Интеллектуальная игра "Знатоки природы"
план-конспект занятия по биологии (5 класс) на тему

Александрова Мария Юрьевна

Конспект внеклассного мероприятия, содержит несколько заданий, с целью проверки знаний обучающихся,  можно использовать на классном часу или при проведении дня именинника и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка воспитательного мероприятия в 5а классе.

Александрова Мария Юрьевна- воспитатель высшей категории.

Интеллектуальная игра «Знатоки природы»

Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся.

Задачи: - уточнить и расширить представления детей о природе как окружающей нас действительности;

- учить детей использовать имеющие знания;

-  развивать интеллектуальные, творческие способности в группах;

 - обогащать словарный запас учащихся;

- формировать диалогическую речь;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

- воспитывать чувство сопереживания и взаимопомощи;

- индивидуальная работа с Барановым Д. и Варюхиным А.

Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийная доска, ручки, цветные карандаши, альбомные листы, акварельные краски, кисточки, цветочки с заданиями, презентация «Загадки – лекарственные растения», звукозапись шума природы, раздаточный материал по конкурсам (разновидность круп в маленьких мешочках, карточки со словами, ватман для плаката с надписью «Берегите природу!», экологические знаки-рисунки, камень, перо, таз с водой, лист бумаги, ножницы, гвоздь, мяч, пластмассовая игрушка и т.д.  
 

Ход мероприятия:

  1. Вступление. Правила игры.

- Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами проведем познавательную игру под названием «Знатоки природы». Игра состоит из нескольких заданий, вы должны выполнить эти задания. Вам понадобиться любознательность, фантазия, знания о природе и умение работать в команде.

- Ритуал начала занятия «Дарим друг другу комплименты»

И так начнем, в начале для вас Галя прочитает стихотворение:

Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги ни вели, 
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли 
Зовется этот дом. (Молодец, Галя).

-  А теперь первое задание (1 карточка):

1 . Блиц-опрос – нужно ответить на вопросы:(дать ответить нескольким учащимся- А ты как думаешь… Даша, Ваня, Галя…

- каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)

- как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (домашние)

- муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это? (насекомые)

- ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)

- у какого дерева белый ствол? (у берёзы)

- как называется дом муравьёв? (муравейник)

- какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (кукушка)

- кто носит свой дом на спине? (улитка)

- у какого зверя есть иголки? (у ежа)

- кто в лесу всю зиму спит? (еж, медведь)

- какого зверя можно назвать длинноухим? (зайца)

- когда собирают урожай с полей и огородов? (осенью)

- на каком дереве растут жёлуди? (на дубе)

- карась, щука, сом, окунь – это… (рыба)

- у какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)

- какая птица лечит деревья? (дятел)

- как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)

- у какой птицы красная грудка? (у снегиря)

- как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (дикие)

- что такое зелёный покров земли? (трава).

2.Презентация -  Загадки. Лекарственные растения (2 карточка)

(Вспомнить что за эти растения, как использует человек их в жизни)

1) Верхняя сторона листьев этого растения холодная,

 как злая мачеха в сказке, а нижняя – теплая и нежная,

как родная мать (мать-и-мачеха).

Применение:

Мать-и-мачеха применяется при простудных заболеваниях: при кашле.

  1. Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растет там, чтобы помочь тому, кто поранил ногу или руку (подорожник).

Применение:

Подорожник — ценное лекарственное растение обладает кровоостанавливающим, противовоспалительным и ранозаживляющим действием — известно, что листья этого растения (их необходимо предварительно разжевать или растолочь, чтоб пустили сок) прикладывают к ране для обеззараживания и скорейшего заживления.

3) Это жгучее растение при варке зеленых щей способно заменить собой щавель (крапива).

Применение:

Крапиву применяют  при уходе за волосами, отвар  крапивы помогает при выпадении волос. (Что такое отвар?)

  1. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок (мята).

Применение:
Мяту используют как успокоительный чай.

5) Сегодня полянка золотисто-желтая от цветков, завтра – бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые «головки», а с «головок» слетают легкие пушинки (одуванчик).

Применение:

Применяется при болях в животе, и как успокаивающий.

6) Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на листе цветков – красная ягода. Но не бери ее в рот – она ядовита (ландыш).

Применение:

Применяется при сердечно-сосудистых заболеваниях.

3.Определи на ощупь (3 карточка).

(в мешочках разновидность круп, выходят по одному и определяют что за крупа в мешке).

4. Собери картину (4 карточка).

Работать парами. Собрать из нескольких частей целую картину, желательно по теме.

5. Эксперименты и опыты (5 карточка).

- Что тяжелее: перо или камень? – дать ответить, потом вызвать 2 учеников – дети одновременно бросают с определенной высоты небольшой камень и перо. Делают вывод- камень упал быстрее, значит он тяжелее пера. 

- Что тонет в воде? (на столе разложить предметы, дети по одному высказывают свои суждения). Дальше на опыте доказать (поставить таз, раздать детям предметы и по одному опускать в воду). Сделать вывод.

6. Задание «Что звучит» (6 карточка).

Звукозапись: шум дождя, шум ветра, пение птиц, голоса животных и т.д.

7. Плакат «Берегите природу!» (7 карточка).

Раздать слова, где написаны предметы природы, по которому учащиеся должны нарисовать рисунок и вырезать. По этим рисункам собрать коллаж-плакат (туча, солнце, береза, кустик, землянички, цветы, дерево, стая птиц, еж, заяц, пень, озеро).

Вспомнить правила работы с ножницами и клеем.

(Индивидуальная работа- Баранов Д. и Варюхин А. Задание-соединить точки, разукрасить рисунок. Вырезать по контуру).

- Этот плакат повесим в классе и будем помнить, что мы должны беречь нашу с вами природу.

8. «Экологические знаки». Показать знаки, дети должны определить название каждого из них. (8 карточка)

- В конце вспомним правила поведения на природе. Я буду показывать вам рисунки, вы должны определить название.

"Экологические знаки»  - 1)Нельзя портить кору деревьев. Знаешь ли ты, что кислород выделяется зелёными растениями. Особенно полезными являются большие развесистые деревья. Было подсчитано, что одна 60-летняя сосна выделяет за день столько кислорода, сколько в день необходимо для трёх человек.

2) - Не оставляй мусор. Знаешь ли ты, что большая часть мусора разлагается очень долго, например: • кожура апельсина – 2 года; • пластиковые мешочки – от 10 до 20 лет; • жестяные банки – от 80 до 100 лет; • пластмассовые бутылки вообще не разлагаются!

 3) - Не уничтожай грибы, даже ядовитые. Знаешь ли ты, что полезными являются даже грибы, ядовитые для человека, потому что они представляют собой корм для некоторых животных, кроме того, некоторые растения не могут без них жить.

4) - Нельзя вырубать деревья. Знаешь ли ты, что человек использует деревья для производства бумаги. Экономя бумагу, ты спасаешь деревья от вырубки! 5) - Нельзя шуметь в лесу. Знаешь ли ты, что в лесу можно увидеть многих интересных животных при условии, что ты будешь вести себя тихо и не испугаешь их. Серна, олень, белка боятся шума.

6) - Не лови бабочек. Знаешь ли ты, что нельзя убивать никаких животных, потому что они являются частью нашего природного окружения. Под особой охраной находятся такие животные, которые требуют особого внимания, потому что они либо очень полезны, либо очень редки.

7) - Не ломай ветки. Знаешь ли ты, что растения задерживают огромное количество атмосферных загрязнений и пыли, кроме того, они гасят шум. Деревья, поглощая загрязнения, очищают воздух, но сами заболевают и гибнут. Помни, что если сломать хотя бы одну ветку, дерево может засохнуть!

8)- Не трогай птичьих гнёзд. Знаешь ли ты, что птицы бросают гнёзда, которые трогал человек, и больше не возвращаются на это место. Если в гнезде были яйца, то из не появятся птенцы. Если в гнезде были птенцы, то они погибнут без матери.

 9) - Бережно относись к воде. Знаешь ли ты, что всем живым организмам нужна вода. Здоровый человек употребляет ежедневно около 2 литров воды. Люди получают воду не только в виде напитков, но и содержащуюся в пище. Например, яблоко содержит 80% воды. Человек не может больше недели прожить без воды.

 10) - Не рви цветы. Знаешь ли ты, что люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25000 видов растений. Среди них ландыши, колокольчики, подснежники, ветреница дубравная, венерин башмачок, который зацветает лишь на 18 году жизни, и многие другие.

И в конце, послушаем стихотворения (домашнее задание):

1 ученик:

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей!

В увеселительных походах

Не растопчи её полей!

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Нас много, а она одна!

2 ученик:

Берегите землю! Берегите!

Любите родную природу:

 Озера, леса и моря.

 Ведь это же наша с тобой

Навеки родная земля!

3 ученик:

 На ней мы с тобою родились

 Живем мы с тобою на ней.

Давайте же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!

9. Рефлексия. Что сегодня вам больше всего понравилось? Что полезного вы узнали? Чему научились? 

Список использованной литературы:

  1. Логические игры и задачи./ Сост. Г.С. Шиманская, В.И. Шиманский. - Д.: Сталкер, 1997
  2. Резник И.Н. Коррекционно-развивающие занятия. - Начальная школа , №12. 2008 г.
  3. Алексеева Т.П. Учись играя.  - Халах шкуле – Народная школа,  №5, 2010 г.

4. Л.А Багрова «Я познаю мир», АСТ,1996

5. Г. Богапенко «Школа в лесу для птиц и зверей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-развлекательные игры о природе

Подходят для разных мероприятий о природе...

Интеллектуальная игра по экологии «Мы – друзья природы»

1.При планировании данного мероприятия были учтены психолого-педагогические особенности детей. Они легко контактируют и еще воспринимают окружающий мир по-детски с интересом, играючи.2.Цель:привить лю...

Интеллектуально - познавательная игра по экологии "Юные друзья природы"

«Природа покоряется лишь тому, кто сам ей подчиня­ется»Ф. Бэкон. Цель: Актуализация знаний, необходимых для правильного обращения с природой.Задачи: воспитывать любовь и интерес к родному к...

Интерактивная интеллектуальная игра "Знатоки природы Кубани"

Интерактивная  интеллектуальная  игра  предназначена  для  учащихся  8-х  классов. В  игре  принимают  участие  две  команды  по  ...

Развитие познавательных способностей детей с интеллектуальной недостаточностью через экспериментальную деятельность с неживой природой

В статье представлен опыт работы по экспериментальной деятельности в работе с детьми в ДОУ компенмирующего вида....

Интеллектуальная игра-викторина для учащихся 6 классов "Природа Югорского края!

Игра-викторина разработана с целью расширения знаний учащихся  о разнообразии природных сообществ Югорского края и воспитания ответственного отношения к природе. Викторина была проведена в Дни на...

Интеллектуальная экологическая игра "Знатоки природы"

Интеллектуальная экологическая игра активизирует познавательную активность воспитанников в области экологии и охраны природы, привлекает внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды, восп...