Интегрированный урок по биологии и информатике "Первая помощь при кровотечениях и повреждениях файловой системы".
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
Задачи:
1. Образовательная:
По биологии: обобщение знаний по теме «Кровеносная и лимфатическая системы», получение новых знаний об оказании первой помощи при кровотечениях;
По информатике: получить новой информации о файловой системе для ОС Windows, правилах именования файлов, понятии «пути к файлу», возможных повреждениях файловой системы и способах «оказания первой помощи»;
Сравнить сердечнососудистую систему с файловой.
2. Развивающая: обучение приемам ассоциативного мышления;
3. Воспитательная: воспитывать позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни; информационную культуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt1.docx | 35.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный конкурс учителей «Режиссура урока»
Номинация: интегрированный урок
Тема: Первая помощь при кровотечениях и повреждениях файловой системы.
Исполнители:
учитель информатики
МБОУ Гимназии №1
г. Светлограда
Ващенко Н.А
учитель биологии
МБОУ Гимназии №1
г. Светлограда
Волкова И.И.
Светлоград, 2013
Интегрированный урок по биологии и информатике.
Урок рассчитан на 2 часа
«Любая мысль есть порождение ассоциации»
Поэт Роберт Фрост
Широкая сеть ассоциаций — это ключ к хорошей памяти. Создавайте ассоциации, это настоящий секрет
хорошей памяти. Американский психолог У. Джемс писал: «Искусство хорошей памяти — это искусство сотворения многочисленных и разнообразных связей с любыми сведениями, которые мы хотим запомнить». Каждая ассоциация становится своеобразным крючком, на котором подвешен факт. С помощью крючка факт поднимается на поверхность. Следовательно, ассоциация является одновременно средством закрепления воспоминаний и последующего
воспроизведения их.
Тема урока: Первая помощь при кровотечениях и повреждениях файловой системы.
Цель урока: сравнить сердечно- сосудистую систему с файловой системой, оказание первой помощи при повреждениях.
Скрытая цель урока: используя ресурсы ассоциативной памяти, освоить на уроке объем нового материала сразу по двум учебным дисциплинам: информатике и биологии.
Задачи:
1. Образовательная:
По биологии: обобщение знаний по теме «Кровеносная и лимфатическая системы», получение новых знаний об оказании первой помощи при кровотечениях;
По информатике: получить новой информации о файловой системе для ОС Windows, правилах именования файлов, понятии «пути к файлу», возможных повреждениях файловой системы и способах «оказания первой помощи»;
Сравнить сердечнососудистую систему с файловой.
2. Развивающая: обучение приемам ассоциативного мышления;
3. Воспитательная: воспитывать позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни; информационную культуру.
Оборудование: бинты, жгуты, палочки для закрутки, ПК, проектор, рабочие тетради, модули обучения.
Форма урока: интегрированный урок.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения, применяемые на уроке:
1. По источнику знаний:
Словесные
Наглядный.
2. По характеру познавательной деятельности учащихся:
исследовательский.
Элементы педагогических технологий, используемых в ходе урока.
Технология дифференцированного подхода;
Игровые технологии;
Работа в группах;
Основные понятия:
Биология: внутреннее и внешнее кровотечение, гематома, капиллярное, венозное и артериальное кровотечения, антисептик, жгут, закрутка, струп, зернистая соединительная ткань.
Информатика: логическое имя устройства внешней памяти, файл, правила именования файлов, каталог, путь к файлу.
Этапы урока | Методы, приемы | Комментарии |
Предисловие. Подготовка к уроку начинается с того, что класс делится на две группы, с приблизительно одинаковым количеством сильных и слабых учеников. Из числа участников команд выбираются Президенты и премьер-министры, которые заранее знакомятся с новым материалом. Для микрогрупп учащиеся также подбираются заранее, желательно сильный и слабый ученик в одной паре. Инф*.: Способ ассоциаций был известен еще в древности. Одним из самых блестящих факторов в «мировой» истории был знаменитый государственный деятель Марк Туллий Цицерон. Приводя в своих выступлениях множество фактов, он никогда не пользовался записями. Современники поражались его феноменальной памяти, но секрет его ораторского искусства был не только в редких способностях, но и в умении использовать при запоминании технические приемы. Перед выступлениями в сенате он тренировался, произнося речи дома, при этом переходя из одной комнаты в другую. Всякий раз, когда при обдумывании речи Цицерон переходил к следующей мысли, он делал небольшую паузу и мысленно соединял соответствующий раздел речи с определенным уголком своего дома. Затем при произнесении речи в сенате Цицерон мысленно повторял свой путь по дому и таким образом мог произнести всю речь, не прибегая к записям. Цепочка ассоциаций в данном случае представляет собой различные уголки дома, новая информация связывается с каждым из них. Био*.: В течение жизни каждому из нас приходится запоминать огромное количество информации. При этом кто-то справляется с этим лучше, кто-то хуже, кто-то утверждает, что совсем ничего не может запомнить. Вы все можете использовать ресурсы своей памяти с большей продуктивностью, если научитесь некоторым приемам «Ассоциаций». Смысл этих приемов заключается в том, что мы связываем уже известные понятия с новыми при помощи ярких, возможно, даже смешных образов. Например: мама посылает вас в магазин, для того, чтобы вы купили морковь, хлеб, сыр – продукты, совершенно разные. Это для вас новая информация. А то, как расположены, например, предметы мебели в вашей комнате: стул, кровать, шкаф - хорошо известная информация. Давайте их свяжем. (Дети вместе с учителями придумывают эти образы, сочиняют мини-историю). | Дифференцированный подход к изучению материала. Работа в группах. Знакомство с приемом, развивающим ассоциативную память. Цель: используя ресурсы ассоциативной памяти, освоить на уроке объем нового материала сразу по двум учебным дисциплинам: информатике и биологии. | Сильные ученики, заранее освоив новый материал способны оперировать терминологией, обобщать, анализировать и представлять его одноклассникам. Слабый ученик должен не просто списать, а научиться учиться. Высокий уровень развития памяти является метапредметным результатом образовательного процесса. Мы предлагаем на базе двух учебных предметов освоенные обучающимися способа деятельности, направленного на развитие ассоциативной памяти, применимый как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. |
Экспозиция. Инф: Ребята, какой раздел мы сейчас изучаем по информатике? (учащиеся отвечают: устройство компьютера) Био: А какую тему мы сейчас изучаем по биологии? (учащиеся отвечают: кровеносная система). Как известно, человек создает многие вещи по своему образу и подобию. Инф: именно об этом мы говорим на уроках информатики, постоянно сравнивая системы компьютера и человека. Темы сегодняшнего конкретного урока вы видите на экране. А значит, целью урока будет….? (сравнение кровеносной системы и файловой). Попутно, мы свяжем на уровне ассоциаций и образов понятия этих, казалось бы, разных тем. | Натолкнуть на самостоятельное формулирование цели урока. | |
Сюжет. Завязка. Био: Мы попросили вас разделиться на две группы: жители страны «Информатика» и жители страны «Биология». Обеим командам мы предлагаем обратиться к своим учебникам. Биологи в учебнике и открывают тему «Кровеносная и лимфатическая системы», Инф: … а информатики - «Файлы и файловая система». Сейчас мы с вами поиграем в «Гонки по учебнику». Био: Давайте посмотрим на получившиеся списки. Начинает просматриваться аналогия? (дети: Да, нет, не совсем). | Первичное знакомство с материалом по информатике и обзор всей темы по биологии. Игровые технологии; | По биологии изучение темы «Кровеносная и лимфатическая система» завершается, новым для учеников является только меры оказания первой помощи при повреждениях. По информатике «Файлы и файловые структуры» - новый материал. Правила игры «Гонки по учебнику»: в течение 2 минут необходимо просмотреть текст с целью найти ключевые слова. Это могут быть заголовки, выделенные слова, схемы, рисунки и т.п. По окончании времени учащиеся называют ключевые слова, а один ученик записывает их на доске в два столбика. |
Развитие действия. Инф: Наверное, для того чтобы общие черты были видны всем, нужно провести встречу на уровне Президентов наших стран и расставить все на свои места. Био: Сейчас президенты и премьер-министры получат задания, которые вы распределите между участниками группы. Инф: задания у всех свои, но общий результат будет складываться, как мозаика, из результатов всех групп. Президенты раздают задания микро-группам. Затем, переходя от группы к группе, собирают и передают материал для обработки премьер-министрам, которые занимают свои места за компьютерами и готовят слайды с сопроводительным материалом к выступлению Президентам. Учителя консультируют Президентов, группы при возникновении затруднений, делают пометки в оценочных бланках. | Работа в парах. Элементы исследовательского метода: | По биологии: обобщение знаний по теме «Кровеносная и лимфатическая системы», получение новых знаний об оказании первой помощи при кровотечениях; По информатике: получить новой информации о файловой системе для ОС Windows, правилах именования файлов, понятии «пути к файлу», возможных повреждениях файловой системы и способах «оказания первой помощи»; |
Антракт: звонок с урока. На перемене учитель информатики комбинирует из двух презентаций, выполненных премьер-министрами, одну для встречи в верхах. | ||
Кульминация Инф: На прошлом уроке жители наших стран усердно поработали над подготовкой к встрече президентов. Био: Итак, в соответствии с имеющимся у вас планом (на экране), мы проведем встречу в верхах. Президенты, просим вас выйти для представления своей страны. Инф: Жители стран не сидят пассивно, а помогают найти точки соприкосновения для для дальнейшего сотрудничества Выступают президенты по следующему плану):
СЛАЙД
Президент Инф: Хорошо вам, вы можете увидеть все в реальности и попробовать на практике. А вот наша страна находится в виртуальном мире, и мы можем увидеть результат своих действий только на мониторе компьютера. | Наглядный Практические навыки наложения жгута при повреждении кровеносной системы | Используя знания по строению кровеносной и файловой систем, учащиеся проводят аналогии, согласно плана. Слайды выполняются в ходе урока. Действия выполняют жители страны Биология одновременно согласно алгоритму, который зачитывает Президент Биологии. |
Развитие действия Био: О, как интересно, жители страны Биология, давайте познакомимся поближе с традициями Информатики. Инф: Информатики открывают рабочие тетради по биологии и выполняют следующие задания (задание на экране). А биологи получают свои задания по информатике у президента. Инф: Через 10 минут мы узнаем о мерах по предотвращению разрушения файловой системы. Био: А также проведем соревнование на скорость и правильность наложения жгута. Мы с Президентом Биологии будем оценивать результат. (выполнение заданий) | Работа в парах. Элементы исследовательского метода | По биологи: закрепление знаний по теме «Кровеносная и лимфатическая системы», и новых знаний об оказании первой помощи при кровотечениях; По информатике: закрепление новой информации о файловой системе для ОС Windows, правилах именования файлов, понятии «пути к файлу», возможных повреждениях файловой системы и получение новой информации о способах «оказания первой помощи». Президент Биологии собирает у микрогрупп информацию о способах «оказания первой помощи» при повреждении файловой системы. |
Развязка Сообщение Президента Биологии о мерах по предотвращению разрушения файловой системы. Для того чтобы закрепить достигнутые результаты встречи на высшем уровне между жителями наших стран, поучаствовать в соревнованиях. Президент Инф.: Да, мы сегодня поняли, что человек все делает по своему образу и подобию, и меры оказания первой помощи идентичны. Био.: А что же делать, если человек сам себе причиняет вред, употребляя алкоголь и никотин? А это для вас будет домашним заданием: подготовьте презентации о вредном влиянии никотина и алкоголя на сердечно-сосудистую систему; о роли тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и проработать параграф 25. Президент биологии: Мы пришли к выводу, что человеческий организм имеет общее строение. Но в своей деятельности человек не просто копирует природу, а подходит ко всему творчески.
Инф: В результате на сегодняшний день существует несколько файловых систем. Одну из них мы сегодня рассмотрели. К следующему уроку информатики вам предстоит сравнить файловые системы Windows и Linux, читая параграф 2.4. | Словесный метод Элементы игровых технологий. Формулирование выводов. Дифференцированное домашнее задание. | Домашнее задание развивает темы урока и дает пищу для дальнейшего размышления |
Эпилог. Инф.: используя ресурсы ассоциативной памяти, давайте проверим, как мы освоили объем нового материала сразу по двум учебным дисциплинам: информатике и биологии. Слайд Био.: Накладывая жгут и делая повязки, вы оказывали первую помощь при кровотечениях, а теперь мы с вами должны смотать бинт и вложить туда записки, но не с временем наложения жгута, а с продолженными предложениями: Я узнал …. Мне понравилось… Я благодарю… Инф.: Английский психолог А.Бэн говорил: «Ассоциации, которые в одиночку слишком слабы, чтобы вызвать воспоминание, действуют успешно в соединении». Впечатления, полученные в тесной последовательности, стремятся так ассоциироваться и соединиться, что воспоминания об одном обязательно вызывают и другие. Сегодня на уроке, используя ресурсы ассоциативной памяти, вы смогли освоить новый материал сразу по двум учебным дисциплинам, основываясь на сходстве и смежности этих предметов. «Память как волшебное сито, оно пропускает мусор и сохраняет золотые зерна» К. Паустовский | Рефлексия. | Так как информатика «привязывалась» к биологии, мы предлагаем учащимся таблицу с заполненной колонкой по биологии, а столбец информатики они заполняют, используя ассоциативную память. Учитель слушает комментарии учащихся и делает пометки для последующей оценки работы за весь урок. |
Послесловие Оценка учащихся за урок состоит из нескольких слагаемых: баллы за выполнение задания, балл за ответ на поставленный вопрос учителя (об алгоритме выполнения работы), балл за активность на уроке, балл за умение увидеть практический результат и область применения полученных знаний. | Максимально возможное объективное оценивание результатов образовательного процесса. | Научить учащихся самостоятельно добывать знания и находить область применения. Самосовершенствование личности за счет развития эффективности памяти. |
*Условные обозначения:
Инф. – учитель информатики;
Био. – учитель биологии;
Президент Инф. – член команды страны Информатика
Президент Био.- член команды страны Биология
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного по биологии и ОБЖ "Нарушения опорно-двигательной системы. Правила оказания первой помощи при повреждениях ОДС."
Конспект комбинированного урока с технологической картой....
Интегрированный урок по биологии и информатике "Первая помощь при кровотечениях и повреждениях файловой системы"
Интегрированный урок по биологии и информатике. Урок рассчитан на 2 часа Тема урока: Первая помощь при кровотечениях и повреждениях файловой системы. Цель урока: сравнить сердечно...
Интегрированный урок ОБЖ биология "Заболевания ССС и их предупреждения. Первая помощь при кровотечениях "
Интегрированный урок ОБЖ + биология на тему "Заболевания ССС и их предупреждения. Первая помощьпри кровотечениях"На уроке учашиеся узнаю о Заболеваниях ССС, о их причинах, вспоминают виды кр...
Конспект урока биологии "Гигиена сердачно-сосудистой системы.Первая помощь при кровотечениях" 8 класс
Методическая разработка урока биологии....
Интегрированный урок биология-ОБЖ" Первая помощь при кровотечениях"
Возможный вариант проведения интегрированного урока биология-ОБЖ "Первая помощь при кровотечениях"...
Методическая разработка интегрированного урока биологии и ОБЖ по теме "Оказание первой помощи при кровотечениях"
P { margin-bottom: 0.21cm; } Цель: Научить учащихся распознавать виды кровотечений и способствовать формированию навыков оказания первой медицинской помощи.Задачи:Обучающие: Сформировать зн...
Интегрируемый урок биологии и математики в 8 классе по теме: "Кровотечения. Первая помощь при кровотечениях"
Интегрируемый урок биологии и математики в 8 классе по теме: "Кровотечения. Первая помощь при кровотечениях"...