Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_8_klass.docx | 59.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Бриентская средняя общеобразовательная школа»
Кваркенского района Оренбургской области
ПРИНЯТО На заседании методического объединения______________________________________________________ Протокол №_______ от ___________ Руководитель МО_________________ | СОГЛАСОВАНО зам.директора по УВР __________________________________________________ «_______» ________________________20____г | УТВЕРЖДАЮ Директор ___________________________________________________________________________________ «_______» __________________________20____г |
Рабочая программа учебного предмета
Биология 8 класс
на 2017/2018 учебный год
(базовый уровень)
Разработана
учителем географии и биологии
Шакировой Закией Барыевной,
1 квалификационная категория
2017-2018 уч.год
Примерная программа основного общего образования по биологии;
Программа основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина,2011г //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6- 11 классы. - М.: Дрофа, 2011//.
Учебник: Н.И.Сонин. «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Н.И.Сонин, М.Р. Сапин.- М.: Дрофа, 2011г. -287с
Количество часов в неделю: 2 часа
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно. Темы 1, 2 и 3 подлежат изучению, но не включены в Требования к уровню подготовки выпускников.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011//. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, также с возрастными особенностями развития учащихся. Результаты обучения формулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
При изучении курса «Человек и его здоровье» эти цели конкретизируются в рамках рассматриваемого материала:
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Изучение биологии в 8 классе предусматривает решение следующих задач:
Обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования
- продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести наблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий
- продолжить развивать у учащихся умения: конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу.
Развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков.
Воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у школьников коммуникативной компетентности, особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать независимость через учебный материал.
Валеологические:
- создать комфортные условия для учащихся в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.№ 1178-02);
- адаптировать личность к жизни в обществе.
- правильно чередовать количество и виды преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.)
- включать в план урока оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
- соблюдать комфортный психологический климат на уроке.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
знать/понимать
- признаки биологических объектов: генов и хромосом; клеток и организма человека;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
- выявлять изменчивость организмов,
- сравнивать биологические объекты;
- анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой ( лабораторных работ - 8 , практических работ – 7).
Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.Курс завершают уроки обобщения и систематизации знаний. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2015.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов и другие структурные компоненты организма человека, задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений/или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
В программу добавлен 1 час из резервного времени на изучение темы «Внутренняя среда организма»
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Название темы | Количество часов | Лабораторные работы | Практические работы |
Тема 1. Место человека в системе органического мира | 2 | - | - |
Тема 2. Происхождение человека | 2 | - | - |
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека | 1 | - | - |
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека | 4 | 1 | 1 |
Тема 5. Координация и регуляция | 10 89 /8888888888888888888888888888888888888888888888 30 | 1 | 1 |
Тема 6. Опора и движение | 8 | 2 | 1 |
Тема 7. Внутренняя среда организма | 4 | 1 | - |
Тема 8. Транспорт веществ | 4 | 1 | 1 |
Тема 9. Дыхание | 5 | - | 1 |
Тема 10. Пищеварение | 5 | 1 | 1 |
Тема 11. Обмен веществ и энергии | 2 | - | - |
Тема 12. Выделение | 2 | - | - |
Тема 13. Покровы тела | 3 | - | - |
Тема 14. Размножение и развитие | 3 | - | - |
Тема 15. Высшая нервная деятельность | 5 | - | - |
Тема 16. Человек и его здоровье | 4 | 1 | 1 |
Резерв | 4 | - | - |
ИТОГО | 68 | 8 | 7 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(68 часов, 2 часа в неделю)
Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
■ Демонстрация 1 скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
Тема 2. Происхождение человека (2 часа)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
■ Демонстрация 2 модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
■ Демонстрация 3 портретов великих ученых — анатомов и физиологов.
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.
Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
■ Демонстрация 4 схем систем органов человека.
Лабораторные и практические работы
Л.Р №1.Изучение микроскопического строения тканей*.
П.р №1 Распознавание на таблицах органов и систем органов*.
Тема 5. Координация и регуляция (10 часов)
Гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
■ Демонстрация 5 схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
Нервная регуляция
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
- Демонстрация 6 моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.
- Лабораторные и практические работы
П.р №2 Изучение головного мозга человека (по муляжам)*.
Л.р№2 Изучение изменения размера зрачка*.
Тема 6. Опора и движение (8 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
■ Демонстрация 7 скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
■ Лабораторные и практические работы
Л.р №3 Изучение внешнего строения костей*.
Л.р №4 Измерение массы и роста своего организма*.
П.р№3 Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.
Тема 7. Внутренняя среда организма (4 часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.
Демонстрация 8 схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.
Лабораторная работа
Л.р №5 Изучение микроскопического строения крови*.
Тема 8. Транспорт веществ (4 часа)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
■ Демонстрация 9 моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
■ Лабораторные и практические работы
Л.р №6 Измерение кровяного давления*.
П.р №4 Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*.
Тема 9. Дыхание (5 часов)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
■ Демонстрация 10 моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.
■ Практическая работа
П.р №5 Определение частоты дыхания*.
Тема 10. Пищеварение (5 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
■ Демонстрация 11 модели торса человека, муляжей внутренних органов.
■ Лабораторные и практические работы
Л.р №7 Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал*.
П.р №6 Определение норм рационального питания*.
Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Тема 12. Выделение (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
■ Демонстрация 12 модели почек.
Тема 13. Покровы тела (3 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
■ Демонстрация 13 схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.
Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 часов)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Тема 16. Человек и его здоровье (4 часа)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
■ Лабораторные и практические работы
Л.р №8 Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*.
П.р №7 Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье*.
Резервное время — 4 часа
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
1. Учебник: Н.И.Сонин. «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Н.И.Сонин, М.Р. Сапин.- М.: Дрофа, 2011г. -287с
2. Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2015.
3. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 - 11 классы - М.: Дрофа, 2011. - 138 с;
4. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. ЭД. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2007г.
5. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Человек»/авт.-сост. Т.В. Козачек.- Волгоград:Учитель,2007.-328с.
Дополнительная литература:
1. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / А. С. Батуева [и др.]. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2002.
2. Биология. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. М. С. Гиляров. – 3-е изд. – М. : Большая Российская энциклопедия, 1998.
3. Биология. Человек : учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А. С. Батуев [и др.] ; под ред. А. С. Батуева. – 7-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2001.
4. Все о здоровом образе жизни : пер. с англ. Readerۥs Digest Good Health Fact Book (Отпечатано во Франции), 1998.
5. Гарибьян, Р. Б. Анатомия и физиология человека / Р. Б. Гарибьян, Н. Г. Марков. – М. : Учпедгиз, 1957.
6. Заяц, Р. Г. Биология для поступающих в вузы / Р. Г. Заяц, И. В. Рачковская, В. М. Стамбровская. – 6-е изд., стереотип. – Минск : Высшая школа, 2002.
7. Зверев, И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека : пособие для учащихся / И. Д. Зверев ; под ред. д-ра биолог. наук Л. В. Латманизовой. – М. : Просвещение, 1971.
8. Лемеза, Н. А. Биология для поступающих в вузы / Н. А. Лемеза, Л. В. Камлюк, Н. Д. Лисов ; под общ. ред. Н. А. Лемезы. – Минск : Юнипресс, 2002.
9. Пугал, Н. А. Лабораторные и практические занятия по биологии : Человек и его здоровье : 8 кл. / Н. А. Пугал, Т. А. Козлова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
10. Резникова, В. З. Биология : Раздел «Человек и его здоровье» : методическое пособие для учителя / В. З. Резникова, В. И. Сивоглазов. – М. : Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 1998.
11. Сапин, М. Р. Анатомия человека : учеб. для студ. биол. и мед. спец. вузов : в 2 кн. / М. Р. Сапин, Г. Л. Билич. – М. : Высшая школа, 1996.
12. Сборник нормативных документов. Биология / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М. : Дрофа, 2004.
13. Сонин, Н. И. Биология. Человек. 8 класс : рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» / Н. И. Сонин, И. Б. Агафонова. – М. : Дрофа, 2012.
14. Сонин, Н. И. Биология. Человек. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. – М. : Дрофа, 2012.
15. Хрипкова А. Г. Физиология человека : пособие для факультативных занятий в IX–X кл. / А. Г. Хрипкова [и др.]. – М. : Просвещение, 1971.
16. Цузмер, А. М. Человек. Анатомия, физиология, гигиена : учеб. для 8 кл. сред. шк. / А. М. Цузмер, О. Л. Петришина. – М. : Просвещение, 1986.
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема курса. | Кол- во часов | Тип урока. | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Измерители | Дата | |
план | факт | |||||||
Тема 1. Место человека в системе органического мира (2 часа) | ||||||||
1/1 | Место человека в системе органического мира. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Человек – представитель хордовых. Человек, как представитель отряда приматов. | Определить принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы. | Вопросы со свободным ответом. | ||
2/2 | Особенности человека. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Рудименты. Атавизмы. | Характеризовать особенности строения человека | Таблица | ||
Тема 2. Происхождение человека (2 часа) | ||||||||
3/1 | Происхождение человека. Этапы его становления. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Эволюция человека. Рамапитек. Австралопитек. Человек умелый. Человек прямоходящий. Неандерталец. Кроманьонец. Человек разумный. | Сравнивать человека с представителями класса Млекопитающие | Таблица | ||
4/2 | Расы человека, их происхождение и единство. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Раса, расизм, экваториальная раса, евразийская раса, азиатско– американская раса. | Описать механизм образования расы | Индивидуальный, фронтальный опрос, тестовый | ||
Тема 3. История развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час) | ||||||||
5/1 | История развития знаний о строении и функциях организма человека. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Анатомия человека. Физиология человека. Гигиена. Ученые: Гиппократ, Аристотель, Клавдий Гален, Авиценна, В.Гарвей, А. Левенгук, Н.И.Пирогов. | Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Уметь работать с источниками информации | Сообщение, Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
Тема 4. Общий обзор организма человека (4 часа) | ||||||||
6/1 | Клеточное строение организма. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Клетка – структурная и функциональная единица тела человека. Органоид. | Называть : органоиды клетки, процессы жизнедеятельности . | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
7/2 | Ткани. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Группы тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. | Называть основные группы тканей. | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
8/3 | Ткани. Л.Р. №1 «Изучение микроскопического строения тканей». | 1 | Комбинированный урок | Ткань. Группы тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. | Сравнивать ткани человека и делать выводы | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
9/4 | Органы. Системы органов. Организм. П.Р.№1«Распознавание на таблицах органов и систем органов человека». | 1 | Комбинированный урок | Система органов. Аппарат органов. Живой организм. | Распознавать органы и системы органов | Индивидуальный, фронтальный опрос тестовый | ||
Тема 5. Координация и регуляция(10 часов) | ||||||||
10/1 | Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Железы внутренней секреции, железы смешанной секреции, гормоны, щитовидная железа, надпочечники, половые железы, гипофиз. | Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма. | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
11/2 | Роль гормонов в обменных процессах. Нервно – гуморальная регуляция, её нарушения. | 1 | Урок изучения нового материала | Гуморальная регуляция. Диабет. Тироксин. Гипофиз – гормон роста. Половые гормоны. Инсулин. Надпочечники. | Показать роль гормонов в обменных процессах. Уметь работать с источниками информации. | Сообщение Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
12/3 | Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Нейрон. Нервный импульс. Синапс. Рефлекс. Рефлекторная дуга. | Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов, рефлекс. | Индивидуальный, фронтальный опрос Проект | ||
13/4 | Спинной мозг. | 1 | Урок изучения нового материала | Спинномозговая жидкость. Центральный канал. Функции спинного мозга. | Называть особенности строения спинного мозга. | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
14/5 | Строение и функции головного мозга. П .Р.№2 «Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)». | 1 | Комбинированный урок | Ствол. Мозжечок. Полушария большого мозга. Центры безусловных рефлексов. | Называть особенности строения головного мозга | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
15/6 | Полушария большого мозга. | 1 | Урок изучения нового материала | Кора.Борозды. Извилины. Мозолистое тело. Зоны полушария головного мозга. Доли полушария головного мозга | Называть функции головного мозга. Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма. | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
16/7 | Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор. Л.Р.№2 «Изучение изменения размера зрачка». | 1 | Комбинированный урок | Анализатор. Глазное яблоко. Склера. Палочки. Колбочки. Желтое пятно. Слепое пятно. Близорукость. Дальнозоркость. | Давать определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор. | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
17/8 | Анализаторы слуха и равновесия. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Слуховые косточки. Улитка. Вестибулярный аппарат. | Анализировать и оценивать факторов риска для здоровья. | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
18/9 | Кожно – мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Болевые рецепторы. Терморецепторы. Обонятельные рецепторы. Вкусовые почки. Дальтонизм. | Называть особенности строения. Находить в тексте учебника биологическую информацию. | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
19/ 10 | Чувствительность анализаторов. Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Анализатор. Нарушения зрения. Орган слуха. Вестибулярный аппарат. Функции органа слуха. Взаимозаменяемость анализаторов. | Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний, вредных привычек. | Индивидуальный, фронтальный опрос Тестовый | ||
Тема 6. Опора и движение (8 часов) | ||||||||
20/1 | Аппарат опоры и движения, его функция. Скелет человека, его значение, строение. . | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Надкостница. Сустав. Суставная сумка. | Называть особенности строения скелета человека. | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
21/2 | Строение и свойства костей. Л.Р.№3 «Изучение внешнего строения костей». | 1 | Комбинированный урок | Форма костей. Строение костей. Рост костей. | Установить взаимосвязь между строением и функциями костей. | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
22/3 | Типы соединения костей. | 1 | Комбинированный урок | Непрерывные и прерывные соединения. | Изучить типы соединения костей | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
23/4 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Растяжение связок. Вывих сустава. Открытый перелом. Закрытый перелом. | Использовать приобретенные знания и умения для соблюдения мер профилактики травматизма | Тестовый, индивидуальный, фронтальный опрос | ||
24/5 | Мышцы, их строение и функции. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Миофибриллы. Сухожилия. Мимические и жевательные мышцы. | Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
25/6 | Работа мышц. П.Р.№3 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц». | 1 | Комбинированный урок | Динамическая работа. Статическая работа. Мышцы – сгибатели. Мышцы – разгибатели. | Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
26/7 | Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. Л.Р.№4 «Измерение массы и роста своего организма» | 1 | Комбинированный урок | Опорная и защитная функции. Спортивное долголетие. Рефлекторный характер мышечной деятельности. | Использовать приобретенные знания и умения для соблюдения профилактики нарушения осанки. | Индивидуальный, фронтальный опрос, проект | ||
27/8 | Взаимосвязь строения и функций опорно – двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Скорость развития утомления. Различие между статической и динамической работой мышц. Активная часть опорно – двигательного аппарата. | Использовать приобретенные знания и умения для соблюдения профилактики заболеваний опорно-двигательной системы. | Тестовый, индивидуальный, фронтальный опрос | ||
Тема 7. Внутренняя среда организма (4часа). | ||||||||
28/1 | Внутренняя среда организма и её значение.
| 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Тканевая жидкость, кровь, лимфа. | Называть признаки биологических объектов. | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
29/2 | Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови, их строение и функции. Л.Р.№5 «Изучение микроскопического строения крови». | 1 | Комбинированный урок | Плазма крови. Гемоглобин. Фагоцитоз. Фагоциты. Фибриноген. Фибрин. | Называть составляющие крови, плазмы. | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
30/3 | Иммунитет. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Естественный иммунитет. Искусственный иммунитет. | Называть виды иммунитета. | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
31/4 | Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус – фактор. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Иммунитет. Переливание крови. Группы крови. Резус- фактор. Антитела. Антигены | Называть особенности организма человека: свою группу крови. | Проект, индивидуальный, фронтальный опрос | ||
Тема 8. Транспорт веществ(4 часа). | ||||||||
32/1 | Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Кровеносная система. Большой круг кровообращения. Лимфатические сосуды. | Характеризовать сущность биологического процесса – транспорта веществ. | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
33/2 | Работа сердца. | 1 | Урок контроля и оценки знаний | Сердечный цикл. Пауза. Автоматизм. | Описывать работу сердца | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
34/3 | Движение крови по сосудам. Л.Р.№6 «Измерение кровяного давления». П.Р.№4 «Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке. | 1 | Комбинированный урок | Артериальное давление. Пульсовое давление. Пульс. Артерия. Вена. Капилляр. Предсердие. Желудочек. Клапаны. | Характеризовать сущность биологического процесса – транспорта веществ. | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
35/4 | Заболевания сердечно – сосудистой системы их предупреждение. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Причины заболеваний сердечно – сосудистой системы. | Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье. | Сообщение | ||
Тема 9. Дыхание (5 часов). | ||||||||
36/1 | Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Дыхательные пути. Альвеола. Гортань. Надгортанник. Щитовидный хрящ. Голосовые связки. Трахея. Бронхи. | Называть особенности строения органов дыхательной системы. | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
37/2 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Газообмен. Состав выдыхаемого воздуха. Потребность организма в кислороде. | Характеризовать сущность биологического процесса дыхания. | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
38/3 | Дыхательные движения. Жизненная ёмкость легких. П.Р.№5 «Определение частоты дыхания». | 1 | Комбинированный урок | Вдох. Выдох. Диафрагма. Межреберные мышцы. | Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания. | Индивидуальный, фронтальный опрос, проект | ||
39/4 | Регуляция дыхания. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Дыхательный центр. Кашель. Чихание. | Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания. | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
40/5 | Заболевания органов дыхания, их предупреждение. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Грипп. Туберкулёз. Капельная инфекция. Пылевая инфекция. Действие курения на органы дыхания и кровообращения. | Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. | Тестовый | ||
Тема 10. Пищеварение(5 часов). | ||||||||
41/1 | Пищевые продукты, питательные вещества, их превращение в организме. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Химический состав тела человека. Растительная и животная пища. Питательные вещества. | Характеризовать сущность процесса питания. | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
42/2 | Пищеварение в ротовой полости. | 1 | Комбинированный урок | Пищеварение. Фермент. Пищеварительные соки. Желчь. Перистальтика. Слюнная железа. | Характеризовать роль ферментов в пищеварении. | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
43/3 | Пищеварение в желудке и кишечнике. Л.Р.№7 «Воздействие желудочного сока на белки» | 1 | Комбинированный урок | Желудок, желудочный сок, тонкая кишка, двенадцатиперстная кишка, печень, желчь, толстая кишка, аппендикс. Полостное и пристеночное пищеварение. Всасывание. | Характеризовать роль ферментов в пищеварении | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
44/4 | Всасывание. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Эмульгированные жиры. Всасывание. | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||
45/5 | Рациональное питание П.Р.№6 «Определение норм рационального питания» | 1 | Комбинированный урок | Белковая, жировая и углеводная пища. Питательные вещества. Рациональное питание. | Проведение наблюдений за состоянием здоровья собственного организма. | Отчет по пр/р | ||
Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа). | ||||||||
46/1 | Обмен веществ и энергии. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Пластический обмен. Энергетический обмен. Обмен веществ и энергии. | Давать определения понятиям: пластический и энергетический обмен. | Схема, индивидуальный, фронтальный опрос | ||
47/2 | Витамины. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Витамин А, витамины группы В, витамин С, витамин Д, витамин РР. Авитаминоз. | Называть основные группы витаминов. | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
Тема 12. Выделение(2 часа). | ||||||||
48/1 | Выделение. Строение и работа почек. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Нефрон. Фильтрация. Почечная лоханка. Первичная моча. Вторичная моча. | Называть особенности строения органов мочевыделительной системы. | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
49/2 | Заболевания почек, их предупреждение. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Восходящая инфекция. Правила личной гигиены. Меры предупреждения почечных заболеваний. | Соблюдение мер профилактики заболеваний выделительной системы. | Проект, индивидуальный, фронтальный опрос | ||
Тема 13. Покровы тела (3 часа). | ||||||||
50/1 | Строение и функции кожи. Гигиена кожи. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Эпидермис. Собственно кожа. Потовые железы. Сальные железы. Волосы. Ногти. Защитная и выделительная функции кожи. | Называть особенности строения, функции кожи. | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
51/2 | Роль кожи в терморегуляции организма. | 1 | Комбинированный урок | Кожа – орган теплоотдачи. Закаливание. Первая помощь при ожогах и обморожениях. | Использование приобретенных знаний для: соблюдения мер профилактики вредных привычек; оказания первой медицинской помощи. | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
52/3 | Закаливание организма. Уход за одеждой и обувью. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Водные процедуры. Воздушные ванны. Солнечные процедуры. | Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. | Сообщение, тестовый | ||
Тема 14. Размножение и развитие (3 часа). | ||||||||
53-54/1-2 | Половая система человека. . | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Яйцеклетка. Сперматозоид. Маточные трубы. Матка. Зигота. Зародыш. Плод. Беременность. Плацента. Оплодотворение. | Называть особенности строения женской и мужской половой систем. | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
55/3 | Возрастные процессы. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Новорожденный и грудной этапы. Детство. Подростковый и юношеский периоды. Зрелый, пожилой и старческий возраст. | Характеризовать сущность процессов развития человека. | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 часов). | ||||||||
56/1 | Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности. Его виды, роль в приспособлении к условиям жизни. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Безусловные и условные рефлексы. Врожденное поведение. Инстинкт. Динамический стереотип. | Давать определение понятиям: безусловные, условные процессы. Называть принцип работы нервной системы. | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
57/2 | Торможение, его виды и значение. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Условное и безусловное торможение. | Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма. | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
58/3 | Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Сон. Сновидения. Гипноз. Летаргия. | Характеризовать значение сна для организма человека. | Сообщение | ||
59/4 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ощущение. Восприятие. Представление. Память. Мышление. | Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
60/5 | Типы нервной деятельности. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Темперамент. Холерик. Сангвиник. Флегматик. Меланхолик. | Характеризовать типы нервной деятельности. | Индивидуальный, фронтальный опрос Проект | ||
Тема 16. Человек и его здоровье(4 часа). | ||||||||
61/1 | Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | Характеризовать принципы ЗОЖ | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
62/2 | Оказание первой доврачебной помощи. Л.р. №8 «Изучение приёмов остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений» | 1 | Комбинированный урок | Кровотечения: капиллярные, венозные, артериальные, внутренние | Уметь оказывать первую медицинскую помощь | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
63/3 | Укрепление здоровья. Факторы риска. Вредные привычки | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Укрепление здоровья. Факторы риска. Вредные привычки | Называть факторы риска, вредные привычки и меры их предупреждения | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
64/4 | Человек и окружающая среда. П.р. №7 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье». | Комбинированный урок | Человек и окружающая среда | Характеризовать особенности влияния человека на окружающую среду | Отчет по л/р | |||
Резерв (4 часа). |
Итого: по плану-68 часов; дано фактически- ______часов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...