Всероссийский конкурс "Мой лучший урок"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Сценарий  урока «Класс Саркодовые. Амеба обыкновенная» представлен на VI Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» на 2012 учебный год по естественно-научному направлению, предмет биология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_luchshiy_urok_strelnikova_t.v.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета-заявка

На участие в финале Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов

 «Мой лучший урок» по естественно-научному направлению.

2012 учебный год

1. Фамилия, имя, отчество автора:  Стрельникова Татьяна Владимировна

2. Год, месяц, день рождения:  10 сентября 1985 года

3. Место работы:    МБОУ СОШ №12

Полный адрес:   352401, Краснодарский край, Курганинский район, станица Михайловская, улица Октябрьская дом 79

Федеральный телефонный код:   8(86147); телефон/факс  8-86147-61-4-87

e-mail:   school 12 @ kurgan. kubanet. ru

4. Должность:    учитель биологии, химии

5. Педагогический стаж работы:    4 года

6. Преподаваемый предмет:    биология, химия

7. Класс проведения урока:  7 «А», количество детей в классе:   27

8. Домашний адрес автора:  352401, , Краснодарский край Курганинский район, станица Михайловская. улица Зорько дом 53

Сотовый телефон:  8-918-021-34-00, E-mail – tatyana.strelnikova.@mail.ru

9. ФИО руководителя образовательного учреждения:    Ополева Наталия Петровна

Телефон для связи:    федеральный код:    8(86147)

Телефон:    61-4-87, факс:  8-86147-61-4-87 , e-mail:    school 12 @ kurgan. kubanet. ru  

10. Рекомендации по итогам первого этапа (занятое место) _________________________________

11.  Название органа управления образования, направившего участника на финал

Подпись председателя жюри _______________________ (расшифровка подписи, должность)

УЧАСТИЕ В ФИНАЛЕ ГАРАНТИРУЕМ.

Подпись руководителя образовательного учреждения:   Ополева Н. П.

Дата заполнения    17. 11 2011 год

VI Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов

«Мой лучший урок», естественно-научное направление

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12

 станицы Михайловской

Курганинского района

 Краснодарского края

                                                                                                         

                                                                                     Биология, 7 класс.

                                                                                     Разработал и провёл

                                                                                     учитель химии и  биологии

                                                               Стрельникова Татьяна Владимировна

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка.

    Сценарий  урока «Класс Саркодовые. Амеба обыкновенная» представлен на VI Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» на 2011-2012 учебный год по естественно-научному направлению, предмет биология.

    Данный урок разработан и проведён с учащимися 7 класса общеобразовательной средней школы базового уровня. Накопляемость учащихся в классе - 27 человек, уровень подготовленности учащихся и учебная мотивация большинства учащихся – средние.

    Биология в 7 классе изучается 2 часа в неделю, согласно государственной программе по биологии для 7 класса общеобразовательных учреждений, авторов А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маш (Москва, Издательский центр «Вентана -Граф», 2009 год), по учебнику  Константинов В.М.,Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. В.М.Константинова, И.Н.Пономаревой. – М.:Вентана – Граф, 2009. Это первый урок из цикла уроков, посвященных изучению подцарства Простейшие.

Целью урока является создание условий для осмысления новой учебной информации, повышение мотивации учащихся.

Презентация применяется на этапе объяснения нового материала, а так же на этапе закрепления изученного на уроке. По ходу урока предполагается заполнить структурно – логическую схему, а также самостоятельная работа учеников с текстом учебника, которая сопровождается демонстрацией слайдов с заданиями.  По окончании выполнения задания можно осуществить проверку правильности выполнения, так как по щелчку мыши происходит высвечивание правильных вариантов ответов.

Данную разработку можно использовать при наличии мультимедийного проектора при фронтальной работе класса на уроке. Она проста в применении, технологична. По такому принципу можно легко построить уроки при изучении других тем. Использование такой презентации и такого построения урока актуально в средних классах, где  много слабых учеников, существуют проблемы с дисциплиной. Применение такого способа организации позволяет постоянно контролировать учащихся, помогает вовлечь их в процесс обучения, мотивировать, внося дух соревнования.

Применение предлагаемой системы работы в классах позволило значительно уплотнить урок и сделать его динамичным, повысить качество знаний учащихся, помогло дисциплинировать ребят, научить работать самостоятельно.

Тема урока:

Цели урока: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, ознакомить с особенностями простейших из класса саркодовых; продолжить формирование умений сравнивать, обосновывать и делать выводы.

Оборудование: структурно- логические схемы для учащихся, таблицы по зоологии, проектор, презентация, фрагменты учебных фильмов из единой коллекции ЦОР).

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Особенности: в течение урока каждый учащийся заполняет структурно-логическую схему параллельно с учителем, затем схема вкладывается в рабочую тетрадь ученика.   (Слайд №2)

        Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Вступительное слово учителя:

- Давным - давно, ещё в 1632 году, в городе Дельфте в Голландии родился мальчик- Антоний ван Левенгук. Прошли годы, и отец отправил юношу в Амстердам учиться коммерции. Родителей Антоний почитал, поэтому ослушаться не посмел. Учёбу закончил и дело собственное открыл - торговал тканями. Так и жил бы себе как все, потихоньку, но была у него одна страсть- хобби по-нашему. Уж очень нравилось Левенгуку стёкла увеличительные - линзы шлифовать, в дощечки вставлять, да через те стёкла мир невидимый рассматривать. До чего же вокруг всё интересно!

Вот вы подумайте, капля воды из лужи - ну что казалось - бы в ней такого? А вы на эту каплю через стекло увеличительное посмотрите. Кто в ней только не живёт! И вот однажды Левенгук увидел в капле воды то животное, о котором мы сегодня будем говорить. Это амёба обыкновенная (показать на таблице). А вот теперь подключите своё воображение и уменьшите её мысленно до 0,1 мм – вот такая маленькая она на самом деле.

Левенгуку очень хотелось изучить подробно это странное животное, кое-что ему удалось, на какие-то вопросы он не смог дать ответы и до наших дней дошла вот такая интересная схема (Приложение 1). Давайте попробуем к концу урока заполнить правильно эту схему. Потом заполненную схему вложите в тетрадь.

III.Изучение нового материала

Работа со структурно- логической схемой

1.Общая характеристика простейших

( самостоятельная работа учащихся  с текстом учебника, с последующей фронтальной проверкой выписанных пунктов)

- Амёба обыкновенная относится к типу простейшие, класс саркодовые. (заполнение схемы)

-Как вы думаете, почему амёба получила такое название - простейшее животное?

Хотя амёба состоит из одной клетки, но клетка целый организм, хоть и микроскопический.

2. Классификация

(рассказ учителя с демонстрацией слайда №3,зарисовка схемы в тетради)

3.Среда обитания, передвижение и внешний вид амебы

(просмотр фрагмента (Слайд №4), беседа по фрагменту)

- Где обитает амеба обыкновенная? (заполнение схемы)

- Какова форма ее тела?

- Как передвигается амеба? (заполнение схемы)

- Что такое ложноножки?

4.Внешнее строение амебы.

(Работа учащихся с рисунком учебника «Внешнее строение амебы». Демонстрация слайда №5, организация фронтальной работы по слайду по вопросам.)

- На какой органоид указывает стрелка №1?(и т.д.)  (заполнение схемы)

Процессы жизнедеятельности амебы

5.Питание, удаление  непереваренных остатков и выделение избытка воды. (заполнение схемы)

-Как вы думаете, чем питаются амебы?

(Просмотр фрагмента слайд №6, с последующим самостоятельным  выполнением  задания на слайде №7и №8)

. 

Задание слайда №7

Установи правильную последовательность процессов питания  амебы.

Задание слайда № 8

6. Дыхание амебы

(организация самостоятельной работы учащихся с текстом учебника).

Амёба - живой организм, значит, она должна дышать.

- Что поглащают организмы в процессе дахания? Где амеба берет кислород?

Вместе с водой из лужи поглощается кислород, растворенный в воде. Он нужен, т.к. при его участии идет разложение пищи на простые питательные вещества и выделяется энергия, необходимая для жизнедеятельности организма (заполнение схемы).

- А какой газ выделяется в процессе дыхания?

Он удаляется вместе с водой через сократительную вакуоль. Значит, сократительная вакуоль выполняет две функции. Назовите их.

7. Размножение амебы

(Просмотр фрагмента о размножении амебы на слайде№9, выполнение задания слайда №10, с опорой на текст учебника. Фронтальная проверка выполненного по ответам ,появляющимся по щелчку мышью)

Задание слайда №10

Вставь пропущенное слово в предложение.

8. Многообразие представителей класса Саркодовые.

(Рассказ учителя с демонстрацией слайдов №12 – 14)

IV. Закрепление материала

Проведение игры «Третий лишний».

- Я называю вам по три понятия, одно из которых к амебе отношения не имеет. Вы находите это понятие и объясняете (можно на карточках).

  • ядро, хлоропласты, цитоплазма
  • вакуоль с клеточным соком, пищеварительная вакуоль, сократительная вакуоль
  • псевдоподии, цитоплазма, оболочка
  • пруд, море, лужа
  • светочувствительный глазок, ядро, циста

        V. Домашнее задание.

Прочитать параграф №9

Подготовить сообщения о представителях «Класса Саркодовые»

        

   Структурно-логическая схема          Приложение №1               

                                                                                                   

                                                                               

1…………………………                                               (рисунок амебы с                                        2…………………………                                                указанием вакуолей,                            

3…………………………                                             ядра, псевдоподий

                                             

                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                                           

           

Как?        Форма тела  ……....

………………        V км/ч    …………..

………………………                                                                                                                          

                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                   

        Как?                                                                                              

        ………………      

Как?…………………        Чем?…………

………………………                                                                                                        

Чем?…………………                                                                                            

………………………                Что?………………… ……….                        

                                                     ……………………………….

                                                     Чем?………………………….

                                                     ………………………………..                

        

        

                                     

        

Рецензия на урок биологии

на тему: «Класс Саркодовые. Амеба обыкновенная»

учителя  биологии МБОУ СОШ № 12

ст. Михайловской

Курганинского района

Краснодарского края

Стрельниковой Татьяны Владимировны

 Урок, Т.В, Стрельниковой, учителя биологии средней школы №12, прошел на высоком методическом уровне. Это первый урок из цикла уроков, посвященных изучению подцарства Простейшие. По типу - урок изучения нового материала, по виду - комбинированный. Все этапы урока четко спланированы и выдержаны.

Учитель умело использовал различные методические приемы: слушание, обсуждение материала, применяя мультимедийную презентацию, дополнительный познавательный материал, тестирование.

Все выбранные приемы и средства обучения соответствовали содержанию учебного материала, цели и задачам урока, возрастным особенностям и учебным возможностям класса.

В течение урока отмечалась комфортная психологическая обстановка: царила атмосфера сотрудничества и взаимопонимания. Дети были раскрепощены, свободно общались с учителем и друг с другом.

Применение предлагаемой системы работы в классах позволило учителю значительно уплотнить урок и сделать его динамичным, повысить качество знаний учащихся на 35%, помогло дисциплинировать ребят, научить работать самостоятельно, легко ориентироваться в тестовых заданиях, что, несомненно, актуально в свете современных требований при сдаче выпускниками ЕГЭ.

Цель урока была достигнута полностью.

Рецензент: Колкова Татьяна Николаевна,

заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №12 ст. Михайловская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защита урока на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок".

Перед вами – огромная планета Земля,Реки и горы, равнины, моряТочка на карте зовётся «объект» -Такое понятие ввёл человек. Сегодня мы с вами узнаем о том,Что каждая точка имеет свой дом,Что...

Урок географии 7 класс "Движение вод Мирового океана" 2 местро на Всероссийском конкурсе "Мой лучший урок"

Данный урок исследовательского типа, по форме – урок – моделирование.Все этапы урока четко спланированы и выдержаны.Учитель верно ставит цель урока, на которую методически грамотно выводят учащихся.Си...

Всероссийский семинар для учителей естественно-научного цикла участников и победителей Всероссийского конкурса «Мой лучший урок». Мастер – класс учителя географии ГБОУ СОШ № 2006 по теме: «Апробирование учебно-исследовательских работ в формате взаимо

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближнею перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план ...

О проведении Всероссийской конференции по результатам Всероссийского конкурса лучших проектов региональных/муниципальных систем организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях

По заказу Министерства просвещения Российской Федерации АНО СРОИ «Цифровая Фабрика Инноваций» совместно с ФГБНУ «ИУО РАО» 14 ноября 2019 года проводит Всероссийскую конференцию...