Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерней программы основного общего образования по биологии.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 34 часа. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме1 час в неделю в течение 1 учебного года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_7_klass.docx | 80.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Бриентская средняя общеобразовательная школа»
Кваркенского района Оренбургской области
ПРИНЯТО На заседании методического объединения______________________________________________________ Протокол №_______ от ___________ Руководитель МО_________________ | СОГЛАСОВАНО зам.директора по УВР __________________________________________________ «_______» ________________________20____г | УТВЕРЖДАЮ Директор ___________________________________________________________________________________ «_______» __________________________20____г |
Рабочая программа учебного предмета
Биология 7 класс
на 2017/2018 учебный год
(базовый уровень)
Разработана
учителем географии и биологии
Шакировой Закией Барыевной,
1 квалификационная категория
2017-2018 уч.год
Примерная программа основного общего образования по биологии;
Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы:проектю-2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 2015г;
Биология.7 класс: рабочая программа по учебнику Н.И. Сонина, В.Б. Захарова. УМК «Живой организм». Линейный курс/авт.-сост. И.В. Константинова.- Волгоград: Учитель, 2016.-60с.
Учебник: В.Б. Захаров. «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений./В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2011г. - 255с;
Количество часов в неделю: 2 часа
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерней программы основного общего образования по биологии.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 34 часа. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме1 час в неделю в течение 1 учебного года.
Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
- нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
- соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
- личностная ориентация содержания образования;
- деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
- усиление воспитывающего потенциала;
- формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
- обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.
Концептуальной основой раздела биологии 7 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.
Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.
Линейный курс авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (2010г), а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение.
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.
Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить:
- формирование биологической и экологической грамотности;
- расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции;
- представление о человеке как биосоциальном существе;
- развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.
Курс для учащихся 7 классов реализует следующие задачи:
- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы», познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления, ценностного отношения к природе и человеку.
В основу данного курса положен системно - деятельностный подход.
Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.
Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, лабораторные и контрольные работы) и устный опрос.
Общая характеристика учебного предмета
Освоение учебного предмета «Биология» направлено на:
- развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы;
- создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций.
Обучающиеся овладеют:
- научными методами решения различных теоретических и практических задач;
- умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты,
оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Учебный предмет «Биология» способствует:
- формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
Планируемые результаты освоения учебной программы (общие положения)
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1.Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
- Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного 16 поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
- Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
- Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно- символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально- технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
• определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
• демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; • выделять явление из общего ряда других явлений;
• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
• создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
• резюмировать главную идею текста;
• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
• критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
• определять свое отношение к природной среде;
• анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
• проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
• прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
• распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
• формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
− определять возможные роли в совместной деятельности;
− играть определенную роль в совместной деятельности;
− принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
− определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
− строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
− корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
− критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
− предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
− выделять общую точку зрения в дискуссии;
− договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
− организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
− устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
• создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
• использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
• выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты:
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Содержание программы
Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс.
(34 часа, 1 час в неделю)
РАЗДЕЛ 1. ОТ КЛЕТКИ ДО БИОСФЕРЫ (5 Ч)
Тема 1.1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ СИСТЕМ (1 ч)
Разнообразие форм живого на Земле. Понятие об уровнях организации жизни: клетки, ткани, органы, организмы. Виды, популяции и биогеоценозы. Общие представления о биосфере.
Демонстрация
Таблицы, иллюстрирующие особенности организации клеток, тканей и органов. Организмы различной сложности. Границы и структура биосферы.
Тема 1.2. Ч. ДАРВИН О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ (1 ч)
Причины многообразия живых организмов. Явления наследственности и изменчивости. Искусственный отбор; породы домашних животных и культурных растений. Понятие о борьбе за существование и естественном отборе.
Демонстрация
Породы животных и сорта растений. Близкородственные виды, приспособленные к различным условиям существования.
Тема 1.3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (1 ч)
Подразделение истории Земли на эры и периоды. Условия существования жизни на древней планете. Смена флоры и фауны на Земле: возникновение новых и вымирание прежде существовавших форм.
Демонстрация. Представители фауны и флоры различных эр и периодов.
Тема 1.4. СИСТЕМАТИКА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (1ч)
Искусственная система живого мира; работы Аристотеля, Теофраста. Система природы К. Линнея. Основы естественной классификации живых организмов на основе их родства. Основные таксономические категории, принятые в современной систематике.
Демонстрация. Родословное древо растений и животных.
Лабораторные и практические работы.
Л/р№ 1. Определение систематического положения домашних животных.
Контрольная работа №1 по теме «От клетки до биосферы»(1 ч)
РАЗДЕЛ 2. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (3 Ч)
Тема 2.1. ПОДЦАРСТВО НАСТОЯЩИЕ БАКТЕРИИ (2 ч)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Строение прокариотической клетки, наследственный аппарат бактериальной клетки. Размножение бактерий.
Демонстрация. Строение клеток различных прокариот.
Лабораторные и практические работы.
Л/р №2. Зарисовка схемы строения прокариотической клетки, схемы размножения бактерий.
Тема 2.2. МНОГООБРАЗИЕ БАКТЕРИЙ (1 ч)
Многообразие форм бактерий. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот, их распространённость и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение. Профилактика инфекционных заболеваний.
РАЗДЕЛ 3. ЦАРСТВО ГРИБЫ (5 Ч)
Тема 3.1. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ГРИБОВ (2 ч)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов.
Демонстрация
Схемы строения представителей различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.
Лабораторные и практические работы.
Л/р№3. Строение плесневого гриба мукора..
Тема 3.2. МНОГООБРАЗИЕ И ЭКОЛОГИЯ ГРИБОВ (1ч)
Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Оомикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение грибов, их роль в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Болезнетворные грибы, меры профилактики микозов.
Демонстрация,
Схемы, отражающие строение и жизнедеятельность различных групп грибов; муляжи плодовых тел шляпочных грибов, натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы.
Пр/р №1 Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Тема 3.3. ГРУППА ЛИШАЙНИКИ (1 ч)
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников. Особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников.
Демонстрация.
Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.
Контрольная работа №2 по теме «Бактерии. Грибы. Лишайники»(1 ч)
РАЗДЕЛ 4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (18 Ч)
Тема 4.1. ГРУППА ОТДЕЛОВ ВОДОРОСЛИ: СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИИ, ЭКОЛОГИЯ (3ч)
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Демонстрация.
Схемы строения водорослей различных отделов.
Лабораторные и практические работы.
Л/р №4. Изучение внешнего вида и строения водорослей.
Тема 4.2. ОТДЕЛ МОХОВИДНЫЕ (1 ч)
Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Демонстрация.
Схема строения и жизненный цикл мхов. Различные представители мхов.
Лабораторные и практические работы.
Л/р№5. Изучение внешнего вида и строения мхов.
Тема 4.3. СПОРОВЫЕ СОСУДИСТЫЕ РАСТЕНИЯ: ПЛАУНОВИДНЫЕ, ХВОЩЕВИДНЫЕ, ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ (3 ч)
Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.
Демонстрация.
Схемы строения и жизненные циклы плауновидных и хвощевидных. Различные представители плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема цикла развития папоротника. Различные представители папоротников.
Лабораторные и практические работы.
Л/р№6. Изучение внешнего вида и строения спороносящего хвоща. Л/р №7. Изучение внешнего вида и внутреннего строения папоротников (на схемах).
Тема 4.4. СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ. ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ (4 ч)
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Демонстрация.
Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.
Лабораторные и практические работы.
Л/р №8. Изучение строения хвои и шишек хвойных растений (на примере местных видов). Л/р№9. Изучение строения и многообразия голосеменных растений*.
Контрольная работа № 3 по теме «Споровые растения. Голосеменные»
Тема 4.5. ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) РАСТЕНИЯ (5 ч)
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация.
Схема строения цветкового растения, строения цветка.Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.
Лабораторные и практические работы.
Л/р№10. Изучение строения покрытосеменных растений. Пр/р№2. Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения.
Тема 4.6. ЭВОЛЮЦИЯ РАСТЕНИЙ (1 ч)
Возникновение жизни и появление первых растений. Развитие растений в водной среде обитания. Выход растений на сушу и формирование проводящей сосудистой системы. Основные этапы развития растений на суше.
Демонстрация.
Изображение ископаемых растений, схемы, отображающие особенности их организации.
Лабораторные и практические работы.
Л/р№11. Построение родословного древа царства Растения.
Контрольная работа №4 по теме «Покрытосеменные растения»(1 ч)
РАЗДЕЛ 5. РАСТЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА (3 Ч)
Тема 5.1. РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА. МНОГООБРАЗИЕ ФИТОЦЕНОЗОВ (1 ч)
Растительные сообщества — фитоценозы. Видовая и пространственная структура растительного сообщества; ярусность. Роль отдельных растительных форм в сообществе.
Демонстрация.
Плакаты и видеоролики, иллюстрирующие разнообразие фитоценозов.
Лабораторные и практические работы.
Л/р №12. Составление таблиц, отражающих состав и значение отдельных организмов в фитоценозе.
Тема 5.2. РАСТЕНИЯ И ЧЕЛОВЕК (1 ч)
Значение растений в жизни планеты и человека. Первичная продукция и пищевые потребности человека в растительной пище. Кормовые ресурсы для животноводства. Строительство и другие потребности человека. Эстетическое значение растений в жизни человека.
Демонстрация
Способы использования растений в народном хозяйстве и в быту.
Лабораторные и практические работы.
Пр/р№3. Разработка проекта выращивания сельскохозяйственных растений на школьном дворе.
Тема 5.3. ОХРАНА РАСТЕНИЙ И РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ (1 ч)
Причины необходимости охраны растительных сообществ. Методы и средства охраны природы. Законодательство в области охраны растений.
Демонстрация.
Плакаты и информационные материалы о заповедниках, заказниках, природоохранительных мероприятиях.
Лабораторные и практические работы.
Л/р №13. Разработка схем охраны растений на пришкольной территории.
Всего: лабораторных работ – 13, практических работ - 3, контрольных работ-4.
Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Название темы | Кол-во часов | Лабораторные работы, практические работы, экскурсии | Контрольные работы |
Раздел 1. От клетки до биосферы | 5 | Л/р- 1 | 1 |
Раздел 2. Царство Прокариоты | 3 | Л/р-1 | - |
Раздел 3. Царство Грибы | 5 | Л/р-1, пр/р-1 | 1 |
Раздел 4. Царство Растения | 18 | Л/р-8, пр/р-1 | 2 |
Раздел 5. Растения и окружающая среда | 3 | Л/р-2, пр/р-1 | - |
Итого | 34 | Л/р-13, пр/р-3 | 4 |
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
1. Учебник: В.Б. Захаров. «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений./В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2011г. - 272с;
2. Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» - М.: Дрофа, 2015.
3. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 - 11 классы - М.: Дрофа, 2011. - 138 с;
4. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. ЭД. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2007г.
5. Биология.7 класс: поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова, Н.И. Сонина/авт.-сост. М.В. Высоцкая.- Волгоград:Учитель, 2008.-447с.;
Дополнительная литература:
1. Алексеев, Б. Д. Гиганты и карлики в растительном мире / Б. Д. Алексеев. – М. : Агропромиздат, 1987.
3. Глаголев, С. М. Биология. Протисты и животные : учебные материалы для учащихся 7–8 классов / С. М. Глаголев, М. Б. Беркинблит. – М. : Мирос, 1997.
4. Зайцева, Е. Ю. Школьный практикум. Биология. Животные. 7–8 классы / Е. Ю. Зайцева, П. М. Скворцов. – М. : Дрофа, 1998.
7. Козлова, Т. А. Биология. Голосеменные растения : пособие к учебнику В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов» / Т. А. Козлова, В. И. Сивоглазов. – М. : Дрофа, 2003.
8. Козлова, Т. А. Биология. Покрытосеменные растения : пособие к учебнику В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов» / Т. А. Козлова, В. И. Сивоглазов. – М. : Дрофа, 2003.
10. Наумов, Н. П. Зоология позвоночных : учебник для биолог. спец. ун-тов : в 2 ч. / Н. П. Наумов, Н. Н. Карташов. – М. : Высшая школа, 1979.
11. Никишов, В. И. Справочник школьника по биологии : 6–9 классы / В. И. Никишов. – М. : Дрофа, 1996.
12. Никишов, В. И. Дидактический материал по зоологии : пособие для учителей биологии / Е. И. Никишов, А. В. Теремов. – М. : РАУБ – Цитадель, 1996.
13. Никишов, В. И. Ботаника. Дидактический материал : пособие для учителей биологии и учащихся / Е. И. Никишов, Л. А. Косорукова. – Изд. 2-е, перераб. – М. : РАУБ – Илекса, 1998.
14. Порфилова, Л. Д. Тематические игры по ботанике : методика проведения игр : сценарии, вопросы, задания / Л. Д. Порфилова. – М. : Сфера, 2003.
15. Пугал, Н. А. Использование натуральных объектов при обучении биологии : метод. пособие / Н. А. Пугал. – М. : Владос, 2003.
16. Резникова, В. З. Проверка качества знаний учащихся по разделу «Животные» / В. З. Резникова. – М. : Интеллект-центр, 2004.
17. Реймерс, Н. Ф. Краткий словарь биологических терминов : кн. для учителя / Н. Ф. Реймерс. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1995.
18. Семенцова, В. Н. Рабочая тетрадь по биологии. Многообразие живых организмов. 7 класс / В. Н. Семенцова. – СПб. : Паритет, 2003.
19. Семенцова, В. Н. Биология. Животные. 7 класс : тетрадь для оценки качества знаний / В. Н. Семенцова, В. И. Сивоглазов. – М. : Дрофа, 2010.
20. Сорокина, Л. В. Тематические игры и праздники по биологии : методическое пособие / Л. В. Сорокина. – М. : Сфера, 2004.
21. Старикович, С. Ф. Самые обычные животные / С. Ф. Старикович. – М. : Наука, 1989.
22. Тихомиров, Ф. К. Ботаника / Ф. К. Тихомиров. – Изд. 3-е, перераб. – М. : Высшая школа, 1974.
23. Учебно-методическое пособие по биологии. Ботаника / сост. В. В. Ксенофонтова, О. Г. Машанова, В. В. Евстафьев. – М. : Московский лицей, 1995.
24. Учебно-методическое пособие по биологии. Зоология / сост. В. В. Ксенофонтова, О. Г. Машанова, В. В. Евстафьев. – М. : Московский лицей, 1995.
25. Энциклопедический словарь юного биолога / сост. М. Е. Аспиз. – М. : Педагогика, 1986.
26. Яковлев, Г. П. Ботаника для учителя / Г. П. Яковлев, Л. В. Аверьянов. – М. : Просвещение : учебная литература, 1997.
27. Яхонтов, А. А. Зоология для учителя. Введение в изучение науки о животных. Беспозвоночные / А. А. Яхонтов ; под ред. И. Х. Шаровой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1982.
УФНЗ- урок формирования новых знаний, УКПЗ- урок комплексного применения знаний, УКЗ- урок контроля знаний,
4. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | УУД | Вид контроля Измерители | Дата | |||
план | факт | |||||||||
Раздел 1. От клетки до биосферы (5 часов) | ||||||||||
1/1 | Многообразие живых организмов. Царства живой природы | 1 | УФНЗ | Основные сведения о строении и функциях клеток, тканей, органов и систем органов растений и животных. Разнообразие форм живого на Земле. Уровни организации живой природы. Понятие об уровнях организации жизни: клетки, ткани органы, организмы. Виды, популяции и биогеоценозы. Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Естественная экосистема (биогеоценоз). | Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — основные понятия и термины: «искусственный отбор», «борьба за существование», «естественный отбор»; — основные уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный; — подразделение истории Земли на эры и периоды; — искусственную систему живого мира; работы Аристотеля, Теофраста; систему природы К. Линнея; — принципы построения естественной системы живой природы. Учащиеся должны уметь: — в общих чертах описывать механизмы эволюционных преобразований; — объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни; — иметь представление о естественной системе органической природы; — давать аргументированную критику ненаучных мнений о возникновении и развитии жизни на Земле. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — различать объем и содержание понятий; — различать родовое и видовое понятия в наименовании вида; — определять аспект классификации и проводить классификацию; — выстраивать причинно следственные связи. Личностные результаты обучения: развитие и формирование интереса к изучению живой природы; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; формирование ответственного отношения к обучению | Фронтальный, индивидуальный опрос, тестирование | ||||
2/2 | Ч.Дарвин о происхождении видов. | 1 | УФНЗ | Причины многообразия живых организмов. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Явления наследственности и изменчивости. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Искусственный отбор; породы домашних животных и культурных растений. Причины многообразия живых организмов. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Явления наследственности и изменчивости. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Искусственный отбор; породы домашних животных и культурных растений | Фронтальный, индивидуальный опрос, | |||||
3/3 | История развития жизни на Земле | 1 | УФНЗ | Подразделение истории Земли на эры и периоды. Условия существования на древней планете. Смена флоры на Земле: возникновение новых и вымирание прежде существовавших форм. Усложнение растений в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп растений. Смена фауны на Земле: возникновение новых и вымирание прежде существовавших форм. Усложнение животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп животных | Фронтальный, индивидуальный опрос, тестирование | |||||
4/4 | Систематика живых организмов. Л/р №1 «Определение систематического положения домашних животных» | 1 | УКПЗ | Классификация организмов. Принципы классификации. Искусственная система живого мира; работы Аристотеля, Теофраста. Система природы К. Линнея. Основы естественной классификации живых организмов на основе их родства. Основные таксономические категории, принятые в современной систематике. | Фронтальный, индивидуальный опрос, тестирование | |||||
5/5 | Контрольная работа №1 по теме «От клетки до биосферы» | 1 | УКЗ | Индивидуальное тестирование | ||||||
Раздел 2. Царство Бактерии (3 часа) | ||||||||||
7-8/1-2 | Подцарство Настоящие бактерии. Л/р№2 «Схема строения прокариотической клетки, схемы размножения бактерий» | 2 | УКПЗ | Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Бактерии,их строение и жизнедеятельность. Строение прокариотической клетки, наследственный аппарат бактериальной клетки. Размножение бактерий. | Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий; — разнообразие и распространение бактерий; — роль бактерий в природе и жизни человека; — методы профилактики инфекционных заболеваний. Учащиеся должны уметь: — давать общую характеристику бактерий; — характеризовать формы бактериальных клеток; — отличать бактерии от других живых организмов; — объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке; — разрабатывать план-конспект темы, используя дополнительные источники информации; — готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета. Личностные результаты обучения: развитие и формирование интереса к изучению живой природы; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; формирование ответственного отношения к обучению | Фронтальный, индивидуальный опрос, тестирование | ||||
8/2 | Многообразие бактерий | 1 | УФНЗ | Многообразие форм бактерий. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Распространѐнность и роль в биоценозах, экологическая роль и медицинское значение. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. | Фронтальный, индивидуальный опрос, тестирование. Проект | |||||
Раздел3. Царство Грибы (5 часов) | ||||||||||
9/1 | Общая характеристика грибов. Происхождение и эволюция грибов | 1 | УФНЗ | Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Отличительные особенности грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. | Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клеток; — строение и основы жизнедеятельности клеток гриба; — особенности организации шляпочного гриба; — меры профилактики грибковых заболеваний. Учащиеся должны уметь: — давать общую характеристику грибам; — объяснять строение грибов и лишайников; — приводить примеры распространѐнности грибов и лишайников; — характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах; — определять несъедобные шляпочные грибы; — объяснять роль грибов в природе и жизни человека. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке; — пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов; — разрабатывать план-конспект темы, используя дополнительные источники информации; — готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета Личностные результаты обучения: развитие и формирование интереса к изучению живой природы; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; формирование ответственного отношения к обучению | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||
10/2 | Различные представители царства Грибы Л.Р.№3 «Строение плесневого гриба мукора» | 1 | УКПЗ | Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор, пенницилл, дрожжи. | Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по л/р. Сообщения | |||||
11/3 | Многообразие и экология грибов. П.Р.№1 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов». | 1 | УКПЗ | Многообразие грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота. Особенности жизнедеятельности и распространение Многообразие грибов. Отделы: Базидоимикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. | Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по П.Р. | |||||
12/4 | Группа Лишайники | 1 | УФНЗ | Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников. Особенности жизнедеятельности, распространѐнность и экологическая роль лишайников. Лишайники, их роль в природе и жизни человека | Фронтальный, индивидуальный опрос, тестирование. Проект | |||||
13/5 | Контрольная работа №2 по теме«Бактерии. Грибы. Лишайники» | 1 | УКЗ | Индивидуальное тестирование | ||||||
Раздел 4. Царство Растения (18 часов) | ||||||||||
14/1 | Общая характеристика царства Растения. Подцарство Низшие растения. Строение и жизнедеятельность водорослей. Л/р №4 «Изучение внешнего вида и строения водорослей» | 1 | УКПЗ | Основные признаки растений. Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. | Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — основные методы изучения растений; — основные группы растений (Водоросли, Моховидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папоротниковидные, Голосеменные, Цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие; — роль растений в биосфере и жизни человека; — происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся должны уметь: — давать общую характеристику царства Растения; — объяснять роль растений биосфере; — характеризовать основные группы растений (Водоросли, Моховидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папоротниковидные, Голосеменные, Цветковые); — объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира; — характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли; — объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; — находить информацию о растениях в дополнительных источниках, анализировать и оценивать еѐ, переводить из одной формы в другую Личностные результаты обучения: развитие и формирование интереса к изучению живой природы; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; формирование ответственного отношения к обучению | Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по л/р. | ||||
15/2 | Многообразие и значение водорослей | 1 | УК | Многообразие водорослей: отдел Зелѐные водоросли, отделы Бурые водоросли и Красные водоросли. | Фронтальный, индивидуальный опрос, тестирование. | |||||
16/3 | Обобщение и повторение №1 по теме «Водоросли» | 1 | УКПЗ | Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение. | Фронтальный, индивидуальный опрос, тестирование. Проект | |||||
17/4 | Отдел Моховидные Л.Р.№ 5 «Изучение внешнего вида и строения мхов» | 1 | УКПЗ | Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Основные признаки мхов. Появление органов и тканей. Высшие споровые растения. | Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по л/р. Тестовый. | |||||
18/5 | Общая характеристика споровых растений. Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные. Л/р №6 «Изучение внешнего вида и строения спороносящего хвоща». | 1 | УФНЗ | Высшие споровые растения (плауны, хвощи), отличительные особенности. Отдел Плауновидные и Хвощевидные; особенности организации; особенности жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. | Фронтальный, индивидуальный опрос, тестирование. Отчет по л/р | |||||
19/6 | Отдел Папоротниковидные. Л.р.№7 «Изучение внешнего вида и внутреннего строения папоротников | 1 | УКПЗ | Высшие споровые растения (папоротники), отличительные особенности. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации. Жизненный цикл папоротников. Распространение и их роль в биоценозах. | Фронтальный, индивидуальный опрос, тестирование. Отчет по л/р | |||||
20/7 | Обобщение и повторение №2 по теме «Споровые и сосудистые растения» | 1 | УКЗ | Фронтальный, индивидуальный опрос, тестирование. Проект | ||||||
21/8 | Происхождение и особенности организации голосеменных растений | 1 | УФНЗ | Отдел Голосеменные, отличительные особенности. Происхождение и особенности организации Голосеменных растений. Строение тела, жизненные формы голосеменных. | Предметные умения: выделять особенности голосеменных растений, давать определение термину «голосеменные растения», описывать этапы развития голосеменных растений, объяснять роль голосеменных растений в природе и в жизни человека, приводить примеры голосеменных растений, пользоваться лабораторным оборудованием, характеризовать роль голосеменных растений в биоценозах и в практической деятельности человека. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; — находить информацию о растениях в дополнительных источниках, анализировать и оценивать еѐ, переводить из одной формы в другую Личностные результаты обучения: развитие и формирование интереса к изучению живой природы; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; формирование ответственного отношения к обучению | Индивидуальный, фронтальный опрос. Сообщение | ||||
22/9 | Многообразие голосеменных. Л.Р.№ 8 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений» | 1 | УКПЗ | Значение в природе и жизни человека. Отдел Голосеменные, многообразие. Распространенность голосеменных. | Проект, тестовый, отчет по л/р | |||||
23/10 | Размножение голосеменных Л.р.№9 «Изучение строения хвои и шишек хвойных растений (на примере местных видов)» | 1 | УКПЗ | Размножение голосеменных (на примере сосны) | Фронтальный, индивидуальный опрос, тестирование. Отчет по л/р | |||||
24/11 | Роль голосеменных в биогеоценозах и их практическое значение. Контрольная работа № 3 по теме «Споровые растения. Голосеменные» | 1 | УКПЗ | Роль голосеменных в биоценозах и практическое значение. | Проект, тестовый | |||||
25/12 | Происхождение и особенности строения покрытосеменных. Л.р.№10 «Изучение строения покрытосеменных растений». | 1 | УКПЗ | Особенности строения покрытосеменных растений. Жизненные формы: деревья, кустарники, травы. Размножение. Происхождение покрытосеменных растений. | Предметные умения: знать основные методы изучения растений, основные группы растений(водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие; раскрывать роль растений в биосфере и жизни человека, происхождение растений, и основные этапы развития растительного мира; знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; уметь давать общую характеристику растительного царств; объяснять роль растений в биосфере, происхождение растений и основные этапы развития растительного мира; выявлять причину различий в составе фитоценозов различных климатических поясов, характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли, распознавать и описывать жизненные формы растений Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; — находить информацию о растениях в дополнительных источниках, анализировать и оценивать еѐ, переводить из одной формы в другую Личностные результаты обучения: развитие и формирование интереса к изучению живой природы; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; формирование ответственного отношения к обучению | Фронтальный, индивидуальный опрос, тестирование. Отчет по л/р | ||||
26/13 | Систематика отдела Покрытосеменные. Семейства класса Двудольные растения | 1 | УФНЗ | Систематика отдела Покрытосеменные. Признаки классов Однодольные и Двудольные. Значение растений основных семейств класса Двудольные. Класс Двудольные, основные семейства (6 семейств двудольных растений): крестоцветные, розоцветные, мотыльковые, пасленовые, сложноцветные | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||||
27/14 | Семейства класса Однодольные растения. | 1 | УФНЗ | Признаки однодольных растений. Редкие и охраняемые растения семейства Лилейные. Класс Однодольные, основные семейства (2 семейства однодольных): лилейные, злаки. | Фронтальный, индивидуальный опрос, тестирование. Отчет по л/р | |||||
28/15 | Распространение цветковых, их роль в биоценозах и жизни человека П.Р.№2 «Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения» | 1 | УКПЗ | Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово-ягодные, масличные, зерновые, кормовые. Многообразие цветковых растений. Распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. | Фронтальный, индивидуальный опрос, тестирование. Отчет по пр/р | |||||
29/16 | Обобщение и повторение №4 по теме «Цветковые растения» | 1 | Фронтальный, индивидуальный опрос, тестирование. Проект | |||||||
30/17 | Эволюция растений. Л/р№11 «Построение родословного древа царства Растения». | 1 | УКПЗ | Возникновение жизни и появление первых растений. Развитие растений в водной среде обитания. Выход растений на сушу и формирование проводящей сосудистой системы. Усложнение растений в процессе эволюции. Основные этапы развития растений на суше . Происхождение основных систематических групп растений. | Фронтальный, индивидуальный опрос, тестирование. | |||||
31/18 | Контрольная работа № 3 по теме «Покрытосеменные растения» | 1 | УКЗ | Фронтальный, индивидуальный опрос, тестирование. | ||||||
Раздел 5. Растения и окружающая среда (3 часа) | ||||||||||
32/1 | Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов Л/р.№12 «Составление таблиц, отражающих состав и значение отдельных организмов в фитоценозе» | 1 | УФНЗ | Растительные сообщества — фитоценозы Видовая и пространственная структура растительного сообщества; ярусность.. Роль отдельных растительных форм в сообществе. | Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — определение понятия «фитоценоз»; — видовую и пространственную структуру растительного сообщества, ярусность;— роль растений в жизни планеты и человека; — необходимость сохранения растений в любом месте их обитания. Учащиеся должны уметь: — определять тип фитоценоза; — выявлять различия между естественными и искусственными фитоценозами; — обосновывать необходимость природоохранительных мероприятий. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — существующую программу курса; — учебники и другие компоненты учебно-методического комплекта; — иллюстративный и вспомогательный учебный материал (таблицы, схемы, муляжи, гербарии и т. д.); — осознавать целостность природы; взаимосвязанность и взаимозависимость происходящих в ней процессов. Учащиеся должны уметь: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке; — разрабатывать план-конспект темы, используя дополнительные источники информации; — готовить устные сообщения и письменные доклады на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета; — объяснять необходимость ведения хозяйственной деятельности человека с учѐтом особенностей жизнедеятельности живых организмов; — под руководством учителя оформлять отчѐт о проведѐнном наблюдении, включающий описание объектов наблюдения, его результаты и выводы; — организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). Личностные результаты обучения — соблюдение учащимися правил поведения в природе; — осознание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; — умение реализовывать теоретические познания на практике; — осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; — понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; — проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; — привить любовь к природе, чувства уважения к учѐным, изучающим растительный мир, эстетические чувства от общения с растениями; — признание учащимися права каждого на собственное мнение; — готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; — умение аргументированно отстаивать свою точку зрения; — критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственность за их результаты; — понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; — умение слушать и слышать другое мнение, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения | Фронтальный, индивидуальный опрос, тестирование. Отчет по л/р | ||||
33/2 | Растения и человек П.р.№3 «Разработка проекта выращивания сельскохозяйственных растений на школьном дворе». | 1 | УФНЗ | Значение растений в жизни планеты и человека. Первичная продукция и пищевые потребности человека в растительной пище. Кормовые ресурсы для животноводства. Строительство и другие потребности человека. Эстетическое значение растений в жизни человека. | Фронтальный, индивидуальный опрос, тестирование. Отчет по пр/р | |||||
34/3 | Охрана растений и растительных сообществ Л/р.№13 «Разработка схем охраны растений на пришкольной территории» | 1 | УФНЗ | Законодательство в области охраны растений. Причины необходимости охраны растительных сообществ. Методы и средства охраны природы. | Фронтальный, индивидуальный опрос, тестирование. Отчет по л/р |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...