Публичное представление собственного педагогического опыта
учебно-методический материал по биологии на тему

Лугаськова Нина Александровна

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя химии и биологии МБОУ «Марьяновская средняя общеобразовательная школа» Большеберезниковского муниципального района Лугаськовой Нины Александровны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя химии и биологии МБОУ «Марьяновская средняя общеобразовательная школа» Большеберезниковского муниципального района Лугаськовой Нины Александровны.

                  Одним из основных элементов образовательного процесса является содержание образования. На современном этапе развития образовательных систем основным направлением развития содержания образования является повышение его целостности, научности, фундаментальности на основе интеграционного взаимодействия его компонентов. Под интеграцией понимается ведущая форма организации содержания образования на основе всеобщности и единства законов природы, целостности восприятия субъектом окружающего мира. Интеграция содержания образования в образовательном процессе основывается на требованиях образовательного стандарта.                                                                                                                                В повышении уровня целостности содержания естественнонаучного образования важную роль играют учебные предметы, в частности химия и биология.                                                                                                             Педагогическая проблема, над которой работа ведется мной в течение последних лет - формирование целостного восприятия окружающего мира в преподавании предметов естественнонаучного цикла.

           Естественнонаучные предметы раскрывают логику познания естественнонаучного знания, обеспечивают развитие теоретического мышления обучаемых, рассматривают практические аспекты использования научных знаний в раскрытии сущности жизни. По моему мнению, в историческом аспекте наиболее высоким уровнем представления целостного содержания естественнонаучного образования обладают учебные предметы- биология и химия. Содержание данных учебных предметов может строиться на естественнонаучных идеях, фактах, понятиях, законах, теориях. По-моему, это имеет большое значение в развитии естественнонаучного мышления.    Поэтому биологические и химические знания являются основой развития теоретического естественнонаучного мышления.

Своей целью я ставлю - развитие ученика как личности (его социализация) не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития.

       Для достижения цели я ставлю перед собой следующие задачи: 

  1.  использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
  2. создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  3. стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и.т.п.;
  4. использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  5. оценка деятельности ученика не только по конечному результату (« правильно- неправильно»), но и по процессу его достижения;
  6. поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

  1. создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
  2. предоставление возможности для естественного самовыражения ученика
  3. разработать учебно–методические рекомендации по развитию ключевых компетенций   обучающихся на уроках химии и биологии для педагогов.

Ресурсное обеспечение: В 2010 году в нашу школу был поставлено оборудование для кабинета химии и биологии. С 2011 года кабинет оснащен мультимедийным оборудованием. Есть всё необходимое оборудование и реактивы для проведения демонстрационных опытов и лабораторных работ. Представлены разработки уроков, презентации учителя и обучающихся, дидактический и раздаточный материал.  

            Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

содержание образования. На своих уроках я и стараюсь это делать. В этом случае можно говорить о формировании у обучающихся в ходе образовательного процесса, ключевых компетенций, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях.                                                                                                                     Результативность применения данной проблемы проявляется в результатах итоговой аттестации. Мои ученики принимают участие в олимпиадах. На уроках стараюсь применять различные технологии, применение которых также позволяет осуществлять системно-деятельностный подход в обучении и значительно повышает интерес обучающихся к предметам.                                                                                                           Провожу нестандартные уроки по выбранным технологиям, это были уроки- проекты, уроки –исследования, уроки развития критического мышления.                                                                                     Творческая работа с учениками в рамках проектного обучения, выстроена по следующей схеме: цель проекта, сбор информации (в том числе использование Интернет-ресурсов), систематизация информации, практическая часть работы, оформление теоретико-практической работы в электронном виде, публичная защита проекта. Свои проекты, учащиеся защищали в школе, на районных и республиканских конференциях. Полушкина Елена заняла I место в III-районной научно-практической конференции исследовательских работ (2014г), Шевяхов Сергей стал призёром на межрегиональном конкурсе исследовательских работ «Дерево Земли, на которой я живу» (2016г).

       Таким образом, мышление учащихся, как процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, формируется во взаимосвязи с содержанием образования. При этом соединение химических и биологических знаний способствует повышению познавательного интереса к изучению естественнонаучных предметов, позволяет рассмотреть практические аспекты использования научных знаний в раскрытии сущности жизни, обеспечивает развитие теоретического мышления обучаемых. Развитие теоретического естественнонаучного мышления осуществляется через содержательное обобщение, установление взаимосвязей, соединение и обобщение предметных знаний и способов деятельности.

                 Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что формирование целостного восприятия окружающего мира в преподавании предметов естественнонаучного цикла  играет важную роль в системе образования. Так  как  в  процессе  такого  обучения  происходит  активное  участие  в образовательной деятельности, содержание и формы  которой  обеспечивают  ученику  возможность  самообразования,  саморазвития  в   ходе овладения знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного пегагогического пыта работы....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Материалы выступления на педагогическом совете школы. Тема "Создание ситуации успеха на уроке"...

Публичное представление собственного педагогического опыта

"Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта:- актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая зна...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное прил...

Публичное представление собственного педагогического опыта педагога дополнительного образования МБОУДОД Дом творчества школьников с. Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» Хертек Сергека Борисовича

Публичное представление собственного  педагогического опыта педагога дополнительного образования МБОУДОД Дом творчества школьников с. Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Респу...