План-конспект урока биологии на тему «Мембранные органоиды клетки» в 10 классе
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме
Тема: «Мембранные органоиды клетки» в 10 классе
Цель: изучить мембранное строение основных органоидов растительной, животной и бактериальной клетки, а также выделить их отличия.
Задачи:
- общеобразовательная: дать представление об отличиях растительной, животной и бактериальной клетке, мембранном строении органоидов.
- воспитывающая: формировать экологическую культуру.
- развивающая: продолжать развивать умение анализировать, сопоставлять информацию по биологии, выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи, работать самостоятельно и в группах.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; приобретения навыков составления опорного конспекта, формирование ответственного отношения к обучению.
Метапредметная: формирование умений самостоятельно находить информацию, работать с понятиями, систематизировать, использовать речевые средства для аргументации своей позиции, позиционно анализировать, проблематизировать, рефлексировать.
Предметные: повторение особенностей строения и выполняемых функций органоидами клетки, продолжение изученя клеточного уровня организации жизни. Формирование эволюционных представлений о развитии органического мира и его делении на прокариотические и эукариотические организмы.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация, учебник Биология.10класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др.]; под ред. Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с., раздаточный материал, опорный конспект.
Основные понятия: эукариоты, прокариоты, клеточная мембрана, комплекс Гольджи, гладкая ЭПС, шероховатая ЭПС, вакуоль и лизосома, ядро, пластиды, рибосомы, органоиды движения, митохондрии, немембранные, одно- и двухмембранные органоиды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 44.6 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
по биологии в 10 классе МБОУ «Седельниковская СШ №2» Седельниковского района Омской области
на тему «Мембранные органоиды клетки»
Разработала: Дербенева К.А.
слушатель курсов профессиональной переподготовки «Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Проверила: Мутовкина Э.Э.
с. Седельниково, 2017
Тема: «Мембранные органоиды клетки» в 10 классе
Цель: изучить мембранное строение основных органоидов растительной, животной и бактериальной клетки, а также выделить их отличия.
Задачи:
- общеобразовательная: дать представление об отличиях растительной, животной и бактериальной клетке, мембранном строении органоидов.
- воспитывающая: формировать экологическую культуру.
- развивающая: продолжать развивать умение анализировать, сопоставлять информацию по биологии, выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи, работать самостоятельно и в группах.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; приобретения навыков составления опорного конспекта, формирование ответственного отношения к обучению.
Метапредметная: формирование умений самостоятельно находить информацию, работать с понятиями, систематизировать, использовать речевые средства для аргументации своей позиции, позиционно анализировать, проблематизировать, рефлексировать.
Предметные: повторение особенностей строения и выполняемых функций органоидами клетки, продолжение изученя клеточного уровня организации жизни. Формирование эволюционных представлений о развитии органического мира и его делении на прокариотические и эукариотические организмы.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация, учебник Биология.10класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др.]; под ред. Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с., раздаточный материал, опорный конспект.
Основные понятия: эукариоты, прокариоты, клеточная мембрана, комплекс Гольджи, гладкая ЭПС, шероховатая ЭПС, вакуоль и лизосома, ядро, пластиды, рибосомы, органоиды движения, митохондрии, немембранные, одно- и двухмембранные органоиды.
План:
1. Организационный момент (2 мин.)
2. Проверка д/з (7 мин.)
3.Мотивация (2 мин.)
4. Изучение нового материала (19 мин.)
5. Закрепление изученного материала (8 мин.)
6. Подведение итогов (2 мин.)
7. Рефлексия (3 мин.)
8. Домашнее задание (2 мин.)
Ход урока
Приложение 1
Проверка домашнего задания
Строение |
А. разветвленную сеть каналов и полостей в цитоплазме |
Б. образование в виде микротрубочек и пучков белковых волокон |
В. сферические частицы, состоящие из двух субъединиц |
Г. состоят из двух мембран – наружной и внутренней. Наружная - гладкая, а от внутренней отходят перегородки - тиллакоиды |
Д. состоит из матрикса и кристы |
Е. небольшие овальные тельца, содержащие набор ферментов, разрушающих органические вещества |
Ж. образуются двумя слоями липидов, в которые погружены молекулы белков |
Проверка домашнего задания
Строение |
А. разветвленную сеть каналов и полостей в цитоплазме |
Б. образование в виде микротрубочек и пучков белковых волокон |
В. сферические частицы, состоящие из двух субъединиц |
Г. состоят из двух мембран – наружной и внутренней. Наружная - гладкая, а от внутренней отходят перегородки - тиллакоиды |
Д. состоит из матрикса и кристы |
Е. небольшие овальные тельца, содержащие набор ферментов, разрушающих органические вещества |
Ж. образуются двумя слоями липидов, в которые погружены молекулы белков |
Проверка домашнего задания
Строение |
А. разветвленную сеть каналов и полостей в цитоплазме |
Б. образование в виде микротрубочек и пучков белковых волокон |
В. сферические частицы, состоящие из двух субъединиц |
Г. состоят из двух мембран – наружной и внутренней. Наружная - гладкая, а от внутренней отходят перегородки - тиллакоиды |
Д. состоит из матрикса и кристы |
Е. небольшие овальные тельца, содержащие набор ферментов, разрушающих органические вещества |
Ж. образуются двумя слоями липидов, в которые погружены молекулы белков |
Приложение 2
Карточка 1
Задание 1. Выберите один верный вариант ответа.
1. К эукариотам не относятся:
а) растения; в) сине-зеленые водоросли;
б) грибы; г) животные.
2. Мембрана не выполняет функцию:
а) хранение наследственной информации; в) транспортную;
б) соединение клеток друг с другом; г)защитную.
3. Плазматическая мембрана образована:
а) одним слоем липидов; в) слоями углеводов;
б) одним слоем белков; г) двумя слоями липидов и погруженными
молекулами белков.
4. Ядро выполняет функцию:
а) транспортную; в) питательную;
б) хранение наследственной информации; г) защитную.
5. В состав ядра не входят:
а) хромосомы; в) лизосомы;
б) хроматиды; г) ядрышко.
Карточка 2
Задание 1. Выберите один верный вариант ответа.
1. К эукариотам не относятся:
а) растения; в) сине-зеленые водоросли;
б) грибы; г) животные.
2. Мембрана не выполняет функцию:
а) хранение наследственной информации; в) транспортную;
б) соединение клеток друг с другом; г)защитную.
3. Плазматическая мембрана образована:
а) одним слоем липидов; в) слоями углеводов;
б) одним слоем белков; г) двумя слоями липидов и погруженными
молекулами белков.
4. Ядро выполняет функцию:
а) транспортную; в) питательную;
б) хранение наследственной информации; г) защитную.
5. В состав ядра не входят:
а) хромосомы; в) лизосомы;
б) хроматиды; г) ядрышко.
Задание 2.Установите соответствие между органоидами клетки и группами, на которые их делят в соответствии с их структурой.
ОРГАНОИДЫ | ГРУППА |
1. Рибосомы | А. Одномембранные органоиды |
2. Комплекс Гольджи | Б. Двухмембранные органоиды |
3. Митохондрии | В. Немембранные органоиды |
4. Хлоропласты | |
5. Клеточный центр | |
6. Лизосомы | |
7. ЭПС | |
8. Реснички и жгутики эукариот |
Ответ запишите в виде таблицы.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Карточка 3
Задание 2.Установите соответствие между органоидами клетки и группами, на которые их делят в соответствии с их структурой.
ОРГАНОИДЫ | ГРУППА |
1. Рибосомы | А. Одномембранные органоиды |
2. Комплекс Гольджи | Б. Двухмембранные органоиды |
3. Митохондрии | В. Немембранные органоиды |
4. Хлоропласты | |
5. Клеточный центр | |
6. Лизосомы | |
7. ЭПС | |
8. Реснички и жгутики эукариот |
Ответ запишите в виде таблицы.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Задание 3.Запишите номера вопросов, против них — правильные ответы.
1. Какой органоид получил название «экспортная система клетки»? Здесь происходит накопление, модификация и осуществляется вывод веществ из клетки. Здесь же образуются лизосомы.
2. Какие органоиды обеспечивают биосинтез белков в клетке?
3. Какие органоиды отвечают за обеспечение клетки энергией, получили название «клеточная энергостанция»?
4. Какие органоиды отвечают за расщепление сложных органических молекул до мономеров, даже пищевых частиц, попавших в клетку?
5. Какой органоид отвечает за образование цитоскелета?
Карточка 3
Задание 2.Установите соответствие между органоидами клетки и группами, на которые их делят в соответствии с их структурой.
ОРГАНОИДЫ | ГРУППА |
1. Рибосомы | А. Одномембранные органоиды |
2. Комплекс Гольджи | Б. Двухмембранные органоиды |
3. Митохондрии | В. Немембранные органоиды |
4. Хлоропласты | |
5. Цитоскелет | |
6. Лизосомы | |
7. ЭПС | |
8. Реснички и жгутики эукариот | |
9. Клеточный центр |
Ответ запишите в виде таблицы.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Задание 3.Запишите номера вопросов, против них — правильные ответы.
1. Какой органоид получил название «экспортная система клетки»? Здесь происходит накопление, модификация и осуществляется вывод веществ из клетки. Здесь же образуются лизосомы.
2. Какие органоиды обеспечивают биосинтез белков цитоплазмы клетки?
3. Какие органоиды отвечают за обеспечение клетки энергией, получили название «клеточная энергостанция»?
4. Какие органоиды отвечают за расщепление сложных органических молекул до мономеров, даже пищевых частиц, попавших в клетку?
5. Какой органоид отвечает за образование цитоскелета?
Список использованной литературы:
1. Биология: 10 класс: методическое пособие: базовый уровень/И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова; под ред.проф. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 96с.
2. Биология.10 класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др.]; под ред. Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с.
3. Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Изд. 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2012.-128стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт обобщающего урока биологии по теме "Химический состав клетки"
Обобщающий урок по теме "Химический состав клетки" в старших классах с профильным обучением. Представлен урок в форме деловой игры под названием "Аукцион знаний"...
Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки" 5 класс (ФГОС)
Методическая разработка урока биологии в 5 классе по теме "Химический состав клетки"...
Обобщающий урок по биологии по теме «Химический состав клетки» 10 класс
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о химическом составе клетки.Задачи урокаОбразовательные:систематизировать знания учащихся о химическом составе и функциях веществ клетки, испол...
Презентация для урока биологии на тему «Мембранные органоиды клетки» в 10 классе
Презентация является мультимединым сопровождением плана-конспекта урока биологии на тему «Мембранные органоиды клетки» в 10 классе...
План-конспект урока биологии на тему "Тип Инфузории" в 7 классе
Конспект урока биологии Класс: 7Тема урока: Тип Инфузории.Тип урока: Комбинированный урок.Вид урока: Урок-лекция. Урок-лаборатория.Цель: Изучить особенности строения Инфузорий на примере Инфузории туф...
План-конспект урока биологии на тему "Ткани растений" в 6 классе
Конспект урока биологии Класс: 6Тема урока: Ткани растений.Тип урока: Комбинированный урок.Вид урока: Урок-лекция. Урок-лаборатория.Цель урока: на основе знаний о клеточном строении сформировать знани...
План - конспект открытого урока - игры по теме "Одежда" для учащихся 2 класса в формате технологической карты по требованиям ФГОС.
Данный урок направлен на воспитание корректного отношения к своему внешнему виду и толерантного отношения к внешнему виду иностраных людей....