игра умники и умницы
методическая разработка по биологии (7, 8, 9 класс) на тему

Остроухова Светлана Анатольевна

Разработка игры Умники и умницы с биологическим содержанием

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_umniki_i_umnitsy.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Умники и умницы»

  1. Отборочный  тур.
  1. Вода в твердом состоянии. (Лед)
  2. Каким химическим элементом богата морская капуста?  (Иод)
  3. Водная оболочка Земли.(Гидросфера)
  4. Совокупность всех видов животных. (Фауна)
  5. Разделение растительного сообщества на этажи. (Ярусность)
  6. Оболочка Земли, населенная живыми организмами.  (Биосфера)
  7. Список, находящихся в опасности видов растений и животных. (Красная книга)
  8. Самое страшное бедствие в лесу. (Пожар)
  9. Высшая стадия развития биосферы. (Ноосфера)
  10. Область распространения на земной поверхности систематической группы организмов. (Ареал)
  11. Самое высокое млекопитающее. (Жираф)
  12. Газовая оболочка Земли. (Атмосфера)
  13. Растения, не желательные в сельскохозяйственных угодьях. (Сорняки)
  14. Семейство растений, обогащающие почву азотом. (Бобовые)
  15. Какой характерный признак отличает большинство животных от растений. (Ограниченный рост)
  16. Какой общий признак характеризует тип Членистоногих (Членистые конечности)
  17. Как по стволу  сосны определить северную сторону? ( на ней темная полоса, а на южной – светлая)
  18. Из какого дерева делали свои скрипки знаменитые Страдивариус, Амати, Гварнери? ( Из ели)
  19. Почему для закрепления песков рекомендуют сажать сосну? (Сосна не требовательна к почве, имеет хорошо разветвленную корневую систему)
  20. Почему после снегопада в хвойном лесу на почве меньше снега, чем в лиственном? ( Значительная часть снега задерживается на еловых ветках)

                           2 Тур «Выбор дорожек.»

Задание 1. «Собери народные приметы»

  1. Ночные бабочки в дом влетают –  Сильный ветер предвещают.
  2. Бабочка крапивница в ясную погоду стремится укрыться в защищенном месте –   Быть грозе.
  3. Аполлон летит и нектар собирает –  Быть солнечной погоде.
  4. Ночные бабочки в дождь летают –  Тепло предвещают.
  5. Гусеницы соснового шелкопряда не выходят из гнезда –  Быть буре.

Задание 2 «Экологическая ситуация»

В Мировой океан ежегодно поступает около 13 – 14 млн тонн нефтепродуктов. Нефть в водоемы попадает в результате утечки при погрузке танкеров, при авариях танкеров, сбросе остатков нефтяного груза.

 Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации при разливе нефти, ее последствия и предложите пути выхода из этой ситуации.

 

Задание 1. «Собери народные приметы»

1. Ночные бабочки в дом влетают –

2. Бабочка крапивница в ясную погоду стремится укрыться в защищенном месте –

3. Аполлон летит и нектар собирает –

4. Ночные бабочки в дождь летают –

5. Гусеницы соснового шелкопряда не выходят из гнезда –

  • Быть буре.
  • Сильный ветер предвещают.
  • Быть солнечной погоде.
  • Быть грозе.
  • Тепло предвещают.

Задание 2 «Экологическая ситуация»

В Мировой океан ежегодно поступает около 13 – 14 млн тонн нефтепродуктов. Нефть в водоемы попадает в результате утечки при погрузке танкеров, при авариях танкеров, сбросе остатков нефтяного груза.

 Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации при разливе нефти, ее последствия и предложите пути выхода из этой ситуации.

 

3 Тур «Движение по дорожкам»

Растения.

  1. Это растение по популярности уступает разве только ромашке. Его целебные свойства были известны давно, но официальной медициной долгое время не признавались. В народе же растение издавна известно как хорошее кровоочистительное и антиаллергическое средство. Его применяют при различных кожных заболеваниях, особенно для детей. Разглядеть растение среди пышного разнотравья непросто, но стоит пройти по бурьяну, его семена быстро и прочно пристанут к одежде. Поэтому его в народе называют прицепой, кошкой, золотушной травой. (Череда)
  2. Это растение – неистребимый сорняк. Но в стройной системе природы оно занимает важное место. Его семена – высокопитательный корм для многих лесных и полевых птиц. Пчелы запасают его пыльцу, называемую пергой для кормления личинок. В голодные годы крестьяне из его семян получали муку и добавляли ее в хлеб. Хлеб при этом получался низким, тяжелым, напоминал ком земли.  Растение – обычный сорняк на огородах. У него созревает огромное количество зеленых мелких семян. Даже проходя мимо, задев это растение, тут же ощутишь горький запах. (Полынь)
  3. В Японии это растение выращивают как садовый овощ и даже выведены сорта с толстыми и мясистыми корнями. Их называют гобо. Из него можно приготовить вкусные блюда: повидло, мармелад. У нас это растение – сорняк семейства сложноцветных.  Оно имеет крупные густоопушенные листья. Растение это двулетнее. Любит богатую перегноем почву.  У него есть интересная особенность: все лето у растения корневая шейка находится высоко над землей, а поздно осенью на поверхности от нее не остается и следов. Корень имеет способность сокращаться и втягивать корневую шейку с зимующими почками на 5 – 10 см вглубь, тем самым защищая их от мороза. Осенью на растениях созревают плоды, которые легко разносятся животными, человеком. Из них делают различные поделки или просто в них  играют как в снежки. (Репей)
  4. Это растение называют «золушкой флоры». Ни на балу, ни на пиршестве плодоношения  его не увидишь, хотя с ним знаком каждый. Это сорняк, но его молодые листья съедобны. Русские крестьяне могли готовить из его семян острую столовую горчицу. Раньше называли его «кошелишкой» из – за особой формы стручков, и современное название сохранило эту особенность. Это невзрачная травка наделена силой останавливать кровь, особенно при внутренних кровотечениях. Встречается это растение повсюду: на огородах, возле дорог, на пустырях. ( Пастушья сумка)
  5. Корни и корневища лекарственных трав обычно собирают к концу лета или осенью. Почему?
  6. Назовите не менее трех растений, имеющих видоизмененные листья. Какие условия способствовали изменению листовой пластинки?
  7. при пересадки дерева на новое место часть его ветвей обрезают. С какой целью это делается?
  8.  Цветки, раскрывающиеся ночью, часто имеют венчики белой окраски. Почему?
  9. Почему плодовые тела грибов надо срезать, а не вырывать?
  10. Какое из хвойных деревьев нельзя транспортировать по воде самосплавом и почему? (Лиственницу, у нее тяжелая древесина и в воде она быстро тонет)

Птицы

  1. Эта редкая птица – орел, занесена в Красную книгу. Орел  часто высматривает добычу, не паря в воздухе как его сородичи, а с древних курганов и надгробных камней, что и отразилось в названии птицы. Дайте полное название орла.
  2. Эта хищная птица отличается по поведению от других хищных птиц. Она имеет широкие крылья и длинный хвост. В отличии от других хищных птиц она охотится не только на открытых пространствах, но и в густом лесу, легко лавируя между деревьями.  (Ястреб)
  3. Какая хищная птица самая многочисленная в России? (мелкий сокол – пустельга)
  4. Эта хищная птица – прекрасный рыболов. Ловит рыбу, падая на нее с высоты и хватая лапами, которые имеют своеобразное строение: на подушечках пальцев есть острые шипики, служащие для удержания скользкой добычи. Гнездится птица на верхушках старых сосен. Издалека гнездо напоминает гриб внесена в Красную книгу. (Скопа)
  5. Есть ли среди хищных,  птицы, которые питаются насекомыми? (Чеглок – один из самых мелких соколов)
  6. Одна из самых мелких птиц, гнездится в зарослях крапивы и других растений. (Крапивница)
  7. Птица, добывающая пищу даже подо льдом (Оляпка)
  8. Красногрудая птица, кормящаяся зимой плодами рябины. (Снегирь)
  9. Крупная насекомоядная птица, не делающая гнезда.

 ( Кукушка)

10.Птица черного  цвета с блестящим металлическим отливом, вестник весны. ( Скворец)

Овощи.

  1. Этот овощ – герой множества морских приключений. Из – за него океанский пароход «Днепр», севший на рифы около пролива Босфор, был переломлен пополам. Виновником оказались семена растений, которыми были наполнены трюмы парохода: вода, проникшая в трюмы, намочила груз. Семена стали разбухать все больше и больше. И железная арматура корабля не выдержала. Известна история, что это растение спасло ледокол «Седов», который был заперт льдинами в северных морях. Ростки его спасли команду от голода и цинги. Растение это холодостойкое. Семена содержат много белка, крахмала, разнообразных витаминов. недозрелые плоды очень любят дети. (Горох)
  2. Это растение возделывали с незапамятных  времен. На Руси оно известно с 19 века. Растение однолетнее. Различают кустовые формы, полувьющиеся и вьющиеся. Семена -  блестящие,  лакированные, с разным рисунком, как речные камешки. В сыром виде их не употребляют, а в вареном из них готовят большое количество блюд. Что это за растение? (Фасоль)
  3. Родина этого овощного растения – побережье Средиземного моря. Начали возделывать его еще в конце каменного века. В Россию оно попало в 17 веке и нашло большую любовь во всех слоях общества – от крестьян до вельмож. В Древней Греции считали, что растение обладает всеми известными на Земле «семью благами»: горячим, холодным, сухим, влажным, горьким, сладким, острым. Популярность это растение сохранило и в настоящее время. Существует много сортов и разновидностей этого растения. Из него готовят и первые блюда, и вторые, оно используется и в кулинарии, едят его и в сыром виде. (Капуста)
  4. Когда это овощное растение привезли в Европу из Южной Америки, его выращивали как цветочное. Французские модницы украшали его цветками свои прически. В нашу страну это растение было завезено Петром I. Долгое время оно не находило любовь и поддержку  русских людей. Проходили даже крестьянские бунты  против посадки этого овоща в огородах. Но постепенно овощ завоевал сердца и желудки россиян и в настоящее время – это одно из любимейших овощей. Повара  считают, что только из вареного этого овоща можно приготовить более 100 блюд. А вот в сыром виде он не употребляется. (Картофель)
  5.   Плод этого растения прославил себя как военное средство. В 1532 г. испанские конкистадоры  вступили  в сражение с индейцами.  Испанцы превосходили индейцев в  численности войска, вооружении, боевой выучке. Но бой  закончился победой не испанцев, а индейцев. Индейцы победили, прибегнув к помощи этого плода. Назовите это растение. (Красный, стручковый горький перец. Вблизи расположения войск испанцев индейцы насыпали на тлеющие угли жаровен молотый перец, который содержит горькое вещество капсанцин. От жаровен в сторону противника стелился белый едкий дым. Дым вызывал чихание, кашель и слезотечение у солдат. Солдаты, побросав оружие, обратились в бегство. Так перец помог индейцам одержать победу над испанцами).
  6. Сотни лет ведется война человека с погодой из – за этого

овощного растения, которого ни в одной стране не едят столько, сколько в России. Прохладный запах его плодов возбуждает аппетит. Ценен он и тем, что его можно заготовить впрок. Для этого растения человек построил дом – парник. Плоды его употребляются в пищу в недозрелом виде. (Огурец)

  1. Трудно входило в мир это овощное растение. Еще в середине прошлого века оно именовалось «зловонным». А большая часть человечества его даже не пробовала. Даже на родине , в Южной Америке, индейцы им не соблазнялись. Но произошло чудо, и неожиданно это растение с последнего места переместилось на первое. Его называют Клеопатрой растительного мира, намекая на то, что никто не может устоять перед его чарами. В разных странах плоды этого растения называют по – разному: «золотым яблоком», «яблоком любви». Выведено 1000 сортов этого растения, отличающиеся по форме и окраске плодов, по размеру растений, по вкусовым качествам. Ни один огород ни обходится без этого овоща. Употребляют его в сыром, вареном, консервированном, соленом видах.  (помидор)
  2. Его изображение имеется на пирамиде Хеопса. В Египте оно выращивалось как масличное растение. Сейчас его разводят из – за мясистых корнеплодов, хотя они бывают немного горьковатого вкуса.  А как масличное растение оно возделывается в Китае и Японии. Что это за растение?  (Редька)
  3. этот овощ можно увидеть на рынках всех стран. У него вкусный и сладкий корнеплод оранжевого, красного, желтого и даже белого цветов. Овощ богат витаминами, сахарами, минеральными солями и другими биологически активными веществами. Особенно много в нем каротина, из которого вырабатывается витамин А. Что это за овощ? (Морковь)

                                        Млекопитающие                                                                                                                                  

1. Был   жаркий  день.  Я   очень  устал.  Шли  мы   медленно,   но  моя  собака    учащенно   дышала,   высунув    язык.  Что   с  ней   случилось.

 (На  теле   собаки    почти  нет   потовых    желёз,   поэтому   в  жаркие  дни   охлаждение    организма    достигается     испарением     воды   с   поверхности  языка    и  дыхательных  путей.  Это   возможно   при   учащенном   дыхательных  путей.)

2.  Какое  значение   для  зверей   имеет   волосной  покров?     Почему   он  не  развит   у  китов,   моржей?  

(   Волосяной  покров  защищает  тело    млекопитающих   от  шуб   и  охлаждение. У   китов   и  моржей   развит    толстый   слой   подкожного  жира,   который   заменяет   волосяной   покров.)

 3. Местные  жители   Алтая   утверждают,  что  это   животное    сочетает     в  себе    качества    различных   домашних   животных:    как  корова,   дает   молоко;   с  него   стригут   шерсть,  как    с  овцы;   хвост   у  него   лошадиный,  а   хрюкает,  как  свинья.   О  ком   идет  речь?

   (Як   из   отряда   парнокопытных.)  

4.  Многие   века   короткое   название   этого   животного   звучало,   как  тревоги.   Его  называли  -   бирюк,  серый  помещик,  бич  всего  живого.   С  ним   связаны   мрачные  народные   поверья,  его   именем   названы   многие   ядовитые   растения.  О  ком   идет   речь? (Волк)

5. Этого животного , к великому сожалению больше не существует. Описание охоты на него встречается во многих исторических документах. Дольше всего этих животных можно было встретить с в Польше и Литве благодаря приказу польского  короля Сигизмунда 111, запрещавшего охоту на них. Но, к сожалению, это не спасло их, они вымерли в 1627г. из – за нещадного истребления человеком.    Эти животные – родоначальники крупного рогатого скота. Ни в одной стране не сохранилось даже чучела этого животного. О ком идет речь? (Тур)

6. В мультфильмах,  пословицах, сказках зайца часто называют косым. За что его так прозвали?   ( Глаза у зайца выпуклые и находятся по бокам головы, что дает ему возможность обозрения на 3600 . благодаря этому зайцы спасаются от погони.)

6. В сказке «Конек – горбунок» есть фраза «чудо – юдо – рыба – кит». Какую ошибку допустил автор? (Кит не рыба, а млекопитающее)

                                           

Загадки.

  1. Что за ягода: горька, да не рябина

Черна, да не черника,

Растет не в лесу, а на огороде

И не помещается во рту? Баклажан)

  1. А что такое в огороде зелено,

Собой красно, с конца востро, В землю вросло? (Свекла)

  1. На плечах Игнашки

Сорок три рубашки –

Все из ткани отбеленной,

А поверх – пиджак зеленый. (Капуста)

  1. Царицей цветов я зовусь

 На вид я прекрасна, нежна,

Но тронешь меня невзначай,

Почувствуешь, как я сильна. (Роза)

  1. Хоть прячется Аленка

За веточкой зеленой,

Но красная щека

Видна из далека. (Яблоко)

6. У мамы дочки –

 на  шнурочке. (Усы земляники)

7. Не жил в ягоде жучок,

И не кушал червячок,

А сорвал ее с куста –

Глядь – середка вся пуста. (Малина)

8. Скатерть кругла,

 Как снег бела,

Зубцы вокруг,

Шита без Шрук,

А на скатерти той –

Караван золотой. (Ромашка)

9. Под тенью сосновой

Цветок есть лиловый,

А плодик – тройчатка –

Как будто взрывчатка. (Фиалка)

ГБОУ ООШ пос. Шумовский

Биологическая игра

«Умники и умницы»

                                                     Подготовила и провела

                                           учитель биологии

                                        Остроухова С.А.

П. Шумовский 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в форме игры "Умники и умницы" для 8 класса по теме: "Колониальные империи 19в"

ЦЕЛЬ: Развивать и поддерживать у учащихся интерес к изучению новой истории ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания, полученные при изучении главы № 3 «Страны промышленной цивилизации» учебника «Новая история 8 кл...

Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова

Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы....

Игра "Умники и умницы"

Игра  по теме "Развитие научной мысли в Древней Греции"...

Игра "Умники и умницы" по поэме Н.Гоголя "Мертвые души"

Интеллектуальная игра по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души", предназначеная для проверки знания текста произведения...

Игра "Умники и умницы"

Игра проведена в рамках предметной недели. Её целью было формирование умения применять знания на практике, развитие интеллекта , памяти, эрудированности, логического мышления у учащихся, способс...

Игра "Умники и умницы"

Игра "Умники и умницы"...

Литературная игра "Умники и умницы"

Литературная игра "Умники и умницы" предназначена для обучающихся 9 класса. Цель игры: обобщение материала по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"....