Урок " Общая характеристика класса Насекомые" 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Урок по биологии в 7 классе по теме "Общая характеристика класса Насекомые"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-obshchaya_harakteristika_klassa_nasekomye.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по биологии для учащихся 7 класса
по теме: «Общая характеристика класса Насекомые».
Цель урока:
Выявить основные общие признаки класса Насекомые
Предметные УУД– учащиеся должны иметь представление о насекомых; уметь характеризовать их признаки; знать особенности строения и процессов жизнедеятельности насекомых; уметь распознавать насекомых на объектах, таблицах, рисунках среди других представителей членистоногих, сравнивать их между собой.
Метапредметные УУД– учащиеся должны овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; формировать умения выявлять частные признаки и находить на их основе общие биологические закономерности; оценивать результаты своих действий, выполнять учебные действия в необходимой последовательности, умения сравнивать рис, работать с текстом, таблицей, анализировать.
3.Личностные УУД– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения темы; развитие логического мышления, внимания; формирование у учащихся навыков контроля и самооценки; развитие организационных умений и умений самоконтроля и самооценки.
Оборудование:
Коллекции различных видов насекомых;
Таблицы: ракообразные, паукообразные, насекомые;
Немые рисунки насекомых;
Краткое описание насекомых;
Магнитная доска;
Аппликация «Расчлененная модель внешнего строения майского жука»
Видеофильм « Насекомые»
Ход урока.
Проверка знаний учащихся.
Фронтальный опрос:
Представителей какого типа мы с вами изучаем?
Назовите признаки типа «Членистоногие»
Классы каких животных относятся к этому типу?
Каковы признаки данных классов?
Изучение нового материала.
Сегодня мы с вами начинаем изучать еще один класс типа «Членистоногие» - класс Насекомые.
Насекомые – это самый распространенный класс, несравнимый ни с какой другой группой животных мира по обилию и многообразию составляющих его форм. Он насчитывает примерно 1,5 млн. видов. Это 70% общего числа обитающих на Земле видов животных.
Задача нашего урока: выяснить, какие биологические особенности насекомых дали им возможность широкого распространения.
Для этого необходимо: составить портрет насекомого.
Выявить характерные особенности класса (через сравнение с другими классами).
Определить значение выявленных особенностей для жизнедеятельности насекомых и выделить те особенности, которые дали преимущества для распространения, и процветания по сравнению с другими членистоногими.
В течение урока учащиеся продолжают заполнение таблицы « Тип Членистоногие"
Характеристика | ракообразные | паукообразные | насекомые |
Численность | 30 тыс. видов | 70 тыс. видов | 1,5 млн. видов |
Среда обитания | В основном водная, а также наземно-воздушная, организм | В основном наземно-воздушная, а также водная, организм | Почва, наземно-воздушная,водная,организм |
Скелет | Наружный, хитиновый покров | Наружный, хитиновый покров | Наружный, хитиновый покров |
Части тела | Головогрудь брюшко | Головогрудь брюшко | Голова, грудь, брюшко |
Количество усиков | 2 пары | 1 пара | |
Органы зрения | 2 сложных глаза | 8 простых глаз | 2 сложных глаза |
Ротовые органы | 1пара верхних + 2 пары нижних челюстей, 3 пары ногочелюстей | 1пара хелицеры, 1 пара педипальпы | 4 пары измененных конечностей (челюсти и губы); типы ротовых аппаратов: грызущий, сосущий, колюще-сосущий, лижущий и др. |
Количество ходильных ног | 5 пар | 4 пары | 3 пары |
Наличие крыльев | 1 или 2 пары, есть бескрылые формы | ||
Органы дыхания | жабры | Воздушные мешки, трахеи | трахеи |
Специфические особенности | Есть клешни | Паутинные, ядовитые железы | Общественные насекомые |
Просмотр фрагмента фильма «Насекомые». Во время просмотра заполнить четыре первых пункта таблицы. После просмотра проверяем правильность заполнения.
Во время дальнейшего объяснения на магнитной доске с помощью аппликации создаем портрет насекомого. Работаем с коллекцией.
Голова. Какие органы расположены на голове? ( Органы чувств). Усики. Это органы осязания, обоняния, здесь могут находиться: органы вкуса, слуха, равновесия. Глаза – органы зрения. По бокам головы расположены два больших глаза. Глаза сложные состоят из 2000 фасеток, зрение мозаичное. Такое зрение по сравнению с человеком проигрывает в четкости, но выигрывает в быстроте восприятия. Каково биологическое значение органов чувств? ( Позволяют находить пищу, обнаруживать врагов, воспринимать окружающий мир.)
Ротовые органы способствуют схватыванию, размельчению, заглатыванию пищи. Что может быть пищей для насекомых? (работа с приложением) В зависимости от того, чем питаются насекомые, выделяют основные типы ротовых аппаратов: грызущий, сосущий, колюще-сосущий, лижущий и др. Каково их биологическое значение? Наличие у насекомых разнообразных ротовых аппаратов дает им возможность использовать разную пищу, что является одной из причин выживания в разных условиях обитания.
Грудь. Грудь состоит из трех частей. Передне-, средне-, заднегрудь плотно спаены между собой, образуя прочный грудной отдел – вместилище мощной мускулатуры. На каждой части по паре ног.
В связи с разными средами обитания у насекомых разные способы передвижения, разное строение ног. Они бывают прыгательные, бегательные, роющие, плавательные, хватательные. С помощью рисунков приложения определите тип конечностей, укажите среду обитания насекомого.
Крылья. Характерной особенностью насекомых является их способность к полету, в этом смысле это единственная группа среди всех беспозвоночных. Насекомые – группа довольно древнего происхождения. Крылатые насекомые известны из каменноугольного периода палеозойской эры. Тогда насекомые были крупнее современных форм. Найдены остатки и отпечатки стрекозоподобных насекомых с размахом крыльев 1,15 см. Существуют крылатые формы, бескрылые формы, крылья могут быть видоизменены. ( Работа с приложением.) Крылья располагаются на средне- и заднегруди. Каково их биологическое значение? Наличие у насекомых крыльев и 3 пар ног обеспечивает передвижение в воздушной среде и по разным другим поверхностям, а это в свою очередь дает насекомым большие возможности для добывания пищи и размножения (преимущество по сравнению с другими членистоногими).
Брюшко. Брюшко имеет насечки, отсюда название класса - Насекомые. Оно состоит из сегментов, по краю спинной стороны видны маленькие отверстия – дыхальца, которые ведут в органы дыхания – трахеи.
Размеры насекомых. Сообщения учащихся.
Среди насекомых гиганты редки. Самое длинное насекомое в мире – сингапурский палочник. Его длина – 27 см., а с вытянутыми ногами 40 см. Палочник до такой степени похож на сучок или веточку, найти его очень трудно. Самые крупные жуки мира – дровосек титан, дровосек большезуб – 18 см., жук геркулес – 15 см. К мелким насекомым относится жук короед – микрограф – 2 мм., музейный жук – 3мм., жуки перистокрылки – 0,4 мм. Они чуть больше инфузории – туфельки. Самая крупная бабочка - южноамериканская серая агриппина – 9 см., а с размахом крыльев – 27.см. Отличаясь яркой окраской, формой тела, узором крыльев, крупные насекомые привлекают особое внимание любителей - коллекционеров, поэтому особое внимание уделяется охране насекомых.
Закрепление.
Итак, портрет насекомого готов. Каковы основные признаки класса насекомых? Каково их биологическое значение? Почему насекомые так широко распространены на нашей планете?
Работа у доски по таблицам.
Мы приходим к выводу, что класс насекомые является высокоорганизованным классом животного мира. Это выражается в специализации отдельных частей тела, развитии нервной системы, органов чувств, в их сложном поведении, что и является причиной их расцвета – многообразия форм и широкого распространения в природе.
Домашнее задание.
Подготовить сравнительную характеристику классов типа «Членистоногие», §15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Общая характеристика класса Амфибии"
Урок изучение нового материала. Используются следующие формы работы с учащимися: составление схем на доске, с помощью которых учащиеся сравнивают класс Амфибий с изученной группой животных – надк...
Открытый урок. Тема: "Общая характеристика неметаллов" 10 класс
Полностью подготовленный материал на тему "Общая характеристика неметаллов" по модульной технологии в 10 профильном классе по учебнику И.И.Новошинского...
Интернет – урок по биологии в 7 классе Тема «Класс Птицы. Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение».
Тема «Класс Птицы. Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение».Цель урока: раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.Задачи:1.Обеспечить усвоение учащимис...
Урок биологии 7 класс. Тема: Общая характеристика Подцарства Простейшие. Класс Саркодовые.
На уроке учащиеся познакомятся с особенностями строения, жизнедеятельности одноклеточных, или простейших, организмов....
Конспект урока"Общая характеристика млекопитающих" 7 класс ФГОС
Конспект урока"Общая характеристика млекопитающих" 7 класс ФГОС. Урок первичного изучения нового материала и закрепление (комбинированный). Метод - частично-поисковый....
Конспект открытого урока в рамках семинара РМО учителей 6 класс Тема «Общая характеристика грибов» 6 класс
6 класс Тема «Общая характеристика грибов»...
Открытые уроки русского языка в 6 классе,7 классе,8 классе.
План-конспект урока русского языка в 6 классе,7 классе,8 классе....