Урок "Строение и функции кожи. Гигиена кожи".
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Осипова Наталья Анатольевна

Подробная технологическая карта к уроку "Строение и функции кожи. Гигиена кожи" (биология 8 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_biologii.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru

Дистанционный курс «Реализация требований ФГОС по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии и химии»         

2017 г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Строение и функции кожи. Гигиена кожи (биология 8 класс).

Цель урока

Сформировать у учащихся знания о строении и функциях кожи и их взаимосвязи, об особенностях гигиены кожи человека.

Задачи урока

Обучающие:

     1. Изучить структуру кожи человека, особенности строения ее слоев.

  1. Сформировать представление о значении кожи для организма человека.
  2. Расширить понятийную базу за счет включения в нее новых элементов.
  3. Формировать коммуникативные и познавательные УУД у учащихся (работа с таблицей и моделью).

Развивающие:

1. Формировать способности к открытию новых знаний через решение проблемных ситуаций.

2. Развивать умение работать со схемами и таблицами.

3. Развивать умение самостоятельно работать с источниками информации (работа с текстовой и иллюстративной информацией),

4. Развивать познавательную активность, умение наблюдать и делать выводы.

Воспитательные:

1.Способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора.

2. Развивать интеллектуальные способности, навыки самообразования.

3. Воспитывать навыки гигиены по уходу за кожей.

4.Формировать коммуникативные качества, навыки сотрудничества.

Тип урока:

Урок «открытия» нового знания.

Организационные формы работы:

Дискуссия, практическая работа, работа в группах, самостоятельная работа.

Автор учебника:

Сонин Н.И. Биология. 8 класс. Человек: учебник для общеобразовательных учебных заведений/ Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. – 4-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2004. – 216 с.

Средства обучения:

- таблица «Строение кожи»;

- лабораторное оборудование (микроскоп, готовые препараты кожи);

- презентации, выполненные учащимися, для иллюстрирования устных сообщений.

Имеющиеся понятия

Кожа, строение кожи млекопитающих

Новые понятия

Эпидермис, собственно кожа (дерма), жировая клетчатка, рецепторы, сальные железы, потовые железы, волосы, ногти

Формы контроля усвоения предметного содержания

Блиц-опрос, решение биологических задач, фронтальная беседа

Домашнее задание

Стр.174-176, вопр.1-6, задание «Подумайте!»

Планируемые результаты урока:

Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению своего организма и его здоровья, развивают умение сотрудничества, продуктивного взаимодействия, а также умение работать самостоятельно.

Метапредметные: осваивают умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства для достижения цели, уметь самостоятельно работать с источниками знаний, уметь работать с лабораторным оборудованием, грамотно излагать свои мысли, делать выводы, оценивать свои достижения.

Предметные: учащиеся знакомятся со структурой кожи, функциями кожи, формируют умение характеризовать кожу человека как орган,  объяснять, как взаимосвязаны строение и функции кожи, соблюдать правила гигиены кожи.

Обучающийся научится:

- характеризовать особенности строения кожи, ее функции;

- сравнивать строение кожи человека с общим строением кожи млекопитающих;

- понимать взаимосвязь строения и функций кожи;

- правилам гигиены кожи (уход, защита от неблагоприятных воздействий, первая помощи при повреждении).

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать на практике приемы оказания первой медицинской помощи при повреждении кожи;

- реализовывать в жизни принципы ЗОЖ, связанные с поддержанием и улучшением здоровья кожи;

- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о гигиене и здоровье человека, оформлять её в виде устных сообщений.

Информационные источники для учителя:

- Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека/ И.Д.Зверев – М: Просвещение, 1983. – 239 с.

- Оданович М.В. Биология. 7-8 классы: тесты/ М.В. Оданович.- Волгоград: Учитель, 2007. – 150 с.

- Сонин Н.И. Биология. 8 класс. Человек: учебник для общеобразовательных учебных заведений/ Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. – 4-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2004. – 216 с.

Информационные источники для учащихся (для подготовки устных сообщений):

http://maskaskazka.ru/ukhod-za-litsom/456-gigiena.html (типы кожи, культура гигиены кожи)

http://misseva.ru/raznoe/gigiena-kozhi-pravila-lichnoj-gigieny.html  (гигиена кожи, правила личной гигиены)

http://humansenses.ru/osyazanie/gigiena-kozhi.html (характеристика кожи, интересные факты о коже, основные правила гигиены кожи)

http://www.ukzdor.ru/zakalivanie_organizma.html (закаливание организма: принципы, методы, польза)

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности

Приветствие, проверка подготовленности к уроку.

Учитель предлагает учащимся вспомнить особенности строения кожи млекопитающих: каждый ученик по очереди вспоминает и называет элементы структуры кожи (например, волосяная сумка, подкожный жир и др.) и известные функции кожи (например, защита от холода, микроорганизмов и др.).

Предлагает высказать предположения о теме урока.

Приветствие учителя.

Высказывают свои предположения.

Формулируют предполагаемую тему урока.

Технология АМО, устная беседа, дискуссия, коллективная работа.

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование, выделение и формулирование познавательной цели, умение строить речевое высказывание, умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные:  умение ориентировать себя на целенаправленную познавательную деятельность. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель предлагает учащимся вспомнить особенности строения кожи млекопитающих: каждый ученик по очереди вспоминает и называет элементы структуры кожи (например, волосяная сумка, подкожный жир и др.) и известные функции кожи (например, защита от холода, микроорганизмов и др.).

Организует составление кластера «Кожа» на доске.

Воспроизводят имеющиеся знания о коже млекопитающих.

Синтезируют имеющиеся знания.

«Корзина идей»

Устная беседа,

дискуссия, коллективная работа, составление кластера.

Познавательные: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи;

уметь приводить доказательства фактов, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме.

Выявление места и причины затруднения

Предлагает спланировать работу на уроке.

Формулируют тему урока,  цель урока. Планируют свою работу на уроке.

Устная беседа, дискуссия.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, постановка и формулирование проблемы.

Регулятивные: умение ставить цель, планировать деятельность.

Построение проекта выхода из затруднения, реализация построенного проекта

Организует обсуждение особенностей строения кожи (на основе имеющихся знаний и с использованием таблицы «Строение кожи»).

Организует обсуждение особенностей функции кожи на основе имеющихся знаний с созданием проблемной ситуации:

Учитель рассказывает учащимся следующую историю: «Однажды в замке итальянского герцога  Людовика Моро состоялось праздничное шествие под руководством известно ученого Леонардо да Винчи. Одним из его главных участников был сын бедняка: мальчика полностью покрыли золотой краской, его везли на красивой повозке, а толпа любовалась и восторгалась им. После праздника про мальчика забыли, он провел ночь в холодной каменной комнате, а утром его обнаружили мертвым…» Ребята, почему же умер мальчик? Какие у вас есть предположения, гипотезы (учитель фиксирует ответы в кратком виде на доске)?

Ребята, какое противоречие в своих гипотезах вы заметили?

Учитель направляет дискуссию в правильное русло.

 Организует выполнение лабораторной работы: «Рассматривание готовых микропрепаратов кожи человека под микроскопом».

Проводит обсуждение вопроса об особенностях гигиены кожи человека.

 

Организует выступление учащихся с сообщениями о гигиене кожи (сообщения к уроку подготовлены учащимися заранее).

Рассматривают таблицу и описывают строение кожи.

Высказывают предположения о функциях кожи, предлагают варианты решения проблемы, обсуждают гипотезы, делают выводы.

Рассматривают и зарисовывают микропрепараты кожи.

Обсуждают вопросы гигиены кожи, выступают с сообщениями, слушают сообщения других учащихся.

Устная беседа, проблемная ситуация, дискуссия,  практическая работа, коллективная работа, выступление (устный доклад по проблеме).

Познавательные: 

извлечение необходимой информации,

определение основной и второстепенной информации

умение работать с информацией, смысловое чтение, выполнение учебно-практической задачи, работа по алгоритму, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме при выступлении и задавании вопросов.  

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Предлагает самостоятельно с использованием текста учебника заполнить в тетради таблицу «Строение и функции кожи человека».

Организует проверку правильности заполнения таблицы.

Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в  учебнике, заполняют таблицу в тетради.

Обсуждают материалы таблицы.

Самостоятельная работа (заполнение таблицы с использованием технологии «Инсерт»), таблица «Объект – свойство», коллективная работа.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать;

умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной форме, в устной форме при задавании вопросов.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Включение в систему знаний и повторений

Предлагает учащимся

1) решить биологические задачи (Почему человек, у которого в результате ожога повреждена большая площадь кожи, может погибнуть? Незрячий человек может читать и различать монеты палицами. Какие функции при этом выполняет кожа человека? Почему? И др.)

 2) блиц-опрос (с кратким ответом), который помогает выявить уровень усвоения темы и пробелы в знаниях.

Работают в группах, решая биологические задачи, затем классом  обсуждают их решение.

Письменно отвечают на вопросы,  затем проверяют правильность работы (учитель называет правильные ответы), оценивают себя, обсуждают допущенные ошибки.

Работа в группах по решению биологических задач, дискуссия, самостоятельная работа.

Познавательные: умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги, установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные:

умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности, умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Коммуникативные: умение работы  в группе (общение).

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Организует рефлексию:

- раздаёт учащимся лист самооценки для заполнения

- обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует  оценку учащихся.

Заполняют лист самооценки, объявляют выставленную ими оценку.

Задают вопросы учителю.

Самостоятельная работа (заполнение «Листа самооценки»), дискуссия.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:

готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, задать вопрос.

Регулятивные:

умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

Урок по биологии на тему  "Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи".  Задачи:1.раскрыть гигиенические требования к уходу за кожей с точки зрения...

Разработка урока по теме: " Гигиена кожи."

Разработка урока по теме: " Гигиена кожи. Уход за кожей" содержит описание хода урока и приложения....

Урок биологии в 8 классе.Тема:Кожа, ее строение и функции. Гигиена кожи.

Модульный урок в 8 классе "Кожа,ее строение и функции.Гигиена кожи."  ориентирован прежде всего на активную рабочую деятельность детей. Освоение приемов модульного обучения способствует быст...

модульный урок.Строение,функции и гигиена кожи.

Программа биологии 8 класса подходит для применения этой технологии. В своей работе я опиралась на рекомендации Т.И. Шамовой. Была разработана модульная программа по образовательной программе В....

Разработка урока для учащихся 8 класса по теме «Строение, функции и гигиена кожи»

Разработка урока по теме «Строение, функции и гигиена кожи» построена  с использованием  метода инцидента кейс-технологии. Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информа...

8 класс "Уход за кожей. Гигиена кожи и обуви. Кожные болезни"

Разработка урока в 8 классе, проведённого на муниципальном уровне конкурса профессионального мастерства "Учитель года Тоджинского кожууна - 2019"....

План-конспект урока биологии в 8 классе на тему: «Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи»

Цель урока:   развивать понятие о гигиене кожи, и проводить профилактику кожных заболеваний.1. Познакомиться с типами кожи, волосами и ногтями  способами ухода за ними2.Провести исследо...