Урок "Строение и функции кожи. Гигиена кожи".
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Подробная технологическая карта к уроку "Строение и функции кожи. Гигиена кожи" (биология 8 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_biologii.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru
Дистанционный курс «Реализация требований ФГОС по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии и химии»
2017 г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: Строение и функции кожи. Гигиена кожи (биология 8 класс).
Цель урока | Сформировать у учащихся знания о строении и функциях кожи и их взаимосвязи, об особенностях гигиены кожи человека. |
Задачи урока | Обучающие: 1. Изучить структуру кожи человека, особенности строения ее слоев.
Развивающие: 1. Формировать способности к открытию новых знаний через решение проблемных ситуаций. 2. Развивать умение работать со схемами и таблицами. 3. Развивать умение самостоятельно работать с источниками информации (работа с текстовой и иллюстративной информацией), 4. Развивать познавательную активность, умение наблюдать и делать выводы. Воспитательные: 1.Способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора. 2. Развивать интеллектуальные способности, навыки самообразования. 3. Воспитывать навыки гигиены по уходу за кожей. 4.Формировать коммуникативные качества, навыки сотрудничества. |
Тип урока: | Урок «открытия» нового знания. |
Организационные формы работы: | Дискуссия, практическая работа, работа в группах, самостоятельная работа. |
Автор учебника: | Сонин Н.И. Биология. 8 класс. Человек: учебник для общеобразовательных учебных заведений/ Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. – 4-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2004. – 216 с. |
Средства обучения: | - таблица «Строение кожи»; - лабораторное оборудование (микроскоп, готовые препараты кожи); - презентации, выполненные учащимися, для иллюстрирования устных сообщений. |
Имеющиеся понятия | Кожа, строение кожи млекопитающих |
Новые понятия | Эпидермис, собственно кожа (дерма), жировая клетчатка, рецепторы, сальные железы, потовые железы, волосы, ногти |
Формы контроля усвоения предметного содержания | Блиц-опрос, решение биологических задач, фронтальная беседа |
Домашнее задание | Стр.174-176, вопр.1-6, задание «Подумайте!» |
Планируемые результаты урока: | Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению своего организма и его здоровья, развивают умение сотрудничества, продуктивного взаимодействия, а также умение работать самостоятельно. Метапредметные: осваивают умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства для достижения цели, уметь самостоятельно работать с источниками знаний, уметь работать с лабораторным оборудованием, грамотно излагать свои мысли, делать выводы, оценивать свои достижения. Предметные: учащиеся знакомятся со структурой кожи, функциями кожи, формируют умение характеризовать кожу человека как орган, объяснять, как взаимосвязаны строение и функции кожи, соблюдать правила гигиены кожи. Обучающийся научится: - характеризовать особенности строения кожи, ее функции; - сравнивать строение кожи человека с общим строением кожи млекопитающих; - понимать взаимосвязь строения и функций кожи; - правилам гигиены кожи (уход, защита от неблагоприятных воздействий, первая помощи при повреждении). Обучающийся получит возможность научиться: - использовать на практике приемы оказания первой медицинской помощи при повреждении кожи; - реализовывать в жизни принципы ЗОЖ, связанные с поддержанием и улучшением здоровья кожи; - находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о гигиене и здоровье человека, оформлять её в виде устных сообщений. |
Информационные источники для учителя: | - Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека/ И.Д.Зверев – М: Просвещение, 1983. – 239 с. - Оданович М.В. Биология. 7-8 классы: тесты/ М.В. Оданович.- Волгоград: Учитель, 2007. – 150 с. - Сонин Н.И. Биология. 8 класс. Человек: учебник для общеобразовательных учебных заведений/ Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. – 4-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2004. – 216 с. |
Информационные источники для учащихся (для подготовки устных сообщений): | http://maskaskazka.ru/ukhod-za-litsom/456-gigiena.html (типы кожи, культура гигиены кожи) http://misseva.ru/raznoe/gigiena-kozhi-pravila-lichnoj-gigieny.html (гигиена кожи, правила личной гигиены) http://humansenses.ru/osyazanie/gigiena-kozhi.html (характеристика кожи, интересные факты о коже, основные правила гигиены кожи) http://www.ukzdor.ru/zakalivanie_organizma.html (закаливание организма: принципы, методы, польза) |
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД |
Мотивация к учебной деятельности | Приветствие, проверка подготовленности к уроку. Учитель предлагает учащимся вспомнить особенности строения кожи млекопитающих: каждый ученик по очереди вспоминает и называет элементы структуры кожи (например, волосяная сумка, подкожный жир и др.) и известные функции кожи (например, защита от холода, микроорганизмов и др.). Предлагает высказать предположения о теме урока. | Приветствие учителя. Высказывают свои предположения. Формулируют предполагаемую тему урока. | Технология АМО, устная беседа, дискуссия, коллективная работа. | Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование, выделение и формулирование познавательной цели, умение строить речевое высказывание, умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: умение ориентировать себя на целенаправленную познавательную деятельность. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Учитель предлагает учащимся вспомнить особенности строения кожи млекопитающих: каждый ученик по очереди вспоминает и называет элементы структуры кожи (например, волосяная сумка, подкожный жир и др.) и известные функции кожи (например, защита от холода, микроорганизмов и др.). Организует составление кластера «Кожа» на доске. | Воспроизводят имеющиеся знания о коже млекопитающих. Синтезируют имеющиеся знания. | «Корзина идей» Устная беседа, дискуссия, коллективная работа, составление кластера. | Познавательные: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; уметь приводить доказательства фактов, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме. |
Выявление места и причины затруднения | Предлагает спланировать работу на уроке. | Формулируют тему урока, цель урока. Планируют свою работу на уроке. | Устная беседа, дискуссия. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, постановка и формулирование проблемы. Регулятивные: умение ставить цель, планировать деятельность. |
Построение проекта выхода из затруднения, реализация построенного проекта | Организует обсуждение особенностей строения кожи (на основе имеющихся знаний и с использованием таблицы «Строение кожи»). Организует обсуждение особенностей функции кожи на основе имеющихся знаний с созданием проблемной ситуации: Учитель рассказывает учащимся следующую историю: «Однажды в замке итальянского герцога Людовика Моро состоялось праздничное шествие под руководством известно ученого Леонардо да Винчи. Одним из его главных участников был сын бедняка: мальчика полностью покрыли золотой краской, его везли на красивой повозке, а толпа любовалась и восторгалась им. После праздника про мальчика забыли, он провел ночь в холодной каменной комнате, а утром его обнаружили мертвым…» Ребята, почему же умер мальчик? Какие у вас есть предположения, гипотезы (учитель фиксирует ответы в кратком виде на доске)? Ребята, какое противоречие в своих гипотезах вы заметили? Учитель направляет дискуссию в правильное русло. Организует выполнение лабораторной работы: «Рассматривание готовых микропрепаратов кожи человека под микроскопом». Проводит обсуждение вопроса об особенностях гигиены кожи человека.
Организует выступление учащихся с сообщениями о гигиене кожи (сообщения к уроку подготовлены учащимися заранее). | Рассматривают таблицу и описывают строение кожи. Высказывают предположения о функциях кожи, предлагают варианты решения проблемы, обсуждают гипотезы, делают выводы. Рассматривают и зарисовывают микропрепараты кожи. Обсуждают вопросы гигиены кожи, выступают с сообщениями, слушают сообщения других учащихся. | Устная беседа, проблемная ситуация, дискуссия, практическая работа, коллективная работа, выступление (устный доклад по проблеме). | Познавательные: извлечение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации умение работать с информацией, смысловое чтение, выполнение учебно-практической задачи, работа по алгоритму, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме при выступлении и задавании вопросов. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Предлагает самостоятельно с использованием текста учебника заполнить в тетради таблицу «Строение и функции кожи человека». Организует проверку правильности заполнения таблицы. | Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике, заполняют таблицу в тетради. Обсуждают материалы таблицы. | Самостоятельная работа (заполнение таблицы с использованием технологии «Инсерт»), таблица «Объект – свойство», коллективная работа. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной форме, в устной форме при задавании вопросов. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний и повторений | Предлагает учащимся 1) решить биологические задачи (Почему человек, у которого в результате ожога повреждена большая площадь кожи, может погибнуть? Незрячий человек может читать и различать монеты палицами. Какие функции при этом выполняет кожа человека? Почему? И др.) 2) блиц-опрос (с кратким ответом), который помогает выявить уровень усвоения темы и пробелы в знаниях. | Работают в группах, решая биологические задачи, затем классом обсуждают их решение. Письменно отвечают на вопросы, затем проверяют правильность работы (учитель называет правильные ответы), оценивают себя, обсуждают допущенные ошибки. | Работа в группах по решению биологических задач, дискуссия, самостоятельная работа. | Познавательные: умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги, установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности, умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Коммуникативные: умение работы в группе (общение). |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Организует рефлексию: - раздаёт учащимся лист самооценки для заполнения - обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует оценку учащихся. | Заполняют лист самооценки, объявляют выставленную ими оценку. Задают вопросы учителю. | Самостоятельная работа (заполнение «Листа самооценки»), дискуссия. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, задать вопрос. Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.
Урок по биологии на тему "Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи". Задачи:1.раскрыть гигиенические требования к уходу за кожей с точки зрения...
Разработка урока по теме: " Гигиена кожи."
Разработка урока по теме: " Гигиена кожи. Уход за кожей" содержит описание хода урока и приложения....
Урок биологии в 8 классе.Тема:Кожа, ее строение и функции. Гигиена кожи.
Модульный урок в 8 классе "Кожа,ее строение и функции.Гигиена кожи." ориентирован прежде всего на активную рабочую деятельность детей. Освоение приемов модульного обучения способствует быст...
модульный урок.Строение,функции и гигиена кожи.
Программа биологии 8 класса подходит для применения этой технологии. В своей работе я опиралась на рекомендации Т.И. Шамовой. Была разработана модульная программа по образовательной программе В....
Разработка урока для учащихся 8 класса по теме «Строение, функции и гигиена кожи»
Разработка урока по теме «Строение, функции и гигиена кожи» построена с использованием метода инцидента кейс-технологии. Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информа...
8 класс "Уход за кожей. Гигиена кожи и обуви. Кожные болезни"
Разработка урока в 8 классе, проведённого на муниципальном уровне конкурса профессионального мастерства "Учитель года Тоджинского кожууна - 2019"....
План-конспект урока биологии в 8 классе на тему: «Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи»
Цель урока: развивать понятие о гигиене кожи, и проводить профилактику кожных заболеваний.1. Познакомиться с типами кожи, волосами и ногтями способами ухода за ними2.Провести исследо...