лабораторные работы по личностно-ориентированной технологии (по программе Н.И.Сонина)
опыты и эксперименты по биологии (6 класс) по теме

Шартон Ольга Михайловна

лабораторные работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx115.43 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторные работы для учащихся 6-x классов по личностно-ориентированной технологии

Программа Н.И. Сонина

Проверочные задания

Задание 1. Вставьте пропущенные слова.

1. Побег – это стебель с расположенными на нем … и … .

2. На побеге находятся … и … почки.

3. Угол между стеблем и листом называется …, а почки, расположенные в нем, – … .

4. У сирени и клена листья расположены … .

5. У тополя, березы и черемухи листья расположены … .

6. Если на черешке одна листовая пластинка, то такой лист называют … .

7. Если на общем черешке расположено несколько листовых пластинок, то такой лист называют … .

8. У большинства растений класса однодольных жилкование листа … и …, у двудольных – … .

9. У рябины, желтой акации и конского каштана листья … .

10. … листья у липы, дуба, клена и берёзы.

Задание 2. Выбери правильный ответ.

1. Супротивное листорасположение у:

а) берёзы; 
б) клёна;
в) дуба;
г) липы.

2. Очередное листорасположение у:

а) берёзы;
б) сирени;
в) кленаь;
г) элодеи.

3. Мутовчатое листорасположение у:

а) березы;
б) сирени;
в) клена;
г) элодеи.

4. Параллельное жилкование у:

а) берёзы;
б) клена;
в) пшеницы;
г) черемухи.

5. Сетчатое жилкование у:

а) берёзы;
б) ржи;
в) пшеницы;
г) ландыша.

6. Дуговое жилкование у:

а) берёзы;
б) клёна;
в) пшеницы;
г) ландыша.

7. Простые листья у:

а) клёна;
б) шиповника;
в) конского каштана;
г) желтой акации.

8. Сложные листья у:

а) клёна;
б) березы;
в) малины;
г) крыжовника.

Задание 3. Верно ли утверждение?

1. Сидячими называются листья, которые не имеют черешка.

2. Черешковые листья состоят из листовой пластинки, черешка и прилистников.

3. Верхушечная почка находится в пазухе листа.

4. Пазуха листа – это угол между стеблем и листом.

5. Сложными называются листья, у которых на черешке находится одна листовая пластинка.

6. У сирени очередное листорасположение.

7. У клёна супротивное листорасположение.

8. Листья берёзы имеют параллельное жилкование.

9. В листе происходят процессы дыхания, образования питательных веществ в результате фотосинтеза, испарения воды.

10. Видоизмененными листьями являются усики гороха и колючки кактуса.

3адание 4. Восстановите логическую цепь.

Черешок + ? + прилистники ––> лист.

Черешок + несколько листовых пластинок ––> ? .

Стебель + почки + листья ––> ? .

http://bio.1september.ru/2008/12/24.jpg

Лабораторная работа .Сухие и сочные плоды

Цель: познакомиться с разными видами плодов, особенностями их строения, научиться распознавать 
плоды.

Оборудование: набор плодов и семян (подсолнечник, пшеница, кукуруза, рожь, лещина, томат, виноград, рябина, фасоль, горох, сурепка, мак, лён, клён, ясень, одуванчик); таблицы «Плоды и семена», «Сочные плоды», «Сухие плоды»; рисунки учебника.

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите плоды. Найдите сочные и сухие плоды.

2. Сочные плоды разделите на односемянные и многосемянные. С помощью схемы определите их название.

3. Разделите сухие плоды на односемянные и многосемянные. С помощью схемы определите их название.

4. Заполните таблицу.

5. Сделайте вывод о многообразии плодов.

http://bio.1september.ru/2008/12/29.gif

Таблица. Многообразие плодов

Название плода

Тип плода

Какие растения имеют такой вид плода

Сочный или сухой

Односемянный или многосемянный

 

 

 

 

 

http://bio.1september.ru/2008/12/25.jpg

Проверочные задания

Задание 1. Вставьте пропущенные слова.

1. Плод образуется из … .

2. Околоплодник образуется из … .

3. В плоде может быть одно семя, тогда плод называется … .

4. Плод, в котором имеется много семян, называется … .

5. Если околоплодник сочный, то плоды называются … .

6. Плоды огурца, крыжовника, вишни относят к … плодам.

7. Ягода и яблоко – … сочные плоды.

8. Если из стенок завязи образуется пленчатый, тонкий околоцветник, то такие плоды называют … .

9. Зерновка, семянка, орех, коробочка, боб, стручок – … плоды.

10. Сухие многосемянные плоды, у которых семена лежат на двух раскрывающихся створках (горох, фасоль), называются … .

11. Сухие многосемянные плоды, которые раскрываются двумя створками (капуста, сурепка), а семена лежат на краях перегородки, называются … .

12. Сочные многосемянные плоды, у которых семена лежат внутри сочной мякоти плода (помидор, виноград, ландыш), называются … .

13. Сочные многосемянные плоды, у которых семена лежат в пленчатых сухих камерах, мякоть плода образована сросшимися завязью и цветочной трубкой (яблоня, груша), называются … .

14. Сочные односемянные плоды, покрытые снаружи кожицей, в средней части находится сочная мякоть, внутренний слой – одревесневший и образует косточку, а семя лежит свободно (вишня), называется … .

Задание 2. Выбери правильный ответ.

1. Истинный плод развивается из:

а) завязи пестика; 
б) цветоложа; 
в) пыльников;
г) рыльца пестика.

2. Сочный многосемянный плод, покрытый тонкой кожицей, – это:

а) яблоко;
б) ягода; 
в) костянка;
г) тыквина.

3. Плод, в котором семена располагаются на поперечной перегородке, – это:

а) коробочка;
б) боб; 
в) стручок;
г) орех.

4. У земляники плод:

а) костянка;
б) семянка; 
в) зерновка;
г) многоорешек.

5. У пшеницы и ржи плод:

а) костянка;
б) семянка;
в) зерновка;
г) многокостянка.

6. У подсолнечника плод:

а) костянка;
б) семянка;
в) зерновка;
г) многокостянка.

7. У вишни плод:

а) костянка;
б) семянка;
в) зерновка;
г) многокостянка.

Задание 3. Верно ли утверждение?

1. Плод образуется из завязи, состоящей из одного или нескольких плодолистиков.

2. После опыления и оплодотворения к завязи поступают питательные вещества, и она постепенно превращается в спелый плод.

3. Если в завязи одна семяпочка, то образуется многосемянный плод.

4. Из стенок завязи образуется околоплодник.

5. По типу строения кожуры плода различают сухие плоды (кожура которых сухая, вплоть до одревеснения) и сочные плоды (околоцветник мясистый).

6. Костянка, зерновка, семянка – многосемянные сухие плоды.

7. Околоплодник защищает семена от неблагоприятных воздействий.

8. Ягода – это сочный многосемянный плод.

9. Пшеница, рожь и подсолнечник имеют плод зерновку.

10. Фасоль и горох имеют плод боб.

11. Сурепка, пастушья сумка гречиха имеют плод стручок.

3адание 4. Восстановите логическую цепь.

Семя + мясистый околоплодник ––> ? .

Семя (одно или несколько) + ? ––> сухие плоды.

Коробочка ––> много семян + ? .

Лабораторная работа № 10. Строение семян

Цель: познакомиться со строением семян; типами семян; особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.

Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли, бобов, зерновки пшеницы и ржи, препаровальные иглы, лупы, гербарные экземпляры растений фасоли и пшеницы; таблицы «Строение и прорастание семени фасоли», «Строение семени пшеницы», модель зерновки пшеницы, учебник (с. 41).

Инструктивная карточка

Класс разделить на 2 группы по желанию. Первая группа рассматривает семена фасоли и пшеницы, вторая – семена бобов и ржи.

1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли (или бобов). Сравните их размеры и внешнюю форму.

2. Найдите рубчик. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевый корешок, стебелек, почечку.

3. Зарисуйте семя фасоли (или бобов) и подпишите его части.

4. Выясните, в какой части семени фасоли (или бобов) находятся питательные вещества.

5. Читая учебник, выясните, в каких частях семени могут запасаться питательные вещества у других двудольных растений.

6. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы (или ржи).

7. Препаровальной иглой попробуйте снять часть плодовой оболочки с набухшей и сухой зерновки. Объясните, почему она не снимается.

8. Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком учебника, изучите строение зародыша.

9. Зарисуйте зерновку пшеницы и подпишите ее части.

10. Пользуясь учебником, выясните, какие особенности строения могут иметь семена других однодольных растений.

11. Вспомните, какими еще признаками обладают двудольные и однодольные растения.

12. Составьте схемы строения семян.

http://bio.1september.ru/2008/12/30.gif

13. Сделайте вывод о строении семян.

14. Ответьте на вопросы.

– В каких частях семени могут запасаться питательные вещества у двудольных растений?

– Какие особенности строения имеют семена однодольных растений?

Класс Двудольные (семя фасоли)

Класс Двудольные (семя фасоли)

Класс Однодольные (семя пшеницы)

Класс Однодольные (семя пшеницы)

Проверочные задания

Задание 1. Вставьте пропущенные слова.

1. Основными частями семени двудольных растений являются семенная … и … .

2. Семенная кожура ... семя растения от … .

3. Эндосперм – это … … для развития зародыша.

4. Запасные вещества накапливаются в … и … .

5. Однодольными называют растения, в семени которых … … .

6. Зародыш семени однодольного растения состоит из …, …, … и … .

7. Различие семени однодольных и двудольных растений в количестве … .

8. … – это след от семяножки.

9. Околоплодник срастается с семенной кожурой у … растений.

10. Двудольными называют растения, в семени которых … … .

Задание 2. Выбери правильный ответ.

1. Однодольными называются растения, в семенах которых содержится:

а) одна семядоля;
б) две семядоли;
в) три семядоли;
г) четыре семядоли.

2. Запас питательных веществ у семян фасоли, необходимый для развития зародыша, находится в:

а) корешке;
б) почечке;
в) семядолях;
г) семенной кожуре.

3. Запас питательных веществ у семяни пшеницы находится в:

а) корешке;
б) почечке;
в) семядолях;
г) эндосперме.

4. Снаружи семя покрыто:

а) корешком;
б) почечкой;
в) семядолями;
г) семенной кожурой.

5. У однодольных растений зародыш состоит из:

а) околоплодника, эндосперма и корешка;
б) эндосперма, семядоли и почечки;
в) семядоли, почечки, стебелька и корешка;
г) семенной кожуры, семядоли, эндосперма.

6. К однодольным растениям относятся:

а) кукуруза;
б) фасоль;
в) горох;
г) дуб.

7. Зародыш семени двудольных растений состоит из:

а) эндосперма, семядолей;
б) корешка, стебелька, 2 семядолей;
в) семенной кожуры, корешка, стебелька;
г) 2 семядолей, семенной кожуры, эндосперма.

8. Семя растения от механических повреждений защищает:

а) корешок;
б) почечка;
в) семядоли;
г) семенная кожура.

9. Эндосперм:

а) обеспечивает питательными веществами раз-вивающийся зародыш; 
б) защищает семя от высыхания; 
в) защищает семя от механических повреждений;
г) дает начало новому растению.

10. Зародыш:

а) обеспечивает питательными веществами раз-вивающийся зародыш; 
б) защищает семя от высыхания; 
в) защищает семя от механических повреждений;
г) дает начало новому растению.

Задание 3. Верно ли утверждение?

1. Семя – зачаточное растение.

2. Под семенной кожурой обнаруживается эндо-сперм.

3. Семя развивается из семязачатка.

4. Семя покрыто эндоспермом.

5. Семенная кожура защищает от высыхания и механических повреждений.

6. Рубчик – след от семяножки.

7. Зародыш семени однодольных растений состоит из двух семядолей, стебелька, почечки и корешка.

8. К однодольным растениям относятся пшеница, рожь, кукуруза.

9. У однодольных растений семя одето околоплодником и образует плод зерновку.

10. К двудольным растениям относятся фасоль, горох, бобы, пастушья сумка, лютик и фиалка.

3адание 4. Восстановите логическую цепь:

Корешок + стебелек + ? + ? ––> зародыш семени двудольных растений.

1 семядоля + стебелек + корешок + ? ––> ? .

Семя двудольных растений ––> ? + зародыш се-мени.

Семя однодольных растений ––> ? + зародыш семени + ? .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути решения проблем здоровьесбережения средствами личностно ориентированной педагогической технологии

Внедрение в практику основных положений личностно ориентированной технологии (автор Якиманская И.) позволяет решить многие вопросы индивидуального подхода к учащимся. Следует отметить, что учителю нео...

Личностно - ориентированные педагогические технологии преподавания химии. Адаптивная система обучения.

Адаптивная система обученияМетодическая разработка урока химии 8 класса. АСО. Количество вещества (обобщающий урок)Методическая разработка урока химии 8 класса. АСО. Степень окисления (изучение нового...

Проект – личностно-ориентированная педагогическая технология.

Основные преимущества использования проектной технологии....

Личностно-ориентированные коммуникативные технологии как средство формирования основных компетентностей обучающихся петербургской школы (из опыта работы)

Cтановится актуальным внедрение в учебно-воспитательный процесс современных личностно-ориентированных коммуникативных технологий, способствующих формированию комплекса следующих компетентностей обучаю...

«Применение в воспитательной работе личностно-ориентированного подхода, технологии педагогики сотрудничества»

в данном докладе учитель расскрывает тему личностно-ориентированного подхода...

Из опыта работы«Внедрение личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий в развитие творческого потенциала детей с ОВЗ»

              «Главное для педагога - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочк...