Рабочая программа по биологии 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Шакирова Закия Барыевна

Планирование составлено на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

       На изучение биологии на базовом уровне отводится 68  часов, в том числе: в 10 классе - 34 часа,  в 11 классе - 34 часа. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа  для 10-11-го классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и  1 час в неделю в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_10_klass.docx70.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Бриентская средняя общеобразовательная школа»

Кваркенского района Оренбургской области

ПРИНЯТО

На заседании методического объединения______________________________________________________

Протокол  №_______ от ___________

Руководитель МО_________________

СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР

__________________________________________________

«_______» ________________________20____г

УТВЕРЖДАЮ

Директор ___________________________________________________________________________________

«_______» __________________________20____г

Рабочая программа учебного предмета

Биология 10 класс

на 2017/2018учебный год

(базовый уровень)

Разработана

учителем географии и биологии

Шакировой Закией Барыевной,

1 квалификационная категория

2017-2018 уч.год

Примерная  программа основного общего образования по биологии;

Программа среднего (полного)образования по биологии для10   класса «Общая биология» авторов В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова, 2011г //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6- 11 классы. - М.: Дрофа, 2011//.
Учебник: Сивоглазов В.И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10- 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2011. -381с;

Количество часов в неделю: 1 час

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планирование составлено на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

       На изучение биологии на базовом уровне отводится 68  часов, в том числе: в 10 классе - 34 часа,  в 11 классе - 34 часа. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа  для 10-11-го классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и  1 час в неделю в 11 классе.

      В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по  биологии (базовый уровень):

-  освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития

 современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах  научного познания;

- овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической стельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

-  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в прочее изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

-  воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при суждении биологических проблем;

-  использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в ироде.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно-научной картины мира, ценностных ориентации и реализующему гуманизацию биологического образования. В программу внесены изменения: добавлено 2 часа на изучение темы «Клетка», т.к  на этих уроках проводятся практические и лабораторные работы, требующие больших затрат времени.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию

деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической  деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для реализации указанных подходов включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.

Система уроков, представленная в рабочей программе,  сориентирована не   столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками  и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Программа курса рассчитана на учащихся 10  класса общеобразовательных школ.

Всего 34 часа, 1 час в неделю.

Условные обозначения:

УОНМ – урок ознакомления с новым материалом

УПЗУ  - урок применения знаний и умений

КУ – комбинированный урок

К – урок контроля

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека,  глобальные экологические

   проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в          окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Название темы

Количество часов

Лабораторные работы

Практические  работы

Экскурсии

1.

Биология как наука. Методы научного познания

3

-

-

-

2.

Клетка

13

Л/р-2

П/р-1

-

3.

Организм

18

Л/р-1

П/р-4

Э-1

Итого в 10 классе

34

Л/р-3

П/р-5

Э-1

Раздел 1.  БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ  (3часа)

Тема 1.1КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИОЛОГИИ. СИСТЕМА БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК (1час)

Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественно-научной системы мира. Система биологических наук.

Демонстрация. Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук».

Основные понятия. Биология. Жизнь.

Тема 1.2 СУЩНОСТЬ И СВОЙСТВА ЖИВОГО. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (2часа)

Сущность жизни. Основные свойства живой  материи. Живая природа как сложно организованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Биологические системы. Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

Демонстрация. Схемы: «Уровни организации живой  материи», «Свойства живой материи».

Основные понятия. Свойства жизни. Уровни организации живой природы. Методы познания живой материи.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Учащийся должен:

характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;

оценивать вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира;

выделять основные свойства живой природы и биологических систем;

иметь представление об уровневой организации живой природы;

приводить доказательства уровневой организации живой природы;

представлять основные методы и этапы научного исследования;

анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.

Раздел 2. КЛЕТКА (13 часов)

Тема 2.1 ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КЛЕТКИ. КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ (1час)

Развитие знаний о клетке. Работы Р. Гука, А. ван Левенгука, К. Бэра, Р. Броуна, Р. Вирхова. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественно-научной картины мира.

Демонстрация. Схема «Многообразие клеток».

Основные понятия. Клетка. Цитология. Основные положения клеточной теории.

Тема 2.2 ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ (6 часов)

Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма. Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.

Демонстрация. Диаграммы: «Распределение химических элементов в неживой природе», «Распределение химических элементов в живой природе». Периодическая таблица элементов. Схемы и таблицы: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК».

Основные понятия. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Свойства воды. Минеральные соли. Биополимеры. Липиды, липоиды, углеводы, белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Репликация ДНК.

              Тема 2.3. СТРОЕНИЕ ЭУКАРИОТИЧЕСКОЙ И ПРОКАРИОТИЧЕСКОЙ КЛЕТОК (4 часа)

Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток. Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.

Демонстрация. Схемы и таблицы: «Строение эукариотической клетки», «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», «Строение хромосом», «Строение прокариотической клетки».

Лабораторные и практические работы

Л/р №1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах».

Пр/р №1 «Сравнение строения клеток растений и животных (можно в форме таблицы)»*.

Л/р №2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».

Основные понятия. Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки. Особенности растительной и животной клеток. Хромосомы. Кариотип. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Прокариотическая клетка, бактерия.

               Тема 2.4 РЕАЛИЗАЦИЯ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ В КЛЕТКЕ (1час)

ДНК — носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка.

Демонстрация. Таблица «Генетический код», схема «Биосинтез белка».

Основные понятия. Генетический код, триплет, ген. Транскрипция, трансляция, матричный синтез.

                Тема 2.5 ВИРУСЫ (1 час)

Вирусы — неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Демонстрация. Схема «Строение вируса», таблица «Профилактика СПИДа».

Основные понятия. Вирус, бактериофаг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Учащийся должен:

характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;

характеризовать содержание клеточной теории и понимать ее роль в формировании современной естественно-научной картины мира;

знать историю изучения клетки;

иметь представление о клетке как целостной биологической системе; структурной, функциональной и генетической единице живого;

приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, родства живых организмов;

сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, эукариотические и прокариотические клетки, клетки растений, животных и грибов) и формулировать выводы на основе сравнения;

представлять сущность и значение процесса реализации наследственной информации в клетке;

проводить биологические исследования: ставить опыты, наблюдать и описывать клетки, сравнивать клетки, выделять существенные признаки строения клетки и ее органоидов;

пользоваться современной цитологической терминологией;

иметь представления о вирусах и их роли в жизни других организмов;

обосновывать и соблюдать меры профилактики вирусных заболеваний (в том числе ВИЧ-инфекции);

находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку зрения;

анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.

Раздел 3. ОРГАНИЗМ (18часов)

            Тема 3.1ОРГАНИЗМ — ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (1час)

Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.

Демонстрация. Схема «Многообразие организмов».

Основные понятия. Одноклеточные, многоклеточныеорганизмы.

            Тема 3.2 ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ (2часа)

Энергетический обмен — совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий. Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.

Демонстрация. Схема «Пути метаболизма в клетке».

Основные понятия. Метаболизм, энергетический обмен, пластический обмен. АТФ. Автотрофы, гетеротрофы.

            Тема 3.3. РАЗМНОЖЕНИЕ (4часа)

Деление клетки. Митоз — основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения. Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Демонстрация. Схемы и таблицы: «Митоз и мейоз», «Гаметогенез», «Типы бесполого размножения», «Строение яйцеклетки и сперматозоида».

Основные понятия. Жизненный цикл клетки. Митоз, биологическое значение. Типы бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Раздельнополые организмы и гермафродиты. Яйцеклетка и сперматозоид. Гаметогенез. Мейоз, биологическое значение. Оплодотворение: наружное и внутреннее. Двойное оплодотворение у растений.

             Тема 3.4 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОНТОГЕНЕЗ)(2часа)

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.

Демонстрация. Таблицы: «Основные стадии онтогенеза», «Прямое и непрямое развитие». Таблицы, фотографии, диаграммы и статистические данные, демонстрирующие последствия влияния негативных факторов среды на развитие организма.

Основные понятия. Онтогенез. Типы развития: прямое и непрямое (развитие с метаморфозом). Этапы эмбрионального развития. Периоды постэмбрионального развития. Вредное влияние курения, алкоголя, наркотических препаратов на развитие организма и продолжительность жизни.

             Тема 3.5. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ (7часов)

Наследственность и изменчивость — свойства организма. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя —закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя — закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов. Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы. Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие моногибридные и дигибридные скрещивания; сцепленное наследование признаков; перекрест хромосом; наследование, сцепленное с полом. Примеры модификационной изменчивости. Материалы, демонстрирующие влияние мутагенов на организм человека.

Лабораторные и практические работы

Пр/р№2 «Составление простейших схем скрещивания»*.

Пр/р№3 «Решение элементарных генетических задач»*.

Л/р №3 «Изучение изменчивости (изучение модификационной изменчивости на основе изучения фенотипа комнатных или сельскохозяйственных растений)»**.

Пр/р №4 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде(косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на

Организм».

Основные понятия. Наследственность и изменчивость. Генотип, фенотип. Гибридологический метод, скрещивание. Доминантный, рецессивный. Гены, аллели. Закономерности наследования признаков. Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория

наследственности. Генетические карты. Геном. Аутосомы, половые хромосомы. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутагенные факторы. Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование.

              Тема 3.6 ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ. БИОТЕХНОЛОГИЯ (2часа)

Основы селекции: методы и достижения. Генетика —теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции. Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрация. Карта-схема «Центры многообразия и происхождения культурных растений». Гербарные материалы и коллекции сортов культурных растений. Таблицы:«Породы домашних животных», «Сорта культурных растений». Схемы создания генетически модифицированных продуктов, клонирования организмов. Материалы, иллюстрирующие достижения в области биотехнологии.

Экскурсия№1 Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (ферма, селекционная станция, сельскохозяйственная выставка).

Лабораторные и практические работы

Пр/р №5 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».

Основные понятия. Селекция; гибридизация и отбор.Сорт, порода, штамм. Биотехнология. Генная инженерия .Клонирование. Генетически модифицированные организмы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Учащийся должен:

характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;

иметь представление об организме, его строении и процессах жизнедеятельности (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение), многообразии организмов;

выделять существенные признаки организмов (одноклеточных и многоклеточных), сравнивать биологические объекты, свойства и процессы (пластический и энергетический обмен, бесполое и половое размножение, митоз и мейоз, эмбриональный и постэмбриональный период, прямое и непрямое развитие, наследственность и изменчивость, доминантный и рецессивный) и формулировать выводы на основе сравнения;

понимать закономерности индивидуального развития организмов, наследственности и изменчивости;

характеризовать содержание законов Г. Менделя и Т. Х. Моргана и понимать их роль в формировании современной естественно-научной картины мира;

решать элементарные генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания; пользоваться современной генетической терминологией и символикой;

приводить доказательства родства живых организмов на основе положений генетики и эмбриологии;

объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;

характеризовать нарушения развития организмов, наследственные заболевания, основные виды мутаций;

обосновывать и соблюдать меры профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

иметь представление об учении Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений;

характеризовать основные методы и достижения селекции;

оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома);

овладевать умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснять их результаты;

находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку зрения;

анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.

Заключение (1час)

Резервное время — 3часа

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ         КОМПЛЕКТ

1. Учебник: Сивоглазов В.И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10- 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2011. -381с;

2. Агафонова И.Б.  Биология. Общая биология. Базовый уровень.10-11 кл.в 2 ч. Ч.2:рабочая тетрадь к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы»/ И.Б. Агафонова, В.И.Сивоглазов, Я.В. Котелевская.-4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа,2015.-143с;

3.  Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 - 11 классы - М.: Дрофа, 2011. - 138 с;

4. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. ЭД. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2007г.

5.  Козлова ТА. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод, пособие к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень». - М.: Дрофа, 2006. - 140 с;

дополнительной литературы для учителя:

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
  2. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
  3. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
  4. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
  5. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просвещение, 1997;
  6. Фросин В. Н„ Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

для учащихся:

  1. Батуев А.С.Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для шь ков и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
  2. Фросин В. И., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену, биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с.

Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:

  1. Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, - 240с;
  2. Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с: ил.- («Универсальное учеб, пособие»);
  3. Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. i дений/Т.В. Иванова, ГС. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002- (Проверь свои знания);
  4. Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М. дательский Дом «Генджер», 1997. - 96с;
  5. Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;
  6. Сухова Т. С, Козлова Т. А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11кл.: рабочая тетрадь а нику - М.: Дрофа, 2005. - 171с;
  7. Общая биология. Учеб. для 10-11 кл. с углубл. изучением биологии в шк./Л. В. Высоцк М. Глаголев, Г. М. Дымшиц и др.; под ред. В. К. Шумного и др. - М.: Просвещение, 2001.- 462 с

Рабочая программа не исключает возможности использования   другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание ), Республиканский мультимедиа центр, 2004
  • Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
  • Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Фи; 2006
  • Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ
  • Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru - научные новости биологии

 www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования www.km.ru/education- учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»


Наименование разделов

 и тем

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования

 к уровню подготовки

 учащихся

Вид контроля, измерители

Дата

план

факт

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (3 часа)

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук (1 час)

1/1

Введение.

Краткая история

развития биологии.

Система биологических

наук.

1

УОНМ

Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук.

Называть:

 Естественные науки, составляющие биологию;

 Вклад ученых (основные открытия) в развитие биологии на разных этапах её становления;

 Методы исследований живой природы.

Знать: вклад учёных в развитие биологической науки.

Уметь: объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира.

Объяснять:

 Роль биологии в формировании научного

мировоззрения;

 Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании естественнонаучной картины

мира.

Эвристическая беседа

Тема 1.2.Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы (2 часа)

2/1

Сущность жизни и

свойства живого.

1

УПЗУ

Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени.

Давать определение понятию жизнь.

Перечислять:

 Уровни организации живойматерии;

 Основные свойства живого.

Характеризовать проявление свойств живого на различных уровнях организации.

Выделять основные признаки понятия «биологическая система».

Аргументировать свою точку зрения, на существование множества определений понятия «жизнь».

Вопросы   семинара,

индивидуальные

задания

3/2

Уровни организации

живой материи. Методы

биологии.

1

УПЗУ

Биологические системы.

Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

Давать         определения ключевым понятиям.

Называть      естественнонаучные     и     социально-экономические   предпосылки   возникновения   учения Ч.Дарвина.

Объяснять роль биологии в формировании   научного мировоззрения. Находить информацию в различных источниках.

Индивидуальные

задания

Раздел 2. Клетка (13 часов)

        Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория (1 час)

4/1

История изучения

клетки. Клеточная

теория.

1

УПЗУ

семинар

Развитие знаний о клетке. Работы Р.Гука, А. ванн Левенгука, К.Э. Бэра, Р.Броуна, Р.Вирхова. Клеточная теория М.Шлейдена и Т. Шванна.

Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины

мира.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть и описывать этапы создания клеточной теории.

Называть:

 Положения современной клеточной теории;

 Вклад ученых в создание клеточной теории.

Объяснять роль клеточной теории в формировании естественно- научной картины мира.

Приводить доказательства к положениям клеточной теории.

Вопросы   семинара,

индивидуальные

задания

Тема 2.2. Химический состав клетки(6 часов)

5/1

Химический состав

клетки.

1

УОНМ

Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма.

Давать определение ключевым понятиям.

Перечислять биоэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы.

Приводить примеры биохимических эндемий.

Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения. Объяснять единство живой и неживой природы.

Характеризовать биологическое значение химических элементов; Минеральных веществ и воды в жизни клетки и организма человека.

Прогнозировать последствия для организма недостатка этих элементов: минеральных веществ и воды.

Индивидуальный, фронтальный опрос

6/2

Неорганические

вещества, входящие в

состав клетки.

1

УОНМ

Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель

всего живого, особенности строения и свойства.

Давать определение ключевым понятиям.

Перечислять биоэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы.

Приводить примеры биохимических эндемий.

Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения. Объяснять единство живой и неживой природы.

Характеризовать биологическое значение химических элементов; Минеральных веществ и воды в жизни клетки и организма человека.

Прогнозировать последствия для организма недостатка этих элементов: минеральных веществ и воды.

Индивидуальный, фронтальный опрос

7/3

Органические вещества,

входящие в состав

клетки.

Биологические

полимеры – белки.

1

УОНМ

Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные

органические вещества. Биологические полимеры — белки; структурная организация

молекул белка и химические связи, их образующие. Свойства белков: водорастворимость, термолабильность, поверхностный заряд и др.; денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация; биологический смысл и практическое значение

Давать определение ключевым понятиям.

Называть:

 Элементарный состав и мономеры белков;

 Функции белков.

Описывать проявление функций белков.

Перечислять причины денатурации белков.

Объяснять механизм образования белков.

Характеризовать биологическую роль белков в обеспечении жизнедеятельности клетки и организмов.

Находить информацию о белках в различных источниках и критически оценивать её.

Объяснять, опираясь на знания специфичности белковых молекул, трудности при пересадке органов и тканей

Индивидуальный, фронтальный опрос

8/4

Органические молекулы

– углеводы и жиры.

1

УОНМ

Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно функциональные особенности организации моно-и дисахаридов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов. Жиры —Основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липоидов.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть:

Элементарный состав углеводов и липидов.

Приводить примеры углеводов и липидов.

Описывать проявление функций белков.

Перечислять причины денатурации белков.

Объяснять механизм образования белков.

Характеризовать биологическую роль углеводов и липидов в обеспечении жизнедеятельности клетки и организмов.

Находить информацию о углеводах и липидах в различных источниках и критически оценивать её.

Прогнозировать последствия для организма недостатка этих элементов углеводов и липидов.

Индивидуальный, фронтальный опрос

9-10/5-6

Органические вещества.

Нуклеиновые кислоты.

Строение и функции

ДНК.

1

УОНМ

ДНК — молекулы наследственности; история

изучения. Уровни структурной организации; структура полинуклеотидных цепей, правило комплементарности (правило Чаргаффа), двойная спираль (Уотсон и Крик); биологическая роль ДНК. Генетический код, свойства кода. РНК, структура и функции.

Информационные, транспортные, рибосомальные и регуляторные РНК.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть:

 Типы нуклеиновых кислот;

 Функции нуклеиновых кислот.

Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК.

Находить информацию о нуклеиновых кислотах в различных источниках и критически оценивать её.

Прогнозировать последствия для организма недостатка или изменения структуры нуклеиновых кислот.

Индивидуальный, фронтальный опрос

Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клеток(4 часа)

11/1

Клеточная мембрана,

цитоплазма, ядро.

Хромосомы.

1

УОНМ

Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин

(гетерохроматин и эухроматин), ядрышко. Хромосомы, их строенгие и функции. Кариотип.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть мембранные и немембранные органоиды клетки.

Выделять особенности строения эукариотической клетки.

Сравнивать строение растительной и животной клеток.

Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в жизнедеятельности клетки. Строения ядра эукариотической клетки.

Перечислять функции структурных компонентов ядра.

Характеризовать строение и состав хроматина.

Раскрывать взаимосвязь строения и функций мембраны клетки.

Различать механизм пиноцитоза и фагоцитоза.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки.

Прогнозировать последствия для жизнедеятельности клетки нарушения функций её органоидов.

Индивидуальный, фронтальный опрос

12/2

Основные органоиды

клетки. Л/р № 1 «Наблюдение клеток

растений и животных

под микроскопом

на готовых препаратах»

1

УПЗУ

Эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи. Рибосомы и их участие в процессах трансляции.

Лизосомы; механизм внутриклеточного пищеварения. Митохондрии — энергетические

станции-клетки; механизмы клеточного дыхания.

Называть мембранные и немембранные органоиды клетки.

Выделять особенности строения эукариотической клетки.

Сравнивать строение растительной и животной клеток.

Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в жизнедеятельности клетки.

Раскрывать взаимосвязь строения и функций мембраны клетки.

Различать механизм пиноцитоза и фагоцитоза.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки.

Прогнозировать последствия для жизнедеятельности клетки нарушения функций её органоидов. Выделять различия в строении

растительных и животных клеток.

Находить информацию о биологических объектах в

различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно- популярных изданиях,

компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически её оценивать.

Индивидуальный, фронтальный опрос.  Отчет по л/р  

13/3

Основные отличия в

строении растительной и животной клеток. Л/р№ 2

«Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

Пр/р № 1

«Сравнение строения клеток растений и

животных (в форме

таблицы)»

1

УПЗУ

Отчет по л/р  и пр/р

14/4

Прокариотическая

клетка.

1

УОНМ

Прокариотическая клетка: форма, размеры.

Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть:

 Части и органоиды прокариотической клетки;

 Экологическая роль бактерий.

Описывать влияние болезнетворных микроорганизмов на состояние макроорганизма.

Выделять различия в строении клеток эукариот и прокариот.

Раскрывать сущность процесса спорообразования у бактерий.

Использовать приобретенные знания о бактериях в повседневной жизни для профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Индивидуальный, фронтальный опрос

Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке(1 час)

15/1

Реализация

наследственной информации в клетке.

1

УОНМ

ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез

белка.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть основные свойства генетического кода.

Описывать процесс биосинтеза белка.

Характеризовать сущность процесса передачи наследственной информации.

Индивидуальный, фронтальный опрос

Тема 2. 5. Вирусы(1 час)

16/1

Неклеточная форма

жизни: вирусы.

1

УОНМ

Вирусы – неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Давать определение ключевым понятиям.

Описывать процесс проникновения вируса в клетку.

Объяснять сущность воздействия вирусов на клетку.

Использовать приобретенные знания о вирусах в повседневной жизни для профилактики вирусных заболеваний.

Индивидуальный, фронтальный

Раздел 3. Организм(18 часов)

Тема 3.1. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов(1час)

17/1

Организм – единое

целое. Многообразие

живых организмов.

1

УОНМ

Многообразие организмов. Одноклеточные и

многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных

организмов.

Давать определение ключевым понятиям.

Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных организмов.

Отличать по строению одноклеточные и многоклеточные организмы.

Объяснять эволюционное значение появления многоклеточности.

Выделять особенности строения клетки, обеспечивающие функции, свойственные целому организму.

Индивидуальный, фронтальный опрос

        Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии(2 часа)

18/1

Обмен веществ и

превращение энергии.

Энергетический обмен.

1

УОНМ

Энергетический обмен – совокупность реакций расщепления сложных органических веществ, особенности энергетического

обмена у грибов и бактерий.

Давать определение ключевым понятиям.

Объяснять роль АТФ в обмене веществ в клетке.

Называть этапы энергетического обмена.

Характеризовать:

 Сущность и значение обмена веществ;

 Этапы энергетического обмена в клетке на примере расщепления глюкозы.

Индивидуальный, фронтальный опрос

19/2

Пластический обмен.

Фотосинтез.

1

УОНМ

Типы питания. Автотрофы и

гетеротрофы. Особенности

обмена веществ у животных,

растений и бактерий.

Пластический обмен.

Фотосинтез.

Давать определение ключевым понятиям.

Описывать типы питания живых организмов.

Приводить примеры гетеротрофных и автотрофных организмов.

Характеризовать сущность фотосинтеза.

Доказывать, что организм растения – открытая энергетическая система.

Описывать:

 Процесс удвоения ДНК;

 Последовательно фазы митоза.

Объяснять:

 Значение процесса удвоения ДНК;

 Сущность и биологическое значение митоза.

Индивидуальный, фронтальный опрос

Тема 3.3. Размножение(4часа)

20/1

Деление клетки. Митоз.

1

УОНМ

Деление клетки. Митоз – основа

роста, регенерации, развития и

бесполого размножения.

Давать определение ключевым понятиям.

Описывать процесс удвоения ДНК; Последовательно фазы митоза.

Объяснять значение процесса удвоения ДНК; сущность и биологическое значение митоза.

Индивидуальный, фронтальный опрос

21/2

Размножение: бесполое

и половое.

1

УОНМ

Размножение: бесполое и

половое. Типы бесполого

размножения.

Давать определение ключевым понятиям.

Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы.

Сравнивать бесполое и половое размножение и делать выводы на основе сравнения.

Аргументировать свою точку зрения о значении для эволюции жизни на Земле появления полового размножения.

Индивидуальный, фронтальный опрос

22/3

Образование половых

клеток. Мейоз.

1

УОНМ

Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть стадии гаметогенеза.

Описывать:

 Строение половых клеток;

 Процесс мейоза.

Выделять отличия мейоза от митоза

Объяснять биологический смысл и значение мейоза.

Индивидуальный, фронтальный опрос

23/4

Оплодотворение.

1

УОНМ

Оплодотворение у растений и

животных. Биологическое

значение оплодотворения.

Искусственное опыление у растений и оплодотворение у

животных.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть типы оплодотворения.

Характеризовать сущность и значение оплодотворения.

Выделять отличия между типами оплодотворения.

Индивидуальный, фронтальный опрос

Тема 3.4. Индивидуальное развитие организмов(2часа)

24/1

Индивидуальное

развитие организмов.

1

УОНМ

Прямое и непрямое развитие.

Эмбриональный и постэмбриональный периоды

развития. Основные этапы

эмбриогенеза. Причины

нарушений развития организма.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть:

Периоды онтогенеза;

Типы постэмбрионального развития;

Причины нарушения развития организмов.

Описывать процесс эмбриогенеза.

Индивидуальный, фронтальный опрос

25/2

Онтогенез.

Репродуктивное

здоровье человека. 

1

УОНМ

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье: его

значение для будущих поколений

людей. Последствия влияния

алкоголя, никотина,

наркотических веществ для

развития зародыша человека.

Периоды эмбрионального

развития.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть:

Периоды онтогенеза человека;

Причины нарушения развития организма человека.

Сравнивать зародыши человека и других млекопитающих животных и делать выводы на основе сравнения.

Объяснять:

Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;

Влияние мутагенов на организм человека.

Выявлять источники мутагенов в окружающей среде(косвенно).

Использовать приобретенные знания о вирусах в повседневной жизни для профилактики вредных привычек (алкоголизма, курения, наркомании).

Индивидуальный, фронтальный опрос

Тема 3.5. Наследственность и изменчивость(7часов)

26/1

Генетика – наука о

закономерностях

наследственности и

изменчивости.

Моногибридное

скрещивание.

1

УОНМ

Г. Мендель – основоположник

генетики. Закономерности

наследования, установленные

Г.Менделем. Моногибридное

скрещивание. Первый закон

Менделя – закон доминирования.

Давать определение ключевым понятиям.

Характеризовать сущность биологических процессов

наследственности и изменчивости.

Объяснять:

причины наследственности и изменчивости;

роль генетики в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей. Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления.

Описывать:

механизм проявления закономерностей моногибридного

скрещивания;

механизм неполного доминирования.

Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании.

Составлять:

схему моногибридного скрещивания;

схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования.

Определять:

по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип;

по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов,

вероятность проявления признака в потомстве.

Индивидуальный, фронтальный опрос

27/2

Закономерности

наследования. Дигибридное

скрещивание. Пр/р№ 2

«Составление простейших

схем скрещивания»

1

УПЗУ

Второй закон Менделя – закон

расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон

Менделя – закон независимого

наследования. Анализирующее

скрещивание.

Давать определение ключевым понятиям. Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного

скрещивания.

Формулировать закон независимого наследования.

Называть условия закона независимого наследования.

Составлять схему дигибридного скрещивания.

Анализировать:

содержание определений основных понятий;

схему дигибридного скрещивания.

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по п/р

28/3

Решение элементарных

генетических задач.  Пр/р№3

«Решение простейших

генетических задач».

1

УПЗУ

Давать определения ключевым понятиям

Приводить примеры экологических нарушений.

Называть:

>способы       оптимальной эксплуатации  агроценозов; >способы сохранения   естественных экосистем.

Характеризовать влияние человека на экосистемы.

Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы на основе их сравнения.

*Прогнозировать результаты экологических нарушений по заданным параметрам.

Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по пр/р

29/4

Хромосомная теория

наследственности.

1

УОНМ

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное

наследование признаков.

Давать определение ключевым понятиям.

Формулировать закон сцепленного наследования Т.Моргана.

Объяснять:

сущность сцепленного наследования;

причины нарушения сцепления;

биологическое значение перекреста хромосом.

Называть основные положения хромосомной теории.

Индивидуальный, фронтальный опрос

30/5

Современные

представления о гене и

геноме.

Генетика пола.

1

УОНМ

Современные представления о

гене и геноме. Взаимодействие

генов.

Генетика пола. Половые

хромосомы. Сцепленное с полом

наследование.

Давать определение ключевым понятиям.

Описывать строение гена эукариот.

Называть:

 типы хромосом в генотипе;

 число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы.

Приводить примеры механизмов определения пола, примеры взаимодействия генов.

Объяснять :

 причину соотношения полов 1:1;

 механизм наследования дальтонизма и гемофилии.

Решать простейшие задачи на сцепленное с полом наследование.

Индивидуальный, фронтальный опрос

31/6

Изменчивость:

наследственная и

ненаследственная. Л/р №3 «Изучение изменчивости (изучение изменчивости на основе изучения фенотипа комнатных и с/х растений)»

1

УПЗУ

Закономерности изменчивости.

Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть:

 различные виды изменчивости;

 уровни изменения генотипа , виды мутаций.

Приводить примеры различных групп мутагенов.

Характеризовать:

 проявление модификационной изменчивости;

 виды мутаций.

Объяснять механизм возникновения различных видов

изменчивости.

Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по л/р

32/7

Генетика и здоровье

человека. Пр/р № 4

«Выявление источников

мутагенов в окружающей

среде и оценка их влияния на

организм»

1

УПЗУ

Значение генетики для

медицины. Влияние мутагенов на

организм человека.

Наследственные болезни

человека, их причины и

профилактика.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть:

 основные причины наследственных заболеваний

человека;

 методы дородовой диагностики;

 объяснять опасность близкородственных браков.

Объяснять влияние соматических мутаций на здоровье человека.

Выделять задачи медико-генетического консультирования.

Выявлять источники мутагенов в окружающей среде(косвенно).

Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по пр/р

Тема 3.6 Основы селекции (2 часа)

33/1

Селекция: основные

методы и достижения. Экскурсия№1 Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (ферма, селекционная станция, сельскохозяйственная выставка).

1

УОНМ

Основы селекции: методы и

достижения. Генетика –

теоретическая основа селекции.

Селекция. Учение Н.И.Вавилова

о центрах многообразия и

происхождения культурных

растений. Основные методы

селекции: гибридизация,

искусственный отбор. Основные

достижения и направления

развития современной генетики.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть основные методы селекции растений и животных.

Характеризовать:

 роль учения Н.И.Вавилова о центрах происхождения

культурных растений для развития селекции;

 методы селекции растений и животных.

Выделять различия массового и индивидуального отборов.

Объяснять:

 причины затухания гетерозиса;

 причины трудности постановки межвидовых скрещиваний.

Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по экскурсии

34/2

Биотехнология:

достижения и перспективы развития.  Пр/р № 5 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»

1

УПЗУ

Биотехнология: достижения и

перспективы развития. Генная

инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные

организмы. Этические аспекты

развития некоторых исследований биотехнологии человека.

Давать определение ключевым понятиям.

Приводить примеры промышленного получения и

использования продуктов жизнедеятельности микроорганизмов.

Выделять проблемы и трудности генной инженерии.

Выявлять преимущество клонирования по сравнению с

традиционными методами селекции.

Анализировать и оценивать значение биотехнологии для

развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Использовать приобретённые знания для оценки этических аспектов некоторых исследований в

области биотехнологии.

Индивидуальный, фронтальный опрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...