Интегрированный урок ОБЖ биология "Заболевания ССС и их предупреждения. Первая помощь при кровотечениях "
план-конспект урока по обж (8 класс)
Интегрированный урок ОБЖ + биология на тему "Заболевания ССС и их предупреждения. Первая помощьпри кровотечениях"
На уроке учашиеся узнаю о Заболеваниях ССС, о их причинах, вспоминают виды кровотечения и первую помощь при них..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированный урок ОБЖ+ биология | 30.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Шатковская ООШ
Интегрированный урок биологии и ОБЖ
в 8 классе
по теме:
«Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение.
Первая помощь при кровотечениях»
Провели: учитель биологии Юрлова В.В.
учитель ОБЖ Игонина Ю.А.
Шатки
2015 год
Урок биологии по теме "Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях"
Задачи:
Образовательные: обобщить, углубить и систематизировать знания по теме «Сердце. Органы кровообращения»; раскрыть причины сердечно - сосудистых заболеваний ; показать роль тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно - сосудистых заболеваний; дать представления о различных видах кровотечений.
Развивающие: развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой; научить оказывать первую помощь при повреждении сосудов.
Воспитательные: воспитывать чувства доброты к больным людям; показать вредное влияние курения , алкоголизма, переедания на организм человека; раскрыть вредное влияние окружающей среды на организм человека
Оборудование: таблица « Сердце» , «Схема кровообращения», «Значение тренировки сердца», «Первая помощь при кровотечениях», опорные таблицы, жгут резиновый, закрутка, бинты., презентация к уроку
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: групповая, работа в парах., индивидуальная
План урока.
I. Организационный момент. Введение в тему.
II. Актуализация знаний.
1. Повторение о строении сердца, органах кровообращения, о видах кровеносных сосудов и о кругах кровообращения ( по таблицам).
2. Тестирование.( 3 варианта дифференцированных заданий)
III. Изучение нового материала.
1. Заболевания сердечно - сосудистой системы и их причины .
2. Значение тренировки сердца.
3. Виды кровотечений и первая помощь при кровотечениях.
IV. Итог.
V. Домашнее задание.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II.Актуализация знаний.
1. Повторение о строении сердца, органах кровообращения, о видах кровеносных сосудов и о кругах кровообращения ( по таблицам).
2. Проводится дифференцированное тестирование .
1 вариант
1). В аорту кровь идет:
а) из правого желудочка;
б) из левого предсердия;
в) из левого желудочка;
г) из правого предсердия
2). Сердце человека:
а) трехкамерное , находится в грудной клетке;
б) четырехкамерное, находится вне грудной клетки;
в) четырехкамерное , находится в грудной клетке.
3). Полулунные клапаны находятся:
а) между правым желудочком и правым предсердием;
б) между левым желудочком и на границе аорты;
в) между левым желудочком и левым предсердием.
4). Максимальное давление:
а) в верхних венах;
б) в аорте;
в) в правом желудочке;
г) в легочных артериях.
5). Максимальное кровяное давление здорового человека:
а) 120 /80 мм рт. ст. ;
б) 100 /60 мм рт. ст. ;
в) 160 /100 мм рт. ст.
6). Скорость потока крови:
а) в аорте меньше, чем в капиллярах;
б) в венах больше, чем в капиллярах;
в) в капиллярах больше, чем в артериях.
7). Малый круг кровообращения заканчивается:
а) в левом предсердии;
б) в левом желудочке;
в) в правом желудочке;
Вариант 2, .Выберите один правильный ответ.
1. Сосуды, по которым кровь течет от сердца, называются:
А. Артерии
Б. Вены
В. Капилляры
2. Мельчайшие кровеносные сосуды:
А. Артерии
Б. Вены
В. Капилляры
3. Сосуды, несущие кровь к сердцу, называются:
А. Артерии
Б. Вены
В. Капилляры
4. Самая крупная артерия называется:
A. Легочная артерия
Б. Сонная артерия
B. Аорта
5. Прочными и упругими стенками обладают:
А. Артерии
Б. Вены
В. Капилляры
6. Наиболее развитой мышечной стенкой обладает:
A. Левое предсердие
Б. Левый желудочек
B. Правый желудочек
Вариант 3, выберите 1 правильный ответ
1. Большой круг кровообращения начинается:
A. В правом желудочке
Б. В левом предсердии
B. В левом желудочке
2. В малом круге кровообращения кровь насыщается:
A. Кислородом
Б. Углекислым газом
B. Азотом
3. . Продолжительность паузы в работе сердца составляет:
А. 0,1с
Б. 0,4 с
В. 0,3 с
4. Наибольшее давление крови наблюдается:
А. В аорте
Б. В крупных венах
В. В капиллярах
5. . Наименьшая скорость движения крови наблюдается:
A. В аорте
Б. В крупных венах
B. В капиллярах
Ответить на вопросы: 1.Что препятствует обратному движению крови в сердце?
2. Почему стенки предсердий тоньше, чем стенки желудочков?
III. Изучение нового материала: Учитель биологии ( вступительное слово)
«У нас только одно сердце и только одна жизнь и необходимо заботиться об этих сокровищах» (Г.Брегг) - эпиграф урока
Учитель: читает стихотворение «Сердце»., на руке лежит муляж сердца.
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.
Э. Межелайтис
Ученики ставят цели и задачи урока самостоятельно.
Раньше не знали причин сердечно - сосудистых заболеваний и поэтому не могли их лечить. Медицина сегодняшнего дня пошла далеко. Медикам удалось раскрыть причины заболеваний и тем самым лечить больных.
Учитель биологии: Ребята, какие сердечно - сосудистые заболевания вы знаете? (Ответы учащихся). Вы сейчас просмотрите видеоролик, ваша задача ответить после просмотра на вопросы: Какие причины заболеваний были названы и какие названия болезней ссс?
Просмотр. Дети называют болезни, их название показывает учитель на слайде и дети их записывают в тетрадь.
Русская народная пословица гласит: «Здоровье невозможно купить, его дарит ум».
Объясните, смысл этой пословицы.(Слушаются мнения учащихся).
Отгадайте загадку: что на свете самое дорогое?(ответы учащихся).
Самое дорогое на свете - это здоровье. Если человек болен, ему никакие богатства не нужны. Каждый человек отвечает за свое здоровье.
Ребята, как вы думаете, в чем причина сердечно - сосудистых заболеваний? (Мнения учащихся).
Сердечно - сосудистые заболевания - это самые тяжелые и часто встречающиеся заболевания. Медицинская статистика всех стран показывает, что люди в большинстве случаев остаются инвалидами именно от этих заболеваний. Работа с презентацией (Статистика ВОЗ, диаграмма по заболеваниям в мире)
Учитель ОБЖ: Одной из причин сердечно - сосудистых заболеваний являются употребление спиртных напитков. Если человек постоянно употребляет спиртное, то его сердце покрывается жиром и увеличивается 1,5 - 2 раза от обычного. При этом сердце расширяется и обессиливается. Оно будет работать плохо и не может обеспечить организм кровью в достаточном количестве. После употребления спиртного, сокращения сердца учащаются. Под влиянием спиртного кровеносные сосуды сужаются, и в сердце появляются тяжелые приступы, вследствие чего человек может умереть.
Сообщение учащегося о вредном влиянии спиртных напитков.
«Злоупотребление алкоголем неблагоприятно сказывается на здоровье: возникают различные заболевания внутренних органов, утяжеляется течение уже имеющихся болезней.
Особенно характерны для алкоголиков заболевания сердечно - сосудистой системы . По наблюдениям медиков, сердечно - сосудистые заболевания у злоупотребляющих алкоголем наблюдаются чаще.
При систематическом употреблении алкоголя возникают стойкие нарушения функций сердечно - сосудистых систем. Алкоголь нарушает нормальный ритм сокращений сердца, вызывает спазм сосудов сердца и мозга, что особенно опасно для лиц, страдающих атеросклерозом и стенокардией. Проявляется это различными неприятными ощущениями - давлением, «замиранием» сердца, сжиманием и. т. д. Под влиянием алкоголя изменяется и артериальное давление, в большинстве случаев в сторону повышения. При этом нередко формируется стойкая гипертония. Особенно значительны подъемы артериального давления в состоянии алкогольного похмелья.
Длительное употребление алкоголя приводит к перерождению сердечной мышцы (мио -карда) вследствие нарушений обменных процессов. В результате этого мышечная ткань становится дряблой, мышечные волокна частично замещаются жировой и соединительной тканью, что приводит к снижению сократительной способности сердца, и оно перестает справляться с нагрузкой: при усиленной мышечной работе появляются сердцебиение, одышка, слабость».
Учитель биологии: У курильщиков после каждой выкуренной сигареты наблюдается сужение сосудов, длящееся 30 минут. У систематически курящего человека сосуды почти непрерывно находятся в суженном состоянии, что увеличивает работу сердца по проталкиванию крови.
Сообщение учащегося о вредном влиянии курения.
«- В составе табака имеются такие вредные вещества как никотин, угарный и углекислый газы, аммиак, мышьяк, пиридин и т. д. Курение - источник самых различных заболеваний нервной и кровеносной систем, дыхательных путей, желудочно - кишечного тракта.
Никотин в малых дозах возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения, приводит к нарушению ритма сердечных сокращений, тошноте и рвоте.
Статистические данные говорят, по сравнению с некурящими длительно курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз - инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка».
Учитель ОБЖ: «Мы едим, чтобы жить, а живем не для того чтобы есть», - сказали древние римляне. Пища для нашего организма потребность, потому что пища уходит на строительство клетки, ткани и органов, является источником энергии.
Излишнее переедание является причиной сердечно - сосудистых заболеваний. У людей с избыточным весом возникновение ишемической болезни сердца возрастает в 3, 4 раза. Избыточный вес приводит к нагрузке сердца. В среднем за 70 лет жизни сердце выбра -сывает 150 млн литр крови, а у людей с избыточным весом увеличивается на 20 - 30 %.
Еще мыслители древности понимали, что умеренность в еде - залог здоровья и долго - летия, а о тех, кто слишком много ест, говорили: «Обжора роет себе могилу зубами».
Сообщение учащегося о вреде переедании.
«- Особенно опасно переедание в наши дни. Ведь вследствие гипокинезии люди стали меньше тратить энергии, и, если количество энергии, получаемой с пищей, превышает энергозатраты, человеку угрожает ожирение, а вместе с ним многие другие болезни и сокращение продолжительности жизни.
Переедание может стать причиной артериальной гипертонии.
При избыточном потреблении с пищей животных жиров нарушается обмен холестерина, что, как известно, способствует развитию и пргрессированию атеросклероза».
Учитель биологии: Жизнь современного человека богата эмоциональными чувствами. Некоторые эмоции воздействуют положительно, другие - отрицательно. Отрицательно влияющие эмоции приводят к сердечно - сосудистым заболеваниям.
С одноклассниками, друзьями, родителями, учителями надо быть в хороших отношениях, уважать их чувства, стараться всячески избегать конфликтных ситуаций.
Редьярд Киплинг. «Посвящение Сыну»
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
В наше время , когда каждый день мы можем получить стресс, важно себя контролировать.
Наше сердце — удивительный орган! Оно умеет не только перекачивать кровь, но еще танцевать от радости, замирать в предвкушении, сжиматься от жалости и обливаться кровью. А еще оно может разбиться от боли, разорваться от горя, упасть от разочарования, замирать в ожидании, трепетать от счастья… Сердце — самый точный индикатор наших самых искренних эмоций, а потому цените и берегите тех людей, которые вам его дарят!
Стихотворение читает учитель биологии и спрашивает, что ученики знают о поэте Расуле Гамзатове?
Выступление ученик:
Расул Гамзатович Гамзатов родился 8 сентября 1923 года в селении Цада Хунзахского района Дагестанской АССР, в семье народного поэта Дагестана, лауреата Госпремии СССР, Гамзата Цадасы.
В 1945—1950 гг. Расул Гамзатов учился в Московском литературном институте имени
М. Горького. После его окончания Расула Гамзатова в 1951 году избирают Председателем правления Союза писателей Дагестана, где он работал вплоть до своей кончины в ноябре 2003 года.
Расул Гамзатов начал писать стихи, когда ему было девять лет. Потом его стихи начали печатать в республиканской аварской газете «Большевик гор» Первая книжка стихов на аварском языке вышла в 1943 году. Ему было всего двадцать лет, когда он стал членом Союза писателей СССР. С тех пор на аварском и русском языках, на многих языках Дагестана, Кавказа и всего мира вышли десятки поэтических, прозаических и публицистических книг, такие как «В горах мое сердце», «Высокие звезды», «Берегите друзей», «Журавли», «У очага», «Письмена», «Последняя цена», «Сказания», «Колесо жизни», «О бурных днях Кавказа», «В полдневный жар», «Мой Дагестан», «Две шали», «Суди меня по кодексу любви», «Сонеты» и многие другие, которые получили широкую популярность у любителей его поэзии.
Он прожил долгую и яркую жизни. 8 сентября 2003 года в день 80-летия поэта за особые заслуги перед отечеством президент России Владимир Путин вручил ему высшую награду страны — орден Святого апостола Андрея Первозванного. 3 ноября 2003 года сердце поэта остановилось ( информация с сайта http://stihiolubvi.ru/info/gamzatov1.html )
Р. ГАМЗАТОВ
ПРОСТИ МЕНЯ, СЕРДЦЕ МОЁ
Тебя я помучил немало,
Как вспомню, ни ночи, ни дни
Со мной ты покоя не знало,
Прости, моё сердце, меня.
Как плетью, ах, будь я неладен,
Твоё подгонял колотье.
За то, что я был беспощаден,
Прости меня, сердце моё.
За то, что железным ты мнилось
И мог подставлять под копьё
Тебя я, безумью на милость,
Прости меня, сердце моё.
Кружит, как над полем сраженья,
Порой над тобой вороньё.
За подвиги долготерпенья
Прости меня, сердце моё!
Как вы думаете люди, которые живут в горах живут долго? ( ответы учащихся)
Учитель ОБЖ: Нормальной работе сердца способствуют физические упражнения, физический труд, активный образ жизни. При этом увеличивается объем крови, протекающей через сердечную мышцу, улучшается ее снабжение кислородом, питательными веществами. У тренированных спортсменов частота сердечных сокращений намного меньше, чем у нетренированных людей.
В спокойном виде у тренированных людей частота сердечных сокращений за 1 минуту составляет до 40, иногда до 28 ударов.
Хорошо тренированное сердце работает в экономном режиме, чем у нетренированных людей. Нетренированное сердце должно будет сокращаться чаще, чтобы выдавливать кровь в малом объеме.
Учитель биологии предлагает выполнить подсчет пульса в спокойном состоянии и после 15 приседаний- каковы ваши результаты ? – физкультминутка. ( ответы учеников)
В настоящее время перед человечеством возникла экологическая проблема. Мы загрязняем природу и тем самым вредим себе. Природу превратили в свалку. Загрязнение и отравление природы вредно для здоровья и становится причиной возникновения различных заболеваний. Поэтому на данный момент глобальная проблема - сохранение окружающей среды и охрана природных богатств.- работа с презентаций
Учитель ОБЖ: Общий объем циркулирующей крови в организме взрослого человека составляет в среднем 5 л. Потеря свыше 1/3 объема крови является смертельно опасной, особенно в случаях быстрого ее вытекания.
Кровотечения являются наиболее опасным осложнением ран, непосредственно угрожающим жизни. Оно возникает при нарушении целостности кровеносных сосудов. Кровотечение может быть опасным для жизни, так как с уменьшением количества циркулирующей крови нарушается снабжение кислородом жизненно важных органов - мозга, сердца, печени, почек.
Временно остановить кровотечение до приезда врача или транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение должен уметь каждый: от этого нередко зависит жизнь чело- века. Оказав первую помощь, обязательно нужно вызвать «Скорую» или доставить пострадавшего в любое близлежащее лечебное учреждение.
Вопрос учителя: Какие виды кровотечений вам известны?
В зависимости от характера поврежденных сосудов различают артериальные, венозные, капиллярные кровотечения. Очень важно знать их особенности, т. к. при разных видах кровотечения действовать следует по - разному.
Учитель обращает внимание учеников на слайд, там характеристика кровотечения. Задача учеников его назвать
Повреждаются мелкие кровеносные сосуды. Кровь выделяется по всей поверхности поврежденной ткани. - Капиллярное кровотечение
Для остановки капиллярного кровотечения рану обрабатывают йодной настойкой и накладывают повязку, а поверх нее на область травмы - пузырь со льдом».
Характерен темно - красный цвет крови, и вытекает она непрерывной струей. Для остановки кровотечения на рану накладывают стерильную салфетку, а затем тугую давящую повязку -Венозное кровотечение
Цвет крови алый и вытекает она пульсирующей струей.-Артериальное кровотечение
Для остановки артериального кровотечения необходимо крепко пережать сосуд выше места повреждения. Нажимают на точку пульса. Накладывают жгут на конечность. Максимальное время наложения жгута - 2 часа для взрослых и 40 - 60 минут для детей. Если жгут держать дольше, может наступить омертвение тканей.
Если по истечении указанного срока пострадавшего не удалось доставить в лечебное учреждение, жгут на короткое время надо снять. Делают это вдвоем - один производит пальцевое прижатие артерии выше жгута, другой медленно, чтобы напор крови не вытолкнул образовавшийся в артерии тромб, распускает жгут на 3-5 минут. Чуть выше предыдущего места жгут накладывают вновь».
Кровь попадает в полость организма ( брюшную, грудную, черепную). Признаки: липкий, холодный пот, бледность, дыхание поверхностное, пульс частый и слабый. -Внутреннее кровотечение:
При внутренних кровотечениях необходимо: полусидячее положение, полный покой, лед или холодная вода прикладывается к предполагаемому месту кровотечений. Срочно доставить к врачу».
Учитель на учениках показывает как правильно накладывает жгут на плечо и давящую повязку на предплечье. Объясняет, как это надо делать.
Работа учащихся в парах: По опорной таблице ребята изучают места прижатия артерий при кровотечениях; точки прижатия артерий для временной остановки кровотечений, временная остановка кровотечений сгибанием конечностей.
Практичесая работа. Отрабатываются приемы наложения давящих повязок, жгутов и закруток (работа в парах).
Вид кровотечения | Характеристика кровотечения | Меры первой помощи |
|
|
|
|
|
|
Заполните таблицу:
IV.Подведение итогов урока:
Учитель биологии : Татарская народная пословица гласит: «Что посеешь, то и пожнешь». Поэтому надо быть внимательным, милосердным к больным людям, ухаживать за ними. Если ты доброжелательно относишься к больным, то и тебе также будут относиться с уважением.
Легче предупредить болезнь, чем лечить, поэтому нужно постараться не болеть.
Если вы будете здоровыми, то наше будущее в надежных руках. Только со здоровыми людьми можно построить крепкую жизнь.
Всем вам желаю здоровья, счастья и счастливой жизни. Будьте здоровы!
Учитель ОБЖ : Однажды один богатый человек дал бедняку корзину, полную мусора. Бедняк ему улыбнулся и ушёл с корзиной. Вытряхнул из неё мусор, вычистил, а затем наполнил красивыми цветами. Вернулся он к богачу и вернул ему корзину.
Богач удивился и спросил: «Зачем ты мне даёшь эту корзину, наполненную красивыми цветами, если я дал тебе мусор?» А бедняк ответил:
- «Каждый даёт другому то, что имеет в своём сердце.»
V. Вывод. Учитель биологии и ОБЖ комментируют оценки учащихся.
VI. Домашнее задание. а) повторить тему «Кровеносная система»; б) Составить кроссворд по теме « Органы кровообращения» или синквейн , начиная словом «Сердце»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.
Урок биологии в 8 классе....
Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Презентация к уроку...
Интегрированный урок по биологии и информатике "Первая помощь при кровотечениях и повреждениях файловой системы"
Интегрированный урок по биологии и информатике. Урок рассчитан на 2 часа Тема урока: Первая помощь при кровотечениях и повреждениях файловой системы. Цель урока: сравнить сердечно...
Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях.
1. Значение тренировки сердца для предупреждение сердечно-сосудистой системы и сохранения здоровья.Почти 2500 лет назад лучшему воину-скороходу было поручено сообщить жителям А...
Интегрированный урок биология-ОБЖ" Первая помощь при кровотечениях"
Возможный вариант проведения интегрированного урока биология-ОБЖ "Первая помощь при кровотечениях"...
Методическая разработка интегрированного урока биологии и ОБЖ по теме "Оказание первой помощи при кровотечениях"
P { margin-bottom: 0.21cm; } Цель: Научить учащихся распознавать виды кровотечений и способствовать формированию навыков оказания первой медицинской помощи.Задачи:Обучающие: Сформировать зн...
Разработка урока по теме: «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Предупреждение заболеваний сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях»
Формируемые УУД: п – уметь работать с различными источниками информации, строить логические суждения, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы; р – формул...