Интеллектуально - познавательная игра по экологии "Юные друзья природы"
методическая разработка (7 класс) по теме
«Природа покоряется лишь тому,
кто сам ей подчиняется»
Ф. Бэкон.
Цель: Актуализация знаний, необходимых для правильного обращения с природой.
Задачи:
- воспитывать любовь и интерес к родному краю;
- формировать умение самостоятельно добывать знания из различных источников;
- расширить и закрепить знания учащихся об окружающем мире.
Мероприятие расчитано для учащихся средней и старшей ступеней.
Игра состоит из 5 туров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunye_druzya_prirody.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуально- познавательная игра
«Юные друзья природы»
(по экологии)
Составила: Мелентьева
Лариса Николаевна,
старший воспитатель
МОУ «Морозовская СОШ»
2012 г.
Цель: Актуализация знаний, необходимых для правильного обращения с природой.
Задачи:
- воспитывать любовь и интерес к родному краю;
- формировать умение самостоятельно добывать знания из различных источников;
- расширить и закрепить знания учащихся об окружающем мире.
Оснащение: Бочонок, в котором находятся маленькие бочонки с номерами и один с изображением подковки, компьютер с презентацией, содержащей заставки геймов и музыкальные файлы.
Форма: Игра, конкурс команд.
Оформление: Слайды, стенгазеты, плакаты, сопровождение музыки.
Ход игры:
Эпиграф: «Природа покоряется лишь тому,
кто сам ей подчиняется»
Ф. Бэкон.
Ведущий: А сейчас я вам, друзья,
Загадать хочу загадки.
Вы смотрите, не зевайте,
Хором, дружно отвечайте!
1.Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра,
И меня прогонят со двора. (Зима)
2.Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи
В зелёный дом-
Чудеса увидишь в нём! (Лес)
3.Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель)
Ведущий: Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята! Как вы уже догадались, мы с вами собрались сегодня на состязание в знаниях, необходимых для правильного обращения с природой. Для этого нам предстоит сейчас самым серьёзнейшим образом сыграть в интеллектуально – познавательную игру «Юные друзья природы».
Ведущая:
Сегодня между командами сражение.
Но пусть обид не будет среди Вас.
Ведь победитель или побежденный
Сегодня будет кто-то среди Вас.
Мы будем рады, если Вы в сражениях
Покажете находчивость свою,
Уменья, знанья и веселье.
Итак, мы начинаем конкурс-игру.
А чтобы конкурс наш начать,
Надо нам жюри созвать.
Клятву с них мы не берем,
Справедливости лишь ждем!
(выбирается из числа присутствующих жюри).
Ведущая: Сейчас я предлагаю обеим командам поприветствовать друг друга.
Приветствие команд:
«Улыбка»
Пожеланий наших не счесть,
И не будем делить их на части.
Мы хотим пожелать Вам все то,
Что уместится в слове – счастье.
«Ромашка»
Радости, встреч, улыбок, надежды,
Пожеланья здоровья, тепла!
Чтобы счастье безоблачным было,
Чтоб успешными были дела!
Ведущая: Блиц-опрос.
Я задам сейчас вопросы…
Отвечать на них не просто.
Перед каждой командой лежат колокольчики. Кто знает правильный ответ, должен быстро позвенеть в колокольчик.
Итак, начинаем:
1.Самый лучший пернатый певец России? (соловей)
2. Самый музыкальный цветок? (колокольчик)
3. Самая красивая птица в мире? (павлин)
4. Какой водой нужно поливать комнатные растения? (теплой, отстоянной, дождевой)
5. Назовите лучшее время для пересадки растений? (весна)
6. Какое животное всегда при деньгах? (поросенок, у него всегда есть пятачок)
7. Назовите растения, которые знают и обожают все банкиры? (золототысячник, золотое дерево, золотистые водоросли).
8. Подземная часть растения? (корень)
9. Книга-каталог охраняемых растений и животных (Красная книга)
10. Круглый, овальный или квадратный цветник (клумба)
11. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)
12. Наглядное восприятие детьми объектов и явлений природы (наблюдение)
13. Ель, сосна, береза, ива – это одним словом… (деревья)
14. Сколько надо взять «а», чтобы получить птицу? (сорок-а)
Ведущая: 1 тур «Дальше, дальше, дальше»
Вы должны за 1 мин ответить на максимальное количество вопросов. Приготовились – начали!!!
Вопросы команде 1
- Трава от 99 болезней (Зверобой)
- На следу каких хищных зверей нет когтей? (Кошки, рыси)
- Слепыми или зрячими родятся зайцы? (Зрячими)
- Кто может пить ногой? (Лягушка)
- Кто собирает яблоки спиной? (Ёж)
- Пингвин – птица или нет? (Птица)
- Самое сладкое дерево наших лесов? (Липа)
- Разноцветные грибы. (Сыроежки)
- Какая ягода бывает черной, красной, белой? (Смородина)
- У кого каждый день растут зубы? (У бобра, зайца)
- У какого дерева ствол белый? (У березы)
- Какая птица выше всех летает? (Орел)
- Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек)
- Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
- Когда чаще всего бывает первая гроза? (В мае)
- Чем стрекочет кузнечик? (Ногой о крыло)
- Что случается с пчелкой после того, как она ужалит? (Умирает)
- Какое дерево весной дятла поит? (Береза)
- Самая высокая трава. (Бамбук).
Вопросы команде 2.
- Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)
- Название какого растения говорит, где оно живет? (Подорожник.)
- Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (Заяц.)
- Кровожадный хищник наших лесов. (Волк.)
- Какой цветок лето начинает? (Колокольчик)
- Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождливой)
- Какая птица в мире самая большая? (Страус)
- Животное наших лесов, похожее на кошку. (Рысь)
- Когда еж не колется? (Когда только родился)
- Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет, там холодно)
- Дерево – символ нашей Родины. (Береза)
- Чьи листья опадают осенью зелеными? (Ольхи)
- Какая птичка достает себе пищу подо льдом? (Оляпка)
- Какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил)
- Где у кузнечика ухо? (На ноге.)
- Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)
- Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (Одинаковая.)
- Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри.)
- Сколько ног у паука? (Восемь.)
Ведущий: Спасибо. Поддержим команду аплодисментами. Теперь я приглашаю ваших соперников. Поприветствуем команду (аплодисменты). Вышли отлично, теперь надо отлично сыграть. Первый гейм для вас «Дальше, дальше, дальше», в котором за 1мин необходимо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начали!!!
Ведущий: Спасибо, аплодисменты этой команде. Итак, настал момент, чтобы узнать, кто же одержал победу на этом этапе. Просим жюри объявить результаты. (Жюри объявляет результаты).
Ведущий: Мы идём дальше. Начинается 2 тур «Заморочки из бочки».
По правилам, его начинает команда, набравшая наименьшее количество баллов (вносится бочонок). В этом бочонке находятся вопросы под номерами. Команды поочерёдно вытаскивают вопросы из бочонка. Если игроки первой команды, а затем и второй не знают ответа, отвечают болельщики. На обдумывание вопроса командам даётся 15с. Команды вытаскивают по 2 вопроса. В этом гейме участники могут вытащить «счастливый случай», тогда они получают приз – 2 балла . Если попадется «подкова» - переход хода. Каждый правильный ответ оценивается в 1-2 балла, в зависимости от сложности вопроса. Итак, начали!!!
1. Их называют «водными девами», «дедками и бабками», «стрелками и лютками», «чёртовыми иглами». Они прожорливее льва, тигра, кашалота, но изящны, как барышни. Об их легкомысленности и беспечности сложена басня. Кто они такие? (Стрекозы)
2. В 1883 году от извержения вулкана Кракатау образовался остров. Когда пепел осел, и лава остыла, остров был безжизненным. Но спустя 3 года на нём появились первые растения. Какие? (1 балл)
Ответ: (лишайники).
3. Зачем страус голову в песок прячет?
Ответ: (И совсем не из-за страха , как принято считать , а с санитарно-профилактическими целями . Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок , страус ждёт (сколько вытерпит) , пока погибнут или сбегут с головы все паразиты . После этого он погружает в песок шею , грудь , взбивает песок крыльями , то есть принимает самые настоящие песочные ванны).
4. Зачем змеи язык показывают?
Ответ: (Не подумайте, что это они вас дразнят . Это они воздух «ощупывают» , добычу ищут . А что вынюхивают , «несут» на языке в рот .)
Дополнительный вопрос: 1.Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как с этой. Одни народы возвеличивали её, другие проклинали. Китайцы считали её символом благосостояния, полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В середине века церковь объявила эту птицу «нечистым животным», слугой дьявола. Что это за птица? (Сова).
2. В одной из самых распространенных преданий об одной птице говорится, что одна женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи, горько плачет с тех пор птица. Её слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют её бедной вдовушкой. А каково же настоящее её имя? (Кукушка).
Ведущий: Друзья, аплодисменты командам. Наконец-то, мы прошли и этот гейм. Сколько усилий, мужества, интеллекта было проявлено командами, чтобы ответить на эти сложные вопросы. Пока жюри готовит итоги этого гейма, мы объявляем
Игра со зрителями «Что это? Где это?»
(Пока наши участники отдыхают, игра со зрителями. Ответивший зритель отдает 1 балл в пользу своей команды)
1.Назовите растение - символ Победы (Дуб).
2.Рот на подошве, мозоль на спине,
Рожки и глазки на пятке.
Может ползти по отвесной стене
И свежей выкопанной грядке.
Скользкое тело, серебряный след,
Сладкие овощи есть на обед.(Слизень)
3.О ком идет речь. «Когда стая опустилась … деревья ломались под её тяжестью, а от некогда цветущей земли осталась голая пустыня. В истории человечества известны случаи, когда после больших нашествий этих животных умирало от голода большинство людей». (Саранча).
4.Какое травянистое растение самое горькое? (Полынь горькая).
5.Эта птица очень любит петь. Поет, закатывая глаза и трепеща крыльями. Пение напоминает то мяуканье кошки, то кукареканье петуха, то скрип телеги. Что это за птица? (Скворец)
Ведущий: А теперь попросим жюри объявить результаты 2-го гейма (объявляют).
Ведущий: Спасибо. Переходим к 3 туру – «Тёмная лошадка».
Ведущий: Ребята, я хочу вам задать вопрос, и ответ на него ожидается довольно банальный. Речь пойдёт о продукте цивилизации, от которого нам много неприятностей. В школе его бывает особенно много после уроков, а в посёлке – после таяния снега. Его появление в окружающей среде говорит о низкой культуре человека. Что же это, по-вашему? (мусор)
Ведущий: Вы, наверное, уже поняли, речь в этом гейме пойдёт о наиболее распространённых отходах, возможности их вторичного использования. Вопросы сформулированы устами младенца. На каждый из отходов заготовлено по 5 высказываний. Задача команд: попытаться понять, что имели в виду дети. И догадаться, как можно скорее. Каждый ответ оценивается в 1 балл.
Высказывание 1.
1. Это легче воды.
2. Это плавает на воде и не тонет.
3. В речке этого много, когда в ней моют машины.
4. Это мешает дышать рыбам.
5. Это надо удалять с поверхности воды. (Машинное масло)
Высказывание 2.
1. У меня много игрушек, сделанных из нее.
2. Она бывает разноцветной, и её очень трудно сломать.
3. Предметы, изготовленные из неё, очень мало весят.
4. Если её поджечь, то появляется много чёрного дыма, который плохо пахнет.
5. Её нельзя выбрасывать, т.к. она сама по себе в природе не разлагается. (Пластмасса)
Высказывание 3.
1. Её изобрели китайцы.
2. У нас её получают из дерева.
3. Она легко горит.
4. Из неё получается много мусора.
5. На ней обычно рисуют или пишут (Бумага)
Высказывание 4.
1. Его делают из песка.
2. Чаще всего оно прозрачное.
3. Когда падает, оно разбивается.
4. Если его нагреть, то оно становится тягучим, как тесто.
5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (Стекло)
Высказывание 5.
1. Это то, чего много в городе, и мало в деревне.
2. Особенно много его в промышленном городе, где много заводов и фабрик.
3. От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого его становится ещё больше.
4. Его издают разные приборы, машины.
5. Он вызывает загрязнение воздуха и если этого много, он действует как наркотик. (Шум)
Высказывание 6.
1. Этого почти не видно.
2. Этого много в промышленном городе, где работают заводы и фабрики.
3. От этого у людей бывает астма, бронхит.
4. Это могут собрать на свои листья зелёные растения.
5.В городе, где этого много, не растут лишайники. (Газовые отходы)
Высказывание 7.
1. Это получается, когда становится старым или ломается.
2. Это можно увидеть везде – в городе, в деревне, даже вдоль дороги.
3. Это можно сдать и получить деньги.
4. Из этого можно сделать что-то новое.
5. Это бывает цветным, и за него можно получить много деньги. (Металлолом).
Высказывание 8.
1. Это всегда чёрного цвета.
2. Этого много в городе, где много заводов и фабрик.
3. Это очень вредно.
4. У человека от него бывают болезни, а одежда делается грязной.
5. Этого много при горении. (Сажа)
Высказывание 9.
1. Это то, без чего уже не можем прожить.
2. Этим мы пользуемся каждый день.
3. Когда это попадает в воду, образуется много пены.
4. Это убивает рыбу в воде, растения на земле.
5. С помощью этого всё становится всё чище. (СМС)
Высказывание 10.
1.Его производит обыкновенная корова
2.В небольших количествах он очень полезен
3.Когда его слишком много, это настоящее бедствие
4.При попадании в водоёмы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться
5.Его необходимо компостировать (Навоз)
Ведущий: Спасибо. На этом завершился 3-й гейм. Было не очень – то легко догадаться, о чём говорят дети. Но всё же, команды справились. Попросим жюри объявить результаты. (Объявляют)
Ведущий: Теперь мы можем перейти к следующему, 4 тур «Ты – мне, я – тебе».
Команды будут задавать вопросы друг другу (по 1 вопросу). На обдумывание вопросов – 15с. первой будет задавать вопрос по правилам игры команда, имеющая меньше баллов. Каждый правильной ответ оценивается в 2 балла. Итак, начали!!! (Команды задают по очереди вопросы)
Вопрос команды 1:
Почему у журавля один птенец?
Ответ: Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остаётся один. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку , пока один не убьет другого. Но самое страшное, что родители стоят рядом и безразлично наблюдают за этим убийством.
Вопрос команды 2:
Почему мухи к осени «звереют»?
Ответ: Действительно к осени мухи в домах «звереть» начинают и кусаются почем зря. За домашней мухой много чего плохого водится, но к кусанью она никакого отношения не имеет, рот у неё не так устроен. Мух много, свыше 20000 видов, все похожи, и разобраться в них может лишь специалист. Осенью в наших домах свирепствует жигалка осенняя, которой обязательно нужно крови насосаться, чтобы продолжить свой род.
Ведущий: Аплодисменты командам. Молодцы, ребята, задавали вы друг другу нужные, полезные и интересные вопросы. Мы попросим жюри объявить результаты на этом этапе. (Объявляют)
Ведущий: Мы продолжаем игру. У нас впереди последний, 5 тур « Гонка за лидером».
В течение 2-х мин вы будете отвечать на вопросы, поочерёдно заданные каждой команде. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Итак, начали!!!
Вопросы команде 1
- Кто охраняет лесную полянку от вредных мух? (Стрекоза)
- Какое дерево цветет позже всех? (Липа)
- Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец)
- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
- Какое травянистое растение зацветает первым? (мать-и-мачеха)
- Самый чистоплотный зверек. (барсук)
- Детеныши, каких животных питаются молоком чужой матери? (зайчата)
- Животное, которое строит дом на реке? (бобр)
- У какой птицы самый длинный язык? (у дятла, до 15 см)
- Прилет каких птиц означает начало весны? (грачей)
- Родилась в воде, живет на земле. (лягушка)
- У кого самый чуткий нос? (у бабочки)
- Месяц весенних первоцветов. (апрель)
Вопросы команде 2
- Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисички)
- Какое животное почти все время проводит под землей? (крот)
- Какую траву любят кошки? (валериану)
- Кто кукует у кукушки – самка или самец? (самец)
- Дерево, которое зацветает раньше других. (ива)
- Какие детеныши рождаются голыми, а уже через несколько часов имеют покров? (ежата)
- Изменение густоты и окраски шерсти у животных. (линька)
- Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние? (одинаковые)
- Где раки зимуют? (под водой, под корягами)
- Трава, которую могут узнать на ощупь даже слепые. (крапива)
- Самый быстрый зверь на земле. (гепард)
- Каким насекомым хлопают в ладоши? (комары, моль)
- Из чего готовят манную крупу? (из пшеницы)
Дополнительный вопрос: Эти деревья называют пионерами леса (т.к. они первыми появляются после пожара) (Ель).
Ведущий: Итак, это был последний вопрос сегодняшней игры. Спасибо, ребята, молодцы. Пока жюри подводит общий итог, мы хотим завершить нашу игру словами Бернарда Шоу:
«Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает одного: научиться жить на земле».
И напоследок, мы пожелаем нам всем, чтобы мы сделали всё, чтобы наша Земля оставалась такой прекрасной, как на этих картинках.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е.Евтушенко
Жюри объявляет итоги, вручаются призы.
Список использованной литературы:
1. Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. –Ярославль: "Академия развития", 1997.
2. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах. Ярославль: "Академия развития", 1998.
3. Интернет – ресурс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсно-познавательная игра "Птицы - наши друзья!"
Мероприятие можно провести в рамках недели биологии. Участники - учащиеся 7-8 классов....
Интеллектуально - познавательная игра для начальных классов "В гости к пернатым друзьям"
В игре участвуют три команды: 2, 3 и 4 класса. Для проведения игры от каждого класса выбираем по 8 человек. Каждая команда выбирает капитана команды и придумывает название команды, связанн...
Интеллектуально-познавательная игра по тепловым явлениям для 8 классов "Своя игра"
Игра предназначена для закрепления и проверки знаний учащихся по теме "Тепловые явления".Данная игра проводится в виде командных соревнований, класс делится на 3 группы,цель которых ответить на ...
Интеллектуально-познавательная игра по физической культуре "Своя игра"
Аналог телевизионной игры "Своя игра". Игра предназначена для учащихся 5-7 классов, может быть использована для внеклассного мероприятия и подготовки к олимпиаде по физической культуре....
интеллектуально-познавательная игра "Олимпийские игры"
разработка интеллектуальной игры для учащихся 6 класса...
методическая разработка интеллектуально-познавательной игры "Своя игра"
Интеллектуально-познавательная командная игра, включающая вопросы по разным учебным предметам (технология, ИЗО, музыка, ОБЖ, физкультура, история и культура Санкт-Петербурга)....
Интеллектуально-познавательная игра "Устами природы" (для 6 класса).
Развитие познавательного интереса - одна из главных задач, стоящих перед педагогом. Этот интерес можно вызвать, используя огромное количество разнообразных форм деятельности на ...