лабораторные работы по личностно-ориентированной технологии (по программе Н.И.Сонина)
опыты и эксперименты по биологии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Лабораторные работы для учащихся 6-x классов по личностно-ориентированной технологии
Программа Н.И. Сонина
Проверочные задания
Задание 1. Вставьте пропущенные слова.
1. Побег – это стебель с расположенными на нем … и … .
2. На побеге находятся … и … почки.
3. Угол между стеблем и листом называется …, а почки, расположенные в нем, – … .
4. У сирени и клена листья расположены … .
5. У тополя, березы и черемухи листья расположены … .
6. Если на черешке одна листовая пластинка, то такой лист называют … .
7. Если на общем черешке расположено несколько листовых пластинок, то такой лист называют … .
8. У большинства растений класса однодольных жилкование листа … и …, у двудольных – … .
9. У рябины, желтой акации и конского каштана листья … .
10. … листья у липы, дуба, клена и берёзы.
Задание 2. Выбери правильный ответ.
1. Супротивное листорасположение у:
а) берёзы;
б) клёна;
в) дуба;
г) липы.
2. Очередное листорасположение у:
а) берёзы;
б) сирени;
в) кленаь;
г) элодеи.
3. Мутовчатое листорасположение у:
а) березы;
б) сирени;
в) клена;
г) элодеи.
4. Параллельное жилкование у:
а) берёзы;
б) клена;
в) пшеницы;
г) черемухи.
5. Сетчатое жилкование у:
а) берёзы;
б) ржи;
в) пшеницы;
г) ландыша.
6. Дуговое жилкование у:
а) берёзы;
б) клёна;
в) пшеницы;
г) ландыша.
7. Простые листья у:
а) клёна;
б) шиповника;
в) конского каштана;
г) желтой акации.
8. Сложные листья у:
а) клёна;
б) березы;
в) малины;
г) крыжовника.
Задание 3. Верно ли утверждение?
1. Сидячими называются листья, которые не имеют черешка.
2. Черешковые листья состоят из листовой пластинки, черешка и прилистников.
3. Верхушечная почка находится в пазухе листа.
4. Пазуха листа – это угол между стеблем и листом.
5. Сложными называются листья, у которых на черешке находится одна листовая пластинка.
6. У сирени очередное листорасположение.
7. У клёна супротивное листорасположение.
8. Листья берёзы имеют параллельное жилкование.
9. В листе происходят процессы дыхания, образования питательных веществ в результате фотосинтеза, испарения воды.
10. Видоизмененными листьями являются усики гороха и колючки кактуса.
3адание 4. Восстановите логическую цепь.
Черешок + ? + прилистники ––> лист.
Черешок + несколько листовых пластинок ––> ? .
Стебель + почки + листья ––> ? .
Лабораторная работа .Сухие и сочные плоды
Цель: познакомиться с разными видами плодов, особенностями их строения, научиться распознавать
плоды.
Оборудование: набор плодов и семян (подсолнечник, пшеница, кукуруза, рожь, лещина, томат, виноград, рябина, фасоль, горох, сурепка, мак, лён, клён, ясень, одуванчик); таблицы «Плоды и семена», «Сочные плоды», «Сухие плоды»; рисунки учебника.
Инструктивная карточка
1. Рассмотрите плоды. Найдите сочные и сухие плоды.
2. Сочные плоды разделите на односемянные и многосемянные. С помощью схемы определите их название.
3. Разделите сухие плоды на односемянные и многосемянные. С помощью схемы определите их название.
4. Заполните таблицу.
5. Сделайте вывод о многообразии плодов.
Таблица. Многообразие плодов
Название плода | Тип плода | Какие растения имеют такой вид плода | |
Сочный или сухой | Односемянный или многосемянный | ||
|
|
|
|
Проверочные задания
Задание 1. Вставьте пропущенные слова.
1. Плод образуется из … .
2. Околоплодник образуется из … .
3. В плоде может быть одно семя, тогда плод называется … .
4. Плод, в котором имеется много семян, называется … .
5. Если околоплодник сочный, то плоды называются … .
6. Плоды огурца, крыжовника, вишни относят к … плодам.
7. Ягода и яблоко – … сочные плоды.
8. Если из стенок завязи образуется пленчатый, тонкий околоцветник, то такие плоды называют … .
9. Зерновка, семянка, орех, коробочка, боб, стручок – … плоды.
10. Сухие многосемянные плоды, у которых семена лежат на двух раскрывающихся створках (горох, фасоль), называются … .
11. Сухие многосемянные плоды, которые раскрываются двумя створками (капуста, сурепка), а семена лежат на краях перегородки, называются … .
12. Сочные многосемянные плоды, у которых семена лежат внутри сочной мякоти плода (помидор, виноград, ландыш), называются … .
13. Сочные многосемянные плоды, у которых семена лежат в пленчатых сухих камерах, мякоть плода образована сросшимися завязью и цветочной трубкой (яблоня, груша), называются … .
14. Сочные односемянные плоды, покрытые снаружи кожицей, в средней части находится сочная мякоть, внутренний слой – одревесневший и образует косточку, а семя лежит свободно (вишня), называется … .
Задание 2. Выбери правильный ответ.
1. Истинный плод развивается из:
а) завязи пестика;
б) цветоложа;
в) пыльников;
г) рыльца пестика.
2. Сочный многосемянный плод, покрытый тонкой кожицей, – это:
а) яблоко;
б) ягода;
в) костянка;
г) тыквина.
3. Плод, в котором семена располагаются на поперечной перегородке, – это:
а) коробочка;
б) боб;
в) стручок;
г) орех.
4. У земляники плод:
а) костянка;
б) семянка;
в) зерновка;
г) многоорешек.
5. У пшеницы и ржи плод:
а) костянка;
б) семянка;
в) зерновка;
г) многокостянка.
6. У подсолнечника плод:
а) костянка;
б) семянка;
в) зерновка;
г) многокостянка.
7. У вишни плод:
а) костянка;
б) семянка;
в) зерновка;
г) многокостянка.
Задание 3. Верно ли утверждение?
1. Плод образуется из завязи, состоящей из одного или нескольких плодолистиков.
2. После опыления и оплодотворения к завязи поступают питательные вещества, и она постепенно превращается в спелый плод.
3. Если в завязи одна семяпочка, то образуется многосемянный плод.
4. Из стенок завязи образуется околоплодник.
5. По типу строения кожуры плода различают сухие плоды (кожура которых сухая, вплоть до одревеснения) и сочные плоды (околоцветник мясистый).
6. Костянка, зерновка, семянка – многосемянные сухие плоды.
7. Околоплодник защищает семена от неблагоприятных воздействий.
8. Ягода – это сочный многосемянный плод.
9. Пшеница, рожь и подсолнечник имеют плод зерновку.
10. Фасоль и горох имеют плод боб.
11. Сурепка, пастушья сумка гречиха имеют плод стручок.
3адание 4. Восстановите логическую цепь.
Семя + мясистый околоплодник ––> ? .
Семя (одно или несколько) + ? ––> сухие плоды.
Коробочка ––> много семян + ? .
Лабораторная работа № 10. Строение семян
Цель: познакомиться со строением семян; типами семян; особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.
Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли, бобов, зерновки пшеницы и ржи, препаровальные иглы, лупы, гербарные экземпляры растений фасоли и пшеницы; таблицы «Строение и прорастание семени фасоли», «Строение семени пшеницы», модель зерновки пшеницы, учебник (с. 41).
Инструктивная карточка
Класс разделить на 2 группы по желанию. Первая группа рассматривает семена фасоли и пшеницы, вторая – семена бобов и ржи.
1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли (или бобов). Сравните их размеры и внешнюю форму.
2. Найдите рубчик. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевый корешок, стебелек, почечку.
3. Зарисуйте семя фасоли (или бобов) и подпишите его части.
4. Выясните, в какой части семени фасоли (или бобов) находятся питательные вещества.
5. Читая учебник, выясните, в каких частях семени могут запасаться питательные вещества у других двудольных растений.
6. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы (или ржи).
7. Препаровальной иглой попробуйте снять часть плодовой оболочки с набухшей и сухой зерновки. Объясните, почему она не снимается.
8. Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком учебника, изучите строение зародыша.
9. Зарисуйте зерновку пшеницы и подпишите ее части.
10. Пользуясь учебником, выясните, какие особенности строения могут иметь семена других однодольных растений.
11. Вспомните, какими еще признаками обладают двудольные и однодольные растения.
12. Составьте схемы строения семян.
13. Сделайте вывод о строении семян.
14. Ответьте на вопросы.
– В каких частях семени могут запасаться питательные вещества у двудольных растений?
– Какие особенности строения имеют семена однодольных растений?
Класс Двудольные (семя фасоли)
Класс Однодольные (семя пшеницы)
Проверочные задания
Задание 1. Вставьте пропущенные слова.
1. Основными частями семени двудольных растений являются семенная … и … .
2. Семенная кожура ... семя растения от … .
3. Эндосперм – это … … для развития зародыша.
4. Запасные вещества накапливаются в … и … .
5. Однодольными называют растения, в семени которых … … .
6. Зародыш семени однодольного растения состоит из …, …, … и … .
7. Различие семени однодольных и двудольных растений в количестве … .
8. … – это след от семяножки.
9. Околоплодник срастается с семенной кожурой у … растений.
10. Двудольными называют растения, в семени которых … … .
Задание 2. Выбери правильный ответ.
1. Однодольными называются растения, в семенах которых содержится:
а) одна семядоля;
б) две семядоли;
в) три семядоли;
г) четыре семядоли.
2. Запас питательных веществ у семян фасоли, необходимый для развития зародыша, находится в:
а) корешке;
б) почечке;
в) семядолях;
г) семенной кожуре.
3. Запас питательных веществ у семяни пшеницы находится в:
а) корешке;
б) почечке;
в) семядолях;
г) эндосперме.
4. Снаружи семя покрыто:
а) корешком;
б) почечкой;
в) семядолями;
г) семенной кожурой.
5. У однодольных растений зародыш состоит из:
а) околоплодника, эндосперма и корешка;
б) эндосперма, семядоли и почечки;
в) семядоли, почечки, стебелька и корешка;
г) семенной кожуры, семядоли, эндосперма.
6. К однодольным растениям относятся:
а) кукуруза;
б) фасоль;
в) горох;
г) дуб.
7. Зародыш семени двудольных растений состоит из:
а) эндосперма, семядолей;
б) корешка, стебелька, 2 семядолей;
в) семенной кожуры, корешка, стебелька;
г) 2 семядолей, семенной кожуры, эндосперма.
8. Семя растения от механических повреждений защищает:
а) корешок;
б) почечка;
в) семядоли;
г) семенная кожура.
9. Эндосперм:
а) обеспечивает питательными веществами раз-вивающийся зародыш;
б) защищает семя от высыхания;
в) защищает семя от механических повреждений;
г) дает начало новому растению.
10. Зародыш:
а) обеспечивает питательными веществами раз-вивающийся зародыш;
б) защищает семя от высыхания;
в) защищает семя от механических повреждений;
г) дает начало новому растению.
Задание 3. Верно ли утверждение?
1. Семя – зачаточное растение.
2. Под семенной кожурой обнаруживается эндо-сперм.
3. Семя развивается из семязачатка.
4. Семя покрыто эндоспермом.
5. Семенная кожура защищает от высыхания и механических повреждений.
6. Рубчик – след от семяножки.
7. Зародыш семени однодольных растений состоит из двух семядолей, стебелька, почечки и корешка.
8. К однодольным растениям относятся пшеница, рожь, кукуруза.
9. У однодольных растений семя одето околоплодником и образует плод зерновку.
10. К двудольным растениям относятся фасоль, горох, бобы, пастушья сумка, лютик и фиалка.
3адание 4. Восстановите логическую цепь:
Корешок + стебелек + ? + ? ––> зародыш семени двудольных растений.
1 семядоля + стебелек + корешок + ? ––> ? .
Семя двудольных растений ––> ? + зародыш се-мени.
Семя однодольных растений ––> ? + зародыш семени + ? .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути решения проблем здоровьесбережения средствами личностно ориентированной педагогической технологии
Внедрение в практику основных положений личностно ориентированной технологии (автор Якиманская И.) позволяет решить многие вопросы индивидуального подхода к учащимся. Следует отметить, что учителю нео...
Личностно - ориентированные педагогические технологии преподавания химии. Адаптивная система обучения.
Адаптивная система обученияМетодическая разработка урока химии 8 класса. АСО. Количество вещества (обобщающий урок)Методическая разработка урока химии 8 класса. АСО. Степень окисления (изучение нового...
Проект – личностно-ориентированная педагогическая технология.
Основные преимущества использования проектной технологии....
Конспект отрытого занятия по дополнительной общеразвивающей образовательной программе «Бытовая самостоятельность» (с использованием здоровьесберегающих и личностно-ориентированных образовательных технологий) тема: «Новая расческа!»
Материал предназначен для коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР...
Личностно-ориентированные коммуникативные технологии как средство формирования основных компетентностей обучающихся петербургской школы (из опыта работы)
Cтановится актуальным внедрение в учебно-воспитательный процесс современных личностно-ориентированных коммуникативных технологий, способствующих формированию комплекса следующих компетентностей обучаю...
«Применение в воспитательной работе личностно-ориентированного подхода, технологии педагогики сотрудничества»
в данном докладе учитель расскрывает тему личностно-ориентированного подхода...
Из опыта работы«Внедрение личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий в развитие творческого потенциала детей с ОВЗ»
«Главное для педагога - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочк...