Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонин, Е.Т.Захаровой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_9_klass.docx | 82.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Бриентская средняя общеобразовательная школа»
Кваркенского района Оренбургской области
ПРИНЯТО На заседании методического объединения______________________________________________________ Протокол №_______ от ___________ Руководитель МО_________________ | СОГЛАСОВАНО зам.директора по УВР __________________________________________________ «_______» ________________________20____г | УТВЕРЖДАЮ Директор ___________________________________________________________________________________ «_______» __________________________20____г |
Рабочая программа учебного предмета
Биология 9 класс
на 2017/2018 учебный год
(базовый уровень)
Разработана
учителем географии и биологии
Шакировой Закией Барыевной,
1 квалификационная категория
2017-2018 уч.год
Примерная программа основного общего образования по биологии;
Программа основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» автора Н.И. Сонина , В.Б.Захарова, 2011г //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6- 11 классы. - М.: Дрофа, 2011//.
Учебник: Мамонтов С. Г. Биология. Общие закономерности. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. – М. : Дрофа, 2012. – 285 с.
Количество часов в неделю: 2 часа
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонин, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011г //Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
Программа курса (68 часов) полностью включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10—11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных работ, демонстраций и экскурсий, облегчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологического образования, завершаемого в 9 классе.
Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии, в ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующей цели: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов и человеке как биосоциальном существе, о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах средней школы по специальным программам, и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина, учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов и учебником «Биология. Многообразие живых организмов» В. Б. Захарова и Н. И. Сонина. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.
Практических работ- 3. Лабораторных работ - 5 .
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: С.В.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс рабочая тетрадь» к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс» - М.: Дрофа, 2015.В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии по разделам программы: «Наследственность и изменчивость организмов», «Эволюция живого мира на Земле», «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии». С этой же целью предусмотрены демонстрации.
В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по основным блокам информации. В конце каждого раздела обозначены межпредметные связи курса «Общая биология» с другими изучаемыми предметами. Предметные комиссии конкретизируют эти связи с учетом распределения предметов по годам обучения.
В программе приведен список основной, дополнительной и научно-популярной литературы. Курсивом в данной программе выделен материал, предлагаемый к изучению в ознакомительном плане.
В программу внесены изменения: на тему 1.4 «Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора» добавлено 2 часа, на тему 1.5 «Микроволюция» добавлен 1 час, на тему 2.3 « Строение и функции клеток»-2 часа.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 9 КЛАСС
В результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны:
знать/понимать
- особенности жизни как формы существования материи;
- роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
- фундаментальные понятия биологии;
- сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
- основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
- соотношение социального и биологического в эволюции человека;
- основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь
- пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
- решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
- владеть языком предмета.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Название темы | Количество часов | Лабораторные работы | Практические работы |
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле | |||
Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов | 2 | - | - |
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период | 2 | - | - |
Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора | 5 | - | - |
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора | 4 | - | - |
Тема 1.5. Микроэволюция | 4 | 1 | 1 |
Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция | 3 | - | - |
Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле | 2 | - | - |
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле | 3 | - | - |
Всего 25 1 1 | |||
Раздел 2. Структурная организация живых организмов | |||
Тема 2.1. Химическая организация клетки | 2 | - | - |
Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке | 3 | - | - |
Тема 2.3. Строение и функции клеток | 7 | 1 | - |
Всего 12 1 - | |||
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов | |||
Тема 3.1. Размножение организмов | 2 | - | - |
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 3 | - | - |
Всего 5 - - | |||
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов | |||
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков | 10 | 1 | - |
Тема 4.2. Закономерности изменчивости | 5 | 1 | - |
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов | 4 | - | - |
Всего 19 2 - | |||
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии | |||
Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции | 4 | 1 | 1 |
Тема 5.2. Биосфера и человек | 2 | - | 1 |
Заключение 1 | |||
Всего 7 1 2 | |||
Итого | 68 | 5 | 3 |
Содержание курса
(68 часов, 2 часа в неделю)
РАЗДЕЛ 1 ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (25 ЧАСОВ)
Тема 1.1 Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа).
Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
■ Демонстрация схем структуры царств живой природы.
Тема 1.2 Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Латарка.
■ Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.
Тема 1.3 Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5 часов)
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
■ Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
Тема 1.4 Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (4 часа)
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Тема 1.5 Микроэволюция (4 часа)
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
- Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
- Лабораторные и практические работы
Л/р №1. Изучение приспособленности организмов к среде обитания*.
П/р№1. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*.
Тема 1.6 Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа)
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
■ Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.
Тема 1.7 Возникновение жизни на Земле (2 часа)
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
■ Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.
Тема 1.8 Развитие жизни на Земле (3 часа)
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
■ Демонстрация репродукций картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.
■ Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира.
Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни».
Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация.
Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.
Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.
■ Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.
Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи.
Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма.
■ Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д. И. Менделеева, их основные свойства.
Органическая химия. Основные группы органических соединений.
Физика. Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите.
Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система; ее структура. Место планеты Земля в Солнечной системе.
История. Культура Западной Европы конца XV — первой половины XVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия.
Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира.
Физическая география. История континентов.
РАЗДЕЛ 2 СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (12 ЧАСОВ)
Тема 2.1 Химическая организация клетки (2 часа)
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.
Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
■ Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).
Тема 2.2 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Тема 2.3 Строение и функции клеток (7 часов)
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).
Клеточная теория строения организмов.
- Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
- Лабораторная работа
Л/р №2. Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах*.
■ Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.
- Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.
- Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции.
Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты.
Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.
РАЗДЕЛ 3 РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (5 ЧАСОВ)
Тема 3.1 Размножение организмов (2 часа)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
■ Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.
Тема 3.2 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
- Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.
Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение.
- Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.
- Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.
Физика. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.
РАЗДЕЛ 4 НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (19 ЧАСОВ)
Тема 4.1 Закономерности наследования признаков (10 часов)
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.
Генетическое определение пола.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
- Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
- Лабораторная работа
Л/р №3 Решение генетических задач и составление родословных.
Тема 4.2 Закономерности изменчивости (5 часов)
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
- Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
- Лабораторная работа
Л/р №4. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).
Тема 4.3 Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа)
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
- Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.
Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Генетическое определение пола у животных и растений. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.
- Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
- Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.
Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).
Физика. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.
РАЗДЕЛ 5 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (7 ЧАСОВ)
Тема 5.1 Биосфера, ее структура и функции (4 часа)
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
■ Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;
б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;
в) диафильмов и кинофильма «Биосфера»;
г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.
■ Лабораторные и практические работы
Л/р № 5 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)*.
П/р №2 Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме*.
Тема 5.2 Биосфера и человек (2часа)
Природные ресурсы и их использование.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
- Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.
- Практическая работа
П/р№3 Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах*.
■ Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.
Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.
■ Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.
Применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.
■ Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.
Физическая география. Климат Земли, климатическая зональность.
Физика. Понятие о дозе излучения и биологической защите.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ-1 ЧАС
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
1. Учебник: Мамонтов С. Г. Биология. Общие закономерности. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. – М. : Дрофа, 2012. – 285 с.
2. С.В.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс рабочая тетрадь».2015
3. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 - 11 классы - М.: Дрофа, 2011. - 138 с;
4. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. ЭД. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2007г.
Дополнительная литература:
1. Беляев, Д. К. Общая биология [Текст] : пособие для учителей / Д. К. Беляев, Н. Н. Воронцов, Ю. Я. Керкис ; под ред. Д. К. Беляева, Ю. Я. Керкиса. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1973. – 368 с. : ил.
2. Биология. 9 класс [Электронный ресурс] : мультимедийное приложение к учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захаровой, И. Б. Агафоновой, Н. И. Сонина. – М. : Физикон, 2010.
3. Биология. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. М. С. Гиляров. – 3-е изд. – М. : Большая Российская энциклопедия, 1998. – 864 с. : ил. ; 30 л. цв. ил.
4. Воронцов, Н. Н. Эволюция органического мира : факультативный курс [Текст] : учебное пособие для 9–10 кл. средней школы / Н. Н. Воронцов, Л. Н. Сухорукова. – М. : Просвещение, 1991. – 223 с. : ил. ; 8 л. цв. ил.
5. Козлова, Т. А. Биология в таблицах. 6–11 классы [Текст] : справочное пособие / Т. А. Козлова, В. С. Кучменко. – 4-е изд., стереотип.– М. : Дрофа, 2002. – 240 с.
6. Модестов, С. Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ [Текст] : пособие для учителей / С. Ю. Модестов ; худож. И. Н. Ржавцева. – СПб. : Акцидент, 1998. – 175 с. – (Сер. «Учительский портфель»).
7. Пикеринг, В. Р. Биология [Текст] : школьный курс в 120 таблицах / В. Р. Пикеринг ; пер. с англ. А. Шварц, Т. Шварц. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1999. – 128 с. – (Сер. «Школьнику, абитуриенту, студенту»).
8. Подгорнова, Г. П. Самоучитель решения генетических задач [Текст]. Ч. 1 / Г. П. Подгорнова, Г. А. Алферова. – Волгоград : Перемена, 1994. – 20 с.
9. Подгорнова, Г. П. Самоучитель решения генетических задач [Текст]. Ч. 2 / Г. П. Подгорнова, Г. А. Алферова. – Волгоград : Перемена, 1994. – 128 с.
10. Полянский, Ю. И. Общая биология [Текст] : учеб. для 10–11 классов средней школы / Ю. И. Полянский [и др.] ; под ред. Ю. И. Полянского. – 20-е изд. – М. : Просвещение, 1990. – 288 с.
11. Радкевич, В. А. Экология [Текст] : учеб. / В. А. Радкевич. – М. : Высшая школа, 1998. – 159 с. : ил.
12. Реброва, Л. В. Активные формы и методы обучения биологии [Текст] / Л. В. Реброва, Е. В. Прохорова. – М. : Просвещение, 1997. – 159 с. : ил.
13. Реброва, Л. В. Урок биологии : технологии развивающего обучения [Текст] : методическое пособие для учителя / Л. В. Реброва, Е. В. Прохорова. – М. : Вентана-Граф, 2001. – 112 с. : ил. – (Сер. «Библиотека учителя»).
14. Сухова, Т. С. Вопросы пола в системе биологических знаний [Текст] : методическое пособие для учителя / Т. С. Сухова, В. С. Кучменко. – М. : Вентана-Граф, 2001. – 192 с. : ил. – (Сер. «Библиотека учителя»).
15. Шилов, И. А. Экология [Текст] : учеб. для биол., мед. спец. вузов / И. А. Шилов. – М. : Высшая школа, 1998. – 512 с. : ил.
16. Яблоков, А. В. Эволюционное учение (Дарвинизм) [Текст] : учеб. для биол. спец. вузов / А. В. Яблоков, А. Г. Юсуфов. – 4-е изд., стереотип. – М. : Высшая школа, 1998. – 336 с. : ил.
17. Ярыгин, В. Н. Биология [Текст] : учеб. для медиц. спец. вузов : в 2 кн. Кн. 1 / В. Н. Ярыгин [и др.] ; под ред. В. Н. Ярыгина. – 6-е изд., стереотип. – М. : Высш. шк., 2004. – 431 с. : ил.
18. Ярыгин, В. Н. Биология [Текст] : учеб. для медиц. спец. вузов : в 2 кн. Кн. 2 / В. Н. Ярыгин [и др.] ; под ред. В. Н. Ярыгина. – 6-е изд., стереотип. – М. : Высш. шк., 2004. – 334 с. : ил.
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НМ- урок изучения нового материала, П- практикум, И- исследование, КБ- комбинированный, ОКК- обобщение, контроль и коррекция знаний и умений
№ | Тема курса. | Кол- во часов | Тип урока. | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающегося | Вид контроля. Измерители | Дата | ||
план | факт | ||||||||
Раздел I. Эволюция живого мира на Земле (25 часов). | |||||||||
Тема 1. 1 Многообразие живого мира (2 часа). | |||||||||
1/1 | Биология – наука о жизни. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. | 1 | НМ | Биологические знания. Достижения современной биологии Популяция. Биогеоценоз. Биосфера. Филогенез Наследственность. Изменчивость. | Дать определение термину биология Давать определение понятию жизнь | Сообщения учащихся | |||
2/2 | Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. | 1 | ОКК | Популяция. Биогеоценоз. Биосфера. Филогенез Наследственность. Изменчивость. | Давать определение понятию жизнь | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвинский период (2 часа). | |||||||||
3/3 | Становление систематики. . | 1 | НМ | Таксон. Система. Иерархия. | Выявлять и описывать предпосылки учения Ч. Дарвина | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
4/4 | Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. | 1 | НМ | Эволюционная идея. Естественная система классификации. | Выделять отличия в эволюционных взглядах Ч. Дарвина и Ж.Б.Ламарка. | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
Тема 1. 3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5 часов). | |||||||||
5/1 | Научные и социально – экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина. | 1 | НМ. | Эмбриология. Палеонтология. Клеточная теория. Теории видообразования. | Выявлять и описывать предпосылки учения Ч. Дарвина | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
6/2 | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. | 1 | НМ | Селекция. Породы животных. Сорта растений. Изменчивость признаков. Мутации. Искусственный отбор. | Давать определение наследственная изменчивость | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
7/3 | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. | 1 | НМ | Половое размножение. Бесполое размножение. Партеногенез. Хищничество. Паразитизм. Борьба за существование. | Называть основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
8/4 | Вид- элементарная эволюционная единица | 1 | НМ | Вид- элементарная эволюционная единица, популяция | Давать определение вида, популяции | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
9/5 | Формы естественного отбора. Факторы эволюции. | 1 | НМ | Движущий отбор. Стабилизирующий отбор. Половой отбор. | Выделять различия между стабилизирующей и движущей формами естественного отбора. | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
Тема 1.4. Приспособленность организмов к факторам внешней среды (4 часа). | |||||||||
10/1 | Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. | 1 | НМ. | Покровительственная окраска. Предупреждающая окраска. Приспособительное поведение. | Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов. Проводить самостоятельный поиск биологической информации | Мини - проект | |||
11/2 | Приспособительные особенности организмов к среде обитания | 1 | КБ | Демонстративное поведение. Мимикрия.Приспособленность вида. | Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания. | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
12/3 | Забота о потомстве. | 1 | КБ | Охрана потомства. Относительный характер приспособительных признаков. | Приводить примеры видов животных, заботящих о потомстве | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
13/4 | Физиологические адаптации. | 1 | ОКК | Линька. Эхолокация. Термолокация. Суточная и сезонная активность. Спячка. | Знать биологический механизм развития приспособлений у животных | Биодиктант | |||
Тема 1.5. Микроэволюция (4 часа). | |||||||||
14/1 | Вид, его критерии, структуры. | 1 | КБ | Вид. Популяция. Ареал. Дискретность. | Перечислять критерии вида. | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
15/2 | П.Р.№1. «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» | 1 | П | Выполнение практической работы и выводы к ней | |||||
16/3 | Вид, его критерии, структуры. Л.Р.№1 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений» | 1 | КБ | Уровни организации живой материи. Репродукция. Гибрид. | Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида | Выполнение лабораторной работы и выводы к ней | |||
17/4 | Эволюционная роль мутаций. | 1 | НМ | ДНК Мутации. Гамета. Ген. Пространственная изоляция. | Описывать сущность географического и экологического видообразования. | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
Тема 1. 6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. (3 часа). | |||||||||
18/1 | Главные направления эволюции. | 1 | НМ | Макроэволюция. Биологический регресс. Биологический прогресс. Ароморфоз. Идиоадаптация. Общая дегенерация. | Давать определения понятиям. Называть основные направления эволюции | Таблица | |||
19/2 | Общие закономерности биологической эволюции. | 1 | ОКК | Дивергенция. Конвергенция. Необратимость эволюции. | Раскрывать сущность эволюционных изменений Проводить самостоятельный поиск биологической информации | Проект | |||
20/3 | Результаты эволюции | 1 | ОКК | Многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||
Тема 1. 7. Возникновение жизни на Земле (2 часа). | |||||||||
21/1 | Современные представления возникновения жизни на Земле. | 1 | НМ | Газово-пылевое облако. Теория Канта-Лапласа. Биологические полимеры. | Раскрыть сущность химической и биологической эволюции. | Сообщение | |||
22/2 | Начальные этапы развития жизни. | 1 | НМ | Прокариоты. Анаэробный тип обмена. Фотосинтез. Автотрофы. Аэробные бактерии. Половой процесс. | Уметь работать с различными источниками информации | Мини-проект | |||
Тема 1. 8. Развитие жизни на Земле (3 часа). | |||||||||
23/1 | Жизнь в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в палеозойскую эру. | 1 | НМ | Гетеротрофы. Многоклеточность. Почвообразование. Псилофиты. Хвощи. Плауны. Папоротникообразные. Семенное размножение. Ротовой аппарат хватательного типа. Членистоногие. Кистеперые рыбы. Двоякодышащие рыбы. Лучеперые рыбы. Стегоцефалы. Рептилии. | Давать определение термину – ароморфоз. Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
24/2 | Жизнь в мезозойскую эру. | 1 | НМ | Покрытосеменные растения. Цветок. Двойное оплодотворение. Эндосперм. Динозавры. Птицы. Млекопитающие. Теплокровность. Кора головного мозга. Условные рефлексы. Забота о потомстве. | Давать определения терминам: ароморфоз, идиоадаптация. | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
25/3 | Жизнь в кайнозойскую эру. Происхождение человека. | 1 | НМ | Ледниковый период. Сумчатые млекопитающие. Плацентарные млекопитающие. Мамонты. Австралопитеки. Неандертальцы. Кроманьонцы. Антропология. Прямохождение. Приматы. Гоминиды. Речь. Расы. | Выделять факторы, которые в большей степени определяют эволюцию ныне живущих организмов. Назвать признаки биологического объекта – человека Проводить самостоятельный поиск биологической информации | Мини-проект «Антинаучная сущность расизма» | |||
Раздел II. Структурная организация живых организмов (12 часов). | |||||||||
Тема 2.1. Химическая организация клетки( 2 часа). | |||||||||
26/1 | Неорганические вещества, входящие в состав клетки. | 1 | НМ. | Макроэлементы. Микроэлементы. Биоэлементы. Диполь. Гидролиз. Буферность. | Давать определение терминам: микро и макроэволюция. | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
27/2 | Органические вещества, входящие в состав клетки. . | 1 | НМ. | Определение жизни по Энгельсу. Определение жизни по Волькенштейну. Полимеры. Ферменты. Нуклеиновые кислоты. Антитела. Антигены. | Характеризовать биологическую роль липидов, белков, углеводов. | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа). | |||||||||
28/1 | Пластический обмен. | 1 | НМ | Генотип. Ассимиляция. Аминокислоты. Нуклеотиды. Рибосомы. Генетический код. | Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии. | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
29/2 | Биосинтез белков. | 1 | НМ | ||||||
30/3 | Энергетический обмен. | 1 | НМ | Диссимиляция. Гликолиз. Фототрофы.Фотосинтез. Хемотрофы. Хемосинтез. Аэробное дыхание | Перечислять этапы диссимиляции | ||||
Тема 2.3. Строение и функции клеток (7 часов). | |||||||||
31/1 | Прокариотическая клетка. | 1 | КБ | Органоид. Прокариоты. Дыхание. Брожение. | Распознавать по немому рисунку структурные компоненты прокариотической клетки. | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
32/2 | Эукариотическая клетка. | 1 | НМ | Полупроницаемость. Пиноцитоз. Фагоцитоз. | Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
33/3 | Эукариотическая клетка. Л.Р.№2 «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах». | 1 | КБ | Органоиды. Включения. Гранулы. Мембранный принцип строения. Пластиды. Вакуоли. Рибосомы. Клеточный центр.Цитоскелет. Митохондрия. Лизосомы. Аппарат Гольджи. ЭПС | Работать с микроскопом, изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования. | Выполнение лабораторной работы и выводы к ней. | |||
34/4 | Эукариотическая клетка. Ядро. | 1 | НМ | Хромосома. Ядрышко. Генетическая информация. | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||
35/5 | Деление клеток. | 1 | НМ | Жизненный цикл клетки. Митоз. | Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
36-37/6-7 | Клеточная теория строения организмов. | 2 | ОКК | Теория. Гипотеза. Постулат. Аксиома. Неклеточные формы жизни. | Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника для выполнения тестовых заданий. | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
Раздел III. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов). | |||||||||
Тема 3.1. Размножение организмов (2 часа). | |||||||||
38/1 | Бесполое размножение. | 1 | НМ. | Спора. Почкование. Регенерация. Вегетативное размножение. | Характеризовать сущность бесполого размножения. | Таблица Индивидуальный | |||
39/2 | Половое размножение. Развитие половых клеток. | 1 | НМ | Сперматогенез. Овогенез. Мейоз. Оплодотворение. | Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток | Рисунок с описанием. | |||
Тема 3.2.Индивидуальное развитие организмов (3 часа). | |||||||||
40/1 | Эмбриональный период развития. | 1 | НМ | Онтогенез. Дробление. Бластомер. Гаструляция. Дифференцировка. Специализация. | Характеризовать сущность эмбрионального развития организма. | Таблица Индивидуальный | |||
41/2 | Постэмбриональный период развития. | 1 | НМ | Яйцевые оболочки. Зародышевые оболочки. Личинка. Метаморфоз. Борьба за существование. | Называть виды постэмбрионального развития. Самостоятельный поиск информации | Мини - проект | |||
42/3 | Общие закономерности развития. Биогенетический закон. | 1 | НМ | Онтогенез. Филогенез. Осевой скелет. Наружный скелет. Нервная трубка. Дивергенция. | Приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием. | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
Раздел IV. Наследственность и изменчивость организмов (20 часов). | |||||||||
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков (10 часов). | |||||||||
43/1 | Основные понятия генетики. | 1 | Нм. | Ген. Мутация. Генотип. Локус. Фенотип. | Давать определения понятиям. Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом. | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
44/2 | Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя при моногибридном скрещивании. | 1 | НМ | Наследственность. Гомологичные хромосомы. Диплоидный набор хромосом. Гаплоидный набор хромосом. Аллельные гены. Гибридизация. Фенотип. Генотип. Закон доминирования. | Знать законы Менделя. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания. | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
45/3 | Законы Менделя. Дигибридное скрещивание. | 1 | НМ | Закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. | Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
46/4 | Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание. | 1 | НМ | Альтернативные признаки. Гомозиготный организм. Гетерозиготный организм. Аллели. | Составлять схему анализирующего скрещивания. | Решение задач | |||
47/5 | Сцепленное наследование генов. | 1 | НМ | Группа сцепления. Мейоз. Коньюгация. Кроссинговер. Гомологичные хромосомы. | Описывать механизм сцепленного наследования | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
48/6 | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | 1 | НМ | Аутосомы. Половые хромосомы. Дальтонизм. Гемофилия. | Объяснять причину соотношения полов 1:1; причины проявления наследственных заболеваний человека. Давать определения терминам. | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
49-50/7-8 | Взаимодействие генов. | 2 | НМ | Генотип. Аллельные гены. Доминантность. Рецессивность. Генотипическая среда. | Называть характер неаллельного взаимодействия генов. | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
51/9 | Решение генетических задач и составление родословных | 1 | КБ | Доминантные признаки. Рецессивные прзнаки. Фенотип. Генотип. Анализирующее скрещивание. Законы Менделя. | Решать простейшие генетические задачи. | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
52/10 | Л.Р.№3. «Решение генетических задач и составление родословных». | 1 | П | Доминантные признаки. Рецессивные прзнаки. Фенотип. Генотип. Анализирующее скрещивание. Законы Менделя. | Решать простейшие генетические задачи. | Выполнение лабораторной работы и выводы к ней Решение простейших генетических задач | |||
Тема 4.2. Закономерности изменчивости (5 часов). | |||||||||
53-54/1-2 | Наследственная (генетическая) изменчивость. | 2 | НМ | Мутации. Кроссинговер. Кариотип. Полиплоидия. | Давать определение терминам. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость. Проводить самостоятельный поиск биологической информации | Мини- проект | |||
55-56/3-4 | Фенотипическая изменчивость. | 2 | НМ | Факторы внешней среды. Норма реакции. Фенотип. | Анализировать содержание определений основных понятий | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
57/5 | Л.Р.№4. «Построение вариационной кривой». | 1 | КБ | Наследственная изменчивость. Фенотипическая изменчивость. | Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, в словарях, справочниках. | Выполнение лабораторной работы и выводы к ней | |||
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа). | |||||||||
58/1 | Центры многообразия и происхождения культурных растений. | 1 | НМ | Дикорастущие злаки. Культурные злаки. Селекция. Генофонд. | Называть практическое значение генетики. Характеризовать роль учения Н.И.Вавилова для развития селекции. | Сообщение | |||
59-60/2-3 | Методы селекции растений и животных. | 2 | НМ | Порода. Сорт. Генофонд. Гомозиготные организмы. Полиплоиды. Отбор. Гибридизация. | Давать определения понятиям. Называть методы селекции. | Сообщение | |||
61/4 | Селекция микроорганизмов. | 1 | ОКК | Прокариоты. Архебактерии. Эубактерии. Инсулин. Витамины. Интерферон. | Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. | Биодиктант | |||
Раздел V. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (7часов). | |||||||||
Тема 5.1 . Биосфера, её структура и функции(4 часа). | |||||||||
62/1 | Структура биосферы. Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов среды. | 1 | НМ | Биогенные элементы. Макроэлементы. Свойства воды. Микроэлементы. Границы биосферы. Круговорот веществ в природе. Факторы среды. Фотопериод. Теневыносливые растения. Светолюбивые растения. Миграции. | Давать определение понятию биосфера. Называть структурные компоненты и свойства биосферы. Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов. | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
63/2 | Биогеоценозы. Л.Р.№ 5 «Составление схем передачи веществ и энергии». | 1 | КБ | Факторы среды. Биогеоценоз. Плотность популяции. Биомасса. Первичная продукция. | Изучать процессы , происходящие в популяции. | Выполнение лабораторной работы и выводы к ней | |||
64/3 | Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами. | 1 | КБ | Онтогенез. Оптимум. Нижний и верхний предел выносливости. Ограничивающий фактор. Царства, типы и классы живых организмов. Автотрофы. Гетеротрофы. Биоценоз. Ярусы. Цепи питания. Правило экологической пирамиды. Пирамида биомассы. Пирамида чисел. Сети питания. Нейтрализм. Симбиоз. Антибиоз. | Составлять схемы пищевых цепей. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды. | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
65/4 | П.Р.№ 2 « Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме». | Выполнение практической работы и выводы к ней | |||||||
Тема 5.2. Биосфера и человек (2 часа). | |||||||||
66/4 | Природные ресурсы и их использование. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. П.Р.№ 3«Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах». | 1 | КБ | Биогенное вещество. Антропоценозы. Неисчерпаемые ресурсы. Исчерпаемые ресурсы. Сернистый ангидрид. Тетраэтилсвинец. Бензопирен. Озон. Фреоны. Пестициды. Ионизирующая радиация. Эрозия почвы. Безотходные технологии. Очистные сооружения. Заповедники. Красная книга. | Давать определение термину агроэкосистема. Называть антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Называть современные глобальные экологические проблемы. Проводить самостоятельный поиск биологической информации | Индивидуальный, фронтальный опрос Выполнение практической работы и выводы к ней. Мини-проект | |||
67/5 | Охрана природы и основы рационального природопользования. | 1 | НМ | ||||||
68 | Заключение | 1 | ОКК |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...