Интегрированный урок по биологии и информатике "Первая помощь при кровотечениях и повреждениях файловой системы".
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Задачи:
1. Образовательная:

По биологии: обобщение знаний по теме «Кровеносная и лимфатическая системы», получение новых знаний об оказании первой помощи при кровотечениях;

По информатике:  получить новой  информации о файловой системе для ОС Windows, правилах именования файлов, понятии «пути к файлу», возможных повреждениях файловой системы и способах  «оказания первой помощи»;

Сравнить сердечнососудистую систему с файловой.

2. Развивающая: обучение приемам ассоциативного мышления;

3. Воспитательная: воспитывать позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни; информационную культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt1.docx35.89 КБ

Предварительный просмотр:

Районный конкурс учителей «Режиссура урока»

Номинация: интегрированный урок

Тема: Первая помощь при кровотечениях и повреждениях файловой системы.

            Исполнители:

учитель информатики

     МБОУ Гимназии №1

     г. Светлограда

   Ващенко Н.А

 учитель биологии

     МБОУ Гимназии №1

     г. Светлограда

   Волкова И.И.

Светлоград, 2013

Интегрированный урок  по биологии и информатике.

Урок рассчитан на 2 часа

 «Любая мысль есть порождение ассоциации»

Поэт Роберт Фрост

Широкая сеть ассоциаций — это ключ к хорошей памяти. Создавайте ассоциации, это настоящий секрет

хорошей памяти. Американский психолог У. Джемс писал: «Искусство хорошей памяти — это искусство сотворения многочисленных и разнообразных связей с любыми сведениями, которые мы хотим запомнить». Каждая ассоциация становится своеобразным крючком, на котором подвешен факт. С помощью крючка факт поднимается на поверхность. Следовательно, ассоциация является одновременно средством закрепления воспоминаний и последующего

воспроизведения их.

Тема урока: Первая помощь при кровотечениях и повреждениях файловой системы.

Цель урока:   сравнить сердечно- сосудистую систему с файловой системой, оказание первой помощи при повреждениях.

Скрытая цель урока: используя ресурсы ассоциативной памяти, освоить на уроке  объем нового  материала сразу по двум учебным дисциплинам: информатике и биологии.

Задачи: 
1. Образовательная:

По биологии: обобщение знаний по теме «Кровеносная и лимфатическая системы», получение новых знаний об оказании первой помощи при кровотечениях;

По информатике:  получить новой  информации о файловой системе для ОС Windows, правилах именования файлов, понятии «пути к файлу», возможных повреждениях файловой системы и способах  «оказания первой помощи»;

Сравнить сердечнососудистую систему с файловой.

2. Развивающая: обучение приемам ассоциативного мышления;

3. Воспитательная: воспитывать позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни; информационную культуру.

Оборудование: бинты, жгуты, палочки для закрутки, ПК, проектор, рабочие тетради, модули обучения.

Форма урока: интегрированный урок.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения, применяемые на уроке:

1. По источнику знаний:

Словесные

Наглядный.

2. По характеру познавательной деятельности учащихся:

исследовательский.

Элементы педагогических технологий, используемых в ходе урока.

Технология дифференцированного подхода;

Игровые технологии;

Работа в группах;

Основные понятия:

Биология: внутреннее и внешнее кровотечение, гематома, капиллярное, венозное и артериальное кровотечения, антисептик,  жгут, закрутка, струп, зернистая соединительная ткань.

Информатика: логическое имя устройства внешней памяти, файл, правила именования файлов, каталог, путь к файлу.

Этапы урока

Методы, приемы

Комментарии

Предисловие.

Подготовка к уроку  начинается с того, что класс делится на две группы, с приблизительно одинаковым количеством сильных и слабых учеников. Из числа участников команд выбираются Президенты и премьер-министры, которые заранее    знакомятся с новым материалом. Для микрогрупп учащиеся также подбираются заранее, желательно сильный и слабый ученик в одной паре.

Инф*.: Способ ассоциаций был известен еще в древности. Одним из самых блестящих факторов в «мировой» истории был знаменитый государственный деятель Марк Туллий Цицерон. Приводя в своих выступлениях множество фактов, он никогда не пользовался записями. Современники поражались его феноменальной памяти, но секрет его ораторского искусства был не только в редких способностях, но и в умении использовать при запоминании технические приемы. Перед выступлениями в сенате он тренировался, произнося речи дома, при этом переходя из одной комнаты в другую. Всякий раз, когда при обдумывании речи Цицерон

переходил к следующей мысли, он делал небольшую паузу и мысленно соединял соответствующий раздел речи с определенным уголком своего дома. Затем при произнесении речи в сенате Цицерон мысленно повторял свой путь по дому и таким образом мог

произнести всю речь, не прибегая к записям. Цепочка ассоциаций в данном случае представляет собой различные уголки дома, новая информация связывается с каждым из них.

Био*.: В течение жизни каждому из нас приходится запоминать огромное количество информации.   При этом кто-то справляется с этим лучше, кто-то хуже, кто-то утверждает, что совсем ничего не может запомнить. Вы все можете  использовать ресурсы своей памяти с большей продуктивностью, если научитесь некоторым  приемам «Ассоциаций». Смысл этих приемов  заключается в том, что мы связываем уже известные понятия с новыми при помощи ярких, возможно,  даже смешных образов. Например: мама посылает вас в магазин,  для того, чтобы вы  купили морковь, хлеб, сыр – продукты, совершенно разные. Это для вас новая информация. А то, как расположены, например, предметы мебели в вашей комнате: стул, кровать, шкаф - хорошо известная информация. Давайте их свяжем. (Дети  вместе с учителями  придумывают эти образы, сочиняют мини-историю).  

Дифференцированный подход к изучению материала.

Работа в группах.

Знакомство с приемом, развивающим ассоциативную память.

Цель:   используя ресурсы ассоциативной памяти, освоить на уроке  объем нового  материала сразу по двум учебным дисциплинам: информатике и биологии.

Сильные ученики, заранее освоив новый материал способны оперировать терминологией, обобщать, анализировать и представлять его одноклассникам.

Слабый ученик должен не просто списать, а научиться учиться.

Высокий уровень развития памяти является метапредметным результатом образовательного процесса. Мы предлагаем  на базе  двух учебных предметов освоенные обучающимися  способа деятельности, направленного на развитие ассоциативной памяти, применимый как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Экспозиция.

Инф: Ребята, какой раздел мы сейчас изучаем по информатике? (учащиеся отвечают: устройство компьютера)

Био:  А какую тему мы сейчас изучаем по биологии? (учащиеся отвечают: кровеносная система).

 Как известно, человек создает многие вещи по своему образу и подобию.

Инф: именно об этом мы говорим на уроках информатики, постоянно сравнивая системы компьютера  и человека.

Темы сегодняшнего конкретного урока вы видите на экране. А значит, целью урока будет….? (сравнение кровеносной системы и файловой).

Попутно, мы свяжем на уровне ассоциаций и образов понятия этих, казалось бы, разных тем.

Натолкнуть на самостоятельное формулирование  цели урока.

Сюжет.

Завязка.

 Био:  Мы попросили вас разделиться на две группы: жители страны «Информатика»  и  жители страны «Биология». Обеим командам мы предлагаем обратиться к своим учебникам. Биологи  в учебнике и  открывают тему «Кровеносная и лимфатическая системы»,

 Инф: … а  информатики -  «Файлы и файловая система».  Сейчас мы с вами поиграем в  «Гонки по учебнику».

Био: Давайте посмотрим на получившиеся списки. Начинает просматриваться аналогия? (дети: Да, нет, не совсем).

Первичное знакомство с материалом по информатике и обзор всей темы  по биологии.

Игровые технологии;

По биологии изучение темы «Кровеносная и лимфатическая система» завершается, новым для учеников является только меры оказания первой помощи при повреждениях. По информатике «Файлы и файловые структуры»  - новый материал.

Правила игры «Гонки по учебнику»: в течение 2 минут необходимо просмотреть текст с целью найти ключевые слова. Это могут быть заголовки, выделенные слова, схемы, рисунки и т.п. По окончании времени учащиеся называют ключевые слова, а один ученик записывает их на доске в два столбика.

Развитие действия.

Инф: Наверное, для того чтобы общие черты были видны всем, нужно провести встречу на уровне Президентов  наших стран и расставить все на свои места.

Био: Сейчас  президенты и  премьер-министры  получат  задания, которые вы  распределите  между участниками группы.

Инф: задания у всех свои, но общий результат будет складываться, как мозаика, из результатов всех групп.
Учащиеся получают план проведения «встречи в верхах», модули, для изучения нового материала, свои задания для подготовки к встрече Президентов и критерии оценивания работ.

Президенты раздают задания микро-группам. Затем, переходя от группы к группе, собирают   и передают материал для обработки  премьер-министрам, которые занимают свои места за компьютерами и     готовят слайды с сопроводительным материалом к выступлению Президентам. Учителя консультируют Президентов, группы при возникновении затруднений, делают пометки в оценочных бланках.

Работа в парах.

Элементы исследовательского  метода:

По биологии: обобщение знаний по теме «Кровеносная и лимфатическая системы», получение новых знаний об оказании первой помощи при кровотечениях;

По информатике:  получить новой  информации о файловой системе для ОС Windows, правилах именования файлов, понятии «пути к файлу», возможных повреждениях файловой системы и способах  «оказания первой помощи»;

Антракт: звонок с урока. На перемене учитель информатики комбинирует из двух презентаций, выполненных премьер-министрами, одну для встречи в верхах.

Кульминация

Инф: На прошлом уроке жители наших стран усердно поработали над подготовкой к встрече президентов.

Био: Итак, в соответствии с имеющимся у вас планом (на экране), мы проведем встречу в верхах. Президенты, просим вас выйти для представления своей страны.  

Инф: Жители стран не сидят пассивно, а помогают найти точки соприкосновения для для дальнейшего сотрудничества Выступают президенты по следующему плану):

  1. Есть ли внешнее сходство у  изучаемых структур (кровеносной и файловой) двух государств? Кто (что)  приводит в действие системы?

СЛАЙД

  1. Какова иерархия в системе кровообращения? Какова иерархия в  файловой системе? СЛАЙД
  2. Наименьшая единица в системе? СЛАЙД
  3. Какие повреждения (сбои)  могут быть у  систем? СЛАЙД
  4. Действия при повреждении кровеносной  (файловой) системы? СЛАЙД

Президент Инф: Хорошо вам, вы можете  увидеть все в реальности и попробовать на практике. А вот наша страна находится в виртуальном мире, и мы можем увидеть результат своих действий только на мониторе компьютера.

Наглядный

Практические навыки наложения жгута при повреждении кровеносной системы

Используя знания по строению кровеносной и файловой систем,  учащиеся проводят аналогии, согласно плана.

Слайды выполняются в ходе урока.

Действия выполняют жители страны Биология одновременно согласно алгоритму, который зачитывает Президент Биологии.

Развитие действия

Био: О, как интересно, жители страны Биология, давайте познакомимся поближе с традициями Информатики.

Инф: Информатики открывают рабочие тетради по биологии и выполняют следующие задания (задание на экране).  А биологи получают свои задания по информатике у президента.

Инф: Через 10 минут мы узнаем о мерах по предотвращению разрушения  файловой системы.

Био: А также проведем соревнование на скорость и правильность наложения жгута. Мы с Президентом Биологии будем оценивать результат.

(выполнение заданий)

Работа в парах.

Элементы исследовательского  метода

По биологи: закрепление  знаний по теме «Кровеносная и лимфатическая системы», и новых знаний об оказании первой помощи при кровотечениях;

По информатике: закрепление новой  информации о файловой системе для ОС Windows, правилах именования файлов, понятии «пути к файлу», возможных повреждениях файловой системы и получение новой информации о  способах  «оказания первой помощи».   Президент Биологии собирает у микрогрупп информацию о способах  «оказания первой помощи» при повреждении файловой системы.

Развязка

Сообщение Президента Биологии о мерах по предотвращению разрушения  файловой системы.

Для того чтобы закрепить достигнутые результаты встречи на высшем уровне  между жителями наших стран, поучаствовать в соревнованиях.

Президент Инф.: Да, мы сегодня поняли, что человек все делает по своему образу и подобию, и меры оказания первой помощи идентичны.

Био.: А что же делать, если человек сам себе причиняет вред, употребляя алкоголь и никотин?

А это для вас будет домашним заданием: подготовьте презентации о вредном влиянии никотина и алкоголя на сердечно-сосудистую систему; о роли тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и проработать параграф 25.

  Президент биологии: Мы пришли к выводу, что человеческий организм  имеет общее строение. Но в своей деятельности человек не просто копирует природу, а подходит ко всему творчески.

 

Инф: В результате на сегодняшний день существует несколько  файловых систем. Одну из них мы сегодня рассмотрели. К следующему уроку информатики вам предстоит сравнить файловые системы Windows и Linux, читая параграф 2.4.

Словесный метод

Элементы игровых технологий.

Формулирование выводов.

Дифференцированное домашнее задание.

Домашнее задание  развивает темы урока и дает пищу для дальнейшего размышления

Эпилог.

 Инф.:   используя ресурсы ассоциативной памяти, давайте проверим, как мы освоили  объем нового  материала сразу по двум учебным дисциплинам: информатике и биологии.

Слайд

Био.: Накладывая жгут и делая повязки, вы оказывали первую помощь при кровотечениях, а теперь мы с вами должны смотать бинт и вложить туда записки, но не с временем наложения жгута, а  с продолженными предложениями: Я узнал …. Мне понравилось… Я благодарю…

Инф.: Английский психолог А.Бэн говорил: «Ассоциации, которые в одиночку слишком слабы, чтобы вызвать воспоминание, действуют успешно в соединении». Впечатления, полученные в тесной последовательности, стремятся так ассоциироваться и соединиться, что воспоминания об одном обязательно вызывают и другие. Сегодня на уроке, используя ресурсы ассоциативной памяти, вы смогли  освоить  новый   материал сразу по двум учебным дисциплинам, основываясь на сходстве и смежности этих предметов.

«Память как волшебное сито, оно пропускает мусор и сохраняет золотые зерна»       К. Паустовский

Рефлексия.

Так как информатика «привязывалась» к  биологии, мы предлагаем учащимся таблицу с заполненной колонкой по биологии, а столбец информатики они заполняют, используя ассоциативную память.

Учитель слушает комментарии учащихся и делает пометки для последующей оценки работы за весь урок.

Послесловие

Оценка  учащихся за урок состоит из нескольких слагаемых: баллы  за выполнение задания, балл за ответ на поставленный вопрос учителя (об алгоритме выполнения работы), балл за активность на уроке, балл за умение увидеть практический результат и область применения полученных знаний.

Максимально возможное объективное оценивание результатов  образовательного процесса.

Научить учащихся самостоятельно добывать знания и находить область применения.

Самосовершенствование личности за счет развития эффективности памяти.

*Условные обозначения:

Инф. – учитель информатики;

Био. – учитель биологии;

Президент Инф. – член команды страны Информатика

Президент Био.- член команды страны Биология


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по биологии и информатике "Первая помощь при кровотечениях и повреждениях файловой системы"

Интегрированный урок  по биологии и информатике. Урок рассчитан на 2 часа Тема урока: Первая помощь при кровотечениях и повреждениях файловой системы. Цель урока:   сравнить сердечно...

Интегрированный урок ОБЖ биология "Заболевания ССС и их предупреждения. Первая помощь при кровотечениях "

Интегрированный урок ОБЖ + биология на тему "Заболевания ССС и их предупреждения. Первая помощьпри кровотечениях"На уроке учашиеся узнаю о Заболеваниях ССС, о их причинах, вспоминают виды кр...

Интегрированный урок биология-ОБЖ" Первая помощь при кровотечениях"

Возможный вариант проведения интегрированного урока биология-ОБЖ "Первая помощь при кровотечениях"...

Методическая разработка интегрированного урока биологии и ОБЖ по теме "Оказание первой помощи при кровотечениях"

P { margin-bottom: 0.21cm; } Цель: Научить учащихся распознавать виды кровотечений и способствовать формированию навыков оказания первой медицинской помощи.Задачи:Обучающие: Сформировать зн...

Интегрируемый урок биологии и математики в 8 классе по теме: "Кровотечения. Первая помощь при кровотечениях"

Интегрируемый урок биологии и математики в 8 классе по теме: "Кровотечения. Первая помощь при кровотечениях"...