Игра "Умники и умницы"
материал по физике (9 класс) по теме

Игра  по теме "Развитие научной мысли в Древней Греции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Умники и умницы»

9 класс

Цели:

1) расширить знания учащихся по теме «Построение физической картины мира в Древней Греции»;

2) воспитывать интерес к истории науки;

3) создать условия для развития умений учащихся анализировать предложенную ситуацию, работать с дополнительной литературой.

Межпредметные связи: философия, история.

Наглядные пособия: портреты древнегреческих учёных, сообщения о греческих учёных, греческий алфавит.

Ход игры:

1) отборочный тур, в ходе которого выделяем трёх лидеров;

2) игра лидеров на зелёной, жёлтой и красной дорожках;

3) заключительный тур;

4) игра со зрителями.

Представление жюри.

Первый отборочный тур.

(За правильный ответ участники получают жетоны)

1. Кого из древнегреческих учёных мы можем считать отцом «физики»?

2. Кто является автором афоризма «Эврика»? Как переводится это слово на русский язык?

3. Кто является автором известной апории об Ахилле и черепахе?

4. Кто является изобретателем детской погремушки?

5. Кому принадлежит афоризм «Познай самого себя»?

6. На могиле какого ученого был изображён шар, вписанный в цилиндр?

7. Кто из древних греков утверждал, что Земля имеет шарообразную форму?

8. Кто из древнегреческих учёных был создателем гелиоцентрической картины мира?

9. Кто из философов ходил днём по Афинам с фонарём в руках, со словами «Ищу человека»?

10.    Кто является автором афоризма «Платон мне друг, но истина дороже»?

11.    Кто из древнегреческих учёных первым предложил идею об атомарном строении веществ?

12.    Кто из древнегреческих учёных утверждал, что атомы находятся в постоянном движении?

13.    Именем какого древнегреческого учёного назван кратер на Луне?

14.    Кто из древнегреческих учёных исследовал электризацию янтаря?

15.    Кто из древнегреческих учёных создал устройство, являющееся прообразом паровой машины?

16.    Кто из древнегреческих учёных был создателем солнечных часов?

17.    Кто является автором изречения: «Всё течёт, всё изменяется»?

18.    Кто является автором изречения: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир»?

19.    Кто из древнегреческих учёных определил развитие науки на 2000 лет?

20.    Кто из древнегреческих учёных утверждал, что Вселенная бесконечна?

Ответы: 1. Аристотель, 2. Архимед, 3. Зенон Элейский, 4. Архит Таренский, 5. Сократ, Фалес, 6. Архимед, 7. Пифагор, 8. Аристарх Самосский, 9. Диоген, 10. Аристотель, 11. Демокрит, 12. Эпикур, 13. Клеомед, 14. Фалес, 15. Герон Александрийский, 16. Анаксимандр, 17. Героклит, 18. Архимед, 19. Аристотель, 20. Архит Таренский, Эпикур.

Подведение итогов - подсчёт количества жетонов, выбор трёх лидеров.

Отборочная игра  среди победителей первого тура.

1. У кого бы вы учились в Академии и в Лицее?

Ответ: У Платона, у Аристотеля.

2. При каком условии вы бы стали учеником в школе Пифагора?

Ответ: после двух лет молчания.

Дополнительный вопрос:

3. Как по-гречески звучит слово собака?

Ответ: циник.

Вопросы для игрока на зелёной дорожке:

1. Вы - Архимед. Ваш родной город Сиракузы захвачен римскими войнами. В ваш дом врывается солдат с оружием и требует отдать деньги. Чем вы в этот момент занимаетесь, и что вы ему говорите?

Ответ: Архимед чертит на песке схему, после угроз солдата, говорит: «Не трогайте моих чертежей».

2. Вы - Александр Македонский. Оцените роль Аристотеля в вашей жизни?

Ответ: «Отец, воспитав моё тело, низвёл меня с неба на землю, а Аристотель, воспитав мою душу, поднял с земли на небо».

3. Вы - Фалес. Вы шли тёмной улицей и упали в яму. Народ начал потешаться над вами: «Ты философ, смотришь на звёзды, а что у тебя под ногами не видишь». Как вас защитил философ Гегель через 2000 лет?

Ответ: «Те, кто смеются над философом, никогда не упадут в яму, потому, что они находятся в ней».

Вопросы игроку на жёлтой дорожке:

1. Вы - Фалес. Как вы умудрились за одну осень стать самым богатым жителем города Милета, хотя до этого жили довольно скромно?

Ответ: Фалес на основании метеорологических наблюдений сделал вывод, что будет хороший урожай маслин. Летом он скупает маслобойни города, осенью на его маслобойни свозят маслины и Фалес получает прибыль от производства масла.

2. Вы - Архимед. Римские войска осаждают город. Флот неприятеля сосредоточен у стен города. С какой просьбой вы обратились к жителям города?

Ответ: Архимед попросил жителей города принести зеркала на крепостную стену. Солнечные зайчики от всех принесённых зеркал были направлены на римские галеры. Смола под действием света расплавилась, начала кипеть и корабли загорелись.

Вопрос игроку на красной дорожке:

Опровергните утверждение Зенона о том, что движения не существует?

Ответ: когда оппонент Зенона исчерпал все слова для того, чтобы доказать существование движения, он встал и начал ходить перед упрямым учёным.

Подведение итогов.

Игра со зрителями.

1)  Дайте ответы на вопросы Фалеса:

- Что больше всего на свете? (Пространство)

- Что быстрее всего? (Ум)

- Что сильнее всего? (Необходимость)

- Что мудрее всего? (Время)

- Что труднее всего? (Познать самого себя)

- Что легче всего? (Давать советы другим)

2) Прочитайте имена учёных, написанных на греческом языке:

Вопрос:

  1. Αρχιμηδης
  2. Σοκρατης
  3. Πλατων
  4. Δημοκριτος
  5. Διογενος
  6. Αριστοτελης
  7. Αρισταρχοσ
  8. Αρχυτας

Ответ:

1. Архимед

2. Сократ

3. Платон

4. Демокрит

5. Диоген

6. Аристотель

7. Аристарх

8. Архит

3) Найдите аналогию между русским и греческим словом:

1. бесформенный (рус) – аморфный (греч)

2. разбор – анализ

3. слуховой – акустика

4. звезда, закон – астрономия

5. жизнь – био

6. тяжесть - баро

7. измеряю – метр

8. равновесие – статика

9. гидро – вода

4)  Назовите имена учёных, утверждавших;

1. Вселенная бесконечна. (Эпикур, Архит Таренский)

2. Материя слагается из атомов. (Демокрит)

3. Атомы непрерывно двигаются. (Эпикур)

4. Земля имеет шарообразную форму. (Пифагор, Аристотель)

5. Земля вращается вокруг Солнца. (Аристарх)

6. Диалектика: всё существует в движении; борьба противоположностей - сущность материи. (Героклит)

7. Логика - основной метод познания. (Аристотель, Зенон)

8. Физика - теоретическая и практическая наука. (Архимед, Герон Александрийский)

9. Человек и природа - едины. Познаёшь природу, познаёшь себя. (Платон, Сократ)

Подведение итогов игры.

Литература:

1. Бутромеев В. Всемирная история в лицах. Древний мир. Москва: ОЛЬМА-ПРЕСС, 1998.

2. Енохович. А.С. Справочник по физике. Москва: Просвещение, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в форме игры "Умники и умницы" для 8 класса по теме: "Колониальные империи 19в"

ЦЕЛЬ: Развивать и поддерживать у учащихся интерес к изучению новой истории ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания, полученные при изучении главы № 3 «Страны промышленной цивилизации» учебника «Новая история 8 кл...

Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова

Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы....

Умники и умницы в банковском деле

Внеклассное мероприятие проведённое в рамках недели математики для старш...

Игра "Умники и умницы" по поэме Н.Гоголя "Мертвые души"

Интеллектуальная игра по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души", предназначеная для проверки знания текста произведения...

Игра "Умники и умницы"

Игра проведена в рамках предметной недели. Её целью было формирование умения применять знания на практике, развитие интеллекта , памяти, эрудированности, логического мышления у учащихся, способс...

ИГРА-ВИКТОРИНА "УМНИКИ И УМНИЦЫ"

Игра-викторина "Умники и умницы" может быть интересна учащимся среднего и старшего звена. В ней представлены задания на знание как лексики русского языка , так и других разделов языкознания. Имеются т...

Игра "Умники и умницы"

Игра "Умники и умницы"...