Конспект открытого урока в рамках семинара РМО учителей 6 класс Тема «Общая характеристика грибов» 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Тюменцева Людмила Викторовна

6 класс Тема «Общая характеристика грибов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока в рамках семинара РМО учителей

6 класс Тема «Общая характеристика грибов»

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

1

Организационный момент

Деление класса на группы, проверка организации рабочих мест, приветствие.

Организация рабочих мест, приветствие.

1 мин

2

Проверка знаний обучающихся

1.Работа по карточкам.
Организуется фронтальный опрос по теме Бактерии
2. Тестовые задания (слайд 2).
Выдаются карточки с номерами вопросов. В каждой группе назначаются уч-ся, кто проверит задания у остальных.
Выберите номера с правильными суждениями:
1.Бактерии – одноклеточные растения.
2.Многие бактерии благодаря наличию жгутиков подвижны.
3.Все бактерии имеют форму палочек.
4.У бактерий отсутствует ядро.

5.Бактерии встречаются всюду.

6.Все бактерии – паразиты растений, животных, грибов, человека.
7.Бактерии имеют плотную оболочку.
8.Солнечный свет благоприятен для жизни бактерий.
9.Все бактерии при неблагоприятных условиях образуют споры.
10.Капусту можно квасить благодаря жизнедеятельности молочнокислых бактерий.
11.Природе и хозяйственной деятельности человека гнилостные бактерии наносят только вред.
12.При благоприятных условиях деление бактерий происходит каждые сутки.
13.Туберкулёз у человека и животных – бактериальное заболевание.
14.Бактерии – первые живые организмы, появившиеся на Земле.

Отвечают на вопросы учителя

Работают в группах.  Проверяющие озвучивают результаты тестирования каждый в своей группе.
5 мин

3

Актуализация знаний обучающихся и фиксация затруднения в деятельности
Что за чудище такое?
Есть как мизер, есть большое.
Можно встретить под берёзой,
На пеньке, среди травы.
Можно в баночке литровой,
И на хлебе те дары.
Могут паразитом быть-
Злаков урожай сгубить.
Могут портить древесину,
Поселившись на стволах.
Могут в тесте размножаться,
Если тесто на дрожжах.
Есть плодовые тела
И разросшиеся клетки.
Так о ком же речь была?
Догадались ли, вы, детки?
- Каждый гриб – это маленькое чудо. Как это маленькое существо может   пробить слой почвы лесной подстилки, а порой и асфальт?

Организация обсуждения ответа.

 Резюмируя высказывания учащихся, учитель говорит о том, что грибу помогает вода.  
  - Пока гриб не начал расти, он маленький комочек. После дождей он жадно впитывает воду, разбухает и раздвигает шляпкой почву. Благодаря воде сила давления гриба велика, она равна давлению в шинах 10 тонного самосвала. Нежный и мягкий он становится крепче любого металла. Разве это не чудо! (слайд 1)

Высказывают свои предположения.
4 мин

4

Этап изучения нового материала
1.Общая характеристика грибов. 
- Кроме царств вирусов, бактерий и растений существует царство грибов. Возникает вопрос: почему грибы выделены в отдельное царство живой природы? У грибов есть черты сходства, с одной стороны,  с растениями, с другой, - с животными. (слайд 3). Но есть признаки, характерные только для грибов. Какие это признаки, вы скажете мне в конце урока.

Признаки грибов как

животных

растений

Гетеротрофы, есть хищники, паразиты.

Запасают не крахмал, как растение, а жир и гликоген как животное.

Стенки клеток грибов хитиновые, как у насекомых или крабов.

Хорошо развито движение цитоплазмы в клетках грибов.

Колоссальная скорость роста.

Споры грибов неподвижны, без ресничек и жгутиков, как у высших растений.

Способ поглощения пищи- путем всасывания.

Питание растворимыми органическими и минеральными веществами.

- Изучением грибов занимается наука микология. . Основные задачи микологии — изучение морфологии, систематики, биологии, физиологии, биохимии, экологии, географии, филогении грибов, а также их роли в природе и жизни человека. Запишем значение термина «микология» в тетрадь.
- Скажите, может вы знаете, на какие группы делятся грибы?
- Грибы делятся на шляпочные, паразиты, плесневые, одноклеточные (дрожжи). (слайд 4). 
- В шляпке два слоя: верхний - покрыт кожицей и окрашен пигментами, а нижний – у одних грибов пронизан трубочками (трубчатые грибы), а у других –пластинками (пластинчатые).
Далее показывать слайды 5,6,7, для самостоятельного изучения.
- Составьте схему «Классификация шляпочных грибов по строению нижнего слоя шляпки».  Примеры грибов самостоятельно найдите в учебнике.

- Мицелий (или грибница) – главная часть гриба. Ее клетки двухъядерные и не содержат пластид. На них развивается плодовое тело (слайд 8). Запишем определение терминов «мицелий», «плодовое тело», «гифы» в тетрадь.

Самостоятельное прочтение текста учебника.

Работа со словарём. Запись определения в тетрадь.

Возможно, могут назвать только шляпочные.

Изучение слайда.

Самостоятельное изучение слайдов.
Составляют схему, самостоятельно работают с текстом учебника.

Изучение слайда.
Работа со словарём. Запись терминов в тетрадь.
15 мин

5

2.Строение гриба.

7-8 мин

6

Дальнейшее изучение нового материала.

3. Питание грибов.
4.Размножение грибов.
С целью изучения вопросов о питании и размножении грибов  организовать  работу с учебником в парах. Первый вариант изучает питание грибов, второй – размножение. В процессе освоения нового материала составляются схемы «Классификация грибов по способам питания» и «Формы и способы размножения грибов».

Классификация грибов по способам питания

            мукор                                

                                                         головня

            шампиньон                         спорынья

Формы и способы размножения грибов

                                   

  кусочками грибницы

                                     почкованием    

        

Обсуждая результаты проделанной работы, необходимо обратить внимание учащихся на то, что питание грибов осуществляется путем всасывания растворенных в воде веществ, так как их клетки, как и у растений, имеют клеточную стенку и поэтому не могут поглощать твердые частицы пищи.
- Поэтому грибы выделяют в окружающую среду особые вещества, которые переводят нерастворимые вещества в растворимое состояние, а затем всасывают растворы всей поверхностью тела. (слайды 9, 10).
Работа в парах по вариантам.
Работают  с текстом учебником. Составляют  схемы.

Беседа с учителем.
Просмотр слайдов.

7 мин

7

Этап первичного закрепления знаний.
1.Работа с текстом «Общая характеристика грибов», в котором пропущены ключевые слова.
Выдаются тексты с пропущенными словами.
Общая характеристика грибов
Грибы – особое царство … (эу)кариотических организмов, сочетающих признаки … (растений) и … (животных). Так же, как и растения, они ….. (не)подвижны, … (постоянно) растут, питаются растворенными в воде веществами, а их клетки имеют прочные … (клеточные) стенки. Так же, как и животные, грибы не имеют … (хлорофилла), поэтому по способу питания являются … (гетеро)трофами, углеводы запасают в виде … (гликогена). В клеточных стенках клеток грибов содержится вещество … (хитин). Их тело - …(мицелий) или … (грибница) состоит из нитей - … (гиф). Размножаются грибы бесполым (вегетативно и … (спорами)) и половым путем. К грибами относится около … (100000)  видов.
- Итак, мы узнали, какие признаки растений и признаки животных сочетают в себе грибы. Но какие же особенные признаки имеют грибы, присущие только им?
После ответа слайд 11

В карточках уч-ся вписывают пропущенные слова.

Отвечают: «Мицелий, плодовое тело, гифы».

3 мин

8

Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Подготовить ответы на вопросы 1-2  к § 59 и 1-4 к §60.

Принести выращенную плесень.

Прочитать текст «Разнообразие грибов» (по желанию учащихся, см. книгу для чтения, с. 240-242).

Подготовить сообщения об истории изучения лекарственных свойств пеницилла и грибах-хищниках (индивидуальные задания).

2 мин

9

Подведение итогов

Дети дают оценку своей работе на уроке. Учитель выставляет отметки и комментирует. Благодарит за урок.

1 мин

Самоанализ урока: данный урок является первым в теме.

Цель урока: создать условия для формирования понятия грибы как самостоятельные представители отдельного царства.

Урок изучения нового знания – тип урока.

Урок построен по технологии развития критического мышления.

Для формулирования темы урока учащимся был предложено угадать по тексту о чем идет речь?

УЧАЩИЕСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ФОРМУЛИРУЮТ ТЕМУ УРОКА – ГРИБЫ.

Для достижения цели урока использовала элементы современных педагогических технологий. Считаю, что все этапы я выдержала.

На первом этапе вызова использовался прием идей: учащиеся отвечая на вопрос предлагают свои идеи

На втором этапе осмысления при работе с текстом используется прием инсерт – учащиеся читают текст и делают пометки.

На третьем этапе – рефлексии возвращаются к таблице

Домашнее задание предлагается на выбор.

        В ходе урока предусмотрена смена деятельности учащихся, что положительно отражается на здоровье.(просмотр видеоряда, работа с текстом,).

Используется принцип доступности и научности.

Соблюдаются особенности подросткового возраста.

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока и цель, проводят рефлексию в конце урока.  

В ходе урока использовано несколько информационных источников: видеоряд, статья из справочника по биологии, цифровые ресурсы.

В качестве источника получения знаний мной использовались словесные, наглядные и практические методы.

СЛОВЕСНЫЕ – для актуализации знаний на этапе формулирования темы и работе с текстом;

НАГЛЯДНЫЕ – на этапе формулирования темы урока – видео ряд и на этапе осмысления – видео ресурс;

ДЕДУКТИВНЫЙ – работа с текстом;

АНАЛИТИЧЕСКИЙ – работа с текстом;

Для активизации познавательной деятельности использовала исследовательский метод, когда учащиеся должны были работать с текстом и выбрать информацию. Учащиеся справились.

В ходе урока использовала различные формы:

На начало урока использовала фронтальную беседу; на этапе осмысления – групповая работа, так как она является оптимальной для данного содержания урока. В ходе урока мной была предусмотрена смена деятельности, что позволило мне не допустить перенапряжения учащихся.

Содержание урока отработано мной в соответствии с программой и задачами темы, с учетом возрастных особенностей детей данного класса и предполагаемыми мною возможностей.

Эффективности работы на уроке способствовало и соблюдение мною принципов обучения, воспитания и развития:

- для определения содержания урока я руководствовалась принципом сознательности и активности, мне удалось связать ранее изученный материал с новым(все организмы состоят из клеток и тканей и имеют особенности в зависимости от среды обитания).

- для организации успешной поисковой деятельности учащихся руководствовалась принципом наглядности; представляя мультимедиа ресурс на этапе вызова и осмысления;

- принципом систематичности и последовательности повторяя ранее изученное перешла к новому материалу;

- принципом прочности – сначала формировала интерес к вопросу через видео ряд, потом добавляла отношение и только тогда предлагала приступить к поиску решения;

- принципом связи с практикой – для использования грибов в народном хозяйстве;

Средствами обучения на уроке были мультимедиа ресурсы и текст из справочника по биологии.

Оптимальный результат урока выразился в хорошем качестве знаний и умений и определили особенности грибов.

Объем материала соответствовал программным требованиям.

Считаю, что при изложении материала присутствовала логика, последовательность, высказывания были эмоциональными.

На уроке я использовала компетентностно-ориентированный подход: личнопрактикоориентированное обучение я подразумевала при постановке цели, выборе содержания, форм и методов, которые я использовала на уроке. Считаю, что мне это удалось.

В ходе урока я формировала у учащихся:

- коммуникативные компетентности (умение организовать работу в группе)

- информационные(умение работать с текстом и выбрать нужную информацию)

- учебно-познавательные(умение ставить цель, найти ответ на вопрос, провести рефлексию, дать оценку себе и товарищу)

- общекультурные (при работе в группе слушали и принимали точки зрения всех).

Компетентностное обучение считаю, применила при постановке вопроса и готовности найти решение с использованием принципа научного мышления:

ДОКАЗАЛИ, ЧТО ГРИБЫ ЭТО ОРГАНИЗМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЦАРСТВА.

При использовании на уроке мультимедиа ресурсов соблюдала нормы САНПинов. Считаю, что мультимедиа ресурсы были использованы уместно и дали свои плодотворные результаты, т.к. внимание детей было сосредоточено на проникновении во внутрь организма, что невозможно представить другими средствами.

В ходе урока я управляла деятельностью детей, считаю что мне это удалось.

Новое знание открыто, содержание урока грамотно отработано мной под цель и способствовало развитию специальных биологических понятий и обще-культурных навыков учащихся.

Считаю, что я цели урока достигла.

По моему мнению, урок по результативности был проведен на высоком уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 8 классе. Тема урока: «Natural Disasters»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 8а классе. Урок проведен 4.10.2010 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 8 кл. UNIT 1, Section 5. Учитель - Багдасарян Сусанна Г...

Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе. Тема: «Анализ текста. Подготовка к сочинению в жанре эссе на тему «Память о военном лихолетье».

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему «Анализ текста» - один из вариантов уроков, которые способствуют подготовке к ГИА по русскому языку. Тема сочинения актуальна  в год юбилея Поб...