План-конспект урока биологии на тему «Мембранные органоиды клетки» в 10 классе
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

Дербенева Кристина Александровна

Тема: «Мембранные органоиды клетки» в 10 классе

Цель: изучить мембранное строение основных органоидов растительной, животной и бактериальной клетки, а также выделить их отличия.

Задачи:

- общеобразовательная: дать представление об отличиях растительной,  животной и бактериальной клетке, мембранном строении органоидов.

- воспитывающая: формировать экологическую культуру.

- развивающая: продолжать развивать умение анализировать, сопоставлять информацию по биологии, выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи, работать самостоятельно и в группах.

Планируемые образовательные  результаты:

Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; приобретения навыков составления опорного конспекта, формирование ответственного отношения к обучению.

Метапредметная: формирование умений самостоятельно находить информацию, работать с понятиями, систематизировать, использовать речевые средства для аргументации своей позиции, позиционно анализировать, проблематизировать, рефлексировать.

Предметные: повторение особенностей строения и выполняемых функций органоидами клетки,  продолжение изученя клеточного уровня организации жизни. Формирование эволюционных представлений о развитии органического мира и его делении на прокариотические и эукариотические организмы.

Тип урока: изучение нового материала. 

Форма урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация, учебник Биология.10класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др.]; под ред. Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с., раздаточный материал, опорный конспект.

Основные понятия: эукариоты, прокариоты, клеточная мембрана, комплекс Гольджи, гладкая ЭПС, шероховатая ЭПС, вакуоль и лизосома, ядро, пластиды, рибосомы, органоиды движения, митохондрии, немембранные, одно- и двухмембранные органоиды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx44.6 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект  урока

по биологии в 10 классе МБОУ «Седельниковская СШ №2» Седельниковского района Омской области

на тему «Мембранные органоиды клетки»

Разработала: Дербенева К.А.

слушатель курсов профессиональной переподготовки  «Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

Проверила: Мутовкина Э.Э.

с. Седельниково, 2017


Тема: «Мембранные органоиды клетки» в 10 классе

Цель: изучить мембранное строение основных органоидов растительной, животной и бактериальной клетки, а также выделить их отличия.

Задачи:

- общеобразовательная: дать представление об отличиях растительной,  животной и бактериальной клетке, мембранном строении органоидов.

- воспитывающая: формировать экологическую культуру.

- развивающая: продолжать развивать умение анализировать, сопоставлять информацию по биологии, выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи, работать самостоятельно и в группах.

Планируемые образовательные  результаты:

Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; приобретения навыков составления опорного конспекта, формирование ответственного отношения к обучению.

Метапредметная: формирование умений самостоятельно находить информацию, работать с понятиями, систематизировать, использовать речевые средства для аргументации своей позиции, позиционно анализировать, проблематизировать, рефлексировать.

Предметные: повторение особенностей строения и выполняемых функций органоидами клетки,  продолжение изученя клеточного уровня организации жизни. Формирование эволюционных представлений о развитии органического мира и его делении на прокариотические и эукариотические организмы.

Тип урока: изучение нового материала. 

Форма урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация, учебник Биология.10класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др.]; под ред. Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с., раздаточный материал, опорный конспект.

Основные понятия: эукариоты, прокариоты, клеточная мембрана, комплекс Гольджи, гладкая ЭПС, шероховатая ЭПС, вакуоль и лизосома, ядро, пластиды, рибосомы, органоиды движения, митохондрии, немембранные, одно- и двухмембранные органоиды.

План:

1. Организационный момент (2 мин.)  

2. Проверка д/з (7 мин.)

3.Мотивация (2 мин.)

4. Изучение нового материала (19 мин.)

5. Закрепление изученного материала (8 мин.)

6. Подведение итогов (2 мин.)

7. Рефлексия (3 мин.)

8. Домашнее задание (2 мин.)


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент (2 мин.)  

Приветствие, проверка присутствующих.

Приветствие учителя, называют фамилии отсутствующих обучающихся

2. Проверка д/з

(7 мин.)

Ребята, о чем мы говорили с вами на прошлых уроках?

Верно, и сейчас мы проверим ваши знания о строении эукариотической клетки.

Задание: «Ученик 9 класса подготовил реферат по теме: «Особенности строения эукариотической клетки», а утром он обратил внимание на то, что страницы лежат неровной стопкой, а некоторые валяются на полу. Только теперь он вспомнил, что не пронумеровал страницы. Колонки с названиями органоидов, с определением их функций были перепутаны. Вся информация, наверное, теперь не соответствовала действительности. Как теперь установить это несоответствие?»

Итак, на экране представлены термины, а на карточках (приложение 1) их определения и функции, ваш задача в ваших тетрадях сопоставить цифру арабскую, букву и цифру римскую так, чтобы получилось верная характеристика органоида. На работу у вас 5 минут. Время пошло. (слайд 1)

Ответы: 1-А; 2-Б; 3-Е; 4-Г; 5-Д; 6-В; 7-Ж.

А теперь проверим, поменялись тетрадями с соседом по парте. Итак, верные ответы. (слайд 2)

А сейчас поднимите руки, кто получил отметку «5»? ….. «4»?.... «3»? … «2»?

Отвечают на вопрос учителя.

Предполагаемый ответ: Мы говорили об особенностях и функциях органоидов клетки.

Выполняют задание, после чего выполняют взаимопроверку и выставляют отметку.

3.Мотивация (2 мин.)

По наличию или отсутствию мембраны в своей структуре органоиды можно разделить на 2 группы. Какие?

Верно, а мы с вами говорили о том, какие из органоидов относятся к каждой из групп? Тогда, как вы думаете, о чем мы будем говорить с вами сегодня на уроке? (слайд 3)

Запишите число и тему урока и подумайте, какую цели мы поставим сегодня перед собой? (записывается на доске)

Отвечают на вопрос учителя.

Предполагаемый ответ:

- Мембранные и немембранные.

Определяют тему урока, записывают её в тетради, ставят цель урока.

4. Изучение нового материала (19 мин.)

Предлагаю сейчас поработать самостоятельно с учебником. Откройте их на странице 46. Итак, по мере чтения §9, вы заполняете столбики схемы, которая представлена  на экране. (слайд 4)

А чтобы нам быстрее с этим справиться, работаем по группам: 1й ряд формулирует определение понятию «немембранные органоиды клетки», а также выписывают органоиды относящиеся к этой групп себе в тетради, 2й ряд –одномембранные, 3й –двумембранные. После чего мы все вместе восстанавливаем эту схему. На это у вас 5 минут, время пошло.

Время вышло, проверяем. Итак, выступающий от 1го ряда? 2го ряда? 3го ряда?

Немембранные органоиды — это органоиды, не имеющие собственной замкнутой мембраны.  

Скажите, пожалуйста, а для чего мембрана самим органоидам, как вы думаете?

 А разве у клетки нет мембраны? Для чего она отдельным органоидам? И почему некоторые прекрасно существуют без нее?

Итак, давайте посмотрим, все ли основные органоиды мы записали?

 Верно, на странице 51 вашего учебника прочтите и скажите, к какой группе нам следует дописать этот органоид?

Правильно. А теперь давайте вспомним, у всех ли клеток есть ядро? А у каких нет? Как они называются?

Вы правы. Давайте вспомним, из чего состоит ядро? .(слайд 5)

А скажите, какова функция ядра? .(слайд 6-7)

Хорошо, а как же тогда существуют прокариоты? У них нет в клетке наследственной информации?

Верно, а кроме как в ядре, в клетках ещё есть органоиды с наследственной информацией? Если да, то какие?

Посмотрите на схему. К какой группе относятся органоиды, содержащие в себе наследственную информацию?

Вы правы. Мы говорили о прокариотах, а скажите мне, пожалуйста, как называются клетки с оформленным ядром?

Верно, а если я скажу, что все эукариоты практически идентичны друг другу, я буду права?

Тогда назовите мне отличия?

Давайте подробнее разберем этот вопрос и выполним Лаб. работу №3. В своих тетрадях записываем название лабораторной работы и внимательно изучаем задание на экране.(слайд 8-9)

На эту работу у вас 7 минут. После чего сдаем тетради.

Выполнение Лабораторной работы №3.

Тема: Строение растительной, животной и бактериальной клеток.

Цель: Изучение строения  растительной, животной и бактериальной клеток. Удостовериться в многообразии клеток, их морфологических особенностей, функций, а также в единстве строения клеток.

Оборудование: Микроскоп, готовые микропрепараты растения (клетки кожицы лука),  тканей человека (рыхлая соединительная ткань), бактерий.

Ход работы:

  1. Рассмотрите готовые микропрепараты различных клеток под микроскопом.
  2. Определите сходство и различия в строении.
  3. Результаты наблюдения внести в таблицу.

Сходства

Различия

  1. Сделать выводы по наблюдениям.

Итак, время вышло. Сдаем тетради.

Заполняют самостоятельно в группах по учебнику схему «Немембранные, одно- и двухмембранные органоиды клетки». По желанию, подняв руку, выступающие от каждой группы восстанавливают схему на экране. Остальные дописывают в своих тетрадях.

Отвечают на вопросы учителя. Предполагаемый ответ:

- Нет, в то схеме не отнесено ни к одно из групп ядро.

- Мембрана нужна для защиты.

- У клетки есть плазматическая мембрана, мембраны органоидов схожи, но отличаются по химическому составу и выполняют другие функции: ограждение цитоплазмы от содержания органоидов.  

- Нет, мы не записали в эту схему ядро.

- К двумембранным.

- Нет, не у всех. Такие клетки называют доядерные или прокариоты.

- Ядрышко, хроматин, ядерная оботочка.

- Хранение и передача наследственной информации.

- У прокариотов наследственная информация представлена в нуклеоиде в виде кольцевой хромосомы.

- Да, это хлоропласты и митохондрии.

- Все 3 органоида относятся к группе двумембранных органоидов.

- Эукариоты.

- Нет, потому что клетки эукариоты имеют различное строение в зависимости от принадлежности к определенному царству живой природы.

- (называют отличия клеток растений, грибов и животных)

Выполняют Лабораторную работу №3.

5. Закрепление изученного материала (8 мин.)

Предлагаю закрепить изученный материал, выполнив задания дифференцированной сложности по карточкам (приложение 2).

Итак, выберете и выполните те задания, которые вам, как вы считаете, по силам.

Верно выполнив карточку 1 вы получаете отметку «3». Карточку 2 - отметку «4». За верное выполнение карточки 3 вы можете получить отметку «5». (слайд 10)

На работу у вас 7 минут. Время пошло.

Время вышло. Верные ответы вы видите на экране, проверьте ручкой другого цвета правильность выполненных вами карточек и оцените вашу работу по критериям на доске.

Кто выполнил на «5»? … на «4»? …. «3»?.... «2»?

Выбирают одну из 3х разноуровневых карточек, выполняют её, осуществляют самопроверку и оценивают свою работу по предложенным критериям оценивания.

Поднимают руку на вопрос учителя об отметке.

6. Подведение итогов

Достигли ли мы поставленной на сегодня цели урока?

Анализируют достижение цели.

7. Рефлексия

(«Рефлексивный экран» на слайде 11:

1) сегодня я узнал…

2) было интересно…

3)было трудно…

4)я выполнял задания…

5) я понял, что…

6) теперь я могу…

7) я почувствовал, что…  

8) я приобрел…

9) я научился…

10) у меня получилось …

11) я смог…

12) я попробую…

13) меня удивило…

14) урок дал мне для жизни…

15) мне захотелось…)

На экране вы видите начала предложений, я предлагаю вам продолжить их опираясь на свои ощущения от сегодняшнего урока. Кто первый?

Производят рефлексию.

8. Домашнее задание

(Домашнее задание на экране: §9, ? 1-5 устно, §10, ? 1-3 устно, 4 письменно, схема в тетради (слайд 12)

На экране вы видите домашнее задание, откройте дневники и запишите его. Откройте учебники и посмотрите ваше домашнее задание, у кого-либо есть по нему вопросы? Кому-то непонятно, что необходимо сделать к следующему уроку?

Записывают домашнее задание в дневники,  просматривают его в учебнике и  спрашивают, если что-то непонятно.


Приложение 1

Проверка домашнего задания

Строение

А. разветвленную сеть каналов и полостей в цитоплазме

Б. образование в  виде микротрубочек и пучков белковых волокон

В. сферические частицы, состоящие из двух субъединиц

Г. состоят из двух мембран – наружной и внутренней. Наружная -  гладкая, а от внутренней отходят перегородки - тиллакоиды

Д. состоит из матрикса и кристы

Е. небольшие овальные тельца, содержащие набор ферментов, разрушающих органические вещества

Ж. образуются двумя слоями липидов, в которые погружены молекулы белков

Проверка домашнего задания

Строение

А. разветвленную сеть каналов и полостей в цитоплазме

Б. образование в  виде микротрубочек и пучков белковых волокон

В. сферические частицы, состоящие из двух субъединиц

Г. состоят из двух мембран – наружной и внутренней. Наружная -  гладкая, а от внутренней отходят перегородки - тиллакоиды

Д. состоит из матрикса и кристы

Е. небольшие овальные тельца, содержащие набор ферментов, разрушающих органические вещества

Ж. образуются двумя слоями липидов, в которые погружены молекулы белков

Проверка домашнего задания

Строение

А. разветвленную сеть каналов и полостей в цитоплазме

Б. образование в  виде микротрубочек и пучков белковых волокон

В. сферические частицы, состоящие из двух субъединиц

Г. состоят из двух мембран – наружной и внутренней. Наружная -  гладкая, а от внутренней отходят перегородки - тиллакоиды

Д. состоит из матрикса и кристы

Е. небольшие овальные тельца, содержащие набор ферментов, разрушающих органические вещества

Ж. образуются двумя слоями липидов, в которые погружены молекулы белков


Приложение 2

Карточка 1

Задание 1. Выберите один верный вариант ответа.

1. К эукариотам не относятся:

а) растения;             в) сине-зеленые водоросли;

б) грибы;                  г) животные.

2. Мембрана не выполняет функцию:

а) хранение наследственной информации;          в) транспортную;

б) соединение клеток друг с другом;                    г)защитную.

3. Плазматическая мембрана образована:

а) одним слоем липидов;                                    в) слоями углеводов;

б) одним слоем белков;                                       г) двумя слоями липидов и погруженными

молекулами белков.

4. Ядро выполняет функцию:

а) транспортную;                                                   в) питательную;

б) хранение наследственной информации;        г) защитную.

5. В состав ядра не входят:

а) хромосомы;            в) лизосомы;

б) хроматиды;             г) ядрышко.

Карточка 2

Задание 1. Выберите один верный вариант ответа.

1. К эукариотам не относятся:

а) растения;             в) сине-зеленые водоросли;

б) грибы;                  г) животные.

2. Мембрана не выполняет функцию:

а) хранение наследственной информации;          в) транспортную;

б) соединение клеток друг с другом;                    г)защитную.

3. Плазматическая мембрана образована:

а) одним слоем липидов;                                    в) слоями углеводов;

б) одним слоем белков;                                       г) двумя слоями липидов и погруженными

молекулами белков.

4. Ядро выполняет функцию:

а) транспортную;                                                   в) питательную;

б) хранение наследственной информации;        г) защитную.

5. В состав ядра не входят:

а) хромосомы;            в) лизосомы;

б) хроматиды;             г) ядрышко.

Задание 2.Установите соответствие между органоидами клетки и группами, на которые их делят в соответствии с их структурой.

ОРГАНОИДЫ

ГРУППА

1. Рибосомы

А. Одномембранные органоиды

2. Комплекс Гольджи

Б. Двухмембранные органоиды

3. Митохондрии

В. Немембранные органоиды

4. Хлоропласты

5. Клеточный центр

6. Лизосомы

7. ЭПС

8. Реснички и жгутики эукариот

Ответ запишите в виде таблицы.

1

2

3

4

5

6

7

8

Карточка 3

Задание 2.Установите соответствие между органоидами клетки и группами, на которые их делят в соответствии с их структурой.

ОРГАНОИДЫ

ГРУППА

1. Рибосомы

А. Одномембранные органоиды

2. Комплекс Гольджи

Б. Двухмембранные органоиды

3. Митохондрии

В. Немембранные органоиды

4. Хлоропласты

5. Клеточный центр

6. Лизосомы

7. ЭПС

8. Реснички и жгутики эукариот

Ответ запишите в виде таблицы.

1

2

3

4

5

6

7

8

Задание 3.Запишите номера вопросов, против них — правильные ответы.

1. Какой органоид получил название «экспортная система клетки»? Здесь происходит накопление, модификация и осуществляется вывод веществ из клетки. Здесь же образуются лизосомы.

2. Какие органоиды обеспечивают биосинтез белков в клетке?

3. Какие органоиды отвечают за обеспечение клетки энергией, получили название «клеточная энергостанция»?

4. Какие органоиды отвечают за расщепление сложных органических молекул до мономеров, даже пищевых частиц, попавших в клетку?

5. Какой органоид отвечает за образование цитоскелета?

Карточка 3

Задание 2.Установите соответствие между органоидами клетки и группами, на которые их делят в соответствии с их структурой.

ОРГАНОИДЫ

ГРУППА

1. Рибосомы

А. Одномембранные органоиды

2. Комплекс Гольджи

Б. Двухмембранные органоиды

3. Митохондрии

В. Немембранные органоиды

4. Хлоропласты

5. Цитоскелет

6. Лизосомы

7. ЭПС

8. Реснички и жгутики эукариот

9. Клеточный центр

Ответ запишите в виде таблицы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Задание 3.Запишите номера вопросов, против них — правильные ответы.

1. Какой органоид получил название «экспортная система клетки»? Здесь происходит накопление, модификация и осуществляется вывод веществ из клетки. Здесь же образуются лизосомы.

2. Какие органоиды обеспечивают биосинтез белков цитоплазмы клетки?

3. Какие органоиды отвечают за обеспечение клетки энергией, получили название «клеточная энергостанция»?

4. Какие органоиды отвечают за расщепление сложных органических молекул до мономеров, даже пищевых частиц, попавших в клетку?

5. Какой органоид отвечает за образование цитоскелета?


Список использованной литературы:

1. Биология: 10 класс: методическое пособие: базовый уровень/И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова; под ред.проф. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 96с.

2. Биология.10 класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др.]; под ред. Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с.

3. Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Изд. 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2012.-128стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт обобщающего урока биологии по теме "Химический состав клетки"

Обобщающий урок по теме "Химический состав клетки" в старших классах с профильным обучением. Представлен урок в форме деловой игры под названием "Аукцион знаний"...

Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки" 5 класс (ФГОС)

Методическая разработка урока биологии в 5 классе по теме "Химический состав клетки"...

Обобщающий урок по биологии по теме «Химический состав клетки» 10 класс

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о химическом составе клетки.Задачи урокаОбразовательные:систематизировать знания учащихся о химическом составе и функциях веществ клетки, испол...

Презентация для урока биологии на тему «Мембранные органоиды клетки» в 10 классе

Презентация является мультимединым сопровождением плана-конспекта урока биологии на тему «Мембранные органоиды клетки» в 10 классе...

План-конспект урока биологии на тему "Тип Инфузории" в 7 классе

Конспект урока биологии Класс: 7Тема урока: Тип Инфузории.Тип урока: Комбинированный урок.Вид урока: Урок-лекция. Урок-лаборатория.Цель: Изучить особенности строения Инфузорий на примере Инфузории туф...

План-конспект урока биологии на тему "Ткани растений" в 6 классе

Конспект урока биологии Класс: 6Тема урока: Ткани растений.Тип урока: Комбинированный урок.Вид урока: Урок-лекция. Урок-лаборатория.Цель урока: на основе знаний о клеточном строении сформировать знани...

План - конспект открытого урока - игры по теме "Одежда" для учащихся 2 класса в формате технологической карты по требованиям ФГОС.

Данный урок направлен на воспитание корректного отношения к своему внешнему виду и толерантного отношения к внешнему виду иностраных людей....