Рабочая программа по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Шакирова Закия Барыевна

Планирование составлено на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

       На изучение биологии на базовом уровне отводится 68  часов, в том числе: в 10 классе - 34 часа,  в 11 классе - 34 часа. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа  для 10-11-го классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и  1 час в неделю в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_11_klass.docx61.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Бриентская средняя общеобразовательная школа»

Кваркенского района Оренбургской области

ПРИНЯТО

На заседании методического объединения______________________________________________________

Протокол  №_______ от ___________

Руководитель МО_________________

СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР

__________________________________________________

«_______» ________________________20____г

УТВЕРЖДАЮ

Директор ___________________________________________________________________________________

«_______» __________________________20____г

Рабочая программа учебного предмета

Биология 11 класс

на 2017/2018 учебный год

(базовый уровень)

Разработана

учителем географии и биологии

Шакировой Закией Барыевной,

1 квалификационная категория

2017-2018 уч.год

Примерная  программа основного общего образования по биологии;

Программа основного общего образования по биологии для11   класса «Общая биология» авторов В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова, 2011г //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6- 11 классы. - М.: Дрофа, 2011//.
Учебник: Сивоглазов В.И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10- 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2011. -381с;

Количество часов в неделю: 1 час

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планирование составлено на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

       На изучение биологии на базовом уровне отводится 68  часов, в том числе: в 10 классе - 34 часа,  в 11 классе - 34 часа. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа  для 10-11-го классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и  1 час в неделю в 11 классе.

Настоящий календарно-тематический план рассчитан на использование учебника:

Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10- 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2011. -381с;

      В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего

 (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по  биологии (базовый уровень):

-  освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития

 современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах  научного познания;

- овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической стельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

-  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в прочее изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

-  воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при суждении биологических проблем;

-  использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в ироде.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно-научной картины мира, ценностных ориентации и реализующему гуманизацию биологического образования. Для формирования временной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе рабочей программы («Элементы содержания» выделена следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы. В программу внесены изменения: добавлен 1 час на изучение темы «Современное эволюционное учение» и 1 час – на тему «Происхождение человека», т.к  на этих уроках проходят экскурсии.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию

деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической  деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для реализации указанных подходов включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.

Система уроков, представленная в рабочей программе,  сориентирована не   столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками  и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Программа курса рассчитана на учащихся 11 класса общеобразовательных школ.

Всего 34 часа, 1 час в неделю.

Условные обозначения:

УОНМ – урок ознакомления с новым материалом

УПЗУ  - урок применения знаний и умений

КУ – комбинированный урок

К – урок контроля

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека,  глобальные экологические

   проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в          окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Название темы

Количество часов

Лабораторные работы

Практические  работы

Экскурсии

1.

Вид

21

Л/р-4

П/р-3

Э-3

2.

Экосистема

11

Л/р-3

П/р-4

 Э-1

3.

Заключение

1

-

-

4.

Резерв

1

-

-

-

Итого в 11 классе

34

Л/р-7

П/р-7

Э-4

ВИД (21 час)

Тема 1. История эволюционных идей(4 часа)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, теории Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Тема 2. Современное эволюционное учение (9 часов)

Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. . Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.

 Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.

Доказательства эволюции органического мира.

Лабораторные и практические работы

Л/р №1. Описание особей вида по морфологическому критерию.

Л/р №2. Выявление изменчивости у особей  одного вида

Пр/р№1. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Экскурсия №1. Многообразие видов (окрестности школы)

Тема 3. Происхождение жизни на Земле(3 часа).

Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф.Реди, Л. Пастера. Гипотезы происхождения жизни.

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина-Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. 

Лабораторные и практические работы

Л/р №3 Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Пр/р№2. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Экскурсия №2. История развития жизни на Земле(краеведческий музей)

Тема 4. Происхождение человека (5 часов).

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.  Эволюция человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества. 

Лабораторные и практические работы

Л/р №4. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Пр/р№3 Анализ и оценка различных гипотез  происхождения человека

Экскурсия №3 Происхождение и эволюция человека (исторический или краеведческий музей)

Демонстрации

Критерии вида. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции. Возникновение и многообразие приспособлений у организмов. Образование новых видов в природе. Эволюция растительного мира. Эволюция животного мира. Редкие и исчезающие виды. Формы сохранности ископаемых растений и животных. Движущие силы антропогенеза. Происхождение человека. Происхождение человеческих рас

ЭКОСИСТЕМЫ (11 часов)

Тема 5. Экологические факторы( 3 часа).

Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Закономерности влияния экологических факторов на организмы..  Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Тема 6. Структура экосистемы (4 часа)

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроценозы.

Лабораторные и практические работы

Пр/р№4 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Л/р №5 Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

Пр/р№5 Решение экологических задач

Л/р№6 Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

          Пр/р№6 Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях( аквариум)

Экскурсия №4. Естественные(лес, поле и др.) и искусственные (парк, сад, сквер школы, ферма и др.) экосистемы.

Тема 7. Биосфера- глобальная экосистема( 2 часа)

Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот (на примере круговорота воды и углерода).

Тема 8. Биосфера и человек (2 часа)

Биосфера и человек.  Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Лабораторные и практические работы

Л/р№7 Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Пр/р №7 Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети. Экологическая пирамида. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Экосистема. Агроэкосистема. Биосфера. Круговорот углерода в биосфере. Биоразнообразие. Глобальные экологические проблемы.

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ         КОМПЛЕКТ

1. Учебник: Сивоглазов В.И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10- 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2011. -381с;

2. Агафонова И.Б.  Биология. Общая биология. Базовый уровень.10-11 кл.в 2 ч. Ч.2:рабочая тетрадь к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы»/ И.Б. Агафонова, В.И.Сивоглазов, Я.В. Котелевская.-4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа,2015.-143с;

3.  Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 - 11 классы - М.: Дрофа, 2011. - 138 с;

4. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. ЭД. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2007г.

5.  Козлова ТА. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод, пособие к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень». - М.: Дрофа, 2006. - 140 с;

дополнительной литературы для учителя:

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
  2. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
  3. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
  4. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
  5. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просвещение, 1997;
  6. Фросин В. Н„ Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

для учащихся:

  1. Батуев А.С.Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для шь ков и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
  2. Фросин В. И., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену, биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с.

Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:

  1. Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, - 240с;
  2. Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с: ил.- («Универсальное учеб, пособие»);
  3. Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. i дений/Т.В. Иванова, ГС. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002- (Проверь свои знания);
  4. Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М. дательский Дом «Генджер», 1997. - 96с;
  5. Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;
  6. Сухова Т. С, Козлова Т. А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11кл.: рабочая тетрадь а нику - М.: Дрофа, 2005. - 171с;
  7. Общая биология. Учеб. для 10-11 кл. с углубл. изучением биологии в шк./Л. В. Высоцк М. Глаголев, Г. М. Дымшиц и др.; под ред. В. К. Шумного и др. - М.: Просвещение, 2001.- 462 с

Рабочая программа не исключает возможности использования   другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание ), Республиканский мультимедиа центр, 2004
  • Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
  • Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Фи; 2006
  • Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ
  • Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru - научные новости биологии

 www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования www.km.ru/education- учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Наименование разделов

 и тем

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования

 к уровню подготовки

 учащихся

Вид контроля, измерители

Дата

план

факт

РАЗДЕЛ 1.  ВИД (21 час).

ТЕМА 1.  ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ (4 часа)

1/1

Развитие   биологии в додарвиновский   период.    Работы

К.Линнея.

1

УОНМ

Ключевые понятия

Эволюция. Креационизм. Трансформизм. Классификация Таксоны

Факты История     эволюционных идей.  Введение термина «эволюция» Ш.Бонне. Представления о сущности жизни и ее развитии (Конфуций,   Диоген,   Фалес, Анаксагор, Демокрит, Пифагор, Гиппократ, Аристотель); господство   идеалистических идей.

Закономерности «Система  природы» К.Линнея.

Давать         определения ключевым понятиям.

Называть   ученых   и   их вклад в развитие биологической науки.

Объяснять роль биологии в формировании  научного мировоззрения.

Эвристическая беседа

2/2

Эволюционная теория

Ж.Б.Ламарка.

1

УПЗУ

семинар

Ключевые понятия

Эволюция

Факты Критика теории Ж.Б.Ламарка   его современниками.

Законы «Упражнение и неупражнение   органов»   и   «Наследование    благоприятных признаков». Теории Эволюционная       теория Ж.Б.Ламарка.

Давать         определения ключевым понятиям.

Формулировать     законы «Упражнения и неупражнение органов» и «Наследования  благоприятных  признаков». Объяснять единство живой и неживой природы.

Вопросы   семинара,

индивидуальные

задания.

3/3

Предпосылки развития    теории Ч.Дарвина.

1

УПЗУ

семинар

Ключевые понятия

Эволюционная       палеонтология

Определенная    изменчивость

Неопределенная    изменчивость

Факты Естественно-научные     и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

Давать         определения ключевым понятиям.

Называть      естественнонаучные     и     социально-экономические   предпосылки   возникновения   учения Ч.Дарвина.

Объяснять роль биологии в формировании   научного мировоззрения. Находить информацию в различных источниках.

Вопросы   семинара,

индивидуальные

задания.

4/4

Эволюционная

теория

Ч.Дарвина.

1

УПЗУ

семинар

Ключевые понятия

Искусственный отбор Наследственная    изменчивость Борьба   за   существование Естественный отбор

Факты Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира. Процессы Искусственный отбор, естественный отбор.

Теории Эволюционная       теория  Теории Эволюционная       теория

Давать         определения ключевым понятиям.

Называть основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе.

Характеризовать      сущность действия искусственного отбора. Объяснять вклад эволюционной теории в формирование современной естественно-научной картины мира.

Вопросы   семинара,

индивидуальные

задания

ТЕМА 2.  СОВРЕМЕННОЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ    (9  часов)

5/1

Вид.   Критерии и структура.

Л/р №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»

1

КУ

Л/Р №1

Ключевые понятия

Вид. Критерии вида . Генофонд.  Популяция

Объекты Виды. Гербарные или живые экземпляры растений 2-3 видов одного рода.

Факты Вид, его критерии. Наличие видов-двойников, репродуктивная    изоляция, неравномерное     распределение особей в пределах ареала.

Давать определения ключевым понятиям.

Характеризовать критерии вида.

Обосновывать необходимость определения вида по совокупности критериев.

Составлять характеристику видов с использованием основных критериев

Л/р  №1 и выводы к ней.

6/2

Популяция      -структурная единица вида и эволюции.

1

КУ

Ключевые понятия

Вид. Популяция. Генофонд популяции

Объекты Популяция.

Факты Популяция - структурная единица   вида,   единица эволюции.

Процессы Эволюционные     изменения в популяциях.

Давать определения ключевым понятиям.

Характеризовать:

-популяцию  как  структурную единицу вида; -популяцию   как   единицу эволюции. Находить информацию о популяции      в   различных источниках и критически ее оценивать.

Индивидуальный, фронтальный опрос

7/3

Факторы    эволюции.

Л/р  №2 «Выявление     изменчивости       у   особей одного  вида»  

1

КУ

Л/Р№2

Ключевые понятия

Наследственная   изменчивость Мутации

Популяционные волны Дрейф генов Изоляция

Факты Движущие  силы  (факторы) эволюции, их влияние на генофонд популяции. Процессы, явления Эволюционные     изменения в популяциях: мутационный   процесс,   популяционные волны, дрейф генов, изоляция.

Давать          определения ключевым понятиям.

Называть   факторы   эволюции.

Характеризовать  факторы эволюции.

Объяснять причины изменяемости видов.

Выявлять изменчивость у особей одного вида.

Л/р №2

и  выводы к ней.

8/4

Естественный отбор   -   главная   движущая сила      эволюции.

1

КУ

Ключевые понятия

Борьба за существование Естественный отбор Движущий отбор Стабилизирующий отбор

Факты Движущие  силы   (факторы) эволюции, их влияние на  генофонд  популяции. Естественный    отбор    -главная   движущая   сила эволюции.

Процессы Направленный   эволюционный процесс закрепления определенных изменений.

Давать         определения ключевым понятиям.

Называть причину борьбы за существование.

Характеризовать:

естественный   отбор   как результат борьбы за существование; - формы естественного отбора. Сравнивать действие движущего и стабилизирующего отбора и делать выводы на основе сравнения.

Индивидуальный, фронтальный опрос

9/5

Адаптации   организмов к условиям   обитания.

Пр/р №1 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания»

1

КУ

Ключевые понятия

Адаптации и их многообразие,    виды   адаптации (морфологические,      физиологические,    поведенческие).

Факты Приспособленность     как соответствие строения  и функционирования    организмов  конкретным условиям    среды    обитания. Адаптация как результат эволюции.  Виды адаптации.

Процессы Процесс    формирования приспособленности

Давать          определения ключевым понятиям.

Характеризовать:

- приспособленность      как закономерный       результат эволюции; - виды адаптации.

Объяснять     взаимосвязи организмов  и окружающей среды:

- механизм   возникновения приспособлений;

Относительный    характер приспособлений.

Выявлять   приспособленность организмов  к среде обитания.

Определять    относительный   характер   приспособленности

Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по пр/р

10/6

Видообразование.

1

КУ

Ключевые понятия

Видообразование Географическое   видообразование.  Экологическое видообразование

Факты Видообразование   -   результат эволюции. Процессы Видообразование.

Давать          определения ключевым понятиям.

Называть  способы   видообразования и приводить примеры.

Описывать механизм основных  путей  видообразования

Индивидуальный, фронтальный опрос

11/7

Сохранение

многообразия

видов.

1

КУ

Ключевые понятия

Биологический прогресс Биологический регресс Генетическая эрозия

Факты Сохранение     многообразия видов - условие устойчивого развития  биосферы. Причины вымирания видов.

Ответственное     отношение людей к живой природе - важнейшее условие сохранения многообразия видов.

Процессы Замена одних видов другими в процессе эволюции Земли

Давать         определения ключевым понятиям.

Приводить примеры процветающих,     вымирающих или исчезнувших видов растений и животных.

Характеризовать:

- причины процветания или вымирания видов; - условия   сохранения   видов.

Анализировать и оценивать      последствия   деятельности человека в окружающей среде.

Прогнозировать результаты изменений в биосфере в связи с изменением биоразнообразия

Индивидуальный, фронтальный опрос

12/8

Доказательства     эволюции органического мира.

1

УПЗУ

Ключевые понятия

Цитологии. Сравнительная    морфология. Палеонтология Эмбриология Биогеография

Факты Прямые и косвенные доказательства эволюции.

Законы Закон   К. Бэра   о  сходстве зародышей и эмбриональной дивергенции признаков. Биогенетический      закон Мюллера и Геккеля

Давать         определения ключевым понятиям.

Находить и систематизировать   информацию о косвенных и прямых доказательствах эволюции

Приводить доказательства эволюции на основании комплексного использования всех групп доказательств.

Индивидуальный, фронтальный опрос

13/9

Экскурсия №1. Многообразие видов (окрестности школы)

1

Экскурсия

Отчет по экскурсии

ТЕМА 3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 часа)

14/1

Развитие  представлений о происхождении жизни на Земле Л/р №3

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

1

УОНМ

Ключевые понятия

Материализм  Идеализм Креационизм

Факты Происхождение жизни на Земле – вечная и глобальная научная проблема. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого.

Теории Самозарождения жизни, стационарное состояние, панспермия.

Давать         определения ключевым понятиям.

Описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни.

Характеризовать роль эксперимента в разрешении научных противоречий.

Индивидуальный, фронтальный опрос

15/2

Современные представления о   возникновении жизни.

Пр/р  №2    «Анализ    и оценка       различных гипотез   происхождения жизни».

1

УСОЗ

Семинар

Ключевые понятия

Абиогенез. Биогенез. Коацерваты

Теории

Теории абиогенеза и биогенеза,      биохимической эволюции

Давать определения ключевым понятиям.

Находить и систематизировать информацию по проблеме происхождения жизни.

Анализировать и оценивать работы С.Миллера и А.И. Опарина по разрешению проблемы происхождения жизни на Земле.

Объяснять: вклад эволюционной теории в формирование современной естественно-научной картины мира.

Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по п/р

16/3

Развитие   жизни на Земле.

Экскурсия №2 «История развития жизни на Земле»

1

УСОЗ

семинар

Ключевые понятия

Биологическая эволюция Зоны:    криптозой,    или докембрий, фанерозой Эры: архей, протерозой, палеозой,  мезозой,  кайнозой

Факты Развитие жизни в архее, протерозое палеозое, кайнозое, Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

Давать определения ключевым понятиям.

Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции.

Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами

Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по экскурсии

ТЕМА 4.  ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (5 часов)

17/1

Гипотезы происхождения человека

1

УОНМ

Ключевые понятия

Антропогенез

Факты

Проблема антропогенеза – сложнейшая естественно- научная и философская проблема.

Гипотезы происхождения человека.

Теории

Современная теория антропогенеза.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть

Положения гипотез происхождения человека.

Характеризовать

Развитие взглядов ученых на проблему антропогенеза.

Находить и систематизировать информацию из разных источников по проблеме происхождения человека.

Анализировать и оценивать  степень научности и достоверности гипотез происхождения человека.

Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по п/р

18/2

Положение человека в системе животного мира.

Л/р  №4 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»

1

УСОЗ

Семинар

Ключевые понятия

Антропогенез. Атавизмы. Рудименты

Факты Систематическое положение человека согласно критериям зоологической систематики. Доказательства животного происхождения человека. Сравнительно- анатомические доказательства родства человека с млекопитающими животными. Сравнительно-       эмбриологические доказательства животного  происхождения  человека.    Человек - биосоциальное существо.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть

Место человека в системе животного мира.

Обосновывать

Принадлежность человека к животному миру, используя данные сравнительной анатомии, эмбриологии и других наук.

Доказывать, что человек - биосоциальное существо.

Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по л/р

19/3

Эволюция   человека.

  Пр/р  №3    «Анализ    и оценка       различных гипотез   происхождения человека».

1

УОНМ

Факты

Естественное   происхождение   человека   от общих предков с обезьянами.       Предшественники современного   человека. Анатомо-

физиологическая  эволюция человека.  Роль факторов         антропогенеза (биологических   и   социальных)    в   длительной эволюции людей. Процессы Антропогенез.

Называть:

- стадии эволюции человека;

-  представителей     каждой эволюционной стадии Характеризовать:

- особенности    представителей каждой стадии эволюции человека   с биологических и социальных позиции;

- роль      биологических   и социальных факторов антропогенеза   в длительной эволюции людей.

Индивидуальный, фронтальный опрос

20/4

Человеческие расы.

1

УОНМ

Ключевые понятия

Расы и нации Расизм

Факты  Принадлежность      всего человечества    к одному виду    - Человек разумный.

Расы - крупные систематические   подразделения внутри вида Человек разумный. Равноценность и генетическое     единство человеческих рас.  Реакционная  сущность  геноцида и расизма.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть   и  различать

человеческие расы.

Объяснять      механизмы формирования       расовых признаков.

Индивидуальный, фронтальный опрос

21/5

Экскурсия №3 Происхождение и эволюция человека (исторический или краеведческий музей)

1

К

Отчет по экскурсии

РАЗДЕЛ 2. ЭКОСИСТЕМЫ. (11 часов)

ТЕМА 5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (3 часа).

22/1

Организм и среда. Экологические факторы.

1

УОНМ

Ключевые понятия

Экология Среда обитания Экосистема. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные Ограничивающий фактор Экологическая ниша

Объекты Экосистемы.

Факты Экосистема  -  функциональная    единица   биосферы. Задачи экологии. Среда   обитания. Экологические факторы - определенные  компоненты среды, способные влиять на живые организмы. Закономерности Влияние     экологических факторов на организмы.

Законы Закон        минимума К.Либиха.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть:

>задачи экологии;

>экологические факторы.

Обосновывать роль экологии в решении практических задач

Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей
среды: биологическое  действие экологических факторов на организмы

Выявлять закономерности влияния факторов на
организмы

*Прогнозировать результаты изменения действия факторов.

Индивидуальный, фронтальный опрос

23/2

Абиотические факторы    среды

1

КУ

Ключевые понятия

Абиотические факторы Биологические ритмы Фотопериодизм Факты Экологические факторы -определенные компоненты среды обитания, способные оказывать   влияние   на организмы. Приспособление  организмов к   определенному   комплексу         абиотических факторов.

Закономерности Влияние      абиотических факторов на организмы.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть основные абиотические факторы.

Описывать приспособления организмов к определенному   комплексу  абиотических факторов.

Выявлять:

>действие местных абиотических факторов на живые

Индивидуальный, фронтальный опрос

24/3

Биотические факторы среды.

1

КУ

Ключевые понятия

Биотические факторы. Хищничество. Паразиты Конкуренция. Симбиоз. Антропогенный фактор

Объекты Экосистемы.

Факты Биотические      факторы; прямое   или    косвенное воздействие  видов друг на друга в процессе жизнедеятельности.   Межвидовые  отношения:   хищничество,  паразитизм, конкуренция, симбиоз.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть основные биотические факторы.

Индивидуальный, фронтальный опрос

ТЕМА 6. СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМ (4 часа).

25/1

Структура экосистем.

Пищевые связи. Круговорот
веществ        и

энергии в экосистемах. Пр/р №4  «Составление схем передачи вещества и энергии(цепей питания) в экосистеме)»

1

КУ

Ключевые понятия

Биоценоз. Биогеоценоз. Экосистема. Биотоп. Зооценоз. Фитоценоз. Микробиоценоз. Продуценты. Консументы. Редуценты

Объекты Экосистема,      биоценоз, биогеоценоз.

Факты Структура        экосистем: пространственная,   видовая, экологическая.

Ключевые понятия

Пищевые, или трофические связи, сети Пищевые    цепи:    пастбищная и детритная Трофические уровни Экологическая пирамида

Объекты Трофическая     структура биоценоза.

Факты Пищевые связи - регулятор численности видов, входящих в биоценоз. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Направления пока вещества в пищевой сети.

Процессы Механизм передачи вещества и передачи энергии по трофическим уровням.

Закономерности Экологическая пирамида.

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать структуру экосистемы.

Называть компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы.

Характеризовать компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы.

Приводить примеры организмов, представляющих трофические уровни.

Характеризовать:

>трофическую структуру биоценоза;

>роль организмов (продуцентов, консументов, редуцентов) в потоке веществ и энергии;

^солнечный свет как энергетический ресурс.

Составлять схемы  передачи вещества и энергии (цепей питания)

Использовать

Правило 10% для расчета потребности организма в веществе. 

Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по п/р

26/2

Причины устойчивости и смены экосистем.

 Пр/р  №5 «Решение экологических задач»          Пр/р№6 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях( аквариум) 

1

КУ

Ключевые понятия

Динамическое равновесие

Факты

Экосистема- динамическая структура.

Видовое разнообразие- причина устойчивости экосистемы.

Процесс

Смена популяций различных видов.

Закономерности

Смена экосистем в природе.

Давать определения ключевым понятиям.

Объяснять:

- причину устойчивости экосистем

- причины смены экосистем

- необходимость сохранения многообразия видов

Описывать

Этапы смены экосистем.

Выявлять

Изменения в экосистемах

Решать

Простейшие экологические задачи.

Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по п/р

27/3

Влияние человека на экосистемы.

Л/р  №5 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

1

КУ

Ключевые понятия

Аборигенные виды

Агроценозы

Объекты Агроэкосистемы  (агроценозы).

Факты Экологические нарушения, вызванные необдуманным вмешательством человека в окружающую природу. Правила поведения в природной среде. Искусственные сообщества - агроэкосистемы.

Давать определения ключевым понятиям

Приводить примеры экологических нарушений.

Называть:>способы       оптимальной эксплуатации агроценозов; >способы сохранения   естественных экосистем.

Характеризовать влияние человека на экосистемы.

Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы на основе их сравнения.

*Прогнозировать результаты экологических нарушений по заданным параметрам.

Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по л/р

28/4

Экскурсия №4 «Естественные и искусственные экосистемы» Л/р  № 6 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»

1

КУ

Ключевые понятия

Аборигенные виды

Агроценозы

Объекты Агроэкосистемы  (агроценозы).

Факты Экологические нарушения, вызванные необдуманным вмешательством человека в окружающую природу. Правила поведения в природной среде. Искусственные сообщества - агроэкосистемы.

Давать определения ключевым понятиям

Приводить примеры экологических нарушений.

Называть:

>способы       оптимальной эксплуатации агроценозов; >способы сохранения   естественных экосистем.

Характеризовать влияние человека на экосистемы.

Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы на основе их сравнения.

Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по л/р, экскурсии

ТЕМА 7.  БИОСФЕРА - ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА (2 часа)

29/1

Биосфера- глобальная экосистема.

1

КУ

Ключевые понятия

Биосфера

Биогенное вещество Живое вещество

Факты
Биосфера - глобальная
экосистема.

Границы

вещества   в   биосфере. Биомасса.

Теория Учение В. И. Вернадского о биосфере.

Давать определения ключевым понятиям

Давать        определения ключевым понятиям.

Называть:

>структурные   компоненты
и свойства биосферы;

границы биосферы и факторы,    их   обуславливающие.

Характеризовать:

>живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы;

распределение биомассы на земном шаре.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

30/2

Роль      живых организмов    в биосфере

1

КУ

Ключевые понятия

Круговорот  веществ  и

элементов

Ноосфера

Факты Круговорот    веществ    -обязательное      условие существования    и    продолжения жизни на Земле. Роль живого вещества в биосфере

Давать определения ключевым понятиям

Описывать:

>биохимические       циклы воды, углерода; >проявление          физико-химического     воздействия организмов на среду. Характеризовать:

>сущность и значение круговорота   веществ   и   превращения энергии; >роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы

Индивидуальный, фронтальный опрос

ТЕМА 8.   БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК  (2 часа)

31/1

Биосфера и  человек.

Л/р  № 7 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде»

1

УОНМ

Факты

Антропогенные   факторы воздействия на биосферу. Факторы,      вызывающие экологический кризис. Процессы Анализировать и оценивать   последствия прямого и косвенного   воздействия человека на природу, собственной  деятельности в окружающей среде. Предлагать   пути   преодоления   экологического кризиса.

Приводить примеры прямого и косвенного  воздействия человека на живую природу. Оценка     последствий собственной        деятельности      в   окружающей среде».

Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по л/р

32/2

Основные экологические проблемы   современности, пути  их решения.

Пр/р  №7 «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения»

1

УПЗУ

семинар

Ключевые понятия

Предельно    допустимая концентрация (ПДК)

Факты Последствия   деятельности     человека   в   окружающей среде. Глобальные  экологические  проблемы: кислотные дожди, парниковый         эффект, смог,    озоновые    дыры, перерасход воды,     просадка     грунта,     эрозия почв.

Пути решения экологических проблем.

Процессы Рациональное  использование природных ресурсов.

Характеризовать причины и последствия современных глобальных экологических проблем.

Находить и систематизировать информацию в

различных источниках о глобальных экологических

Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по п/р .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1 ЧАС)

33/1

Роль биологии в будущем

1

Комплексное применение ЗУН. Круглый стол.

Ключевые понятия

Устойчивое развитие Факты

Рост населения планеты и   процессы,   сопровождающие  скорость  роста населения.

Рост потребностей людей и глобальная   экологическая нестабильность.

Экологические проблемы

России.

Сфера   жизни   человека

как фактор здоровья

Давать определения ключевым понятиям

Оценивать последствия роста населения планеты; этические аспекты решения проблем, связанных с будущим человечества в связи с его отношением к природе; значение работ ученых, занимающихся прогнозированием взаимодействия общества с природными экосистема

Характеризовать роль международного сотрудничества

Мини-проекты:    информационные буклеты, памятки-рекомендации.  Индивидуальный, фронтальный опрос

Резерв -1 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...