Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Шакирова Закия Барыевна

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной  программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонин,  Е.Т.Захаровой 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_9_klass.docx82.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Бриентская средняя общеобразовательная школа»

Кваркенского района Оренбургской области

ПРИНЯТО

На заседании методического объединения______________________________________________________

Протокол  №_______ от ___________

Руководитель МО_________________

СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР

__________________________________________________

«_______» ________________________20____г

УТВЕРЖДАЮ

Директор ___________________________________________________________________________________

«_______» __________________________20____г

Рабочая программа учебного предмета

Биология 9 класс

на 2017/2018 учебный год

(базовый уровень)

Разработана

учителем географии и биологии

Шакировой Закией Барыевной,

1 квалификационная категория

2017-2018 уч.год

Примерная  программа основного общего образования по биологии;

Программа основного общего образования по биологии для 9  класса «Общая биология» автора Н.И. Сонина , В.Б.Захарова, 2011г //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6- 11 классы. - М.: Дрофа, 2011//.
Учебник: Мамонтов С. Г. Биология. Общие закономерности. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. – М. : Дрофа, 2012. – 285 с.

Количество часов в неделю: 2 часа

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной  программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонин,  Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011г //Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

Программа курса (68 часов) полностью включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10—11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных работ, демонстраций и экскурсий, облегчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологического образования, завершаемого в 9 классе.

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.  

   В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного  общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии, в ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующей  цели освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов и человеке как биосоциальном существе, о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих  задач 

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

 воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

 использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

   Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей  образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах средней школы по специальным программам, и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина, учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов и учебником «Биология. Многообразие живых организмов» В. Б. Захарова и Н. И. Сонина. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.    Нумерация  лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они  проводятся. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и  подлежат обязательному оцениванию.

   Практических работ- 3.                        Лабораторных работ - 5                                                                                   .

 

 Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности  к  самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности  предполагается работа с тетрадью с печатной основой: С.В.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс рабочая тетрадь»  к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс» - М.: Дрофа, 2015.В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую  часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.  Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в  качестве домашнего задания.

Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии по разделам программы: «Наследственность и изменчивость организмов», «Эволюция живого мира на Земле», «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии». С этой же целью предусмотрены демонстрации.

В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по основным блокам информации. В конце каждого раздела обозначены межпредметные связи курса «Общая биология» с другими изучаемыми предметами. Предметные комиссии конкретизируют эти связи с учетом распределения предметов по годам обучения.

В программе приведен список основной, дополнительной и научно-популярной литературы. Курсивом в данной программе выделен материал, предлагаемый к изучению в ознакомительном плане.

В программу внесены изменения: на тему 1.4 «Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора» добавлено 2 часа, на тему 1.5 «Микроволюция» добавлен 1 час, на тему 2.3 « Строение и функции клеток»-2 часа.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 9 КЛАСС

В результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны:

знать/понимать

  • особенности жизни как формы существования материи;
  • роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
  • фундаментальные понятия биологии;
  • сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
  • основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
  • соотношение социального и биологического в эволюции человека;
  • основные области  применения  биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь

  • пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
  • решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
  • владеть языком предмета.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Название темы

Количество часов

Лабораторные  работы

Практические работы

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле

Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

2

-

-

Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период

2

-

-

Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

5

-

-

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

4

-

-

Тема 1.5. Микроэволюция

4

1

1

Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция

3

-

-

Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле

2

-

-

Тема 1.8. Развитие жизни на Земле

3

-

-

Всего                                                                                                                                                              25                          1                           1

Раздел 2. Структурная организация живых организмов

Тема 2.1. Химическая организация клетки

2

-

-

Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

3

-

-

Тема 2.3. Строение и функции клеток

7

1

-

Всего                                                                                                                                                              12                          1                            -

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Тема 3.1. Размножение организмов

2

-

-

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

3

-

-

Всего                                                                                                                                                              5                            -                             -

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков

10

1

-

Тема 4.2. Закономерности изменчивости

5

1

-

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов

4

-

-

Всего                                                                                                                                                              19                         2                            -

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции

4

1

1

Тема 5.2. Биосфера и человек

2

-

1

Заключение                                                                                                                                                  1

Всего                                                                                                                                                              7                             1                           2

Итого

68

5

3

Содержание курса

(68 часов, 2 часа в неделю)

РАЗДЕЛ 1 ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (25 ЧАСОВ)

Тема 1.1  Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа).

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

■        Демонстрация схем структуры царств живой природы.

Тема 1.2 Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Латарка.

■        Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.

Тема 1.3 Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5 часов)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

■        Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

Тема 1.4 Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (4 часа)

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Тема 1.5 Микроэволюция (4 часа)

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

  • Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
  • Лабораторные и практические работы

Л/р №1. Изучение приспособленности организмов к среде обитания*.

П/р№1. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*.

Тема 1.6 Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа)

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

■        Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции;  материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Тема 1.7 Возникновение жизни на Земле (2 часа)

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

■        Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.

Тема 1.8 Развитие жизни на Земле (3 часа)

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

■        Демонстрация репродукций картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.

■        Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира.

Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни».

Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация.

Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.

Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.

■        Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.

Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи.

Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма.

■        Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д. И. Менделеева, их основные свойства.

Органическая химия. Основные группы органических соединений.

Физика. Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите.

Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система; ее структура. Место планеты Земля в Солнечной системе.

История. Культура Западной Европы конца XV — первой половины XVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия.

Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира.

Физическая география. История континентов.

РАЗДЕЛ 2 СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (12 ЧАСОВ)

Тема 2.1 Химическая организация клетки (2 часа)

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

■ Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).

Тема 2.2 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Тема 2.3 Строение и функции клеток (7 часов)

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

Клеточная теория строения организмов.

  • Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
  • Лабораторная работа

Л/р №2. Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах*.

■        Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.

  • Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.
  • Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции.

Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты.

Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.

РАЗДЕЛ 3 РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (5 ЧАСОВ)

Тема 3.1 Размножение организмов (2 часа)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

■        Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.

Тема 3.2 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа)

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

  • Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.

Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение.

  • Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.
  • Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.

Физика. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.

РАЗДЕЛ 4 НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (19 ЧАСОВ)

Тема 4.1 Закономерности наследования признаков (10 часов)

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.

Генетическое определение пола.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

  • Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
  • Лабораторная работа

Л/р №3 Решение генетических задач и составление родословных.

Тема 4.2 Закономерности изменчивости (5 часов)

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

  • Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
  • Лабораторная работа

Л/р №4. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Тема 4.3  Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа)

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

  • Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.

Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Генетическое определение пола у животных и растений. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.

  • Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
  • Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.

Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).

Физика. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

РАЗДЕЛ 5  ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (7 ЧАСОВ)

Тема 5.1 Биосфера, ее структура и функции (4 часа)

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

■        Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;

б)        карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;

в)        диафильмов и кинофильма «Биосфера»;

г)        примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.

■        Лабораторные и практические работы
Л/р № 5 Составление  схем  передачи  веществ  и  энергии (цепей питания)*.

П/р №2  Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме*.

Тема 5.2 Биосфера и человек (2часа)

Природные ресурсы и их использование.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

  • Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.
  • Практическая работа

П/р№3 Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах*.

■        Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.

Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.

■        Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.

Применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.

■ Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.

Физическая география. Климат Земли, климатическая зональность.

Физика. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ-1 ЧАС

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ         КОМПЛЕКТ

1. Учебник: Мамонтов С. Г. Биология. Общие закономерности. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. – М. : Дрофа, 2012. – 285 с.

2.  С.В.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс рабочая тетрадь».2015

3.  Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 - 11 классы - М.: Дрофа, 2011. - 138 с;

4. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. ЭД. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2007г.

Дополнительная литература:

1. Беляев, Д. К. Общая биология [Текст] : пособие для учителей / Д. К. Беляев, Н. Н. Воронцов, Ю. Я. Керкис ; под ред. Д. К. Беляева, Ю. Я. Керкиса. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1973. – 368 с. : ил.

2. Биология. 9 класс [Электронный ресурс] : мультимедийное приложение к учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захаровой,  И.  Б.  Агафоновой,  Н. И. Сонина. – М. : Физикон, 2010.

3. Биология. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред.  М. С. Гиляров. – 3-е изд. – М. : Большая Российская энциклопедия, 1998. – 864 с. : ил. ; 30 л. цв. ил.

4. Воронцов, Н. Н. Эволюция органического мира : факультативный курс [Текст] : учебное пособие для 9–10 кл. средней школы / Н. Н. Воронцов, Л. Н. Сухорукова. – М. : Просвещение, 1991. – 223 с. : ил. ; 8 л. цв. ил.

5. Козлова, Т. А. Биология в таблицах. 6–11 классы [Текст] : справочное пособие / Т. А. Козлова, В. С. Кучменко. – 4-е изд., стереотип.– М. : Дрофа, 2002. – 240 с.

6. Модестов, С. Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ [Текст] : пособие для учителей / С. Ю. Модестов ; худож. И. Н. Ржавцева. – СПб. : Акцидент, 1998. – 175 с. – (Сер. «Учительский портфель»).

7. Пикеринг, В. Р. Биология [Текст] : школьный курс в 120 таблицах / В. Р. Пикеринг ; пер. с англ. А. Шварц, Т. Шварц. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1999. – 128 с. – (Сер. «Школьнику, абитуриенту, студенту»).

8. Подгорнова,  Г. П.  Самоучитель   решения   генетических   задач   [Текст]. Ч. 1 / Г. П. Подгорнова, Г. А. Алферова. – Волгоград : Перемена, 1994. – 20 с.

9. Подгорнова,  Г. П.   Самоучитель   решения   генетических   задач  [Текст]. Ч. 2 / Г. П. Подгорнова, Г. А. Алферова. – Волгоград : Перемена, 1994. – 128 с.

10. Полянский, Ю. И. Общая биология [Текст] : учеб. для 10–11 классов средней школы / Ю. И. Полянский [и др.] ; под ред. Ю. И. Полянского. – 20-е изд. – М. : Просвещение, 1990. – 288 с.

11. Радкевич, В. А. Экология [Текст] : учеб. / В. А. Радкевич. – М. : Высшая школа, 1998. – 159 с. : ил.

12. Реброва, Л. В. Активные  формы  и  методы  обучения  биологии  [Текст] / Л. В. Реброва, Е. В. Прохорова. – М. : Просвещение, 1997. – 159 с. : ил.

13. Реброва, Л. В. Урок биологии : технологии развивающего обучения [Текст] : методическое пособие для учителя / Л. В. Реброва, Е. В. Прохорова. – М. : Вентана-Граф, 2001. – 112 с. : ил. – (Сер. «Библиотека учителя»).

14. Сухова,  Т.  С.  Вопросы  пола  в  системе  биологических  знаний  [Текст] : методическое пособие для учителя / Т. С. Сухова, В. С. Кучменко. – М. : Вентана-Граф, 2001. – 192 с. : ил. – (Сер.  «Библиотека  учителя»).

15. Шилов, И. А. Экология [Текст] : учеб. для биол., мед. спец. вузов / И. А. Шилов. – М. : Высшая школа, 1998. – 512 с. : ил.

16. Яблоков, А. В. Эволюционное учение (Дарвинизм) [Текст] : учеб. для биол. спец. вузов / А. В. Яблоков, А. Г. Юсуфов. – 4-е изд., стереотип. – М. : Высшая школа, 1998. – 336 с. : ил.

17. Ярыгин, В. Н. Биология [Текст] : учеб. для медиц. спец. вузов : в 2 кн. Кн. 1 / В. Н. Ярыгин  [и др.] ; под ред. В. Н. Ярыгина. – 6-е изд., стереотип. – М. : Высш. шк., 2004. – 431 с. : ил.

18. Ярыгин, В. Н. Биология [Текст] : учеб. для медиц. спец. вузов : в 2 кн. Кн. 2 / В. Н. Ярыгин  [и др.] ; под ред. В. Н. Ярыгина. – 6-е изд., стереотип. – М. : Высш. шк., 2004. – 334 с. : ил.

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

НМ- урок изучения нового материала, П- практикум, И- исследование, КБ- комбинированный, ОКК- обобщение, контроль и коррекция знаний и умений

 Тема курса.

Кол-

во

часов

Тип урока.

Элементы  

содержания

Требования к уровню подготовки обучающегося

Вид контроля.

Измерители

Дата

план

факт

Раздел I. Эволюция живого мира на Земле (25 часов).

Тема 1. 1 Многообразие живого мира (2 часа).

1/1

Биология – наука о жизни. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.

1

НМ

Биологические знания. Достижения

современной биологии Популяция. Биогеоценоз.  Биосфера. Филогенез Наследственность. Изменчивость.

Дать определение термину биология Давать определение понятию жизнь

Сообщения учащихся

2/2

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.

1

ОКК

Популяция. Биогеоценоз. Биосфера. Филогенез Наследственность.

Изменчивость.

Давать определение понятию жизнь

Индивидуальный, фронтальный опрос

Тема 1.2. Развитие биологии в додарвинский период (2 часа).

3/3

Становление систематики.

.

1

НМ

Таксон.

Система.

Иерархия.

Выявлять и описывать предпосылки учения Ч. Дарвина

Индивидуальный, фронтальный опрос

4/4

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

1

НМ

Эволюционная  идея. Естественная система классификации.

Выделять отличия в эволюционных взглядах Ч. Дарвина и Ж.Б.Ламарка.

Индивидуальный, фронтальный опрос

Тема 1. 3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5 часов).

5/1

Научные и социально – экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина.

1

НМ.

Эмбриология. Палеонтология.

 Клеточная теория. Теории

 видообразования.

Выявлять и описывать предпосылки учения Ч. Дарвина

Индивидуальный, фронтальный опрос

6/2

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

1

НМ

Селекция. Породы  животных. Сорта

растений.  Изменчивость признаков. Мутации. Искусственный  отбор.

Давать определение наследственная изменчивость

Индивидуальный, фронтальный опрос

7/3

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

1

НМ

Половое размножение. Бесполое размножение. Партеногенез. Хищничество. Паразитизм. Борьба за существование.

Называть основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина

Индивидуальный, фронтальный опрос

8/4

Вид- элементарная эволюционная единица

1

НМ

Вид- элементарная эволюционная единица, популяция

Давать определение вида, популяции

Индивидуальный, фронтальный опрос

9/5

Формы естественного отбора. Факторы эволюции.

1

НМ

Движущий отбор. Стабилизирующий

 отбор.

Половой отбор.

Выделять различия между стабилизирующей и движущей формами естественного отбора.

Индивидуальный, фронтальный опрос

Тема 1.4. Приспособленность организмов к факторам  внешней среды (4 часа).

10/1

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения  животных. 

1

НМ.

Покровительственная  окраска.

 Предупреждающая окраска.

 Приспособительное поведение.

Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов. Проводить самостоятельный поиск биологической информации

Мини - проект

11/2

Приспособительные особенности организмов к среде обитания

1

КБ

Демонстративное поведение. Мимикрия.Приспособленность

 вида.

Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания.

Индивидуальный, фронтальный опрос

12/3

Забота о потомстве.

1

КБ

Охрана потомства. Относительный характер приспособительных признаков.

Приводить примеры видов животных, заботящих о потомстве

Индивидуальный, фронтальный опрос

13/4

Физиологические адаптации.

1

ОКК

Линька. Эхолокация. Термолокация. Суточная и сезонная активность. Спячка.

Знать биологический механизм развития приспособлений у животных

Биодиктант

Тема 1.5. Микроэволюция (4 часа).

14/1

Вид, его критерии, структуры.

1

КБ

Вид. Популяция. Ареал. Дискретность.

Перечислять критерии вида.

Индивидуальный, фронтальный опрос

15/2

П.Р.№1. «Изучение приспособленности

организмов к среде обитания»

1

П

Выполнение практической работы и выводы к ней

16/3

Вид, его критерии, структуры. Л.Р.№1 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений»

1

КБ

Уровни организации живой материи. Репродукция. Гибрид.

Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида

Выполнение лабораторной работы и выводы к ней

17/4

Эволюционная роль мутаций.

1

НМ

ДНК     Мутации. Гамета. Ген. Пространственная изоляция.

Описывать сущность географического и экологического видообразования.

Индивидуальный, фронтальный опрос

Тема 1. 6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. (3 часа).

18/1

Главные направления эволюции.

1

НМ

Макроэволюция. Биологический регресс. Биологический прогресс. Ароморфоз. Идиоадаптация. Общая дегенерация.

Давать определения понятиям. Называть основные направления эволюции

Таблица

19/2

Общие закономерности биологической эволюции.

1

ОКК

Дивергенция. Конвергенция. Необратимость эволюции.

Раскрывать сущность эволюционных изменений Проводить самостоятельный поиск биологической информации

Проект

20/3

Результаты эволюции

1

ОКК

Многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации

Индивидуальный, фронтальный опрос

Тема 1. 7. Возникновение жизни на Земле (2 часа).

21/1

Современные представления возникновения  жизни на Земле.

1

НМ

Газово-пылевое облако. Теория Канта-Лапласа. Биологические полимеры.

Раскрыть сущность химической и биологической эволюции.

Сообщение

22/2

Начальные этапы развития жизни.

1

НМ

Прокариоты.  Анаэробный тип обмена. Фотосинтез. Автотрофы. Аэробные бактерии. Половой процесс.

Уметь работать с различными источниками информации

Мини-проект

Тема 1. 8. Развитие жизни на Земле (3 часа).

23/1

Жизнь в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в палеозойскую эру.

1

НМ

Гетеротрофы. Многоклеточность. Почвообразование. Псилофиты. Хвощи. Плауны. Папоротникообразные. Семенное размножение. Ротовой аппарат хватательного типа. Членистоногие. Кистеперые рыбы. Двоякодышащие рыбы. Лучеперые рыбы. Стегоцефалы. Рептилии.

Давать определение термину – ароморфоз. Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания

Индивидуальный, фронтальный опрос

24/2

Жизнь в мезозойскую эру.

1

НМ

Покрытосеменные растения. Цветок. Двойное оплодотворение. Эндосперм. Динозавры. Птицы. Млекопитающие. Теплокровность. Кора головного мозга. Условные рефлексы. Забота о потомстве.

Давать определения терминам: ароморфоз, идиоадаптация.

Индивидуальный, фронтальный опрос

25/3

Жизнь в кайнозойскую эру.

Происхождение человека.

1

НМ

Ледниковый период. Сумчатые млекопитающие. Плацентарные млекопитающие. Мамонты. Австралопитеки. Неандертальцы. Кроманьонцы. Антропология. Прямохождение. Приматы. Гоминиды. Речь. Расы.

Выделять факторы, которые в большей степени определяют эволюцию ныне живущих организмов.

Назвать признаки биологического объекта – человека Проводить самостоятельный поиск биологической информации

Мини-проект «Антинаучная сущность расизма»

Раздел II. Структурная организация живых организмов (12 часов).

Тема 2.1.  Химическая организация клетки( 2 часа).

26/1

Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

1

НМ.

Макроэлементы. Микроэлементы. Биоэлементы. Диполь. Гидролиз. Буферность.

Давать определение терминам: микро и макроэволюция.

Индивидуальный, фронтальный опрос

27/2

Органические вещества, входящие в состав клетки.

.

1

НМ.

Определение жизни по Энгельсу. Определение жизни по Волькенштейну. Полимеры. Ферменты. Нуклеиновые кислоты. Антитела. Антигены.

Характеризовать биологическую роль липидов, белков, углеводов.

Индивидуальный, фронтальный опрос

Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа).

28/1

Пластический обмен.

1

НМ

Генотип. Ассимиляция. Аминокислоты. Нуклеотиды. Рибосомы. Генетический код.

Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии.

Индивидуальный, фронтальный опрос

29/2

Биосинтез белков.

1

НМ

30/3

Энергетический обмен.

1

НМ

Диссимиляция. Гликолиз. Фототрофы.Фотосинтез. Хемотрофы. Хемосинтез. Аэробное дыхание

Перечислять этапы диссимиляции

Тема 2.3. Строение и функции клеток (7 часов).

31/1

Прокариотическая клетка.

1

КБ

Органоид. Прокариоты. Дыхание. Брожение.

Распознавать по немому рисунку структурные компоненты прокариотической клетки.

Индивидуальный, фронтальный опрос

32/2

Эукариотическая клетка.

1

НМ

Полупроницаемость. Пиноцитоз. Фагоцитоз.

Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям.

Индивидуальный, фронтальный опрос

33/3

Эукариотическая клетка. Л.Р.№2 «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах».

1

КБ

 Органоиды. Включения. Гранулы. Мембранный принцип строения. Пластиды. Вакуоли. Рибосомы. Клеточный центр.Цитоскелет. Митохондрия.

Лизосомы. Аппарат Гольджи.  ЭПС

Работать с микроскопом, изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.

Выполнение лабораторной работы и выводы к ней.

34/4

Эукариотическая клетка. Ядро.

1

НМ

Хромосома. Ядрышко. Генетическая информация.

Индивидуальный, фронтальный опрос

35/5

Деление клеток.

1

НМ

Жизненный цикл клетки. Митоз.

Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза.

Индивидуальный, фронтальный опрос

36-37/6-7

Клеточная теория строения организмов.

2

ОКК

Теория. Гипотеза. Постулат. Аксиома. Неклеточные формы жизни.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника для выполнения тестовых заданий.

Индивидуальный, фронтальный опрос

Раздел III. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов).

Тема 3.1. Размножение организмов (2 часа).

38/1

Бесполое размножение.

1

НМ.

Спора. Почкование. Регенерация. Вегетативное размножение.

Характеризовать сущность бесполого размножения.

Таблица Индивидуальный

39/2

Половое размножение. Развитие половых клеток.

1

НМ

Сперматогенез. Овогенез. Мейоз. Оплодотворение.

Узнавать и описывать  по рисунку строение половых клеток

Рисунок с описанием.

Тема 3.2.Индивидуальное развитие организмов (3 часа).

40/1

Эмбриональный период развития.

1

НМ

Онтогенез. Дробление. Бластомер. Гаструляция. Дифференцировка. Специализация.

Характеризовать сущность эмбрионального развития организма.

Таблица Индивидуальный

41/2

Постэмбриональный период развития.

1

НМ

Яйцевые оболочки. Зародышевые  оболочки. Личинка. Метаморфоз. Борьба за существование.

Называть виды постэмбрионального развития.

Самостоятельный поиск информации

Мини - проект

42/3

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

1

НМ

Онтогенез. Филогенез. Осевой скелет. Наружный скелет. Нервная трубка. Дивергенция.

Приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием.

Индивидуальный, фронтальный опрос

Раздел IV. Наследственность и изменчивость организмов (20 часов).

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков (10 часов).

43/1

Основные понятия генетики.

1

Нм.

Ген. Мутация. Генотип. Локус. Фенотип.

Давать определения понятиям. Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом.

Индивидуальный, фронтальный опрос

44/2

Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя при моногибридном скрещивании.

1

НМ

Наследственность. Гомологичные хромосомы. Диплоидный набор хромосом. Гаплоидный набор хромосом. Аллельные гены. Гибридизация. Фенотип. Генотип. Закон доминирования.

Знать законы Менделя. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания.

Индивидуальный, фронтальный опрос

45/3

Законы Менделя. Дигибридное скрещивание.

1

НМ

Закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание.

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания

Индивидуальный, фронтальный опрос

46/4

Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание.

1

НМ

Альтернативные признаки. Гомозиготный организм. Гетерозиготный организм. Аллели.

Составлять схему анализирующего скрещивания.

Решение задач

47/5

Сцепленное наследование генов.

1

НМ

Группа сцепления. Мейоз. Коньюгация. Кроссинговер. Гомологичные хромосомы.  

Описывать механизм сцепленного наследования

Индивидуальный, фронтальный опрос

48/6

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

1

НМ

Аутосомы. Половые хромосомы. Дальтонизм. Гемофилия.

Объяснять причину соотношения полов 1:1;  причины проявления наследственных заболеваний человека. Давать определения терминам.

Индивидуальный, фронтальный опрос

49-50/7-8

Взаимодействие генов.

2

НМ

Генотип. Аллельные гены. Доминантность. Рецессивность. Генотипическая среда.

Называть характер неаллельного взаимодействия генов.

Индивидуальный, фронтальный опрос

51/9

Решение генетических задач и составление родословных

1

КБ

Доминантные признаки. Рецессивные прзнаки. Фенотип. Генотип. Анализирующее скрещивание.

Законы Менделя.

Решать простейшие  генетические задачи.

Индивидуальный, фронтальный опрос

52/10

Л.Р.№3. «Решение генетических задач и составление родословных».

1

П

Доминантные признаки. Рецессивные прзнаки. Фенотип. Генотип. Анализирующее скрещивание.

Законы Менделя.

Решать простейшие  генетические задачи.

Выполнение лабораторной работы и выводы к ней Решение простейших генетических задач

Тема 4.2. Закономерности изменчивости (5 часов).

53-54/1-2

Наследственная (генетическая) изменчивость.

2

НМ

Мутации. Кроссинговер. Кариотип. Полиплоидия.

Давать определение терминам.

Различать наследственную и ненаследственную  изменчивость. Проводить самостоятельный поиск биологической информации

Мини- проект

55-56/3-4

Фенотипическая изменчивость.

2

НМ

Факторы внешней среды. Норма реакции. Фенотип.

Анализировать содержание определений основных понятий

Индивидуальный, фронтальный опрос

57/5

Л.Р.№4. «Построение вариационной кривой».

1

КБ

Наследственная изменчивость.

 Фенотипическая изменчивость.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, в словарях, справочниках.

Выполнение лабораторной работы и выводы к ней

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа).

58/1

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

1

НМ

Дикорастущие злаки. Культурные злаки. Селекция. Генофонд.

Называть практическое значение генетики. Характеризовать роль учения Н.И.Вавилова для развития селекции.

Сообщение

59-60/2-3

Методы селекции растений и животных.

2

НМ

Порода. Сорт. Генофонд. Гомозиготные организмы. Полиплоиды. Отбор. Гибридизация.

Давать определения понятиям. Называть методы селекции.

Сообщение

61/4

Селекция микроорганизмов.

1

ОКК

Прокариоты. Архебактерии. Эубактерии. Инсулин. Витамины. Интерферон.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Биодиктант

Раздел V. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (7часов).

Тема 5.1 . Биосфера, её структура и функции(4 часа).

62/1

Структура биосферы.

Абиотические факторы среды.

Интенсивность действия факторов среды.

1

НМ

Биогенные элементы. Макроэлементы. Свойства воды. Микроэлементы. Границы биосферы.

Круговорот веществ

в природе. Факторы среды. Фотопериод. Теневыносливые растения. Светолюбивые растения. Миграции.

Давать определение понятию биосфера. Называть структурные компоненты и свойства биосферы. Выявлять приспособленность живых организмов к действию  экологических факторов.

Индивидуальный, фронтальный опрос

63/2

Биогеоценозы. Л.Р.№ 5 «Составление схем передачи веществ и энергии».

1

КБ

 Факторы среды.  Биогеоценоз.  Плотность популяции. Биомасса. Первичная продукция.

Изучать процессы , происходящие в популяции.

Выполнение лабораторной работы и выводы к ней

64/3

Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами.

1

КБ

Онтогенез. Оптимум. Нижний и верхний предел выносливости. Ограничивающий фактор. Царства, типы и классы живых организмов. Автотрофы. Гетеротрофы. Биоценоз. Ярусы.  Цепи питания. Правило экологической пирамиды. Пирамида биомассы. Пирамида чисел. Сети питания. Нейтрализм. Симбиоз. Антибиоз.

Составлять схемы пищевых цепей. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Индивидуальный, фронтальный опрос

65/4

П.Р.№ 2 

 « Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме».

Выполнение практической работы и выводы к ней

Тема 5.2. Биосфера и человек (2 часа).

66/4

Природные ресурсы и их использование. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

П.Р.№  3«Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах».

1

КБ

Биогенное вещество. Антропоценозы. Неисчерпаемые ресурсы. Исчерпаемые ресурсы. Сернистый ангидрид. Тетраэтилсвинец. Бензопирен. Озон. Фреоны. Пестициды. Ионизирующая радиация. Эрозия почвы.

Безотходные технологии. Очистные сооружения. Заповедники. Красная книга.

Давать определение термину агроэкосистема. Называть антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Называть современные глобальные экологические проблемы. Проводить самостоятельный поиск биологической информации

Индивидуальный, фронтальный опрос Выполнение практической работы и выводы к ней.

Мини-проект

67/5

Охрана природы и основы рационального природопользования.

1

НМ

68

Заключение

1

ОКК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...