Разработка урока "Общая характеристика класса Амфибии"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Урок изучение нового материала. Используются следующие формы работы с учащимися: составление схем на доске, с помощью которых учащиеся сравнивают класс Амфибий с изученной группой животных – надклассом Рыб, находят сходства и отличия во внешнем строении; самостоятельная работа учеников с учебников и ответы на вопросы с использованием слайдов мультимедийной презентации. Применяется игровую деятельность учащихся. Для определения темы урока, учащимся предлагается разгадать загадки, а в качестве закрепления знаний – решение кроссворда, что способствует лучшему усвоению знаний учащимися и активизирует познавательную деятельность и мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otk_urok_lyagushki.rar10.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Общая характеристика класса Амфибии»

Цели и задачи:

  1. Ознакомить учащихся с общей характеристикой класса Амфибии.
  2. Изучить  внешнее строение лягушки в связи с особенностями образа жизни.
  3. Ознакомить учащихся с разнообразными видами земноводных.
  4. Обогащать  и усложнять словарный запаса учеников, развивать логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать), развивать познавательный интерес к предмету.
  5. Формировать экологическую культуру с элементами краеведения, бережное отношение к природе.

Оборудование:

  1. Таблицы,
  2. презентация,
  3. компьютер,
  4. медиапроектор

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Изучение новой темы.

Ребята, отгадав загадки, мы с вами поймем о каких животных сегодня на уроке пойдет речь:

И в лесу мы, и в болоте,

Нас всегда везде найдете,

                       На поляне, на опушке мы зеленые… (лягушки)

Покрупнее, чем лягушка,

Пучеглазая подружка.

И, конечно, все слова

             Заменяем словом «ква». (жаба)

Систематическое положение класса

Царство                       Животные

Тип                               Хордовые

Подтип                         Позвоночные

Класс                            Земноводные

Отряды:                        Безногие               Бесхвостые              Хвостатые

Общая характеристика класса Земноводные (Амфибии) (рассказ учителя)

  1. Первая группа наземных позвоночных, сохранивших связь с водной средой.
  2. Богатая железами голая кожа, играющая важную роль при дыхании.
  3. Температура тела зависит от температуры окружающей среды (холоднокровные животные).
  4. Глаза имеют веки  и слезные железы.
  5. Имеется среднее ухо с барабанной перепонкой.
  6. У взрослых – парные пятипалые конечности.
  7. Два круга кровообращения, двухкамерное сердце. К органам поступает смешанная кровь.
  8. Дышат легкими.
  9. Размножение в воде. Развитие с превращением. Из икринок - головастики.

Внешний вид земноводных различный. Рисунок 130 учебника ст. 174

  1. Жаба – легко отличается от лягушки по грубой коже, покрытой бугорками.
  2. Саламандра – самая крупная до 1,5 м длиной - исполинская саламандра.
  3. Гребенчатый тритон – вдоль спины волнистый гребень, который служит для увеличения кожного дыхания.
  4. Лягушка – травяная – весной появляется очень рано, как только сойдет снег, отличается о других видов негромким урчанием.
  5. Квакша – небольшие размеры, тонкое тело и лапы с присосками на концах пальцев.
  6. Жерлянка – Голоса самцов напоминают скорее стоны, чем кваканье: ууу-ууу-ууу. Производят они этот звук, в отличие от других амфибий, на вдохе. Практически весь летний период проводит в воде.

Места обитания. (по тексту учебника ст. 175)

Ребята, где мы можем встретить земноводных?

Земноводные распространены повсеместно, живут они в сырых местах: на болотах, влажных лугах, лесах и по берегам водоемов. В жаркие дни лягушки прячутся от солнца, во влажные или дождливые выбираются из укрытий и способны охотиться. А охотятся они только на движущуюся добычу: на насекомых, пауков, наземных брюхоногих моллюсков и иногда мальков рыб. Заметив насекомое, лягушка выбрасывает свой липкий язык, к которому прилипает жертва. И заглатывает её.

А во все времена года лягушки активны?

С наступлением осени лягушки опускаются на дно водоемов, закапываются в ил и впадают в оцепенение. Тритоны и жабы зимуют в норах грызунов и в углублениях почвы.

Внешнее строение (рассказ учителя по тексту учебника ст. 175 – 176)

Широкое и короткое тело лягушки лишено хвоста. Широкая голова плавно переходит в туловище. По сравнению с рыбами голова относительно туловища подвижна, хотя и нет шеи, но лягушка способна наклонять голову.

Какие органы мы можем видеть на голове лягушки?

На переднем конце головы лягушки находится большая ротовая щель, сверху над ней расположены парные ноздри – это не только органы обоняния, но через них также попадает атмосферный воздух.

На голове заметны выпуклые глаза, снабженные подвижными веками, защищающими глаза от засорения. Лягушка часто мигает и смачивает поверхность глаза, увлажняет. Как и у всех позвоночных у лягушки имеются слезные железы, – секрет которых смачивает глаз, смывает пылинки и обладает бактерицидным действием. Эта особенность развилась в связи с наземным образом жизни.

Когда лягушка находится в воде она выставляет наружу ноздри, благодаря чему дышит и глаза.

По бокам головы позади глаз заметны округлые барабанные перепонки – орган слуха.

У самцов или самок имеются резонаторы?

У самцов зеленых лягушек в углах рта имеются резонаторы

А знаете ли вы, какова роль резонаторов?

Голосовые мешки, которые при кваканье раздуваются, усиливая звук.

Кожа земноводных голая, богата железами, покрыта слизью. Слизь предохраняет от быстрого иссушения и защищает от бактерий. У некоторых земноводных железы выделяют ядовитую слизь.

У лягушки хорошо развиты парные конечности. Они пятипалые, характерны для всех наземных позвоночных и состоят из трех отделов.

Передняя конечной: плечо, предплечье, кисть (4 пальца, пятый недоразвит)

Задняя конечность: бедро, голень, стопа (пять пальце, между которыми натянуты плавательные перепонки, которые играют важную роль при движении в воде).

Конечности лягушки подвижны не только относительно тела, но и отдельные ее части подвижны относительно друг друга.

А как лягушка передвигается?

Задние конечности длиннее передних. Задние служат для отталкивания,  при приземлении опирается на передние.

Как вы думаете, благодаря чему лягушки передвигаются в воде?

В воде лягушки плавают, отталкиваясь задними конечностями, между пальцами которых натянута плавательная перепонка.

Записи в тетради:

1. Систематика:

Царство Животные

Тип Хордовые

П/т Позвоночные

Класс Земноводные

Отряд (безногие, бесхвостые, хвостатые)

        2. Представители: Жаба, саламандра, тритон, лягушка, квакша, жерлянка.

        3. Богатая железами голая кожа

    Холоднокровные животные

    Парные пятипалые конечности.

    На голове (глаза, защищены подвижными веками, пара ноздрей,  барабанная перепонка).

Резонаторы – голосовые мешки.

Закрепление

  1. Где обитают лягушки (берега водоемов)
  2. Почему эти животные активны лишь в теплое время года?
  3. Особенности внешнего строения лягушки?
  4. Сколько конечностей у лягушки и какое они имеют строение?
  5. Особенности кожных покровов земноводных.
  6. Органы расположенные на голове?
  7. Что такое резонаторы и у кого они имеются?

Кроссворд: «Разнообразие земноводных»

               

1

ж

а

б

    А

2

к

в

а

к

ш

3

л

я

г

у

ш

к

4

ж

е

р

л

я

н

к

5

с

а

л

а

м

а

н

д

р

  1. Это земноводное легко отличается от лягушки по грубой коже, покрытой бугорками. (жаба)
  2. Имеет небольшие размеры, тонкое тело и лапы с присосками на концах пальцев. (квакша)
  3. эти животные появляется  ранней весной, как только сойдет снег, отличается о других видов негромким урчанием. (лягушка)
  4. Голоса самцов напоминают скорее стоны, чем кваканье: ууу-ууу-ууу. Производят они этот звук, в отличие от других амфибий, на вдохе. Практически весь летний период проводит в воде. (жерлянка)
  5. Самое крупное земноводное достигает  до 1,5 м длиной. (саламандра)

Итоги урока

Домашнее задание

  1. §36, ст. 174-176
  2. Заполнить таблицу.

Признаки

Прудовая лягушка

Отделы тела

Покровы тела

Форма тела

Конечности

Среда обитания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по биологии по теме "Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся"

Тема: Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся. Тип урока: обобщающийФорма проведения: игровая (разноуровневое обучение, работа вгруппах, обучение в сотрудничестве)...

Методическая разработка по теме: "Характеристика класса птиц"

Методическая разработка по теме "Класс птицы"...

Разработка конспекта урока по теме: Характеристика класса Однодольные . Изучение растении семейства Злаковые

Разработка конспекта урока по теме: Характеристика класса Однодольные . Изучение растении семейства  Злаковые.Викторина Двудольные растения .. Общая  характеристика однодольных.  Основн...