XII Всероссийский конкурс «Лучший урок письма» «Тайна за семью печатями»
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) на тему
Урок письма в форме игры "Звездный час"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
popova_n.v._urok_pisma_tayna_za_semyu_pechatyami_6_klass.doc | 472 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Михайловки»
XII Всероссийский конкурс «Лучший урок письма»
«Тайна за семью печатями»
Автор:
Попова Наталья Васильевна,
учитель русского языка
и литературы МКОУ «Средняя
общеобразовательная школа
№1 г. Михайловки»
Волгоградская область, г. Михайловка, 2014 г.
Цель: пробудить интерес к эпистолярному жанру, способствующему формированию у подростков духовно-нравственных личностных качеств.
Задачи:
Учить правилам написания писем.
Воспитывать культуру письменной речи.
Форма: урок-игра «Звездный час»
Оборудование: компьютер, мультимедийная приставка, экран, таблички или веера с цифрами от 0 до 8 для игроков, карточки с надписями или картинками, 9 кубиков из детского набора «Учись читать», бумага и карандаши.
ПРАВИЛА ИГРЫ
- В игре могут участвовать любой количество человек, которые объединяются в пары.
- У каждого игрока в руке имеются таблички с цифрами от 0 до 8, которые игроки должны поднимать при выборе правильного варианта ответа.
- В следующий тур выходят пары, которые набрали большее количество баллов, а пара с наименьшим количеством баллов, покидает игру.
- Так продолжается до тех пор, пока две пары не выйдут в финал.
I тур - участвуют 12 человек, которые играют в парах (6 пар).
II тур- участвуют 10 человек, которые играют в парах (5 пары).
III тур - участвуют 8 человек, которые играют в парах (4 пары).
IV тур - участвуют 6 человек, которые играют в парах (3 пары).
V тур - ФИНАЛ
5. В конце игры итоги определяется пара победителей.
« В письмах человек обнажает душу» (Мопассан)
Ход урока:
- Организационный момент.
- Слово учителя.
- Мы уже отвыкли от тёплых душевных писем, от деликатных слов, любезных обращений. Но потребность в общении осталась. Трудно представить себе современного школьника, который бы не стремился к ежедневному общению. Каким образом в XXI веке люди передают информацию? (Новое поколение XXI века передаёт письма по электронной почте, отправляет SMS-сообщения по телефону мобильной связи, а письма на бумаге люди теперь пишут редко.)
- А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Теплоты, душевности.)
– А теперь ответьте, в чем смысл эпиграфа?
III. – Сейчас мы с вами вспомним некоторые слова, связанные с эпистолярным жанром.
Первый тур
Участникам предлагаются вопрос и восемь вариантов ответа. Участник должен найти правильный ответ и поднять соответствующую табличку с цифрой. Если правильного ответа нет, участник поднимает табличку с цифрой «0». Участники, ответившие правильно получают звезду.
- Литературное произведение в форме письма, в котором излагаются размышления и суждения автора по поводу определенного предмета (1)
- Тот, кому адресовано письмо (3)
- Тот, кто пишет письмо (6)
- Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние (5).
- Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (4)
- Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (7)
- Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы (2)
1.Эпистола | 2.Почтальон | 3.Адресат |
8. Индекс | 4.Конверт | |
7.Адрес | 6.Адресант | 5.Письма |
Подведение итогов. За каждый правильный ответ участники получают звезду. В конце тура участник, набравший меньше всех звезд, выбывает из игры.
Музыкальная пауза.
IV. - В народе говорят: "Письмецо придёт и вестей принесёт". А ещё говорят: "Что написано пером, не вырубить топором". Чему учит эта народная пословица?
- А кто из вас знает, как правильно написать письмо, мы сейчас узнаем.
Второй тур
Участникам предлагаются «Логические цепочки». Участники должны определить, правильно ли дана последовательность. Если она правильная, участник поднимает табличку с цифрой «0», если неправильная, то две таблички с цифрами, которые нужно поменять местами.
I. Правила заполнения конверта.
(2 и 3)
- От кого Иванова И. И.
- Индекс 352120
- Откуда ул. Кирова, д.18 , г.Тихорецк, Краснодарский край.
- Кому Сидорову А.П.
- Куда ул. Республики, д.148, г. Тюмень.
- Индекс 612205
1. От кого Иванова И. И.
2. Откуда ул. Кирова, д.18 , г.Тихорецк, Краснодарский край.
3. Индекс 352120
4. Кому Сидорову А.П.
5. Куда ул. Республики, д.148, г. Тюмень.
6. Индекс 612205
II. Алгоритм написания письма: (1 и 2)
- Сообщение.
- Обращение и приветствие.
- Прощание и подпись.
- Вопросы, просьбы, пожелания.
- Обращение и приветствие.
- Сообщение.
- Вопросы, просьбы, пожелания.
- Прощание и подпись.
- Следует помнить, что приветствие, обращение, прощание, дата и подпись – обязательные элементы письма. Это обрамление послания называют "этикетом" письма. Соблюдение "этикета" в письме – знак уважения к адресату, средство передачи авторских эмоций.
Музыкальная пауза.
V Третий тур
Из ящика высыпаются кубики (9 штук), на каждой грани кубиков расположены буквы. Из букв, расположенных на верхних гранях кубика, за одну минуту нужно составить самое длинное слово (существительное в именительном падеже, единственном числе).
Подведение итогов. Участник, который составит самое длинное слово, получает звезду, а составивший самое короткое слово или имеющий меньше звезд выбывает из игры.
Музыкальная пауза.
VI. – Переходим к следующему туру.
Четвертый тур
Участникам предлагаются вопрос и четыре варианта ответа. Участник должен найти правильный ответ и поднять соответствующую табличку с цифрой. Если правильного или неверного ответа нет, участник поднимает табличку с цифрой «0».
1. Я утверждаю, что на экране на всех картинках изображен материал для письма в древности.
1. Берёста. | 2. Папирус |
4. Пергамент | 3. Письмовник |
(3. Сборник образцов для составления писем разного содержания.)
2. Я утверждаю, что так звучит слово «здравствуйте» на разных языках.
|
|
4. «Bonjour!» (французский) | 3. «Дабрыдзень!» (белорусский) |
(1. «Arrivederci!» - до свидание)
3. Я утверждаю, что по тематике письма бывают…(все верно - 0)
1. Любовные | 2.Деловые |
4. Семейно-бытовые |
|
4. Я утверждаю, что все эти способы доставки писем расположены именно в той последовательности, в которой они появились. (2 и 4)
1. Почтовые голуби | 2. Почтовый поезд |
4. Почтовые кареты | 3. Почтовые автомобили |
5. Я утверждаю, что герои всех этих произведений писали письма.(3)
1. «Малыш и Карлсон» А.Линдгрен | 2. «Ванька» А.П.Чехова |
| 3. «Кладовая солнца» М. Пришвин |
Подведение итогов. Участники, ответившие правильно получают звезду. По итогам 4 тура, остаются две пары участников с наибольшим количеством звезд. Они выходят в финал.
Музыкальная пауза.
VII. Финал.
Две оставшихся пары должны за 2 минуты написать письмо, используя слова-подсказки, и заполнить конверт.
- Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам на каникулы
Слова-подсказки:
У меня к тебе большая просьба…
Очень прошу тебя…
С приветом…
Заранее благодарен…
- Напишите письмо-поздравление первой учительнице.
Слова-подсказки
Поздравляю
Разрешите поздравить… от всей души…
Позвольте пожелать… от всего сердца…
Дорогая… сердечно…
Уважаемая… - Напишите дедушке письмо с благодарностью за присланный подарок.
Слова-подсказки
Сердечно…
От всего сердца…
От всей души…
Я очень благодарен…
Как я благодарен…
Большое (огромное) спасибо… - Напишите другу письмо-рассказ о делах в классе.
Слова-подсказки
Дорогой…
Хочу рассказать тебе о…
Мы очень скучаем без тебя…
Напиши нам о…
С нетерпением ждем ответа…
Побеждает тот, кто вовремя и правильно выполнит задание.
VIII. Рефлексия
- Выберите фразеологизм или пословицу, которые характеризуют вашу работу сегодня
Шевелить мозгами
Краем уха
Хлопать ушами
- Мы живём в XXI веке, когда человечество изобрело десятки способов передачи информации, но письмо не исчезло и никогда не исчезнет, потому что оно помогает людям понять друг друга.
- Так давайте же писать друг другу письма! И тогда, получив, его адресат улыбнется, а каждая улыбка – это лучик нашего солнца. Чем больше улыбок, тем светлее становится на нашей Земле!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на конкурс "Лучший урок письма"
Урок проводился в 5 классе. Дети писали письма космонавтам....
Разработка урока и презентация к нему в рамках Всероссийского конкурса "Лучший урок письма". 1 место в районном этапе.1 место на региональном уровне.
Разработка урока по математике " Действия с десятичными дробями", 5 класс....
Районный конкурс «Лучший урок письма» в честь 70-летия Великой Победы И Года литературы
70-летию Великой Победы посвящается......
Районный конкурс «Лучший урок письма» в честь 70-летия Великой Победы И Года литературы Номинация для учителей
Тема урока «Письма с фронта»Подготовка к сочинению «Письма с фронта»; активизация и расширение знания детей об особенностях эпистолярного жанра, совершенствование умения писать письма, культуры ...
Районный конкурс «Лучший урок письма - 2015»
Номинация: «Напиши письмо и расскажи о мире , в котором тебе хотелось бы вырасти»....
Методическая разработка на конкурс "Лучший урок письма" 6 класс
НОМИНАЦИЯ: «Лучшая методическая разработка проведения Урока письма». Познакомить учащихся с жанром письма как древнейшим средством общения людей и его основными современными разновидностями; со струк...
Творческая разработка урока "Письмо -благодарность" в рамках Всероссийского конкурса методических разработок " Лучший урок письма" в 2019 году.
Методическая разработка предназначена для проведения мероприятий в 7-9 классах, посвященных ВОВ. Данный урок был проведен в 8 классе.Цель данного занятия - прививать уважение к...