гипотезы происхождения жизни.
Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина-Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Лабораторные и практические работы
Л/р №3 Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
Пр/р№2. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
Экскурсия №2. История развития жизни на Земле(краеведческий музей)
Тема 4. Происхождение человека (5 часов).
Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.
Лабораторные и практические работы
Л/р №4. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
Пр/р№3 Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека
Экскурсия №3 Происхождение и эволюция человека (исторический или краеведческий музей)
Демонстрации
Критерии вида. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции. Возникновение и многообразие приспособлений у организмов. Образование новых видов в природе. Эволюция растительного мира. Эволюция животного мира. Редкие и исчезающие виды. Формы сохранности ископаемых растений и животных. Движущие силы антропогенеза. Происхождение человека. Происхождение человеческих рас
ЭКОСИСТЕМЫ (11 часов)
Тема 5. Экологические факторы( 3 часа).
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Закономерности влияния экологических факторов на организмы.. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
Тема 6. Структура экосистемы (4 часа)
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроценозы.
Лабораторные и практические работы
Пр/р№4 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
Л/р №5 Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности
Пр/р№5 Решение экологических задач
Л/р№6 Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
Пр/р№6 Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях( аквариум)
Экскурсия №4. Естественные(лес, поле и др.) и искусственные (парк, сад, сквер школы, ферма и др.) экосистемы.
Тема 7. Биосфера- глобальная экосистема( 2 часа)
Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот (на примере круговорота воды и углерода).
Тема 8. Биосфера и человек (2 часа)
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
Лабораторные и практические работы
Л/р№7 Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
Пр/р №7 Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети. Экологическая пирамида. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Экосистема. Агроэкосистема. Биосфера. Круговорот углерода в биосфере. Биоразнообразие. Глобальные экологические проблемы.
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
1. Учебник: Сивоглазов В.И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10- 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2011. -381с;
2. Агафонова И.Б. Биология. Общая биология. Базовый уровень.10-11 кл.в 2 ч. Ч.2:рабочая тетрадь к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы»/ И.Б. Агафонова, В.И.Сивоглазов, Я.В. Котелевская.-4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа,2015.-143с;
3. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 - 11 классы - М.: Дрофа, 2011. - 138 с;
4. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. ЭД. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2007г.
5. Козлова ТА. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод, пособие к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень». - М.: Дрофа, 2006. - 140 с;
дополнительной литературы для учителя:
- Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
- Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
- Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
- Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
- Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просвещение, 1997;
- Фросин В. Н„ Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
для учащихся:
- Батуев А.С.Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для шь ков и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
- Фросин В. И., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену, биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с.
Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:
- Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, - 240с;
- Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с: ил.- («Универсальное учеб, пособие»);
- Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. i дений/Т.В. Иванова, ГС. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002- (Проверь свои знания);
- Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М. дательский Дом «Генджер», 1997. - 96с;
- Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;
- Сухова Т. С, Козлова Т. А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11кл.: рабочая тетрадь а нику - М.: Дрофа, 2005. - 171с;
- Общая биология. Учеб. для 10-11 кл. с углубл. изучением биологии в шк./Л. В. Высоцк М. Глаголев, Г. М. Дымшиц и др.; под ред. В. К. Шумного и др. - М.: Просвещение, 2001.- 462 с
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание ), Республиканский мультимедиа центр, 2004
- Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
- Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Фи; 2006
- Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ
- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru - научные новости биологии
www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования www.km.ru/education- учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля, измерители | Дата | ||
план | факт | ||||||||
РАЗДЕЛ 1. ВИД (21 час). | |||||||||
ТЕМА 1. ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ (4 часа) | |||||||||
1/1 | Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея. | 1 | УОНМ | Ключевые понятия Эволюция. Креационизм. Трансформизм. Классификация Таксоны Факты История эволюционных идей. Введение термина «эволюция» Ш.Бонне. Представления о сущности жизни и ее развитии (Конфуций, Диоген, Фалес, Анаксагор, Демокрит, Пифагор, Гиппократ, Аристотель); господство идеалистических идей. Закономерности «Система природы» К.Линнея. | Давать определения ключевым понятиям. Называть ученых и их вклад в развитие биологической науки. Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения. | Эвристическая беседа | |||
2/2 | Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. | 1 | УПЗУ семинар | Ключевые понятия Эволюция Факты Критика теории Ж.Б.Ламарка его современниками. Законы «Упражнение и неупражнение органов» и «Наследование благоприятных признаков». Теории Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. | Давать определения ключевым понятиям. Формулировать законы «Упражнения и неупражнение органов» и «Наследования благоприятных признаков». Объяснять единство живой и неживой природы. | Вопросы семинара, индивидуальные задания. | |||
3/3 | Предпосылки развития теории Ч.Дарвина. | 1 | УПЗУ семинар | Ключевые понятия Эволюционная палеонтология Определенная изменчивость Неопределенная изменчивость Факты Естественно-научные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. | Давать определения ключевым понятиям. Называть естественнонаучные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения. Находить информацию в различных источниках. | Вопросы семинара, индивидуальные задания. | |||
4/4 | Эволюционная теория Ч.Дарвина. | 1 | УПЗУ семинар | Ключевые понятия Искусственный отбор Наследственная изменчивость Борьба за существование Естественный отбор Факты Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира. Процессы Искусственный отбор, естественный отбор. Теории Эволюционная теория Теории Эволюционная теория | Давать определения ключевым понятиям. Называть основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Характеризовать сущность действия искусственного отбора. Объяснять вклад эволюционной теории в формирование современной естественно-научной картины мира. | Вопросы семинара, индивидуальные задания | |||
ТЕМА 2. СОВРЕМЕННОЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ (9 часов) | |||||||||
5/1 | Вид. Критерии и структура. Л/р №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию» | 1 | КУ Л/Р №1 | Ключевые понятия Вид. Критерии вида . Генофонд. Популяция Объекты Виды. Гербарные или живые экземпляры растений 2-3 видов одного рода. Факты Вид, его критерии. Наличие видов-двойников, репродуктивная изоляция, неравномерное распределение особей в пределах ареала. | Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать критерии вида. Обосновывать необходимость определения вида по совокупности критериев. Составлять характеристику видов с использованием основных критериев | Л/р №1 и выводы к ней. | |||
6/2 | Популяция -структурная единица вида и эволюции. | 1 | КУ | Ключевые понятия Вид. Популяция. Генофонд популяции Объекты Популяция. Факты Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Процессы Эволюционные изменения в популяциях. | Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать: -популяцию как структурную единицу вида; -популяцию как единицу эволюции. Находить информацию о популяции в различных источниках и критически ее оценивать. | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
7/3 | Факторы эволюции. Л/р №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида» | 1 | КУ Л/Р№2 | Ключевые понятия Наследственная изменчивость Мутации Популяционные волны Дрейф генов Изоляция Факты Движущие силы (факторы) эволюции, их влияние на генофонд популяции. Процессы, явления Эволюционные изменения в популяциях: мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция. | Давать определения ключевым понятиям. Называть факторы эволюции. Характеризовать факторы эволюции. Объяснять причины изменяемости видов. Выявлять изменчивость у особей одного вида. | Л/р №2 и выводы к ней. | |||
8/4 | Естественный отбор - главная движущая сила эволюции. | 1 | КУ | Ключевые понятия Борьба за существование Естественный отбор Движущий отбор Стабилизирующий отбор Факты Движущие силы (факторы) эволюции, их влияние на генофонд популяции. Естественный отбор -главная движущая сила эволюции. Процессы Направленный эволюционный процесс закрепления определенных изменений. | Давать определения ключевым понятиям. Называть причину борьбы за существование. Характеризовать: естественный отбор как результат борьбы за существование; - формы естественного отбора. Сравнивать действие движущего и стабилизирующего отбора и делать выводы на основе сравнения. | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
9/5 | Адаптации организмов к условиям обитания. Пр/р №1 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания» | 1 | КУ | Ключевые понятия Адаптации и их многообразие, виды адаптации (морфологические, физиологические, поведенческие). Факты Приспособленность как соответствие строения и функционирования организмов конкретным условиям среды обитания. Адаптация как результат эволюции. Виды адаптации. Процессы Процесс формирования приспособленности | Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать: - приспособленность как закономерный результат эволюции; - виды адаптации. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды: - механизм возникновения приспособлений; Относительный характер приспособлений. Выявлять приспособленность организмов к среде обитания. Определять относительный характер приспособленности | Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по пр/р | |||
10/6 | Видообразование. | 1 | КУ | Ключевые понятия Видообразование Географическое видообразование. Экологическое видообразование Факты Видообразование - результат эволюции. Процессы Видообразование. | Давать определения ключевым понятиям. Называть способы видообразования и приводить примеры. Описывать механизм основных путей видообразования | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
11/7 | Сохранение многообразия видов. | 1 | КУ | Ключевые понятия Биологический прогресс Биологический регресс Генетическая эрозия Факты Сохранение многообразия видов - условие устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Ответственное отношение людей к живой природе - важнейшее условие сохранения многообразия видов. Процессы Замена одних видов другими в процессе эволюции Земли | Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры процветающих, вымирающих или исчезнувших видов растений и животных. Характеризовать: - причины процветания или вымирания видов; - условия сохранения видов. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде. Прогнозировать результаты изменений в биосфере в связи с изменением биоразнообразия | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
12/8 | Доказательства эволюции органического мира. | 1 | УПЗУ | Ключевые понятия Цитологии. Сравнительная морфология. Палеонтология Эмбриология Биогеография Факты Прямые и косвенные доказательства эволюции. Законы Закон К. Бэра о сходстве зародышей и эмбриональной дивергенции признаков. Биогенетический закон Мюллера и Геккеля | Давать определения ключевым понятиям. Находить и систематизировать информацию о косвенных и прямых доказательствах эволюции Приводить доказательства эволюции на основании комплексного использования всех групп доказательств. | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
13/9 | Экскурсия №1. Многообразие видов (окрестности школы) | 1 | Экскурсия | Отчет по экскурсии | |||||
ТЕМА 3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 часа) | |||||||||
14/1 | Развитие представлений о происхождении жизни на Земле Л/р №3 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни» | 1 | УОНМ | Ключевые понятия Материализм Идеализм Креационизм Факты Происхождение жизни на Земле – вечная и глобальная научная проблема. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Теории Самозарождения жизни, стационарное состояние, панспермия. | Давать определения ключевым понятиям. Описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни. Характеризовать роль эксперимента в разрешении научных противоречий. | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
15/2 | Современные представления о возникновении жизни. Пр/р №2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни». | 1 | УСОЗ Семинар | Ключевые понятия Абиогенез. Биогенез. Коацерваты Теории Теории абиогенеза и биогенеза, биохимической эволюции | Давать определения ключевым понятиям. Находить и систематизировать информацию по проблеме происхождения жизни. Анализировать и оценивать работы С.Миллера и А.И. Опарина по разрешению проблемы происхождения жизни на Земле. Объяснять: вклад эволюционной теории в формирование современной естественно-научной картины мира. | Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по п/р | |||
16/3 | Развитие жизни на Земле. Экскурсия №2 «История развития жизни на Земле» | 1 | УСОЗ семинар | Ключевые понятия Биологическая эволюция Зоны: криптозой, или докембрий, фанерозой Эры: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой Факты Развитие жизни в архее, протерозое палеозое, кайнозое, Усложнение живых организмов в процессе эволюции. | Давать определения ключевым понятиям. Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции. Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами | Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по экскурсии | |||
ТЕМА 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (5 часов) | |||||||||
17/1 | Гипотезы происхождения человека | 1 | УОНМ | Ключевые понятия Антропогенез Факты Проблема антропогенеза – сложнейшая естественно- научная и философская проблема. Гипотезы происхождения человека. Теории Современная теория антропогенеза. | Давать определения ключевым понятиям. Называть Положения гипотез происхождения человека. Характеризовать Развитие взглядов ученых на проблему антропогенеза. Находить и систематизировать информацию из разных источников по проблеме происхождения человека. Анализировать и оценивать степень научности и достоверности гипотез происхождения человека. | Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по п/р | |||
18/2 | Положение человека в системе животного мира. Л/р №4 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства» | 1 | УСОЗ Семинар | Ключевые понятия Антропогенез. Атавизмы. Рудименты Факты Систематическое положение человека согласно критериям зоологической систематики. Доказательства животного происхождения человека. Сравнительно- анатомические доказательства родства человека с млекопитающими животными. Сравнительно- эмбриологические доказательства животного происхождения человека. Человек - биосоциальное существо. | Давать определения ключевым понятиям. Называть Место человека в системе животного мира. Обосновывать Принадлежность человека к животному миру, используя данные сравнительной анатомии, эмбриологии и других наук. Доказывать, что человек - биосоциальное существо. | Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по л/р | |||
19/3 | Эволюция человека. Пр/р №3 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека». | 1 | УОНМ | Факты Естественное происхождение человека от общих предков с обезьянами. Предшественники современного человека. Анатомо- физиологическая эволюция человека. Роль факторов антропогенеза (биологических и социальных) в длительной эволюции людей. Процессы Антропогенез. | Называть: - стадии эволюции человека; - представителей каждой эволюционной стадии Характеризовать: - особенности представителей каждой стадии эволюции человека с биологических и социальных позиции; - роль биологических и социальных факторов антропогенеза в длительной эволюции людей. | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
20/4 | Человеческие расы. | 1 | УОНМ | Ключевые понятия Расы и нации Расизм Факты Принадлежность всего человечества к одному виду - Человек разумный. Расы - крупные систематические подразделения внутри вида Человек разумный. Равноценность и генетическое единство человеческих рас. Реакционная сущность геноцида и расизма. | Давать определения ключевым понятиям. Называть и различать человеческие расы. Объяснять механизмы формирования расовых признаков. | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
21/5 | Экскурсия №3 Происхождение и эволюция человека (исторический или краеведческий музей) | 1 | К | Отчет по экскурсии | |||||
РАЗДЕЛ 2. ЭКОСИСТЕМЫ. (11 часов) | |||||||||
ТЕМА 5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (3 часа). | |||||||||
22/1 | Организм и среда. Экологические факторы. | 1 | УОНМ | Ключевые понятия Экология Среда обитания Экосистема. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные Ограничивающий фактор Экологическая ниша Объекты Экосистемы. Факты Экосистема - функциональная единица биосферы. Задачи экологии. Среда обитания. Экологические факторы - определенные компоненты среды, способные влиять на живые организмы. Закономерности Влияние экологических факторов на организмы. Законы Закон минимума К.Либиха. | Давать определения ключевым понятиям. Называть: >задачи экологии; >экологические факторы. Обосновывать роль экологии в решении практических задач Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей Выявлять закономерности влияния факторов на *Прогнозировать результаты изменения действия факторов. | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
23/2 | Абиотические факторы среды | 1 | КУ | Ключевые понятия Абиотические факторы Биологические ритмы Фотопериодизм Факты Экологические факторы -определенные компоненты среды обитания, способные оказывать влияние на организмы. Приспособление организмов к определенному комплексу абиотических факторов. Закономерности Влияние абиотических факторов на организмы. | Давать определения ключевым понятиям. Называть основные абиотические факторы. Описывать приспособления организмов к определенному комплексу абиотических факторов. Выявлять: >действие местных абиотических факторов на живые | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
24/3 | Биотические факторы среды. | 1 | КУ | Ключевые понятия Биотические факторы. Хищничество. Паразиты Конкуренция. Симбиоз. Антропогенный фактор Объекты Экосистемы. Факты Биотические факторы; прямое или косвенное воздействие видов друг на друга в процессе жизнедеятельности. Межвидовые отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз. | Давать определения ключевым понятиям. Называть основные биотические факторы. | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
ТЕМА 6. СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМ (4 часа). | |||||||||
25/1 | Структура экосистем. Пищевые связи. Круговорот энергии в экосистемах. Пр/р №4 «Составление схем передачи вещества и энергии(цепей питания) в экосистеме)» | 1 | КУ | Ключевые понятия Биоценоз. Биогеоценоз. Экосистема. Биотоп. Зооценоз. Фитоценоз. Микробиоценоз. Продуценты. Консументы. Редуценты Объекты Экосистема, биоценоз, биогеоценоз. Факты Структура экосистем: пространственная, видовая, экологическая. Ключевые понятия Пищевые, или трофические связи, сети Пищевые цепи: пастбищная и детритная Трофические уровни Экологическая пирамида Объекты Трофическая структура биоценоза. Факты Пищевые связи - регулятор численности видов, входящих в биоценоз. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Направления пока вещества в пищевой сети. Процессы Механизм передачи вещества и передачи энергии по трофическим уровням. Закономерности Экологическая пирамида. | Давать определения ключевым понятиям. Описывать структуру экосистемы. Называть компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы. Характеризовать компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы. Приводить примеры организмов, представляющих трофические уровни. Характеризовать: >трофическую структуру биоценоза; >роль организмов (продуцентов, консументов, редуцентов) в потоке веществ и энергии; ^солнечный свет как энергетический ресурс. Составлять схемы передачи вещества и энергии (цепей питания) Использовать Правило 10% для расчета потребности организма в веществе. | Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по п/р | |||
26/2 | Причины устойчивости и смены экосистем. Пр/р №5 «Решение экологических задач» Пр/р№6 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях( аквариум) | 1 | КУ | Ключевые понятия Динамическое равновесие Факты Экосистема- динамическая структура. Видовое разнообразие- причина устойчивости экосистемы. Процесс Смена популяций различных видов. Закономерности Смена экосистем в природе. | Давать определения ключевым понятиям. Объяснять: - причину устойчивости экосистем - причины смены экосистем - необходимость сохранения многообразия видов Описывать Этапы смены экосистем. Выявлять Изменения в экосистемах Решать Простейшие экологические задачи. | Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по п/р | |||
27/3 | Влияние человека на экосистемы. Л/р №5 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» | 1 | КУ | Ключевые понятия Аборигенные виды Агроценозы Объекты Агроэкосистемы (агроценозы). Факты Экологические нарушения, вызванные необдуманным вмешательством человека в окружающую природу. Правила поведения в природной среде. Искусственные сообщества - агроэкосистемы. | Давать определения ключевым понятиям Приводить примеры экологических нарушений. Называть:>способы оптимальной эксплуатации агроценозов; >способы сохранения естественных экосистем. Характеризовать влияние человека на экосистемы. Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы на основе их сравнения. *Прогнозировать результаты экологических нарушений по заданным параметрам. | Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по л/р | |||
28/4 | Экскурсия №4 «Естественные и искусственные экосистемы» Л/р № 6 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности» | 1 | КУ | Ключевые понятия Аборигенные виды Агроценозы Объекты Агроэкосистемы (агроценозы). Факты Экологические нарушения, вызванные необдуманным вмешательством человека в окружающую природу. Правила поведения в природной среде. Искусственные сообщества - агроэкосистемы. | Давать определения ключевым понятиям Приводить примеры экологических нарушений. Называть: >способы оптимальной эксплуатации агроценозов; >способы сохранения естественных экосистем. Характеризовать влияние человека на экосистемы. Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы на основе их сравнения. | Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по л/р, экскурсии | |||
ТЕМА 7. БИОСФЕРА - ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА (2 часа) | |||||||||
29/1 | Биосфера- глобальная экосистема. | 1 | КУ | Ключевые понятия Биосфера Биогенное вещество Живое вещество Факты Границы вещества в биосфере. Биомасса. Теория Учение В. И. Вернадского о биосфере. | Давать определения ключевым понятиям Давать определения ключевым понятиям. Называть: >структурные компоненты границы биосферы и факторы, их обуславливающие. Характеризовать: >живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы; распределение биомассы на земном шаре. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | |||
30/2 | Роль живых организмов в биосфере | 1 | КУ | Ключевые понятия Круговорот веществ и элементов Ноосфера Факты Круговорот веществ -обязательное условие существования и продолжения жизни на Земле. Роль живого вещества в биосфере | Давать определения ключевым понятиям Описывать: >биохимические циклы воды, углерода; >проявление физико-химического воздействия организмов на среду. Характеризовать: >сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии; >роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
ТЕМА 8. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (2 часа) | |||||||||
31/1 | Биосфера и человек. Л/р № 7 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде» | 1 | УОНМ | Факты Антропогенные факторы воздействия на биосферу. Факторы, вызывающие экологический кризис. Процессы Анализировать и оценивать последствия прямого и косвенного воздействия человека на природу, собственной деятельности в окружающей среде. Предлагать пути преодоления экологического кризиса. | Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на живую природу. Оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде». | Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по л/р | |||
32/2 | Основные экологические проблемы современности, пути их решения. Пр/р №7 «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения» | 1 | УПЗУ семинар | Ключевые понятия Предельно допустимая концентрация (ПДК) Факты Последствия деятельности человека в окружающей среде. Глобальные экологические проблемы: кислотные дожди, парниковый эффект, смог, озоновые дыры, перерасход воды, просадка грунта, эрозия почв. Пути решения экологических проблем. Процессы Рациональное использование природных ресурсов. | Характеризовать причины и последствия современных глобальных экологических проблем. Находить и систематизировать информацию в различных источниках о глобальных экологических | Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по п/р . | |||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1 ЧАС) | |||||||||
33/1 | Роль биологии в будущем | 1 | Комплексное применение ЗУН. Круглый стол. | Ключевые понятия Устойчивое развитие Факты Рост населения планеты и процессы, сопровождающие скорость роста населения. Рост потребностей людей и глобальная экологическая нестабильность. Экологические проблемы России. Сфера жизни человека как фактор здоровья | Давать определения ключевым понятиям Оценивать последствия роста населения планеты; этические аспекты решения проблем, связанных с будущим человечества в связи с его отношением к природе; значение работ ученых, занимающихся прогнозированием взаимодействия общества с природными экосистема Характеризовать роль международного сотрудничества | Мини-проекты: информационные буклеты, памятки-рекомендации. Индивидуальный, фронтальный опрос |
Резерв -1 час
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...