«Применение в воспитательной работе личностно-ориентированного подхода, технологии педагогики сотрудничества»
статья

Бодырская Юлия Вячеславовна

в данном докладе учитель расскрывает тему личностно-ориентированного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_mo.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Министерство образования Саратовской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области

«Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 2 г.Саратова»

410012, г.Саратов, ул. им Гоголя Н.В., 42, тел/факс 73-40-34, e-mail: obrazuch2-8vida@yandex.ru

Доклад

на МО классных руководителей на тему: «Применение в воспитательной работе личностно-ориентированного подхода, технологии педагогики сотрудничества»

 

Подготовила:

учитель I квалификационной категории

Бодырская Ю.В.

Саратов  2019 г.

      Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.                                                                                       

    Школьный возраст — наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в этом возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании всех его психических качеств и свойств. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Он становится «Общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых, получает общественную оценку. Однако, в большинстве случаев обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья не обладают достаточным социально-коммуникативным опытом, что затрудняет их продуктивное взаимодействие с окружающими людьми. Использование личностно — ориентированного подхода в педагогической работе с детьми с ОВЗ позволяет сгладить сложную структуру их дефекта, способствуя максимально комфортной адаптации детей к социальной среде. Личностно-ориентированный подход— это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания и самореализацииличности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Основной целью личностно-ориентированного подхода в воспитательном процессе является помощь ребенку в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности, в адаптации ребенка к окружающему миру. Значимость такого подхода, сегодня очевидна, так как он нацелен на создание атмосферы, ориентированной на индивидуальность обучающегося, что является основой гибких прогрессивных технологий, где выбор методов, приемов, наиболее действенен и отвечает индивидуальным особенностям и потенциальным возможностям каждого ребенка, при которых педагогический процесс становится наиболее эффективным. Так, при использовании личностно-ориентированного подхода воспитатель на каждом занятии создает условия для формирования познавательной деятельности, превращая обучающегося в субъекта, заинтересованного в получении знаний, собственной деятельности. Дети работают все время. Происходит постоянный диалог: воспитатель-ребенок. В отличие от традиционных занятий, где воспитатель показывает, объясняет, раскрывает, требует, упражняет, проверяет, оценивает, являясь при этом центральной фигурой, использование личностно — ориентированного подхода предполагает, что педагог становится организатором познавательной деятельности, в которой обучающийся опирается на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Воспитатель объясняет, показывает, напоминает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральной фигурой при этом становится воспитанник. Педагог специально создает ситуацию успеха, сопереживания, поощрения, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, побуждает, воодушевляет, формирует мотивы, закрепляет авторитет ребенка. Деятельность воспитанника также претерпевает изменения. Если на традиционном занятии ребенок — это объект обучения, на которого направлено воздействие педагога, то при использовании личностно — ориентированного подхода обучающийся становится субъектом деятельности педагога. Деятельность идет не от него, а от самого обучающегося. Используется метод проблемно-поискового и проектного обучения. Отношения «педагог-ребенок» преобразуются при этом в субъект-субъектные. Работа проводится со всеми воспитанниками. Воспитатель фактически организует работу каждого ребенка, создавая условия для развития личностных возможностей, включая формирование их рефлексного мышления и собственного мнения, что принципиально важно для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Педагогу при подготовке и проведении личностно — ориентированных занятий, игр, бесед, при разработке проектной деятельности необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, а также психологические особенности данного возраста. Это поможет воспитателю правильно выбрать приемы, средства, методы и формы педагогической работы. Приведем примерный алгоритм построения воспитательного часа с использованием личностно-ориентированного подхода. Интересное начало — точка удивления Игры на систематизацию знаний (Чем похожи? Чем отличаются? «Системный оператор», «Что сначала, что потом?») Сообщения детей Метод эмпатии (физ. минутка) Опытно-экспериментальная деятельность Умозаключения детей на основе опытов и ранее полученных знаний Решение проблемных задач, ситуаций Продуктивная деятельность. Применение этого алгоритма и, в целом, использование личностно-ориентированного подхода в воспитательном процессе позволит педагогу с помощью систематизированных активных методов включить в деятельность каждого обучающегося с ОВЗ, поставить его в личностно-развивающую ситуацию, обеспечить становление личного опыта, выработку знаний и собственного мнения, что будет способствовать максимально комфортной адаптации обучающихся к социальной среде.

Наличие у педагога представлений о сущности, строении структуре личностно-ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия. В качестве надежной опоры классный руководитель может использовать представления при подготовке и проведении личностно-ориентированного классного часа и других внеклассных мероприятий, при планировании и организации воспитательной деятельности, направленной на развитие индивидуальности отдельного ребенка и классного сообщества в целом.

  Технология педагогики сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются:

· Переход от педагогики требований к педагогике отношений

· Гуманно – личностный подход к ребёнку

· Единство обучения и воспитания        

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:

- превращение школы Знания в школу Воспитания;

- постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

- гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих       ценностей;

- развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;

- возрождение национальных культурных традиций;

- сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

- постановка трудной цели.

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА не была изобретена, на нее невозможно взять патент. Учителя-экспериментаторы лишь увидели ее, смогли увидеть в результате своих многолетних трудных экспериментов. Они научились хорошо учить всех, не разделяя детей по способностям и в то же время предоставляя каждому возможность учиться на пределе своих сил, что и ведет к развитию ребенка. И они обнаружили, что общий корень их поисков и находок – сотрудничество с детьми. Они меняли свои методики, как оказалось, с одной целью: чтобы достичь отношения сотрудничества.Вот это единство отношений сотрудничества и новых методик,рассчитанных на сотрудничество с детьми, и составляет суть педагогики сотрудничества.

Личностно - ориентированный подход в воспитательной работе

Личностно-ориентированный подход отличается от традиционного тем, что ребенок не просто "напичкивается" информацией (знаниями), но еще приобретает умения и навыки в практическом и психологическом плане, исходя из собственных личностных качеств и природных способностей.

 Внедрение личностно-ориентированного подхода в воспитательную работу позволит создать условия для самореализации учащихся, развития способности адаптироваться к условиям новой жизни.

Особенности личностно-ориентированного подхода

Воспитатель и педагог всегда искренни со своими воспитанниками, потому их ученики не боятся откровений.

Дети рождаются разными и личностный подход необходим, чтобы выровнять их развитие. Ребенок в будущем достигнет желаемого уровня и в работе, и в жизни.

Отношения между детьми и взрослыми основаны на любви и уважении друг к другу в отличие, например, от природосообразной педагогики, которая не считала нужным подстраиваться под ученика или быть с ним на равных.

Учитель и воспитатель постоянно изучают вкусы и взгляды, темперамент и черты характера каждого воспитанника.

Педагог следит за развитием ребенка и по мере его возможностей усложняет трудности, которые обеспечивают прогрессивное развитие маленькой личности.

При личностном подходе воспитатель вовремя выявляет причины, мешающие достижению цели, и сразу их устраняет, не давая усложниться ситуации.

Нет одинаковых детей, как и нет одинаковых подходов. Есть опыт и профессионализм в личностном подходе к каждому ребенку.

Ребенок имеет право находить себя в любой сфере творчества, только так он достигает успехов.

Личностно-ориентированный подход – это уход от авторитарного воспитания, где ребенок находится под жестким личностным давлением.

Сегодня воспитательная работа обязана ставить своей целью дать обществу яркую личность, изумляющую и удивляющую красками своей натуры и характера. Этого требует динамично развивающееся общество. На жизненную арену выходят люди нового типа раскрепощенные, прагматичные в мыслях и действиях, независимые и свободные от шаблонов

Организуя работу с классным коллективом, с семьями своих учеников, каждый педагог должен задать себе вопросы: «Кого и как я хочу воспитать? К чему готовить в жизни? На чём воспитывать? Какие качества стали наиболее важными?».

Все воспитательные функции в настоящее время переложены на школу.  СМИ, телевидение, интернет всеми правдами и неправдами пытаются опорочить честь школы, честь учителя.  Включите телевизор, откройте газету и вы увидите, что большинство программ и статей не выполняют воспитательных функций, а решают противоположную задачу.  А ведь ученик  предоставлен сам себе, смотрит что придется.  Родители заняты, в основном, зарабатыванием денег, детям уделяется очень мало времени.  И поэтому мы остаемся, практически, единственными представителями, которые занимаются воспитанием подрастающего поколения.  И в этой связи часто перед нами встает вопрос: как сделать воспитательный процесс удачнее.  Одной из форм воспитательной работы является классный час.

Классный час – одна из основных форм внеклассной воспитательной работы.  Каким ему быть – решают учитель и ученики, и тогда классный час превращается в час общения, доверительный разговор близких людей, когда каждая встреча становится интересной и нужной каждому. 

Классный час – это форма воспитательной работы, при которой учащиеся принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений  к окружающему миру

Личностно-ориентированный классный час – это, прежде всего, подход к каждому ученику, позволяющий поддерживать процессы самопознания личности ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности.

 Чтобы подготовить личностно-ориентированный классный час, нужно вместе с детьми выбрать тему (интересна ли она для них?). В подготовке классного часа должны принимать участие все учащиеся класса (групповая и индивидуальная деятельность).

          Педагог старается сделать все для того, чтобы готовящееся дело было полезным и интересным для каждого.

           Классный руководитель должен подумать о том что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа были обеспечены положительный эмоционально-психологический настрой и готовность учащихся к участию в коллективном разговоре; в какие моменты дети смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности; каким образом необходимо подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность.

           Анализ и оценка результативности классного часа – это обогащение жизненного опыта, личностное значение, комфортность и активность детей в классном часе.

         Критерии эффективности личностно-ориентированного классного часа:

- личная значимость для учащихся
-благоприятный психологический климат
-возможность для проявления и развития индивидуальных способностей школьников
-обогащённость жизненного опыта
-духовно-нравственная ценность
-вовлечённость учащихся в подготовку и проведение классного часа.

На основе этого, мной, как классным руководителем на протяжении последних двух лет решались следующие воспитательные задачи:

  • Воспитывать любовь к малой Родине, семье, природе родного края, народным традициям.
  • Учить доброте, милосердию, отзывчивости, толерантности.
  • Воспитывать интерес к учебе, стремление повышать качество своих знаний, способствовать развитию нравственного и духовного мира детей.
  • Учить самостоятельности, умению отвечать за свои поступки, нести за них ответственность.
  • Формировать правосознание ученика, гражданскую позицию.
  • Пропагандировать здоровый образ жизни, любовь к физкультуре и спорту.
  • Организовывать сотрудничество и взаимодействие обучающихся, учителей и родителей.

 В воспитательном процессе реализую направления программы: “Наша Родина”, “Человек”, “Здоровье”, « Природа», “Семья”, “Труд”, “Культура”,

В классе я проводила классные часы «Дружбой дорожить умейте», « Если друг оказался вдруг» - на которых ученики очень откровенны, легко идут на разговор, делают выводы о правильности тех или иных поступков.

Проводились классные часы по патриотическому воспитанию: «Страна, где я живу», цикл бесед «Символы государства, области, района», « Ещё раз о правах и обязанностях», «Что значит быть гражданином», «Их имена забыть нельзя»,

Проводились беседы по социально-нравственной тематике: «Поговорим о милосердии», «О жадности и жадинах», «Что такое толерантность?»

В ходе систематической совместной работы по указанным направлениям на первый план выходит приоритет личности человека — ученика, родителя, учителя. Поэтому, работая с детьми, стараюсь придерживаться определённых заповедей:

- принимать ребенка таким, какой он есть, с его слабостями и недостатками, стремлениями и темпераментом;

- увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества;

- для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце - способность к общению, к признанию равенства души;

- потихоньку, не ожидая быстрых результатов, учить маленького человека чувствовать другого человека;

- главное – идти вместе с детьми по пути их взросления: именно вместе, а не рядом, именно участвуя, а не наблюдая.

Технология педагогики сотрудничества

Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.
Мы воспитываем вовсе не примером, как принято считать, а отношением,
собеседничеством, сотрудничеством. Педагогика занимается именно вопросами сотрудничества с частью человечества, называемой словом “дети”. Педагогика – наука об искусстве сотрудничества.
Многие верят, будто есть какое-то средство для воспитания
самостоятельности, и другое средство – для воспитания мужества, и третье –
для воспитания честности. Мы все думаем, что недостатки ребенка – вроде
набора болезней и на каждую болезнь есть своя пилюля. Да нет же, это не
отвечает действительности.
Как научить самостоятельности? Очень просто! Надо помочь ему создать
такой внутренний мир, наделить его такой душой, таким духом, чтобы он не
бежал от свободы, а стремился к ней и умел управлять собой на свободе.
Первая цель воспитания, явная и бесспорная, заключается в
самостоятельности. Ребенка мы должны вырастить и поставить на ноги, чтобы он был достаточно развит и обучен, был крепок духом, чтобы не виснул на людях и не зависел от них.
Ускользающий от нас секрет слова “самостоятельность” заключается в
том, что самостоятельный – значит, свободный.
Если в семье мир, если ребенок с первых шагов чувствует себя свободным
и знает вкус самостоятельности, то его порыв к самоосвобождению растет, он стремится стать лучше, сильнее, старается освободиться от собственной
слабости, неумелости, стремится к мастерству в любимой работе – лишь мастер действительно независим и свободен. Самоосвобождение – это, по сути, то же,что и самовоспитание, но первое из двух слов точнее описывает процесс.
Мы полагаем, что надо воздействовать на ребенка, чтобы исправить его.
Так и пишут: воспитание – это воздействие. Некоторые, более прогрессивные люди говорят, что надо направить усилия на самого себя – измениться,переделаться в другого человека, самоусовершенствоваться. Но ни то ни другое для многих людей невозможно. Я не могу своей волей переделать себя.
Призывы к самовоспитанию, как показывает опыт, остаются призывами. Не умею я воздействовать и на ребенка, у меня нет на это сил, способностей,
времени. А главное, ни то ни другое, ни мне ни ребенку – не приносит
ничего, кроме разочарования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекция воспитания на уроке. Индивидуальный подход через педагогику сотрудничества.

КОРРЕКЦИЯ ВОСПИТАНИЯ НА УРОКЕ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА....

Развитие творческой личности ребенка принципами личностно-ориентированного педагогического подхода.

В моей практике постоянно встречаются дети, которые не теряют интереса к изобразительной деятельности на протяжении всех ...

Статья "Элементы технологии "Педагогика сотрудничества" на учебных занятиях по дисциплине "Мировая художественная культура" "

Статья "Элементы технологии "Педагогика сотрудничества" на учебных занятиях по дисциплине "Мировая художественная культура" "...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ТЕМЕ: «Животные – домашние и дикие. Лондонский зоопарк»...

Из опыта работы. Применение уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении

Из опыта работы. Применение уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении...

Консультация "Применение технологии "Педагогика сотрудничества" в работе воспитателя"

В консультации даны рассуждения на тему использования технологии "Педагогика сотрудничества" в работе воспитателя семейного центра....